В. В. Борисов
СИСТЕМА ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ
Работа представлена кафедрой физического воспитания Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета
им. Н. Г. Чернышевского.
В статье рассматривается целостная система этнопедагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья как совокупность находящихся в единстве структурных и функциональных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности учителя - этнопедагогическую готовность. В предлагаемой нами системе акценты смещаются в сторону субъект-субъектных отношений между преподавателем и будущим учителем. Предлагаемая система этнопедагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья отвечает всем признакам целостной, динамической, управляемой системы.
Ключевые слова: педагогическая система, этнопедагогическая подготовка, цель, средства и результат этнопедагогической подготовки, готовность к этнопедагогической подготовке, уровни этнопедагогической подготовки, компоненты системы этнопедагогической подготовки, структура связей управления этнопедагогической подготовкой.
V. Borisov
SYSTEM OF ETHNOPEDAGOGICAL TRAINING OF A PHYSICAL CULTURE TEACHER FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN ZABAYKALSKY TERRITORY
The integral system of ethnopedagogical training of a physical culture teacher in Zabaykalsky territory is considered in the paper as a totality of associated structural and functional components, whose interaction result in an integrative quality of a teacher’s personality - ethnopedagogical readiness. In the system proposed
by the author the accents are moved to the subject-subject relations between a lecturer and a future teacher. The system of ethnopedagogical training of a physical culture teacher possesses all features of an integral, dynamic and controllable system.
Key words: pedagogical system, ethnopedagogical training, goal, means and result of ethnopedagogical training, readiness for ethnopedagogical training, levels of ethnopedagogical training, components of the system of ethnopedagogical training, structure of communications of ethnopedagogical training control.
В Забайкальском крае исторически переплелись и мирно сосуществуют разные национальности: русские, эвенки, буряты, а также представлены субкультуры: казачество и «семейские».
Выделенные направления этнопедагогиче-ской подготовки будущего учителя физической культуры Забайкалья позволяют построить систему этнопедагогической подготовки учителя, где в качестве приоритета рассматривается создание условий для максимального развития профессионального потенциала студентов.
Чтобы определить понятие «система этно-педагогической подготовки учителя», следует обратиться к дефиниции понятия «система».
«Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим» [3, с. 18].
Исследование педагогических систем провела Н. В. Кузьмина. Она определяет педагогическую систему как «множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненным целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей» [2, с. 10]. Анализу педагогических систем высшего образования посвящена работы
С. И. Архангельского [1], Ю. Г. Татур [7]. Рассматривая учебный процесс в высшей школе как сложную, открытую, динамическую систему, выражаемую бесконечным разнообразием состояний, поведений, отношений и связей, С.И. Архангельский предлагает при построении подобных систем исходить из требований кибернетического управления [2, с. 143]. Ю. Г. Татур дает следующее определение: «Система, в которой
осуществляются воспитательные функции, называется педагогической системой» [7, с. 7]. В педагогической системе должны реализоваться и другие функции, такие как развивающая и обучающая, это относится и к педагогическим системам высшей школы.
В предлагаемом исследовании систему этнопедагогической подготовки учителя физической культуры мы будем рассматривать как целостную систему, обладающую своими особенностями.
Целостная система этнопедагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья - это совокупность находящихся в единстве структурных и функциональных компонентов, взаимодействие которых порождает интегративное качество личности учителя - этнопедагогическую готовность.
Для системы этнопедагогической подготовки учителя, как и для других систем, характерны следующие свойства: 1) компонентный состав; 2) структурность и наличие системообразующего фактора; 3) целостность и развитие; 4) иерархичность, взаимосвязь и взаимодействие со средой; 5) множественность описания; 6) наличие управления [3, с. 31].
Докажем, что предлагаемая система этнопе-дагогической подготовки учителя физической культуры обладает всеми признаками целостной системы.
I. Состав структурных и функциональных компонентов системы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры.
Под компонентом понимается любая часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. В качестве компонентов выступают подсистемы и элементы. Подсистема сама может быть образована из компонентов. Элемент - это предел членения
в рамках данного качества системы. «В рамках социальной системы любого уровня таким элементом... является человек» [3, с. 74]. Учитывая, что любая педагогическая система является социальной, можно рассматривать преподавателя и будущего учителя как элементы системы этнопедагогической подготовки учителя.
