[Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). - С. 610-613.
5. Парняков, Д. М. Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 604-607.
6. Парняков, Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2014. -№ 18 (77). - С. 94-97.
7. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рей-тинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта : сб. ст. и тез. Междунар. науч.-практ. конф. ; ред.-сост. А. Г. Поливаев. - Ишим, 2013. - С. 76-84.
8. Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных
спортсменов в мини-футболе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Головков. - СПб., 2002. - 24 с.
9. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 167-170.
10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 125-129.
ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, доцент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г. © А. Г. Поливаев
УДК 796.071.2:159.923 Д. Г. ПОЛИВАЕВ
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
В данной статье автор изучает индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и выявляет отличия от обычных спортсменов. В результате исследования получены и описаны отличительные особенности личности спортсменов-инвалидов, структура их личности, предложены направления и условия учета данных личностных особенностей в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов.
Ключевые слова: спорт, спортсмены-инвалиды, личность, индивидуально-психологические особенности личности, спортивная подготовка.
Введение. Подготовка спортсменов-инвалидов в последние десятилетия становится актуальной проблемой, к которой приковано внимание тренеров, специалистов, инструкторов и т.п. Особое внимание уделяется организации спортивной подготовки детей-инвалидов как фактору их социальной адаптации в обществе [1-3], а также качеству профессионально-педагогической подготовки кадров для работы с инвалидами в рамках физического воспитания и спорта детей [4-7]. Технологии и методики спортивной подготовки не в полной мере адаптированы к условиям подготовки инвалидов, что и обусловливает поиск новых подходов к решению данной проблемы и проведение соответствующих исследований. Можно утверждать, что не до конца исследованным остается вопрос
о личностных факторах спортивной подготовки спортсменов-инвалидов, особенностях их мотивации, выбора вида спорта, условий поддержания данной мотивации и интереса к занятиям спортом [3-5, 8].
В связи с этим нами поставлена цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов для последующего учета данных особенностей в учебно-тренировочном процессе.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами выбраны следующие методы: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, математико-статистиче-ские методы обработки результатов исследования.
Таблица 1
Выраженность личностных факторов у студентов-спортсменов (группа 1) и спортсменов-инвалидов (группа 2)
№ Ф.И. Значения личностных факторов по Кеттелу (стены) Группа
A B C E F G H I L M N O Q, Q2 Q3 Q4
1 Я.С. 8 6 9 8 9 7 10 8 2 1 2 3 1 2 8 3 1
2 Г.Н. 7 1 6 10 6 8 8 3 9 6 6 9 3 4 8 6 1
3 П.А. 8 4 1 7 3 2 9 8 8 8 5 8 7 9 6 4 1
4 М.Д. 7 4 9 6 9 6 10 5 7 6 5 6 7 5 8 2 1
5 Л.А. 8 5 5 5 5 4 6 5 5 6 3 9 6 6 10 7 1
6 П.Ю. 8 7 9 8 9 9 10 8 2 1 2 2 1 1 7 2 1
7 В.А. 6 2 4 4 4 5 3 8 5 3 3 9 8 7 4 5 1
8 З.А. 8 2 6 9 6 6 8 6 6 4 5 7 3 1 8 6 1
9 Н.Н. 4 2 9 7 6 8 8 6 5 5 5 2 7 7 9 4 1
10 Л.О. 7 7 3 9 6 8 7 8 5 4 6 10 4 4 9 7 1
11 В.А. 3 4 5 7 4 4 7 7 6 3 5 7 7 7 6 5 2
12 С.Е. 7 2 4 6 4 4 6 8 5 8 3 7 8 7 4 5 2
13 Н.А. 4 5 4 5 6 3 6 4 6 4 2 8 7 6 7 6 2
14 П.А. 7 1 2 6 4 6 5 5 5 8 6 9 7 7 1 6 2
15 Е.Р. 6 2 5 8 4 5 7 7 6 6 5 9 4 5 5 7 2
16 К.Р. 6 5 4 6 3 4 5 6 6 5 5 9 4 3 6 5 2
17 М.А. 6 6 6 7 4 4 5 5 9 6 6 7 7 4 8 6 2
Рис. 1. Личностные профили студентов-спортсменов и спортсменов-инвалидов
Инструментарием для оценки личностных особенностей спортсменов-инвалидов выбраны 16-фактор-ные тест-опросники Р. Б. Кеттела.
В исследовании приняли участие семь спортсменов-инвалидов в возрасте от 17 до 31 лет, имеющих спортивные разряды и звания от 3-го взрослого до мастера спорта, занимающихся легкой атлетикой. Исследование проходило в мае —июле 2015 г. Для сравнения и различия личностных особенностей была выбрана группа студентов-спортсменов 17 — 23 лет в количестве 10 человек, занимающихся легкой атлетикой в филиале ТюмГУ в г. Ишиме [9, 10].
