УДК [373.2:398.86]-056.264
Т. Н. Семенова
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕШЕК В СИСТЕМЕ РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Народная потешка как малый фольклорный жанр рассматривается как эффективное этнопедагогическое средство логопедической работы по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста. В статье представлены фрагменты логопедических занятий с детьми 2-3 лет, имеющими ЗРР, на материале потешек из русского фольклора в рамках лексической темы «Домашние птицы», рекомендуемых для вызывания у детей подражательной речевой деятельности в форме любых звуковых проявлений и расширения объема понимания речи.
Ключевые слова: народная потешка, ранняя логопедическая помощь, задержка речевого развития.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время, когда Россия стоит на грани логопедической катастрофы, чрезвычайно актуальной является проблема разработки инновационных моделей ранней диагностики и коррекции отклонений в речевом развитии у детей младенческого и раннего возраста. Результаты исследований в области детской психиатрии, неврологии, специальной психологии, коррекционной педагогики констатируют, что среди различных отклонений в раннем онтогенезе психического развития сегодня наиболее широко представлены речевые расстройства [1], [2], [5], [8].
Формирование речи является сложным психофизиологическим процессом, основы которого закладываются еще на этапе внутриутробного развития плода и коррелируют с множеством различных факторов: генетической предрасположенностью, гендерной принадлежностью, особенностями анатомо-физиологического развития, деятельностью речевых и моторных зон коры головного мозга, сохранностью перцептивных процессов, особенностями языковой и социокультурной среды, эмоционально-положительным общением с матерью и пр. Патологические факторы, в свою очередь, неблагоприятно влияют на психомоторное и речевое развитие малыша, что обусловливает острую необходимость
© Семенова Т. Н., 2017
Семенова Татьяна Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; е-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2017
Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации на проведение научно-исследовательской работы по теме «Моделирование системы оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья» (проект № 27.9732.2017/БЧ)
ранней комплексной коррекционно-педагогической помощи. Это требует разработки инновационных коррекционно-развивающих моделей и технологий, основанных на принципах системного подхода и учитывающих механизм речевого нарушения.
Развитие речи детей раннего возраста является проблемой научных исследований в разных сферах коррекционной педагогики: при тугоухости - Н. Д. Шматко, слепоте -Л. И. Солнцева, нарушениях опорно-двигательного аппарата - И. Ю. Левченко, О. Г. При-ходько, аутизме - Е. Р. Баенская, О. С. Никольская, М. М. Либлинг, органических поражениях центральной нервной системы - Е. А. Стребелева, последствиях материнской де-привации - Ю. А. Разенкова, билингвизме - Т. С. Гусева [3], Н. В. Иванова [6], [7]. В современной теории и практике логопедии (Н. С. Жукова, Т. Б. Филичева, Е. М. Мастюко-ва) речевые расстройства детей раннего возраста обозначаются термином «задержка речевого развития». В настоящее время в данной категории выявлены дети, речевой онтогенез которых позволяет отнести их к «группе риска по общему недоразвитию речи» (О. Е. Громова). Основными симптомами отмеченных речевых расстройств являются значительная фрагментарность и дефицитарность активного словаря и позднее формирование фразовой речи, которые и обусловливают ведущие направления коррекционно-логопедического воздействия (О. Е. Грибова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Е. Громова).
В связи с этим ранняя диагностика, коррекция и профилактика речевых нарушений являются актуальными проблемами логопедической теории и практики.
Логопед является центральной фигурой в команде специалистов системы ранней логопедической помощи. Подобная работа с детьми раннего возраста, имеющими задержку речи, предполагает не только реабилитационное и абилитационное воздействие на ребенка, но и непрерывное сотрудничество с родителями, активно включенными в коррекционно-педагогический процесс. В контексте проблематики нашей статьи взаимодействие с родителями может быть представлено систематическими консультациями и мастер-классами по их обучению основным приемам стимуляции речевого развития в условиях семейного воспитания на материале разных по тематике народных потешек.
