ПЕДАГОГИКА
УДК 378
СРЕДСТВА ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2009 Т.А.Антонова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 14.03.2008
Статья содержит модель, по формированию культуры здоровья будущих учителей средствами этгно-педагогики. Значительное место в структуре представленной работы отведено понятийно - смысловому поиску нового подхода по формированию культуры здоровья будущего учителя, для обеспечения обучения азбуке культуры здоровья на основе этнических ценностей.
Ключевые слова: этнопедагогика, образовательная система, культура здоровья учителя.
Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке педагога, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, потребностям государства в педагогических кадрах, способных решать современные общественно значимые задачи.
Социально-политические, демографические, экологические и экономические перемены в современном обществе, межнациональные конфликты заставили по-новому взглянуть на национальные отношения как на фактор устойчивого развития, основу стабильности и согласия между народами.
Основные принципы развития национальной образовательной политики в России нашли отражение в Государственной программе «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», Законе Российской Федерации «Об образовании» и раскрыты в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года.
Особое значение данные вопросы имеют для Поволжского многонационального региона, в частности для Самарской губернии, где согласно переписи населения 2002 года русские составляют - 83,6%, татары - 3,9%, чуваши - 3,1%, мордва - 2,7%, украинцы -1,9%, казахи - 0,5%, белорусы - 0,4%, немцы - 0,3%, евреи - 0,2%, башкиры - 0,2%, ма-
Антонова Татьяна Анатольевна, преподаватель кафедры зоологии. E-mail: [email protected]
рийцы - 0,1%, представители других национальностей - 1,8%. Однако, как показывают исследования А. К.Демина, Н.И.Лисовской, З.И.Тюмасевой, М.Г.Романцова неприкосновенный запас резерва репродуктивной прочности популяции сегодня сократился на 20 -25%, в то время как его потери до 30% разрушают базовые механизмы эволюции человека, поэтому не случайно, что науке и педагогической практике предъявлен социальный заказ на поиск путей сохранения российского этноса и его здоровья.
В связи с чем, возникает противоречие между социальным запросом общества в необходимости внедрения этнопедагогического подхода в профессиональном образовании по формированию культуры здоровья будущих учителей и недостаточностью применения его в образовательной системе.
В сложившихся условиях актуальной становится проблема формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, от уровня сформированно-сти которой в значительной степени зависит не только успех их профессиональной деятельности, но и решение национально-демографической проблемы в регионе и в целом по стране. Вопросами здоровьесбере-жения занимались многие исследователи (И.И.Брехман, Г.К.Зайцев, Н.Б.Захаревич, Ю.Г.Иванов, В.В.Колбанов, Н.К.Смирнов, В.П.Соломин, А.И.Субетто, Л.Г.Татар-никова, З.И.Тюмасева), теоретические и методологические аспекты проблемы этнопеда-
гогики отражаются в работах Н.И.Ашма-риной, Р.Г.Ахметьяновой, Л.Н.Бережновой, Ю.В.Бромлей, Г.Н.Волкова, А.А.Ивановой, В.Ф.Гениша, Г.М.Давлетшиной.
Однако, несмотря на существенный интерес исследователей и значимость полученных к настоящему времени результатов проблема формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики по-прежнему не решена. Причины этого в недостаточной изученности многих ее аспектов: о отсутствие общепризнанного понимания комплексного феномена формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики;
о не определены структура и содержание подготовки будущего учителя в области культуры здоровья средствами этнопеда-гогики, требующей специально организованных мер по её формированию и имеющей значительный потенциал в решении проблемы повышения качества образования подрастающего поколения; о недостаточная разработанность теоретико-педагогических основ процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, отражающих его природу и возможность совершенствования; о мало изучены и освещены ее целевые, содержательные, организационные, методи-ко-технологические и результативные составляющие. Всестороннее изучение проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедаго-гики, определение разработанных и малоизученных аспектов предполагает, прежде всего, обращение к её генезису. Анализ историографии исследуемой проблемы позволил нам выделить три периода ее становления.
Всестороннее изучение проблемы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, определение разработанных и малоизученных аспектов предполагает, прежде всего, обращение к её генезису. Анализ историографии исследуемой проблемы позволил нам выделить три периода ее становления.
