Научная статья на тему 'Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки'

Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / STUDENTS / READINESS TO THE ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М. В.

Исследована взаимосвязь профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа вуз» и опережающей профессиональной подготовки. Представлены результаты экспериментальной работы, подтверждающие теоретически доказанную взаимообусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of professional self-determination of students within school university system and advanced professional training was examined. Results of experimental work that confirm theoretically established interdependence were presented.

Текст научной работы на тему «Взаимообусловленность профессионального самоопределения и опережающей профессиональной подготовки»

УДК 37.01+377+378

М. В. Журавлева

ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

И ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, обучающиеся, готовность к опережающей профессиональной подготовке, учебная деятельность.

Исследована взаимосвязь профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа - вуз» и опережающей профессиональной подготовки. Представлены результаты экспериментальной работы, подтверждающие теоретически доказанную взаимообусловленность.

Keywords: professional self-determination, students, readiness to the advanced professional training, educational

activities.

Correlation ofprofessional self-determination of students within “school - university" system and advanced professional training was examined. Results of experimental work that confirm theoretically established interdependence were presented.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается: «Планируемая полномасштабная эффективная инновационная деятельность принципиально отлична от привычных для большинства населения страны видов деятельности «индустриального общества» и требует от людей, общества, власти и образования много иного, непривычного и неизвестного и в современном мире является скорее исключением, чем правилом» [6].

Новой экономике нужны иные человеческие ресурсы. По данным одного известного опроса следует, что в 2020 году будут, прежде всего, востребованы работники, которые смогут сочетать личное обаяние, креативность, гибкость, коммуникабельность и умение быстро разрешать проблемы. Компаниями в работниках как никогда будут цениться интеллект, способность творить и уживаться в коллективе.

Обеспеченность такими кадрами - одно из важных условий инновационного развития нефтегазохимического комплекса.

Уровень профессиональной компетентности кадрового персонала нефтегазохимического комплекса в соответствии с перспективами его развития должен обеспечивать эффективную работу производств в условиях возрастающей конкуренции нефтехимической продукции, наращивания мощностей в нефтехимии и нефтепереработке, быстрой смены технологий, обусловленной освоением импортозамещающих технологий, реализации энерго- и ресурсосберегающих технологий, перехода на альтернативные источники углеводородного сырья [12].

Эту задачу позволит решить опережающая профессиональная подготовка поскольку ее главной целью является формирование компетентных прогностически и инновационноориентированных кадров, способных к работе как в условиях реальных производств, так и опережения их существующего состояния. Сущность опережающей профессиональной подготовки заключается в формировании у обучающегося способности к активному получению знаний, их приросту, творческой и инновационной реализации. Это предопределяет необходимость осуществления инновационного образовательного процесса, ориентированного на максимальное развитие творческих способностей, активную деятельностную практику, создание сильной мотивации к саморазвитию на основе добровольно избранной «образовательной траектории» и области профессиональной деятельности.

Проведенный сопоставительный анализ характеристик профессиональной подготовки и требований нефтегазохимического комплекса к уровню образования персонала позволил

сформулировать ведущие направления опережающей подготовки: фундаментализация

подготовки с элементами многопрофильности, комплексность (междисциплинарность), информатизация, международная-ориентированность образовательного процесса, оптимизация сроков подготовки [3]. Их реализация будет обеспечиваться использованием в образовательном процессе как традиционных форм обучения, так и методов и технологий активизации образовательной деятельности.

Ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе является личность обучающегося, поскольку от того, как он видит и понимает цели и перспективы опережающего образования, зависит его подготовленность и способность к нему, то есть эффективность профессиональной подготовки. Это актуализирует рассмотрение профессионального самоопределения обучающихся как одного из факторов опережающей подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.

Соотношение понятий «профессиональное самоопределение» и «опережающая профессиональная подготовка» может рассматриваться в разных аспектах. Опережающая профессиональная подготовка сама может выступать как условие профессионального, жизненного и личностного самоопределения. Проявление опережающей профессиональной подготовки будет более результативным, если в учебно-воспитательном процессе созданы условия, способствующие активизации профессионального самоопределения человека и обеспечивающие его адаптацию в быстро меняющихся условиях производственной среды.

