УДК 378.016:37.017.925
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
PROFESSIONAL TRAINING OF STUDENTS TO USE ETHNOPEDAGOGICAL MEANS IN SPEECH THERAPY FOR PRESCHOOLERS
Т. Н. Семенова
T. N. Semenova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. Установлено, что эффективность профессиональной подготовки студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста обеспечивается созданием определенных педагогических условий: внедрением в образовательный процесс вуза спецкурса «Этнопедагогические основы логопедической работы с дошкольниками», использованием возможностей педагогической практики для формирования у студентов умений и навыков по интеграции средств народной педагогики в систему логопедического воздействия и организацией научно-исследовательской работы студентов по проблемам настоящего исследования при выполнении курсовых работ.
Abstract. It's determined that the effectiveness of professional training of students to use eth-nopedagogical means in speech therapy for preschoolers is provided by certain educational conditions: introduction of special training course «Ethnopedagogical means of speech therapy for preschoolers» into the educational process, pedagogical internship to develop students' abilities and skills in integration of ethnopedagogical means into speech therapy and organization of students' scientific and research work.
Ключевые слова: педагогические условия, этнопедагогические средства, коррекционно-логопедическая работа, дошкольный возраст.
Keywords: educational conditions, means of ethnopedagogics, speech therapy, preschool age.
Актуальность исследуемой проблемы. В современных условиях, характеризующихся изменением социальных ценностно-смысловых ориентиров, особое значение приобретают идеи культурно-исторической обусловленности личностного развития. Постепенно восстанавливается историческая преемственность культуры на основе национальных традиций, преодолевается девальвация культурных ценностей, возрождается историческая память, происходит актуализация патриотических факторов воспитания. Актуальность этих идей несомненна, однако эти веяния пока слабо затрагивают систему коррекционно-логопедической помощи, где вопросы воспитания у детей с нарушением речи чувства этнической принадлежности, национального сознания занимают второстепенное
место или же вообще не ставятся. Кроме того, возможности народной педагогики, как правило, считаются недостаточными для коррекции речевых нарушений. В решении данной проблемы необходимым звеном является профессиональная подготовка к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства речи.
Проблема профессиональной подготовки студентов - специалистов в области специального образования отражена в трудах А. Н. Анисимовой, Л. Н. Блиновой, Ю. П. Бо-гачева, Л. С. Волковой, А. Н. Гамаюновой, В. Л. Казанской, В. Карвялиса, Е. Е. Китик, Н. Н. Малофеева, Н. М. Назаровой, Н. Н. Нацаренус, М. А. Салтыковой, Л. А. Устиновой-Барановой, Е. Л. Черкасовой, С. Н. Чуракова, Л. А. Ястребовой и др.
Вопросы профессиональной подготовки для системы специального дошкольного образования представлены в исследованиях Э. Н. Абуталиповой, В. М. Акименко, Э. А. Барановой, Н. А. Бессмертной, И. С. Бодровой, В. А. Бородиной, Г. А. Ванюхиной, Е. Е. Васильевой, Н. М. Гумировой, И. Д. Емельяновой, Г. П. Захаровой, Б. Д. Зодбаевой, И. Г. Зябкиной, Е. В. Комаровской, В. Г. Константиновой, Т. Ю. Корнийченко, Е. А. Лариной, Л. А. Лисурен-ко, Н. С. Моровой, Н. А. Сильницкой, Т. М. Туркиной, С. Г. Яриковой и др.
В научной литературе нашли свое отражение и основные направления этнопедаго-гической подготовки педагогов. Отдельные аспекты этнопедагогики подробно рассматриваются в работах П. А. Апакаева, Ш. М.-Х. Арсалиева, К. Ш. Ахиярова, Г. Н. Волкова, В. Н. Иванова, М. Б. Кожановой, З. Г. Нигматова, В. А. Николаева, Т. Н. Петровой, Я. И. Ханбикова и др.
В то же время возрастает осознание педагогами значения этнопедагогики как научной основы педагогической деятельности. Именно поэтому в исследованиях Г. Н. Волкова, В. Н. Иванова, М. Б. Кожановой, Л. В. Кузнецовой, М. Г. Харитонова, Э. И. Сокольниковой, М. В. Черновой и др. указывается на необходимость усиления этнопедагогиче-ской подготовки учителя. В трудах этих исследователей подчеркивается, что для создания предпосылок этнопедагогической деятельности педагога необходимо обеспечить теоретико-методологическую базу этнопедагогической подготовки в вузе, выявить педагогические условия ее эффективности.