I период (конец XIX в. - середина 50-х гг. XX в.) характеризуется тем, что проблема не является предметом специального изучения, не сформирован терминологический аппарат, подготовка педагогических кадров носит стихийный, научно необоснованный характер. В педагогической практике встречаются редкие случаи организации обучения буду-
щих учителей отдельным аспектам формирования отношения к здоровью.
Во II периоде (60г. до середины 90-е гг. XX в.) сформировались предпосылки комплексного изучения проблемы. В это время активно разрабатываются вопросы комплексного подхода к профессиональной подготовке педагогических кадров. Осознается глубинная взаимосвязь проблемы здоровья человека и состояния окружающей среды.
III период (с середины 90-х гг. XX в. - до настоящего времени) характеризуется комплексным и всесторонним изучением проблемы «здоровья» и условий для формирования; сохранения, укрепления его как важнейшего фактора развития личности, ее культуры здоровья посредством медико-педагогического воспитания и внедрением в практику профессионального образования. Эффективная реализация этого процесса вызвали необходимость формирования культуры здоровья в образовательной среде. Анализ историографии проблемы показал, что в педагогической науке к настоящему времени накоплен определённый теоретический и практический опыт в области исследуемой проблемы, что делает необходимым и возможным построение на данной основе модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагоги-ки в условиях высшего профессионального образования. Построение такой модели предполагает прежде всего, упорядочение терминологического аппарата исследуемой проблемы. Исследование целеполагающей, содержательной, технологической и результативной сторон формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики привело нас к выделению следующих понятий: «культура», «здоровье», «культура здоровья», «формирование культуры здоровья», «этнопедагогическая среда», фундаментом которых являлось базовое понятие «культура».
Культура (от лат. culture - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Поскольку в настоящее время культура рассматривается как социокультурный механизм, регулирующий социализацию и индивидуализацию личности, то мы считаем целесообразным определить её как «совокупность качеств и
установок личности профессионала, необходимых для её самореализации, направленной на продуктивное преобразование себя и окружающей действительности».
Культура политипична, полиморфна, ин-тегративна. Среди общих составляющих культуры исключительно важна культура здоровья, поскольку ее наличие позволяет выживать человеку и развиваться в социальной системе.
Понятие «культура здоровья» является видовым по отношению к более общей родовой категории «культура» и «здоровье». Ибо, указывает С.Н.Глазачев и О.Н.Козлова, «в процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного к «дробному» видению. И в период наибольшей дробности «мозаичности» культуры в ней возникает новая тенденция - постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенного на связях».
По определению Всемирной организации здравоохранения: «здоровье - состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». По мнению З.И.Тюмасевой «здоровьем динамической системы называется динамическое равновесие эндогомеостаза и экзогомеостаза этой системы».
В трактовке понятия культура здоровья мы придерживаемся современных научных подходов определяющих его как «степень совершенства, достигаемая в овладении теорией и практикой оптимизации жизнедеятельности человека, направленная на адекватную реализацию его генетического потенциала, укрепление и развитие резервных возможностей организма с одной стороны, и оздоровление окружающей его биосоциальной среды с другой, что в конечном итоге будет способствовать успешному выполнению функций индивида и прогрессу человечества в целом».
Культура здоровья - составная часть мировоззренческой позиции человека, проявлениями которой является здоровьетворя-щее мышление и здоровьесберегающее, здо-ровьеформирующее поведение. Они ведут не только к самосовершенствованию индивидуального здоровья и стремлению качественного изменения здоровья окружающих людей, но и выстраиванию духовно-нравственных отношений с природной и социальной средой, что обуславливает важность его формирования в онтогенезе человека.
Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики трактуется нами как «процесс, позволяющий учителю эффективно осуществлять этнопе-дагогическую деятельность, направленную на оздоровление собственного организма, раскрытие резервных возможностей человека и формирование навыков ведения здорового образа жизни».
Наиболее продуктивное решение такой задачи возможно с позиций системно-дея-тельностного, личностно-ориентированного, этнопедагогического подходов.
Системно-деятельностный подход как совокупность положений системного и дея-тельностного позволяет рассмотреть подготовку будущего учителя по формированию культуры здоровья средствами этнопедаго-гики комплексно, как систему, с учетом особенностей деятельности и взаимодействия участников процесса.
