ГАРМОНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
М.В. Журавлева
В статье рассмотрена гармонизация профессионального самоопределения обучающихся в системе "школа-вуз" как способ формирования их готовности к опережающей профессиональной подготовке кадров для нефтехимического комплекса. Предложена технология и определены условия реализации процесса гармонизации профессионального самоопределения обучающихся.
Ключевые слова: профессиональное образование, гармонизация профессионального самоопределения обучающихся, нефтехимический комплекс, опережающая профессиональная подготовка, процесс, региональный интегрированный образовательно-научно-производственный комплекс, технология реализации.
Harmonization of professional self-determination of students as condition of advanced personnel training for petrochemical complex. Harmonization of professional self-determination of students in "school-university" system was studied. The harmonization ofprofessional self-determination of students was considered as the method ofpreparation of students for advanced professional training for petrochemical complex. Technology and requirementsfor the realization of the process of harmonization ofprofessional self-determination of students were determined.
Keywords: professional education, harmonization of professional self-determination of students, petrochemical complex, advanced professional training, process, regional integrated educational-scientific-industrial complex, technology of realization.
Современный нефтегазохимичес-кий комплекс играет решающую роль в обеспечении экономической стабильности страны, так как нефтегазодобыча, переработка нефти и газа, нефтега-зохимия имеют не только важнейшее самостоятельное значение для экономики, но и оказывают определяющее влияние на развитие многих жизненно важных отраслей - от медицинской и пищевой до машиностроительной и космической. Нефтехимический комплекс обеспечивает России сильные позиции на мировом рынке и является перспективным для построения национальной инновационной экономики.
Основными направлениями его инновационного развития определены: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсо - и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в
восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей, модернизация существующих нефтега-зоперерабатывающих и нефтехимических производств, разработка и освоение новых технологий [2].
Одним из ключевых моментов, определяющих решение стратегических задач, является обеспеченность производств комплекса кадрами качественно нового типа, способных к успешной профессиональной деятельности в новом производственном пространстве.
Проводимая узкоспециализированная, стагнативная, дублирующая профессиональная подготовка не обеспечивает соответствие качества образования актуальным научно-технологическим требованиям инновационно - развивающегося нефтегазохимичес-кого комплекса.
Это предопределяет необходимость модернизации профессиональной подготовки кадров.
Реализация опережающей профессиональной подготовки, имеющей направленность не только на сегодняшний день, но и на будущее позволит подготовить специалистов, профессиональная компетентность которых обеспечит эффективную работу производств в условиях возрастающей конкуренции нефтегазохимической продукции; наращивания мощностей в нефтегазохимии и переработке; быстрой смены технологий, обусловленной освоением импортозамещающих технологий; реализации энерг- и ресурсосберегающих технологий; перехода на альтернативные источники углеводородного сырья.
Переход к качественно новой подготовке определяется многими факторами, такими как: психологическая и образовательная готовность обучаю-
щихся, разработанность содержания подготовки, организация образовательного процесса, компетентность педагогов, наличие соответствующей материально-технической базы в учреждениях профессионального образования.
Ключевой фигурой в процессе модернизации профессиональной подготовки является личность обучающегося. Поскольку планируемая опережающая профессиональная подготовка специалистов для нефтехимического комплекса будет очень интенсивным принципиально новым образовательным процессом, предполагающим высокий уровень научной составляющей, фундаментальность, комплексность, вариативность, креативность содержания, то молодой человек (обучающийся), который не видит и не понимает цели и перспектив получения такого образования, будет не подготовлен и не способен к нему [1].
В связи с этим особенно актуальным становится поиск механизмов (путей, способов), позволяющих готовить обучающихся к смене характера профессионального образования. Причем эти способы не должны искусственно навязываться, а должны логично быть принятыми обучающимися, исходя из их жизненных планов, определяемых мотивами и потребностями, т.е. обеспечивать разумное согласование между свободным развитием обучающегося и педагогическим руководством этим процессом.
