Научная статья на тему 'Сущность, структура и критерии готовности будущих дефектологов к реализации этнопедагогических технологий в логопедической практике'

Сущность, структура и критерии готовности будущих дефектологов к реализации этнопедагогических технологий в логопедической практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
232
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / READINESS / ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА / SPEECH THERAPY / БУДУЩИЙ ДЕФЕКТОЛОГ / SPEECH PATHOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Татьяна Николаевна

Установлено, что готовность к использованию этнопедагогических технологий в логопедической практике включает три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный (понимание значимости средств народной педагогики для коррекционно-логопедической работы с детьми), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях логопрактики средствами народной педагогики) и деятельностный (наличие сформированного комплекса умений, направленных на использование этнопедагогических технологий в логопедической работе с дошкольниками). Компоненты готовности выступают критериями ее сформированности у будущих дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Семенова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE, STRUCTURE AND CRITERIA OF READINESS OF FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS TO IMPLEMENT ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY

The article determines that the readiness to use ethnopedagogical technologies in speech therapy includes three interrelated components: motivational-value (the recognition of significance of ethnopedagogics for speech therapy for preschoolers), cognitive (the system of scientifically substantiated knowledge on the content and features of speech therapy for preschoolers by means of etnopedagogics) and activity (set of skills aimed at technologies of ethnopedagogics in speech therapy for preschoolers). The components of readiness are the criteria of formation of speech pathologists.

Текст научной работы на тему «Сущность, структура и критерии готовности будущих дефектологов к реализации этнопедагогических технологий в логопедической практике»

УДК 378.016: 37.017.925

СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ДЕФЕКТОЛОГОВ К РЕАЛИЗАЦИИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

ESSENCE, STRUCTURE AND CRITERIA OF READINESS OF FUTURE SPEECH PATHOLOGISTS TO IMPLEMENT ETHNOPEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY

Т. Н. Семенова

T. N. Semenova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Установлено, что готовность к использованию этнопедагогических технологий в логопедической практике включает три взаимосвязанных компонента: мотивационно-ценностный (понимание значимости средств народной педагогики для коррекционно-логопедической работы с детьми), когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о содержании и особенностях логопрактики средствами народной педагогики) и деятельност-ный (наличие сформированного комплекса умений, направленных на использование этнопедагогических технологий в логопедической работе с дошкольниками). Компоненты готовности выступают критериями ее сформированности у будущих дефектологов.

Abstract. The article determines that the readiness to use ethnopedagogical technologies in speech therapy includes three interrelated components: motivational-value (the recognition of significance of ethnopedagogics for speech therapy for preschoolers), cognitive (the system of scientifically substantiated knowledge on the content and features of speech therapy for preschoolers by means of etnopedagogics) and activity (set of skills aimed at technologies of ethnopedagogics in speech therapy for preschoolers). The components of readiness are the criteria of formation of speech pathologists.

Ключевые слова: готовность, этнопедагогические технологии, логопедическая работа, будущий дефектолог.

Keywords: readiness, ethnopedagogical technologies, speech therapy, speech pathologist.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня в связи с переосмыслением ценностно-смысловых ориентиров общества большая роль начинает отводиться идеям этнокультурной обусловленности социально-личностного развития. Основным направлением инновационного развития педагогического образования можно считать создание системы профессиональной подготовки к этнопедагогической деятельности в условиях поликультурной среды. Действительно, происходит актуализация патриотического воспитания, восстанавливается историческая память и преемственность культурных ценностей на основе этнотрадиций. Несмотря на несомненную актуальность идей этнокультурного образования, они, однако, мало интегрированы в систему коррекционно -

логопедической помощи, кроме того, этнопедагогические технологии в системе логопедического воздействия в условиях ДОУ реализуются, на наш взгляд, крайне недостаточно. Таким образом, состояние готовности студентов к использованию средств народной педагогики в логопрактике, по нашему мнению, остается малоизученным. Для разрешения этих проблем важной задачей является формирование профессиональной готовности будущих дефектологов в обсуждаемом направлении.

Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической и медицинской литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».

Результаты исследований и их обсуждение. В настоящее время происходит качественное обновление всего содержания специального (дефектологического) образования. Больше места начинает занимать вариативная часть системы подготовки будущих дефектологов, усиливается ориентация на национально -региональный компонент. Все это побуждает учителей-дефектологов использовать в коррекционно-педагогической работе этнопедагогические методы и средства как величайший пласт педагогической мудрости.