Личностно-ориентированный подход формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики дает возможность более полной реализации внутренних ресурсов на основании взаимопомощи, сотрудничества субъектов учебно-воспитательного процесса. Образование, построенное на идеях личностно-ори-ентированного подхода, «не занимается формированием личности с заданными свойствами, а создает условия для полноценного проявления и развития личностных функций преподавателя и обучаемых». При этом культура здоровья будущего учителя является условием самосовершенствования личности и результатом оздоровления.
Этнопедагогический подход дает возможность построения образовательного процесса с учетом культурного наследия, норм, ценностей, доминирования культурно значимого взаимодействия между субъектами образовательного процесса. Он определяет способность специалиста эффективно решать задачи на основе учета многовекового опыта культурных традиций и творчества народа. В качестве основных позиций этнопедагогиче-ского подхода выступают: о отношение к человеку как субъекту социализации, способному к культурному самоизменению; о отношение к факторам социализации как посредникам между обучаемым и национальной культурой, способным ввести его в мир культуры, оказать поддержку развивающейся личности; о отношение к этносоциализации как процессу инкультурации, движущимися си-
лами которого выступают личностные характеристики и диалог.
На основе выделенных подходов, их положений была разработана модель формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, которая включала в себя четыре блока: целеполагание, содержательный, организационный и результативный.
Блок целеполагания осуществлял целевую функцию модели, обеспечивающую формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. Он был направлен на формирование субъектной социально-профессиональной позиции учителя, развитие устойчивой познавательной активности и стремление к творческому применению этновалеологических знаний и умений в процессе своей деятельности.
Содержательный блок выполнял организующую, обучающую функции, его наполнение представляло собой подобранную специальным образом систему учебных занятий, направленных на формирование культуры здоровья будущего учителя средствами эт-нопедагогики. Его реализация включала три основных этапа: 1) ознакомление с этнопеда-гогическим образованием, с его этнической составляющей; 2) выбор этнопедагогических ценностей, необходимых для ведения будущей работы в школе; 3) реализацию образовательных технологий в процессе формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики. Блок был представлен совокупностью трех взаимосвязанных компонентов: познавательного, ценност-но-мотивационного и деятельностного. Познавательный компонент включал этнопеда-гогические знания и умения, необходимые будущему учителю для работы со всеми участниками образовательного процесса. Ценно-стно-мотивационный компонент включал этнопедагогические ценностные ориентации, выступающие основой мотивации будущих учителей. Мотивом формирования культуры здоровья будущего учителя средствами эт-нопедагогики выступала убежденность студентов в значимости культуры здоровья, осознание ее как необходимого условия успешного профессионального становления. В составе деятельностного компонента была представлена этнопедагогическая деятельность, в которой формируются такие качества личности, как этническое самосознание, бережное отношение к человеку, к природе, ответственное отношение к своему здоровью и здоровью учащихся, нравственность, трудолюбие.
Организационный блок определял формы, методы формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагоги-ки (коллективные, групповые и индивидуальные). Системно-деятельностная, лично-стно-ориентированная направленность процесса формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики предполагала использование активных методов обучения. Использованные нами технологии способствовали эффективной практической деятельности будущих учителей по достижению намеченной цели.
Результативный блок модели выполнял аналитическую функцию, он включал критерии уровней сформированности культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, которые определялись в зависимости от совокупной оценки знаний, умений, навыков и опыта, приобретаемых в процессе активного взаимодействия студентов и преподавателей с целью усвоения методов формирования культуры здоровья. Эффективность результата взаимодействия зависела от целенаправленных системных воздействий на процесс подготовки и создания необходимых педагогических условий.
Структурные компоненты модели были взаимосвязаны между собой и влияли друг на друга. Каждый структурный компонент обладал уникальными свойствами, методами, средствами соответственно функциям, где совокупность этнопедагогических возможностей среды, под воздействием которых происходило развитие и формирование личности как носителя определённой национальной культуры выступало как потенциал этнопедагогического подхода развития культуры здоровья учителя средствами этнопеда-гогики.
