на основе волейбола являются эффективным средством повышения профессиональной устойчивости преподавателей вуза.
Литература
1. Белорусова А.В. Особенности занятий физическими упражнениями с лицами среднего и пожилого возраста // Учебник инструктора по лечебной физической культуре / под ред. В.П. Правосудова. М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 214-216.
2. Галимов Г.Я., Гольцев С.А. Психомоторная деятельность как основа обучения двигательным действиям. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2007. 363 с.
3. Гриднев В.А., Груздев А.Н. Средства физической культуры в регулировании работоспособности: метод. разработки. Тамбов: Изд-во Тамб. ГТУ, 2007. 16 с.
4. Даценко С.С. Организация и методика проведения оздоровительных занятий волейболом с женщинами среднего возраста: дис. ...канд. пед. наук. Краснодар, 2007. 161 с.
5. Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу. М.: Физкультура и спорт, 1970. 189 с.
6. Капустина А.В. Физиологическая оценка устойчивости к стрессу при отдельных видах умственной работы: дис. .канд. биол. наук. М., 2003. 172 с.
7. Клещев Ю., Фурманов А. Юный волейболист. М.: Физкультура и спорт, 1979. 231 с.
8. Комплексное исследование профессионального здоровья преподавателей вуза / А.Я. Рыжов, Е.А. Белякова, Д.И. Игнатьев [и др.] // Фундаментальные науки и практика: сб. науч. тр. Т.1. 2010. №3. С. 123-124.
9. Копкарева О.О. Физиологическая оценка влияния факторов труда на состояние организма преподавателей вуза: дис. ... канд. биол. наук. Тверь, 1999. 157 с.
10. Кораблев Ю.Ю. Оздоровительная физическая культура преподавателей военных вузов 45-50-летнего возраста с гиподинамическим режимом профессиональной деятельности: автореф. дис. .канд. пед. наук. Тамбов, 2007. 26 с.
11. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / З.Н. Курлянд, Р.И. Хмелюк, А.В. Семенова [и др.]; под ред. З.Н. Курлянд. 2-е изд., перераб. и доп. Киев: Знание, 2009. 399 с.
12. Толмачев Д.А. Комплексная оценка здоровья и качества жизни преподавателей медицинского вуза: автореф. дис. .канд. мед. наук. М., 2012. 24 с.
13. Шверина О В., Рыжов А.Я., Шверина Т.А. К вопросу о позитивной роли физических упражнений как средства оптимизации труда. преподавателей вуза // Вестник Тверского государственного университета. Сер. Биология и экология. 2007. С. 70-74.
Аюшеев Виктор Владимирович, ст. преподаватель кафедры физического воспитания. Бурятский государственный университет, 670000, Улан-Удэ, ул. Смолина 24а, тел. 89243975407. E-mail: [email protected]
Ayusheev Victor Vladimirovich, senior teacher, department of physical training, Buryat State University, 24a, Smolin str., Ulan-Ude, 670000, ph.89243975407. E-mail: [email protected]
УДК 37:39
© В.В. Борисов, Ю.В. Борисова
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОИ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО края
Этнопедагогическая подготовка учителей физической культуры направлена на реализацию задач физического воспитания детей в поликультурном образовательном пространстве Забайкальского края.
Ключевые слова: педагог, этнопедагогическая подготовка, модель, процесс, подготовленность, национальные особенности.
V. V. Borisov, Yu. V. Borisova
A MODEL OF FORMATION OF ETHNOPEDAGOGICAL PREPARATION AT TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE OF ZABAIKALSKY TERRITORY
Ethnopedagogical preparation of teachers of physical culture is aimed at implementation of objectives of physical training of children in polycultural educational space of Zabaykalsky territory.
Keywords: teacher, ethnopedagogical preparation, model, process, readiness, national features.
