Научная статья на тему 'Этнопедагогическое образование учителей начальных классов в системе повышения квалификации'

Этнопедагогическое образование учителей начальных классов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
617
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харитонов Михаил Григорьевич

Этнопедагогическая переподготовка учителей национальной школы обретает в современном образовательном пространстве всё больший диапазон социокультурных смыслов. Совершенствование системы повышения квалификации должно быть в данном случае рассмотрено как многоуровневый процесс профессионального развития, расширяющий креативный потенциал личности и сферу её позитивной социализации. Представлена модель разработки критериев этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы. Раскрыт механизм диалектической взаимосвязи технологий этнопедагогического образования как целостного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Харитонов Михаил Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогическое образование учителей начальных классов в системе повышения квалификации»

УДК 371.2

М.Г. Харитонов ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. И.Я. ЯКОВЛЕВА

Этнопедагогическая переподготовка учителей национальной школы обретает в современном образовательном пространстве всё больший диапазон социокультурных смыслов. Совершенствование системы повышения квалификации должно быть в данном случае рассмотрено как многоуровневый процесс профессионального развития, расширяющий креативный потенциал личности и сферу её позитивной социализации. Представлена модель разработки критериев этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы. Раскрыт механизм диалектической взаимосвязи технологий этнопедагогического образования как целостного процесса.

Ключевые слова: этнопедагогика, повышение квалификации, начальное образование, педагогическая культура.

Вопросам повышения квалификации придается исключительно большое значение в связи с необходимостью этнопедагогической переподготовки учителей начальных классов национальной школы, внедрения традиционной педагогической культуры и народного опыта воспитания в практику работы школы, актуальностью проблемы непрерывного образования. Ведущее место в системе повышения квалификации учителей начальных классов занимает Чувашский республиканский институт образования, который и сформулировал важнейшие задачи совершенствования этнопедагогических знаний учителей:

• обеспечить опережающий рост квалификации слушателей по сравнению с достигнутым уровнем состояния учебного процесса;

• воспитать потребности самосовершенствования учителей на основе традиционной педагогической культуры;

• формировать у слушателей систему этнопедагогических знаний, умений и навыков;

• обеспечить необходимый уровень этнопедагогической подготовленности учителей к работе в школе;

• содействовать овладению основами традиционной культуры воспитания, освоению факторов, форм, методов и средств традиционной педагогической культуры (народной педагогики);

• включить учителей в активную этнопедагогическую деятельность по освоению, восстановлению, возрождению, реализации и приумножению ценностей этнокультурных традиций.

При анализе литературы, прежде всего, обращает на себя внимание то, что понятие «повышение квалификации» фактически везде используется как неопределяемое, априорно ясное. Определения, если и встречаются, то лишь частично отражают суть процесса обучения в системе повышения квалификации. Например: «процесс управления выполнением и упорядочением информационного потенциала слушателей...» [1, с. 58]; система повышения квалификации - «совокупность содержания, организационных форм, методов и средств передачи учебной информации, обеспечивающая поддержание на определенном уровне знаний, умений и навыков...» [2, с. 104].

Система повышения квалификации имеет дело с изменением деятельности [6], поэтому более подходящим мы считаем определение В.С.Дьяченко: повышение квалификации -«целевой процесс, направленный на перестройку и формирование у слушателей в оптималь-

ные сроки и с наибольшей эффективностью научной системы знаний, навыков и умений о новейших достижениях науки и путях внедрения теории и передового опыта, а также развитие потребностей в самообразовании» [3, с. 260].

Для совершенствования системы повышения квалификации необходимо построение и обсуждение теоретической модели повышения квалификации.

А.К. Маркова [4] утверждает, что по содержанию эта модель в развернутом виде должна включать те характеристики личности и виды деятельности специалиста, которые должны усовершенствоваться в ходе повышения квалификации и которым должна подчиняться вся организация работы (программы, планы). По структуре эта модель должна быть системой (содержать в сбалансированном виде отдельные «блоки» - цели, средства, результаты) по функциям она должна быть прогностической, заключать в себе возможность обновления каждого из этих блоков и их взаимосвязи.

С.Г. Вершловский выделяет в модели повышения квалификации два блока составляющих сущность профессионального развития: функционально-профессиональный, экст-рафункциональный [5].

