Научная статья на тему 'Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента содержания образования'

Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента содержания образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1388
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кожанова М. Б.

Статья посвящена актуальной проблеме реализации регионального компонента дошкольного образования. Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, которая помогает создавать условия для реализации регионального компонента содержания образования. Автором представляются концептуальные положения этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и пути их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогизация воспитательного процесса как системообразующий фактор регионального компонента содержания образования»

ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена актуальной проблеме реализации регионального компонента дошкольного образования. Этнопедагогизация воспитательного процесса рассматривается как движущая сила, которая помогает создавать условия для реализации регионального компонента содержания образования. Автором представляются концептуальные положения этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и пути их реализации.

В настоящее время в российской педагогической науке происходит процесс, характеризующийся активным поиском наиболее эффективных моделей образования. Одним из важнейших направлений обновления образования, его гуманизации является преодоление ограниченности, всемерное раскрытие национального характера системы образования, национального и регионального своеобразия при сохранении ее интернациональной открытости. В этом процессе нередко главную ставку делают на этнокультурный компонент, так как во избежание «ценностного вакуума», опасного для молодого поколения, образовательную систему необходимо строить на национальных ценностях, национальных идеях. Понятие «национальное» в данном случае включает два аспекта: и этнический, и государственный. Для осуществления такого подхода в образовании в различных учебных заведениях часть учебных часов отдана так называемому «национально-региональному компоненту». Основные задачи данного компонента в образовании можно представить следующим образом:

- формирование стройной системы понимания Родины: родной край - родная республика (область) - моя Россия;

- формирование устойчивого осознания своего происхождения: моя семья - мой народ - я - россиянин;

- формирование ценностного отношения к человеку как феномену мира и культуры.

Изучение ряда работ позволяет сделать вывод о том, что для реализации национально-регионального компонента государственного стандарта Российской Федерации необходима ориентация образования на эт-

нокультурные потребности и образовательные интересы различных национальностей. Многие дошкольные учреждения страны осуществляют эту работу, но работают практически на интуитивном уровне, так как в области дошкольного образования нет достаточного научно-методического обеспечения. Нестабильность и динамика социокультурной среды, ее неоднородность и неповторимость вызывают определенные затруднения при разработке содержания регионального компонента дошкольного образования. Дошкольное образовательное учреждение не повторяет одно другого, его социально-этнический состав меняется каждый год. В зависимости от характера социально-этнической среды необходимо заново структурировать или корректировать методический материал.

Современная, обновляющаяся, демократическая школа, по мнению Г.Н. Волкова, требует всемерного возрождения национальных традиций, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры. Для решения этой глобальной проблемы, имеющей судьбоносное для всех народов значение, необходимо придерживаться этнопедагогической концепции воспитания и образования. Для обозначения методов и форм реализации опыта, идей и традиций народной педагогики в образовательно-воспитательной практике принят термин «этнопедагогизация», которая представляет собой целостный процесс системного исследования, изучения, освоения и применения богатейшего этнопедагогичес-кого наследия народов и стран» [4, 12]. Эт-нопедагогизация представляет собой процесс интеграции традиционных (народных, наци-

ональных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду (этнопедагогическое пространство) [3, 4]. Таким образом, именно этнопедагогизация воспитательного процесса является той движущей силой, которая помогает создавать условия для реализации национальнорегионального компонента содержания образования.

Все вышесказанное определяет актуальность создания концепции и программы эт-нопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. Цель концепции и программы - создать механизм эффективного и динамичного функционирования воспитательного процесса в условиях осуществления регионально-этнического подхода к воспитанию в поликуль-турной среде.

Концепция этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении опирается на использование идей народной педагогики для того, чтобы через организацию этнопедагогичес-кого пространства и среды в дошкольном образовательном учреждении, организуемое взрослым взаимодействие ребенка с национальной культурой передать подрастающему поколению эстафету нравственных ценностей и духовных традиций своего народа, сформировать у ребенка начала национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Концепция и программа направлены на построение гуманистических отношений участников воспитательного процесса (педагог - ребенок - родитель) через организацию совместной этно-педагогической деятельности.