Профессиональное самоопределение обучающихся - это тот процесс, который может быть использован для реализации поставленных задач. Поскольку чем раньше молодой человек определится в выборе профессии, сформулирует для себя профессиональные цели и задачи, тем больше мотивирован
он будет к получению качественного образования, что определяет отношение к учебе, к осваиваемой профессии и желание работать по ней.
Существующие проблемы профессионального образования более детально можно рассмотреть на примере подготовки специалистов для нефтегазохимического комплекса, являющегося крупнейшим в экономике и имеющим сформированную систему профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих его работу.
Учитывая актуальность опережающей профессиональной подготовки, продиктованной перспективами развития нефтегазохимической отрасли, создание условий ее реализации (формирование готовности обучающихся) будет обеспечиваться не только образовательными учреждениями, но и работодателями, которые получат продукт такого образования.
Одним из способов формирования готовности обучающихся к опережающему образованию является гармонизация профессионального самоопределения молодежи, которая обеспечит устойчивое развитие социально-профессиональной направленности, ориентирует к повышению образовательного уровня, стимулирует развитие профессионально значимых личностных качеств и психофизиологических свойств.
Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз» - это двусторонний взаимосвязанный процесс, обеспечивающий согласование профессиональных намерений личности и общества, реализация которого предполагает самоуправление и самоорганизацию со стороны обучающегося и целенаправленное управление профессиональным
самоопределением молодежи со стороны образовательных учреждений, осуществляемое во взаимодействии с потенциальными работодателями на принципах социального партнерства с учетом стратегии экономического развития страны.
Формирование профессионального самоопределения молодежи происходит под влиянием большого числа факторов: социально-экономических, ресурсных, организационных, личностных. Поэтому в гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз» участвуют внутренние и внешние субъекты, заинтересованные в реализации опережающей подготовки специалистов для нефтехимического комплекса.
Наглядно организацию этого процесса можно рассмотреть в условиях регионального нефтегазохимического комплекса, имеющего полный технологический цикл: от добычи, подготовки нефти и газа, их переработки до органического синтеза большого спектра продуктов на их основе. Таковым является нефтегазохимичекий комплекс республики Татарстан.
Внутренними субъектами процесса являются участники регионального интегрированного образовательно-научно-производственного комплекса:
• образовательные учреждения системы «школа-вуз» с объектами исследования: обучающимися и обучающими;
• научно-образовательные структуры - научно-образовательные центры;
• объединение инновационных малых предприятий: бизнес-инкубаторы и технопарки;
• отраслевые предприятия,
• структуры, осуществляющие общее руководство и координирующие взаимодействие производственных и научных подразделений регионального нефтехимического комплекса.
Внешними субъектами процесса являются:
• организации и структуры управления нефтегазохимическим комплексом региона и системой профессионального образования: министерство промышленности и торговли и министерство науки и образования;
• предприятия и организации нефтегазохимического комплекса, не вошедшие в региональный интегрированный образовательно-научно-производственный комплекс;
• предприятия и организации смежных отраслей промышленности, которые также могут быть потенциальными работодателями;
• субъекты социальной среды, под влиянием которых проходит формирование профессионального самоопределения молодежи.
Целью гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз» является формирование готовности обучающихся к опережающей подготовке.
Основными компонентами подготовленности обучающихся к опережающей подготовке будут:
1. Социально-профессиональная направленность, характеризующаяся:
- информированностью о рынке труда в нефтегазохимическом комплексе, выбранной профессии, будущей профессиональной деятельности;
- сформированностью потребности в получении профессионального образования;
- осознанием социальной значимости выбранной профессии.
2. Профессиональная компетентность, предполагающая совокупность профессиональных знаний умений и навыков (в зависимости от уровня профессиональной подготовки), которые позволят обучающимся без особых затруднений:
- участвовать в фундаментальной профессиональной подготовке с элементами многопрофильности;
- участвовать в комплексной профессиональной подготовке, предполагающей получение дополнительного образования;
- иметь способность к профессиональной деятельности в процессе подготовки.
