канд. пед. наук : 03.03.01 / Абдуллаев И. М. — Краснодар, 2015. - 25 с.
6. Кабачков, В. А. Структура и организация коррекцион-ных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска / В. А. Кабачков, О. А. Ерохина, А. Б. Буров // Вестник спортивной науки. — 2009. — № 6. — С. 52.
7. Гаврилович, А. А. Особенности темперамента и специфика проявления психических состояний у спортсменов различных специализаций / А. А. Гаврилович // Общество: социология, психология, педагогика. — 2013. — № 3. — С. 50.
8. Сухостав, О. А. Индивидуальные особенности в развитии двигательных способностей студенток 17 — 19 лет / О. А. Сухостав // Индивидуальные и возрастные особенности развития двигательных и умственных способностей : сб. науч. тр. — Омск : СибАДИ, 2010. — 57 с.
9. Сальников, В. А. Возраст в системе физического развития детей и подростков / В. А. Сальников, О. А. Сухостав // Фи-
зическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 2005. — № 1. — С. 39 — 45.
10. Верхошанский, Ю. В. Теория и методология спортивной подготовки : блоковая система тренировки спортсменов высокого класса / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. — 2005. — № 4. — С. 24 — 26.
11. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : моногр. / В. Б. Иссурин. — М. : Советский спорт, 2010. — 288 с.
КОВАЛЬЧУК Оксана Геннадьевна, аспирантка, старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.06.2015 г. © О. Г. Ковальчук
УДК 7963326 А. Г. ПОЛИВАЕВ
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КОЭФФИЦИЕНТА ПОЛЕЗНОСТИ ИГРОКА В МИНИ-ФУТБОЛЕ
В статье автор рассматривает проблему организации контроля за соревновательной деятельностью в мини-футболе. Исследователь отмечает, что система оценки показателей соревновательной деятельности игроков может быть создана на основе изучения структуры соревновательной деятельности в мини-футболе, математико-статистического обоснования интегральной оценки с весовыми коэффициентами каждого значимого фактора, влияющего на результативность соревновательной деятельности, а также за счет автоматизации контроля соревновательной деятельности в мини-футболе на основе использования программы Microsoft Excel. Впервые для практики мини-футбола автором разработана и экспериментально обоснована автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности игроков — коэффициента полезности игрока (КПИ).
Ключевые слова: соревновательная деятельность, контроль соревновательной деятельности, автоматизированная система оценки, коэффициент полезности игрока (КПИ), мини-футбол.
Введение. Одной из главных целей современ- в организации контроля с использованием инфор-
ного спорта является повышение результативно- мационно-коммуникационных технологий [4 — 7]. сти соревновательной деятельности и достижение Такие автоматизированные системы учета
максимальных спортивных результатов в условиях и контроля используются в баскетболе, волейболе,
соревнований. Многими авторами отмечается факт, классическом футболе, в большинстве игровых ви-
что данные задачи могут быть решены с помощью дов спорта и т.д.
эффективной организации комплексного контроля Данные электронные системы обеспечивают
за тренировочной и соревновательной деятельно- оперативную и объективную оценку соревнователь-
стью спортсменов [ 1 — 3]. Принимая во внимание ной деятельности, помогают организовать наблюде-
тот факт, что современный спорт всё больше ис- ние за процессом соревнований, способствуют на
пользует компьютерные технологии для модели- основе полученной информации совершенствова-
рования, организации, сопровождения и контроля нию тренировочного процесса. Отмечается их эф-
тренировочной и соревновательной деятельности, фективность в организации процесса педагогиче-
можно предположить, что резервы для повыше- ского контроля и оценки спортивной деятельности
ния эффективности спортивной подготовки лежат спортсменов.
о
m
Е
Т
Полученная статистическая информация широ-_ ко используется тренерами, медиками, биомеханиками, спортивными аналитиками, комментаторами и зрителями, что позволяет прогнозировать дея-° тельность отдельных игроков, спортсменов, команд 5 и вида спорта в целом.
? Однако анализ литературы показал, что, не-
| смотря на широкое проникновение компьютерных о технологий в сферу спорта, в сфере мини-футбола >| не только отсутствует система комплексной оценки | соревновательной деятельности, но и ее компью-х терное сопровождение [3, 4]. На данный момент 52 нами не обнаружены даже простейшие показате-§ ли оценки действий игроков или команды в целом в мини-футболе [1, 8]. В связи с этим нами выявлено противоречие между потребностью практики спорта, тренеров, специалистов в теоретически и экспериментально обоснованной системе комплексной оценки показателей соревновательной деятельности мини-футболистов и отсутствием такой системы оценки в теории спорта. Данное противоречие определило проблему исследования, заключающуюся в разработке и обосновании системы комплексной оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе.
