Научная статья на тему 'Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития'

Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1173
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / VOCATIONAL GUIDANCE / PROFESSIONAL SELFDETERMINATION OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чистякова Светлана Николаевна, Сахарова Валентина Ивановна

Введение. В статье предлагается рассмотреть в историческом аспекте становление отечественной системы профессиональной ориентации, ее положительные стороны, недостатки и причины, не позволившие ей состояться в определенные периоды. В статье показаны возможности развития профориентационной деятельности в современных условиях. Методология. Исследование становления и развития системы профессиональной ориентации в зависимости от изменений отечественной кадровой политики проводится методами анализа, синтеза и обобщения. Результаты исследования заключаются в систематизации профориентационной работы, скоординированого функционирования всех звеньев системы профессиональной ориентации. Выявлены основные тенденции развития профессионального самоопределения обучающихся. Заключение. Проблема самоопределения, подготовки учащейся молодежи к выбору профессии была актуальна на всех этапах становления и развития профессиональной ориентации нашего общества. Лучший опыт профориентации используется при разработке новых подходов к социальному, профессиональному самоопределению в условиях модернизации образования.Introduction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In an article in historical perspective, analyzes the problem of formation of national system of professional orientation, its positive aspects, disadvantages and reasons for not enabling it to take place in certain periods. The article shows possibilities of development of this problem in modern conditions. Materials and Methods. The study is conducted based on the methods of analysis, synthesis and generalization of the domestic experience of formation and development of the system of professional orientation depending on changes in personnel policy. Results of the study are to systematize vocational guidance, coordinated functioning of all parts of the system of professional orientation. The main trends in the development of problems of professional self-determination of students. Conclusions. The problem of self-preparation of students to the choice of profession was relevant at all stages of formation and development of the professional orientation of our society. The best experience of career guidance used in the development of new approaches to social, professional self-determination in the conditions of modernization of education.

Текст научной работы на тему «Профессиональная ориентация учащейся молодежи: страницы истории и тенденции развития»

References

1. Alferov Zh. I. Double heterostructures: concepts and applications in physics, electronics and technology (Nobel lectures in physics). Advances in physical sciences [Uspekhi fizicheskikh nauk]. 2002. Vol. 172, № 9. P. 1068-1086. (In Russian).

2. Alferov Zh. I. Nanotechnologies: development prospects in Russia. White paper on nanotechnology [Belaja kniga po nanotehnologijam]. Moscow: Publishing House of LCI, 2008. P. 42-44. (In Russian).

3. Borisenko V. E., Vorobyova A. I., Utkina E. A. Nanoelectronics [Nanojelektronika]. Moscow: BINOM. Laboratory of Knowledge, 2009. 223 p. (In Russian).

4. Kazantsev A. K., Kiselev V. N., Rubvalter D. A., Rudevsky O. V. NBIC-technologies: Innovative civilization of the XXI century [NBIC-tehnologii: Innovacionnaja civilizacija XXI veka]. Moscow: INFRA-M, 2012. 384 p. (In Russian).

5. Kolesnikov Yu. L., Nikonorov N. V. Modern Photonics and Training of Personnel. Physical Education in Universities [Physical education in universities]. 2013. Vol. 19, № 1. P. 19-24. (In Russian).

6. Kostarev S. V. Perfection of pedagogical and technological provision of vocational training for cadets of a military engineering university [Sovershenstvovanie pedagogiko-tehnologicheskogo obespechenija professional'noj podgotovki kursantov voenno-inzhenernogo vuza]: abstract of dissertations ... candidate of pedagogical sciences. Kemerovo, 2016. 23 p. (In Russian).

7. Kostarev S. V. Formation of the future officers' readiness for professional activity taking into account integration and development aspects of pedagogical technologies. Professional education in Russia and abroad [Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2015. № 4 (20). P. 64-67. (In Russian).

8. Kremer G. The quasi-electric field and band discontinuities. Teaching electrons to new tricks (Nobel lectures on physics). Advances in physical sciences [Uspekhi fizicheskikh nauk]. 2002. Vol. 172, № 9. P. 1087-1101. (In Russian).

