Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка учителя начальных классов к работе в национальной школе Республика Хакассия'

Профессиональная подготовка учителя начальных классов к работе в национальной школе Республика Хакассия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
515
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПЕДАГОГИКА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирошниченко Влада Валерьевна

Автор рассматривает подготовку будущего учителя начальных классов к работе национальной школе как процесс; определяет условия подготовки будущего учителей, этапы профессиональной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка учителя начальных классов к работе в национальной школе Республика Хакассия»

РАЗДЕЛ X ОБМЕН ОПЫТОМ

УДК 371

В. В. Мирошниченко

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ХАКАСИИ

Начавшиеся в стране в конце XX века демократические преобразования позволили выявить серьезные проблемы в области национальных и межнациональных отношений. Перед педагогической наукой и практикой была поставлена задача становления системы национального образования, отвечающей требованиям современного поликультурного общества и способствующей развитию национального самосознания.

В решении этой задачи важная роль отводится национальной школе, способной не только удовлетворять собственные этнокультурные потребности учащихся, но и ввести их в мир культуры других народов, познакомить с общечеловеческими ценностями и приоритетами.

Современный облик национальной школы формировался на протяжении длительного времени. Вопрос о национальной школе как явлении российской действительности возник в контексте проблемы «инородческого просвещения». Историко-педагогический анализ деятельности национальной школы в нашей стране показал, что долгое время национальная школа определялась как нерусская, где преподавание включало изучение родного (нерусского) языка и которая располагалась в районах проживания нерусских народов. При недостаточном освещении вопросов организации таких школ этнонациональный аспект, как правило, ограничивался методическими разработками по особенностям преподавания русского и родного (нерусского) языков.

К настоящему времени сложились три основные модели национальной V школы: ассимилирующая, компенсирующая и поликультурная (В. И. Матис) [1].

Анализ развития российской системы образования на современном этапе, а также теоретические и практические исследования (Н. Б. Крылова, В. И. Матис, В. К. Шаповалов и др.) подводят к выводу о необходимости развития в нашей стране поликультурной модели национальной школы, в которой учащиеся, сохраняя свою этнокультурную идентичность, были бы активно включены в интеграционные процессы региона, страны, мира [1 ;2].

В Хакасии после приняты и действуют ряд нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность национальных школ. В настоящее время систему национального образования в Республике Хакасия (РХ) составляют 78 национальных школ, еще в 34 школах и 46 дошкольных образовательных учреждениях организовано обучение детей родным языкам. Реализация национально-регионального компонента в национальных школах

осуществляется через изучение родного языка, литературы, истории с помощью специально разработанных курсов и программ: «Граждановедение», «Культура, литература и история родного края», «Культура народов Хакасии» и других.

В настоящее время в РХ идет активный процесс создания и развития национальной школы поликультурной модели на базе 7 общеобразовательных школ.

Определению структуры и содержания подготовки учителей начальных классов национальной школы предшествовал историко-педагогический анализ национального педагогического образования в России и Хакасии. Изучены проблемы и определены основные направления профессиональной подготовки национальных педагогических кадров в дореволюционный и советский период, раскрыта специфика такой подготовки в зависимости от особенностей исторического развития общества и требований, предъявляемых обществом к школе.

В настоящее время профессиональной подготовкой педагогических кадров для хакасских национальных школ занимается Институт саяноалтайской тюркологии (ИСАТ) Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова (ХГУ им. Н. Ф. Катанова), готовящий учителей по следующим специальностям:

1) «Родной (хакасский) язык и литература» с дополнительными специальностями (ДС) «История», «Английский язык», «Русский язык и литература»;

2) «Русский язык и литература» (ДС - «Хакасский язык и литература», «История»);

3) «Педагогика и методика начального образования» (ДС - «Английский язык», «Биология», «Информатика», «Хакасский язык»).

