ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УДК 371
П. Н. Осипов
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Ключевые слова: студент, профессиональное развитие, профессиональное самоопределение, факторы профессионального развития студента, интенсификация и гармонизация профессионального самоопределения
студента.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности специалиста. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития. В статье анализируются факторы и барьеры профессионального самоопределения студента, предлагаются пути интенсификации и гармонизации этого процесса.
Keywords: student, professional development, professional self-determination, factors ofprofessional development of the student, intensification and harmonization ofprofessional self-determination of the student.
Social and economic changes occurring in our society make new demands to the person of the expert. The ability to be the subject of the professional development is put forward at the foreground. The factors and barriers ofprofessional self-determination of the student are analyzed the in article, ways of an intensification and harmonization of this process are offered.
Происходящие сегодня в нашей стране социально-экономические изменения предъявляют новые требования к профессиональной подготовке и использованию на
производстве выпускников вузов. Все это придает особую значимость профессиональному и жизненному самоопределению молодежи в современных условиях обновления российского общества и модернизации образования.
Анализ литературы и диссертационных исследований свидетельствует, что различные аспекты проблемы профессионального самоопределения молодежи в последние годы
разрабатываются достаточно активно (Э.Ф. Зеер, Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Ф.В. Повшедная, Н.С.Пряжников, С.Н.Чистякова и др.). Однако, как справедливо замечает академик РАО Е.А.Климов, «вопросы профессионального
самоопределения не могут быть решены раз и навсегда» [5, с.46]. Поэтому не случайно в последние годы эта проблема стала активно разрабатываться и в нашем университете [1-4, 6]. В определенной мере этому способствовал теоретический анализ сущности
профессионального развития личности и характеристика его особенности у студентов средних специальных учебных заведений, осуществленный нами ранее [8].
Анализируя понятие «профессиональное самоопределение», Е.А.Климов подчеркивает, что это не однократный акт принятия решения, оно не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, а продолжается на протяжении всей профессиональной жизни. По меньшей мере, в профессиональном самоопределении можно выделить ряд этапов:
- формирование профессиональных намерений, способа получения профессионального образования, первичное профессиональное самоопределение (школьный период);
- получение профессионального образования (15-23 года);
- профессионализация: вхождение в профессию, приобретение профессионального опыта, профессиональное самоутверждение;
- мастерство: качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности, индивидуальный стиль деятельности.
Профессиональное развитие студента - важнейшая часть системы непрерывного профессионального развития специалиста, на которую приходится два первых периода профессионального становления личности и, в свою очередь, включает:
- профессиональное самоопределение потенциального студента,
- адаптацию первокурсника к избранному учебному заведению профессионального образования, к новой социальной роли студента, к получаемой профессии,
- овладение этой профессией, освоение системы профессиональных знаний, умений и навыков,
- формирование социально значимых и профессионально важных качеств личности, положительного отношения, склонности и интереса к будущей профессии, желания по ней работать или продолжать образование.
Нами разработаны и обоснованы критерии и показатели профессионального самоопределения [7], отметим здесь лишь то, что показателями эффективности профессионального самоопределения и становления студента в вузе могут быть:
- знание своих психологических и психофизиологических особенностей и способностей;
- осознанность выбора профессии, включая предъявляемые к ней требования;
- адаптируемость к учебному заведению и избранной профессии;
- целенаправленное и осознанное освоение профессии;
- готовность работать или продолжать образование по освоенной профессии;
- готовность и способность к возможной профессиональной переориентации.
Ранее нами показаны в свете современных требований к образованию особенности профессионального самоопределения студентов в системе среднего профессионального образования [8], в том числе на примере технологического колледжа КГТУ [1]. Отрадно, что сегодня имеется положительная тенденция сближения интересов колледжа и университета. Колледж заинтересован в продвижении своих студентов в дальнейшем обучении по выбранной специальности в университете, так как это, безусловно, повышает престиж учебного заведения и обеспечивает необходимый качественный набор. А университет получает достойных студентов, которые имеют хорошую подготовку и ориентированы на получение необходимого уровня образования и квалификации.