Профессиональное развитие будущих педагогов в контексте этнокультуры не получило пока должного развития и внедрения в учебный процесс вузов, что породило существенные противоречия между потребностями общественной практики и особенностями педагогической деятельности выпускников в многонациональном и
поликультурном социуме. Этнопедагогическая подготовка учителей физической культуры является необходимым условием профессиональной педагогической деятельности в полиэтнич-ной среде. Поэтому данный вопрос требует тщательного анализа всех его содержательных и структурных компонентов [2, 11].
В основу разработки модели этнопедагогической подготовки будущих учителей физической культуры были положены следующие принципы:
- научности, суть которого заключается в соответствии содержания этнокультурного образования уровню развития современной науки;
- систематичности, который предполагает создание такой структуры этнокультурного образования, на основе которой формируется стройная логическая система знаний, умений, навыков и личностных качеств;
- интеграции, определяющий взаимопроникновение и единство идей, целей и задач, элементов содержания и методики этнокультурного образования;
- этнопедагогической направленности обучения на комплексное решение задач образования, воспитания и развития обучаемых;
- деятельностного подхода, призванного содействовать максимально полному раскрытию творческого потенциала студентов, развитию у них потребности и способности к активной профессиональной самореализации.
Учитывались нами и основные этнопедагоги-ческие принципы:
- детерминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что воспитание обязательно всегда ориентируется на такие педагогические мероприятия, которые понятны представителям данной национальной общности, соответствуют ее традициям, привычкам, психологии;
- единства национального сознания и национально-своеобразной педагогической деятельности, предусматривающий, что активность учителя может быть достаточно эффективной лишь в том случае, если учитываются те нравственные ценности и та специфика мировосприятия ученика, которые сложились под влиянием национального самосознания;
- воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующим осуществление всех воспитательных мероприятий в соответствии с национальными традициями;
- индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей личности, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных конкретным людям и их группам.
В качестве педагогических условий формирования этнопедагогической подготовки мы обозначаем:
1. Обеспечение субъектной позиции студентов. Ее развитие достигается через опыт деятельности студентов в организованном педагогическом процессе, основу которого составляет диалогический подход, обеспечивающий приоритет субъект-субъектных отношений [13].
2. Систему дидактических средств, в которую входят содержание учебной информации этнокультурологического характера; проблема-тизация содержания образования как процесс построения целостной системы профессиональной деятельности в условиях полиэтничного социума, моделирующей специфику работы педагога с многонациональным ученическим коллективом.
3. Развитие рефлексивной позиции преподавателей и студентов в процессе диалогического взаимодействия, включающей деятельность самосознания, раскрывающую специфику духовного мира личности; отражение внутреннего мира других людей и осознание оценки восприятия своей личности; рефлексивное отношение к самому себе; развитие рефлексирующего типа общения, предполагающего сопоставление себя с другими.
4. Выработку смысловой установки на принятие ценностей, связанных с гуманитаризацией образования, предполагающей осознание единства общечеловеческих и национальных ценностей, их значимости в воспитательнообразовательном процессе; формирование положительного отношения к процессу овладения духовно-нравственными ценностями народов.
5. Создание ситуаций затруднения и успеха, которые подразумевают такую этнопедагогиза-цию учебно-воспитательного процесса, в которой будущие учителя физической культуры должны с необходимостью проявить качества активного носителя и транслятора национальной культуры и грамотного специалиста.
6. Личностно-деятельностный подход, который предполагает использование образовательных технологий, учитывающих национальнопсихологические особенности субъектов образования и направленных на обеспечение их активности, приводящей к самодвижению, саморазвитию, самоактуализации.
7. Внедрение практической диагностики и самодиагностики на каждом этапе формирования этнопедагогической подготовки, что позволяет получить обратную информацию об уровнях сформированности этнокультурологических знаний, умений, навыков, а также соответствующих личностных качеств; определять корригирующие воздействия по этнопедагогизации
учебно-воспитательного процесса в вузе. Получение оптимального результата возможно лишь при постоянном изучении и освещении различных вопросов этнопедагогического, этнопсихологического, поликультурного плана в процессе всех лет обучения в вузе. Развивается умение принимать решения на основе учета настоящего, прошлого и предполагаемого будущего опыта.
