Научная статья на тему 'Организационная структура системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса'

Организационная структура системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
625
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ ПОДГОТОВКИ / PETROCHEMICAL COMPLEX / REGIONAL SYSTEM OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING / STUDENTS / COMPETENCE / LEVEL OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М. В.

Рассмотрена структурная организация региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса. Сформулированы задачи каждого компонента системы по обеспечению опережающего образовательного процесса. Показано их взаимодействие, направленное на формирование прогностически и инновационноориентированного персонала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural organization of the regional system of advanced professional training for the petrochemical complex was examined. The problems of each system component related to the provision of advanced educational process were formulated. Their interaction aimed to form prognostic and innovationorientated staff was shown.

Текст научной работы на тему «Организационная структура системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса»

УДК 37.01+377+378

М. В. Журавлева

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Ключевые слова: нефтегазохимический комплекс, региональная система опережающей профессиональной подготовки кадров, обучающиеся, компетентность, уровни подготовки.

Рассмотрена структурная организация региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса. Сформулированы задачи каждого компонента системы по обеспечению опережающего образовательного процесса. Показано их взаимодействие, направленное на формирование прогностически и инновационноориентированного персонала.

Keywords: petrochemical complex, regional system of advanced professional training, students, competence, level of

training.

The structural organization of the regional system of advanced professional training for the petrochemical complex was examined. The problems of each system component related to the provision of advanced educational process were formulated. Their interaction aimed to form prognostic and innovation-orientated staff was shown.

Первое десятилетие третьего тысячелетия ознаменовалось новыми глобальными тенденциями и вызовами для нефтегазовой индустрии, которые не присутствовали раньше. Рост потребления энергии на человека и рост населения приводит к дальнейшему увеличению спроса на энергетические ресурсы, и нефтегазовому сектору предстоит заполнить эту нишу растущих потребностей активизацией добычи, поисково-разведочных работ и переработки нефти и газа, не оказывая вредного воздействия на окружающую среду. При этом реалии таковы, что добыча традиционных легкодоступных углеводородов не будет поспевать за их спросом. И хотя по оценкам Международного энергетического агентства (IEA), общие запасы нефти составляют больше 1,3 трлн баррелей нефти, однако коэффициент их извлекаемости при существующих на сегодня технологиях составляет в лучших случаях немного больше третьей части от запасов. Поэтому как никогда актуальна необходимость модернизации и обеспечения новыми технологиями и квалифицированными кадрами все более сложных задач отрасли:

• по добыче "технической" нефти и газа в труднодоступных условиях, на больших шельфовых глубинах, в сложных климатических условиях,

• по углубленной переработке природных энергоносителей,

• по переходу к нетрадиционным источникам углеводородов.

Инновационное изменение парадигмы в отрасли, т. е. глубоко укоренившегося образа представлений, действий и технологических решений актуализирует опережающую профессиональную подготовку кадров новой формации, в которой так нуждается сейчас и будет нуждаться в ближайшем будущем нефтегазовая промышленность.

Опережающее образование заявлено как механизм создания «новой экономики» в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4].

Сущность опережающей профессиональной подготовки заключается в формировании у обучающихся способности к активному получению знаний, их приросту, творческой и инновационной реализации. Этому призван способствовать инновационный образовательный процесс, ориентированный на максимальное развитие творческих способностей, активную

деятельностную практику, обеспечение мотивации к саморазвитию на основе добровольно избранной «образовательной траектории» и области профессиональной деятельности [5].

Комплексное выполнение условий по обеспечению реализации опережающего образовательного процесса требует разработки системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса. Ранее были сформулированы теоретико-методологические основы моделирования системы подготовки [2]. В продолжение проведенного исследования необходимо определить ее организационную структуру.

