Научная статья на тему 'Диалог мировых образовательных систем тихоокеанского и арктического регионов'

Диалог мировых образовательных систем тихоокеанского и арктического регионов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TEACHING / КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ / COLLECTIVE TEACHING METHOD / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / UNIVERSAL TEACHING ACTIVITIES / ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНАЯ ЛИЧНОСТЬ / COMPETITIVE INDIVIDUAL / АРКТИКА / ARCTIC / INTEGRATION / ETHNO PEDAGOGY / SELF-DEVELOPING / BALANCED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винокурова У. А., Семенова А. Д., Ядрихинская Л. С.

Статья написана в форме ответа на вопрос, поставленный исследователями мировых систем образования М. Барбера, К. Доннелли и С. Ризви*, о путях повышения качества образования. Одним из таких путей авторы считают интерактивную инновационную технологию коллективного способа обучения В.К. Дьяченко**, которую они называют великим открытием ХХ века, потому что воспитание саморазвивающейся, гармоничной, конкурентоспособной личности возможно только при интеграции процессов преподавания и учения, реализуемой при использовании данной технологии по управлению учебным процессом. Причиной эффективности педагогического процесса является высокая организационная культура этой технологии. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винокурова У. А., Семенова А. Д., Ядрихинская Л. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PACIFIC + ARCTIC

The article is written as a reply to M. Barber, K. Donnelly and S. Rizvi the researchers of the global educational systems,in response to the question on the ways to improve the education efficiency. One of the ways the authors believe to be the interactive innovational technology of collective teaching method by V. Djachenko. This method the authors find one of the greatest discoveries of the 20th century, since this technology of managing the educational process integrates the teaching and learning processes, which appears to be the only way to successfully educate a self-developing balanced competitive individual.The reason why this teaching method proves to be efficient is in its well organized structure. The collective teaching method creates the necessary social and pedagogic conditions to form and develop an individual’s ethical understanding and behavioral norms.

Текст научной работы на тему «Диалог мировых образовательных систем тихоокеанского и арктического регионов»

УДК 370.1

Диалог мировых образовательных систем

тихоокеанского и арктического регионов

У.А. ВИНОКУРОВА,

д-р социол. наук, канд. психол. наук,

профессор,

А.Д. СЕМЕНОВА,

д-р пед. наук, профессор, Л.С. ЯДРИХИНСКАЯ,

канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова (Россия, Республика Саха (Якутия), 677000, г. Якутск, ул. Белинского, 58) E-mail: [email protected]

Статья написана в форме ответа на вопрос, поставленный исследователями мировых систем образования М. Барбера, К. Дон-нелли и С. Ризви*, о путях повышения качества образования. Одним из таких путей авторы считают интерактивную инновационную технологию коллективного способа обучения В.К. Дьяченко**, которую они называют великим открытием ХХ века, потому что воспитание саморазвивающейся, гармоничной, конкурентоспособной личности возможно только при интеграции процессов преподавания и учения, реализуемой при использовании данной технологии по управлению учебным процессом. Причиной эффективности педагогического процесса является высокая организационная культура этой технологии. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения личности.

Ключевые слова: обучение, коллективный способ обучения, универсальные учебные действия, этнопедагогизация, саморазвивающаяся, гармоничная, конкурентоспособная личность, Арктика

*Барбер М., Доннелли К., Ризви С. Океаны инноваций: Атлантический океан, Тихий океан, мировое лидерство и будущее образования // Вопросы образования. — 2012. — № 4. — С. 109-185.

**Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991. — 191 с.

Межпоколенческий, межцивилизационный, межконтинентальный диалог трёх авторов статьи [1] позволил развернуть последовательный синтез системных инноваций в образовании человечества в последнее тысячелетие.

В статье использована парадигма научного мышления, строящаяся на приоритете моря над сушей, и внимание авторов сосредоточено вокруг двух океанов — Атлантики и Тихого океана.

По выводу авторов, лидерство Атлантики достигнуто благодаря модели инновации, описанной Аглоу, характеризующейся такими качествами человека как любознательность, разрушение привычных границ познания, описание феноменов, сотрудничество изобретателей и предпринимателей [1, с. 114].

