Научная статья на тему 'Этноигровой подход в коррекции двигательных расстройств у дошкольников с задержкой психического развития'

Этноигровой подход в коррекции двигательных расстройств у дошкольников с задержкой психического развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
698
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОИГРОВОЙ ПОДХОД / НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ / ДОШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / FOLK GAME APPROACH / FOLK OUTDOOR GAMES / CORRECTION OF MOVEMENT DISORDERS / PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Татьяна Николаевна

Народные подвижные игры рассматриваются как эффективное этнопедагогическое средство коррекционно-педагогической работы по развитию произвольности, точности, силы, пространственных и временных характеристик движения у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Представлен индивидуально-дифференцированный подход к использованию народных игр в зависимости от конституционально-типологических особенностей высшей нервной деятельности в процессе коррекционно-развивающего обучения детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK GAME APPROACH IN THE CORRECTION OF MOVEMENT DISORDERS AT PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

Folk outdoor games are considered to be effective ethnopedagogical means of the correctional and pedagogical work on the development of arbitrariness, accuracy, strength, spatial and temporal characteristics of movement at preschool children with mental retardation. The article represents an individually differentiated approach to the use of folk games depending on the constitutional-typological characteristics of higher nervous activity in the process of the correctional and developing training of children with mental retardation.

Текст научной работы на тему «Этноигровой подход в коррекции двигательных расстройств у дошкольников с задержкой психического развития»

УДК 37.017.925:376.1-056.36-053.4

Т. Н. Семенова

ЭТНОИГРОВОЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Народные подвижные игры рассматриваются как эффективное этнопедагоги-ческое средство коррекционно-педагогической работы по развитию произвольности, точности, силы, пространственных и временных характеристик движения у детей дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития. Представлен индивидуально-дифференцированный подход к использованию народных игр в зависимости от конституционально-типологических особенностей высшей нервной деятельности в процессе коррекционно-развивающего обучения детей.

Ключевые слова: этноигровой подход, народные подвижные игры, коррекция двигательных расстройств, дошкольники с задержкой психического развития.

Актуальность исследуемой проблемы. В последние десятилетия проблема образования и развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (Т. А. Власова, В. В. Лебединский, К. С. Лебединская, И. Ф. Марковская, Н. А. Никашина, М. С. Певзнер, У. В. Уль-енкова, Н. А. Цыпина, Е. Bender, R. Corbor, Z. Jrechoglava, P. H. Wender и др.). Результаты многих исследований свидетельствуют, что дошкольники с ЗПР по показателям физической подготовленности уступают своим нормально развивающимся сверстникам. Несмотря на значительное количество научных исследований, рассматривающих физическое воспитание в качестве коррекционно-развивающей системы, этноигровой подход в коррекции недостатков двигательной сферы детей данной категории не был предметом пристального изучения. Вместе с тем народные подвижные игры, составляющие основу этноигрового подхода в коррекции нарушений моторики дошкольников с ЗПР, не только содержат в себе значительный потенциал для психофизического развития таких детей, но и несут элементы народной культуры, концентрируя определенный исторический опыт, построены на нравственно-этических представлениях того или иного этноса.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и медицинской литературы, изучены нормативные и инструктивно-методические документы по исследуемой проблеме, протоколы психолого -педагогического обследования детей с ЗПР, обобщен передовой педагогический опыт.

© Семенова Т. Н., 2016

Семенова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: tatyana900@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 12.09.2016

Результаты исследований и их обсуждение. У дошкольников с ЗПР, как правило, не отмечается глубоких нарушений в моторной сфере, однако результаты многих исследований (М. С. Певзнер, С. Г. Шевченко, И. Ф. Марковская, В. Д. Труш, Л. Е. Шевченко, И. А. Коровина, Г. А. Бутко и др.) доказывают, что в ряде случаев у них наблюдается отставание в развитии всех видов произвольных движений, нарушение их регуляции, страдает техника их выполнения, недостаточно сформированы двигательные качества. Причинами этих нарушений являются либо несформированность мозговых структур, которые регулируют физическую активность, либо органическая патология не только корковых, но и подкорковых зон головного мозга при отягощенной форме ЗПР. В частности, у детей с органическими поражениями центральной нервной системы (ЦНС) наблюдается функциональная незрелость зон лобной области - это обусловливает нарушение произвольных движений, моторики речи, регуляции сложных форм деятельности, мышления и поведения.

