М. В. Журавлева
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА
ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА
Ключевые слова: региональная система, нефтехимический комплекс, опережающая профессиональная подготовка, концептуальная модель.
Формирование региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса продиктовано объективной необходимостью инновационного развития нефтехимического комплекса. Определены методологические подходы ее построения и разработана концептуальная модель.
Keywords: regional system, petrochemical complex, advanced vocational training, conceptual
model.
Formation of a regional system of advanced vocational training for petrochemical complex is dictated by the objective need of innovative development of a petrochemical complex. Methodological approaches of its construction are identified and a conceptual model is developed.
Уровень подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса в настоящее время стал играть очень важную роль. Это обусловлено изменениями, которые произошли в характере развития производства в последние десятилетия. Ранее развитие производства было связано с совершенствованием технологических режимов, конструкций аппаратов, с внедрением новых методов управления технологическими процессами. Такой характер развития производства требовал при подготовке кадров уделять значительное время изучению конкретных технологий, т. к. детальное знание конкретной технологии было необходимым для успешной деятельности специалиста. В последнее время ситуация принципиально изменилась.
Основные направления инновационного развития нефтехимического комплекса определены в “Энергетической стратегии России на период до 2020 года”: рациональное использование разведанных запасов нефти, обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтедобывающей промышленности; ресурсо- и энергосбережение, сокращение потерь на всех стадиях технологического процесса при подготовке запасов, добыче, транспорте и переработке нефти; углубление переработки нефти, комплексное извлечение и использование всех ценных попутных и растворенных компонентов; формирование и развитие новых крупных центров добычи нефти, в первую очередь, в восточных районах России и на шельфе арктических и дальневосточных морей, модернизация существующих нефтегазоперерабатывающих и нефтехимических производств, разработка и освоение новых технологий [4].
Одним из ключевых моментов, определяющих решение стратегических задач, является обеспеченность производств комплекса новым поколением рабочих и инженерно-
технических работников, лидеров крупного промышленного химического производства, среднего и малого бизнеса, нацеленных не столько на покупку и адаптацию готовых зарубежных материалов, изделий и технологий, а на разработку и внедрение отечественных образцов, выполненных на уровне лучших мировых стандартов, а также способных быстро адаптироваться в условиях инновационного сырьевого и технологического обновления в отрасли.
Проводимая узкоспециализированная, с низким уровнем мобильности, дублирующая профессиональная подготовка не обеспечивает соответствие качества образования актуальным научно-технологическим требованиям инновационно-развивающегося нефтегазохимического комплекса. Это предопределяет необходимость модернизации профессиональной подготовки кадров и актуализирует опережающую профессиональную подготовку, которая обеспечит им основу успешной профессиональной деятельности не только на данном этапе, но и в будущем.
Сущность принципа опережающего образования заключается во взаимодействии определенным образом построенных содержания и процесса передачи знаний, направленных на развитие у человека предрасположенности к их получению, и его результата в виде умения активно приращивать знания [3].
Удовлетворение требований нефтехимического комплекса к уровню подготовки кадров с учетом содержания принципа опережающего образования позволяет прогнозировать принципиально новый образовательный процесс подготовки кадров для нефтехимического комплекса. Поэтому для перехода к инновационному учебно-воспитательному процессу должны быть созданы условия, такие как: психологическая и образовательная готовность обучающихся, разработанность содержания подготовки, организация образовательного процесса, компетентность педагогов, наличие соответствующей материальнотехнической базы в учреждениях профессионального образования.
Необходимость комплексного выполнения условий по обеспечению реализации опережающего образовательного процесса актуализирует разработку системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса.
Предприятия нефтегазохимического комплекса размещены во всех федеральных округах и 71-м из 89 субъектов Российской Федерации. Однако при этом существует разрыв между сырьевыми регионами (Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и центрами переработки, расположенными преимущественно в европейской части страны. Естественно это обуславливает различную структуру региональных комплексов и отличительную их потребность в кадрах. Поэтому, говоря об опережающей профессиональной подготовке, актуальным является исследование региональных систем образования, учитывающих: специфику региональных производственных комплексов, совокупность образовательных, научных и экономических институтов, потребности регионального рынка труда. Этим определяется необходимость формирования и исследования региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса.
Учитывая требования нефтехимического комплекса к уровню подготовки кадров в соответствии с перспективами его развития, цель региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса заключается в формировании компетентных, прогностически и инновационно-ориентированных кадров, способных действовать в режиме реальных производств и постоянного опережения их существующего состояния.
