Научная статья на тему 'О приоритетных задачах развития регионального педагогического вуза'

О приоритетных задачах развития регионального педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА / НАУЧНАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТРУДОУСТРОЙСТВО ВЫПУСКНИКОВ / КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ / SYSTEM OF TEACHERS’ PROFESSIONAL TRAINING / SYSTEM OF CAREER GUIDANCE AND GRADUATES’ EMPLOYMENT / SCIENTIFIC AND INNOVATIVE ACTIVITY / EMPLOYMENT OF STUDENTS / HUMAN RESOURCES / BRINGING-UP ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Павлович

В данной статье рассмотрены основные проблемы, приоритетные направления и механизмы совершенствования процесса подготовки студентов в региональном педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MOST IMPORTANT TASKS OF DEVELOPMENT OF A REGIONAL TEACHERS’ TRAINING

The article deals with the main problems, priority directions and means of improving the process of training future pedagogues in a regional higher educational institution.

Текст научной работы на тему «О приоритетных задачах развития регионального педагогического вуза»

с.п. шилов, профессор, ректор О приоритетных задачах

Ишимский государственный

педагогический институт развития реги°нальног°

им П П Ершова педагогического вуза

В данной статье рассмотрены основные проблемы, приоритетные направления и механизмы совершенствования процесса подготовки студентов в региональном педагогическом вузе.

Ключевые слова: система профессиональной подготовки педагога, научная и инновационная деятельность, трудоустройство выпускников, кадровый потенциал, воспитательный потенциал, система профориентационной работы

Модернизация федеральной и регио- фессионально-педагогического образова-

нальной политики в сфере педагогическо- ния;

го образования требует от современного □ отсутствие системы профориентаци-вуза выстраивания инновационной системы онной работы, направленной на формиро-

подготовки педагога «новой формации », вание контингента студентов педвуза, на

готового работать в постоянно меняющих- обеспечение трудоустройства выпускников

ся условиях, конкурентоспособного и вос- в учреждения образования и социальной

требованного социальной практикой. Эта сферы региона.

задача актуализирует выявление проблем организации учебного процесса в педагогическом вузе. К таковым мы относим:

□ несоответствие уровня практической подготовленности выпускников потребностям региона;

□ неразвитость системы мониторинга профессионально-педагогических компетенций студентов как основы планирования индивидуальных образовательных маршрутов;

□ низкий уровень мотивации абитуриентов к поступлению на педагогические специальности, недостаточный уровень мотивации выпускников вуза для педагогической работы в общеобразовательных учреждениях;

□ низкие темпы интеграции вуза в мировое образовательное пространство и отсутствие международных проектов;

□ недостаточный уровень научнометодической квалификации и качества подготовки работников системы про-

106

Высшее образование в России • № 11, 2013

Необходимость решения данных проблем предопределяет приоритетные задачи развития регионального педагогического вуза и основные направления его деятельности. К ним относятся:

• совершенствование образовательного процесса;

• обеспечение высокого уровня научной и инновационной деятельности;

• реализация воспитательного потенциала вуза и организация социального партнерства;

• развитие кадрового потенциала;

• совершенствование информационного обеспечения образовательного процесса;

• развитие международных связей;

• организация системы профориентационной работы и трудоустройства выпускников.

Совершенствование профессиональной педагогической подготовки студентов в вузе предполагает формирование действенных инструментов обеспечения качества образовательного процесса и оценивания его результатов. Имеется в виду следующее:

• насыщение рабочих учебных программ дисциплин инновационными технологиями, более широкое применение актив-ныхи интерактивных методов работы;

• внедрение дистанционных образовательных технологий в систему дополнительного образования и в заочную форму обучения;

• создание базовых кафедр и стажерских площадок на базе образовательных учреждений;

• увеличение доли аудиторных занятий студентов на базе общеобразовательных учреждений (не менее 60%);

• разработка и внедрение системы оценки качества профессионально-педагогической подготовки студентов, включая ФОС дисциплин, ООП, ИГА с участием работодателей;

• оптимизация и автоматизация внедрения БРС.