Результаты исследований Г. А. Бутко [2], И. С. Мальцевой [9], Л. Е. Шевченко [13] и других ученых показывают, что наибольшие трудности у дошкольников с ЗПР наблюдаются при выполнении упражнений на координацию, равновесие, ориентацию в пространстве, глазомер, точность движений. Они неточно и неловко выполняют дозированные упражнения, ациклические, ритмические и контролирующие движения, особенно если те основаны только на словесных методах обучения, возникают трудности при переключении с одних движений на другие. Значительно страдает зрительно -слухо-двигательная координация, движения недостаточно выразительные. Данные факты объясняются корреляцией ловкости и точности движений с координацией и экстраполяцией, а также с функциональной зрелостью анализаторов.

У дошкольников с ЗПР может наблюдаться нарушение точности, силовых, пространственных и временных характеристик движения, поэтому зачастую они не могут решить определенную двигательную задачу. Им требуется больше времени на овладение новым двигательным актом, а особенно длительным является освоение серии движений. Скорость движений также недостаточна: дети с ЗПР медлительны в силу низкой подвижности и вязкости нервных процессов. Рассеянное и истощаемое внимание, свойственное дошкольникам данной категории, обусловливает более низкую степень реагирования на информацию, воспринимаемую органами чувств.

Недостаточная динамическая координация обеих рук, недифференцированность ручной и пальчиковой моторики обусловливают сравнительно низкие показатели ско-ростно-силовых возможностей. Результаты экспериментальных исследований высшей нервной деятельности у дошкольников с ЗПР позволяют констатировать инертность и слабость нервных процессов, истощаемость, низкую работоспособность, патологическую иррадиацию тормозного и возбудительного процессов. Это снижает выносливость, и дети не способны в течение продолжительного времени выдерживать физическое и психоэмоциональное напряжение.

У подавляющего большинства дошкольников с ЗПР наблюдаются отклонения в технике движений: шаркающая походка, при этом корпус наклонен вперед, а голова опущена вниз, движения верхних и нижних конечностей не согласуются между собой, стопы развернуты носком внутрь. Может отмечаться мелкий неритмичный семенящий неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив. При беге полусогнутые в коленях ноги опускаются всей стопой на опору, движения рук и ног некоординированны, неритмичны, направление движения может нарушаться, иногда отмечаются боковые раскачива-

ния корпуса. Имеются нарушения в технике выполнения прыжков, метания, лазания, упражнений в равновесии. При повторении движений или их серий дошкольники с ЗПР даже после показа могут нарушать их последовательность, пропускать составные элементы.

Этноигровой подход в обучении дошкольников с нарушениями развития опирается на исследования Г. Н. Волкова, Т. В. Андрюхиной, Р. М. Магомедовой, В. К. Фаизо-вой, Д. М. Маллаева, Е. Ю. Шпанко, О. Н. Грачевой, Р. Н. Досаевой, О. Д. Стельмах и других ученых, которые раскрывают коррекционно-развивающий потенциал народных игр. Этноигровой подход в коррекционной педагогике как научный феномен несет в себе идею самореализации творческой личности и раскрывает способы не только преодоления нарушений в двигательной и эмоционально-волевой сферах ребенка с ЗПР, но и его приобщения к истокам национальной культуры в поликультурной среде.

Таким образом, знание и учет характера факторов, обусловливающих двигательные дефекты при разных формах ЗПР, необходимы для разработки технологии использования народных игр в физическом воспитании детей данной категории.

Работа по коррекции двигательных нарушений и развитию моторных способностей представляет собой трудоемкий процесс, который предполагает системный подход к использованию вариативных средств физического воспитания, методов и приемов дозирования нагрузок, индивидуальный и дифференцированный подходы.

Опираясь на исследования М. Б. Кожановой [6], Ш. М.-Х. Арсалиева [1], М. В. Варламовой [3], Ф. П. Харитоновой [12], Л. М. Захаровой [4], И. В. Кожанова [5], С. Н. Федоровой [11] и других ученых, мы предлагаем использовать в качестве одного из нетрадиционных средств коррекции недостатков моторной сферы дошкольников с ЗПР народные игры. Это сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, которая обусловлена определенными правилами. Игровая основа, увлекательная фабула, реалистические или волшебные персонажи делают двигательный материал оригинальным, интересным и доступным для детей с ЗПР, что значительно облегчает решаемость намеченных коррекционно-педагогических задач. В народных играх ярко выражены соревновательный характер и занимательный элемент, что побуждает детей в последующем к самостоятельной игре, без взрослых. Неповторимая специфика подвижной этноигры заключается и в том, что в ходе ее самостоятельность, автономность и усилия воли детей сочетаются со строгим соблюдением определенных правил. Такое добровольное выполнение правил и достигается тем, что они не навязываются, а вытекают из содержания игры, ее задач. Соблюдение правил и есть главная привлекательность этой деятельности.

