9. Хотинец, Ю. В. Формирование этнического самосознания студентов-уд-муртов / Ю. В. Хотинец // Вопросы психологии. - 1998. - № 4. - С. 14-19.
10. Шелепов, Г. Н. Общность происхождения - признак этнической общности / Г. Н. Шелепов// Сов. этнография. - 1967. - № 2. - С. 17 - 20.
УДК 378.637:37.053.6
А. Д. Семенова
ПОДГОТОВКА СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ К ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Обновление содержания образования с учетом многовековых народных традиций выдвинуло новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как от уровня теоретической и практической этнопедагоги-ческой подготовки учителя зависит эффективность учебно-воспитательной работы сельской общеобразовательной школы.
Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть «формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа» [2, с. 263]. Этнопедагогическое образование - это часть целостного педагогического образования.
Содержание этнопедагогического образования учителей состоит из четырех компонентов:
1) системы знаний о культуре, истории, языке, религии, обычаях, биофизических особенностях и традициях народа;
2) системы общих интеллектуальных и практических умений и навыков по передаче национальной культуры;
3) опыта творческой деятельности будущего учителя по использованию народного творчества в учебно-воспитательной работе;
4) опыта эмоционально-волевого отношения к действительности для формирования сознательной профессиональной позиции [2].
Содержание этнопедагогического образования должно обеспечить единство теоретической, практической, нравственно-психологической подготовки учителя к этнопедагогической деятельности. В содержании этнопедагогической подготовки сплавляются воедино многие составляющие: этнопедагогические аспекты общекультурных дисциплин; этнопедаго-гические аспекты медико-биологических предметов; такие сопутствующие предметные дисциплины, как «Методика преподавания родных языков», «Методика преподавания русского языка», «Методика трудового обучения», «Методика изоискусства», «Детская литература» и др.; этнопедагогические аспекты психологии и педагогики; реализация комплекса этнопедагогичес-ких умений в процессе педагогической практики [5, с. 111].
Кроме того, в понятие этнопедагогической подготовки учителей входит развитие необходимых этнопедагогических качеств, овладение этнопедаго-
гическими знаниями, умениями и навыками, отражающими требования квалификационной характеристики учителей национальной школы.
Понятие «этнопедагогическая культура учителя национальной школы» в своем содержании состоит из двух частей: системы этнопедагогических знаний и этнопедагогической деятельности. Первая часть, этнопедагогические знания, определяют такое профессиональное качество, как этнопедагогическая компетентность учителя национальной школы; вторая часть, этнопедагогическая деятельность, - этнопедагогический профессионализм. Этнопедагогическая компетентность учителя предполагает знание им: целей изучения учебных предметов в национальной школе на основе традиционной педагогической культуры, их конкретного наполнения и приоритетности в современных условиях развивающих целей; психологических механизмов овладения этнопедагогическим знанием и способов их использования в процессе обучения для целей развития школьников национальной школы; этнопедагогических понятий и фактов, непосредственно представленных в школьных учебниках и непосредственно связанных с ними [1]; критериев оценки дидактической и развивающей ценности различного этнопедагоги-ческого содержания; способов работы с различным этнопедагогическим содержанием. Духовная культура, народные обычаи, традиции, социальноэтнические нормы выступают ведущими факторами воспитания, оказывают огромное влияние на формирование личности студентов - будущих учителей. Раскрытие механизмов воздействия традиций народной педагогики на будущих учителей является важнейшей задачей современной этнопеда-гогики и этнопсихологии.
Эффективность использования народных традиций зависит от умения учителя, воспитателя использовать все ценное из того, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Передача подрастающему поколению прогрессивных традиций осуществляется через труд, добротворческую деятельность, через приобщение детей и молодежи к истории своего народа и произведениям народного творчества—художественно-прикладного, музыкально-хореографического и др. Народные праздники, ритуалы, олонхо, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, и другие источники, богатые назиданиями, наставлениями, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной и через них — мировой культуры. Все они воспитывают общечеловеческие ценности, такие как следование велению совести, личную порядочность, скромность, доброту, принципиальность, терпимость к инакомыслию, не приносящему вреда людям. Знание духовной культуры своего народа способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования этических норм поведения с высокой культурой общения и межнациональных отношений.