Одной из предпосылок развития регионального педагогического вуза является обеспечение эффективной научной и инновационной деятельности вуза [1], что возможно при выполнении следующих условий:

- ориентация на интегративные, междисциплинарные научные исследования с учетом запросов потребителей;

- повышение экономической привлекательности и самоокупаемости научных исследований ИГПИ;

- стимулирование грантоискательской активности преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов и повышение научно-методической квалификации преподавательских кадров;

- обеспечение совместных исследований и публикаций с зарубежными учёными и, как результат, повышение уровня международной академической мобильности преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов;

- вовлечение студентов в выполнение НИР, обеспечивающих соответствующие показатели эффективности научной деятельности студентов (привлечение финансовых средств, результативность участия в научных конкурсах, предметных олимпиадах, конференциях, публикационная активность и др.) [2].

Созданию таких условий будет способствовать разработка следующих институциональных механизмов:

• проведение интегративных исследований временными творческими коллективами в рамках НОЦ;

• обеспечение результативности фундаментальных и прикладных исследований; реализация проектов различного уровня, включая международные;

• финансовая поддержка инновационной деятельности и коммерциализация результатов НИД и НИДС вуза.

Для максимально полного использования воспитательного потенциала вуза необходимо обеспечить новое качество воспитательно-развивающей среды вуза, а так-

же условия для ее функционирования в рамках открытого воспитательно-образовательного пространства. Важным представляется стимулирование позитивных проявлений творческой активности студента, его инициативы и ответственности, которые должны способствовать формированию необходимых профессионально-педагогических качеств педагога.

К основным направлениям развития воспитательного потенциала мы относим: расширение социокультурной среды института как контекста профессионально-личностного воспитания студентов; организацию социального партнерства ИГПИ с предприятиями и учреждениями для создания условий формирования социальной активности, мобильности, конкурентоспособности студентов; укрепление позиций и имиджа ИГПИ как образовательно-культурного центра в социокультурном пространстве Тюменского региона и России [3]. Для их реализации, на наш взгляд, нужен ряд предпосылок, а именно:

• установление эффективного сотрудничества с социальными партнерами в процессе профессионально-педагогического воспитания студентов;

• разработка системы мероприятий, направленных на совершенствование про-фессиональныхзнаний, умений, навыков и профессионально значимых личностных качеств студентов в учебной и внеучебной деятельности;

• вовлечение студентов в качестве полноправных субъектов деятельности в социальные процессы города, региона, государства: в общественно-политическую жизнь, благотворительную деятельность, социальное партнерство, социальное проектирование через функционирование «Центра студенческих инициатив ».

Наращивание кадрового потенциала, улучшение каче-

ственного состава научно-педагогических работников и поддержка молодых ученых является одним из важнейших приоритетов вуза. Для этого ведется большая работа по привлечению студентов и выпускников института к научной и учебно-педагогической деятельности; создаются необходимые условия для продления творческой активности старшего поколения и передачи ими опыта молодежи; функционирует система кадровой политики на кафедрах и факультетах и в вузе в целом; осуществляются мероприятия, направленные на повышение престижа преподавательской деятельности; претворяется в жизнь программа по улучшению жилищных условий работников вуза; создана структура повышения квалификации ППС.

Комплекс мер по реализации данного направления деятельности вуза включает совершенствование системы мотивации НПР; модернизацию системы повышения квалификации ППС и наставничества; разработку и реализацию программы «Пред-докторантура ИГПИ»; создание кадрового резерва из числа молодых ученых.

С целью совершенствования кадрового потенциала в настоящее время вузом пролонгирована и дополнена с учетом требований «Программы развития образования в Тюменской области » подпрограмма «Кадры - 2020».

108

Высшее образование в России • № 11, 2013

Организация качественной подготовки будущего педагога требует фундаментального информационного обеспечения. Для этого нами предприняты следующие шаги:

• внедрение инструментов электронного обучения (e-Learning), развитие информационных систем и средств поддержки образовательного процесса с целью формирования единого информационного пространства вуза;

• информатизация процессов управления и развитие ИАИС института, информационных систем поддержки принятия решений;

• совершенствование системы непрерывного дополнительного профессионального обучения по применению ИКТ;

• оснащение вуза современными аппаратно-программными средствами и информационно-коммуникационными технологиями, развитие телекоммуникационной инфраструктуры и телекоммуникационной сети с использованием Wi-Fi;

• организация удаленного доступа к электронной библиотечной системе и базам данных вуза.