300-летнее превосходство Атлантики достигалось колониальной экономикой, то есть внешними ресурсами, и культурой права.

Согласно следующему выводу авторов, нарастающая мощь стран Тихого океана исходит из природы азиатского общества [1, с. 121], пережившего колониальный период посредством культуры ответственности, являющейся стержневой особенностью, например, китайского государства-цивилизации [1, с. 124]. Экономический рост Тихоокеанского региона совпал с эпохой глобальных изменений в развитии человечества, поставленного перед новыми вызовами: глобальное изменение климата, ухудшение состояния окружающей среды, необходимость изменения человеческих отношений от культуры насилия к культуре открытого диалога и содружества.

Ответ на эти судьбоносные вызовы человечеству может быть адекватен только при условии выбора соответствующей системы образования подрастающего поколения людей.

Наиболее успешные страны создали эффективные системы образования. В качестве доказательства авторы приводят список 20 стран, чьи учащиеся получили самые высокие баллы по результатам РКА-2009* [1, с. 150]. Вот тут начинается несоответствие между исходными посылами авторов и доказательной базой. Из стран-лидеров, многие не принадлежат ни к Атлантике, ни к Тихоокеанскому региону. Более того, появляется третий игрок — Арктика в лице Исландии, Швеции, Финляндии, Норвегии, Канады, признанных в различных аспектах успешными как в создании системы образования, так и в обеспечении качества жизни и окружающей среды. Например, Швеция позиционирует себя как «совесть мира», отличающуюся особо бережным отношением к природной среде, этическими высокими стандартами общества. Вероятно, имеются ценные инновации и у стран Индийского океана.

По уровню развития человеческого капитала, качеству жизни и благополучию окружающей среды страны Арктического региона, за исключением России, являются лидера-

*Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся

ми мирового сообщества. На взгляд авторов такой прорыв в ХХ веке оказался возможным благодаря созданию особого типа локальной цивилизации — арктической циркумполярной цивилизации [2]. Эта цивилизация является симбиозом традиционных этических и экологических ценностей народов Арктики с современными инновационными технологиями атлантической и тихоокеанской цивилизаций. Глобальное изменение климата, особая хрупкость экологии арктических территорий, природосберегающие ценности коренных народов Арктики, политика коэволюции и взаимопомощи коренных и пришлых народов на основе традиционных ценностей сосуществования человека и природы в суровых природно-климатических условиях Арктики — все эти наработанные носителями циркумполярной цивилизации ценности становятся основой формирования нового социокультурного строя человечества. У арктических народов веками сложились духовно-нравственные ценности этнической педагогики, нацеленной на приоритет этических норм взаимопомощи, эмпатии, установки на позитивное взаимодействие с окружающей средой и миссии человека оберегать природу как сакральную красоту. Этническая педагогика основывается на живой логике, одухотворяющей земную жизнь, и осмысливает жизнь человека как часть неразрывной взаимосвязанности всего сущего, что формирует мышление человека с позиций пользы для всеобщего блага. Следовательно, модель глобального поколения, предложенная в статье М. Барбера, К. Доннелли, С. Ризви, в содержательном и технологическом плане нуждается в дополнении арктическим опытом.

Авторы, как представители Арктического региона, сосредоточились на его вкладе в инновационную схему образования, предложенную в данной статье.

Главной ценной идеей статьи Майкла Барбера, Кейтлин Доннелли, Саад Ризви является разработанная ими модель глобального поколения — личностей, укоренённых в своих культурах, но открытых миру и уверенных в своей способности творить этот мир» [1, с. 178]. Эта модель выражается в формуле:

«Хорошо образованный = Э (З + М + Л)» [4, ^ 164],

где Э — этика, выражающая универсальные ценности осознания «Один мир» (уважение мнений людей, признание многообразия форм жизни на земле, их взаимозависимости, законность и порядок в обществе и т.д.); З — знания; М — мышление; Л — лидерство.

