Научная статья на тему 'Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и их учет в процессе спортивной подготовки'

Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и их учет в процессе спортивной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
783
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / SPORTS / СПОРТСМЕНЫ-ИНВАЛИДЫ / ATHLETES WITH PHYSICAL DISABILITIES / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА / SPORT TRAINING / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL PERSONAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Поливаев А. Г.

В данной статье автор изучает индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и выявляет отличия от обычных спортсменов. В результате исследования получены и описаны отличительные особенности личности спортсменов-инвалидов, структура их личности, предложены направления и условия учета данных личностных особенностей в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Поливаев А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regarding individual psychological personal peculiarities of athletes with physical disabilities during sport training

The researcher studies individual psychological personal peculiarities of athletes with physical disabilities and find out their differences from common sportsmen. The research resulted in obtaining and describing personal peculiarities of athletes with physical disabilities and the structure of their personalities, in offering the directions and conditions of regarding these personal peculiarities of athletes with physical disabilities in training and competitive activity.

Текст научной работы на тему «Индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и их учет в процессе спортивной подготовки»

[Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). - С. 610-613.

5. Парняков, Д. М. Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 604-607.

6. Парняков, Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2014. -№ 18 (77). - С. 94-97.

7. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рей-тинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта : сб. ст. и тез. Междунар. науч.-практ. конф. ; ред.-сост. А. Г. Поливаев. - Ишим, 2013. - С. 76-84.

8. Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных

спортсменов в мини-футболе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Головков. - СПб., 2002. - 24 с.

9. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 167-170.

10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 125-129.

ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, доцент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г. © А. Г. Поливаев

УДК 796.071.2:159.923 Д. Г. ПОЛИВАЕВ

Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ

ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ

В данной статье автор изучает индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и выявляет отличия от обычных спортсменов. В результате исследования получены и описаны отличительные особенности личности спортсменов-инвалидов, структура их личности, предложены направления и условия учета данных личностных особенностей в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов.

Ключевые слова: спорт, спортсмены-инвалиды, личность, индивидуально-психологические особенности личности, спортивная подготовка.

Введение. Подготовка спортсменов-инвалидов в последние десятилетия становится актуальной проблемой, к которой приковано внимание тренеров, специалистов, инструкторов и т.п. Особое внимание уделяется организации спортивной подготовки детей-инвалидов как фактору их социальной адаптации в обществе [1-3], а также качеству профессионально-педагогической подготовки кадров для работы с инвалидами в рамках физического воспитания и спорта детей [4-7]. Технологии и методики спортивной подготовки не в полной мере адаптированы к условиям подготовки инвалидов, что и обусловливает поиск новых подходов к решению данной проблемы и проведение соответствующих исследований. Можно утверждать, что не до конца исследованным остается вопрос

о личностных факторах спортивной подготовки спортсменов-инвалидов, особенностях их мотивации, выбора вида спорта, условий поддержания данной мотивации и интереса к занятиям спортом [3-5, 8].

В связи с этим нами поставлена цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов для последующего учета данных особенностей в учебно-тренировочном процессе.

Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами выбраны следующие методы: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, математико-статистиче-ские методы обработки результатов исследования.

Таблица 1

Выраженность личностных факторов у студентов-спортсменов (группа 1) и спортсменов-инвалидов (группа 2)

№ Ф.И. Значения личностных факторов по Кеттелу (стены) Группа

A B C E F G H I L M N O Q, Q2 Q3 Q4

1 Я.С. 8 6 9 8 9 7 10 8 2 1 2 3 1 2 8 3 1

2 Г.Н. 7 1 6 10 6 8 8 3 9 6 6 9 3 4 8 6 1

3 П.А. 8 4 1 7 3 2 9 8 8 8 5 8 7 9 6 4 1

4 М.Д. 7 4 9 6 9 6 10 5 7 6 5 6 7 5 8 2 1

5 Л.А. 8 5 5 5 5 4 6 5 5 6 3 9 6 6 10 7 1

6 П.Ю. 8 7 9 8 9 9 10 8 2 1 2 2 1 1 7 2 1

7 В.А. 6 2 4 4 4 5 3 8 5 3 3 9 8 7 4 5 1

8 З.А. 8 2 6 9 6 6 8 6 6 4 5 7 3 1 8 6 1

9 Н.Н. 4 2 9 7 6 8 8 6 5 5 5 2 7 7 9 4 1

10 Л.О. 7 7 3 9 6 8 7 8 5 4 6 10 4 4 9 7 1

11 В.А. 3 4 5 7 4 4 7 7 6 3 5 7 7 7 6 5 2

12 С.Е. 7 2 4 6 4 4 6 8 5 8 3 7 8 7 4 5 2

13 Н.А. 4 5 4 5 6 3 6 4 6 4 2 8 7 6 7 6 2

14 П.А. 7 1 2 6 4 6 5 5 5 8 6 9 7 7 1 6 2

15 Е.Р. 6 2 5 8 4 5 7 7 6 6 5 9 4 5 5 7 2

16 К.Р. 6 5 4 6 3 4 5 6 6 5 5 9 4 3 6 5 2

17 М.А. 6 6 6 7 4 4 5 5 9 6 6 7 7 4 8 6 2

Рис. 1. Личностные профили студентов-спортсменов и спортсменов-инвалидов

Инструментарием для оценки личностных особенностей спортсменов-инвалидов выбраны 16-фактор-ные тест-опросники Р. Б. Кеттела.