Для этого потребовались следующие шаги:

■ организация технической поддержки единой локальной информационной сети вуза;

■ оказание электронной поддержки методической, профессионально-педагогической, административной и образовательной деятельности института;

■ организация мер по повышению информационной компетентности ППС и сотрудников вуза;

■ формирование банка электронных образовательных ресурсов;

■ создание web-сервера вуза;

■ разработка технических условий для построения системы централизованного документооборота.

В настоящее время ИГПИ рассматривает международное партнерство как одну

из ключевых сфер своей деятельности, которая реализуется через:

• студенческую мобильность и академические обмены;

• сотрудничество в области научно-исследовательской работы;

• международные связи в сфере экспорта образовательных услуг.

Основные задачи развития международной деятельности в вузе сводятся к:

■ обеспечению соответствующего уровня образовательных программ ИГПИ;

■ увеличению объема средств от экспорта и импорта образовательных и исследовательских услуг;

■ развитию академической мобильности преподавателей и студентов;

■ обеспечению стабильной международной репутации вуза.

Для решения этих задач ведется работа по следующим направлениям:

• разработка программ совместно с зарубежными партнерами;

• увеличение доли учебной нагрузки иностранных преподавателей в учебной нагрузке штатных ППС;

• привлечение студентов на обучение по программам, реализуемым совместно с зарубежными партнерами;

• увеличение доли иностранных студентов в общей численности студентов вуза;

• участие в международных грантах;

• увеличение объема средств, выделенных на реализацию программ международного сотрудничества;

• направление студентов для обучения в зарубежные вузы;

• организация краткосрочных зарубежных стажировок преподавателей и студентов (в рамках сотрудничества с международными фондами).

Обновление системы профориентационной работы в вузе направлено на формирование контингента студентов, мотивированных на педагогическую деятельность, а в итоге - на трудоустройство выпускников в

учреждениях образования, культуры, спорта, социальной сферы региона.

Для совершенствования системы профессиональноориентационной работы в вузе предусматривается:

• интеграция научно-методической, образовательной, воспитательной и просветительской деятельности

• формирование у студентов мотивации к профессионально-педагогической деятельности;

• совершенствование форм сотрудничества и взаимодействия вуза с социальными партнерами.

К основным механизмам реализации данного направления мы относим:

■ функционирование на базе школ педагогических классов, проблемных кружков;

■ проведение преподавателями вуза предметных олимпиад для школьников;

■ подготовку студентами вуза портфолио профессиональных, личностных и социальных достижений;

■ организацию на базе вуза научнопрактических конференций школьников, конкурсов педмастерства студентов, круглых столов, встреч с работодателями, лучшими педагогами и др.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ внедрение новых активных форм профориентационной работы со школьниками и студентами на основе социального партнерства с образовательными учреждениями с учетом запросов и потребностей региона в педагогических кадрах. Среди них: малые научные школы (школа юного педагога, филологическая школа, историко-краеведческая школа, школа психологического тренинга для подростков), научные кружки и проблемные группы;

■ разработку системы трудоустройства выпускников.

Таким образом, дальнейшее развитие института связано с решением приоритетных задач, связанных с совершенствованием образовательного процесса, реализацией качественно новых программ подготовки педагогических кадров, развитием научно-педагогического и кадрового потенциала вуза, совершенствованием профориентационной работы, разработкой инновационных проектов, выходом в мировое образовательное пространство.

Литература

1. Ведерникова Л.В., Шилов С.П., Кунгурова

И.М., Рындина Ю.В. Система инновационной подготовки студентов в условиях региона. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2012. 131 с.

2. Ведерникова Л.В., Рындина Ю.В. К вопро-

су о становлении научно-исследовательской позиции магистрантов // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. №1(5). С. 51-57.

3. Шилов С.П. Педагогический вуз как субъект социокультурного развития региона // Педагогическое образование и наука. 2012. №2. С. 77-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.