«Смысл этой формулы состоит не только в том, что построенный в соответствии с ней учебный план наилучшим образом подготовит учащихся к предстоящей им жизни в XXI веке, но и в том, что сочетание знаний, умения эффективно мыслить и лидерства, подкрепленного этикой, вероятнее всего раскроет в молодых людях качества, которые помо-

гут им придерживаться инновационного подхода в жизни и работе и конструктивно взаимодействовать с обществом на любом уровне, от локального до глобального» [1, с. 164].

М. Барбер и его коллеги уверены, что «в XXI веке системы образования должны предоставить каждому учащемуся стартовую площадку в виде высоких минимальных стандартов. Иначе говоря, они должны сделать более высоким тот фундамент, с которого каждый молодой человек начинает свой жизненный путь. Некоторые страны Азиатско-Тихоокеанского региона, а также некоторые канадские провинции и Северная Европа (Но: это страны арктического региона — прим. авторов) действительно оказались более успешными в этом отношении, чем большинство стран мира. Однако этот фундамент состоит по преимуществу из «З» с незначительными добавками « М», « Л» и « Э», которые в лучшем случае остаются неучтенными и непроверенными, в худшем случае — вовсе отсутствуют» [1, ^ 166].

Успешность глобального поколения личностей, укорененных в своих культурах, по мнению авторов, состоит из упорного труда быть способным брать ответственность за свою судьбу и открытым инновациям мира. Реализация разработанной модели и формулы возможна при условии качественного образования в каждой школе. Тут авторы спотыкаются и заявляют, «пока так и не знаем, как решить уравнение Э (З + М + Л) для каждого учащегося [1, с. 174] и приглашают к обсуждению поставленных проблем и предложенной формулы.

Авторы данной статьи представляют технологию реализации предложенной формулы, основываясь на своих многолетних педагогических практиках и их научном обобщении.

Первый постулат. Обучение состоит из двух процессов: преподавания и учения. Поэтому необходимо повышать качество и того, и другого процесса. Система образования изменится только в том случае, если второй участник учебного процесса — обучающийся станет субъектом учебно-воспитательного процесса.

Современный менеджмент образования нацелен на организацию и измерение качества образования, исходя только из человеческого потенциала учителя и его методической подготовленности, оставляя за рамками социальный капитал образовательного сообщества. Между тем, социальность — неотъемлемое свойство человеческого сообщества, а образовательный процесс — это, прежде всего, социализация подрастающего поколения в соответствии с вызовами, осознанными сообществом. Следовательно, профессиональный капитал педагогического коллектива состоит из человеческого, социального и методического капитала образовательного учреждения.

Нужна совершенно новая наука об организации обучения, так как в традиционной классно-урочной системе недостаточно был разработан процесс учения. Этот недостаток восполняется в технологии

коллективного способа обучения В.К. Дьяченко, нацеленного на развитие всех трёх компонентов профессионального капитала участников образовательного процесса. В.К. Дьяченко сформулировал новое определение основному понятию дидактики: «Обучение — материальный процесс взаимодействия между учителем и учеником. Это общение между теми, кто имеет знания, опыт, и теми, кто их приобретает» [3, с. 10].

Второй постулат. Чтобы обеспечить высокое качество обучения, нужно, прежде всего, изменить организационную структуру учебного процесса. Классно-урочная система приспособлена к передаче знаний в готовом виде. Учитель учит, а ученики пассивно воспринимают и усваивают чужие мысли, слова, знания. Такое обучение не соответствует социальной природе детства. Если обучение есть взаимодействие учителя и учащихся, если в процессе этого взаимодействия происходит познание, передача социально-исторического опыта и овладение им, то, стало быть, обучение — это общение между теми, кто обладает знаниями и определенным опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает. Понятие «общение» шире, чем «обучение»: не всякое общение является обучением. В то же время всякое обучение в человеческом обществе — это общение. Обучение — это общение, в процессе которого происходит управляемое познание, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение той или иной деятельности и овладение ею. Если обучение основано на общении, то общих форм организации процесса обучения должно быть не меньше, чем структуры общения в системе образования (таблица).