Мы предположили, что для разработки системы комплексной оценки необходимо изучение структуры соревновательной деятельности в мини-футболе, выявление наиболее значимых факторов эффективности соревновательной деятельности, разработка комплексной оценки соревновательной деятельности, электронное сопровождение данной системы и ее экспериментальная проверка.
Методы и организация исследования. С целью проведения исследования нами были выбраны следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение (протоколирование), педагогический эксперимент, математико-статистические методы обработки результатов эксперимента.
Исследование проводилось с января по май 2015 г. на базе студенческой мини-футбольной команды в количестве 10 человек 1—2 взрослых разрядов, где была апробирована система комплексной оценки показателей соревновательной деятельно-
сти. Разработка и определение факторов эффективности соревновательной деятельности проводились с февраля 2014 по январь 2015 г. на основе анализа структуры соревновательной деятельности мини-футбольной команды высшей лиги ассоциации мини-футбола России «Ишим-Тюмень-2», являющейся победителем высшей лиги 2014 г. и третьим призером высшей лиги 2015 г.
Результаты и их обсуждение. Для разработки комплексной оценки нами была изучена структура соревновательной деятельности мини-футболистов и определены значимые факторы ее эффективности. В качестве изучаемых показателей были выбраны: удары, удары в створ ворот, голы, голевые передачи, эффективные обводки, точные и неточные передачи (процент точных передач), отборы, потери, время игрока на площадке; для вратарей вместо показателей «отборы» и «потери» были приняты показатели «сейвы» (спасения ворот) и «пропущенные мячи».
Для оценки значимости данных показателей и влияния их на конечный результат нами было проведено наблюдение за соревновательной деятельностью мини-футболистов профессиональной команды «Ишим-Тюмень-2», выступающей во втором по значимости дивизионе Ассоциации мини-футбола России (АМФР) — высшей лиге. Нами были проанализированы 10 игр с участием данной команды, а затем с помощью однофакторного дисперсионного анализа выявлены весовые коэффициенты, определяющие вклад того или иного технико-тактического действия игроков на результат игры.
В результате проведения дисперсионного анализа мы получили следующие весовые коэффициенты (табл. 1).
Анализ результатов свидетельствует о том, что значимыми факторами эффективности соревновательной деятельности в мини-футболе являются: удары, удары в створ ворот, голы, голевые передачи, процент точных передач, сейвы вратарей, а отрицательно влияют на результат игры — потери и пропущенные мячи.
Полученные значения факторов мы использовали для составления комплексной оценки показателей эффективности соревновательной деятельности
Таблица 1
Результаты дисперсионного анализа факторов эффективности соревновательной деятельности в мини-футболе
Вариации Значимые факторы (жирным выделены значимые факторы >0,700)
Фактор 1: победы в игре Фактор 2: поражения в игре
Удары 0,875888 -0,310634
Удары в створ 0,840655 0,106634
Голы 0,906427 0,164980
% точных передач 0,770022 0,087582
Эффективные обводки 0,632292 -0,428348
Голевые передачи 0,850134 0,353108
Отборы 0,253829 -0,693229
Потери 0,125658 -0,891862
Сейвы (для вратарей) 0,902234 0,117634
Пропущенные мячи (для вратарей) 0,100658 -0,950324
ч 8
_ Я
в о
» >
а -
а тз
> в
в п
I н
а в
в. я о и
г«-■е-
Д я
В ф
3
- > м о
I И
Я я я р)
® "ж
I 5 5 »
н §
» 3 та и № ^
■е
г Вр Вр г Г К К Амплуа