Проведенный анализ теоретических источников и опыта работы ИСАТ позволяет выделить особенности профессиональной деятельности учителя национальной школы в поликультурном регионе: 1) обязательное владение двумя литературными языками (русским и родным); 2) владение принципами и технологиями билингвального (полилингвального) обучения; 3) глубокие и обширные знания национальных кулыур, традиций, обычаев как своего этноса, так и этносов-соседей; 4) стремление и умение использовать прогрессивные идеи и опыт этнопедагогики и этнопсихологии в воспитании и обучении детей; 5) знание современных задач и путей совершенствования межнациональных отношений; 6) умение выделять и вносить в содержание образования идеи, отражающие культурное многообразие мира, страны, этнической группы; 7) умение организовать педагогический процесс в контексте диалога культур.

Подготовка будущих учителей начальных классов к работе в национальной школе РХ рассматривается нами как процесс, в основе которого лежит специально организованная и сознательно осуществляемая педагогическая деятельность, и предполагающий стимулирование активной деятельности студентов по овладению поликультурным общественно-педагогическим опытом, необходимым для успешной работы в начальных классах хакасской национальной школы.

Анализ психолого-педагогических работ по теме нашего исследования позволяет выделить общую структуру готовности будущих учителей к ра-

боте в начальных классах хакасской национальной школы: мотивационный (положительная направленность на работу в национальной школе РХ), содержательный (знание сущности, особенностей работы в начальных классах национальной школы), операционный (умение организовать педагогический процесс в начальных классах хакасской национальной школы) компоненты.

Теоретической основой профессиональной подготовки учителей начальных классов национальной школы выступает концепция поликультурного образования, позволяющая «примирить» две противоположные тенденции, связанные с сохранением этнического своеобразия культур и в то же время с процессами глобализации, интеграции, интернационализации. Анализ развития данной концепции в нашей стране и за рубежом позволяет строить содержание образования на основе национальных, общероссийских и мировых ценностей.

На степень готовности учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе воздействуют разнообразные социально-педагогические условия. Выявление их необходимо для глубокого понимания сущности и содержания такой подготовки, а также для выработки научно обоснованных критериев определения готовности.

Основными социально-педагогическими условиями профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе выступают:

1. Знание студентами специфики обучения и воспитания младших школьников в условиях РХ как поликультурном регионе.

2. Оптимальное соотношение в педагогическом процессе вуза родной (национальной), российской и мировой культуры как основы развития по-ликультурной личности.

3. Создание в вузе культурной среды, способствующей формированию у студентов поликультурного сознания и мышления.

4. Учет национально-психологических особенностей студентов в педагогическом процессе вуза.

Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов на данном этапе нашего исследования позволили выявить следующее:

— программные документы недостаточно раскрывают требования к профессиональной подготовке учителей начальных классов национальных школ;

- значительная часть студентов показала достаточные теоретические знания основных направлений деятельности учителя начальных классов. Однако наблюдалась разрозненность знаний по специфике работы в хакасской национальной школе, неумение использовать теоретические знания на практике, непонимание необходимости национального и межнационального воспитания в работе с младшими школьниками в поликультурном регионе;

- большинство учителей начальных классов и студентов положительно относятся к необходимости использовать специальные знания в работе с младшими школьниками. Однако зафиксирована невысокая степень готовности к применению этих знаний;

— учителя начальных классов и студенты указали на необходимость создания специальных курсов, раскрывающих особенности работы национальной школы в РХ.

С целью качественного решения проблемы профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе в ходе исследования была разработана технология такой подготовки, которая апробирована на базе ИСАТ ХГУ им. Н. Ф. Катанова.

Предлагаемая технология направлена на решение следующих задач:

1) давать достаточные знания о специфике работы в начальных классах хакасской национальной школы;

2) развивать личностные качества, необходимые для работы в начальных классах национальной школы;

3) формировать практические умения для успешного осуществления педагогической деятельности с учетом национально-психологических особенностей младших школьников и специфики региона;

4) формировать практическую готовность к творческому использованию передового этнопедагогического опыта обучения и воспитания младших школьников.