Нами разработана модель формирования этнопедагогической субкомпетентности будущих учителей физической культуры Забайкальского края, которая включает три основных блока: теоретический, практический и личностный. Теоретический (содержательный) блок этнопедагогической подготовки предусматривает формирование системы этнопедагогических знаний: особенностей и сущностных характеристик народного физического воспитания средств, методов и приемов воспитания детей в разных этнических коллективах, своеобразия национальных обычаев и традиций; методов и приемов интеграции народных традиций в современный воспитательно-образовательный процесс; принципов приобщения детей к национальной физической культуре и т. д. С целью обогащения этих знаний студентам факультета физической культуры читался курс «Этнопеда-гогика физической культуры», при этом мы учитывали, что у многих студентов, особенно на младших курсах, наибольшие затруднения вызывают понимание языка науки и организация самостоятельной деятельности. Для преодоления этих затруднений нами использовались разнообразные методические приемы. Дифференцированный опрос осуществлялся при составлении шкалы ценностей разных народов, организации качественного контроля подготовки сокурсников по тому или иному вопросу в течение заданного промежутка времени. Используя все эти приемы, мы старались соблюдать гармоничное соотношение организационной и содержательной сторон обучения. Лишь сплав логического и чувственного, познавательного и творческого, теоретического и практического способствует оптимизации процесса обучения. Причем мы ориентировались на необходимость трансформации получаемых этнопедагогических знаний, освещающих национальнокультурные особенности народного физического воспитания. Расширение полученного объема знаний осуществлялось посредством организации самостоятельной поисковой деятельности студентов. Через общение со старожилами, беседы с пожилыми родственниками, изучение литературы студенты подбирали материал о на-
родных традициях физического воспитания в бурятских, эвенкийских, русских семьях.
Практический (деятельностный) блок этнопедагогической подготовки предполагает формирование соответствующей группы этнопедагогических умений, свидетельствующих о развитой способности будущего педагога использовать имеющиеся этнопедагогические знания в различных этнокультурных ситуациях, причем как в период профессиональной вузовской подготовки, так и во время самостоятельной практической деятельности. Деятельностный блок в нашем исследовании предусматривает развитие навыков интеграции национальных традиций в современный учебно-воспитательный процесс; формирование умений моделировать и адаптировать к конкретным условиям концепцию национального воспитания детей разного возраста; развитие навыков диагностики окружающей этнопедагогической среды, состояния приобщенности населения к народным традициям, выявления уровня этнопедагогизации воспитательнообразовательного процесса в ДЮСШ, средних общеобразовательных школах, училищах олимпийского резерва и т.д. Для реализации задач деятельностного блока используется комплекс разнообразных форм учебно-воспитательной деятельности. Особую роль в реализации задач деятельностного блока играет педагогическая практика. Именно с организацией тех или иных видов практики, когда происходит качественный и количественный скачок в развитии педагогических способностей студентов [9, 11], связывается подлинная этнопедагогическая подготовка. Следует отметить, что практика заметно влияет на изменение в положительную сторону отношения к предметам психолого-педагогического цикла [10], актуализирует высшие уровни самоорганизации будущего учителя физической культуры [7]. В то же время организация педагогической практики на протяжении многих лет является болевой точкой педагогического образования и непрекращающейся критики за примитивизм, формализм, игнорирование научных подходов к ее организации [6]. Педагогическая практика студентов традиционно рассматривается как проведение обозначенного количества уроков в школе. Одним из существенных недостатков педагогической практики является «растаскивание» ее по разным научным дисциплинам [4]. Требование выполнения на практике предметных заданий и предоставления предметных отчетов, несомненно, мешает восприятию и осознанию целостности профессиональной деятельности. Выявляющиеся в ходе практики не-
дочеты в какой-то степени отражают недостатки системы профессионального образования в целом. Конечно, содержание и структура практической подготовки студентов факультета физической культуры неоднократно изменялись, но научного обоснования педагогическая практика так и не получила. Фактически она свелась к ситуативному «погружению» студента в жизнь конкретной школы, где в лучшем случае можно освоить лишь отдельные приемы деятельности учителя. Иными словами, есть отдельные практики, но нет целостной системы подготовки [3, 5]. Необходима педагогизация учебновоспитательного процесса в педагогическом вузе, основа которой заключается в совершенствовании педагогической практики студентов. Педпрактика должна выступить не как придаток этого процесса, а как объективный системообразующий фактор всех сторон подготовки студентов к профессиональной деятельности[12].
