УДК 37.01+377+378
М. В. Журавлева
ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, обучающиеся, готовность к опережающей профессиональной подготовке, учебная деятельность.
Исследована взаимосвязь профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа - вуз» и опережающей профессиональной подготовки. Представлены результаты экспериментальной работы, подтверждающие теоретически доказанную взаимообусловленность.
Keywords: professional self-determination, students, readiness to the advanced professional training, educational
activities.
Correlation ofprofessional self-determination of students within “school - university" system and advanced professional training was examined. Results of experimental work that confirm theoretically established interdependence were presented.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается: «Планируемая полномасштабная эффективная инновационная деятельность принципиально отлична от привычных для большинства населения страны видов деятельности «индустриального общества» и требует от людей, общества, власти и образования много иного, непривычного и неизвестного и в современном мире является скорее исключением, чем правилом» [6].
Новой экономике нужны иные человеческие ресурсы. По данным одного известного опроса следует, что в 2020 году будут, прежде всего, востребованы работники, которые смогут сочетать личное обаяние, креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. Компаниями в работниках как никогда будут цениться интеллект, способность творить и уживаться в коллективе.
Обеспеченность такими кадрами - одно из важных условий инновационного развития нефтегазохимического комплекса.
Уровень профессиональной компетентности кадрового персонала нефтегазохимического комплекса в соответствии с перспективами его развития должен обеспечивать эффективную работу производств в условиях возрастающей конкуренции нефтехимической продукции, наращивания мощностей в нефтехимии и нефтепереработке, быстрой смены технологий, обусловленной освоением импортозамещающих технологий, реализации энерго- и ресурсосберегающих технологий, перехода на альтернативные источники углеводородного сырья [12].
Эту задачу позволит решить опережающая профессиональная подготовка поскольку ее главной целью является формирование компетентных прогностически и инновационноориентированных кадров, способных к работе как в условиях реальных производств, так и опережения их существующего состояния. Сущность опережающей профессиональной подготовки заключается в формировании у обучающегося способности к активному получению знаний, их приросту, творческой и инновационной реализации. Это предопределяет необходимость осуществления инновационного образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие творческих способностей, активную деятельностную практику, создание сильной мотивации к саморазвитию на основе добровольно избранной «образовательной траектории» и области профессиональной деятельности.
Проведенный сопоставительный анализ характеристик профессиональной подготовки и требований нефтегазохимического комплекса к уровню образования персонала позволил
сформулировать ведущие направления опережающей подготовки: фундаментализация
подготовки с элементами многопрофильности, комплексность (междисциплинарность), информатизация, международная-ориентированность образовательного процесса, оптимизация сроков подготовки [3]. Их реализация будет обеспечиваться использованием в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и методов и технологий активизации образовательной деятельности.
Ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе является личность обучающегося, поскольку от того, как он видит и понимает цели и перспективы опережающего образования, зависит его подготовленность и способность к нему, то есть эффективность профессиональной подготовки. Это актуализирует рассмотрение профессионального самоопределения обучающихся как одного из факторов опережающей подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.
Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «опережающая профессиональная подготовка» может рассматриваться в разных аспектах. Опережающая профессиональная подготовка сама может выступать как условие профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Проявление опережающей профессиональной подготовки будет более результативным, если в учебно-воспитательном процессе созданы условия, способствующие активизации профессионального самоопределения человека и обеспечивающие его адаптацию в быстро меняющихся условиях производственной среды.
В соответствии с изучаемой проблемой нами рассматриваются два этапа профессионального самоопределения личности: «оптации» - выбор профессии в школьном периоде и профессиональной подготовки - освоение основных ценностных и операциональных характеристик выбранной профессии в вузе.
Профессиональное самоопределение молодых людей можно определить как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [8].
Основными составляющими профессионального самоопределения молодежи в системе «школа - вуз» являются: совокупность профессиональных и личностных качеств,
сформированный устойчивый интерес к определенной профессии, осознание правильности выбора, личностные и социальные потребности обучающихся, моделирование личного профессионального плана.
Для исследования взаимодействия профессионального самоопределения обучающихся и опережающего профессионального образования необходимо проанализировать особенности формирования профессионального самоопределения у школьников и студентов.
Определение специфики профессионального самоопределения школьников и студентов имеет важное значение для того, чтобы обозначить более адекватные для различных образовательно-возрастных групп цели профконсультационной работы, более строго разрабатывать и подбирать практические методики профессионального самоопределения с учетом создания условий для активизации проявления опережающего профессионального образования и выявления его специфики на соответствующем этапе.