В соответствии с изучаемой проблемой нами рассматриваются два этапа профессионального самоопределения личности: «оптации» - выбор профессии в школьном периоде и профессиональной подготовки - освоение основных ценностных и операциональных характеристик выбранной профессии в вузе.

Профессиональное самоопределение молодых людей можно определить как серию задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна последовательно разрешить в течение определенного периода времени; как процесс поэтапного принятия решения, посредством которых индивид формирует баланс между своими предпочтениями и склонностями, с одной стороны, и потребностями существующей системы общественного разделения труда - с другой; как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность [8].

Основными составляющими профессионального самоопределения молодежи в системе «школа - вуз» являются: совокупность профессиональных и личностных качеств,

сформированный устойчивый интерес к определенной профессии, осознание правильности выбора, личностные и социальные потребности обучающихся, моделирование личного профессионального плана.

Для исследования взаимодействия профессионального самоопределения обучающихся и опережающего профессионального образования необходимо проанализировать особенности формирования профессионального самоопределения у школьников и студентов.

Определение специфики профессионального самоопределения школьников и студентов имеет важное значение для того, чтобы обозначить более адекватные для различных образовательно-возрастных групп цели профконсультационной работы, более строго разрабатывать и подбирать практические методики профессионального самоопределения с учетом создания условий для активизации проявления опережающего профессионального образования и выявления его специфики на соответствующем этапе.

Особенности формирования профессионального самоопределения школьников определяются многими условиями: в подростковом возрасте формируется устойчивый круг интересов, который является базой ценностных ориентаций подростков [1], велик информационный поток сообщений, касающихся путей трудоустройства (выбора учебного заведения для продолжения обучения), неверное оценивание школьниками своих объективных возможностей [2], обучающиеся лучше представляют себя как личность вообще, то есть в совокупности моральных, физических, интеллектуальных качеств, своих интересов и

склонностей, но в меньшей степени имеют представления о своем профессиональном "Я" [9], изменяется учебная мотивация: начинают рассматривать учебу как необходимую базу будущей профессиональной деятельности, происходит интенсивное развитие саморегуляции

личности старшеклассника [5]. На принятие решения о выборе профессии и

профессионального учебного заведения, рода работы оказывают влияние: позиция членов семьи, набор учебных заведений, представленных на территории проживания, позиция друзей, престиж профессии, позиция педагогов, степень информированности о структуре рынка, личные профессиональные планы, способности, склонности [13].

Время учебы в вузе совпадает с первым периодом зрелости и характеризуется

становлением личностных свойств. Заметно укрепляются такие качества, как

целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициаитива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь и деятельность.

Для студента характерна профессиональная направленность на подготовку к выбранной будущей профессии и пора сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариативно [11].

Одной из главных проблем в сфере развития профессиональной активности современного поколения студентов является отсутствие гарантий, обеспечивающих востребованность молодых специалистов по окончании вуза. [14].

Рассуждая о самоопределении и самореализации, И. С. Кон связывает их с выполняемым делом (трудом, работой) и взаимоотношениями с окружающими людьми (общением) [4].

Ведущими видами деятельности молодежи на этапах обучения в школе и вузе является учебная и учебно-профессиональная деятельность.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, деятельность - это процесс, «побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность» [7]. Он считает, что деятельность человека полимотивирована и обусловлена как познавательными мотивами, так и социальными, придающими этой деятельности двоякий смысл. Р.С. Немов отмечает, что «между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения изоморфизма, т.е. взаимного соответствия».

В связи с этим появляется возможность рассмотреть мотивовационно-потребностную сферу личности обучающегося в контексте структуры и динамики деятельности, которую она опосредует. Мотивовационно-потребностная сфера обучающихся - это структурнодинамическая система взаимосвязанных мотивов и потребностей, обусловливающих их поведение и деятельность при обучении.

