Научная статья на тему 'К вопросу о государственных образовательных стандартах нового поколения'

К вопросу о государственных образовательных стандартах нового поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ултургашева Ольга Гавриловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о государственных образовательных стандартах нового поколения»

Раздел X

ОБМЕН ОПЫТОМ

УДК379+ 371.4

К ВОПРОСУ О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТАХ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

О. Г. Ултургашева

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. определила задачи повышения качества образования, реализация которых будет зависеть от многих факторов, в том числе от системы подготовки педагогических кадров. Их подготовкой для национальных школ Республики Хакасия (РХ) в Хакасском государственном университете им. Н. Ф. Ка-танова адресно занимается Институт саяно-алтайской тюркологии (ИСАТ), имеющий три выпускающие кафедры: кафедра хакасской филологии является выпускающей кафедрой хакасского отделения; кафедра русской филологии - русского отделения; кафедра психологии, педагогики и методик национального и поликультурного образования (ППМНПО) - пси-холого-педагогического отделения (ППО). Кафедра ППМНПО осуществляет подготовку студентов по общепрофессиональным дисциплинам на всех отделениях института. От уровня и качества преподавания дисциплин по этому блоку во многом зависит профессиональная подготовка учителей, так как блок «общепрофессиональных дисциплин» является профилирующим. Он занимает ведущее место в формировании у будущих учителей культуры педагогического мышления, культуры педагогического труда и общения. Поэтому наличие такой кафедры в структуре ИСАТ, на наш взгляд, обусловлено именно необходимостью решения проблем, связанных с качественной подготовкой учителей для национальных школ РХ, так как проблема профессиональной подготовки учителей всегда была актуальной в истории становления и развития народного образования для коренного этноса Республики Хакасия.

В настоящее время содержание и уровень подготовленности обучающихся определяется требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования соответствующей специальности. В современной парадигме образования подготовка специалиста должна осуществляться с ориентацией на его профессиональную деятельность. В соответствии с этим направлением каждая дисциплина учебной образовательной программы должна преподаваться с учетом условий и характера будущей работы специалиста и вестись целенаправленно по формированию и развитию умений, которые будут необходимы и востребованы в практической деятельности специалиста.

«Болевые точки» высшего педагогического образования - постоянно увеличивающийся объем содержания обучения, его построение на инфор-мационно-справочно-знаниевой основе, слабая профессиональная ориентированность большинства учебных курсов, субъективизм преподава-

телей в создании авторских программ, в подготовке контролирующих материалов без должной научной основы и др. - не сняли государственные образовательные стандарты первого поколения. Ожидалось, что в них будет раскрыто и научно обосновано современное и перспективное понимание педагогической профессии. В стандарте оно должно быть представлено системой целей, задач и результатов обучения, технологией обучения, построенной в соответствии с закономерностями профессионального становления [1].

При подготовке педагогических кадров в высшей школе для национальной школы содержательная линия образования определяется также ГОС ВПО, но не для всех специальностей, к ним относится и специальность 031200 - Педагогика и методика начального образования. Такая неопределенность требований к уровню подготовленности специалиста является одним из показателей отношения государства к национальной школе, вопросам ее развития. Бесспорно и то, что национальная начальная школа, как и другие школы, должна обеспечиваться квалифицированными специалистами, имеющими высшее образование. Более того, проблемы национальной школы не исчерпываются только кадровыми вопросами. Практика показывает, что в последнее время развитие образовательно-воспитательных учреждений такого рода не обеспечивается государственной поддержкой. Например, в Республике Хакасия почти не осталось школ, имеющих в названии само слово «национальная», отсутствует законодательное определение такой школы. В связи с этим следует признать, что в случае исключения из учебных планов родного (хакасского) языка и литературы никто не сможет предъявить каких-либо требований к педагогическим коллективам таких школ. Данную проблему частично может решить разработка национально-регионального компонента Государственного стандарта общего образования Республики Хакасия (НРКСОО РХ), но пока разработана только концептуальная часть.

В настоящее время функционирование национальных школ способствует процессу сохранения культуры, языка, истории народа. Многие национальные школы находятся в состоянии поиска и определения стратегии своего развития или в ожидании закрытия или реформирования в связи с предстоящей реструктуризацией сельских школ.