I блок - функционально-профессиональный - связан с освоением и развитием профессиональных знаний и умений в узком смысле этого слова.

II блок - экстрафункциональный - включает качества, универсальные и автономные от профессиональной деятельности, но влияющие на ее эффективность. В этом блоке модели повышения квалификации важной составляющей является индивидуальный опыт обучающихся и условия, обеспечивающие реализацию личностного опыта (знания, переживания, поведение, реакции). За развитием этого блока в модели повышения квалификации стоит возрастающая самоценность личности педагога, значимость ее способности к саморазвитию.

Опираясь на рассмотренные научные модели повышения квалификации, подчеркнем, что современная стратегия развития системы повышения квалификации затрагивает три приоритетных ее аспекта.

Личностный аспект описывает модель повышения квалификации сквозь призму развития внутреннего пространства личности. В этом аспекте исходным является положение о том, что успешность профессиональной деятельности зависит от всего содержания личности.

Временной аспект описывает повышение квалификации как часть непрерывного образования, сопровождающий личность на протяжении всей жизни.

Социальный аспект характеризует повышение квалификации в соответствии с общественным развитием, эффект которого в осознании специалистом несоответствия уровня профессионализма современной общественной ситуации.

В современной модели повышения квалификации учителей особое внимание отводится социализирующему характеру образования [6, с.11]. Данная тенденция отражается в совокупности возможных целях и задачах системы повышения квалификации.

Важно рассмотреть приоритетные задачи системы:

- упрочение самой мотивации повышения квалификации, включающей постоянное стремление человека к профессиональному совершенствованию и превращающего его в подлинного субъекта повышения квалификации;

- расширение и обновление информации, повышение эрудиции, в том числе устранение пробелов профессиональной подготовки, овладение новым уровнем профессионального мировоззрения;

- углубление методов теоретического и методологического анализа и исследования приемов постановки новых задач, преобразования привычной ситуации в проблемную, освобождение от стереотипных стратегий профессиональных решений и перехода к новаторским действиям;

- овладение методами совместного научного анализа, выдвижение нескольких позиций, строгого соотнесения точек зрения в групповой дискуссии;

- совершенствование практических навыков;

- овладение приемами смены разных социальных ролей (А.К.Маркова).

Специального внимания заслуживают общие и детальные цели современной системы повышения квалификации [5, с.4].

Общая цель заключается в сохранении, развитии, обогащении профессиональной компетентности учителей на протяжении всей их трудовой деятельности, в умении постоянно учиться и способности применять свои знания в изменяющихся условиях.

Детальная цель системы повышения квалификации, составленная с учетом современной социально-экономической ситуации предполагает:

• совершенствование профессионального мастерства;

• развитие профессиональной мобильности;

• развитие интеллектуальных особенностей и способности думать и действовать самостоятельно;

• способность к сотрудничеству.

Основополагающая цель системы повышения квалификации состоит в обеспечении непрерывного соответствия профессиональной квалификации учителей современным тенденциям и требованиям общественного развития. Эта цель достигается при решении следующих задач, стоящих перед системой повышения квалификации [7, с. 65-68]:

• непрерывно развивать интеллектуальный и творческий потенциал специалистов;

• развивать интерес к совершенствованию умений и навыков самообразования, самостоятельного поиска знаний;

• оперативно адаптировать профессиональную квалификацию специалистов к динамично изменяющемуся характеру и содержанию их труда;

• создавать благоприятные условия для оперативного внедрения в практику достижения науки, техники и передового опыта;

• удовлетворять разнообразные, непрерывно возрастающие потребности и духовные запросы учителей.

Все перечисленные взгляды исследователей на цели и задачи системы повышения квалификации предполагают, что ее эффективность заключается не столько в объеме полученной информации, сколько в профессионально-личностном росте учителя, качественном сдвиге профессионального мышления.