Профессиональное становление студента в вузе - сложный, противоречивый процесс, обусловленный многими самыми различными факторами - психологическими, педагогическими, организационно-управленческими и т.д. Решающее значение имеет социально-экономическая обстановка в стране, определяющая реальный престиж образованности, профессионализма, компетентности. Интересы, мотивы, цели каждого человека формируются под воздействием экономических отношений и окружающей среды. Об этом свидетельствуют и результаты исследования особенностей профессионального самоопределения студентов КГТУ, опрошенных с помощью специально разработанной анкеты. Оказалось, что на выбор ими профессии повлияли её привлекательность - 48%, социальная престижность - 36%. Однако при этом лишь 30% студентов имели полное представление об избранной профессии до поступления в вуз, 55% - лишь некоторое, а 14% юношей и девушек совсем ничего о ней не знали.
Большая часть факторов зависит непосредственно от самих субъектов профессионального развития - это, прежде всего, социально-психологические, или личностномотивационные факторы. Среди них доминирующими являются наличие навыков и умений общения, способность к проектированию своей жизненной и профессиональной стратегии и тактики, стремление к овладению профессией, способность к самодиагностике, самоанализу, осознание своих достоинств и недостатков, а также нравственно-психологический климат дома, в семье, в группе.
Существенным фактором профессионального становления студента как будущего специалиста является его отношение к учебе. Сравнение результатов учебной деятельности
респондентов в школе и вузе обнажает проблему снижения показателей успеваемости в вузе. В тоже время 60% опрошенных удовлетворены своей учебой, качеством обучения. Не случайно именно эти студенты уверены, что после окончания вуза будут работать по специальности и станут хорошими специалистами. 24% студентов желают работать в коммерческой организации, а 17% опрошенных затруднились ответить на вопрос о своих перспективах. Определяя взгляды студентов на ближайшее будущее, мы выяснили, что 41% опрошенных отчетливо представляют свое будущее, у остальных жизненные планы еще не сложились. В целом, студенты положительно позиционируют свое будущее. Через десять лет они видят себя специалистами высокой квалификации (44%), имеющими хорошее место работы (27%), людьми, уважаемыми в обществе (34%) и живущими в достатке (40%). Безусловно, эффективность профессиональной подготовки конкурентоспособного специалиста во многом определяется тем, насколько выявляются и учитываются именно социально-психологические факторы профессионального становления студента в период его обучения в вузе.
Среди факторов, непосредственно обуславливающих процесс профессионального становления студента, доминируют высокий профессиональный уровень преподавателей, и соответствующий уровень профессиональной подготовки, владение навыками работы с компьютером, материально-техническая база учебного заведения и уровень образования, полученного в школе.
Существенную роль в процессе профессионального становления студента играет значительная группа организационно-педагогических факторов: наличие учебников,
литературы по специальности, условий для закрепления теоретических знаний на практике, индивидуальный подход к студентам, профессиональная направленность изучаемых предметов, демократический стиль отношения преподавателей со студентами. При этом выявлено, что 40% опрошенных по разным причинам (не сложились отношения в учебной группе, с преподавателями, разочаровались в профессии и т.д.) не удовлетворены учебой в вузе. По их мнению, учебный процесс слабо связан с реальной практикой - 24%, не устраивает организация учебного процесса -18%. Однако из того, что 45% студентам, по их признанию, трудно даются многие предметы, можно сделать вывод о их не готовности к получению высшего образования. Это упрек, как в адрес школы, так и самих студентов.
Для эффективного управления процессом профессионального развития студентов необходим мониторинг (отслеживание) факторов, благоприятно и отрицательно воздействующих на этот процесс, с последующим анализом результатов и принятием мер по стимулированию благоприятных и устранению или ослаблению воздействия отрицательных.
Процесс профессионального становления студента затруднен, как никогда. Вынужденная профориентация и внутреннее стремление к определенной самореализации, не связанной с получаемой в учебном заведении профессией, приводит студента к внутреннему конфликту, отражается на его профессиональном и в конечном итоге жизненном самоопределении.