Как отмечает Г. Н. Волков, деятельность педагога на основе народных традиций будет требовать от него более высокого уровня подготовленности в сравнении с традиционным педагогическим образованием [3]. Если речь идет о коррекционно -педагогической деятельности дефектолога, то в этом случае ему необходимо знать не только сущность и содержание этнопедагогических средств, но и специфику их использования для развития и коррекции детской речи.

Анализ состояния проблемы формирования готовности будущих дефектологов к использованию этнопедагогических технологий в логопрактике показал, что многовековые педагогические традиции, накопленные народом, несут в себе большие возможности для коррекционно-логопедической работы с детьми-логопатами [6].

Средства народной педагогики имеют значительный потенциал для коррекцион-ной работы, реабилитации и социальной адаптации дошкольников с речевыми расстройствами и используются в различных направлениях: психотерапевтическом (катарсис, коммуникация, регуляция деятельности); психологическом (развитие познавательной и эмоционально-волевой сфер); коррекционно-развивающем (устранение и ослабление психоречевых расстройств) [7].

В связи с этим для результативной логопедической работы с дошкольниками на основе материала народной педагогики нужна как теоретическая, так и практическая профессиональная подготовка будущих дефектологов в обозначенном направлении.

В педагогической литературе мы выявили достаточно материала, послужившего нам основанием для выявления теоретико-методологических предпосылок подготовки студентов к логопедической практике средствами народной педагогики. Проведенный анализ позволил увидеть сущность понятия готовности к реализации этнопедагогиче-ских технологий в логопрактике, выделить главные знания, умения и навыки, необходимые для создания и апробации модели формирования данной готовности у будущих дефектологов.

Анализ различных точек зрения ученых-исследователей (В. А. Сластенин [9], Т. А. Дзюба [4] и др.), раскрывающих сущность и содержание понятия «профессио-

нальная готовность», позволил нам определить, что готовность будущего дефектолога к использованию этнопедагогических технологий в логопрактике можно представить как совокупность двух составляющих: формирования стойкого мотивационно-ценностного отношения к коррекционно-логопедической работе с использованием этнопедагогических средств и формирования у будущих дефектологов знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование возможностей народной педагогики в развитии и коррекции детской речи.

С опорой на результаты исследований М. Г. Харитонова [10], М. Б. Кожановой [5], Е. А. Андреевой [2], а также учитывая требования государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», профессиограмму педагога -дефектолога и специфику логопедической работы с применением средств народной педагогики, мы выделяем три базовых критерия профессиональной готовности студентов к логопедической работе с детьми на материале народной педагогики: когнитивный, деятельностный и мотивационно-ценностный компоненты.

В нашем исследовании критерии профессиональной готовности определяются как показатели реализации ее компонентов.

Показателями сформированности мотивационно-ценностного компонента рассматриваемой в статье готовности, по нашему мнению, можно считать:

- стремление и склонность к изучению опыта народного воспитания, потребность наполнять свою коррекционно-педагогическую деятельность этнокультурным содержанием;

- эмоционально-положительное ценностное отношение и устойчивый познавательный интерес к средствам народной педагогики и к их использованию в развитии и коррекции детской речи;

- осознание той немаловажной роли, которую играет педагогика своего народа в развитии и воспитании личности, понимание значимости возможностей этнопедаго-гических технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

Когнитивный (познавательный) компонент готовности студентов к актуализации потенциала народной педагогики в логопедической работе составляют профессиональные знания студента в этой области. В систему этих знаний входят знания об основных средствах народной педагогики и многообразных формах их функционирования в реальной деятельности, а также о методах и приемах их использования в логопедической работе с детьми. Комплекс научно-теоретических знаний будущего дефектолога в рассматриваемом нами аспекте предполагает: знание особенностей проведения логопедических занятий с использованием средств народной педагогики; знание специфики использования этнопедагогического материала в системе логопедического воздействия; знание различных технологий использования средств народной педагогики в логопрак-тике. Когнитивный компонент формируется при изучении спецкурса «Этнопедагогиче-ские технологии в развитии и коррекции детской речи».

Знания взаимосвязаны с комплексом умений. Они являются предпосылкой успешного формирования умений, которые или перерастают в навык, или же основываются на глубине знаний и многообразии уже сформировавшихся навыков.

Под педагогическими умениями мы понимаем способность применять усвоенные ранее знания для результативного и эффективного разрешения педагогических

задач, которая и лежит в основе деятельностного компонента профессиональной готовности студентов к логопедической работе с дошкольниками на этнопедагогическом материале.