Для каждого этапа профессиональной подготовки студентов определены самостоятельные цели и задачи.

На первом, мотивационном, этапе такой целью является формирование у студентов положительной направленности на педагогическую деятельность в национальной школе поликультурной модели. Ознакомление с работой учителя национальной школы осуществляется через изучение мотивов выбора профессии, создание благоприятного климата общения в группах, включение студентов в общественную жизнь ИСАГ и стимулирование положительного интереса к будущей специальности.

Задачами этого этапа являются: 1) формирование у студентов общего представления о профессии учителя начальных классов национальной школы поликультурной модели; 2) развитие первоначальных представлений о специфике работы национальной школы Хакасии; 3) изучение национального самосознания и самооценки студентов, их корректировка с учетом требований поликультурного социума.

Для решения поставленных на этом этапе задач большое место отводится дисциплине «Введение в педагогическую деятельность». В процессе изучения данного курса ставится задача формирования целостного представления студентов об учителе как носителе народного опыта воспитания, его этнопедагогической деятельности с младшими школьниками, о требованиях, предъявляемых учителю национальной школы в поликультурном регионе; даются первоначальные сведения о системе образования в РФ и РХ, ее особенностях и перспективах развития.

Критерием успешности первого этапа можно считать возникновение интереса к будущей профессиональной деятельности, удовлетворенность выбором специальности «учитель начальных классов»; стремление к освоению знаний о специфике работы в данном типе образовательного учреждения; осознание необходимости в дальнейшем овладении и совершенствовании общетеоретических и специальных знаний.

Второй - содержательный этап. Цель — приобщение студентов к педагогической деятельности в национальной школе поликультурной модели, овладение методиками и технологиями билингвального обучения, первичная апробация имеющихся знаний и умений в условиях, моделирующих будущую профессиональную деятельность.

Основными задачами этого этапа являются: 1) углубление знаний о специфике работы национальной школы Хакасии: 2) формирование знаний и умений по основным методикам, преподаваемым в начальных классах национальной школы поликультурной модели (методике математике, хакасского языка, русского языка и др.); 3) стимулирование потребности студентов в самопознании собственного уровня готовности к работе в начальных классах национальной школы; 4) актуализация осознания студентами противоречий между имеющимся и требуемым уровнем готовности.

На этом этапе происходит расширение представлений студентов об основных направлениях деятельности учителя начальных классов национальной школы поликультурной модели в условиях РХ, выработка умений и навыков, организация педагогического процесса с учетом национально-психологических особенностей младших школьников и специфики поликуль-турного региона.

Профессионально-педагогическое становление личности учителя на втором этапе профессиональной подготовки осуществляется через учебпо-вос-питательный процесс вуза, который строится на основе следующих условий:

- включение в образовательный процесс вуза знаний, отражающих культурное многообразие региона;

- построение педагогического процесса как системы проблемных ситуаций и задач, связанных с поликультурной спецификой региона и активизирующих мышление студентов;

- организация самостоятельной работы студентов в национальной школе поликультурной модели для первичной апробации имеющихся знаний и умений;

- включение в педагогический процесс упражнений и тренингов, направленных на развитие навыков педагогического общения;

- организация самостоятельной исследовательской работы студентов.

На занятиях по педагогическим дисциплинам и во время практики в школе

студенты под руководством учителей начальных классов и преподавателей ЙСАТ разрабатывают систему мероприятий, включающую: ознакомление детей с культурой своего народа; ознакомление с элементами культур других народов, проживающих в Хакасии. Кроме того, проводится тщательный анализ учебников и программ для начальной национальной школы с целью выяснения достаточности содержащейся в ней информации, отражающей культурное многообразие этнических групп, страны, мира. Результаты анализа программ и учебников и дополнение их на лабораторных занятиях и педпрактике этнокультурным и поликулыурным материалом подводят студентов к необходимости систематической работы в этом направлении.