9. Nanotechnology: physics, processes, diagnostics, devices [Nanotehnologija: fizika, processy, diagnostika, pribory]. Ed. V. V. Luchinina, Yu. M. Tairov. Moscow: FIZMATLIT, 2006. 552 p. (In Russian).

10. Ostroumova Yu. S. Integration of the content of education on a subject-based basis of the problems of modern science-intensive technologies in the training of pedagogical personnel in physics. Physics in higher education [Fizicheskoe obrazovanie v vuzah]. 2014. Vol. 20. № 2. P. 154-164. (In Russian).

11. Ostroumova Yu. S. Teaching the physical fundamentals of modern science-intensive technologies in the training of pedagogical personnel: questions, and practices [Obuchenie fizicheskim osnovam sovremennyh naukojomkih tehnologij pri podgotovke pedagogicheskih kadrov: voprosy, i praktiki]. Saint Petersburg: Publishing House of the Russian State Pedagogical University A. I. Herzen, 2013. 123 p. (In Russian).

12. Ostroumova Yu. S., Khanin S. D. Synthesis of fundamental and applied knowledge as a key concept for updating the content of physical education. Physics in the Modern Education System [Fizika v sisteme sovremennogo obrazovanija]: proceedings of the XIII International conference. Saint Petersburg: Fora-print, 2015. Vol. 1. P. 20-23. (In Russian).

13. Pikhtin A. N. Optical and quantum electronics [Opticheskaja i kvantovaja jelektronika]. Moscow: Higher School, 2001. 573 p. (In Russian).

14. Sidorov A. I. Physical principles and methods of radiation control in devices of integrated optics [Fizicheskie osnovy i metody upravlenija izlucheniem v ustrojstvah integral'noj optiki]. Saint Petersburg: Publishing house of SETU "LETI", 2007. 78 p. (In Russian).

15. Strategy of scientific and technological development of the Russian Federation [Strategija nauchno-tehnologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii]: the decree of the President of the Russian Federation from december 1, 2016 № 642. (In Russian).

УДК/uDC 37.048.45 С. Н. Чистякова, В. И. Сахарова

S. Chistyakova, V. Sakharova

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАцИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ:

страницы истории и тенденции развития

PROFESSIONAL ORIENTATION OF STuDENTS: THE PAGES OF HISTORY AND DEVELOPMENT TRENDS

Введение. В статье предлагается рассмотреть в историческом аспекте становление отечественной системы профессиональной ориентации, ее положительные стороны, недостатки и причины, не позволившие ей состояться в определенные периоды. В статье показаны возможности развития профориентационной деятельности в современных условиях.

Методология. Исследование становления и развития системы профессиональной ориентации в зависимости от изменений отечественной кадровой политики проводится методами анализа, синтеза и обобщения.

Результаты исследования заключаются в систематизации профориентационной работы, скоординированого функционирования всех звеньев системы профессиональной ориентации. Выявлены основные тенденции развития профессионального самоопределения обучающихся.

Заключение. Проблема самоопределения, подготовки учащейся молодежи к выбору профессии была актуальна на всех этапах становления и развития профессиональной ориентации нашего общества. Лучший опыт профориентации используется при разработке новых подходов к социальному, профессиональному самоопределению в условиях модернизации образования.

Introduction. In an article in historical perspective, analyzes the problem of formation of national system of professional orientation, its positive aspects, disadvantages and reasons for not enabling it to take place in certain periods. The article shows possibilities of development of this problem in modern conditions.

Materials and Methods. The study is conducted based on the methods of analysis, synthesis and generalization of the domestic experience of formation and development of the system of professional orientation depending on changes in personnel policy.

Results of the study are to systematize vocational guidance, coordinated functioning of all parts of the system of professional orientation. The main trends in the development of problems of professional self-determination of students.