Народные подвижные игры с правилами делятся на бессюжетные и сюжетные. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень похожи на игры с сюжетом, однако отличие заключается в том, что в них отсутствуют образы, в которые дети перевоплощаются, а все остальные компоненты те же: есть правила, ответственные роли, взаимосвязанные игровые действия всех участников. Бессюжетные народные игры основаны на простых движениях: беге в сочетании с ловлей и увертыванием, прятаньем и т. д. Такие игры доступны даже детям со значительным интеллектуальным недоразвитием. Однако при этом бессюжетные игры требуют от детей большей самостоятельности, быстроты, точности, ловкости, ориентированности в пространстве, чем сюжетные, поскольку эти навыки необходимы для решения конкретной двигательной задачи, регламентируемой правилами игры.

Сюжетные игры создаются на основе детского опыта, накопленных за это время знаний и представлений об окружающей действительности. Сюжет подвижной игры и ее правила обусловливают характер движений играющих. На примере чувашских народных игр можно увидеть, как в одном случае дети, подражая кошке, быстро бегают, пытаясь поймать воробьев («Воробьи и кошка»), в другом - прыгают на одной ноге и легонько толкают друг друга плечом, как петухи-драчуны («Бои петухов»), в третьем - перебегают с одной черты на противоположную, словно от берега к берегу («Рыбки»). Таким образом, одной из особенностей народных подвижных игр с сюжетом является возможность коррекционно-педагогического воздействия на детей через образы, в которые они перевоплощаются, через роли, которые они выполняют, через правила, придерживаться которых необходимо всем участникам игровых действий. При этом есть и простор для самостоятельного творческого выбора конкретных способов действий, их сочетания, чередования, изменения характера и интенсивности в зависимости от неожиданно возникающих новых игровых ситуаций. Это позволяет каждому ребенку с ЗПР действовать в меру своих возможностей, в соответствии с его психофизическими особенностями развития.

Многие народные подвижные игры имеют эстафетную направленность, что позволяет в условиях игровой ситуации развивать у детей общую выносливость организма, тренировать их дыхательную и сердечно-сосудистую системы. Соревновательный характер народных игр активизирует личностные качества ребенка с ЗПР, дает ему возможность почувствовать свое место в команде, свою роль в общей игре. Однако, чтобы ему быть успешным в игре среди других детей, ему необходимо вовремя включаться в деятельность, правильно выполнять игровые движения. Это развивает произвольность поведения и самоконтроль.

Разнообразные игровые движения, которыми изобилуют народные подвижные игры, требуют вовлечения всех мышечных групп в работу, активизируют работу легких, усиливают кровообращение, насыщают мозг кислородом, ускоряя мыслительные процессы и уменьшая заторможенность. Интенсивная мышечная деятельность содействует развитию гибкости скелета, увеличивает мускульную силу, развивает статическую и динамическую координацию.

Народные подвижные игры не только содержат в себе большие возможности для физического развития детей, но и несут элементы этнокультуры, концентрируют и сохраняют исторический опыт народа, знакомят с нравственными и этическими ценностями этноса. Все это позволяет наряду с коррекцией недостатков физического развития естественным образом осуществлять процесс инкультурации и социализации детей с ЗПР.

При реализации предложенной нами технологии использования народных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста с ЗПР необходимо учитывать следующие особенности: проведение словарной работы перед игрой, создание «ситуации успеха», учет скорости протекания нервных процессов у ребенка и энергетической стоимости самой игры, использование методов согласования движений с музыкой.

Все отобранные согласно задачам коррекционно-педагогической работы народные игры необходимо организовывать с помощью как общепедагогических, так и специфических методов. Наглядные методы обучения игре на практике представлены сочетанием наглядно-слуховых и наглядно-зрительных приемов. Новая для детей народная игра должна на первых занятиях обязательно сопровождаться показом и участием педагога-дефектолога в ней вместе с детьми.