Критерием успешности второго этапа можно считать устойчивое положительное отношение к выбранной специальности, осознанную потребность в специальных знаниях, заинтересованность в достижении положительных результатов профессиональной деятельности.

Третий — операционный этап. Цель - глубокое овладение студентами целостной педагогической деятельностью; расширение знаний об особенностях работы в условиях РХ как поликультурном регионе; закрепление имеющихся знаний и умений на педпрактике в национальной школе.

Задачи третьего этапа: 1) углубление представлений о различных концепциях современного образования, в том числе построенных на принципах диалога и полилога культур; 2) расширение и углубление знаний специфики межнациональных отношений в регионе, роли и места национальной школы поликультурной модели в формировании этих отношений; 3) углубление знаний и умений студентов по использованию технологии билинг-вального (полилипгвального) обучения и воспитания младших школьников в целостном педагогическом процессе; 4) формирование эмоционально-психологической установки на профессиональную деятельность в условиях РХ;

5) формирование качеств личности, необходимых для работы в поликуль-турном регионе.

Третий этап характеризуется ориентацией на послевузовскую педагогическую деятельность; укрепление профессионально значимых потребностей и мотивов, профессиональных интересов; накопление знаний о структуре педагогической деятельности, о способах решения профессиональных задач; накопление умений и навыков (опыта) профессионально-педагогической деятельности; адаптация к требованиям и условиям педагогической деятельности в процессе педагогической практики в национальной школе; интериоризация профессиональных ценностей; усиление чувства ответственности за результаты педагогической деятельности; формирование способностей к мобилизации, актуализации профессиональных знаний, умений, навыков (опыта), профессионально значимых качеств личности и установок на профессию учителя начальных классов в соответствии с требованиями современного поликультурного общества.

Для расширения знаний студентов об особенностях работы в условиях РХ как поликультурном регионе большая роль отводится следующим специальным дисциплинам: «Этнопедагогика», «Этнопсихология», «Педагогика межнационального общения», «Культура межнационального и делового общения». В содержании этих дисциплин студентам даются сведения об этнопедагогических и этнопсихологических особенностях проживающих в Хакасии этносов, их культуре, рассматриваются проблемы и перспективы общения людей разных национальностей. На семинарских и практических занятиях студенты изучают и анализируют творческое наследие российских, хакасских, немецких педагогов, просветителей прошлого и настоящего; выполняют исследования по выявлению уровня национального самосознания, этнических стереотипов, форм взаимодействия различных этносов в Хакасии; выполняют курсовые работы по этнопед агогике и этнопсихологии проживающих в РХ этносов; разрабатывают систему мероприятий по национальному и межнациональному воспитанию младших школьников и т.д.

Таким образом, на третьем этапе в подготовке студентов делается большой упор на ознакомление и привитие навыков работы в РХ как поликультурном регионе. Критерием эффективности этого этапа является устойчивая положительная мотивация на овладение и использование знаний о специфике работы национальной школы, заинтересованность в достижении высоких результатов в профессиональной деятельности.

Четвертый - заключительный этап. Цель - совершенствование профессиональной деятельности студентов в начальных классах национальной школы.

Задачи этого этапа: 1) совершенствование уровня профессиональной готовности с установкой на достижение профессионального мастерства, высоких результатов педагогической деятельности в национальной школе;

2) углубление знаний технологий билингвального (полидингвального) обучения и воспитания с учетом возрастных и национально-психологических особенностей младших школьников; 3) совершенствование технологии педагогического общения в поликулыурном регионе; 4) освоение технологии инновационной деятельности в национальной школе на основе передовых концепций современного образования, в том числе и концепции полтсуль-турного образования.

Необходимость коррекции в подготовке студентов к работе в национальной школе в условиях поликультурного региона явилась причиной включения на этом этапе специального курса «Национальная школа в поликуль-турном регионе». Целью данного спецкурса является расширение, углубление и дальнейшая систематизация общекультурных, профессиональных знаний, умений, навыков, развитие личностных качеств и способностей студентов в организации педагогической деятельности в национальной школе поликультурной модели в соответствии с национально-психологическими особенностями младших школьников и спецификой региона.