На всех этапах развития сельской школы огромное внимание уделялось подготовке педагогических кадров. Процесс совершенствования подготовки будущих учителей предъявляет сегодня новые, более высокие требования к высшей школе. Проблема подготовки кадров в условиях реализации концепции обновления и развития национальной школы и концепции развития высшей профессиональной школы в первой четверти XXI в. в Рес-
публике Саха (Якутия), перестройки высшего и среднего' образования становится все более актуальной.
На наш взгляд, сложившаяся система профессионального образования недостаточно готовит будущего учителя к этнопедагогизации содержания и технологии обучения. Теоретический анализ научно-педаго-гической литературы, изучение опыта работы педагогических коллективов, работающих в условиях этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, позволяют утверждать, что условием успешности профессиональной подготовки являются: овладение теорией педагогической и этнопедагоги-ческой деятельности; умение профессионально грамотно использовать ее на практике, активно включаться в учебно-воспитательную работу педагогических коллективов, в систему отношений «стажер - педколлектив» и управление этими отношениями.
В последнее десятилетие деятельность многих педагогических коллективов проникнута идеей творческого поиска наиболее эффективных форм организации учебного процесса, в частности, коллективных форм обучения. Обращение к организации коллективной деятельности правомерно. Это объясняется тем, что деятельность учителя носит коллективный характер. Поэтому одной из ключевых проблем педагогических и психологических исследований является активность студентов в ходе профессиональной подготовки в вузе. Самым эффективным путем решения этой проблемы, как нам представляется, является внедрение в программу обучения в вузе коллективных учебных занятий. Такой путь решения диктуется еще и тем, что в общеобразовательных школах, где будут работать будущие учителя, широко внедряется технология коллективного способа обучения.
Нами была проведена экспериментальная работа, в которой выделены следующие направления:
- использование возможностей взаимообучения в формировании личности студента - будущего учителя через организацию аудиторных учебных занятий по технологии коллективного способа обучения;
- профессиональная направленность в организации студентами коллективных учебных занятий во время педагогической практики в национальных школах;
- овладение этнопедагогическими знаниями, умениями и навыками на аудиторных коллективных учебных и внеаудиторных занятиях через выполнение системы творческих заданий и видов работ по использованию материалов народной педагогики, приближающих студентов к задачам и методам этнопедагогической деятельности учителя на творческом уровне (прогноз, выдвижение и проверка гипотезы, конструирование).
Перед нами стояли задачи: вооружить студентов систематизированными знаниями о народной педагогике, научить методике рационального использования знаний народной педагогики в обучении и воспитании, приобщить студентов к исследовательской работе в области народной педагогики.
В целях реализации этих задач мы разработали программу, содержание и методику авторских спецкурсов «Коллективный способ обучения» [3] и «Эт-нопедагогика» [4], в ходе изучения которых осуществляются следующие виды работ, последовательно идущие друг за другом:
1) лекционные занятия по вопросам теории коллективного способа обучения (технологии взаимообучения) и этнопедагогики;
2) самостоятельная работа студентов по изучению теоретического материала (погружение);
3) практикум по методическим приемам коллективного способа обучения (технологии взаимообучения), а по этнопедагогике - взаимообучение студентов по передаче друг другу изученных тем;
4) промежуточный зачет по теории;
5) конструирование коллективных учебных занятий, а по этнопедагогике -конструирование учебных занятий, внеклассных мероприятий и различных сценариев с применением материалов народной педагогики;
6) защита проектов учебных занятий, внеклассных мероприятий;
7) окончательный зачет.