Вратари ВСЕГО Игрок №31 Игрок №12 Игрок №17 Игрок №10 Игрок №2 Игрок №9 Игрок №3 Игрок №7 Игрок №4 Игрок №8 Ф.И. игрока/ номер игрока
(о| —1 м а —1 О —1 и о —1 Го —1 и —1 (о) —1 и —1 (о) —1 и —1 о —1 ш о —1 (о —1 и —1 [о] —1 и а —1 о —1 ш ■а —1 о —1 ш о —1 (о| —1 и —1 (о| —1 м —1 о н ч к "О о 03 $ "О
щ о 1 □ 1 —1 1 о 1 3 1 н р И о 1 □ 1 —11 о 1 :□ 1 о ш о =1 В.Т0П1 —1 1 о 1 3 1 С Стоп ] ш о □ 1 О н о я ьЭ Й 9 я 2 к О о ® си г
о Ъо о Ъо ь_ 1 1 Ь_ ы 1, ы ы ы ы Ы 1±. ы О Л ■с За >§
ЧО -—а (-о » ^
о Ъо чо о Ъо чо Р[Т ГГ гг ы ш 1±1 ш ГГ гг 1±1 ш ы ш ы ш ы ш О Л § ё о
- и. - - (-о ы> - 03 ^ ° ё -о к 03
о "чо о "чо Р[Т ГГ |_ гг ы ■ ы ■ гг гг 1±1 ш ы ш ы ш ы ш О Л '—1 о й
- - - - Я О
о "ел о "оч ррг ГГ гг ы ■ гг 1±1 ■ ы гг ы ■ ы ■ 1±1 ■ о Л 1 1
- - я ° § си
о Ъо о Ъо г_л ГГ гг гг гг гг ГГ гг 1±1 ш гг 1±1 ш 1±1 ш 1±1 ш о Л =1 1 "О О О ^ | 8
- - - - 03 ^ ° ё ё Е К со
0,77 о ы ы ь. ь ы Ы |±1 1.. 1±1 1±1 ы ы ы О Л 3 1-н "О о Я л За д
г оо -—а ю - чо ы> С=5 -—а оо чо я ° й К 3
-0,77 ¿1 ы 1' ы 1' ы 1 ы 1' 1±1 ы 1' 1±1 1' ы 1' ы 1' ы 1' о Л я К е з
г ю ач (-о - 03 ^ ° ё м « Л ^ К й
б'О о г_л р-р- гг гг гг ы ш гг ы ш 1±1 ш гг гг гг О Л О 9 со о\ 3е о В "О
ь - 4^ - ы> ы> 03 ^ ° э О4 о4
"чо Ъо чо щг гг гг гг ы ш гг ы ш ы ш ы ш ы ш ы ш О Л я "О 1—1 О о Я 'Э Р
оо - - - - - 4^ - - (-о ы> я ° т" к д к § ^
Г 0:40:01,28 0:40:00,07 0:19:59,97 0:20:01,31 0:20:07,84 0:20:07,86 0:20:08,45 0:20:02,30 0:20:00,86 0:19:50,56 0:19:50,34 0:19:50,83 к "О си Время игрока в
о Ъо \о ю г- ОО СЗ \о С-О Оч "<0 Оч И
ГО ЧО <0 СГч ОО Ранг игрока
'о
—I
о
ЭС
о
|ТЗ
ш о Л
п> 53
эс о
ш «
п> 53
о
п>
ш X
о
о
■о
эс ш
00
||
ал о
а>
о
0
1
0 го
1
о
о
ОТ "О
О О
-О
О)
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №4 (141) 2015
Таблица 2
Показатели коэффициента полезности игроков команды за сезон
№ Ф.И.О./номер игрока Коэффициент полезности игроков (КПИ) Средний КПИ Ранг
Номер игры 1 2 3 4 5 б 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
1 Игрок № 8 0,38 го ю со со_ со со 0,45 со 0,64 1 ^ со_ 0,84 ю ю о" 0,94 сч 0,76 0,56 0,98 го 0,56 0,99 5
2 Игрок № 4 0,78 СО СО сч го сч о- сч со со со о сч 2,16 сч сч" 0,93 сч СО 0,92 о-|>- о-со сч о 0,94 сч о ГО сч 1,46 1
3 Игрок № 7 0,45 СО ГО о-со со со со со 0,54 ю со_ сч со_ 0,73 ю со_ со - сч о 0,85 о 1,22 3
4 Игрок № 3 0,66 сч о-со 0,98 со_ о-о" 0,92 ю о- сч со_ 0,82 О! - сч со_ 0,94 0,87 сч ГО сч о 0,54 1,14 4
5 Игрок № 9 0,82 1 1 1 1 со 0,91 1 1 - со 0,87 сч о 0,93 0,89 0,94 0,56 0,95 6
6 Игрок № 2 О! о" СО со со !>.__ ю о- 0,83 2,23 сч сч" СО СО ГО ю со 0,97 0,98 ю о - сч ГО сч о 0,93 1,38 2
7 Игрок № 10 ГО - 0,86 О- со ю о" 1 1 0,95 со_ 0,96 0,76 1 0,44 0,94 7
8 Игрок № 17 о" о о О со о" 0,43 - 0,66 0,62 ю со_ ю о" 0,75 0,86 1 0,48 0,62 9
9 Игрок № 12 0,76 0,83 1 0,34 0,55 0,65 0,34 0,32 1 0,87 0,35 0,39 ю о" 1 сч 0,95 0,23 0,65 0,95 - 0,64 8
10 Игрок № 31 о" 0,34 0,79 0,86 0,34 0,37 0,65 0,66 0,73 1 0,23 0,56 0,87 сч 1 0,92 0,61 10
ИТОГО (сумма) 6,38 о 8,47 9,45 - 7,15 10,5 оГ 12,7 7,39 8,77 7,84 9,76 8,98 6,87 "Т К 7,22 7,82 0,99
мини-футболистов и назвали ее «Коэффициент полезности игрока» (КПИ). Таким образом, КПИ выразилась нами математической формулой с использованием весовых коэффициентов:
(0,87 • Уд + 0,89 • УдвСт + 0,9 • Голы + + 0,77 • (ТТ - НП) + 0,63 • ЭО + 0,85 • ГП + + 0,25 • От - 0,89 • Пот)
КПИ :
ВрИ
где КПИ — коэффициент полезности игрока; Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; Голы — забитые мячи; ТП — точные передачи; НП — неточные передачи; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери; ВрИ — время игрока на площадке.