Разработанный и внедренный в практику образования спецкурс представлен в виде содержательных блоков. При отборе содержания блоков мы опирались на теоретические положения 3. Т. Гасанова, В. А. Николаева, В. И. Матиса, В. А. Сластенинаи др. о необходимости формирования у будущих учителей национальной школы поликультурной модели системы общекультурных, психолого-педагогических, специальных знаний; о возможных путях улучшения межнационального общения младших школьников в поликультурном социуме; о личностных качествах учителя, развитие которых детерминировано спецификой национальной школы [1;3;4].

Включение спецкурса на завершающем этапе технологии в учебном процессе ИСАТ мы рассматриваем как обязательное, но не единственное направление по совершенствованию профессиональной подготовки учителей начальных классов национальных школ поликультурной модели. Сочетание спецкурса, педагогической практики и самостоятельной исследовательской работы студентов позволило обеспечить положительную направленность на совершенствование своей профессиональной деятельности; творческий подход к решению проблем, связанных со спецификой работы в национальной школе в поликультурном регионе; развитие рефлексивно-аналитических умений, высокой ответственности, творческой активности.

С целью проверки результатов эксперимента по окончании каждого этапа проводились диагностические срезы показателей уровней сформирован-ности готовности к работе в национальной школе в поликультурном регионе. Это позволило проследить динамику формирования готовности на всем протяжении эксперимента.

Полученные в ходе опытно-экспериментальной работы результаты подтвердили эффективность применения разработанной технологии профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в национальной школе. Установлено, что реализация сконструированной модели способствует достижению необходимого уровня сформированности мотиваци-

онно-личностного отношения к работе в начальных классах национальной школы поликультурной модели, сформированное™ системы специальных знаний и достижению необходимого уровня профессиональных умений.

Результаты исследования специальных знаний на заключительном этапе показали, что у студентов значительно повысился интерес к вопросам регулирования межнациональных отношений в регионе (до 80,8%), к построению учебно-воспитательного процесса в начальных классах национальной школы на основе диалога культур (до 73%). Необходимость знания технологии и методики билингвалыюго (полилингвального) обучения младших школьников признавалась всеми студентами. Наиболее существенные изменения произошли в уровне отношений студентов к применению методов, приемов и средств обучения и воспитания младших школьников с учетом их национально-психологических особенностей и специфики региона и применению этнопедагогического опыта в учебно-воспитательном процессе начальной школы (84,6%). Уровень сформированности системы специальных знаний определялся нами с помощью контрольных работ, а также по частоте и глубине их использования в дипломных работах. Студенты, достигшие достаточного и высокого уровня знаний, составили 50% и 34,6% соответственно.

Таким образом, основными социально-педагогическими условиями профессиональной подготовки учителей начальных классов к работе в хакасской национальной школе выступают:

- знание студентами специфики обучения и воспитания младших школьников в условиях Республики Хакасия как поликультурном регионе;

- оптимальное соотношение в педагогическом процессе вуза родной (национальной), российской и мировой культуры как основы развития ноли-культурной личности;

- создание в вузе культурной среды, способствующей развитию у студентов поликультурного сознания и мышления;

- учет национально-психологических особенностей студентов в педагогическом процессе вуза.

Литература

1. Матис, В. И. Педагогика межличностного общения / В. И. Матис. - Барнаул, 2003.-510 с.

2. Шаповалов, В. К. Этнокультурная направленность российского образования / В. К. Шаповалов. - М., 1997. - 175 с.

3. Гасанов, 3. Т. Воспитание культуры межнационального общения: методология, теория, практика / 3, Т. Гасанов. - Махачкала, 1998. - 338 с.

Сластенин. - М.:Пресс, 2000. - 488 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.