Основными методологическими подходами при разработке системы подготовки являются: системный, синергетический, ресурсный, личностно-ориентированный, контекстный, компетентностный.
- системный подход позволяет рассматривать все проектируемые элементы системы как единое целое с многообразными внутренними связями между собой и элементами внешней среды;
- использование синергетического подхода позволяет рассматривать подготовку как целостную систему, развитие которой обеспечивается за счет активного использования как внутренних ресурсов, так и возможностей, определяемых условиями внешней среды;
- ресурсный подход заключается в создании таких условий взаимодействия их субъектов, благодаря которым развитие будет максимально возможным для каждого участника образовательного процесса;
- использование личностно-ориентированного подхода обеспечивает приоритетное развитие ценностно-эмоциональной сферы личности, ее личностных отношений к миру, деятельности, ее личностная позиция;
- контекстный направлен на исследование особенностей подготовки обучающихся с учетом их будущей профессии, т.е определение уровня личностного включения учащегося в процессы познания и овладения будущей профессиональной деятельностью, что напрямую определяет успешность их дальнейшей профессиональной деятельности;
- реализация компетентностного подхода связана с определением необходимых изменений в профессиональной подготовке, обусловленных происходящими в обществе и экономике переменами;
- прогностически-технократический отражает соответствие содержания образования требованиям техники и технологиям, находящимся на стадии проектирования.
Ключевой фигурой в образовательном процессе является личность обучающегося и от того, как он видит и понимает цели и перспективы опережающего образования, будет зависеть его подготовленность и способность к нему, то есть эффективность опережающей профессиональной подготовки.
Проектирование содержания подготовки определяется требованиями нефтехимического комплекса в соответствии с перспективами его развития и разрабатывается с учетом поэтапного формирования устойчивого интереса к профессиональной деятельности в нефтехимическом комплексе у обучающихся, которое способствует усилению мотивации к получению опережающего образования, как фактора быстрой адаптации в меняющихся условиях производства [1, 2].
Под поэтапным формированием устойчивого интереса к профессиональной деятельности в отрасли у обучающихся в системе “школа-вуз” мы понимаем: возникновение заинтересованности профессиями в отрасли у школьников, поддержание возникшего интереса и общепрофессиональное представление деятельности на младших курсах вуза, осмысление правильности выбора профессии и твердый настрой работать в отрасли на старших курсах.
Учитывая необходимость стимулирования мотивации обучающихся к будущей профессиональной деятельности, основными принципами организации учебновоспитательного процесса являются: профессиональной направленности, формирования личностной мотивации, региональности, интеграции, преемственности, интенсификации обучения, дифференциации, вариативности образовательных программ.
Структуру и принципиальную технологию реализации системы подготовки отражает концептуальная модель региональной системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтехимического комплекса (рис.1), характеризующая:
- организационную структуру системы, участниками которой являются: институциональные структуры, осуществляющие непрерывную профессиональную подготовку
Рис. 1 - Концептуальная модель региональной системы опережающей подготовки кадров для НГХК
(профильные школы, учреждения НПО,СПО,ВПО); работодатели - отраслевые предприятия, научные структуры, сфера бизнеса (субъекты отраслевого регионального образовательно-научно-производственного комплекса); структуры управления образованием и отраслью;
- покомпонентную структуру учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего формирование готовности к профессиональному образованию - на уровне школы и формирование конструктов профессиональной деятельности - на уровне профессионального образования;
- набор формируемых компетенций
- способ корректирования результатов подготовки - гармонизацию профессионального самоопределения обучающихся в системе “школа-вуз”, которую мы рассматриваем как процесс, обеспечивающий формирование готовности обучающихся к опережающей подготовке.
Литература
1. Зиннурова, О.В. Оптимизация процесса подготовки высококвалифицированных кадров для нефтехимической отрасли / О. В. Зиннурова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. -№7. - С.275-276.
2. Котова, Н.В. Проектирование содержания элективного курса «Прикладная химия» для учащихся школ естественнонаучного профиля/ Н.В.Котова, М.В.Журавлева // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - №1. - С.353-356.
3. Новиков П.М., Опережающее профессиональное образование: научно-практическое пособие / П.М. Новиков, В.М.Зуев// М.: РГАТиЗ. 2000 - 266с.
4. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года // Приложение к журналу «Энергетическая политика». - 2003. - 136 с.
© М. В. Журавлева - канд. техн. наук, доц. каф. технологии основного органического и нефтехимического синтеза КГТУ, guravleva 0866@ mail.ru.