Вместе с тем следует констатировать, что, несмотря на достаточно пристальное внимание отечественных исследователей к данному вопросу, проблема этнокультурной образованности дефектологов продолжает оставаться недостаточно разработанной как в теоретическом, так и практическом аспектах. Это требует дополнительных исследований в данной области.
Материал и методика исследований. Диагностическое исследование проводилось на базе факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Исследованием было охвачено 60 студентов очной формы обучения по специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия».
В процессе исследований был использован комплекс различных методов: теоретический анализ философской, педагогической, психологической и медицинской литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение и обобщение педагогического опыта, методы эмпирического исследования (беседа, тестирование, анкетирование, метод самооценки, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент), методы статистической и математической обработки данных.
Результаты исследований и их обсуждение. Накопленный народом многовековой опыт воспитания имеет значительный потенциал для логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи. Этнопедагогические средства раскрывают определенные резервы в психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации детей с нарушением речи и могут быть использованы в следующих направлениях: коррекционно-развивающем (коррекция и развитие психоречевых нарушений); психологическом (воздействие на когнитивную и эмоционально-волевую сферы); психотерапевтическом (функции катарсиса, регуляции и коммуникации); социально-педагогическом (развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественного кругозора, активизация потенциальных возможностей ребенка в художественной деятельности и творчестве) [8].
В ходе проведения логопедических занятий с использованием средств народной педагогики наряду с приобщением дошкольников к этнической культуре своих предков, формированием у них национального сознания и этнокультурной идентичности решается ряд коррекционно-педагогических задач: обогащение, уточнение и активизация словаря; коррекция недостатков звукопроизношения, развитие орфоэпически правильной и выразительной речи, выработка дикции, воспитание культуры речевого общения, обучение трудным грамматическим формам, развитие диалогической и монологической речи, коррекция нарушений психомоторики, регуляция произвольного поведения и др. [6].
Полнокровность и оптимистичность восприятия мира, заложенные в праздничности и мажорности этнопедагогических средств, помогают устранять болезненные симптомы у детей с речевой патологией. Такой реабилитационный эффект основывается на смене действительности, зачастую наполненной негативными переживаниями таких детей, на смеховую, карнавальную реальность, при которой обязательно перевоплощение на кардинально противоположный образ. Это позволяет плохоговорящему ребенку обнаружить новые возможности, ощутить собственную значимость и, перенеся пережитые ощущения в обычную жизнь, изменить отношение к себе через самореализацию и самоутверждение. Активность фольклорного действия, которое лежит в основе использования средств народного воспитания, удовлетворяет потребность детей с нарушениями речи в общении, познании, творчестве, устраняя при этом эмоциональный дефицит и коммуникативные трудности [7].
Для эффективного использования этнопедагогических средств в ходе логопедической работы с детьми дошкольного возраста необходима соответствующая теоретическая и практическая подготовка дефектологов. В психолого-педагогической литературе накоплен достаточно обширный материал, который послужил нам основой для выделения теоретических предпосылок процесса профессиональной подготовки студентов к использованию этнопедагогических средств в системе коррекционно-логопедического воздействия, в частности, позволил увидеть структуру исследуемой готовности студентов, вычленить ведущие знания и умения, необходимые для разработки и реализации модели процесса профессиональной подготовки будущих логопедов к использованию средств народной педагогики в работе по развитию и коррекции детской речи [1], [3], [5], [10].
Профессиональная готовность будущего дефектолога к использованию этнопедаго-гических средств в работе с детьми, имеющими нарушения речи, понимается нами как научно-теоретическая и практическая подготовка специалиста. Опираясь на исследования М. Б. Кожановой, мы рассматриваем ее в единстве двух аспектов: как результат национального воспитания и как результат специально организованной педагогической
работы. Первый аспект обуславливает формирование устойчивого мотивационно-ценностного отношения к использованию средств народной педагогики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Второй же связан с формированием у студентов необходимых для этого знаний и умений [4].