Организационная структура учебного процесса

и формы её проявления

Третий постулат. Введение педагогического общения в динамических структурах социума приведет к реализации искомой модели глобального

поколения, так как социальная интеракция как коллективность в процессе обучения — вот главный резерв качества и эффективности учебно-воспитательной работы в современных учебных заведениях. Работая вместе, помогая друг другу, люди развивают Этические ценности, приобретая Знания, формируя Мышление и достигая Лидерства.

Коллективным называется такое обучение, когда каждого члена образовательного социума обучает и воспитывает соответствующий социум, и каждый член социума активно участвует в обучении и воспитании своих коллег по совместной учебной работе (все обучают каждого, и каждый обучает всех). Коллективность — основная ценность этнопедаго-гических систем народов — становится одним из главных направлений модернизации системы образования. По сути, М. Барбер, К. Доннелли, С. Ризви имеют в виду этнопедагогические особенности образовательных систем Тихоокеанского региона, аргументируя их эффективность. Понятие этнопедаго-гизации ввел основоположник науки этнопедагоги-ки, академик РАО Геннадий Никандрович Волков. Этнопедагогизация целостного воспитательного процесса — это естественно организованный процесс интеграции традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагоги-ческое пространство) [4,5].

В условиях этнопедагогизации содержания и технологии обучения возможно осуществление социального заказа общества — воспитание саморазвивающейся, гармоничной личности выпускников (см. модель).

Системообразующими понятиями этнопедагоги-зации учебно-воспитательного процесса выступают: 1) общая единая цель; 2) интеграция процесса преподавания учения (каждый учащийся выполняет функцию обучающего и обучаемого); 3) результат — саморазвивающаяся гармоничная личность выпускника.

Переменными составляющими этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса являются средства управления. К ним относятся: 1) содержание образования; 2) методы КСО; 3) средства обучения (материальной, духовной, соционормативной культуры); 4) общие формы организации деятельности обучаемых (индивидуальная, парная, групповая, коллективная). Успешная работа в усвоении учебного материала достигается при системообразующей коллективной форме обучения. Цементирующим средством компонентов является интеграция деятельности преподавания и учения, осуществляемая обучаемыми в технологии взаимообучения и взаимовоспитания и обеспечивающая подготовку саморазвивающейся, гармоничной личности выпускников.

Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса начата в России в 90-х годах ХХ века в связи

Структуры общения Общее социальное взаимодействие Формы учебного процесса

Опосредованное общение (через письменное слово) Индивидуальное I. Индивидуальный способ обучения (ИСО)

Непосредственное общение в дуальной системе «учитель-ученик», «ученик-ученик» Парная работа (индивидуальная консультация, репетиторство)

Непосредственное общение в группе учащихся Групповое II. Групповой способ обучения (ГСО)

Непосредственное общение в динамических структурах социума Коллективное III. Коллективный способ обучения (КСО)

Общая единая цель

i

Интеграция процесса преподавания и учения

Содержание этнопедагогического образования

Методы обучения (методики технологии взаимообучения)

т

Средства обучения ;

Общие формы организации деятельности обучающихся

Коммуникативная деятельность * -

Взаимопомощь, сотрудничество, человечность

ЗУНы Общее развитие, духовность

> г > Г

Саморазвивающаяся духовная личность учащихся или специалистов

Функциональная модель этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса

с внедрением Концепции обновления и развития национальных школ РФ и её регионов. Модернизация содержания обучения на этнопедагогической основе в Якутии обеспечила ознакомление учащихся с устным народным творчеством, традициями, обычаями, мировоззрениями, ценностями народов мира, внедрение в школьную жизнь духовных традиций взаимопомощи, трудолюбия, народных видов искусств. Воспитывается «поколение личностей, укорененных в своих культурах».

Этнопедагогические знания способствуют пониманию духовной ценности народов; уважительному отношению к другой культуре, что обеспечивает конструктивное взаимодействие с различными социальными стратами и успешную социализацию в изменяющемся обществе.