Словесный метод (объяснение правил игры, характера выполняемых двигательных действий) также применяется в педагогическом процессе не только как самостоятельный метод, но и в сочетании с наглядным и практическим методами. Его применение своеобразно тем, что разрешает выбор отдельных приемов и их дозировку в зависимости от средств морфофункциональной подготовки и психофизических особенностей детей с ЗПР. Например, при подготовке к игре дефектолог сначала озвучивает название игры, дети его повторяют, а затем самостоятельно его называют на двух языках (с переводом на родной язык). Затем в форме образно -сюжетного рассказа, представленного в доступной форме, описывается ход игры. И только после того, как дети поняли суть и цель игровых действий, отрабатываются все необходимые для ее достижения движения. На этом этапе также важна обязательная вербализация формируемых игровых движений, поскольку проговаривание вслух описаний того реального действия, которое совершается, - это одна из ступеней поэтапного формирования умственных действий. Таким образом, в процессе разучивания игры формирование новых де й-ствий происходит легче, без использования метода проб и ошибок, без заучивания нового материала, поскольку он усваивается путем непроизвольного запоминания.

Лексическая работа - обязательный элемент при разучивании народной игры, поскольку там встречаются незнакомые и малознакомые детям устаревшие слова и выражения, много эпитетов, олицетворений. Их необходимо объяснить, разобрать их значения и проговорить с детьми с опорой на наглядность.

Завершение игры обязательно должно сочетаться со словесной оценкой деятельности каждого ребенка.

В группе практических методов можно выделить приемы работы по развитию координации движений с музыкальным сопровождением народной игры, если таковое предусмотрено в ее содержании. При этом при выполнении игровых действий необходимо сочетать темпоритм, амплитуду, мышечное напряжение, манеру исполнения с акцентами и характером мелодики музыкального произведения. Использование методов согласования движений с музыкой направлено на формирование у детей с ЗПР общей выносливости, способности воспринимать и воспроизводить задаваемые темпо -ритмические характеристики игровых движений, оптимального распределения мускульных усилий, внутримышечной динамической координации и адекватной амплитуды движений (русские народные хороводные игры «Каравай», «Дубок», «Березка», «Вьюн», «Кострома», «Никонориха», «Мыши водят хоровод»; чувашские народные хороводные игры «Надень тухъю!», «Угадай имя», «Дети ветра», «Бабушка» и др.).

А. С. Стрекалов предложил последовательность проведения народных подвижных игр с детьми, имеющими интеллектуальное недоразвитие, которая определяется с учетом их энергетической стоимости. Так, в вводной части занятия используется подвижная игра средней интенсивности (увеличение пульса на 20-25 % от исходной величины); в основной части - 3-4 подвижные игры с использованием основных движений, при этом пик нагрузки (учащение пульса на 70-80 %) приходится на конец основной части; заключительная часть включает подвижную игру малой интенсивности (превышение пульса не более чем на 15-20 % от исходного) [10].

Неотъемлемым условием любой коррекционно-педагогической работы является специальное создание и постоянное поддерживание взрослыми ситуации успеха, что требует больших усилий и терпения. И. А. Ларионова под ситуацией успеха в учебной деятельности понимает «целенаправленное сочетание психолого-педагогических прие-

мов, которые способствуют осознанному включению каждого учащегося в активную учебную деятельность в зависимости от индивидуальных возможностей, обеспечивают положительный эмоциональный настрой учащихся на выполнение учебной задачи и способствуют адекватному восприятию результатов своей деятельности» [7]. Для создания ситуации успеха и индивидуализации коррекционно-педагогической работы по физическому развитию дошкольников с ЗПР необходимо определить типологическую принадлежность каждого из детей и организовывать ее с учетом выявленных возрастных и конституционально-типологических возможностей ребенка.

Примечательностью народных подвижных игр является гибкость возрастной ад-ресованности, каждый ребенок находит в них возможности реализации своих способностей и психофизических особенностей. С учетом современных подходов к возрастным разграничениям существуют различные типы этноигр, что позволяет дефектологу дифференцированно выбирать данный материал с учетом структуры дефекта и возраста ребенка с ЗПР. Кроме того, успешность обучения дошкольников с ЗПР будет возрастать, если этнопедагогические технологии коррекционно-развивающей работы будут проектироваться с учетом индивидуального темпа движений как индикатора типологических различий детей данной категории.