Поскольку основой профессионального самоопределения является профессионально направленная мотивовационно-потребностная сфера, то вполне логично утверждать, что профессиональное самоопределение является фактором учебной деятельности обучающихся и следовательно всего образовательного процесса (профессиональной подготовки).

Чем более определенная профессиональная перспектива сформирована у студента (чем лучше он представляет, зачем и как могут понадобиться ему знания для будущей работы), тем лучше он учится. [10]. В свою очередь, в формировании профессионально направленной мотивовационно-потребностной сферы обучающихся большую роль играют содержание, формы и методы образовательного процесса, что характеризует взаимообусловленность процесса профессионального самоопределения и профессиональной подготовки.

Следующей задачей проводимого исследования был анализ применимости сделанных выводов к условиям опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с ранее сформулированными теоретико-методологическими основами опережающей подготовки [3] учебная (учебно-профессиональная ) деятельность обучающихся предполагает: активное овладение системами знаний с увеличением доли самостоятельной работы; активное овладение умениями и навыками; овладение творческой и инновационной реализацией знаний, умений, навыков; личностный (мотивационный) компонент; овладение системами приемов учебной работы; овладение системами обобщенных приемов управления своей учебной деятельностью; овладение способами самостоятельного увеличения объема знаний; овладение способами и приемами работы в группе; овладение способами технологизации знаний (преобразующий интеллект); овладение способами предвидения

результата деятельности.

Осуществление инновационной учебной деятельности обучающимися крайне проблематично, если они не видят цели, не понимают задач и перспектив получения образования, то есть их профессиональное самоопределение происходит медленно или не сформировано вообще. Взаимодействие профессионального самоопределения обучающихся и содержание их учебной деятельности представлено на рисунке 1.

Это подтверждают результаты опроса обучающихся в системе «школа - вуз». Все школьники и студенты, имеющие высокий уровень сформированности профессионального самоопределения, учатся на «хорошо» и «отлично».

Поскольку учебная деятельность является частью целого процесса профессиональной подготовки, то интересно проследить взаимосвязь основных компонентов комплексной характеристики опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса и элементов профессионального самоопределения обучающихся (рис.2).

Если компонентами комплексной характеристики являются: инновационное

целеполагание; единство теории, практики и деятельности; единство обучения, развития и

воспитания; инновационные педагогические технологии; содержание подготовки с учетом требований нефтегазохимического комплекса; интеграция науки, образования и производства; инновационные направления подготовки; непрерывность обучения; вариативность образовательных технологий, то эффективность их реализации повышается при условии сформированности профессионального самоопределения обучающихся. А именно:

1. Сформированный устойчивый интерес обучающихся к определенной профессии позволит: ставить и добиваться цели подготовки - формирование компетентных

прогностически и инновационно-ориентированных кадров, способных к работе как в условиях реальных производств так и опережения их существующего состояния; реализовывать непрерывное обучение; проектировать обучающимся индивидуальную образовательную траекторию .в соответствии с личным профессиональным планом .

Сформированность личностных и социальных запросов обучающихся будет способствовать единству обучения, развития и воспитания, единству теории, практики и деятельности в образовательном процессе; позволит реализовывать инновационные педагогические технологии и инновационные направления подготовки; позволит учитывать в содержании подготовки требования нефтегазохимического комплекса; позволит осуществлять интеграцию науки, образования и производства в условиях образовательного процесса; позволит реализовывать непрерывное и вариативное обучение.

1. Осознанность профессиональных намерений и стремлений будет способствовать достижению инновационной цели подготовки; реализации инновационных педагогических технологий и направлений подготовки; возможности интеграции науки, образования и производства в условиях вариативного обучения.

2. Наличие системы профессионально и личностно-значимых ценностей позволит реализовывать единство обучения, развития и воспитания в ходе подготовки; проектировать содержание подготовки с учетом требований отрасли.

3. Наличие личного профессионального плана у молодого человека обеспечит реализацию всех компонентов подготовки, то есть целостного образовательного процесса.