На стадии профессионального образования многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии, возникает недовольство отдельными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. Наблюдается кризис профессионального выбора (самоопределения). Снижению неудовлетворенности будущей профессией способствует профессиональная направленность учебных дисциплин.
Фактически процесс профессионального становления на его начальных этапах, приходящихся на вуз, выглядит так: возникновение профессиональных намерений и поступление в вуз; репродуктивное усвоение профессиональных знаний, навыков и умений, пассивное отношение к воспитательным воздействиям. В то же время процесс профессионального становления должен выглядеть так: формирование профессиональных намерений и сознательный выбор профессии; продуктивное усвоение профессиональных
знаний, навыков, умений и взаимодействие обучающих и обучающихся. Именно такой подход обеспечит активное вхождение наших выпускников в профессию и реализацию личности в труде в последующем.
Для успешного профессионального становления студентов необходимо, чтобы в учебно-воспитательном процессе вуза у студентов в основном завершилось их профессиональное самоопределение, то есть сформировалось отношение к себе как к субъекту собственной профессиональной деятельности.
Профессиональное становление предполагает использование совокупности развернутых во времени приёмов социального воздействия на личность, включение её в разнообразные профессионально значимые виды деятельности (познавательную, учебнопрофессиональную и др.) с целью формирования у неё системы профессионально важных знаний, умений, качеств, форм поведения и индивидуальных способов выполнения профессиональной деятельности.
Сложившаяся ситуация и общая стратегия экономических реформ в России формирует потребность в инженерно-технических кадрах с высоким уровнем профессионализма и интеллектуально-творческой активности. Сегодняшние специалисты должны обладать необходимыми компетенциями, которые дают возможность осознать сущность и значимость своей профессии, быть способными к саморазвитию и самосовершенствованию на каждой ступени профессиональной подготовки.
В успешном решении проблемы подготовки таких специалистов очень важно стимулирование профессионального самоопределения студентов, в результате чего происходит согласование личностных потребностей с социально-профессиональными потребностями общества.
Стимулирование и гармонизацию процесса профессионального самоопределения молодежи в технологическом вузе обеспечивает создание единого образовательно-
производственного пространства в рамках нефтехимического образовательного кластера, в котором КГТУ отводится ведущая роль - координатора непрерывного образовательного процесса [2,6].
Образовательный кластер предполагает взаимодействие на принципах социального партнерства профессиональных учебных заведений трех уровней (профессиональный лицей, колледж, вуз), средних общеобразовательных учебных заведений и отраслевых предприятий, что дает возможность выпускнику школы выбрать ту стартовую позицию, с которой он начинает свою профессиональную подготовку. Непрерывность образовательного
пространства и его преемственность позволяет на любом этапе завершить, временно
приостановить, а также продолжить свое образование. При этом полученная на каждом этапе квалификация является завершенным этапом образования.
Движение по уровням профессионального образования, объемы и профили подготовки специалистов регулируются внутри образовательного кластера в соответствии с
государственно-корпоративным заказом при участии заказчиков кадров (предприятий и отраслевого министерства).
Принцип социального партнерства в рамках образовательного кластера позволяет определить реальных заказчиков кадров в лице предприятий или ассоциации предприятий и тем самым решить вопрос целевой подготовки молодежи. Вместе с тем появляется возможность создания условий получения студентами практических навыков в области их будущей профессиональной деятельности, обеспечивающей вхождение их в структуру предприятия и материальное стимулирование труда студентов в период обучения.
Анализ взаимодействия участников образовательного кластера позволяет рассматривать их социальное партнерство как благоприятное условие раннего профессионального самоопределения молодежи, способствующее интенсификации его в результате: создания единой непрерывной системы профессионального образования;
интеграции учреждений образования с промышленными предприятиями и различными организациями; соответствия рынка образовательных услуг и рынка труда.