Дошкольники с ЗПР по типу высшей нервной деятельности условно делятся на возбудимых, гиперактивных и тормозимых, медлительных детей. У тормозимых, инертных детей более медленный темп деятельности и более длительный латентный период слухо-моторных и зрительно-двигательных реакций, плохо развита координация движений. Для тормозимых детей с ЗПР характерны тугоподвижность нервных процессов, повышенная утомляемость, раздражительность, склонность к тревожно-фобическим либо агрессивно-тревожным расстройствам, вялое протекание аналитико-синтетической деятельности, при ускорении же темпа работы у медлительных детей объем усваиваемой информации значительно уменьшается. Медлительные дети с ЗПР чаще выбирают малоподвижные роли, т. е. роли тех, кого ловят, поскольку предпочитают неактивные действия. Дети заторможены, двигательная реакция у них инертна и замедленна. Это приводит к тому, что они быстро попадают в руки «охотника», а если у ребенка не получается успевать за темпом игры, то убегающий просто поддается ловящему. Часто медлительный «охотник» никак не может поймать ни одного участника игры, дети быстро утомляются, работоспособность падает, они могут отойти в сторону и не продолжать игру. Из-за недостаточного развития слухо-зрительного восприятия им приходится объяснять правила игры по частям и заново демонстрировать движения. При увеличении темпа игры скорость движений и быстрота реакции снижаются, поскольку ребенок дольше по времени обдумывает технику выполнения игровых движений.

Медлительного ребенка с ЗПР в любую новую игру можно включать, если он чувствует себя эмоционально комфортно, а общение с другими детьми не вызывает у него особых трудностей. Это должно проходить поэтапно: сначала его нужно ознакомить с правилами игры, затем пусть он посмотрит, как в нее играют другие дети, и лишь потом, когда он сам проявит интерес к ней, включить его в игровые действия в качестве участника. С тормозимыми детьми необходимо избегать соревновательных моментов, особенно на скорость выполнения задания, которые часто встречаются в эт-ноиграх (русские народные игры «Пустое место», «Горелки», «Уголки», «Казаки -разбойники», «Прятки с домом»; чувашские народные игры «Сбор яблок» (Пан улми пу^тармалла), «Брось платок» (Тутар парахмалла), «Лошадки» (Лашасем) и др.).

Как правило, для медлительных детей с ЗПР характерен высокий уровень тревожности, поэтому при введении новой игры для того, чтобы ребенок не ощущал опасности от встречи с чем-то неизвестным, лучше проводить ее на материале, уже знакомом ему. Например, рекомендуется использовать часть словесной инструкции либо правила из игры, в которую ребенок уже неоднократно играл. Игры с закрытыми глазами рекомендуется использовать только после длительной работы с ребенком, когда он сам решит, что может выполнить это условие (русские народные игры «Обыкновенные жмурки», «Жмурки на местах», «Круговые жмурки» («Трубочка»), «Слепой козел», «Звонок», «Пора, бабушка, в пир!», «Кривой петух», «В круги»; чувашские народные игры «Узнай меня» (Пелсем мана), «Угадай имя» (Ятне пел), «Слепой медведь» (Суккар упа) и др.).

В то же время использование народных подвижных игр в коррекционно-развивающей работе с тревожными медлительными детьми с ЗПР является эффективным средством обучения, поскольку требует от них быстрой реакции на сигналы и неожиданные трансформации игровой ситуации (русские народные игры «Прерванные пятнашки», «Много троих, хватит двоих», «Платок», «Корзинки», «Солнышко» и др.).

Внимание же быстрых, гиперактивных детей часто недостаточно концентрированное, в поведении преобладают импульсивность и неадекватность в оценке результатов, движения резкие и стремительные, следовательно, у них быстро получается догнать и поймать своих неповоротливых товарищей, однако эти движения, как правило, недостаточно точны и ловки. С возрастанием темпа игры скорость выполнения движений не снижается, а, наоборот, возрастает так, что за ними не успевают все остальные участники, однако точность при этом еще более снижается. Из-за своей неусидчивости гиперактивным детям с ЗПР трудно устоять на одном месте, поэтому в роли убегающих они могут нарушать правила игры, а по ее завершении не останавливаются, а продолжают играть и дальше, убегая или догоняя других детей.