Этнопедагогизация воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении обусловлена несколькими специфическими факторами.

Первый фактор - этнопедагогическая направленность воспитания в дошкольном образовательном учреждении, обеспеченная единством учебно-воспитательного процесса и специально организованной этнопеда-

гогической деятельностью педагогов, детей и родителей.

Специфика этнопедагогической направленности содержания воспитания в дошкольном образовательном учреждении заключается в том, что его целью является не только общее воспитание ребенка, но и национальное.

Национальное воспитание «следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о многоэтнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом» [1, 4]. Одновременно следует иметь в виду, что «национальное воспитание, творящее национального человека, - конечно же, больше, чем просто воспитание», потому что «национальный человек - больше, чем просто человек, в нем есть разные черты человека вообще и еще есть черты индивидуально-национальные» (Н.А. Бердяев) [2, 19].

Речь идет о процессе национального воспитания как специально организованной деятельности ребенка в условиях этнопедаго-гического пространства с ясно обозначенными целями.

Подобная заостренность конкретизирует задачи социального, этносоциального воспитания, которое осуществляется в дошкольном образовательном учреждении. Это, в свою очередь, позволяет определить приоритеты, сконцентрировать ресурсы дошкольного образовательного учреждения, направить усилия педагогического коллектива на организацию практической этнопедагогической деятельности.

Второй фактор - существенный «разброс» возрастных особенностей контингента «воспитанников» - детей, возраст которых колеблется от полутора до семи лет. Разница в возрасте воспитанников требует различных подходов для организации этнопедаго-гизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Многочисленные исследования, посвященные традиционному воспитанию разных народов, сходятся во мнении, что народные педагоги использовали специфические средства, методы и формы для воспитания детей разного возраста.

Третий фактор - социальный характер этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Социальный характер определяется тем, что этнопедагогическая направленность организуется в соответствии с социально значимыми целями воспитания. Кроме того, оно протекает в социуме, в рамках разнообразной детской деятельности, а также в условиях коллективно организованного досуга с привлечением воспитательного потенциала общества. Организация национального воспитания в значительной мере выглядит как организация бытия, образа жизни воспитателей и воспитанников.

Социальный характер национального воспитания определяется и тем, что оно развертывается с учетом ожидания общества относительно качеств личности подрастающего поколения. Национальное воспитание, имея глубоко личностное содержание, организуется как общественный процесс и преследует не только специфические, но и социально значимые цели.

Четвертый фактор - сочетание «контекстной» и специальной организации этнопе-дагогизации воспитательного процесса.

Национальное воспитание в детском саду понимается как составная часть единого образовательного процесса. Оно как педагогическое явление возникает в результате целенаправленной специально организованной и интегрированной в контексте развития детей деятельности.

В дошкольном образовательном учреждении национальное воспитание организуется в процессе занятий, разнообразной деятельности детей вне занятий, дополнительных образовательных услуг, творческого досуга, но не ограничивается этим.

Обязательным элементом этнопедагоги-зации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является

специфическая - этнопедагогическая деятельность, осуществляемая в детском саду через определенные формы работы на уровнях: ребенка; группы; дошкольного образовательного учреждения.

Необходимо осознать, что национальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении носит непрерывно-дискретный характер. Отдельные «воспитательные мероприятия» являются обязательной, но не объемлющей все стороны воспитательного процесса деятельностью, они представляют только специфическую (дискретную) часть системы национального воспитания в дошкольном образовательном учреждении. Без них немыслима целостная система воспитательной работы, но одновременно нельзя считать, что только они определяют все содержание и основной результат воспитательного процесса. Результат дают не отдельные мероприятия, а система работы, которая предполагает сочетание «контекстного» и «прямого» воспитательного воздействия в различных формах, в интересах создания условий для организации определенного бытия, стимулирующего формирование начал национального самосознания.