Conclusions. The problem of self-preparation of students to the choice of profession was relevant at all stages of formation and development of the professional orientation of our society. The best experience of career guidance used in the development of new approaches to social, professional self-determination in the conditions of modernization of education.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, профориентационная работа, профессиональное самоопределение обучающихся.

Keywords: professional orientation, vocational guidance, professional selfdetermination of students.

Профессиональная ориентация, как и общество, имеет свою историю. Зарождение проф-ориентационной работы с молодежью в Советском Союзе началось в 1920-е гг. Основное внимание уделялось непосредственному трудоустройству молодежи, что было вызвано необходимостью решать проблемы, связанные с разрухой после Первой мировой войны и безработицей. Профориентационная работа органически сочеталась с конкурентным распределением, направлением подростков на промышленные предприятия и в профессиональные учебные заведения. Профориентация молодежи сводилась в основном к трехфакторной модели Фрэнка Парсонса (изучение личности подростка, особенностей профессии и распределение на обучение или работу).

Начало 1920-х — конец 1930-х гг. — зарождение и становление, поиск форм и методов проф-ориентационной работы, осмысление накопленного экспериментального и практического материала. Этот период характеризуется отрывом профориентации от школы и пассивной позицией молодого человека, выбирающего профессию.

В 1940-1950-е гг. с помощью психодиагностических процедур выявлялись наиболее выраженные склонности и способности человека, проверялось их соответствие определенному кругу профессиональных требований.

В 1960-1970-е гг. после длительного перерыва возобновился интерес к проблемам профессиональной ориентации в отечественной педагогической теории и практике. Акцент постепенно перемещается в сторону воспитания способности молодежи делать выбор, то есть учитываются объективные и субъективные условия и факторы при выборе профессии. В этот период в Советском Союзе получает развитие воспитательная концепция профессиональной ориентации.

Однако направленность ее на обобщенную модель ученика и образования — рационалистическую (обеспечивает усвоение знаний, умений, навыков и практическое приспособление молодого поколения к существующему обществу) — не способствует индивидуализации подготовки молодежи к профессиональному самоопределению, а лишь усиливает прагматичность данного процесса.

Середина 1980-х — начало 1990-х гг. характеризуется коренными изменениями социально-экономической и политической жизни страны и преобразованием общеобразовательной и профессиональной школ. Начало этому положила реформа общеобразовательной и профессиональной школ (1984), цель которой — качественное улучшение подготовки школьников к жизни и труду, а также совершенствование системы управления профориентацией. Фундаментальной задачей системы управления образованием стало соединение обучения с профессиональным трудом.

Практическое решение актуальных задач профориентации свидетельствует о том, что к началу 1980-х гг. были намечены основные контуры государственной службы профориентации. Подтверждением этому служит создание почти во всех школах страны учебно-методических кабинетов, которые вели пропаганду профессий, организовывали групповые и индивидуальные консультации учащихся и их родителей, оказывали методическую помощь учителям-предметникам. Работу по профориентации в школе координировал школьный совет (возглавляемый, как правило, директором), который подчинялся районному совету. В межшкольных учебно-производственных комбинатах, профессионально-технических училищах, на многих промышленных предприятиях также были созданы кабинеты профориентации, функционировали республиканские, областные и районные кабинеты профориентации, а также профессионально-консультационные пункты. В общеобразовательной школе был введен учебный предмет «Основы производства. Выбор профессии». В учебные планы включены спецкурсы и спецпрактикумы по профориентации.

На рубеже 1980-1990-х гг. профессиональная ориентация в нашей стране была направлена на формирование осознанного отношения учащихся к профессиональной деятельности через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. К этому времени профориентация сложилась как социально-педагогическая система, включающая: профессиональное просвещение; развитие интересов, склонностей школьников в различных видах деятельности: познавательном, трудовом (основой которой является производительный труд), игровом, коммуникативном; — профессиональную консультацию; профессиональную адаптацию. Однако отсутствие государственного социального заказа на профориентацию предопределило неэффективность этих мер. Установка на жесткое управление жизненными и профессиональными планами молодежи, когда человек рассматривается как средство, важнейший фактор экономического роста общества, а не как субъект жизненного, социального и профессионального самоопределения, не позволила существенно продвинуться в решении данной проблемы.