При гиперактивности движения у дошкольников с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, характеризуются дискоординированностью, неловкостью, стереотипностью, импульсивностью, слабой произвольностью, избыточной моторной активностью. Для детей характерны дефицит внимания, импульсивность, неумение продолжительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать до конца и выполнять инструкции, быстрая утомляемость. В игре им трудно дождаться своей очереди, а также считаться с интересами других. Эти особенности необходимо учитывать при подборе народных подвижных игр для гиперактивных детей, поскольку большинство таких игр имеет коллективный характер. Поэтому включать таких детей в коллективную игру целесообразно поэтапно. Начинать рекомендуется с индивидуальной работы по ознакомлению с игрой, затем привлекать ребенка к игре в малых подгруппах и лишь после этого следует переходить к коллективным играм. Четкие правила, заложенные во многих народных подвижных играх, способствуют развитию внимания и произвольности в поведении у детей с ЗПР и гиперактивностью (русские народные игры «Лошадки», «Палочка-выручалочка», «Стоп», «Горелки», «Море волнуется», «Ошибся»; чувашские народные игры «В овощи» (^имё?ле), «Ветла, ель, орешник» (Йамра, чараш, шёшкё) и др.).

Поведение гиперактивных детей с ЗПР беспокойное, импульсивное, необдуманное, характерны вспышки агрессии. В связи с этим на первых этапах работы с агрессивными детьми рекомендуется подбирать такие игры, в которых ребенок мог бы «ле-

гально» выплеснуть свой гнев, снизить невербальную агрессию (русские народные игры «Петушиный бой», «Царь ледяной горы», «Медом или сахаром»; чувашские народные игры «Мяч в кругу» (Картари мечёк), «Луна и солнце» (Уйахпа хёвел), «Свекла» (Кашман), «Клушка с цыплятами и коршун» (Амашёпе чёписсем тата ?ахан), «Зайчики» (Мулкачсем), «Тилирам» (Ал татмалла), «Кто сильнее?» (Кам вайларах?); бурятские народные игры «Табун» (Хурэг адуун), «Волк и ягнята» (Шоно ба хурьгад), «Волк и тарбаганы» (Шоно Тарбагашааха); датская народная игра «Бодающийся бычок» и др.). При этом бытует мнение, что такой способ работы с детьми неэффективен, поскольку может вызвать еще более выраженную агрессию. Однако, как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4-8 занятий, по-настоящему справившись со своим гневом, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно [8].

Резюме. Таким образом, эффективность этноигрового подхода в коррекции недостатков психомоторного развития дошкольников с ЗПР заключается в эмоциональной насыщенности, придающей особую привлекательность, мобилизующей силы детей, доставляющей радость и удовлетворение; в характере двигательной деятельности, содействующей развитию крупной моторики; в разнообразии движений, минимизирующем утомление; в возможности регулирования самими детьми темпа, силы и амплитуды движений; в проявлении важных личностных качеств: инициативности, активности, смелости, дисциплины, находчивости, самоконтроля и т. д. Правильное использование народных игр с учетом особенностей типа высшей нервной деятельности ребенка с ЗПР будет способствовать развитию произвольного внимания и снижению импульсивности у гиперактивных детей, а также повышению скорости двигательной реакции на сигналы и изменения игровой ситуации у тормозимых и тревожных дошкольников с ЗПР.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсалиев Ш. М.-Х. Моделирование этнопедагогических технологий в контексте современной научной картины мира // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2015. - № 1(85). - С. 79-84.

2. Бутко Г. А. Особенности формирования двигательных навыков у дошкольников с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03. - М., 2002. - 260 с.

3. Варламова М. В., Шоглева Е. В. Педагогическая интерпретация музыкально--хореографических традиций чувашского народа в контексте этноэстетического воспитания // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1(77), ч. 1. - С. 15-22.

4. Захарова Л. М. Этнопедагогическая направленность воспитания детей в истории отечественной педагогики // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2010. - № 3(67), т. 1. - С. 47-53.

5. Кожанов И. В. Этнокультурная социализация как основа формирования гражданской идентичности личности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2012. - № 3(75). - С. 113-117.

6. Кожанова М. Б. Идеи чувашского просветителя в современном педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 1(57). - С. 94-99.

7. Ларионова И. А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель - ученик» : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Екатеринбург, 1996. - 28 с.

8. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М. : Генезис, 2000. - 192 с.

9. Мальцева И. С. Содержание и методика рекреативных занятий по адаптивному физическому воспитанию детей с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Чайковский, 2011. - 195 с.

10. Стрекалов А. С. Сопряженное развитие двигательных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью средствами адаптивной физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. - Тамбов, 2012. - 26 с.

11. Федорова С. Н. Психолого-педагогическое сопровождение этнокультурного развития детей в условиях семьи // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. -2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 174-181.

12. Харитонова Ф. П. Поликультурное педагогическое образование в контексте этнопедагогической компетентности педагога // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 3(75). - С. 233-238.

13. Шевченко Л. Е. Содержание и методика коррекционной работы средствами физического воспитания со старшими дошкольниками с задержкой психического развития : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. -Майкоп, 1999. - 169 с.

UDC 37.017.925:376.1-056.36-053.4

T. N. Semenova

FOLK GAME APPROACH IN THE CORRECTION OF MOVEMENT DISORDERS AT PRESCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. Folk outdoor games are considered to be effective ethnopedagogical means of the correctional and pedagogical work on the development of arbitrariness, accuracy, strength, spatial and temporal characteristics of movement at preschool children with mental retardation. The article represents an individually differentiated approach to the use of folk games depending on the constitutional-typological characteristics of higher nervous activity in the process of the correctional and developing training of children with mental retardation.

Keywords: folk game approach, folk outdoor games, correction of movement disorders, preschool children with mental retardation.

REFERENCES

1. Arsaliev Sh. M.-H. Modelirovanie jetnopedagogicheskih tehnologij v kontekste sovremennoj nauch-noj kartiny mira // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2015. - № 1(85). - S. 79-84.

2. Butko G. A. Osobennosti formirovanija dvigatel'nyh navykov u doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.03. - M., 2002. - 260 s.

© Semenova T. N., 2016

Semenova, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Correctional Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: tatyana900@yandex.ru

The article was contributed on September 12, 2016

3. Varlamova M. V., Shogleva E. V. Pedagogicheskaja interpretacija muzykal'no-horeograficheskih tradicij chuvashskogo naroda v kontekste jetnojesteticheskogo vospitanija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 1(77), ch. 1. - S. 15-22.

4. Zaharova L. M. Jetnopedagogicheskaja napravlennost' vospitanija detej v istorii otechestvennoj pedagog-iki // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. -№ 3(67), t. 1. - S. 47-53.

5. Kozhanov I. V. Jetnokul'turnaja socializacija kak osnova formirovanija grazhdanskoj identichnosti lich-nosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2012. -№ 3(75). - S. 113-117.

6. Kozhanova M. B. Idei chuvashskogo prosvetitelja v sovremennom pedagogicheskom processe dosh-kol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdenija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2008. - № 1(57). - S. 94-99.

7. Larionova I. A. Situacija uspeha v uchebnoj dejatel'nosti kak faktor razvitija otnoshenij sotrudnichestva v sisteme «uchitel' - uchenik» : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Ekaterinburg, 1996. - 28 s.

8. Ljutova E. K., Monina G. B. Shpargalka dlja vzroslyh: psihokorrekcionnaja rabota s giperaktivnymi, agressivnymi, trevozhnymi i autichnymi det'mi. - M. : Genezis, 2000. - 192 s.

9. Mal'ceva I. S. Soderzhanie i metodika rekreativnyh zanjatij po adaptivnomu fizicheskomu vos-pitaniju detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Chajkovskij, 2011. - 195 s.

10. Strekalov A. S. Soprjazhennoe razvitie dvigatel'nyh i poznavatel'nyh sposobnostej detej starshego dosh-kol'nogo vozrasta s umstvennoj otstalost'ju sredstvami adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Tambov, 2012. - 26 s.

11. Fedorova S. N. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie jetnokul'turnogo razvitija detej v uslovijah sem'i // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. -№ 4(72), ch. 2. - S. 174-181.

12. Haritonova F. P. Polikul'turnoe pedagogicheskoe obrazovanie v kontekste jetnopedagogicheskoj kompe-tentnosti pedagoga // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2012. - № 3(75). - S. 233-238.

13. Shevchenko L. E. Soderzhanie i metodika korrekcionnoj raboty sredstvami fizicheskogo vospitanija so starshimi doshkol'nikami s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.04. - Majkop, 1999. - 169 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.