Особенности формирования профессионального самоопределения школьников определяются многими условиями: в подростковом возрасте формируется устойчивый круг интересов, который является базой ценностных ориентаций подростков [1], велик информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (выбора учебного заведения для продолжения обучения), неверное оценивание школьниками своих объективных возможностей [2], обучающиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и
склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я" [9], изменяется учебная мотивация: начинают рассматривать учебу как необходимую базу будущей профессиональной деятельности, происходит интенсивное развитие саморегуляции
личности старшеклассника [5]. На принятие решения о выборе профессии и
профессионального учебного заведения, рода работы оказывают влияние: позиция членов семьи, набор учебных заведений, представленных на территории проживания, позиция друзей, престиж профессии, позиция педагогов, степень информированности о структуре рынка, личные профессиональные планы, способности, склонности [13].
Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется
становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как
целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициаитива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность.
Для студента характерна профессиональная направленность на подготовку к выбранной будущей профессии и пора сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариативно [11].
Одной из главных проблем в сфере развития профессиональной активности современного поколения студентов является отсутствие гарантий, обеспечивающих востребованность молодых специалистов по окончании вуза. [14].
Рассуждая о самоопределении и самореализации, И. С. Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) [4].
Ведущими видами деятельности молодежи на этапах обучения в школе и вузе является учебная и учебно-профессиональная деятельность.
С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность - это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность» [7]. Он считает, что деятельность человека полимотивирована и обусловлена как познавательными мотивами, так и социальными, придающими этой деятельности двоякий смысл. Р.С. Немов отмечает, что «между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия».
В связи с этим появляется возможность рассмотреть мотивовационно-потребностную сферу личности обучающегося в контексте структуры и динамики деятельности, которую она опосредует. Мотивовационно-потребностная сфера обучающихся - это структурнодинамическая система взаимосвязанных мотивов и потребностей, обусловливающих их поведение и деятельность при обучении.
Поскольку основой профессионального самоопределения является профессионально направленная мотивовационно-потребностная сфера, то вполне логично утверждать, что профессиональное самоопределение является фактором учебной деятельности обучающихся и следовательно всего образовательного процесса (профессиональной подготовки).
Чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, зачем и как могут понадобиться ему знания для будущей работы), тем лучше он учится. [10]. В свою очередь, в формировании профессионально направленной мотивовационно-потребностной сферы обучающихся большую роль играют содержание, формы и методы образовательного процесса, что характеризует взаимообусловленность процесса профессионального самоопределения и профессиональной подготовки.
Следующей задачей проводимого исследования был анализ применимости сделанных выводов к условиям опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.
В соответствии с ранее сформулированными теоретико-методологическими основами опережающей подготовки [3] учебная (учебно-профессиональная ) деятельность обучающихся предполагает: активное овладение системами знаний с увеличением доли самостоятельной работы; активное овладение умениями и навыками; овладение творческой и инновационной реализацией знаний, умений, навыков; личностный (мотивационный) компонент; овладение системами приемов учебной работы; овладение системами обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью; овладение способами самостоятельного увеличения объема знаний; овладение способами и приемами работы в группе; овладение способами технологизации знаний (преобразующий интеллект); овладение способами предвидения
результата деятельности.
Осуществление инновационной учебной деятельности обучающимися крайне проблематично, если они не видят цели, не понимают задач и перспектив получения образования, то есть их профессиональное самоопределение происходит медленно или не сформировано вообще. Взаимодействие профессионального самоопределения обучающихся и содержание их учебной деятельности представлено на рисунке 1.
Это подтверждают результаты опроса обучающихся в системе «школа - вуз». Все школьники и студенты, имеющие высокий уровень сформированности профессионального самоопределения, учатся на «хорошо» и «отлично».
Поскольку учебная деятельность является частью целого процесса профессиональной подготовки, то интересно проследить взаимосвязь основных компонентов комплексной характеристики опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса и элементов профессионального самоопределения обучающихся (рис.2).
Если компонентами комплексной характеристики являются: инновационное
целеполагание; единство теории, практики и деятельности; единство обучения, развития и
воспитания; инновационные педагогические технологии; содержание подготовки с учетом требований нефтегазохимического комплекса; интеграция науки, образования и производства; инновационные направления подготовки; непрерывность обучения; вариативность образовательных технологий, то эффективность их реализации повышается при условии сформированности профессионального самоопределения обучающихся. А именно:
1. Сформированный устойчивый интерес обучающихся к определенной профессии позволит: ставить и добиваться цели подготовки - формирование компетентных
прогностически и инновационно-ориентированных кадров, способных к работе как в условиях реальных производств так и опережения их существующего состояния; реализовывать непрерывное обучение; проектировать обучающимся индивидуальную образовательную траекторию .в соответствии с личным профессиональным планом .