Конец XX века характеризуется временным затишьем. Профессиональная ориентация как в теории, так и на практике решается локально, фрагментарно, к решению ее проблем не привлекается педагогический коллектив общего образования. Начавшийся в 2000 году масштабный эксперимент по профильному обучению и предпрофильной подготовке обучающихся не решил задачи системного подхода к профориентации.

К сожалению, почти прекратилась деятельность различных профориентационных служб, а педагогические коллективы школ отказались от ведения профориентационной работы, считая, что их главная цель заключается в обеспечении школьников знаниями по преподаваемому ими предмету. Повсеместно закрываются учебно-производственные комбинаты.

Целью профориентационной работы в доперестроечное время были формирование социально одобряемой модели будущего участника трудовых отношений и помощь школьнику в выборе типовых сценариев профессионального становления, преимущественно в условиях индустриальной экономики.

В теории и практике профессионального самоопределения молодежи наблюдается постепенный переход от жесткой (приоритет отдавался кадровому запросу общества и в наименьшей степени учитывались интересы личности) к личностной ориентации школьников, формированию субъектной позиции в выборе будущей профессиональной деятельности. Решалась эта задача с помощью специальных профориентационных курсов (факультативных) или модуля в образовательной области «Технология».

Модернизация отечественного образования и профессиональной ориентации в начале XXI века все-таки позволила использовать перспективные подходы к профессиональному самоопределению школьников, проектированию педагогических систем, моделей образовательных организаций с ориентацией на личностные запросы и потребности учащихся через образовательные программы, включающие предметы по выбору и профессиональную специализацию, профильную и уровневую дифференциации старших классов, профориентационную направленность всех школьных курсов в контексте профиля школы, педагогические технологии развития моти-вационно-потребностной и эмоционально-ценностной сфер личности и социально, профессионально значимых качеств.

Только с 2010 года начинается расцвет и «оживление» профессиональной ориентации. Актуализируется данная проблема как в государственных документах, так и в науке, практике образования. Впервые Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (пол-

ного) общего образования устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, метапредметным, предметным. Личностные результаты к освоению основной образовательной программы, наряду с другими, включают осознанный выбор будущей профессии и пути реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Профессиональная ориентация традиционно рассматривается как относительно самостоятельная система, обладающая рядом специфических признаков, среди которых: комплексный, многосторонний, многоуровневый, межведомственный характер; относительно слабая институци-онализация; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени и др. Как показывает опыт экономически развитых и некоторых развивающихся стран, социально-экономическая эффективность профориентационной работы заметно повышается при включении в общую систему государственной кадровой политики.

Требуются приведение профориентационной работы с молодежью в систему, подготовка педагогических кадров на научной основе, создание организационных, педагогических и нормативных условий, в том числе и для подготовки профориентологов.

Анализ показал, что социально-экономическими предпосылками формирования готовности учащейся молодежи к социально востребованной деятельности являются:

• системность профориентационной работы образовательных организаций, мотивирующей молодежь на трудовую деятельность по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

• межведомственное взаимодействие в системе профориентации школьников;

• социальное партнерство при проведении профориентационных мероприятий, направленных на социально-экономическую адаптацию молодежи на рынке труда;

• гармонизация взаимосвязи профессионального, жизненного и личностного самоопределения, что позволяет выходить на проблематику формирования системы ценностей и поиска смыслов профессионального труда и всей жизни, что делает профориентационную работу важным условием социализации личности и ее гражданского становления.

Вместе с тем выявлены барьеры на пути результативной и эффективной профессиональной ориентации учащейся молодежи: несоответствие жизненных установок, ценностей и моделей поведения молодых людей потребностям рынка труда в стране; социальная изолированность некоторых групп молодых людей (например, трудная жизненная ситуация, ограничения возможностей здоровья), отсутствие возможностей для полноценной социализации и вовлечения указанных групп в трудовую деятельность; несоответствие кадрового состава и материально-технической базы организаций современным технологиям работы и ожиданиям молодых людей.