Пятый фактор - воспитание в этнопеда-гогическом пространстве, этнопедагогичес-кой среде, организация образа жизни, который приобретает специфический характер, что и имел в виду К.Д. Ушинский, когда писал об особой характеристической системе воспитания.

Подобная среда возникает в результате создания и поддержки культуры гуманистических отношений между детьми, педагогами, родителями и за счет проживания и переживания воспитанниками положительных эмоций «ситуации успеха» в атмосфере: увлекательных занятий; совместной этнопеда-гогической деятельности педагогов с детьми; сотрудничества воспитателей и родителей; проживания в эстетически оформленном, с использованием элементов народно-декоративного творчества, окружении; соблюдения культуры народного быта.

Шестой фактор - единство содержания и процесса этнопедагогизации воспитания, адекватность, точное соответствие содержа-

ния и форм организации этнопедагогической направленности воспитательного процесса, образа жизни возрастным особенностям воспитанников, уровню их развития.

Примером учета данного факта в этно-педагогизации воспитательного процесса является то, что в первой младшей и старшей группе организация национального воспитания по содержанию и формам имеет существенные различия.

Седьмой фактор - воспитание в условиях намеренно «идеализированно» организованных отношений, возвышенного образа жизни, признания коллективной творческой деятельности - как основной формы организации этнопедагогической деятельности.

Этнопедагогизация воспитательного процесса не является самоцелью. Она необходима в той мере, в какой способствует выполнению основных функций национального воспитания. Цель этнопедагогизации воспитательного процесса - формирование и развитие национального самосознания, которое определяет нормы поведения человека в полиэтнической среде и обуславливает активную деятельность в области бережного отношения и охраны традиционной культуры воспитания.

Для реализации положений концепции необходимо соблюдать ряд условий: организационных, методических и педагогических.

К педагогическим относятся следующие условия:

- наличие основания, на котором базируется вся этнопедагогически направленная система воспитания. Таким основанием в национально-ориентированной системе воспитания дошкольного образовательного учреждения является естественность процесса воспитания, ибо это - сама жизнь;

- массовость участия народа (педагогического персонала, обслуживающего персонала, родителей и др.), в том числе и детей, в этнопедагогически направленном воспитательном процессе;

- дифференциация целей по возрасту и уровню развития детей;

- комплексный подход к трудовому, художественному и нравственному воспитанию;

- комбинированность средств, приемов воздействия;

- измеримость результатов этнопедаго-гически направленного воспитательного процесса;

- развитые этнопедагогические традиции на уровне группы и детского сада;

- включение в этнопедагогически направленный воспитательный процесс образовательного пространства, информационного пространства, этносоциокультурного пространства и природных факторов.

Определены основные направления и задачи этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении:

1. Этнопедагогическое и этнопсихологическое просвещение педагогов и родителей:

• создание системы этнопедагогическо-го и этнопсихологического просвещения педагогов в детском саду;

• разработка содержания профессионального самообразования, обеспечивающего включение действующих педагогических кадров детского сада в решение задач этно-педагогизации воспитательного процесса;

• разработка и апробация современного содержания и новых форм повышения квалификации работников детского сада в целях подготовки их к осуществлению регионально-этнического подхода к воспитательному процессу;

• разработка подходов к теоретической и практической подготовке педагогических кадров детского сада для работы с родителями в условиях этнопедагогизации воспитательного процесса;

• распространение этнопедагогических и этнопсихологических знаний среди родителей;

• совершенствование форм и методов работы с родителями по включению их в эт-нопедагогическую деятельность;

• оснащение педагогов и родителей научно-методическими разработками по этно-педагогической деятельности.

2. Создание этнопедагогической среды в дошкольном образовательном учреждении:

• максимальное использование естественно-природного потенциала как усло-

вие гармоничного развития ребенка-дош-кольника;

• учет национальных традиций в оформлении фасада здания, его интерьера и прилегающей территории;

• оформление помещений дошкольного образовательного учреждения для занятий с детьми этнопедагогической деятельностью (мини-музей народного быта, центр родной культуры и т. д.);

• создание и поддержание духовно-нравственной среды, содержащей ценности и каноны народной педагогики;

• разработка содержания этнопедагоги-ческой деятельности в разных блоках педагогического процесса;

• учет этнопсихологических особенностей участников педагогического процесса;

• стимулирование процесса общения в детской среде на родном языке.