Для оценки эффективности соревновательной деятельности вратарей данная формула приобретает следующий вид:
(0,87 • Уд + 0,89 • УдвСт + 0,9 • Голы + + 0,77 • (ТТ - НП) + 0,63 • ЭО + + 0,85 • ГП + 0,9 • Сейв - 0,95 • ПМ) , ВрИ
КПИ =
где Сейв — отбитые мячи (спасения ворот); ПМ — пропущенные мячи.
Из формулы видно, что все технико-тактические действия умножаются на присвоенный им коэффициент и складываются или, как видно на примере с «потерями», отнимаются, и все это делится на время, которое игрок провел на площадке.
Для эффективной организации контроля за соревновательной деятельностью мини-футболистов на основе разработанной системы комплексной оценки необходима была удобная автоматизированная электронная оболочка или программа, которая позволила бы оперативно фиксировать и обрабатывать игровые показатели. Мы считаем, что такие условия могла обеспечить программа Microsoft Excel, которая является общепринятой компьютерной программой, с помощью которой производятся различные вычислительные действия, составляются таблицы и диаграммы, записываются различные формулы.
На основе данной программы мы разработали автоматизированное обеспечение и сопровождение комплексной оценки показателей соревновательной деятельности мини-футболистов (КПИ), которое представляет собой электронную таблицу с полями, в которых указаны показатели технико-тактических действий игроков, куда наблюдателем вносятся данные во время игры путем нажатия кнопок « + » или « —», а также внесены макросы для отсчета времени игрока в игре. Таким образом, протокол фиксации игровых показателей (технико-тактических действий) игроков выглядит следующим образом (рис. 1).
В разработке автоматизированного сопровождения комплексной оценки КПИ участвовали студенты направления подготовки «Педагогическое образование», которые с целью повышения качества подготовки педагогов [9, 10] в рамках работы студенческой проблемной группы занимаются разработкой программного продукта для обеспечения различных сторон учебно-физкультурной, тренировочной и соревновательной деятельности студентов-спортсменов [4 — 7].
Апробация автоматизированной системы комплексной оценки соревновательной деятельности
мини-футболистов (КПИ) проводилась на базе студенческой мини-футбольной команды филиала ТюмГУ в г. Ишиме в количестве 10 человек.
С использованием данной системы было проанализированы 20 игр чемпионата города по мини-футболу, Кубка города и первенства области среди взрослых команд.
Для регистрации игровых показателей в игровом зале находились два наблюдателя, один из которых вел учет показателей на ноутбуке, а второй корректировал и подсказывал наблюдаемые показатели по ходу игры (табл. 2).
Анализ полученных результатов позволяет утверждать, что использование разработанной автоматизированной системы комплексной оценки показателей соревновательной деятельности мини-футболистов (КПИ) способствует объективизации оценки игры в целом, отдельного игрока или команды. Более важной информацией является возможность определять динамику игровых показателей отдельного игрока или команды, что позволяет корректировать тренировочный процесс либо корректировать состав на последующие игры. С помощью данной системы могут быть выявлены наиболее стабильные игроки, которые имеют возможность проводить большее количество времени в игре.
Заключение. На данный момент в современном мини-футболе нами не обнаружена объективная система оценки показателей соревновательной деятельности отдельных игроков или команд в целом.