Результаты и их обсуждение. После проведения тест-опросника Кеттела мы получили следующие результаты (табл. 1).
Более наглядно различия в индивидуально-психологических особенностях отображены на рис. 1.
Таким образом, мы видим различия в личностных профилях двух групп испытуемых по нескольким факторам: факторы A, F, G, H, O, Q1, Q3. Для окончательного вывода о различиях нами проведена математико-статистическая обработка результатов исследования с помощью однофакторного дисперсионного анализа, рассчитанного с помощью программы Statistica — One-way ANOVA (табл. 2).
Анализ показал, что существенные значимые различия между спортсменами-студентами и спортсменами-инвалидами наблюдается по пяти личностным факторам, а именно, спортсмены-инвалиды более скрытные, обособленные, необщительные,
о
от
Е
Т
Таблица 2
Результаты однофакторного дисперсионного анализа влияния фактора «инвалидность» на личностные факторы спортсменов
№ Личностные факторы Значение Б-Фишера Р (жирным выделены факторы при р<0,05)
1 Фактор А 5,043464 0,040214
2 Фактор В 0,172634 0,683664
3 Фактор С 2,410888 0,141335
4 Фактор Е 1,240361 0,282930
5 Фактор Б 6,392923 0,023167
6 Фактор С 5,272636 0,036490
7 Фактор Н 5,397318 0,034633
8 Фактор I 0,381264 0,546188
9 Фактор Ь 0,595280 0,452369
10 Фактор М 1,572922 0,228976
11 Фактор N 0,241291 0,630385
12 Фактор О 1,502385 0,239202
13 Фактор 2,003219 0,177392
14 Фактор 02 0,709812 0,412739
15 Фактор 03 6,257979 0,024429
16 Фактор 04 2,140445 0,164098
замкнутые, недоверчивые (фактор А); озабоченные, спокойные, серьезные, задумчивые, осторожные, пессимистичны в восприятии действительности, ожидают неудач (фактор Б); подвержены чувствам, несогласные с общепринятыми моральными нормами и стандартами, гибкие, переменчивые, вызывают недоверие, более ленивы, независимы, игнорируют обязанности, более неорганизованные, возможно антисоциальное поведение (фактор С); более робкие, нерешительные, не уверены в своих силах, застенчивы, сдержанны, боязливы, эмоциональны, имеют повышенную чувствительность к угрозе, предпочитают находиться в тени (фактор Н); плохо контролируемы, небрежны, не считаются с общественными правилами, недисциплинированны (фактор 03).
Заключение. Исследование показало, что спортсмены-инвалиды отличаются от прочих спортсменов личностными характеристиками по двум блокам — коммуникативным (факторы А, Н), эмоциональным (факторы Б, Н) и регуляторным свойствам личности (факторы С, 03). Особо стоит отметить низкие показатели по регуляторным свойствам личности инвалидов, что свидетельствует о слабом умении планировать и распределять свое время, поведение регулируется сиюминутными желаниями, о слабом умении оценивать критически свои возможности.
В связи с этим при организации и управлении тренировочным процессом необходим учет данных особенностей, например, при выборе стиля общения с воспитанниками, при подборе партнеров при
организации парных упражнений или упражнений в малых группах, при выборе средств и принципов психологической подготовки перед, в период и после соревнований [8].
Библиографический список
1. Голикова, Е. М. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры и спорта / Е. М. Голикова, И. В. Малышкина // Физкультурное образование. - 2012. - № 1. - С. 40-42.
2. Психологические аспекты мультипрофессионального сопровождения спортсменов-инвалидов : лекция / О. Б. Добровольский [и др.] // Спортивная медицина: наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 65-71.
3. Бойко, Г. Критерий психологической эффективности реализации системы психолого-педагогического сопровождения в спорте инвалидов / Г. Бойко // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2010. - № 2. - С. 23-26.
4. Махов, А. С. Информационно-потребностные компоненты формирования мотивации у инвалидов к занятиям адаптивным спортом / А. С. Махов // Вестник Балтийского федер. ун-та им. И. Канта. - 2010. - № 11. - С. 99-102.
5. Митин, А. Е. Изучение мотивов к занятиям баскетболом у спортсменов-колясочников - основа разработки гуманитарных технологий для повышения эффективности тренировочного процесса / А. Е. Митин // Адаптивная физическая культура. - 2011. - Т. 46, № 2. - С. 12-13.
6. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 167-170.
7. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 125-129.
8. Бабушкин, Г. Д. Принципы психолого-педагогической подготовки спортсменов / Г. Д. Бабушкин // Физкультурное образование Сибири. - 2014. - Т. 32, № 2. - С. 72-75.
9. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. - 2011. - № 1. - С. 85-89.
10. Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2010. - № 6 (92). - С. 179-182.
ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, доцент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г. © А. Г. Поливаев