Проектируемая система позволит:

• проводить мониторинг потребностей отрасли в кадровом обеспечении на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

• эффективно использовать образовательный, научно-методический и

инновационный потенциал образовательных учреждений для решения приоритетных задач инновационного развития нефтегазохимического комплекса;

• развивать и внедрять фундаментальные и прикладные научные разработки в практическую деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования и развития отраслевых предприятий и сферы бизнеса;

• разрабатывать и реализовывать совместные программы в рамках участников

региональной системы, обеспечивающих развитие каждого из них и направленное на инновационное совершенствование научно-технологического потенциала

нефтегазохимического комплекса;

• осуществлять поиск, разработку, формирование и развитие эффективных форм сотрудничества с министерствами, ведомствами, руководителями предприятий в области кадрового обеспечения, внедрение новых образовательных технологий и информационных систем;

• создавать современную производственную базу для прохождения производственных практик;

• обеспечить профессиональный рост научных и научно-педагогических кадров;

• привлекать инвестиции для укрепления финансовой основы научных исследований и образовательного процесса на всех его ступенях.

Цель опережающей профессиональной подготовки заключается в формировании компетентных, прогностически и инновационно-ориентированных кадров, способных обеспечить эффективную работу производств на современном этапе и в будущем.

Основными задачами, которые должны быть решены для достижения поставленной цели являются:

• проведение мониторинга перспектив развития нефтегазохимического комплекса;

• организация мониторинга требований инновационно-развивающегося нефтегазохимического комплекса к уровню подготовки кадров;

• обеспечение интеграции образования, науки ипроизводства;

• организация многуровневого инновационного образовательного процесса

• формирование готовности обучающихся к опережающему образованию

• повышение квалификации профессорско-преподавательского состава;

• обеспечение современной материально-технической базы образовательного процесса;

• разработка нормативно-методического обеспечения опережающего

образовательного процесса.

Основными функциями системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса будут:

• социально-адаптивная: наличие у человека востребованного рынком труда

образования обеспечит его успешную социализацию;

• профессионально-адаптивная: опережающая подготовка позволит человеку быстро перестраиваться в профессиональной деятельности в зависимости от изменяющихся условий производства и обеспечит возможность быстрого карьерного роста;

• прогностическая: опережающая направленность образования обеспечит

возможность специалистам ориентироваться, разрабатывать и реализовывать перспективные технические и технологические решения;

• инновационно-ориентирующая: характеризует профессиональную состоятельность и творческую активность специалистов в разработке и реализации инновационных процессов, технологий и производств;

• саморазвивающая и самообразующая: содержание опережающей подготовки предполагает увеличение доли СРС в образовательном процессе, что способствует развитию способности к самообразованию, которая обеспечит возможность эффективной профессиональной деятельности в условиях быстро изменяющихся условий труда.

Ранее проведенный сопоставительный анализ существующей профессиональной подготовки и требований нефтегазохимического комплекса к уровню образования персонала позволил сформулировать ведущие направления опережающей подготовки: фундаментализация подготовки с элементами многопрофильности, комплексность, информатизация, международная-ориентированность образовательного процесса, оптимизация сроков подготовки [1].

Опережающее профессиональное образование, являясь механизмом создания «новой экономики», не может осуществляться в отрыве от производства и науки. В связи с этим необходимость реализации опережающей профессиональной подготовки по направлениям, продиктованным перспективами развития нефтегазохимического комплекса, предполагает создание условий ее осуществления, которые будут обеспечиваться не только образовательными учреждениями, но и отраслевыми производственными и научными структурами.

Субъектами системы опережающей профессиональной подготовки кадров являются участники регионального образовательно-научно-производственного комплекса, который объединяет: институциональные структуры (профильные школы, учреждения НПО,СПО, Казанский государственный технологический университет); отраслевые предприятия, научные структуры, предприятия отраслевой сферы бизнеса. Регулируют их взаимодействие структуры управления образованием и отраслью [2].

Основным принципом взаимодействия участников регионального образовательнонаучно-производственного комплекса является социальное партнерство, означающее практику совместной выработки решений и сбалансированной разделяемой ответственности, которое осуществляется через систему механизмов согласования интересов.