В некоторых школах Якутии успешно реализуется одна радикальная инновация, основанная на принципиально новых подходах к организации учебного процесса, что приводит к реальному улучшению показателей его качества. Речь идет об актуальной проблеме современных учителей - технологии по управлению учебным процессом, названным коллективный метод обучения В.К. Дьяченко, как одном из механизмов реализации требований ФГОС общего образования. Радикальность данной инновации заключается в том, что традиционная классно-урочная форма учебного процесса заменяется коллективными учебными занятиями, а традиционная система контроля знаний — индивидуальной траек-

торией обучения и контроля компетенций или универсальных учебных действий обучаемых.

Коллективный способ обучения В.К. Дьяченко основывается на принципах народной педагогики. Организация процесса обучения и воспитания в народной педагогике и в технологии взаимообучения и взаимовоспитания основаны на общении наставника, учителя с учащимися и обучающихся между собой. Внедрение общей коллективной формы обучения в современный учебный процесс предоставляет возможность для реализации как и в народной дидактике деятельностного подхода в обучении, создающего условия для привития общеучебных умений и навыков, сотрудничества и взаимопомощи, комфортного самочувствия каждого обучающегося, воспитания внутренней потребности к учебному труду у каждого учащегося и усиления воспитательных возможностей детского коллектива.

Четвертый постулат. Внедрение технологии взаимообучения в учебно-воспитательный процесс позволяет организовать эффективную работу благодаря следующим достижениям:

1. С помощью методик технологии коллективного способа обучения (КСО) формируются универсальные учебные действия (УУД) у каждого обучающегося, способствующие воспитанию саморазвивающейся гармоничной личности, развиваются навыки совместной, групповой и коллективной работы. Каждый обучающийся осознает, что «успех — продукт тяжелого труда, настойчивости и хорошей

подготовки». Обучающиеся увлекают учебной деятельностью друг друга, учатся друг у друга взаимоуважению, приобретают навыки общения с людьми, считаться с интересами «Своих», «Других» и «Чужих», классы и группы становятся единым коллективом. Ещё в начале прошлого века АC. Макаренко писал о том, что «только организуя коллективы, можно создать условия для успешного функционирования системы воспитания в школе».

2. Создаётся нравственно-психологический климат, способствующий инновационной творческой активности каждого. Воспитание всей атмосферой среды общения формирует личность, способную жить и творить в локально и глобальном сообществе.

3. Каждый член коллектива включается в процесс взаимообучения и взаимовоспитания. Деловое общение во время взаимообучения развивает коммуникативные навыки. Развивается умение убеждать, заинтересовать, бесконфликтный стиль общения. Воспитывается чувство ответственности, чувство локтя, взаимовыручки, бескорыстной помощи, присущие нравственной личности.

4. Учебный процесс, организованный по технологии КСО, осуществляет воспитание, имеющее системный характер и обеспечивает целостное развитие личности. В этом смысле нравственное воспитание в процессе взаимообучения есть управление деятельностью личности. Именно при взаимообучении создаются социально-педагогические условия для становления и творческого совершенствования нравственного сознания и поведения, обеспечивающие самоуправления образовательного сообщества.

5. Создаются условия для обеспечения экологической и этнической безопасности благодаря формированию таких ценностей как доброжелательное отношение к окружающему миру, эмпатия и помощь слабым, больным, детям, находящимся в трудной физической и жизненной ситуации. Формируется такая воспитательная среда, которую М. Монтес-сори назвала «педагогической средой» [6].

Многолетняя пропаганда, руководство экспериментальной работой по внедрению технологии КСО в Якутии, научное сопровождение этапов ее внедрения в различных типах образовательных учреждений, убедительно и наглядно доказали высокую эффективность данной интерактивной инновационной технологии [7-10]. В качестве одного из главных критериев, определяющих эффективность деятельности учебного заведения, авторами данной статьи была выбрана удовлетворенность учащихся учебой, родителей — успехами и воспитанностью своих детей, учителей - своей работой. Выявлено повышение качества обучения, что превращает каждую школу в эффективную и каждого учителя в высококвалифицированного и ученика — в успешного. Учителя и учащиеся получают удовлетворенность от результатов своей деятельности, а родители — от результатов учебы и воспитанности

своих детей. Устраняется перегрузка учащихся и учителей. У всех учащихся вырабатывается навыки самообучения-самообразования-саморазвития-самоуправления-самооценки-самоконтроля. Организуется личностно-ориентированное обучение. Устанавливается постоянная деловая интеракция между школой и семьей. Достигается высокий уровень педагогической подготовки и профессиональной компетентности учителей.