3. Использование национальной культуры в поликультурной среде ребенка-дош-кольника:

• освоение родного языка, в процессе которого происходит приобщение ребенка к культуре народа, его духовным и материальным ценностям, знакомство с историей родного края, что закладывает прочный фундамент для формирования начал национального самосознания;

• организация взаимодействия ребенка с национальной культурой в процессе организованного обучения;

• передача подрастающему поколению эстафеты нравственных ценностей и духовных традиций своего народа;

• формирование уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям;

• овладение детьми элементарными жанрами детского фольклора;

• включение фольклора в ситуации обычной повседневной жизни ребенка в детском саду и в семье;

• формирование у детей устойчивой потребности участвовать в фольклорном действии и развитие способности самостоятельно организовывать фольклорную игровую ситуацию.

В содержание деятельности по организации этнопедагогизации воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении входят:

- выявление уровня теоретической и методической готовности педагогического персонала к этнопедагогизации воспитательного процесса. Сбор, анализ и обобщение явлений традиционной культуры воспитания, с которыми сталкивается педагог при общении с сотрудниками, детьми и родителями. Углубление знаний педагогов по общей национально-региональной и частной традиционной культуре воспитания в процессе самообразования и производственной учебы. Освоение педагогами опыта народного воспитания через персонификацию усвоенных педагогических идей и опыта народа, познание себя через призму народной мудрости. Развитие этнопедагогических традиций на уровне группы и детского сада. Организация традиционных народных праздников;

- проведение анкетирования среди родителей по проблемам использования в семье традиций народного воспитания. Приобщение родителей к участию в фольклорных действиях, изготовлению народных костюмов, игрушек, музыкальных инструментов. Создание клуба для обмена опытом и традициями воспитания в семьях. Проведение конкурсов, выставок, викторин по истории и культуре родного края для родителей. Организация лектория по освещению проблем этнопедагогики и этнопсихологии. Привлечение родителей к совместной этно-педагогической деятельности в ходе традиционных народных гуляний;

- проведение соцопроса среди населения по вопросам народного воспитания. Использование потенциала библиотек, домов художественного творчества, клубов, музеев, театров и др. подобных заведений для приобщения ребенка к народному творчеству. Распространение в средствах массовой информации материалов связанных с этнопедаго-гической деятельностью в социуме. Участие в различных конкурсах проектов, грантов, для получения материальной поддержки и привлечение спонсоров. Привлечение мастеров народного творчества и ремесел к орга-

низации кружковой работы. Организация и совместное проведение с общественностью социума традиционных народных праздников и гуляний;

- мониторинг сформированное™ основ национального самосознания детей. Обеспечение условий для совершенствования речевых навыков родного языка, для организации разнообразных упражнений ребенка в применении словесных умений. Использование средств, методов и форм народного воспитания в организации повседневной жизнедеятельности детей. Проведение с

детьми тематических занятий, игр, викторин, развлечений, конкурсов, выставок по истории и культуре родного края. Приобщение детей к народным ремеслам и традиционным видам труда. Активизация участия детей в традиционных народных праздниках.

Концепция и программа этнопедагоги-зации воспитательного процесса позволяют каждому дошкольному учреждению выстроить свой путь в реализации национально-регионального компонента содержания образования.

Список использованной литературы:

1. Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком // Педагогика. - 1996. - №5. - С. 3-9.

2. Волков Г.Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары: Фонд И.Я. Яковлева, 2004. - 488 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогизация - главный и решающий фактор интеграции обучения и воспитания / Этнопедагоги-зация целостного учебно-воспитательного процесса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Марийский институт образования, 2003. - 128 с. - С. 4-7.

4. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Учебное пособие для студентов Института государственного администрирования. -Москва, 1997. - 52 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.