3. Уровень развития профессионально-важных качеств, таких как самоконтроль, самоорганизация, самовоспитание, мобильность.
4. Уровень развития профессионально-важных психофизиологических свойств: координация действий, память, стрессоустойчивость.
Тогда основными задачами гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз», которые необходимо решить для достижения поставленной цели будут:
1. Разработка и реализация психолого-педагогического сопровождения формирования профессионального самоопределения молодежи в системе «школа-вуз».
2. Разработка и реализация региональной системы содействия формированию профессионального самоопределения обучающихся всех уровней подготовки в системе «школа-вуз», выполняющей регуляторную функцию в гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз».
3. Совершенствование организации и технологий многоуровневого учебно-воспитательного процесса, как главного механизма гармонизации профессионального самоопределения обучающихся.
4. Расширение и совершенствование материально-технической базы учебно-воспитательного процесса и повышение уровня квалификации профессорско-преподавательского состава.
5. Осознание обучающимися необходимости опережающей профессиональной подготовки, как главного фактора успешности и карьерного роста в профессиональной деятельности.
Главными субъектами процесса гармонизации профессионального самоопределения являются обучающиеся в системе «школа-вуз» - это ученики старших классов школы и молодые люди, получающие профессиональное образование в учебных заведениях, которые находятся на этапах выбора профессии или укрепления уверенности в оправданности сделанного выбора. Обеспечение согласованности и преемственности протекания этих этапов составляет сущность гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз».
Процесс гармонизации профессионального самоопределения обучающихся:
• многокомпонентный (возможность гармонизировать каждый компонент многоуровневого учебно-воспитательного процесса: цели, задачи, содержание учебных дисциплин, организацию учебного процесса);
• многофакторный (исходный уровень профессиональной подготовленности и профессионального самоопределения обучающихся, психоло-
гические и возрастные особенности, уровень компетентности педагога, материально-техническая база образовательного учреждения, взаимосвязь с социальными партнерами, условия социальной среды);
• многозначный (уровень профессиональной компетентности, период профессиональной адаптации на производстве, карьерный рост).
Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся осуществляется в ходе непрерывного многоуровневого учебно-воспитательного процесса в региональном интегрированном образовательно-научно-производственном комплексе.
Основными принципами организации учебно-воспитательного процесса являются:
• принцип регионализации, предполагающий:
- ориентацию в организации и содержании учебно-воспитательного процесса на местные специфические условия и рынки труда, зависимость от конкретных экономических и социальных условий развития региона;
- широту профессионального профиля как востребованную рынком особенность подготовки выпускников;
• принцип интеграции, который предполагает включенность всех элементов интегрированного образовательно-научно-производственного комплекса в процесс профессиональной подготовки с целью рационального использования ресурсов;
• принцип преемственности, обеспечивающий преемственность подготовки на всех образовательных уровнях и соответствие уровня компетентности выпускников требованиям предприятий-заказчиков;
• принцип интенсификации обучения, предполагающий использование кластерного подхода, повышение эффективности обучения за счет применения новых технологий, форм и методов в учебно-воспитательном процессе;
• принцип дифференциации, он выражается в реализации обучающимися права выбора индивидуальных образовательной и карьерной траекторий;
• принцип вариативности образовательных программ.
Многоуровневый образовательный процесс, обеспечивающий гармонизацию профессионального самоопределения обучающихся предполагает использование: технологий (личностно ориентированные, технологии сотрудничества, проектно - деятельностного обучения); методов обучения (алгоритмизированный, проблемный, поисковый, метод решения конкретных ситуационных производственных задач, метод выполнения творческих работ с элементами исследования, проектный); форм обучения (индивидуальная, групповая, самообразование, фронтальная).