В исследовании приняли участие семь спортсменов-инвалидов в возрасте от 17 до 31 лет, имеющих спортивные разряды и звания от 3-го взрослого до мастера спорта, занимающихся легкой атлетикой. Исследование проходило в мае —июле 2015 г. Для сравнения и различия личностных особенностей была выбрана группа студентов-спортсменов 17 — 23 лет в количестве 10 человек, занимающихся легкой атлетикой в филиале ТюмГУ в г. Ишиме [9, 10].

Результаты и их обсуждение. После проведения тест-опросника Кеттела мы получили следующие результаты (табл. 1).

Более наглядно различия в индивидуально-психологических особенностях отображены на рис. 1.

Таким образом, мы видим различия в личностных профилях двух групп испытуемых по нескольким факторам: факторы A, F, G, H, O, Q1, Q3. Для окончательного вывода о различиях нами проведена математико-статистическая обработка результатов исследования с помощью однофакторного дисперсионного анализа, рассчитанного с помощью программы Statistica — One-way ANOVA (табл. 2).

Анализ показал, что существенные значимые различия между спортсменами-студентами и спортсменами-инвалидами наблюдается по пяти личностным факторам, а именно, спортсмены-инвалиды более скрытные, обособленные, необщительные,

о

от

Е

Т

Таблица 2

Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния фактора «инвалидность» на личностные факторы спортсменов

№ Личностные факторы Значение Б-Фишера Р (жирным выделены факторы при р<0,05)

1 Фактор А 5,043464 0,040214

2 Фактор В 0,172634 0,683664

3 Фактор С 2,410888 0,141335

4 Фактор Е 1,240361 0,282930

5 Фактор Б 6,392923 0,023167

6 Фактор С 5,272636 0,036490

7 Фактор Н 5,397318 0,034633

8 Фактор I 0,381264 0,546188

9 Фактор Ь 0,595280 0,452369

10 Фактор М 1,572922 0,228976

11 Фактор N 0,241291 0,630385

12 Фактор О 1,502385 0,239202

13 Фактор 2,003219 0,177392

14 Фактор 02 0,709812 0,412739

15 Фактор 03 6,257979 0,024429

16 Фактор 04 2,140445 0,164098

замкнутые, недоверчивые (фактор А); озабоченные, спокойные, серьезные, задумчивые, осторожные, пессимистичны в восприятии действительности, ожидают неудач (фактор Б); подвержены чувствам, несогласные с общепринятыми моральными нормами и стандартами, гибкие, переменчивые, вызывают недоверие, более ленивы, независимы, игнорируют обязанности, более неорганизованные, возможно антисоциальное поведение (фактор С); более робкие, нерешительные, не уверены в своих силах, застенчивы, сдержанны, боязливы, эмоциональны, имеют повышенную чувствительность к угрозе, предпочитают находиться в тени (фактор Н); плохо контролируемы, небрежны, не считаются с общественными правилами, недисциплинированны (фактор 03).

Заключение. Исследование показало, что спортсмены-инвалиды отличаются от прочих спортсменов личностными характеристиками по двум блокам — коммуникативным (факторы А, Н), эмоциональным (факторы Б, Н) и регуляторным свойствам личности (факторы С, 03). Особо стоит отметить низкие показатели по регуляторным свойствам личности инвалидов, что свидетельствует о слабом умении планировать и распределять свое время, поведение регулируется сиюминутными желаниями, о слабом умении оценивать критически свои возможности.

В связи с этим при организации и управлении тренировочным процессом необходим учет данных особенностей, например, при выборе стиля общения с воспитанниками, при подборе партнеров при

организации парных упражнений или упражнений в малых группах, при выборе средств и принципов психологической подготовки перед, в период и после соревнований [8].

Библиографический список

1. Голикова, Е. М. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры и спорта / Е. М. Голикова, И. В. Малышкина // Физкультурное образование. - 2012. - № 1. - С. 40-42.

2. Психологические аспекты мультипрофессионального сопровождения спортсменов-инвалидов : лекция / О. Б. Добровольский [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 65-71.

3. Бойко, Г. Критерий психологической эффективности реализации системы психолого-педагогического сопровождения в спорте инвалидов / Г. Бойко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 2. - С. 23-26.

4. Махов, А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А. С. Махов // Вестник Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2010. - № 11. - С. 99-102.

5. Митин, А. Е. Изучение мотивов к занятиям баскетболом у спортсменов-колясочников - основа разработки гуманитарных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса / А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2011. - Т. 46, № 2. - С. 12-13.

6. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 167-170.

7. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 125-129.

8. Бабушкин, Г. Д. Принципы психолого-педагогической подготовки спортсменов / Г. Д. Бабушкин // Физкультурное образование Сибири. - 2014. - Т. 32, № 2. - С. 72-75.

9. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. - 2011. - № 1. - С. 85-89.

10. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2010. - № 6 (92). - С. 179-182.

ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, доцент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г. © А. Г. Поливаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.