Необходимо создавать эмоционально-развивающую среду в группе детей раннего возраста с учетом их психофизиологических особенностей. С давних времен на помощь педагогам приходит фольклор как средство народной педагогики, отражающее этнокультурное мировоззрение и многовековой опыт воспитания и обучения детей. При этом одними из наиболее доступных источников развития и коррекции детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы: потешки, прибаутки, приговорки, загадки, считалки, колыбельные. По мнению А. П. Усовой, с помощью малых форм фольклора можно решать задачи развития всех сторон речи ребенка [9].
Выбор этих форм как средства преодоления ЗРР обусловлен и рядом нормативно-правовых документов. Так, в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [10] отмечается, что одним из принципов государственной политики в области образования является гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В решении перечисленных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. В статье 14 данного Закона подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру [10].
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одними из основных требований к содержанию основной общеобразовательной программы в дошкольных учреждениях являются формирование уважения к ценностям традиционной культуры своего народа, овладение элементарными этнокультурными представлениями.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и медицинской литературы, изучены нормативные и инструктивно-методические документы по исследуемой проблеме, протоколы психолого-педагогического обследования детей с ЗРР, обобщен передовой педагогический опыт.
Результаты исследований и их обсуждение. Малые формы фольклора являются одними из самых первых детских художественных произведений, которые слышит ребенок. Уже с первого года жизни дети эмоционально-положительно откликаются на ласково-певучую интонацию мамы, обращенную к ним через колыбельную, потешку или приговорку. Использование простых по форме и незатейливых по содержанию малых фольклорных форм в ранней логопедической работе позволяет детям с ЗРР быстрее овладеть речью, развить фонематический слух, овладеть ритмо-мелодико-интонационной стороной речи, обогатить пассивную и активную лексику.
Как отмечают М. Загрутдинова и Н. Гавриш, в раннем возрасте необходимо намеренно ускорить рождение первых осознанных слов у детей [4]. Расширить их количественный запас слов-названий помогают малые формы фольклора, в которых внимание детей привлекается к животным, предметам, людям.
Особое место среди жанров малого фольклора для детей раннего возраста с ЗРР занимают потешки - ритмичные поэтические мини-произведения, которые многие века передавались народом от одного поколения к другому и постепенно приобрели форму и содержание, соответствующие особенностям детской субкультуры и эстетики. Именно с помощью потешек реализуются те формы эмоционально-положительного и тактильно-речевого общения ребенка и взрослого, которых крайне не хватает киберпоколению современных детей. Увлекательное творческое содержание, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, радуют его и в то же время оказывают коррекционно-развивающее и воспитательное воздействие.
Само название «потешка» говорит о том, что этот фольклорный жанр призван позабавить ребенка. Поэтому потешки рассчитаны на активную деятельность самих детей, когда они самостоятельно, но под руководством взрослого выполняют игровые движения, соотнося их с содержанием текста, произносимого педагогом. Такая работа стимулирует функционирование речевых центров головного мозга ребенка, побуждает его к имитации сначала действий педагога, а потом и звукосочетаний, лепетных и простых слов. Например, дети показывают, как тихо и мягко крадется лиса, громко и неуклюже топает медведь, бодается бычок, скачет козлик, грациозно и осторожно ступает котик, как играют на народных музыкальных инструментах (дудочке, бубне, балалайке, ложках, гармошке) и т. д.
Любая ли народная потешка может способствовать активизации речи? К сожалению, нет. В целях преодоления ЗРР следует учитывать при их отборе следующие требования:
1. В потешках должны встречаться повторения одного и того же слова либо слога («Катя-Катя маленька!», «Котя-котенька-коток», «Ай-да, ай-да», «Ай-люли-люли-люли» и т. д.).
2. Повторяющиеся слоги и слова должны быть простыми для произнесения, состоящими преимущественно из звуков раннего онтогенеза. Например, потешка «Тынцы-брынцы-бубенцы» скорее предназначена для развлечения малыша, чем для развития его речи, поскольку ребенок до 3 лет, особенно с ЗРР, еще не способен воспроизвести эти звукокомплексы. А вот сопряженное или отраженное повторение слогов типа «га-га-га», «кап-кап-кап», «ой, гу-гу, ой, гу-гу» и т. п. может быть ему по силам.