Учебно-воспитательный процесс, обеспечивающий гармонизацию профессионального самоопределения обучающихся предусматривает привлечение к преподавательской работе: педагогического состава общеобразовательных учреждений, НПО, СПО; профессорско-преподавательского состава вуза; высококвалифицированных специалистов - практиков из нефтехимической, нефтеперерабатывающей и смежных отраслей промышленности и экономики; преподавателей внутрифирменного обучения на предприятиях; руководителей государственных и муниципальных органов; приглашенных преподавателей из других регио-
нов; иностранных специалистов и преподавателей.
Профессиональное самоопределение осуществляется лишь на основе становления профессиональной направленности личности. Именно поэтому профессиональная ориентация является одной из главных составляющих становления мировоззрения человека, формирования его устойчивых взглядов на профессиональную деятельность, определения места в профессии и социуме.
Гармонизация профессионального самоопределения обучающихся предполагает корректировку профориен-тационной работы, проводимой среди молодежи в системе «школа-вуз». Ее основными характеристиками являются:
• систематичность, которая обеспечит постоянное расширение профессионального кругозора обучающихся;
• поэтапность позволит выстроить систему профориентации с учетом возрастных особенностей, повышения уровня профессиональной подготовленности обучающихся на всех ступенях многоуровневого образовательного процесса, что обеспечит преемственность и согласование целей, задач, форм и методов проводимой работы;
• комплексность позволит сочетать различные формы профориента-ционной работы: профессиональное просвещение, диагностику, консультации как с обучающимися, так и с их родителями;
• персонализация обеспечит возможность выбора индивидуальной профессионально-образовательнойтра-ектории обучающихся;
• обязательное участие потенциальных работодателей в профо-риентационной работе (организация
экскурсий, встреч, семинаров, индивидуальная работа) будет способствовать согласованию личных профессиональных планов обучающихся с потребностями регионального рынка труда.
Региональный интегрированный образовательно-научно-производственный комплекс, объединяющий учреждения общего среднего и всех уровней отраслевого профессионального образования, является основой системы содействия формированию профессионального самоопределения обучающихся, поскольку обеспечивает:
• интеграцию учреждений образования с научными организациями и промышленными предприятиями;
• соответствие рынка образовательных услуг и рынка труда;
• мотивацию всех участников комплекса в подготовке профессиональных кадров;
• формирование вертикально и горизонтально интегрированных структур в нефтегазодобывающей и перерабатывающей отраслях;
• выработку единой стратегии по подготовке кадров, которая охватывает все формы и методы образования и обучения;
• создание единого образовательного пространства в непрерывной образовательной системе;
• согласование содержания теоретической и практической подготовки с работодателями в соответствии с перспективами развития комплекса;
• развитие научно-технического и кадрового потенциала отрасли, формирование нового мышления и нового поколения высококвалифицированных специалистов;
• формирование единой информационной базы для развития прогрессивных форм и методов ведения науч-
ного и образовательного процессов на основе единого системного и прикладного программного обеспечения;
• решение совместных фундаментальных и прикладных задач, реализацию научных проектов в сфере промышленного производства;
• создание организационно-экономического механизма подготовки квалифицированных кадров для нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, отвечающих требованиям современного производства;
• эффективное использование материально-технической базы учреждений НПО, СПО, ВПО, научных организаций и базовых предприятий через систему коллективного пользования пилотными установками, тренажерами, лабораторным оборудованием и аудиторным фондом в образовательном и инновационном процессе создания новых технологий.
Нормативно-правоваябаза,обеспе-чивающая взаимодействие участников процесса гармонизации и регламентирующая существование регионального интегрированного образовательно-научно-производственного комплекса включает:
• нормативные и правовые документы Министерства науки и образования РТ, регламентирующие реализацию профессиональной подготовки и Министерства торговли и промышленности РТ, регулирующие развитие нефтегазохимического комплекса в регионе;
• «Программу развития профессионального образования и профессиональной ориентации в Республике Татарстан на среднесрочный период (2009-2015 гг.)»;
• «Соглашение о государственно-корпоративном партнерстве в области профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации кадров в рамках образовательного кластера Республики Татарстан в нефтепереработки и нефтехимии»;
• договоры о соучредительстве образовательных учреждений с предприятиями, научными и научно-производственными структурами нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса;
• договоры вуза со школами естественно-научного профиля, на базе которых созданы профильные университетские классы;
• договоры вуза с образовательными учреждениями НПО и СПО в области профессиональной подготовки.