Рис. 1 - Взаимодействие профессионального самоопределения и учебной деятельности обучающихся

Рис. 2 - Взаимодействие профессионального самоопределения и компонентов

комплексной характеристики опережающей профессиональной подготовки кадров для НГХК

Теоретические выводы о взаимосвязи компонентов комплексной характеристики опережающей подготовки и сформированности профессионального самоопределения обучающихся были проверены экспериментально.

Сущность эксперимента заключалась во введении в образовательный процесс элементов опережающей подготовки, анализе изменения уровня сформированности профессионального самоопределения обучающихся в результате внедрения инновационного образовательного процесса и установлении взаимосвязи готовности обучающихся к опережающему образованию с уровнем сформированности их профессионального самоопределения. Критериями готовности к опережающему образованию определены: социально-профессиональная направленность,

профессиональная (профильная - для школьников) компетентность, профессиональноважные качества и свойства.

В эксперименте приняли участие школьники старших классов и студенты технологического вуза. Для учащихся школ опережающая подготовка заключалась: в изучении специализированного прикладного элективного курса «Прикладная нефтехимия»; в освоении программы углубленного изучения химии (неорганической, органической и аналитической); в организации университетских профильных классов. Для студентов это: изучение профессионально-информирующего курса «Социальное и профессиональное становление личности»; проектно-деятельностное обучение; интегрированная

производственная практика.

Экспериментальное исследование показало, что в результате реализации опережающего УВП: число школьников с высоким уровнем сформированности

профессионального самоопределения увеличилось с 14 до 35%, со средним - с 39 до 54%; количество студентов с высоким уровнем сформированности профессионального самоопределения к пятому курсу составило 60%.

Проведенный эксперимент подтвердил гипотезу: высокий уровень сформированности профессионального самоопределения свидетельствует о готовности обучающихся к опережающему образованию. Так высокий уровень готовности к опережающему образованию проявляют 26% школьников (это 80% от числа обучающихся в школе, имеющих высокий уровень сформированности профессионального самоопределения), средний - 53%, что совпадает с количеством школьников со средним уровнем сформированности профессионального самоопределения. У студентов высокий уровень готовности к опережающему образованию наблюдается у 40% респондентов, средний - у 55%.

Таким образом, проведенное теоретическое исследование подтверждено экспериментальными данными, что позволяет говорить о взаимообусловленности профессионального самоопределения и опережающего образования.

Литература

1. Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3. - С. 94-99.

2. Винтин, И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социологические исследования. - 2004. - № 2. - С.98-103.

3. Журавлева, М.В. Опережающая профессиональная подготовка специалистов для нефтехимического комплекса / М.В.Журавлева, П.Н.Осипов, И.Ш.Абдуллин // Образование и саморазвитие. - 2010. - №3 - С.62-67.

4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание / И.С. Кон. - М.: Просвещение. - 1984. - 87 с.

5. Кон, И.С. Отношение к труду и выбор профессии / И.С. Кон. - М.: Просвещение. - 1989. - 193 с.

6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период

до 2020 года (3.3 Развитие образования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.smolin.ru/odv/reference-source/2008-03.htm

7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: МГУ. - 1975. - 420 с.

8. Немов, Р.С. Психология: Книга 2: психология образования / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС. - 2001. -608 с.

9. Общая педагогика / Под ред. Сластёнина.; ч.1. - М. - 2003. - 264с.

10.Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - 3-е изд. - М.: Академияю - 2005. - 480с.

11. Сорокина, Н.В. Формирование мотивации профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений. - Дисс. канд. психол. наук / Н.В. Сорокина. - Тула, 2004. - 159 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010 - 2015 годов -РАСПОРЯЖЕНИЕ Правительства РФ от 19.01.2006 N 38-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/part/463131

13Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 296 с.

14.Юматова, И.И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук / И.И.Юматова. - Ростов-на-Дону, 2000. -27 с.

© М. В. Журавлева - доцент каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза, зам. декана по воспитательной работе факультеты нефти и нефтехимии КГТУ, guravleva0866@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.