Институциональные структуры осуществляют многоуровневый опережающий образовательный процесс. Учитывая целевую направленность опережающей подготовки на обеспечение потребностей нефтегазохимического комплекса, учреждения профессионального образования должны обеспечивать обучающимся возможность выбора различных образовательных траекторий: совершенствование профессиональной квалификации

(«движение вперед»), последовательный подъем по ступеням и уровням профессионального образования («движение вверх»), возможность не только продолжения, но и смены профиля образования («движение по горизонтали, вбок»), расширение профессиональной квалификации в том числе и на более низком образовательном уровне («краткосрочное движение вниз»).

Казанский государственный технологический университет (КГТУ) является ключевым звеном в структуре регионального образовательно-научно-производственного комплекса поскольку:

• реализует все направления подготовки кадров с высшим образованием для нефтехимического комплекса и выступает координатором непрерывного образовательного процесса;

• имеет инновационную инфраструктуру, состоящую из прогнозного центра; нескольких научно-образовательных центров; кафедр, обеспечивающих пять приоритетных направлений развития университета; инжинирингового центра, включающего проектный институт, инновационные полигоны и бизнес инкубаторы; малых инновационных предприятий.

Инновационная инфраструктура университета обеспечивает реализацию опережающей подготовки кадров:

1. Прогнозный центр выполняет информационно-экспертную функцию и способствует определению основных направлений профессиональной подготовки кадров. Он включает:

• информационно-аналитические лаборатории (в соответствии с приоритетными направлениями развития университета), которые осуществляют: анализ мировых тенденций развития химии и химических технологий; анализ перспективных направлений развития российского НГХК; мониторинг кадровых потребностей НГХК; мониторинг требований предприятий к уровню подготовки выпускников; мониторинг уровня готовности обучающихся и профессорско-преподавательского состава к реализации инновационного образовательного процесса; мониторинг потребности предприятий в повышении квалификации их кадрового состава; анализ результатов мониторинга и формулирование предложений по необходимой коррекции образовательного процесса; анализ состояния материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

• экспертный отдел, осуществляющий оценку соответствия реализуемых и разрабатываемых образовательных программ и объемов подготовки специалистов требованиям НГХК; экспертизу предложений по коррекции образовательного процесса с позиций опережающего образования.

2. Научно-образовательные центры в структуре университета способствуют:

осуществлению научно-педагогического кадрового обмена; содействию использования достижений зарубежной и отечественной науки и практики в реализации опережающего образовательного процесса; использованию потенциала специалистов академической науки в усилении фундаментальности образовательного процесса; привлечению в составы творческих групп студентов в рамках реализации научных или научно-технических проектов; созданию совместных образовательных программ; внедрению в образовательный процесс методик научной работы, способствующих формированию прогностического мышления у

обучающихся; использованию приборной базы и уникальной аппаратуры в образовательном процессе; формированию единой информационной базы для развития прогрессивных форм и методов ведения научно-образовательного процессов, поддержанию работоспособности лабораторного оборудования и установок коллективного пользования, используемых в образовательном процессе; формированию интегрированной многоступенчатой системы подготовки и переподготовки специалистов высшей квалификации; организации научных и педагогических стажировок ППС в ведущие образовательные, научные и технические центры других государств; обеспечению участия в международных конференциях и симпозиумах ППС и студентов; поддержке научных и педагогических стажировок в вузе ППС и научных сотрудников из ведущих зарубежных вузов.

3. Кафедры осуществляют инновационный образовательный процесс,

преимущественно ориентированный на максимальное развитие творческих способностей и создание сильной мотивации к саморазвитию обучающегося на основе добровольно избранной образовательной траектории (направления, уровня, последовательности образования, типа и вида учебного заведения) и области профессиональной деятельности [3].