Систему повышения квалификации учителя в современной социальной ситуации можно рассматривать как фактор качественного преобразования и совершенствования личности учителя, перехода ее на более высокий уровень мировоззренческой позиции, самостоятельного поиска путей самосовершенствования. В связи с этим создание и апробация модели повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы в настоящее время приобретает особенную актуальность. Затем важно обеспечить переход от модели повышения квалификации, учитывающей преимущественно личностные и профессиональные потребности отдельного учителя к модели, ориентированной на потребности общеобразовательной школы, на изменение ее социокультурной атмосферы, влияющей на формирование поведения всего коллектива педагогов и учащихся, отчасти, быть может, и родителей. Новая модель повышения квалификации - это научно-теоретическое обоснование этнопедагогических курсов (теория и практика) для учителей начальных классов, что было осуществлено лабораторией этнопедагогики и этнопсихологии Чувашского республиканского института образования (одноименная кафедра и соответствующая лаборатория при ней в первом составе из своих учеников были созданы Г.Н. Волковым из его бывших студентов, аспирантов и докторантов).

Разработка модели повышения квалификации позволили определить первоочередные задачи формирующего эксперимента:

• поиск оптимальной структуры содержания, форм и методов переподготовки слушателей курсов к использованию традиционной педагогической культуры и народной педагогики,

как уникального инструмента духовно-нравственного и эстетического воспитания личности;

• установление взаимосвязи и преемственности этнопедагогических курсов;

• разработку технологии и этнопедагогической переподготовки слушателей.

Основной идеей, определяющей «содержание, формы и методы учебного процесса, является идея целостной переподготовки специалиста, единства его общекультурного, профессионального и этнопедагогического развития» [8, с. 243].

Целостный процесс этнопедагогической подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы осуществляется на основании диалектической взаимосвязи трех подсистем:

• образовательной технологии, включающей материально-техническое и организационное обеспечение, комплекс применяемых форм, методов, приемов и средств обучения слушателей на народной основе;

• отношений, предполагающих формирование творческого, эмоционально-волевого и оценочного отношения личности к коллегам и к самому себе;

• личностных и профессиональных качеств, составляющих результат целостного процесса профессиональной, культурологической и этнопедагогической переподготовки специалистов.

Нами разработаны критерии этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы. Ее содержание и объем определяются с помощью сравнительно-сопоставительной методики. Назовем несколько качественных параметров, с помощью которых можно было судить о темпах продвижения слушателей курсов по пути все большей профессионализации в сфере этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы.

Это, прежде всего, проявление у слушателей заинтересованности и озабоченности в деле «возрождения и сохранения в общеобразовательной школе элементов традиционной педагогической культуры» (Г.Н. Волков); охраны и развития прогрессивных народных традиций в среде учащихся; «закрепления народных традиций, обычаев, обрядов в школе с помощью этнопедагогических методов» (Ф.П. Харитонова); развития традиционной педагогической культуры в обучении и воспитании школьников.

Этнопедагогическая подготовка и переподготовка слушателей предполагает наличие нескольких функциональных направлений, вытекающих из целей их деятельности: диагностической, организаторской, просветительской и прогностической функций.

Диагностическая функция предполагает диагностику состояния приобщенности учащихся к народным традициям, выявление потребностей и интересов младших школьников, учителей школы в сфере традиционной педагогической культуры. Речь идет о том, чтобы практически осуществить комплексный этнопедагогический анализ школьной среды, выявить уровень сохранности народного опыта воспитания, традиций, обычаев, обрядов, народных праздников. Здесь важно установить состояние, причинно-следственные связи, пути, формы, методы улучшения практики работы на основе укрепления, возрождения традиционной культуры воспитания, восстановления этнокультурных традиций, сохранения прогрессивных этнопедагогических традиций.

Диагностика этнопедагогических процессов служит основным средством самоконтроля специалиста, она открывает возможности для прогнозирования и проектирования этнопе-дагогической деятельности, оптимизирует дальнейшее осуществление функций управления и коррекции в этом направлении. Диагностическая функция решает задачи, отличавшиеся от обычного эмпирического распознавания педагогических процессов и явлений, поскольку она опирается на выводы этнопедагогических исследований.

Организаторская функция наиболее полно проявляется в стимулировании инициативы учителей, администрации школы в традиционных для народной практики формах этнопе-

дагогической деятельности, в организационно-методической помощи по проведению уроков, внеклассных и общешкольных мероприятий на народной основе.

Просветительская функция решает следующие задачи - формирование у учителей начальных классов национальной школы умения анализировать и оценивать свою этнопеда-гогическую деятельность и осуществлять ее корректировку, содействовать раскрытию и развитию методологической и этнопедагогической культуры, творческого потенциала педагога.