Реализация кластерного образовательного подхода предполагает использование сквозных учебных планов начального, среднего и высшего профессионального образования, что оптимизирует образовательный процесс подготовки специалистов с высшим образованием на базе профильного среднего специального образования и сокращает срок подготовки специалиста.
Студенты, обучающиеся по сокращенным программам и имеющие профильное начальное и среднее профессиональное образование, обладают не только теоретической, но и хорошей практической подготовкой, более выраженной мотивацией получения образования по выбранной специальности.
Таким образом, университет способен обеспечить необходимые условия интенсификации профессионального самоопределения студентов и тем самым соответствующий требованиям уровень подготовки инженерно-технических кадров.
Результаты исследования убеждают в том, что в вузе должны быть созданы необходимые условия для профессиональной самореализации студентов в избранной (пусть даже случайно!) профессии. В их числе могут быть:
- реализация в начальный период профессионального становления комплекса профессиональных проб, т. е. включение студентов в ситуации, требующие принятия самостоятельного решения - от выявления профессионального интереса - до формирования устойчивого интереса к выбранной профессии; при необходимости оказание студентам помощи в переориентации, в переводе на другую специальность или даже в другое учебное заведение,
- создание профессиональной среды, пространства совместной жизнедеятельности и общения преподавателей и студентов, своего рода профессионального поля их совместной деятельности, через соучастие в которой и происходит профессиональное становление тех и других,
- организация производственной практики на штатных должностях с полным грузом ответственности.
Одна из главных целей профессионального образования теперь не только научить, но и обеспечить профессиональное развитие студента. Достижению этой цели способствуют:
- проектирование (прогнозирование) пути профессионального развития студента;
- создание, выбор или адаптация личностно-ориентированных образовательных программ;
- отслеживание (мониторинг) процесса профессионализации, в том числе на этапе профессионального образования.
Одной из главных целей образования сегодня также должно быть развитие у студентов заинтересованности и потребности в самоизменении, превращении студента в подлинный субъект образовательного процесса, жизнетворчества. Студент должен быть готов к переучиванию, самообразованию, уметь сам добиваться успеха, не надеясь ни на кого, быть психологически приспособляем (адаптируем) к изменениям и восприятию нового.
Новой доминантой профессионального образования является саморазвитие и самодвижение. Психологической основой этого становится создание индивидуальных образовательно-профессиональных путей развития личности, разработка образовательных программ, ориентированных на развитие и саморазвитие.
Литература
1. Бабанова, И.А. Особенности профессионального самоопределения студентов технологического колледжа // И.А.Бабанова, П.Н.Осипов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2009. - №4. - С.319-325.
2. Зиннурова, О.В. Этапы стимулирования профессионального самоопределения студентов технологического вуза в условиях социального партнерства с предприятиями нефтехимического
комплекса /О.В.Зиннурова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №7. -С.279-280.
3. Иванов, В.Г. Особенности профессиональной мотивации студентов инженерного вуза в системе основного и дополнительного профессионального образования / В.Г.Иванов, П.Н.Осипов, Е.В.Загайнова, А.И. Ирисметов // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С.169-172.
4. Иванов, В. Г. Профессиональное становление студентов и процесс профессионализации в вузе / В.Г.Иванов, И.Р.Искакова // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №12. - С.173-178.
5. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения /Е.А.Климов. 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 304 с.
6. Котова, Н.В. Образовательный нефтехимический кластер как условие стимулирования профессионального самоопределения молодежи / Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №7. - С.281-282.
7. Осипов П.Н. Критерии и показатели готовности личности к профессиональному самоопределению // Ориентация воспитания на саморазвитие интеллигентности и конкурентоспособности личности. -Казань: ЦИТ, 2009. - С.287-291.
8. Осипов, П. Н. Профессиональное развитие студента среднего специального учебного заведения (Социально-психологический аспект) / П.Н.Осипов. - Казань: РИЦ «Школа», 2002. - 196 с.
© П. Н. Осипов - д-р пед. наук, проф. каф. ПиМ ВПО КГТУ, [email protected]