В 1995 г. с целью реализации идей этнопедагогизации в учебный план введен разработанный нами спецкурс «Этнопедагогика». Содержание программы спецкурса предусматривает материалы умственного, нравственного, трудового, физического, эстетического воспитания в народной педагогике, а также пути их применения в практике современной школы. Все это настраивает студентов на углубленное изучение педагогического наследия народа. Будущим учителям раскрываются понятия «этнопедагогика», «народная педагогика», «народные традиции», «педагогическая народная культура» и т. д., рассматриваются цели, средства, факторы, методы и источники, формы обучения и воспитания в этнической педагогике и возможные пути их использования в учебно-воспитательной работе. Спецкурс - естественное логическое продолжение дисциплин психолого-педагогического блока.
Спецкурс имеет большое значение в системе этнопедагогической подготовки учительских кадров, приобщая их к традициям народного воспитания подрастающего поколения. Студенты учатся практически использовать их в различных педагогических ситуациях. Как показывают результаты педагогических исследований последних лет, возрождение традиций народной педагогики обогащает теорию и практику организации учебно-воспитательной деятельности современной школы.
С целью приобщения будущих учителей к исследовательской работе используются задания следующего характера:
- подбор педагогической литературы по определенной проблеме, составление аннотаций на первоисточники и их реферирование;
- сравнение различных мнений, подходов к одной и той же проблеме;
- обобщение и систематизация знаний, полученных из различных источников (составление схем, таблиц и т. п.).
Результаты выполнения заданий оформляются в виде научных сообщений, докладов, рефератов по различным педагогическим вопросам. Непосредственное выполнение исследовательских заданий осуществляется в процессе подготовки к практическим занятиям и педагогической практики. Практические задания предусматривают научный анализ опыта, осмысление педагогических ситуаций, моделирование содержания, методов и приемов работы по формированию личности школьников на идеях народной педагогики.
После изучения спецкурса и зачета студентам предложили ответить на вопросы:
1) какие обычаи, традиции воспитания вызвали у вас интерес и почему?
2) что из педагогического наследия народов Якутии считаете необходимым для использования в практической работе?
3) нужен ли данный спецкурс для подготовки будущего учителя?
У студентов особый интерес вызвали традиции взаимопомощи, семейного воспитания, проведения всенародного праздника «Ысыах» и др. Студенты считают необходимым использование фольклора народов Якутии, олонхо, алгысы, трудовых обычаев и традиций для обучения и воспитания учащихся. Итоги окончательного зачета показывают, что благодаря коллективным учебным занятиям темы изучаются с интересом, так как студенты учат друг друга, выступая в качестве преподавателей, т. е. их знания оказываются востребованными.
Таким образом, аудиторная работа по авторской методике на стыке двух наук - этнопедагогики и дидактики - при использовании технологии взаимообучения способствует творческому применению полученных знаний на практике и является важным звеном в профессиональной подготовке будущего учителя.
Литература
1. Волков, Г. Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса / Г.Н. Волков. - М. : Гос. НИИ семьи и воспитания, 2001. - 160 с.
2. Кожахметова, К. Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика / К. Ж. Кожахметова. — Алматы : Былым, 1998. - 317 с.
3. Семенова, А. Д. Коллективный способ обучения: пособие «В помощь учителю» / А. Д. Семенова. - Якутск : Изд-во ЯГУ, 1995. - 116 с.
4. Семенова, А. Д. Этнопедагогика: учеб.-метод, комплекс /
А. Д. Семенова. - Якутск : Изд-во СГПА МО РС (Я), 2003.— 104 с.
5. Харитонов, М. Г. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя начальных классов национальных школ: дис. ... д-ра пед. наук / М. Г. Харито-нов.-М., 1983.-317 с.
УДК 37.035.6(571.56)
В. В. Пионтковский
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЭТНОРЕГИОНАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В этнорегиональном пространстве этнопедагогические идеи являются решающими, быть может, даже судьбоносными. Именно через этнопедаго-гику лежит путь к глобальной педагогике. Такова концептуальная база этно-педагогики, которая кроме общеметодических и дидактических постулатов обучения и воспитания основывается на специфических для этноса чертах и характеристиках. Этими особенностями выступают: во-первых, устойчивость исторически сложившихся культурных связей, обеспечивающих внутри этноса возможность взаимодействия различных групп, социальных слоев, но имеющих единую этногенетическую ценностную ориентацию; во-вто-