В период курсов повышения квалификации идет не просто наращивание этнопедаго-гических знаний, умений и навыков педагога, но и ставятся цели более глобальные: научить этнопедагогическому осмыслению своего этнопедагогического опыта и опыта коллег; способствовать развитию этнопедагогической культуры учителя, содействовать освоению каждым умений рациональной работы в тех условиях, в которых они трудятся. Просветительская функция еще состоит в том, чтобы через преподаваемые учебные предметы и внеклассные мероприятия способствовать раскрытию перспективных путей, направлений, форм и методов возрождения, развития и укрепления музыкального поэтического и других жанров фольклора, традиционной педагогической культуры, народных игр и праздников.

Прогностическая функция заключается в выработке стратегии и тактики целевого планирования возможных образовательных и воспитательных результатов, помогает учителям разрабатывать «программы возрождения, сохранения и развития в общеобразовательной школе традиционной культуры воспитания (народных обычаев, традиций, обрядов и т.д.)» (Т.Н.Петрова). Она также предполагает использование источников народной мудрости, которые помогут успешно решать задачи по прогнозированию содержания этнопедагогической деятельности. От прогностических функций зависит:

• способность учителя начальных классов связать свою профессиональную деятельность с формированием будущих идеалов общества, прогнозировать национальный образ чуваша нового поколения;

• умение проектировать результаты педагогических воздействий, связанных с использованием традиционной педагогической культуры и народной педагогики, планировать пути их осуществления; прогнозировать различные по содержанию использование в учебном процессе этнопедагогического материала, выделять и точно формулировать их конкретные педагогические задачи, определять условия их решения;

• умение планировать работу по руководству разными видами этнопедагогической деятельности учащихся, теоретически обоснованно выбирать факторы, методы, средства и приемы народного воспитания и организационные формы учебно-воспитательной работы по их использованию для обеспечения решения педагогических задач.

Разработанная нами этнопедагогическая модель подготовки и переподготовки учителя начальных классов национальной школы включает четыре блока знаний, умений и навыков: образовательно-этнокультурный, диагностический, организационно-методический, самообразовательно-просветительский.

Базовым для модели является образовательно-этнокультурный блок. Он включает в себя определенный объем этнопедагогических знаний. Содержание этих знаний составляют закономерности развития личности, ее интернационализации и интерсоциализации; условия формирования и функционирования национального, этнокультурного самосознания чувашского народа; сущность и содержание национального характера, характерологические особенности чувашского и других народов и народностей, проживающих в Чувашской Республике и Поволжском регионе; народные традиции, фольклор, народное декоративноприкладное искусство, музыкальное творчество, народные игры, игрища и т.д.; «механизмы включения элементов прогрессивного опыта народного воспитания в практическую этнопе-дагогическую деятельность» (Ф.П. Харитонова); методика традиционной педагогической культуры; формы, методы, приемы и средства использования чувашской народной педагоги-

ки; педагогические воззрения мыслителей, философов, просветителей, деятелей культуры и искусства.

Диагностический блок включает умения изучать возрастные характеристики младших школьников с целью диагностики их дальнейшего развития, основанного на использовании традиционной педагогической культуры; исследовать интересы учащихся в сфере народного опыта воспитания, ясно прогнозировать развитие, предупреждать и корректировать нежелательные последствия доступными народно-педагогическими средствами.

Организационно-методический блок связан с выработкой этнопедагогических умений и навыков:

• реализовать в общеобразовательной школе самый простейший, первичный спектр национально специфических видов познавательной, игровой художественно-творческой деятельности;

• управлять поведением и активностью детей, используя средства этнической педагогики, увлекать народными играми, обрядами, ритуалами, праздниками, обучением на основе традиционной педагогической культуры: группировать младших школьников с учетом их взаимоотношений, индивидуальных особенностей.

Самообразовательно-просветительский блок предполагает овладение традиционной педагогической культурой и технологией самообразования в области познания этнокультуры и народных традиций, опыта народного воспитания. С учетом конкретных социальнопедагогических условий и обстоятельств учитель начальных классов на основе полученных на курсах повышения квалификации знаний должен методически грамотно помочь коллегам, родителям, всем желающим, не интуитивно, а сознательно приобщаться к делу укрепления, сохранения, развития и возрождения народных традиций. Как этнопедагогу, ему особенно необходимо овладеть суммой эффективных путей, форм, методов и средств возрождения и укрепления народных традиций.