Таким образом, готовность к использованию этнопедагогических средств в коррек-ционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста мы характеризуем как целостное образование личности, интегрирующее три взаимосвязанных компонента: мо-тивационно-ценностный (осознание будущим дефектологом значимости опыта народной педагогики для обучения и воспитания дошкольников с нарушением речи), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о сущности, содержании и особенностях дошкольной логопедической практики средствами народной педагогики) и деятельност-ный (наличие сформированного комплекса умений, направленных на использование эт-нопедагогических средств в процессе логопедического воздействия). Составляющие компоненты рассматриваемой готовности выступают критериями ее сформированности у будущих логопедов. Степень их выраженности позволила дифференцировать уровни сформированности готовности студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Целью этапа констатации являлось установление фактической готовности будущих дефектологов и логопедов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Выявлялся характер мотиваци-онно-ценностного отношения к возможности осуществлять логопедическую работу средствами народной педагогики, к их изучению, освоению и применению в дошкольной логопедической практике. Также определялся уровень сформированности теоретических знаний студентов о сущности, содержании и особенностях применения этнопедагогиче-ских средств в коррекционно-логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи, а также уровень сформированности практических умений осуществлять такую работу. Результаты проведенного констатирующего эксперимента свидетельствовали о том, что большинство студентов имеет примерно одинаковый исходный уровень сформиро-ванности этнопедагогической компетентности (низкий и средний), что говорит о недостаточной их подготовке к использованию этнопедагогических средств в целях развития и коррекции детской речи.
Опираясь на результаты проведенного исследования, мы разработали модель профессиональной подготовки студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста и выделили основные ее компоненты: целеориентационный (цель, задачи, принципы), содержательный (общенаучная, психолого-педагогическая и предметно-методическая подготовка), процессуальный (организационные формы, методы, средства обучения) и результативный. Перечисленные направления подготовки осуществлялись в процессе изучения как основных дисциплин общенаучного и психолого-педагогического блоков, так и спецкурса «Этнопедагогические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста», а также при прохождении студентами педагогической практики и написании научно-исследовательских работ по исследуемой проблеме.
Учебно-методическое обеспечение спецкурса было составлено с учетом варьирования теоретического, методического и практического изучения технологий коррекционно-логопедической работы на материале средств народной педагогики. Разработанный с учетом специфики специальности «Специальная дошкольная педагогики и психология» с
дополнительной специальностью «Логопедия», спецкурс представляет собой аналитико-синтетическое единство, предполагающее формирование у студентов стойкого интереса к использованию средств народной педагогики в процессе коррекции детской речи. В его основу положен интегративный подход, предполагающий актуализацию ранее полученных студентами знаний из дисциплин циклов общенаучной и психолого-педагогической подготовки и формирование на их основе этнопедагогических способов коррекционно-логопедической работы. В содержании спецкурса рассматриваются вопросы, призванные не только возбудить интерес к прошлому своего народа, истории и культуре родного края, но и познакомить с потенциальными возможностями основных средств народной педагогики для логопедической работы с детьми, а также с особенностями такой работы. Результатом изучения данного спецкурса является овладение будущими логопедами и дефектологами определенной группой знаний и умений по использованию этнопедагоги-ческих средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста, а также их положительное мотивационно-ценностное отношение к ней.
Необходимо отметить, что в последнее время профессиональная подготовка студентов в педвузе ориентирована на требования компетентностного подхода (А. Р. Вербицкий, Е. П. Фуреева). Его реализация предполагает усиление проблемно-исследовательской и практико-ориентированной направленности подготовки специалистов, активизацию самостоятельной работы студентов по разрешению ситуаций, имитирующих социальные и профессиональные проблемы. Доказано, что педагогическая практика является одним из самых эффективных видов приобщения студентов к педагогической деятельности. В период педагогической практики будущие дефектологи учатся в комплексе применять полученные профессиональные знания, овладевают умениями решать наиболее часто встречающиеся психолого-педагогические задачи, приобретают навыки организаторской работы, овладевают умениями научно-исследовательской работы, наблюдения, анализа и обобщения передового педагогического опыта, благодаря чему у студентов значительно повышается общий уровень подготовки [2], [9].
В связи с этим мы предлагали разработку, организацию и проведение будущими дефектологами практических мероприятий. В частности, в задания будущим дефектоло-гам при прохождении практики в С(К)ДОУ для детей с нарушением речи в качестве учителя-логопеда были включены разработка и проведение индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий с воспитанниками с обязательным использованием этнопедаго-гических средств. Студенты должны были организовывать свою коррекционно-педагогическую деятельность согласно программе воспитания и обучения детей с нарушением речи, а также активно использовать средства народной педагогики.
Экспериментальная работа, направленная на апробацию разработанной модели, подтвердила ее преимущество. Анализ хода экспериментальной работы и динамики достижений студентов контрольной и экспериментальной групп позволил обосновать следующие педагогические условия эффективного формирования профессиональной готовности будущих логопедов и дефектологов к использованию этнопедагогических средств в логопедической работе с дошкольниками:
- внедрение в образовательно-воспитательный процесс спецкурса «Этнопедагоги-ческие основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста», обеспечивающего формирование системы знаний в области этнопедагогических технологий в воспитании и обучении детей с нарушениями речи;
- использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов соответствующих умений и навыков интеграции средств народной педагогики в процесс логопедического воздействия;
- организация научно-исследовательской работы студентов по данной проблематике при выполнении курсовых работ.