Исследователи отмечают [2, с. 15], что в период смены народом жизненных ориентиров, упадка экономики, перехода к новым экономическим отношениям значение школы, особенно в сельской местности, значительно возрастает, т. е. в период коренных общественных преобразований проблемы образования и воспитания приобретают особую актуальность и остроту. Школа становится не только образовательным и культурным центром села, но и инструментом сохранения национальной культуры, традиций, языка этноса. Более того, она должна стать центром воспроизводства и продолжения национальных традиций и культуры [3, с. 89]. Таким образом, на национальную школу возлагается надежда, что она станет системой обучения и воспитания подрастающих поколений, основанной на приобщении и погружении их в родную национальную культуру, историю, традиции, обычаи своего народа с целью формирования новых носителей всего национального и творческих подражателей его.

В такой ситуации существенно повышается ответственность и авторитет учителя национальной школы как ключевой фигуры системы национального образования. Человека, своей профессиональной деятельностью призванного сохранять и воспроизводить культуру этноса, которая превращает этнос не только в социальную, но и в духовную общность. От учителя в сельской школе требуется общекультурная, психолого-педагогическая и предметная подготовка. Подготовка учительских кадров высокой квалификации требует постоянных и значительных изменений в организации работы образовательных институтов, выпускающих преподавателей.

Так, процесс освоения профессиональных умений и навыков будущим специалистом осуществляется в стенах вуза. В нашем случае это Институт саяно-алтайской тюркологии Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Более подробно рассмотрим образовательную программу по упомянутой выше специальности 0312000 - Педагогика и методика начального образования. Она предусматривает обучение студентов не только по психолого-педагогическим дисциплинам (психология, педагогика, этнопедагогика, этнопсихология, основы специальной педагогики и психологии), но и по комплексу методических дисциплин, в состав которых входит и методика обучения хакасскому языку. Как известно, методические дисциплины, являясь прикладной частью дидактики, обеспечивают непосредственную подготовку специалиста к работе в образовательных учреждениях.

В новых стандартах весьма своеобразно представлены педагогические знания в частных методиках. Только в двух частных методиках из семи встречается термин «принципы обучения». Авторы образовательного стандарта «поровну разделили» по курсам частных методик и другие педагогические категории: где-то встречается термин «формы обучения», где-то «методы и методики обучения». Ни в одной методике не говорится о методах и особенностях проверки и оценки знаний по школьным дисциплинам. По содержанию курсов частных методик, представленных в стандарте, сложно определить возраст школьников, которых предстоит обучать будущему учителю. Кроме того, ни в одной из них не ставятся задачи развития у младших школьников культуры восприятия памяти, мышления средствами учебного предмета.

Анализ учебных планов в аспекте языковой и методической подготовки по предметам национально-региональной направленности показывает, что произошло значительное уменьшение количества часов по этим дисциплинам, что связано с внедрением с 2000 г. Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования [4]. В прежних учебных планах объем часов, отводимых на дисциплины «родной язык» и «методика преподавания в начальной школе», составлял 740 и 240 соответственно. В первых Государственных образовательных стандартах (1996 г.) объем часов почти не изменился. В новых учебных планах, разработанных в 2000 г., произошло снижение аудиторных часов на методику обучения хакасскому языку. Это связано с тем, что авторы ГОС В ПО второго поколения исходят из «компонентного подхода» к определению содержания обучения, т. е. дисциплины или включены в федеральный, или национально-региональный компонент. Каждый компонент

имеет определенное количество часов, и изменение их объема вуз может осуществлять лишь в пределах 5 %. Такой подход резко влияет на содержание дисциплин национально-региональной направленности. Дело в том, что соотношение количества часов в федеральном компоненте не сопоставимо с национально-региональным. Так, в блоке предметной подготовки из 3434 часов на дисциплины федерального компонента отводится 3034 часа, что составляет 88,4%, а на дисциплины национально-регионального компонента - 200 часов, что составляет всего 5,8 %. В случае равного распределения часов на дисциплины - хакасский язык, хакасская детская литература, методика обучения хакасскому языку, каждой дисциплине достанется по 66 часов [5].