Готовность обучающихся к социально востребованной деятельности трактуется через взаимосвязь трех типов самоопределения: профессионального, жизненного и личностного.

Результативность и высокая эффективность профориентационной работы зависят не только от скоординированого функционирования всех звеньев системы профессиональной ориентации, но и от того, как профориентация включена в систему воспитания личности. Содействие осознанию каждым молодым человеком не только личной, но и социальной значимости, социальной ценности и социальной ответственности своего труда — одна из важнейших задач профориентацион-ной работы.

Эффективность профориентационной работы определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи обучающимся в учебном процессе и внеурочной деятельности. Продуктивным является использование интегрированных профориентационных программ, направленных на общее знакомство с миром труда и приобретение трудовых навыков; формирование дифференцированных знаний о профессиях; развитие профессионально важных качеств; обучение навыкам трудоустройства и развитие социальных компетенций личности.

Можно констатировать, что в теории профессиональная ориентация сложилась как система, включающая следующие компоненты: профессиональное просвещение, развитие интересов и склонностей, профессиональную диагностику и консультирование, профессиональные подбор и отбор, профессиональную адаптацию.

В практике профессиональной ориентации занимают важное место центры профориентации и консультирования, службы занятости, в общеобразовательных учреждениях — кабинеты

профориентации. Вопросы выбора профессионального пути постепенно включаются в содержание учебного процесса. Также в этот период накапливается опыт организации производственной практики на рабочих местах и обеспечения связи с системой среднего профессионального и высшего образования.

Очевидно, что происходящее обновление концептуального осмысления и технологий профориентационной работы должно учитывать следующие основные тенденции:

• сценарии развития демографической ситуации в России указывают на грядущее уменьшение численности трудоспособного населения, то есть обеспеченность экономики трудовыми ресурсами вряд ли будет удовлетворительной, при этом уже через 10-20 лет в России один работоспособный человек должен будет содержать двух неработоспособных: ребенка и пожилого человека;

• приток трудовых мигрантов предопределяет усиление конкуренции за рабочие места между гражданами России и трудовыми мигрантами, снижение уровня жизни коренного населения за счет увеличения количества низкооплачиваемых рабочих мест, нежелание значительной части работодателей вкладывать ресурсы в подготовку и переподготовку кадров, а отсюда следует и их стремление идти по пути удешевления рабочей силы;

• год от года нарастает несоответствие профессионально-квалификационного состава трудоспособного населения ситуации на рынке труда, одновременно на нем увеличивается доля малопривлекательных для молодежи вакантных рабочих мест с заведомо низкой оплатой;

• деформация профессионального образования лишает значительную часть его организаций доверия как со стороны граждан, так и со стороны работодателей; активное участие ассоциаций работодателей в разработке программ подготовки кадров не является нормой;

• наблюдается массовое «отложенное взросление» молодого поколения, оно взрослеет не так, как того ожидает старшее поколение. Большинство современных выпускников обычной школы обнаруживают тотальную неготовность к переходу во взрослую жизнь, дети все позже и позже принимают решение о профессиональном выборе [1].

Таким образом, проблема самоопределения, подготовки учащейся молодежи к выбору профессии была актуальна на всех этапах становления и развития профессиональной ориентации нашего общества. Можно утверждать, что лучший опыт профориентации используется при разработке новых подходов к социальному, профессиональному самоопределению в условиях модернизации образования.

Литература

1. Чистякова С. Н. Оценка становления и тенденции развития проблемы профессионального самоопределения обучающихся // Профессиональная ориентация и занятость молодежи. 2017. № 1. С. 5-8.

References

1. Chistyakova S. N. Evaluation of formation and tendencies of development of problems of professional self-determination of students. Professional orientation and employment of youth [Professionalnaya orientatsiya i zanyatost molodezhi]. 2017. № 1. P. 5-8. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.