4. Участники инжинирингового центра и малые инновационные предприятия при реализации опережающего образовательного процесса обеспечивают: использование их кадрового потенциала в реализации образовательных программ как преподавателей специальных дисциплин и руководителей курсового и дипломного проектирования; формирование банка данных тем курсового и дипломного проектирования; использование их материально-технической базы в образовательном процессе; возможность организации интегрированной производственной практики студентов - выпускников, предполагающей совмещение процесса обучения и профессиональной деятельности; развитие творческого потенциала студентов путем привлечения их в совместные научно-технические проекты; возможность реализации совместных студенческих проектов; частичное трудоустройство выпускников.

На протяжении последних десятилетий во всех передовых промышленных странах ведутся систематические поиски наилучших организационных схем сотрудничества между бизнесом и системой профессионального образования с целью создания устойчивой системы взаимодействия учреждений профессионального образования, производства, науки и бизнеса, обеспечивающей высокое качество подготовки высококвалифицированных кадров.

В последние годы в Российской Федерации приняты серьезные меры по усилению взаимодействия государства и бизнеса в области подготовки кадров. Федеральный закон от 1 декабря 2007 года №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» расширяет полномочия работодателей в части их участия в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе:

• в разработке государственных образовательных стандартов

• требований к дополнительным профессиональным образовательным программам;

• в формировании направлений подготовки (специальностей) профессионального образования;

• в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Участие в профессиональной подготовке кадров представителей отраслевых предприятий и науки предполагает: обеспечение интегрированных производственных практик или базы для научных исследований, привлечение лучших специалистов предприятий к педагогической деятельности, совместной разработке содержания подготовки в соответствии с требованиями производства; создание интегрированных научно - образовательных коллективов с вовлечением в них обучающихся; участие в аттестации выпускников.

Структуры управления образованием и отраслью регулируют объемы и направления подготовки кадров, что связано с:

• увеличением производственных мощностей нефтегазохимического комплекса;

• изменением содержания профессиональной деятельности персонала, обусловленным модернизацией производств; внедрением принципиально новых технологий; изменением условий добычи, подготовки нефти и газа; переходом к альтернативным источникам сырья;

• сложной демографической ситуацией;

• снижением престижности инженерного образования у молодежи.

Поскольку опережающая профессиональная подготовка рассматривается как непрерывный образовательный процесс, содержание которого имеет инновационный характер, то логичным является использование школьного ресурса в обеспечении готовности обучающихся к ее реализации. Новиков П.Н. и Зуев В.М. выделяют четыре этапа опережающего профессионального образования, среди которых - начальный этап -

проявление опережающего профессионального образования, начинающееся в школе, где в идеальном варианте должны закладываться основы трудовых навыков и осознанное понимание возможной их реализации в разных профессиях [5].

Формирование профессионально ориентированного контингента абитуриентов осуществляется в процессе освоения школьниками основного общего образования и довузовской подготовки, осуществляемой на старшей школьной ступени обучения. В этом процессе целенаправленно участвуют обучающиеся классов естественнонаучного профиля.

В процессе освоения общеобразовательной программы для решения задачи подготовки школьников к опережающему профессиональному образованию используется потенциал элективных учебных предметов. Элективные курсы выполняют три функции:

• развитие содержания одного из базовых учебных предметов (химии), что позволяет получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

• «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет (химия) становится в полной мере углубленным;

• удовлетворение познавательных интересов обучающихся в сфере профессиональной деятельности в нефтегазохимическом комплексе.

Довузовская подготовка рассматривается как допрофессиональная подготовка школьников и осуществляется в университетских профильных классах, действующих на базе профильных школ университета. Довузовская подготовка включает:

- профориентацию;

- формирование и укрепление мотивации к продолжению обучения;

- реализацию начальной специализации.

Главной задачей системы довузовского образования является развитие внутреннего потенциала школьников, совершенствование его природы, задействование его собственных резервов и возможностей, а на раннем этапе профессионального ориентирования -предпрофильном и профильном этапах довузовского обучения - закладывается уровень профессиональных качеств.