В результате эксперимента на основе выявленных нами факторов эффективности соревновательной деятельности в мини-футболе (удары, удары в створ ворот, голы, голевые передачи, процент точных передач и сейвы вратаря) и весовых коэффициентов данных факторов нами разработана комплексная оценка показателей соревновательной деятельности мини-футболистов, а также ее автоматизированное электронное сопровождение на основе программы Microsoft Excel.
Разработанная автоматизированная система комплексной оценки показателей соревновательной деятельности мини-футболистов (КПИ) позволила выявить возможность оперативной и объективной оценки игровых показателей отдельных игроков и команды в целом, корректировки тренировочного процесса и игрового состава команды, и может быть рекомендована к применению в соревновательной деятельности команд по мини-футболу высших и массовых разрядов.
Библиографический список
1. Евсеев, А. В. Педагогический контроль за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. В. Евсеев. — Екатеринбург, 2006. — 23 с.
2. Колумберт, А. Н. Квалиметрическая оценка технико-тактических действий баскетболистов [Текст] / А. Н. Ко-лумберт // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях : сб. ст. II Междунар. электрон. науч. конф., 7 февраля 2006 г. ; под ред. С. С. Ермакова. — Харьков, Белгород, Красноярск, 2006. — С. 111-114.
3. Комплексный контроль и управление в спорте: теоретико-методические, технические и информационные аспекты [Текст] / А. И. Федоров [и др.] // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 25-26, 39-40.
4. Фисунов, А. В. Автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе
о
m
Е
Т
[Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). - С. 610-613.
5. Парняков, Д. М. Автоматизированный контроль показателей физической подготовленности и физического развития школьников среднего звена [Текст] / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2015. - № 11 (91). - С. 604-607.
6. Парняков, Д. М. Оптимизация системы контроля в деятельности учителя физической культуры на основе разработки автоматизированной системы учета показателей физической подготовленности и физического развития старших школьников / Д. М. Парняков // Молодой ученый. - 2014. -№ 18 (77). - С. 94-97.
7. Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рей-тинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта : сб. ст. и тез. Междунар. науч.-практ. конф. ; ред.-сост. А. Г. Поливаев. - Ишим, 2013. - С. 76-84.
8. Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных
спортсменов в мини-футболе [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. В. Головков. - СПб., 2002. - 24 с.
9. Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. Сер. Общество. История. Современность. - 2014. - № 3 (129). - С. 167-170.
10. Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. - 2014. - № 4. - С. 125-129.
ПОЛИВАЕВ Алексей Геннадьевич, доцент кафедры теории и методики физической культуры. Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 31.08.2015 г. © А. Г. Поливаев
УДК 796.071.2:159.923 Д. Г. ПОЛИВАЕВ
Ишимский педагогический институт им. П. П. Ершова (филиал) ТюмГУ
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ИНВАЛИДОВ И ИХ УЧЕТ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
В данной статье автор изучает индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов и выявляет отличия от обычных спортсменов. В результате исследования получены и описаны отличительные особенности личности спортсменов-инвалидов, структура их личности, предложены направления и условия учета данных личностных особенностей в тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов-инвалидов.
Ключевые слова: спорт, спортсмены-инвалиды, личность, индивидуально-психологические особенности личности, спортивная подготовка.
Введение. Подготовка спортсменов-инвалидов в последние десятилетия становится актуальной проблемой, к которой приковано внимание тренеров, специалистов, инструкторов и т.п. Особое внимание уделяется организации спортивной подготовки детей-инвалидов как фактору их социальной адаптации в обществе [1-3], а также качеству профессионально-педагогической подготовки кадров для работы с инвалидами в рамках физического воспитания и спорта детей [4-7]. Технологии и методики спортивной подготовки не в полной мере адаптированы к условиям подготовки инвалидов, что и обусловливает поиск новых подходов к решению данной проблемы и проведение соответствующих исследований. Можно утверждать, что не до конца исследованным остается вопрос
о личностных факторах спортивной подготовки спортсменов-инвалидов, особенностях их мотивации, выбора вида спорта, условий поддержания данной мотивации и интереса к занятиям спортом [3-5, 8].
В связи с этим нами поставлена цель исследования: выявить индивидуально-психологические особенности личности спортсменов-инвалидов для последующего учета данных особенностей в учебно-тренировочном процессе.
Методы и организация исследования. Для решения задач исследования нами выбраны следующие методы: анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, анкетирование, педагогическое наблюдение, математико-статистиче-ские методы обработки результатов исследования.