Основу разработанной нами модели составляет адекватное восприятие слушателями курсов традиционной педагогической культуры (народной педагогики), которое закладывается на лекционных, практических занятиях, на круглых столах и выездных тематических занятиях. Для этого им важно обладать высокой личностной культурой, потребностью духовного самосовершенствования, навыками самообразования. Учителю начальных классов (слушателю) необходимо знать:

• историю родного края, жанры памятников народного творчества, основные виды народных ремесел;

• основы этнопедагогики и этнопсихологии, возрастные, индивидуальные особенности восприятия тех или иных жанров, видов народного творчества и отношения к различным обрядам, традициям, ритуалам;

• традиционные способы, методы, приемы и средства приобщения к национальной культуре, народному искусству, обычаям, традициям;

• историю религии, его современного состояния, распространенности религиозных учений и течений в регионе, республике, правовые гарантии свободы вероисповедания;

• основы народной этики, эстетики, экологии применительно к практике деятельности общеобразовательной школы;

• иметь развернутое представление о современном состоянии научных исследований по эт-нопедагогике и этнопсихологии, тенденциях его развития, инновационных устремлениях.

Ему надлежит:

• способствовать сохранению, укреплению, возрождению и развитию народных традиций, традиционной педагогической культуры;

• воспитать эмоционально-ценностное отношение к духовным ценностям, к многонациональной культуре, осознание необходимости знаний народной педагогики в саморазвитии;

• развивать художественно-творческую деятельность на основе понимания коллективного характера образов, мотивов, сюжетов, народного искусства;

• развивать интерес к устному народному творчеству, песням, играм, танцам;

• сопоставлять этнопедагагические факты;

• использовать разнообразные средства учебной и воспитательной работы (предметы материальной и духовной культуры, виды деятельности);

• проявлять постоянное стремление обогащать духовную ценность народа;

• формировать бережное отношение к духовному богатству народа;

• проводить педагогическое обследование, беседы, опросы, анкетирование, наблюдение, изучение, обобщение передового опыта в сфере использования традиционной культуры воспитания (народной педагогики);

• свободно владеть научно-методической литературой по этнопедагогическим проблемам;

• знать воспитательно-развивающий потенциал различных видов народного творчества, оказывать содействие в отборе содержания мероприятий, связанных с традициями родного края, с народно-обрядовой символикой;

• вовлекать учителей школы к возрождению традиционной культуры воспитания и восстановления этнических традиций.

Для успешной реализации воспитательного потенциала традиционной педагогической культуры в учебном процессе Чувашского республиканского института образования необходимо опираться на соблюдение ряда педагогических условий.

Первое из них состоит в специально «направленном отборе материала этнического содержания» (Г.Н. Волков), позволяющего слушателям курсов воспринимать, обогащать и затем передавать учащимся национальный образ в различных видах этнопедагогической деятельности, стимулировать их стремления к созданию собственных учебных этнопедагогиче-ских проектов и программ. Отбор содержания материала по приобщению учителей начальных классов к традиционной педагогической культуре осуществляется с учетом следующих факторов: этнопедагогической направленности и выразительности курсов; близости к содержанию народного опыта воспитания; яркости национальных образов, возможности передачи национальных образов в разнообразной деятельности, опоры на богатство нравственноэстетического содержания традиционной педагогической культуры; содержания преподавания задачам этнопедагогической подготовки и переподготовки учителей начальных классов национальной школы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Такие формы, как освоение в режиме активного диалога народного опыта воспитания и традиционной педагогической культуры, обыгрывание ситуаций, анализ народных игр и игрищ, пословиц и поговорок, беседы об этикете чувашского народа, сравнение жизненного опыта разных поколений позволяет слушателям курсов полнее воспринимать и передавать в речевой, познавательной и изыскательной деятельности своеобразие народной культуры воспитания.

Для более глубокого проникновения в суть и характерные черты традиционной педагогической культуры лабораторией этнопедагогики и этнопсихологии под руководством Г.Н. Волкова нами был разработан и использован комплекс дидактических, сюжетно-ролевых игр этически направленного, народно-педагогического содержания. Освоение слушателями курсов комплексного содержания национальной культуры способствовало формированию интереса, представлений о народном опыте воспитания, практических умений отображать характерные черты народной педагогики в разнообразной творческой деятельности.