Сознательный выбор учащимися школы профессии повышает качество учебного процесса и обеспечивает подготовку рабочих и специалистов высокой квалификации в учреждениях профессионального образования. Практика показывает, что наиболее успешно учатся те студенты, которые заранее познакомились с будущей профессией, и у которых еще в школе определился интерес к ней.

Формами довузовского образования в системе опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса являются: профориентационная работа вуза и отраслевых предприятий со школьниками и их родителями, которая начинается еще на этапе предпрофильного обучения; дополнительная углубленная химическая подготовка, осуществляемая на базе учреждений профессионального образования, входящих в

региональный образовательно-научно-производственный комплекс; психолого-

педагогическое сопровождение школьников на этапе формирования профессиональной образовательной траектории; вовлечение школьников в научную и культурно-массовую жизнь студентов.

Результатом школьного этапа системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса является готовность обучающихся к опережающему профессиональному образованию, характеризующаяся критериями: социально-

профессиональная направленность, профильная компетентность, профессионально-важные качества и свойства личности.

Опережающая подготовка кадров в учреждениях профессионального образования охватывает учебные дисциплины всех циклов и производственные практики, определяемые учебным планом. Опережающее профессиональное образование проявляется в формировании готовности обучающихся к развитию себя как профессионала, активно формирующего

инновационное производство и осуществляется как инновационный учебно-воспитательный процесс.

Инновационный образовательный процесс предполагает структурную реорганизацию учебного процесса (увеличение доли самостоятельной работы студентов, изменение соотношения теоретической и практической составляющих в сторону увеличения доли практики), перераспределение объемов студенческой практики на предприятиях отрасли, на базе академических и отраслевых НИИ, осуществление научно-исследовательской и проектно-производственной деятельности студентов, реализацию инновационных педагогических технологий и методов в образовательном процессе.

В качестве организационных форм обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов используются: лекции, мастер-классы, тьюторство, лабораторные работы, практические занятия, семинары, коллоквиумы, самостоятельная работа, консультации, курсовые проекты, производственные практики, научно-исследовательская и учебно-исследовательская работа (НИРС и УИРС), выпускная квалификационная работа. Их реализация направлена на достижение определенных результатов обучения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Лекция, мастер-класс - передача информации от преподавателя к студентам, как правило, с использованием технических средств, направленная в основном на приобретение студентами новых теоретических и фактических знаний.

• Лабораторная работа - познавательная деятельность студентов под руководством преподавателя, связанная с использованием учебного, научного или производственного оборудования (технических объектов, приборов, устройств и др.), с моделированием и проведением экспериментов, направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

• Практическое занятие - решение конкретных задач на основе имеющихся теоретических и фактических знаний, направленное в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

• Семинар, коллоквиум - систематизация теоретических и фактических знаний в определенном контексте (подготовка и презентация материала по определенной теме, обсуждение ее, формулирование выводов и заключения), направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и когнитивных умений.

• Самостоятельная работа - изучение студентами теоретического материала, подготовка к лекциям, лабораторным работам, практическим и семинарским занятиям, написание рефератов, отчетов и др. для приобретения новых теоретических и фактических знаний, когнитивных и практических умений.

• Консультация, тьюторство - индивидуальное общение преподавателя со студентом, наставничество, руководство его деятельностью с целью передачи опыта, углубления теоретических и фактических знаний, приобретенных студентом на лекциях, в результате самостоятельной работы, в процессе выполнения лабораторных работ, курсового проектирования и др.

• Курсовое проектирование - познавательная деятельность студентов, связанная с выполнением проекта технического объекта, системы, технологии и др. (удовлетворяющего заданным требованиям при определенных ограничениях), направленная в основном на приобретение новых фактических знаний и практических умений.

• Производственная практика - изучение реального производства, бизнеса, знакомство с должностными обязанностями специалистов, выполнение определенных функций на реальных рабочих местах для приобретения в основном новых фактических знаний и практических умений.

• УИРС и НИРС - исследовательская деятельность студентов, направленная на приобретение новых теоретических и фактических знаний, когнитивных и практических умений.