Фундамент модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики составляло несколько основных идей:
о здоровье является феноменом культуры и
главным его достоянием; о здоровьесозидание в процессе культуро-творчества - основообразующая общего и профессионального образования; о базисом развития культуры здоровья и оздоровления подрастающего человека является здоровьесберегающая, этнопеда-гогическая среда, составная часть которой - образовательно-воспитательная среда и здоровый образ жизни; о только тот учитель может создать оздоровительную систему для своих учеников, который создал ее для самого себя;
о системные навыки оздоровления самого себя и своих будущих учеников, создание здоровьеразвивающей этнической среды могут быть сформированы в процессе профессиональной подготовки будущего учителя в системе педвузовского образования средствами этнопедагогики. Это вызывало необходимость разработки технологий формирования и развития культуры здоровья будущего учителя на основе этнопедагогического подхода. Технология, условия, этапы изучения этнопедагогической среды соответствовали конкретному региону Поволжья, его историческим особенностям. Формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики осуществлялось в общей системе профессиональной подготовки, включающей: о учебно-оздоровительную работу, которая строилась на основе изучения учебных курсов. Данная работа организационно, содержательно и процессуально обеспечивалась в ходе аудиторной и внеуади-торной деятельности, учитывающей национально-региональный компонент (биолого-экологической, медицинской, культурологической, этнопедагогической, общепрофессиональной направленности); о оздоровительно-практическую работу со студентами, осуществляемую погружением их в специальную этнопедагогическую, оздоровительную среду и реализуемую в процессе этнопедагогической практики, как основной составляющей педагогической практики; о активное оздоровление, играющее профилактическую роль и повышающее реабилитационный потенциал студентов, перенёсших заболевание, на основе обучения, где оздоровление студентов предполагало комплекс мер, направленных на улучшение здоровья, учитывающих национально-региональный компонент. Разработанная модель формирования культуры здоровья будущих педагогов реализовалась с учётом принципов научности (обладание системой знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления); интегративности, построения системы, имеющей взаимосвязи с курсами педагогики и практической педагогической деятельностью; этнопедагогичности, согласно которому образование соотносится с много-аспектностью разных культур и реализует накопленный опыт воспитания в различных этносах.
Комплекс задач по оздоровлению будущих учителей решался на основе интеграции
идей этнопедагогики, экологии, экологического образования и образования в области здоровья на базе этнопедагогического подхода.
На основе теоретических положений о формировании культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики осуществлялась практическая работа и педагогическая практика в школе, в этих рамках деятельность преподавателя дополнялась и сочеталась с деятельностью обучаемых, по созданию и реализации этнопедагогической технологии в русле формирования культуры здоровья. Индивидуальная программа самосовершенствования будущего учителя в области формирования культуры здоровья средствами этнопедагогики включала в себя: этнопедагогическое самообразование как естественный элемент высококвалифицированной здоровьесберегающей деятельности; профессиональное самообразование, нацеленное на организацию здоровьесберегаю-щей этнопедагогической среды; планирование самообразовательной деятельности; формирование устойчивых знаний и умений, овладение способами их применения на практике.
Исходя из современных требований к организации учебно-воспитательного процесса с учетом специфики формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и имеющихся современных организационно-педагогических средств, мы выделяли комплекс педагогических условий эффективного функционирования модели.
Первое педагогическое условие - организация мотивационного обеспечения процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики.
Процесс формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопеда-гогики начинается с его мотивации. Нами была разработана социально-психологическая модель формирования мотивации к культуре здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, которая включала 5 стадий:
о социально-психолого-педагогическая установка на осознание уровня состояния культуры здоровья; о социально-психолого-педагогическая установка на внешний и внутренний поиск информации и причин, влияющих на формирование культуры здоровья будущего учителя; о социально-психолого-педагогическая установка на оценку деятельности, в кон-
тексте ее соответствия культуры здоровья;
о социально-психолого-педагогическая установка на процесс формирования культуры здоровья и факторы на него влияющие;
о социально-психолого-педагогическая установка на эффективность использования потенциала этнопедагогической среды в оздоровлении организма, развитии культуры здоровья.
Данное условие реализовалось на протяжении всего процесса подготовки будущего учителя в вузе. Используя социально-психологическую модель формирования мотивации культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики, нами был разработан ряд практических рекомендаций, которые способствовали повышению качества профессионального образования специалиста в педагогическом университете.
Второе педагогическое условие - интеграция и реализация этнопедагогического потенциала базовых дисциплин подготовки будущего учителя средствами этнопедагоги-ки.