Качество методической подготовки зависит от многих факторов, в том числе от языковой и речевой подготовки студентов. Ориентация образования на формирование компетенций в области коммуникации, таких как владение устным и письменным общением, требует иного подхода к содержанию языковых дисциплин. Анализ содержания стандартов образования 2000 г. позволяет сделать некоторые выводы: квалификационная характеристика не раскрывает глобальной цели высшего педагогического образования - воспитание личности профессионала, его профессионального мышления, профессиональной культуры. В стандарте не прослеживается логико-методологический целостный процесс профессионального становления будущего учителя. Отсутствуют взаимосвязи между блоками учебных дисциплин, учебными курсами, не определены их место и роль в подготовке учителя.

В последние годы Институт саяно-алтайской тюркологии в силу объективных причин осуществляет прием части студентов на специальность ПМНО из молодых людей, слабо владеющих хакасским языком. В связи с этим возникает проблема обучения студентов со слабым знанием хакасского языка. Трудности владения языком и речью накладывают определенный отпечаток на усвоение студентами методики обучения хакасскому языку, на проведение учебно-воспитательной работы в период прохождения производственных практик. Студент не может показать образцовую речь своим ученикам и не может потребовать от них соответствующей литературным нормам речевой практики. В результате ученик не может выполнить требования учебной программы, относящиеся к уровню умений и навыков обучающихся.

Одним из подходов к решению данной проблемы, на наш взгляд, может стать проведение интенсивной речевой подготовки студентов за счет переориентации содержания дисциплины «Хакасский язык» й «Практикум по хакасскому языку» с изучения формальной грамматики на практику формирования устной и письменной речи. На наш взгляд, интенсивная работа в данном направлении обеспечит соответствующий уровень умений и навыков обучающихся, что позволит им более полно усвоить теоретический материал по методике хакасского языка, овладеть речевыми умениями в практике свободного пользования языком.

Еще одна проблема, а она общая для тех, кто занимается преподаванием языка, - недостаточный словарный запас обучающихся. Эту проблему необходимо решать при обучении и языку, и литературе, и методике. При

этом обучение должно быть профессионально ориентированным, учитывающим специфику специальности ПМНО.

Методика обучения хакасскому языку имеет собственные специфические проблемы. Это связано с тем, что многие вопросы еще остаются неразработанными в теоретическом плане. Возьмем, к примеру, методику работы над построением связного текста. Теоретическая разработка методов и приемов работы над построением текста в других методиках обучения языкам разрабатывается, но сложность нашего положения связана с тем, что основательно не изучена лингвистика хакасского текста.

Таким образом, изменение парадигмы образования требует новых исследований по методике обучения хакасскому языку, которые будут способствовать качественной подготовке современных школьников, формированию у них ключевых компетенций, этнической самоидентификации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Неровных Г. М. О государственных стандартах нового поколения //Методологические основы специалиста-педагога в рамках образовательных стандартов нового поколения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. 19—20 апреля 2002 г. - Абакан: Изд-во Хакасск. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2002.

2. Матис В. И. Проблема национальной школы .в поликультурном обществе. - Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997.

3. Ултургашев С. П. Научное обеспечение проблем сохранения и развития языков, культур и истории народов Саяно-Алтая //' Материалы Международной научнопрактической конференции, посвященной 280-летию открытия древнетюркской письменности. - Абакан: Изд-во Хакасск. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова, 2001.

4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. - М., 2000.

5. Карамчаков А. И., Ултургашева О. Г. Подготовка учителей к работе в начальной национальной школе: проблемы и пути их решения // Кафедре психологии, педагогики и методик национального и поликультурного образования 10 лет. - Абакан: РГУ «Хакасское книжное издательство», 2004.

УДК370.179+ 39

ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА

А. С. Шаалы

Одним из важнейших ресурсов модернизации российского образования является национальная культура, ее социальный потенциал востребован. Задача педагогической общественности в этих условиях состоит в том, чтобы определить реальные и потенциальные возможности, которыми располагает национальная культура со всеми ее ценностями и традициями, историческими достижениями.

Национальная культура несет в себе огромный социально-педагогический потенциал, который еще не в полной мере реализуется в учебновоспитательном процессе в школе и, в первую очередь, в формировании личности учащихся как носителей ценностей и традиций родной культуры. Важным условием решения данной проблемы следует считать определение этнокультурных возможностей для совершенствования содержа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.