• Выпускная квалификационная работа/ дипломный проект, диссертация -комплексная познавательная деятельность студента, направленная в основном на интеграцию и систематизацию полученных теоретических и фактических знаний, консолидацию когнитивных и практических умений, приобретение опыта их использования в профессиональной деятельности.

Для активизации образовательной деятельности в опережающей подготовке используют различные методы, такие как:

• Методы 1Т - применение компьютеров для доступа к Интернет-ресурсам, использование обучающих программ с целью расширения информационного поля, повышения скорости обработки и передачи информации, обеспечения удобства преобразования и структурирования информации для трансформации ее в знание.

• Работа в команде - совместная деятельность студентов в группе под руководством лидера, направленная на решение общей задачи синергийным сложением результатов индивидуальной работы членов команды с делением ответственности и полномочий.

• СаБе-БШёу - анализ реальных проблемных ситуаций, имевших место в соответствующей области профессиональной деятельности, и поиск вариантов лучших решений.

• Игра - ролевая имитация студентами реальной профессиональной деятельности с выполнением функций специалистов на различных рабочих местах.

• Проблемное обучение - стимулирование студентов к самостоятельной «добыче» знаний, необходимых для решения конкретной проблемы.

• Контекстное обучение - мотивация студентов к усвоению знаний путем выявления связей между конкретным знанием и его применением.

• Обучение на основе опыта - активизация познавательной деятельности студентов за счет ассоциации их собственного опыта с предметом изучения.

• Индивидуальное обучение - выстраивание студентами собственных образовательных траекторий на основе формирования индивидуальных учебных планов и программ с учетом интересов и предпочтений студентов.

• Междисциплинарное обучение - использование знаний из разных областей, их группировка и концентрация в контексте конкретной решаемой задачи.

• Опережающая самостоятельная работа - изучение студентами нового материала до его изложения преподавателем на лекции и других аудиторных занятиях.

Эти методы развивают у студентов творческое мышление, приводят к замене пассивных форм усвоения знаний активными. Роль преподавательского состава при таких методах лидирующая, но не доминирующая, она основана на диалоге студента и преподавателя.

Проявлению опережающего профессионального образования способствует сочетание различных форм и методов обучения. Организация обучения как учебно-игровой, моделирующей деятельности, активного обмена мнениями, творческой дискуссии ведет к обучению с гарантированно высокой результативностью.

При реализации опережающего образовательного процесса у выпускников формируются профессиональные и универсальные (личностные) компетенции.

Компетенция проявляется в готовности (мотивации и личностных качествах) выпускника применять знания, умения и опыт для успешной профессиональной или иной деятельности при наличии проблемы и ресурсов. Составляющими компетенции выпускников являются знания, умения и опыт.

Знания - это результат усвоения (ассимиляции) информации через обучение, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик в соответствующей области рабочей или учебной деятельности. Знания могут быть теоретическими и (или) фактическими. По сути, теоретические знания - это знания о том, «что, где, когда и как может быть», а фактические - это знания о том, «что, где, когда и как уже случалось».

Умения - это подтвержденные (продемонстрированные) способности применять знания для решения задач. Умения могут быть практическими (использование методик, материалов, механизмов, инструментов) и когнитивными (применение логического, интуитивного, творческого мышления). Практические умения заключаются в способности использовать знания для достижения известного результата и получать его. Когнитивные умения представляют собой способности продуцировать новые знания о том, «что, где, когда и как следует сделать для достижения нового результата» и получить его. Когнитивные умения являются свидетельством сформированной методологической культуры выпускника, т. е. овладения им методами научного исследования и деятельности.

Опыт - это устойчивые (многократно подтвержденные) умения успешно решать задачи в области профессиональной или иной деятельности. Приобретение опыта связано с абилитацией (фр. habile - искусный, ловкий, умелый) выпускника - получением им соответствующей квалификации [8].

Содержание компетенций выпускников учреждений профессионального образования определяется ступенью подготовки.