Региональный интегрированный образовательно-научно-производственный комплекс осуществляет регулирование эффективности гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе «школа-вуз».
Основными механизмами регулирования являются:
• проведение мониторинга сфор-мированности компонентов готовности обучающихся к опережающей подготовке;
• мониторинг требований работодателей к уровню профессиональной подготовки кадров;
• взаимное согласование содержания специальной подготовки с предприятиями-потребителями специалистов на уровне учебных планов специальностей (участие в формировании критериев качества подготовки);
• использование индивидуальных планов обучения, обеспечиваю-
щих персональные образовательные траектории;
• согласование с предприятиями-потребителями (заключение целевых договоров) возможности прохождения и руководства, тематики и продолжительности всех видов практик, дипломного проектирования, обеспечивающих дальнейшую деятельность выпускников на предприятиях;
• совершенствование системы повышения квалификации и переподготовки кадров предприятий и ППС;
• выполнение совместных научно-исследовательских и конструкторских работ учреждениями профессионального образования и предприятиями;
• разработку интегрированных учебных планов с однопрофильными учреждениями НПО, СПО;
• организацию первичного профессионального образования в профильных школах;
• реализацию комплексной программы повышения престижности инженерного образования.
Таким образом, рассмотренная технология гармонизации профессионального самоопределения обучающихся в системе "школа-вуз" будет способствовать осознанию обучающимися необходимости опережающей профессиональной подготовки, как главного фактора успешности и карьерного роста в профессиональной деятельности и обеспечит формирование готовности их к реализации новой по содержанию и структуре профессиональной подготовке, поскольку позволит стимулировать развитие социально-профессиональной направленности, формирование профессиональной компетентности и профессионально-важных качеств у молодых людей.
Литература:
1. ЖуравлеваМ.В., ОсиповП.Н., Абдул-лин И.Ш. Опережающая профессиональная подготовка кадров для нефтехимического комплекса // Образование и саморазвитие.-2010. - №3(19). - С.62-67.
2. Энергетическая стратегия России
на период до 2020 года // Приложение к журналу «Энергетическая политика». -2003. - 136 с.
3. Шайдуллина А.Р. Региональный опыт подготовки кадров для нефтедобывающей отрасли в системе «ссуз - вуз - производство» // Казанский педагогический журнал. - 2009. №1. - С.23-31.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
О. Г. Максимова, Е. В. Максимов
Одной из важнейших проблем педагогики высшей школы является подготовка студентов к предпринимательской деятельности. В работе рассматривается система формирования будущих экономистов и менеджеров к этому виду трудовой деятельности. Определяются основные критерии и показатели уровня сфор-мированности у студентов готовности к предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: профессиональное образование, формирование, система, готовность, специалист, предпринимательская деятельность, критерии, показатели.
Formation of the preparedness for the entrepreneurial activity in the students of the economic faculty. One of the major problems ofpedagogics of higher education is to prepare students to become entrepreneurs. The system of formation of the future economists and managers to this kind of work is considered. The key criteria and indicators of the level of formation of the students' preparedness for the entrepreneurial activity are identified.
Keywords: professional education, formation, system, preparedness, young professional, entrepreneurial activity, criteria, indicators.
В условиях рыночных отношений все большую роль в социально-экономическом развитии России играет предпринимательство, как одно из непременных условий устойчивой стабилизации экономической обстановки, ослабления и преодоления социальной напряженности и укрепления демократии.
По мнению Ю.В. Щербатых, особенность исторического развития нашей страны состоит в том, что конец XX в. оказался переломным, так как сопровождался резкой сменой общественно-экономического устройства государства, форм собственности на средства производства и общественного строя. Помимо основных социальных групп,