Второе условие заключалось в необходимости подчинить преподавание курсов «Народное воспитание и обучение школьников Сентти», «Чувашское народное декоративноприкладное искусство», «Учителя - мастера народных промыслов» развитию у слушателей достаточно глубокого понимания традиционной культуры воспитания. Обязательным усло-

вием при этом является достижение педагогического результата с помощью следующих этапов:

Первый этап - формирование интереса к содержанию традиционной педагогической культуры и народно-педагогического опыта, стремление отображать этнопедагогический материал в образовательных и воспитательных проектах и программах.

Второй этап - развитие творческой самостоятельности, авторского начала в воспроизведении народной педагогической культуры в доступных для учителя начальных классов формах работы, начиная с заданий репродуктивного характера и последующим наращиванием элементов самодеятельности.

Третий этап - развитие самостоятельности и творчества в отражении типичных черт народного опыта воспитания в различных видах практической этнопедагогической деятельности.

Развитию самостоятельности слушателей в отражении черт традиционной педагогической культуры и народной педагогики способствуют такие формы и методы проведения занятий преподавателем, как: этнопедагогические проблемные, игровые, деловые ситуации из сферы школьной жизни, быта, досуга; вопросы, направленные на вычленение черт национального образа, разработка собственных творческих версий по мотивам народных сказок и преданий, драматизация и театрализация народных произведений. Активная позиция слушателя в творческом воссоздании традиционной педагогической культуры обеспечивается его включением в целостный учебный процесс этнопедагогического содержания, наличием анализа и поиска средств выразительности народной педагогики в воспитании и обучении подрастающего поколения, развитием у учителей начальных классов умения отражать черты народного опыта воспитания в нестандартных, нетрадиционных формах. Комплексное решение вышеназванных проблем были возможны с введением в систему повышения квалификации курсов «Народное воспитание и обучение школьников Сентти», «Чувашское народное декоративно-прикладное искусство», «Учителя - мастера народных промыслов».

Таким образом, предлагаемый набор учебных курсов в Чувашском республиканском институте образования для учителей начальных классов национальной школы представляет собой законченную целостную образовательную программу, предназначенную для этнопеда-гогической подготовки и переподготовки педагогов, направлены на овладение учителями программ обучения и воспитания школьников на основе народной педагогики; методами научного исследования, умениями их применять для исследования собственной этнопедагоги-ческой практики и изучения опыта коллег, умениями проектировать более оптимальные и эффективные варианты решения этнопедагогических задач в профессиональной практике. Все это и определяет содержание послевузовского этапа повышения квалификации учителей начальных классов национальной школы.

Библиографический список

1. Эльбур, Р. Э. О некоторых возможностях использования данных контроля уровня знаний слушателей при коррекции логической структуры учебного материала [Текст] / Р. Э. Эльбур // Научнометодические основы контроля знаний слушателей в системе повышения квалификации. - Рига : РГУ, 1987. С. 54-55.

2. Федорова, О. Ф. Об эффективности повышения квалификации педагогических кадров сферы производства [Текст] // Советская педагогика. 1981. №7. С. 103-107.

3. Дьяченко, В. С. Управление переподготовкой слушателей в ИПК [Текст] / В. С. Дьяченко // Проблемы организации непрерывного образования руководящих работников и специалистов народного хозяйства. - М., 1989. - С.260-261.

4. Маркова, А.К. Психология труда, учителя [Текст] / А. К. Маркова. - М.: Просвещение, 1993. - 283 с.

5. Социально-педагогические проблемы диагностики повышения квалификации и переподготовки специалистов. Сборник научных трудов [Текст] / под ред. С. Г. Вершловского. - СПб., 1993. - 201 с.

6. Асмолов, А. Г.Образование как расширение возможностей развития личности [Текст] / А. Г. Ас-

молов, Г. А. Ягодин // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 5-14.

7. Ващенко, Н. М. Повышение квалификации в системе непрерывного образования [Текст] / Н. М.

Ващенко //Советская педагогика. 1988. №8. С. 65-68.

8. Харитонов, М. Г. Этнопедагогическое образование учителей национальной школы [Текст] / М. Г. Харитонов. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверситет им. И. Я. Яковлева, 2004. - 330 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.