В результате научного обобщения процесса внедрения технологии коллективного обучения, авторами данной статьи выведена следующая формула:

Т(КСО) Н. СПОаВПО => ГуД => УУД => Л2=> ЗР ,

■'п

где Т(КСО) — технология коллективного способа обучения В.К. Дьяченко; О — обучение (преподавание; учение); п — процесс преподавания; у — процесс учения; 1 — интеграция процессов преподавания и учения; УП — учебные предметы (школьные); УД — учебные дисциплины (профессиональных учебных заведений); УУД — универсальные учебные действия (требование стандарта); СПО — среднее профессиональное образование; ВПО — высшее профессиональное образование; Л1 — саморазвивающаяся гармоничная личность (выпускник школы); Л2 — саморазвивающаяся, гармоничная, кон-курентоспобная личность (выпускник СПО, ВПО); ЗР — земной рай (интегральный социокультурный строй).

Предлагаемая авторами формула апробирована на практике и может стать одним из технологических решений задачи, поставленной М. Барбером, К. Доннелли, С. Ризви по воспитанию глобального поколения личностей, укорененных в своей культуре и открытых миру. В этом состоит вклад Арктики как зоны природосообразной гуманистически ориентированной педагогики в Тихоокеанскую инновационную педагогику и в наступающий социокультурный строй, грядущую ноосферную цивилизацию человечества.

В условиях атмосферы доброжелательности, взаимной ответственности, терпимого бережного отношения друг к другу и окружающему, учащиеся с удовольствием усваивают нормы и правила Этики. Успехов в учебной деятельности добиваются все обучающиеся благодаря тому, что в процессе работы по методам КСО, формируются универсальные учебные действия у каждого учащегося. Учащиеся учатся с большим интересом. Они становятся активными, инициативными, уверенными в себе, самостоятельными, коммуникабельными, лидерами внутренне заинтересованными во всех делах, проводимых в учебном заведении, в будущем, в обществе. Нормы и правила Этики интериоризуются

всеми членами образовательного сообщества. Открывается путь к вековечной мечте человечества о воспитании совершенной личности.

Таким образом, интерактивную инновационную технологию коллективного способа обучения В.К. Дьяченко можно считать великим открытием ХХ века. Эта единственная технология по управлению учебным процессом. Дидактика, разрабатываемая в Красноярском крае на основе технологии коллективного способа обучения Дьяченко, может способствовать достижению безопасности и благополучия человечества. Будущее общества закладывается в школе. Наступило время по-настоящему глобально заниматься проблемами школы, и мы благодарны авторам статьи «Океан инноваций» за океан новых идей и приглашение к диалогу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майкл Барбер, Кейтлин Доннелли, Саад Ризви. Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, Мировое лидерство и будущее образования // Вопросы образования. — 2012. — № 4. — С. 109-185.

2. Винокурова УА. Циркумполярная цивилизация: идеи и проекты. — Якутск, 2011. — 312 с. (на русском и английском языках).

3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. — М.: Просвещение, 1991. — 192 с.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — Чебоксары: Чув. кн. изд-во,1974. — 376 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 2001. — 160 с.

6. Монтессори М. Антология гуманной педагогики. — М.: Издат. Дом Ш. Амонашвили. — 1999 . — 224 с.

7. Семенова А.Д. Этнопедагогизация целостного процесса воспитывающего обучения в сельской национальной школе (на материале школ Республики Саха (Якутия). — М., 2003. — 170 с.

8. Семенова А.Д. Современное функционирование этно-педагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2005. — 118 с.