Так компетентность выпускников ВПО в области химической технологии определяется видами профессиональной деятельности, к которым они готовятся: производственнотехнологическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская; проектная [6. 7]. В соответствии с вышесказанным:

• Профессиональные компетенции:

- Владение фундаментальными знаниями.

- Способность к инженерному анализу.

- Способность к инженерному проектированию.

- Способность к проведению научных исследований.

- Способность к инженерно-практической деятельности.

- Способность к управлению производством.

• Универсальные (личностные) компетенции:

- Проектный и финансовый менеджмент.

- Коммуникация.

- Индивидуальная и командная работа.

- Профессиональная этика.

- Социальная ответственность.

- Обучение в течение всей жизни.

Для оценки соответствия уровня подготовки выпускников требованиям инновационного развития нефтегазохимического комплекса используются: результаты

итоговой государственной аттестации (защита выпускной квалификационной работы или диссертации, государственный экзамен), в которой принимают участие работодатели; мониторинг трудоустройства выпускников; мониторинг мнения работодателей по уровню подготовки и адаптированности молодых специалистов на производстве; мониторинг профессионального роста выпускников.

В случае несоответствия уровня подготовки выпускников требованиям работодателей необходим покомпонентный анализ реализуемого учебно-воспитательного процесса, который позволит выявить причины рассогласования.

Учитывая упреждающий характер опережающей подготовки, одним из факторов эффективности опережающей подготовки рассматривается профессиональное самоопределение обучающихся, характеризующее уровень развития мотивационно-потребностной сферы, способствующей формированию их готовности к опережающему образованию.

Профессиональное самоопределение обучающихся - это тот процесс, который может быть использован для реализации поставленных задач. Поскольку чем раньше молодой человек определится в выборе профессии, сформулирует для себя профессиональные цели и

задачи, тем более мотивирован он будет к получению качественного образования, что определяет отношение к учебе, к осваиваемой профессии и желание работать по ней.

Результатом реализации системы опережающей профессиональной подготовки является формирование компетентных рабочих и инженерных кадров, способных к инновационной профессиональной деятельности.

Таким образом, рассмотренная структурная организация региональной системы опережающей профессиональной подготовки позволит обеспечить нефтегазохимический комплекс компетентными прогностически и инновационно-ориентированными кадрами поскольку обеспечивает:

• мониторинг потребностей инновационно-развивающейся отрасли;

• глубокую интеграцию образования, науки и производства;

• многоаспектное взаимодействие учреждений профессионального образования в организации инновационного образовательного процесса;

• организацию опережающего учебно-воспитательного процесса на школьном этапе образования;

• возможность поэтапного формирования устойчивого интереса к профессиональной деятельности в нефтегазохимическом комплексе.

Литература

1. Журавлева, М.В. Опережающая профессиональная подготовка специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов, И.Ш.Абдуллин // Образование и саморазвитие. - 2010. - №3

- С.62-67.

2. Журавлева, М.В. Региональная система опережающей профессиональной подготовки специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т.14, №1 - С.318-320.

3. Занятость, безработица, служба занятости: Толковый словарь терминов и понятий. М., 1996.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года (3.3 Развитие образования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.smolin.ru/odv/reverence-source/2008-03.htm.

5. Новиков, П.Н. Опережающее профессиональное образование: Научно-практическое пособие / П.Н. Новиков, В.М. Зуев. - М.: РТАиЗ, 2000. - 266 с.

6. Федеральный государственный стандарт ВПО по направлению 240100 (квалификация - магистр).

7. Федеральный государственный стандарт ВПО по направлению 240100 (квалификация - бакалавр).

8. Чучалин, А. Формирование компетенций выпускников основных образовательных программ / А.Чучалин // Высшее образование в России. - 2008 - №12. - С. 10-19.

© М. В. Журавлева - канд. хим. наук, доц. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ, зам. декана по воспитательной работе факультеты нефти и нефтехимии, guravleva0866@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.