Сформированность личностных и социальных запросов обучающихся будет способствовать единству обучения, развития и воспитания, единству теории, практики и деятельности в образовательном процессе; позволит реализовывать инновационные педагогические технологии и инновационные направления подготовки; позволит учитывать в содержании подготовки требования нефтегазохимического комплекса; позволит осуществлять интеграцию науки, образования и производства в условиях образовательного процесса; позволит реализовывать непрерывное и вариативное обучение.
1. Осознанность профессиональных намерений и стремлений будет способствовать достижению инновационной цели подготовки; реализации инновационных педагогических технологий и направлений подготовки; возможности интеграции науки, образования и производства в условиях вариативного обучения.
2. Наличие системы профессионально и личностно-значимых ценностей позволит реализовывать единство обучения, развития и воспитания в ходе подготовки; проектировать содержание подготовки с учетом требований отрасли.
3. Наличие личного профессионального плана у молодого человека обеспечит реализацию всех компонентов подготовки, то есть целостного образовательного процесса.
Рис. 1 - Взаимодействие профессионального самоопределения и учебной деятельности обучающихся
Рис. 2 - Взаимодействие профессионального самоопределения и компонентов
комплексной характеристики опережающей профессиональной подготовки кадров для НГХК
Теоретические выводы о взаимосвязи компонентов комплексной характеристики опережающей подготовки и сформированности профессионального самоопределения обучающихся были проверены экспериментально.
Сущность эксперимента заключалась во введении в образовательный процесс элементов опережающей подготовки, анализе изменения уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся в результате внедрения инновационного образовательного процесса и установлении взаимосвязи готовности обучающихся к опережающему образованию с уровнем сформированности их профессионального самоопределения. Критериями готовности к опережающему образованию определены: социально-профессиональная направленность,
профессиональная (профильная - для школьников) компетентность, профессиональноважные качества и свойства.
В эксперименте приняли участие школьники старших классов и студенты технологического вуза. Для учащихся школ опережающая подготовка заключалась: в изучении специализированного прикладного элективного курса «Прикладная нефтехимия»; в освоении программы углубленного изучения химии (неорганической, органической и аналитической); в организации университетских профильных классов. Для студентов это: изучение профессионально-информирующего курса «Социальное и профессиональное становление личности»; проектно-деятельностное обучение; интегрированная
производственная практика.
Экспериментальное исследование показало, что в результате реализации опережающего УВП: число школьников с высоким уровнем сформированности
профессионального самоопределения увеличилось с 14 до 35%, со средним - с 39 до 54%; количество студентов с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения к пятому курсу составило 60%.
Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: высокий уровень сформированности профессионального самоопределения свидетельствует о готовности обучающихся к опережающему образованию. Так высокий уровень готовности к опережающему образованию проявляют 26% школьников (это 80% от числа обучающихся в школе, имеющих высокий уровень сформированности профессионального самоопределения), средний - 53%, что совпадает с количеством школьников со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения. У студентов высокий уровень готовности к опережающему образованию наблюдается у 40% респондентов, средний - у 55%.
Таким образом, проведенное теоретическое исследование подтверждено экспериментальными данными, что позволяет говорить о взаимообусловленности профессионального самоопределения и опережающего образования.
Литература
1. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3. - С. 94-99.
2. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С.98-103.
3. Журавлева, М.В. Опережающая профессиональная подготовка специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов, И.Ш.Абдуллин // Образование и саморазвитие. - 2010. - №3 - С.62-67.
4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Просвещение. - 1984. - 87 с.
5. Кон, И.С. Отношение к труду и выбор профессии / И.С. Кон. - М.: Просвещение. - 1989. - 193 с.
6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период
до 2020 года (3.3 Развитие образования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ. - 1975. - 420 с.
8. Немов, Р.С. Психология: Книга 2: психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС. - 2001. -608 с.
9. Общая педагогика / Под ред. Сластёнина.; ч.1. - М. - 2003. - 264с.
10.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд. - М.: Академияю - 2005. - 480с.
11. Сорокина, Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений. - Дисс. канд. психол. наук / Н.В. Сорокина. - Тула, 2004. - 159 с.
12.Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010 - 2015 годов -РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/463131
13Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 296 с.
14.Юматова, И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.И.Юматова. - Ростов-на-Дону, 2000. -27 с.
© М. В. Журавлева - доцент каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза, зам. декана по воспитательной работе факультеты нефти и нефтехимии КГТУ, [email protected].