В систему этнопедагогической подготовки целесообразно в качестве подсистем включить подсистемы целей, средств и результатов. Этнопедагогическая подготовка как процесс деятельности студента и преподавателя включает в себя «компоненты деятельности: цель, мотив, содержание, способы регулирования действий и контроля за их результативностью» [4]. Поэтому студент и преподаватель включаются в систему этнопедагогической подготовки посредством своей деятельности, а не сами по себе. Организация этой деятельности является основой этнопедагогической подготовки учителя. Содержание этнопедагогической подготовки также включает в структуру деятельности преподавателя и студента. Охарактеризуем более подробно каждую подсистему.
1. Цель этнопедагогической подготовки учителя физической культуры в этнообразо-вательном пространстве Забайкалья - важнейший компонент системы, обусловливающий сам факт ее создания. Система этнопедаго-гической подготовки ориентирована на цели педагогической системы более высокого порядка - профессиональной подготовки учителя. Формирование этнопедагогической компетентности, этнопедагогического мышления и этнопедагогической культуры - основная цель (планируемый результат) системы этнопедагогической подготовки.
2. Подсистема средств имеет свой состав: наличие управляемого и управляющего элементов в организации этнопедагогической деятельности, а также педагогической технологии, адаптированные к целям этнопедагогической подготовки. Основным средством этнопедагогической подготовки, поддерживающим «ценностный образец» - этнопе-
дагогическая модель учителя физической культуры Забайкалья, является комплекс учебно-этнопедагогических задач. Решение этнопедагогических задач предполагается на различных этапах этнопедагогической подготовки и в различных дисциплинах. Комплекс этнопедагогических задач служит средством интеграции и обеспечения непрерывности этнопедагогической подготовки, а также обучающим средством ее завершения в учебных дисциплинах. В. И. Загвязинский отмечает, что «основной структурной единицей (звеном) учебного процесса является учебно-познавательная ситуация, требующая преобразовательных действий по решению соответствующей задачи. Этапы обучения рассматриваются с точки зрения динамического процесса разрешения противоречий» [6, с. 140].
3. На различных этапах при усвоении учебных дисциплин в процессе их интеграции формируется результат этнопедагогическои подготовки - готовность будущего учителя к этнопедагогическои деятельности.
Структурность и наличие системообразующего фактора
Структура системы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры представлена на рис. 1. «Структура - внутренняя организация целостной системы, представляющая собой специфический способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов» [5, с. 107]. Раскроем компонентные и функциональные связи системы этнопе-дагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья.
Цель этнопедагогической подготовки, определяемая средой функционирования и этнопедагогической моделью учителя физической культуры, обусловливает подсистему средств. От качества использования средств этнопедагогической подготовки зависит и ее результат. Достигнутый результат этнопедагогической подготовки может быть соотнесен с планируемым результатом (цель этнопедаго-гической подготовки) и оценен специальными критериями. Это позволяет определить уро-
вень этнопедагогической готовности учителя физической культуры.
Структура функционирования системы этнопедагогической подготовки описывается
последовательностью действий, включающих: диагностирование (первичный анализ уровня этнопедагогической готовности), прогнозирование, программирование, пла-
ЦЕЛИ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Достижение требований этнопедагогической модели учителя
Задачи этнопедагогической подготовки
• формировать этнопедагогические умения;
• способствовать формированию этнопедагогического мышления;
• создавать условия для развития этнопедагогической рефлексии;
• создавать условия для творческой этнопедагогической деятельности;
• способствовать становлению этнопедагогической культуры;
• развивать этнопедагогические качества
Подготовка к реализации основных
принципов этнопедагогического
образования
РЕЗУЛЬТАТ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Рис. 1. Структура системы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры
нирование этнопедагогической деятельности будущего учителя и управление этой деятельностью преподавателем, регулирование (выбор оптимальных тенденций), контроль за качеством этнопедагогической подготовки, диагностику результатов формирования этнопедагогической готовности, анализ этих результатов, этнопедагогической деятельности будущего учителя, стимулирование творческой этнопедагогической деятельности обучающихся. Функционирование системы этнопедагогической подготовки можно рассматривать на различных уровнях: на уровне системы этнопедагогической подготовки в целом, на уровне формирования отдельных составляющих этнопедагогической готовности, в рамках развития отдельных этнопедагогических умений в различных учебных дисциплинах или на конкретных занятиях.
Этнопедагогическая деятельность будущего учителя и управление ею предполагает создание учебных ситуаций, в которой студент, решая этнопедагогические задачи, осознает себя как субъекта обучения и развития, анализирует собственную этнопедагогическую деятельность.