В образовательном процессе обеспечивалась интеграция отдельных учебных курсов биолого-экологического, медицинского, культурологического, психолого-педагогического циклов общепрофессиональной подготовки студентов в непрерывную содержательную линию «здоровье человека - здоровье окружающей среды - здоровье нации». Содержательно-предметное наполнение её: «Биология с основами экологии», «Основы экологии», «Возрастная анатомия и физиология», «Культурология», «Этнология», «Этнопедагогика», «Культура здоровья» и др. В рамках этих курсов изучались биологические основы, природные законы, на которых базируется устойчивость жизни в разных ее проявлениях - от организма до биосферы, познавались отношения живых организмов с окружающей средой, условия го-меостаза между эндосредой и экосредой открытых экологических систем, рассматривались особенности человека как целостной биоэкосоциальной системы, как феномена живой природы. Это давало возможность студентам получать представления о здоровье человека и его взаимоотношениях с окружающим миром, основных недугах, обусловленных дезадаптивным воздействием эндо и экзофакторов среды. Реализация данного условия повышала уровень культуры здоровья будущего учителя.
Третье педагогическое условие - усиление практико-ориентированной направленности формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики на основе использования возможностей этнопедаго-гической среды, что придавало процессу обучения гибкость, обеспечивало лучшее восприятие учебного материала, позволяло сориентировать будущих учителей на дальнейшее применение на практике в эффективной оздоровительной деятельности с учащимися. В качестве одного из факторов влияющих на формирование культуры здоровья будущего учителя средствами этнопе-дагогики, мы рассматривали деятельность центра содействия сохранению и укреплению здоровья. Основные направления деятельности центра - это:
о оздоровительная работа (система закаливающих процедур; комплекс коррекцион-ных мероприятий, организация двигательной активности); о образование в области культуры здоровья (обучение методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития резервных возможностей организма; формирование установок на ЗОЖ и самореализацию личности); о комплексная диагностика (исследование состояния здоровья обучающихся и родителей, создание базы данных); о консультативная деятельность (помощь по вопросам сохранения здоровья, применения средств и способов укрепления). Основные цели, задачи, программы опытно-экспериментальной работы центра приведены в приложении. Таким образом, формирования культуры здоровья будущего учителя средствами эт-нопедагогики способствует повышению качества профессиональной подготовки и конкурентноспособности специалиста. Апробация модели формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопеда-гогики и условий ее реализации осуществлялась в ходе эксперимента. Констатирующая часть эксперимента была направлена на установление реального состояния процесса формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики и подтверждение актуальности разработки проблемы. Результаты данного этапа показали недостаточный уровень сформированности культуры здоровья, как у выпускников педагогического вуза, так и у молодых учителей.
Формирующий эксперимент был направлен на практическую реализацию модели формирования культуры здоровья будущего
учителя средствами этнопедагогики и проверку влияния выделенных условий на эффективность её функционирования. Схема реализации формирующего эксперимента заключалась в следующем: на начальном этапе проводилось мотивирование студентов и пропедевтика формирования культуры здоровья будущего учителя средствами эт-нопедагогики, изучались его составляющие, приводились примеры задач из практики, для решения которых необходимо применение этнопедагогического подхода. На базовом этапе у будущих учителей формировались знания, умения, навыки и опыт этнопе-дагогической подготовки по формированию культуры здоровья. При этом использовался лекционный материал, лабораторно-прак-тические занятия, дискуссионная форма учебной работы, конференции, кружковая работа, педагогическая практика в нацио-
нальных школах, знакомство с работой «Центра культуры здоровья». На заключительном этапе проводились систематизация и обобщение полученных данных. Как показали его результаты количество респондентов, имеющих созидательное отношение к своему здоровью, учитывающих его этнопе-дагогические составляющие, увеличилось во всех экспериментальных группах (с 12 до 60%), при этом потребительское отношение резко снизилось (с 64 до 23,8%). В то время как в контрольной группе отношение студентов к своему здоровью осталось на прежнем уровне.
Положительная динамика формирования культуры здоровья будущего учителя средствами этнопедагогики служит эффективности модели и решения обозначенных целей и задач исследования.
ETHNOPEDAGOGICS MEANS IN FORMING HEALTH CULTURE OF A FUTURE TEACHERS
© 2009 T.A.Antonova °
Volga region state social-humanitarian academy
The article considers the model of formation of pedagogical students' health culture by ethnopeda-gogics means. The conceptual-semantic search of the new approach to the formation of health culture takes an important place in the structure of the paper for training health culture on the basis of ethnic values.
Keywords: ethnopedagogics, educational system, culture of health of the teacher.
° Antonova Tatyana Anatolevna, the teacher of zoology chair.