3. Дублирующиеся слоги/слова должны быть в сильной фразовой позиции, т. е. либо в начале, либо в конце предложения, поскольку именно в таком положении слова более отчетливо выделяются ребенком на слух и стимулируют его к их имитации.
4. Содержание и сюжетная линия потешки должны предусматривать игровые действия взрослого с малышом.
Именно потешки стимулируют детей с ЗРР подражать, формируют высокую мотивацию к речи, что очень важно для них. Уже на стадии крика рекомендуется использовать потешки, попевки и пестушки для развития первых подражательных речевых реакций ребенка - гуканья. Эти простые, но богатые интонационно игры будут способствовать стимуляции комплекса оживления ребенка с ЗРР, активизировать его речевые вокализации.
Гуление является частью комплекса оживления и представляет собой ответную реакцию ребенка на эмоциональные обращения взрослого, элементарную форму социального контакта. Чтобы малыш в дальнейшем сам становился инициатором общения, направленного на эмоционально-положительное познание окружающих, на помощь приходит потешка, читаемая взрослым и сопровождающая ребенка с ЗРР во всех режимных моментах: купании, одевании, кормлении и т. д.
Для более эффективного восприятия потешек детьми раннего возраста с ЗРР логопеду следует рассказывать их ласковым, эмоционально-выразительным голосом, с утрированной артикуляцией, сопровождая текст не только соответствующими движениями, но и богатой мимикой. В образовательной и совместно-партнерской деятельности на логопедических занятиях с детьми раннего возраста основным приемом работы является инсценирование сюжета потешки. Только с его помощью можно добиться у детей предельного понимания содержания. Инсценировка сочетается с синхронным чтением, что помогает объединить слуховые и зрительные стимулы.
На сегодняшний день множеством исследователей (А. В. Антаковой-Фоминой, Е. И. Исениной, М. И. Кольцовой и др.) экспериментально доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно влияет на становление и формирование детской речи. Установлено, что развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук благотворно сказывается на функционировании речевых зон коры головного мозга. Теснейшую связь пальчиковой моторики с деятельностью речевых зон подтверждает и тот факт, что насильное переучивание левшей в дошкольном возрасте может стать одним из факторов возникновения у них заикания.
Пальчиковые игры часто сопровождают потешки: русские «Ладушки, ладушки», «Ой, качи-качи-качи!», «Сорока-белобока», «Куда, кум, идешь?», «Идет коза рогатая», «Федул, что губы надул?», чувашские «Вёлтёрен» (Крапива), «Шап-шапарт» (Тихо-тихо), «Салам сана, манран кама?» (Привет тебе, от меня кому?) и др. При этом чем больше дифференцированных мелких движений пальцами и кистями рук выполняет ребенок, тем больше психомоторных зон мозга активизируется. Речь ритмизуется движениями, становится более четкой, громкой и эмоциональной, а наличие рифмы благотворно влияет на развитие фонематического восприятия. Разнообразные движения тела, пальцев рук и речевых органов в совокупности способствуют снятию напряжения, учат правильному соблюдению речевых пауз, нормализуют темп речи и формируют правильное произношение.
Приоритет признания речевых пальчиковых игр официальной дошкольной педагогикой принадлежит выдающемуся немецкому педагогу Фридриху Фребелю, который выдвинул гипотезу о том, что именно ассоциация звуко-слоговой структуры и смысловой стороны слов ребенка с его собственным телом наилучшим образом соотносится со стилем обучения детей
раннего возраста. С учетом того факта, что в то время не существовало научного обоснования данного метода познавательно-речевого развития детей до 3 лет, Фребель делал выводы на основе своих собственных наблюдений. Ранее создавалось множество народных пальцевых игр, сопровождаемых чтением потешек и пестушек, с которыми ребенок встречался уже на руках у мамы или даже еще в колыбели. Несомненная эффективность использования потешек в ходе проведения пальчиковой гимнастики доказывается эмоционально-насыщенной и изобразительно-выразительной окраской речедвигательных упражнений, поскольку они объединены в один образный сюжет, при описании которого получается живой и веселый рассказ на какую-либо тему, близкую опыту ребенка раннего возраста.