Деятельностный подход дает возможность:
• использовать комплекс этнопедагоги-ческих задач в целях интеграции общекультурных, медико-биологических, психологопедагогических и предметных (специальных) знаний и умений, накопления опыта этнопе-дагогической деятельности, развития этнопе-дагогической готовности;
• строить самообразование по принципу обучения себя способу профессиональной деятельности, включиться в субъект-субъектные отношения в этнопедагогической деятельности (учиться - значит учить себя);
• реализовать индивидуально-творческую этнопедагогическую подготовку (индивидуальный самостоятельный выбор возможностей повышения уровня этнопедагогической готовности и выработка своего стиля этнопе-дагогической деятельности);
• формировать навык систематической самостоятельной этнопедагогической деятельности и самообразования;
• создавать новый педагогический опыт, развивать способность находить оптимальные пути решения этнопедагогических задач;
• реализовать возможность развития этно-педагогических качеств, индивидуальности;
• осознать конечный результат этнопеда-гогической деятельности и ее практическую направленность.
Для системы этнопедагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья комплекс этнопедагогических задач служит системообразующим фактором - движущей силой процесса формирования этнопедагоги-ческой готовности.
Целостность и развитие системы
Целостная система существует как единство, взаимодействие различного рода компонентов, единство противоположностей. Благодаря наличию противоречий целое представляет собой подвижное, развивающееся единство. Противоречия - не только важный фактор целостности, но и фактор движения, развития системы [5, с. 69].
Компоненты этнопедагогической подготовки обладают относительной самостоятельностью, определенной степенью свободы, детерминированы, взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют целостное качество создавать условия для формирования этнопе-дагогической готовности учителя физической культуры Забайкалья.
Целостность системы этнопедагогической подготовки учителя можно представить в виде модели (рис. 2).
Рис. 2. Целостность системы этнопедагогической подготовки учителя
Ц - цель этнопедагогической подготовки учителя;
С - средство этнопедагогической подготовки учителя; Р - результат этнопедагогической подготовки учителя.
Иерархичность и взаимодействие со средой
Иерархия - «расположение частей целого в порядке от высшего к низшему» [3, с. 114]. Иерархичность системы этнопедагогической подготовки можно рассмотреть с двух позиций. Первая - определение места этнопедагогической подготовки в системе профессиональной.
Сама исследуемая система представляет собой один из компонентов более широкой системы - системы профессиональной подготовки учителя, а та, в свою очередь, является компонентом системы подготовки специалистов с высшим образованием.
Существует парадокс иерархичности: решение задач профессиональной подготовки возможно только при успешной этнопедаго-гической подготовке будущего учителя, а решение задачи этнопедагогической подготовки невозможно без элементов профессиональной подготовки: общекультурной, медико-биологической, психолого-педагогической, предметной (специальной).
Вторая позиция состоит в рассмотрении иерархичности как управления по ступенчатому принципу. Этот принцип требует, чтобы наиболее важные, существенные для действия системы управляющие функции выполнялись ее высшими звеньями, а частные управляющие действия - нижестоящими звеньями.
При объект-объектных отношениях в системе этнопедагогической подготовки высшим звеном в иерархии управления является деятельность преподавателя, а нижестоящими звеньями - действия будущих учителей, технологии обучения и контроля. Управляющая сторона ставит перед управляемой цели, задачи, подбирает средства обучения, регулирует, оценивает и корректирует этнопедагогиче-скую деятельность студентов. В этом случае преподаватель управляет обменом информацией между управляемой и управляющей сторонами. Такова традиционная иерархия в управлении этнопедагогической подготовкой учителя.
В предлагаемой нами системе акценты смещаются в сторону субъект-субъектных отношений между преподавателем и будущим учителем. Преподаватель создает условия для самоуправления студентами своей этнопедагогической деятельностью, становится партнером и коллегой в оказании помощи будущему учителю при целеполагании, планировании, организации, диагностике и коррекции этнопедагогической деятельности, формируя при этом важный компонент этнопедагогической готовности - этнопедагогическую рефлексию. В этих условиях система этнопедагогической подготовки становится самоуправляющейся системой.
Множественность описания системы этнопедагогической подготовки учителя
Систему этнопедагогической подготовки учителя физической культуры можно рассмотреть с позиций управления этнопедагогической деятельностью студентов. Компонентами системы станут: целеполагание - ориентация на этнопедагогическую модель учителя физической культуры - ранжирование и адресация -реализация - обобщение и анализ (рис. З).
Исследуем подробнее рис. З. Причинные связи элементов данной структуры управления обусловлены логикой учебного процесса. Опора в целеполагание на общие принципы развития образования и этнопедагогическую модель учителя физической культуры позволяет ранжировать этнопедагогические задачи для их формирования по степени сложности и далее адресовать организацию этнопедагогической деятельности будущих учителей соответственно учебным дисциплинам.