Эффективность обучения испытуемых экспериментальной группы оценивалась на контрольном этапе эксперимента на основе использованных в ходе констатирующего этапа критериев. По результатам диагностики в экспериментальной группе большинство студентов имеют высокий уровень исследуемого аспекта готовности - 55, 6 %. Их характеризует не только устойчивое, положительное и заинтересованное отношение к народной педагогике, к возможности эффективно использовать ее средства в дошкольной логопедической практике, но и в достаточной степени сформированный запас необходимых для этого знаний и умений. Чуть меньше студентов оказалось на среднем уровне данной готовности - 41, 7 %. Несмотря на позитивное отношение и интерес к логопедической работе, основанной на средствах народной педагогики, испытуемые с этим уровнем осознают необходимость самосовершенствования в этой области, поскольку знания и умения для осуществления данной деятельности сформированы у них недостаточно.
В экспериментальной группе студентов с высоким уровнем готовности стало больше почти в 10 раз, за счет чего резко сократилось число испытуемых, имеющих низкий уровень.
Анализ и сопоставление результатов до и после формирующего этапа исследования подтвердили эффективность разработанной модели профессиональной подготовки студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Таким образом, экспериментальная работа подтвердила результаты теоретического исследования, позволила установить эффективность комплекса педагогических условий в формировании готовности студентов к использованию средств народной педагогики в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками.
Резюме. Экспериментальная работа, направленная на апробацию модели системы профессиональной подготовки студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста, подтвердила ее преимущество.
Анализ хода экспериментальной работы и динамики достижений студентов контрольной и экспериментальной групп позволил обосновать следующие педагогические условия эффективной профессиональной подготовки студентов к использованию этнопе-дагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста: внедрение в образовательно-воспитательный процесс спецкурса «Этнопедагогические основы логопедической работы с детьми дошкольного возраста»; использование возможностей педагогической практики для формирования у студентов практико-ориентированных знаний и умений по интеграции средств народной педагогики в процесс логопедического воздействия; организация научно-исследовательской работы студентов по проблемам настоящего исследования при выполнении курсовых работ.
Проведенное исследование и полученные результаты дают нам основание считать, что реализация целого комплекса условий и внедрение разработанной нами модели системы работы на факультете позволяют повысить уровень готовности студентов к использованию средств народной педагогики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, тем самым сформировать у них необходимую этнопедагогическую компе-
тентность в данной области. Однако наше исследование не могло охватить всех проблем в избранной области. Как нам представляется, углубленного изучения требуют такие ее аспекты, как совершенствование подготовки педагогов-дефектологов к использованию средств народной педагогики в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья других категорий: с нарушениями слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баймяшкина, Е. Ю. Этнопедагогика в системе духовно-нравственного воспитания студентов педагогических вузов / Е. Ю. Баймяшкина // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 1. - С. 3-7.
2. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании / А. А. Вербицкий. - М. : Логос, 2009. - 334 с.
3. Захарова, Л. М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в истории отечественной педагогики / Л. М. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 3 (67). Т. 1. - С. 47-53.
4. Кожанова, М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности / М. Б. Ко-жанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. -№ 1 (65). - С. 105-110.
5. Кожанов, И. В. Этнокультурная социализация учащихся: теоретические аспекты / И. В. Кожанов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. -№ 2 (74). Ч. 2. - С. 64-70.
6. Семенова, Т. Н. Этнопедагогическая направленность воспитания и обучения детей с нарушениями речи : учебное пособие / Т. Н. Семенова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 56 с.
7. Семенова, Т. Н. Фольклор в творчестве И. Я. Яковлева как этнопедагогический компонент системы логопедического воздействия / Т. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1 (57). - С. 136-141.
8. Семенова, Т. Н. Актуализация возможностей этнопедагогики в процессе социокультурной реабилитации детей с отклонениями в развитии / Т. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 4 (60). - С. 162- 166.
9. Фуреева, Е. П. Формирование профессиональных компетенций у будущих учителей-логопедов / Е. П. Фуреева // Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии : материалы международной научно-практической конференции 3-4 июня 2013 года. - Прага : Vedecko vydavatelske centrum «SociosferaCZ», 2013. - С. 62-66.
10. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 182-186.