Личностный блок этнопедагогической подготовки предусматривает формирование необходимых личностных качеств будущих учителей физической культуры для полноценой реализации ими задач национального физического воспитания детей. Один из верных и эффективных путей в развитии национальных чувств - воспитание через многонациональную физическую культуру. Приобщение к национальной физической культуре осуществляется через различные формы внеучебной деятельности студентов: организация и проведение соревнований по национальным видам спорта среди диаспор, проживающих в Забайкальском крае; выступления студентов с научными докладами, посвященными этнопедагогике физического воспитания; разработка сценариев и проведение праздничных развлечений в общеобразовательных школах с элементами национальных физических упражнений, что способствует формированию этнопатриотических и толерантных чувств.
Реализация обозначенных положений в нашем исследовании нашла воплощение в стремлении обеспечить целостность и системность в организации этнопедагогической практики, интегративном единстве знаний и практической деятельности, поэтапном включении студентов в профессиональную деятельность, переводе их из преимущественно объектной позиции педагогического воздействия в субъектную. Перед студентами ставились следующие задачи: познакомиться с работой национальных школ Забайкальского края; изучить современную зтно-педагогическую, этнопсихологиическую, этнографическую литературу, в которой рассматри-
ваются проблемы обучения и воспитания детей в условиях этнокультурного окружения; на основе изученной литературы и обобщения передового педагогического опыта разработать собственный проект по этнопедагогизации учебновоспитательного процесса с учетом этнических особенностей; активно участвовать в процессе интеграции национальных традиций по физическому воспитанию с современным педагогическим процессом; вести фиксированное наблюдение результатов этнопедагогической практики, вести дневник по предложенным критериям; подготовиться к обсуждению особенностей профессиональной деятельности педагога, работающего с многонациональным коллективом учащихся. Много внимания уделялось развитию умений будущих учителей физической культуры анализировать состояние окружающей ребенка этнопедагогической среды. Ведь для того чтобы педагог мог с максимальной полнотой использовать потенциальные возможности этнопедагогической среды, он должен сначала их изучить. Это поможет ему не только грамотно спланировать свою деятельность в конкретном этнокультурном окружении, но и скорректировать ее в процессе реализации [7].
Процесс изучения этнопедагогической среды проходил с учетом следующих требований: последовательность и системность, т.е. каждый шаг по изучению этнопедагогической среды должен быть логическим продолжением предыдущего; видение этнопедагогической среды в динамике, так как она - постоянно развивающаяся система, совокупность различных факторов, которые изменяются в зависимости от конкретной ситуации; практическая ориентация: знать, где и как можно применить полученные знания; прогностический подход, т. е. умение предвидеть ближнюю и дальнюю перспективы развития того или иного структурного компонента этнопедагогической среды; интеграция всех лиц и организаций при изучении этнопедагогической среды: использование всех источников, данных всех общественных институтов (семьи, административных учреждений, национальных организаций); научно обоснованный подход, наличие конкретного плана исследования, использование взаимодополняющих методов; лояльное отношение ко всем этносам, так как объективно оценить ситуацию сможет лишь такой исследователь, который не будет отягощен отрицательными стереотипами по отношению к другим этносам; учет этнопсихологических особенностей личности [1, 8].