Динамика процесса этнопедагогической подготовки предусматривает овладение будущим учителем этнопедагогическими умениями на трех уровнях: репродуктивном, поисковом, творческом.
Репродуктивный уровень (низший) является базовым. Он предусматривает умение работать по одной известной программе учебных предметов школы и этнопедагогической литературе с применением необходимых для этого средств обучения.
Рис. 3. Компоненты системы этнопедагогической подготовки
Поисковый уровень (средний) требует выработки умения выбрать программу обучения из ряда имеющихся, использовать этнопеда-гогическую литературу для реализации не только традиционных, но и инновационных технологий и средств обучения.
Творческий уровень (высший) обеспечивает умение составить авторскую программу обучения традиционной педагогической культуре в зависимости от вида класса, выбрать содержание, технологии и средства (традиционные и инновационные), разработать свои
новаторские технологии, диагностировать результаты обучения традиционной педагогической культуре по учебным предметам.
Компонент реализации этнопедагогической подготовки включает в себя элементы: внедрение этнопедагогических технологий и средств, диагностику качества, коррекцию организации этнопедагогической деятельности будущих учителей, если в этом есть необходимость.
Обобщение и анализ результатов управления процессом этнопедагогической подготовки позволяет соотнести планируемый и реальный уровень этнопедагогической готовности будущих учителей, а также провести коррекцию самой этнопедагогической модели учителя физической культуры или отдельные
компоненты системы этнопедагогической подготовки.
Связи управления
Система этнопедагогической подготовки учителя физической культуры, как любая целостная система, имеет связи управления. Признаки управления - наличие причинной связи элементов, наличие управляющей и управляемой составляющих, динамический характер управления, наличие управляющего параметра, усилительная способность системы (ее способность претерпевать большие изменения от малых воздействий), наличие обратной связи, направленность [8, с. 9З]. Структура связей управления этнопедагогической подготовкой учителя представлена на рис. 4.
Рис. 4. Структура связей управления этнопедагогической подготовкой учителя
Управление этнопедагогической подготовкой учителя физической культуры Забайкалья имеет усилительную способность. Так, изменение последовательности решения этнопедагогической задачи в комплексе или исключение каких-либо блоков этнопедагогических задач приведет к изменению условий успешного развития этнопедагогических умений, а значит, не будет в оптимальном варианте достигнута цель этнопедагогической подготовки. С другой стороны, включение комплекса этнопедагогических задач в систему этнопедагогической
подготовки (во все дисциплины учебного плана) заметно улучшает ее качество и повышает эффективность; развитие этнопедагогической готовности происходит в этом случае более интенсивно. В итоге большинство будущих учителей способны достичь высокого уровня этнопедагогической готовности.
Таким образом, мы показали, что предлагаемая система этнопедагогической подготовки учителя физической культуры Забайкалья отвечает всем признакам целостной, динамической, управляемой системы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М., 1980. 368 с.
2. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М., 1980. 368 с.
3. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока. Якутск, 1979. 182 с.
4. БабанскийЮ. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. 192 с.
5. Белинский В. Г. Общее значение слова и литературы / собр. соч.: в 3 т. М., 1948. Т. 2.
6. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М., 1982. 159 с.
7. Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиста. М., 1989. 144 с.
8. Шаалы А. С. Этнопедагогическая подготовка учителя к нравственному воспитанию в тувинской школе на традициях народного этикета: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1997. 16 с.
REFERENCES
1. Arkhangelsky S. I. Uchebny protsess v vysshey shkole, yego zakonomernye osnovy i metody. M., 1980. 368 s.
2. Afanas’yev V. G. Sistemnost’ i obshchestvo. M., 1980. 368 s.
3. Afanas’yev V. F. Etnopedagogika nerusskikh narodov Sibiri i Dal’nego Vostoka. Yakutsk, 1979. 182 s.
4. Babansky Yu. K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovaniy. M.: Pedagogika, 1982. 192 s.
5. Belinsky V. G. Obshcheye znacheniye slova i literatury / sobr. soch. v 3 t. M., 1948. T. 2.
6. Zagvyazinsky V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. M., 1982. 159 s.
7. Tatur Yu. G. Sistemno-metodicheskoye obespecheniye uchebno-vospitatel’nogo protsessa podgotovki spetsialista. M., 1989. 144 s.
8. Shaaly A. S. Etnopedagogicheskaya podgotovka uchitelya k nravstvennomu vospitaniyu v tuvinskoy shkole na traditsiyakh narodnogo etiketa: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1997. 16 s.