Созданные народом потешки действительно звучат как ласковый мамин говорок, выражая нежность, заботу, веру в благополучное будущее малыша, несмотря на возможные недостатки и особенности его развития. Именно эти качества делают их психологически близкими ребенку раннего возраста. Напевность, звучность, ритмичность и игровая занимательность потешек привлекают детей, вызывают желание запомнить, повторить, что способствует развитию экспрессивной речи. Народные потешки являются ценным материалом для воспитания звуковой культуры речи, развития темпоритма речи и чувства рифмы, что готовит ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи. Потешки созданы на таком словарном материале, который, как правило, хорошо знаком детям раннего возраста и близок их восприятию и пониманию с первых месяцев жизни.
Использование потешек имеет особую значимость на самых первых логопедических занятиях, когда еще не завершился период адаптации к пребыванию в детском саду: малыш находится в непривычной обстановке, скучает по маме, часто не расположен к общению. Правильно подобранная в соответствии с темой занятия потешка может помочь ребенку справиться с отрицательными эмоциями и вступить в контакт с логопедом.
Приведем несколько фрагментов логопедических занятий с детьми 2-3 лет с ЗРР на материале потешек из русского фольклора в рамках лексической темы «Домашние птицы», которые рекомендуется проводить для вызывания подражательной речевой деятельности детей с ЗРР в форме любых звуковых проявлений и расширения объема понимания речи:
1. «Наши уточки с утра...». Логопед выставляет на доску картинки и беседует с детьми по их содержанию: «Из-за горизонта выглянуло солнышко (картинка), уточки проснулись (картинка) и закрякали: "Кря-кря-кря". Как закрякали уточки?» (хоровой и индивидуальные ответы). Логопед повторяет фразы, побуждая детей договаривать слова: «Выглянуло ... солнышко, проснулись ... уточки, проснулись и ... закрякали». Логопед продолжает рассказ по картинкам: «Проснулись и гуси, пошли на пруд поплавать. Идут, кричат: "Га-га-га!" Как гуси кричат? Куда они идут? Проснулся индюк! Вот он, какой этот индюк (картинка): большой, а хвост - колесом. По двору индюк не спеша ходит и сам с собой разговаривает: "Бал-бал-бал". Как индюк сам с собой разговаривает? Тут и курочки проснулись (картинка): "Ко-ко-ко!". Кто проснулся?» Далее логопед показывает голубей и петушка, напоминая, как и они кричат.
По окончании беседы логопед выразительно рассказывает потешку: Наши уточки с утра - / Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! / Наши гуси у пруда - / Га-га-га! Га-га-га! / А индюк среди двора - / Бал-бал-бал! Балды-балда! / Наши гуленьки вверху - / Грру-грру-угрру-у-грру-у! / Наши курочки в окно - / Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! / А как Петя-петушок / Ран-ним-рано поутру / Нам споет - / Ку-ка-ре-ку!
Потешка повторяется до 2 раз, при этом логопед обязательно поощряет попытки детей повторять звукоподражания. В данном фрагменте занятия совершенствуется уме-
ние детей понимать обращенную к ним речь в форме вопроса, вести элементарный диалог, развивается их слуховое и зрительное внимание, расширяется, уточняется и активизируется их словарный запас по теме «Домашние птицы».
2. «Петушок и курочка». Логопед: «Дети, кто поет "кукареку"? Рано встает, деткам спать не дает?» (имитирует голосом крик петушка). Дети отвечают: «Петушок!» Логопед: «Позовем его: "Петушок, петушок! Иди к нам!" Не идет. Петушок, Золотой гребешок, иди к нам!» (показывается картинка с изображением петушка, при этом логопед обращает внимание детей на внешний вид птицы: гребешок, клюв, перышки, лапки). Логопед: «Кого зовет петушок, как вы думаете? Правильно, курочку! (появляется картинка с изображением курицы) Ко-ко-ко! Вот какая курочка! Клювик, перышки, лапки. Как она кудахчет? Кудах-тах-тах!» Логопед побуждает детей имитировать звукоподражание.