Программа изучения этнопедагогической среды включала изучение семейно-бытовых условий развития ребенка (отношение семьи к национальным традициям; язык общения с представителями других национальностей и т. д.); изучение влияния СМИ (чтение литературы, прослушивание радиопередач, просмотр телепередач, посвященных национальным проблемам физического воспитания); изучение учебных интересов школьников (тип школы; знания учителей; национальный состав класса, школы; взаимоотношения между детьми); изучение влияния внешкольного окружения на ребенка (национальность друзей; посещение спортивных секций, где познаются национальные особенности физической культуры); отношения со значимыми взрослыми (общение со взрослыми различных национальностей или только своей; выяснение особенностей их культуры, традиций, обычаев).
Таким образом, этнопедагогическая подготовка учителей физической культуры - это сложная интегративная характеристика, предполагающая высокую степень его теоретической, практической и личностной подготовленности к полноценной реализации задач физического воспитания детей в соответствии с национальным идеалом воспитания и учетом этнопсихологических особенностей их развития.
Литература
1. Агеев B.C. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 135-140.
2. Бикимбетов Р.Г. Этнопедагогическое воспитание будущих специалистов физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2006. 22 с.
3. Проектирование профессионального педагогического образования / В.А. Болотов [и др.] // Педагогика. 1997. № 4. С. 66-72.
4. Бондаревская Е.В. Совершенствование педагогической практики студентов в свете основных направлений общеобразовательной и профессиональной школы // Повышение эффективности профессиональной подготовки учителя в условиях педагогической практики. Ростов н/Д: Изд-во РПТИ, 1987. С. 3-12.
5. Бугаева А.Л., Зуева У.Н., Бугаева А.Л. Формирование этнического самосознания у учащихся на основе традиций Севера. Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2002. 190 с.
6. Ведерникова Л.В. Формирование ценностных установок учителя на творческую самореализацию в педагогической деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 43 с.
7. Галимов Г.Я., Струганов С.М., Бомин В.А. Рациональное планирование тренировочного процесса на этапе специальной подготовки высококвалифицированных бегунов-марафонцев. Иркутск: Изд-во ВСИ МВД РФ, 2007. 205 с.
8. Казимирская И.И. Мышление учителя и пути его формирования: в 2 ч. Минск: Изд-во МГПИ, 1992. 145 с.
9. Палаткина Г.В. Реализация воспитательных возможностей этнопедагогической среды: метод. рекомендации. Астрахань: Изд-во Астрах. ГПУ, 2000. 22 с.
10. Скоробогатова Г.Г. Консультации: педагогическая техника и профессиональное мастерство учителя // Педагогические технологии. 2005. № 3. С. 84-115.
11. Сластенин В.А. К вопросу о профессиограмме учителя общеобразовательной школы // Советская педагогика. 1973. № 5. С. 72-80.
12. Федорова С.Н. Этнокультурная компетентность педагога: монография. Йошкар-Ола: Изд-во Мар-ГПИ им. Н.К. Крупской, 2002. 108 с.
13. Харламов И.Ф., Горленко В.П. Педагогическая практика: старые и новые подходы // Педагогика. 1997. № 4. С. 72-78.
14. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1991. 33 с.
Борисов Вячеслав Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент, зав. каф. физического воспитания. Забайкальский государственный университет, г. Чита. E-mail: [email protected]
Борисова Юлия Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков. Национальный минеральный сырьевой университет «Горный», г. Санкт-Петербург. E-mail: [email protected]
Borisov Vyacheslav Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the department of physical education, Zabaikalsky State University, Chita.
Borisova Yulia Vyacheslavovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of foreign languages. National Mineral Resources University “Gorny”, St.Petersburg.