С опорой на исследования Л. Г. Семушиной [8], а также с учетом цели, задач и предмета нашего исследования мы выделили умения, необходимые для реализации эт-нопедагогических технологий в логопедической работе с дошкольниками:

- аналитические умения: использовать характерные для этнопедагогики средства в коррекционно-логопедической работе с детьми-логопатами; проводить анализ содержания разных форм фольклора, оценивать их потенциал для исправления нарушений речи дошкольников; отбирать произведения музыкально-песенного, танцевального и, конечно, устного народного творчества для применения на логопедических занятиях; выявлять коррекционно-развивающий потенциал этнопедагогических методов и средств;

- конструктивные умения: новаторски, разнообразно и активно использовать фольклорные жанры в системе логопедического воздействия и распространять в среде детей правила народных игр, содержание которых отвечает задачам логопедической работы; включать дошкольников-логопатов в фольклорные действия с учетом возрастных, речевых и психофизиологических возможностей детей; включать методы и средства народной педагогики во всевозможные формы коррекционно-логопедической работы; организовывать совместную коллективную деятельность как одну из основных форм коррекционно-логопедической работы с использованием этнопедагогических технологий; методически верно составлять программы коррекционно-логопедической работы, планы-конспекты занятий с включением в их содержание этнопедагогического компонента; адаптировать традиционные средства народного воспитания для работы по коррекции нарушений речи детей;

- организаторские: формировать совместную творческую деятельность и развивать художественно-образную речь детей дошкольного возраста, обращаясь к опыту народного воспитания;

- коммуникативные: регулировать межличностные отношения между детьми, которые находятся в условиях полиэтнической среды, устранять и предупреждать конфликты.

Таким образом, исходя из перечисленных компонентов обсуждаемой готовности студентов, опираясь на положения, разработанные О. А. Абдуллиной [1], мы выделяем три ее уровня. Они обуславливаются качеством, интенсивностью и полнотой проявлений этих показателей, каждый из которых анализируется через систему определенных признаков. Наличие большей части признаков будет говорить об оптимальном, т. е. высоком, уровне готовности (методически грамотное и наиболее эффективное использование средств народной педагогики в развитии и коррекции детской речи). На достаточный, т. е. средний, уровень указывает наличие половины или чуть менее половины критериальных признаков (достаточно качественная логопедическая работа на этнопе-дагогическом материале, но имеющая, однако, не столь значительные методические ошибки). Наличие незначительного числа признаков является показателем недостаточного, т. е. низкого, уровня готовности (серьезные методические просчеты и ошибки при проведении логопедических занятий с использованием средств народной педагогики).

Резюме. Таким образом, теоретическое исследование показало, что готовность будущих дефектологов к использованию этнопедагогических технологий в логопедиче-

ской работе с дошкольниками понимается нами как целостное образование личности, интегрирующее в себя три взаимосвязанных компонента: мотивационно -ценностный (осознание студентами значимости опыта народной педагогики для обучения и воспитания дошкольников с нарушениями речи); когнитивный (наличие системы научно обоснованных знаний о сущности, содержании и особенностях логопедической работы в ДОУ средствами народной педагогики); деятельностный (наличие сформированного комплекса умений, направленных на эффективную реализацию этнопедагогических технологий в логопрактике).

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования / О. А. Абдуллина. - М. : Просвещение, 1990. - 141 с.

2. Андреева, Е. А. Развитие педагогической направленности личности на этапе учебно-профессиональной подготовки / Е. А. Андреева. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2013. - 161 с.

3. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : в 2-х т. Т. 1 / Г. Н. Волков. - М. : Магистр Пресс, 2002. - 460 с.

4. Дзюба, Т. А. Теория и практика этнопедагогической подготовки учителя музыки к профессиональной деятельности в сельской школе Чувашии / Т. А. Дзюба. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2005. - 146 с.

5. Кожанова, М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности / М. Б. Ко-жанова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. -№ 1 (65). - С. 105-110.

6. Семенова, Т. Н. Профессиональная подготовка студентов к использованию этнопедагогических средств в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста / Т. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 3 (83). -С. 173-179.

7. Семенова, Т. Н. Актуализация потенциала этнопедагогики в процессе социокультурной реабилитации детей с отклонениями в развитии / Т. Н. Семенова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 4 (60). - С. 162-166.

8. Семушина, Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л. Г. Семушина, Н. Г. Ярошенко. - М. : Изд-во «Мастерство Год», 2001. - 272 с.

9. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. - М. : Академия, 2011. - 380 с.

10. Харитонов, М. Г. Содержание этнопедагогической подготовки учителя национальной школы / М. Г. Харитонов // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4 (72). Ч. 2. - С. 182-186.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.