Затем читается сама потешка: Наши курочки в окно - / Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! / А как Петя-петушок / Ранним утром поутру /Нам споет - / Ку-ка-ре-ку!
3. «Петушок, курочка и цыплята». Логопед: «Курочка-тараторочка по двору ходит, / Хохолок раздувает, / Малых деток созывает: "Ко-ко-ко!" Кого зовет курочка? Цыпляток (картинка "цыплята"). Дети, посмотрите, какие цыплята: желтые, маленькие, пушистые! Как они пищат - курочку-маму зовут?» Дети воспроизводят звукоподражание: «Пи-пи-пи...». «Ребята, а как курочка зовет своих цыпляток?» - «Ко-ко-ко». - «Правильно, а как цыплята пищат?» - «Пи-пи-пи». - «Что такое? Почему же цыплята так громко пищат? Чего они хотят?» (попытки детей ответить поощряются). Затем перед детьми появляется курочка: - Курочка-рябушечка, куда ты пошла? / - На речку! / - Курочка-рябушечка, зачем ты пошла? / - За водичкой! / - Курочка-рябушечка, зачем тебе водичка? / - Цыпляток поить. / - Курочка-рябушечка, как цыплята просят пить? / - Пи-пи-пи! Появляется петушок: Петушок, петушок, / Золотой гребешок, / Ты подай голосок / Через темный лесок, / Через лес за реку /Покричи: «Ку-ка-ре-ку!» Дети помогают позвать курочку: «Ку-ка-ре-ку!» Логопед продолжает: «Услышала курочка, что зовет ее петушок, пришла и принесла полное ведро воды». Логопед ставит игрушечное ведерко рядом с картинками.
Такая работа должна проводиться и в условиях семейного воспитания, ведь одно из самых главных преимуществ песенок-потешек наряду с развитием речи - сближение родителей и малышей. Действительно, словесно-игровая форма этих фольклорных жанров побуждает взрослых, близких ребенку, чаще его обнимать, прикасаться к нему, целовать и при этом учить всему новому. Выразительность речи взрослого является мощным орудием воздействия на ребенка раннего возраста, она захватывает внимание ребенка, создает атмосферу эмоционального сопереживания и, как следствие, повышает мотивацию к активной подражательной речи.
Резюме. Таким образом, использование потешек в ранней логопедической работе по преодолению ЗРР способствует развитию экспрессивной речи неговорящего ребенка до уровня звукоподражания, лепета и первых слов, обогащению пассивного и активного словаря. Дети раннего возраста с ЗРР становятся способны понимать обращенную к ним речь, выполнять элементарные инструкции, пользоваться указательными жестами. У них формируются коммуникативные навыки - умения устанавливать эмоциональный, зрительный и речевой контакт, добиваться понимания, взаимодействовать в коллективе сверстников. Благодаря тому что народные потешки насыщены звукосочетаниями на мотив народных мелодий, так называемыми наигрышами, повторяющимися по нескольку раз в различном темпоритме, у детей развивается фонематический слух, слуховое внимание и восприятие. Через освоение образов животных и предметов, раскрываемых в текстах потешек, происходит ознакомление
ребенка раннего возраста с окружающим миром, закладываются основы непрерывной познавательно-речевой деятельности. Разучивая потешки вместе со взрослым, ребенок не только осваивает богатство, лаконичность и красоту родного языка, но и приобщается к истории и культуре своего этноса, получая самые первые впечатления о нем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васильева Н. Н. Коррекция трудностей формирования навыка чтения у младших школьников в процессе развития бинокулярных зрительных функций // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2(70), ч. 1. - С. 19-25.
2. Велиева С. В. Система мероприятий по развитию и коррекции психических состояний и речи у детей 8-9 лет с задержкой психического развития // Психолого-педагогическое сопровождение образования детей в контексте ФГОС дошкольного и начального общего образования : сборник научных статей. - Чебоксары, 2016. - С. 145-149.