9. Семенова А.Д. Научно-методическое обеспечение эт-нопедагогизации учебно-воспитательного процесса как условие повышения эффективности работы школы. — Якутск: Изд-во ЯГУ, 2009. — 118 с.

10. Семенова АД., Ядрихинская Л.С. Формирование универсальных учебных действий: технологический подход: Учебное пособие. — Якутск: Издат. дом СВФУ, 2012. — 148 с.

PACIFIC + ARCTIC

Vinokurova U., Doctor of Sociology, Cand. Sci. (Psychology), Professor,

Semionova A., Doctor of Pedagogy, Professor,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Yadrikhinskaya L.S., Cand. of Pedagogy Sci.,

Ammosov North-Eastern Federal University (Yakutsk, Russian Federation)

E-mail: [email protected] ABSTRACT

The article is written as a reply to M. Barber, K. Donnelly and S. Rizvi the researchers of the global educational systems, in response to the question on the ways to improve the education efficiency. One of the ways the authors believe to be the interactive innovational technology of collective teaching method by V. Djachenko. This method the authors find one of the greatest discoveries of the 20th century, since this technology of managing the educational process integrates the teaching and learning processes, which appears to be the only way to successfully educate a self-developing balanced competitive individual.

The reason why this teaching method proves to be efficient is in its well organized structure. The collective teaching method creates the necessary social and pedagogic conditions to form and develop an individual's ethical understanding and behavioral norms.

Keywords: integration, teaching, collective teaching method, universal teaching activities, ethno pedagogy, self-developing, balanced, competitive individual, Arctic. REFERENCES

1. Michael Barber, Caitlin Donnelly, Saad Rizvi. Voprosy obrazovaniya — Educational issues. 2012, no. 4, pp. 109-185. (In Rus.).

2. Vinokurova U.A. Tsirkumpolyarnaya tsivilizatsiya: idei i proyekty [Circumpolar civilization: ideas and projects]. Yakutsk, 2011. 312 p. (In Rus. and in Eng.).

3. D'yachenko V.K. Sotrudnichestvo v obuchenii [Cooperation in training]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 192 p. (In Rus.).

4. Volkov G.N. Etnopedagogika [Ethno Pedagogy]. Cheboksary, Chuvash Publishing House,1974. 376 p. (In Rus.).

5. Volkov G.N. Etnopedagogizatsiya tselostnogo uchebno-vospitatel'nogo protsessa [Ethno pedagogisation holistic educational process]. Moscow, 2001. 160 p. (In Rus.).

6. Montessori M. Antologiya gumannoy pedagogiki [Anthology of Humane Pedagogy]. Moscow, Publishing House Amonashvili. 1999. 224 p. (In Rus.).

7. Semionova A.D. Etnopedagogizatsiya tselostnogo protsessa vospityvayushchego obucheniya v sel'skoy natsional'noy shkole (na materiale shkol Respubliki Sakha (Yakutiya) [Ethno pedagogisation the whole process of bringing up training in rural national school (based on the schools of the Republic of Sakha (Yakutia)]. Moscow, 2003. 170 p. (In Rus.).

8. Semionova A.D. Sovremennoye funktsionirovaniye etnopedagogiki v tekhnologii obucheniya i vospitaniya samo-razvivayushcheysya garmonichnoy lichnosti [Modern operation ethnopedagogics technology training and education of self-developing a harmonious personality]. Yakutsk, YAGU Publ., 2005. 118 p.

9. Semionova A.D. Nauchno-metodicheskoye obespecheniye etnopedagogizatsii uchebno-vospitatel'nogo protsessa kak usloviye povysheniya effektivnosti raboty shkoly [Scientific and methodological support ethno pedagogization the educational process as a condition for increasing the efficiency of school]. Yakutsk, YAGU Publ., 2009. 118 p.

10. Semionova A.D., Yadrikhinskaya L.S. Formirovaniye universal'nykh uchebnykh deystviy: tekhnologicheskiy podkhod [Formation of universal learning activities: technological approach: the manual]. Yakutsk, SVFU Publ., 2012. 148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.