3. Гусева Т. С. Сравнительный анализ уровней развития фонетико-фонематических систем русского и чувашского языков у чувашскоязычных дошкольников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 32-36.
4. Загрутдинова М., Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.
5. Захарова Г. П. Оценка основной профессиональной образовательной программы: экспертно -аналитическое исследование // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 3(87). - С. 125-129.
6. Иванова Н. В. Культурологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов дошкольного образования к коммуникативно-речевому развитию детей-билингвов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2015. - № 1(85). - С. 145-151.
7. Иванова Н. В. Научные аспекты профессиональной подготовки студентов к формированию билинг-вальной компетентности у дошкольников в поликультурной среде // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 4(80), ч. 1. - С. 72-76.
8. Семенова Т. Н. Этноигровой подход в коррекции двигательных расстройств у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 4(92). - С. 184-193.
9. Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. А. В. Запорожца. - 3-е изд., испр. - М. : Просвещение, 1981. - 176 с.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : М1р://минобрнауки.рф/документы/2974.
UDC [373.2:398.86]-056.264
T. N. Semenova
NURSERY RHYMES IN EARLY SPEECH THERAPY FOR CHILDREN WITH DELAY SPEECH DEVELOPMENT
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. Small genres of folklore are considered as effective means of speech therapy to overcome the delay of speech development in children of early age. The article presents some fragments of
© Semenova T. N., 2017
Semenova, Tatyana Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Correctional Pedagogics, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on March 21, 2017
speech training with the three- and two-year-old children with delay speech development. The training is based on the nursery rhymes from the Russian folklore within the lexical topic «domestic birds and animals» which is recommended to induce children's imitative speech activity in the form of any audible manifestations of and to increase speech understanding.
Keywords: folk nursery rhymes, early speech therapy aid, speech delay development.
REFERENCES
1. Vasil'eva N. N. Korrekcija trudnostej formirovanija navyka chtenija u mladshih shkol'nikov v processe razvitija binokuljarnyh zritel'nyh funkcij // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 2(70), ch. 1. - S. 19-25.
2. Velieva S. V. Sistema meroprijatij po razvitiju i korrekcii psihicheskih sostojanij i rechi u detej 8-9 let s za-derzhkoj psihicheskogo razvitija // Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovanija detej v kontekste FGOS doshkol'nogo i nachal'nogo obshhego obrazovanija : sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2016. - S. 145-149.
3. Guseva T. S. Sravnitel'nyj analiz urovnej razvitija fonetiko-fonematicheskih sistem russkogo i chuvash-skogo jazykov u chuvashskojazychnyh doshkol'nikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 32-36.
4. Zagrutdinova M., Gavrish N. Ispol'zovanie malyh fol'klornyh form // Doshkol'noe vospitanie. - 1991. - № 9. - S. 16-22.
5. Zaharova G. P. Ocenka osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy: jekspertno-analiticheskoe issledovanie // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. -2015. - № 3(87). - S. 125-129.
6. Ivanova N. V. Kul'turologicheskij podhod v professional'noj podgotovke budushhih specialistov doshkol'nogo obrazovanija k kommunikativno-rechevomu razvitiju detej-bilingvov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2015. - № 1(85). - S. 145-151.
7. Ivanova N. V. Nauchnye aspekty professional'noj podgotovki studentov k formirovaniju biling-val'noj kompetentnosti u doshkol'nikov v polikul'turnoj srede // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2013. - № 4(80), ch. 1. - S. 72-76.
8. Semenova T. N. Jetnoigrovoj podhod v korrekcii dvigatel'nyh rasstrojstv u doshkol'nikov s zaderzhkoj psihicheskogo razvitija // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 4(92). - S. 184-193.
9. Usova A. P. Obuchenie v detskom sadu / pod red. A. V. Zaporozhca. - 3-e izd., ispr. - M. : Prosveshhenie, 1981. - 176 s.
10. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf/dokumenty/2974.