ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК 339.9
В. В. Авилова, Г. Н. Ларионова
СПЕЦИФИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
В НЕФТЕГАЗОХИМИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ (НА ПРИМЕРЕ РТ)
Ключевые слова: интеграция, интеграционные процессы в нефтегазохимическом комплексе (НГХК), корпоративные
структуры в НГХК, малые нефтяные компании.
Раскрывается специфика и роль интеграционных процессов в развитии нефтехимического комплекса Республики Татарстан, основные корпорации нефтегазохимического комплекса РТ, использующие интегрированные процессы для повышения конкурентоспособности.
Keywords: integration, integrated processes, corporate structures, small oil companies.
The specificity and role of integrated processes in development of the petrochemical complex of Tatarstan, the basic corporations of petrochemical complex of Tatarstan using integrated processes for increasing competitiveness are revealed.
Основными параметрами экономической среды в настоящее время являются: слабое развитие инноваций; низкая конкурентоспособность продукции, производимой на предприятиях России; доминирующее желание большинства предпринимателей и представителей малого бизнеса торговать продукцией, созданной в других странах; недостаточная эффективность производственного бизнеса. Перечисленные проблемы требуют системного подхода для их решения. Одним из решающих факторов является создание региональных корпораций, которое позволит организовать и реорганизовать производственные бизнес-процессы, оптимально распределить функции и ответственность, рационально использовать компетенции хозяйствующих субъектов, эффективно использовать ресурсы, что, в свою очередь, позволит повысить конкурентоспособность региона, региональной продукции, сформировать бренд региона. Корпоратизация региональной экономики - один из этапов формирования «новой» экономики, основанной не только на инновационном прорыве, модернизациии и дальнейшем развитии, но и на интеграционных преобразованиях. Как отмечал президент РФ Д.А. Медведев в послании Федеральному Собранию, «вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям» [1].
Особенность интеграционных процессов такова, что они способствуют преодолению территориальных границ субъектов Федерации, которые зачастую становятся барьерами на пути развития предприятий среднего и малого бизнеса. Развитие происходит в рамках промышленных кластеров и осуществляется преимущественно сверху вниз -вдоль технологической цепочки.
Вместе с тем ряд регионов отличается спецификой интеграционных процессов, в которые включены не только собственники, но административные структуры. Речь идет о регионах, в которых
представлены отрасли, целиком образующие промышленный кластер. Примером такого региона является Республика Татарстан, на территории которой расположены крупные предприятия нефтедобычи, нефтехимии, нефтепереработки [11].
Республика Татарстан обладает исключительно благоприятным для высокотехнологического развития нефтехимической промышленности сочетанием ресурсного, производственного и научного потенциалов. Разработка, внедрение и трансферт новых продуктов и технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, а значит, и повышения конкурентоспособности и предприятий, и нефтехимической отрасли, и экономики в целом.
Президентом Республики Татарстан Минни-хановым Р.Н. развитие химической и нефтехимической промышленности определено в качестве стратегического приоритета. Нефтехимическая промышленность является одной из главных точек роста республиканской экономики.
—►[ ООО «Форд COJIEPC холдинг»
Рис. 1 - Внутриреспубликанская интеграция предприятий
Все предприятия нефтехимии находятся в единой технологической цепочке, которая начинает-
ся со стадии разведки и добычи нефти, и завершается производством товаров заключительного этапа переработки углеводородного сырья (рис. 1).
Одной из первых интеграционных групп в нефтяной и нефтехимической промышленности Республики Татарстан в 1993 году Указом Президента РТ было создано ОАО “Татнефтехиминвест-Холдинг”, в целях обеспечения ускоренного развития, осуществления его структурной перестройки, повышения эффективности и конкурентоспособности В него вошли акционерные общества “Татнефть”, “Казаньоргсинтез”, “Нижнекамскнефте-
хим”, “Нижнекамскшина” [3]. Одной из характерных черт созданной компании, отличающих холдинг от ФПГ, является большое влияние государства, связанное с весомой долей государственной собственности, что позволяет Правительству сохранять ключевые властные позиции в ведущих отраслях экономики Татарстана. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что многие холдинговые компании функционируют эффективно, успешно решая поставленные задачи. Причем, многие факты из практики функционирования ФПГ и холдингов подтверждают, что корпоративные структуры ориентируются в хозяйственной деятельности на длительную перспективу, реализуя заложенные в них преимущества.
ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг» выполняет роль координационно-экспертного центра, работающего в широком диапазоне направлений деятельности нефтегазохимического комплекса. Холдинг не занимается производством продукции, основной его целью является способствование наиболее полному использованию интеллектуального, материального, природоресурсного, производственного и научно-технического потенциала нефтехимического комплекса Республики Татарстан и получение на основе этого прибыли. В связи с этим, холдинг поддерживает тесные контакты с различными научными организациями и институтами, как российскими, так и зарубежными. Инвестиционная деятельность ОАО «Татнефтехиминвест-Холдинг» — крупные стратегические проекты, связанные с разведкой и разработкой новых месторождений углеводородного сырья, созданием новых и модернизацией действующих химических производств осуществляются, главным образом, за счет привлечения средств иностранных инвесторов.
В настоящее время существующая структура и функции холдинговой компании не вполне удовлетворяют запросам вошедших в нее предприятий. В этой связи назрела необходимость провести перестройку и изменить организационную структуру деятельности и управления холдинга, вследствие чего Правительство РТ перераспределило центры ответственности за развитие нефтегазохимического комплекса, передав его в административное подчинение Министерству энергетики РТ.
Необходимо ориентировать крупные интеграционные формирования на построение классической рыночной структуры, присущей ФПГ, включающей координирующее звено, мощный коммер-
ческий и финансовый блоки, предполагающей ориентацию на внешний рынок и облегчающей продвижение товаров. Традиционными в мировой практике являются проведение внутри ФПГ согласованной маркетинговой, научно-технической политики, поддержка инноваций. Примером для реорганизации внутрихолдинговой деятельности региональных интегрированных структур может послужить структурная перестройка холдинговой компании “ЛУКойл”. В рамках этой корпоративной структуры в настоящее время созданы или находятся в процессе создания крупные операционные структуры по решению всего комплекса хозяйственных вопросов в каждом секторе основной деятельности: компания по разведке запасов, нефтедобыче и нефтепереработке; компания-оператор по поставкам; компания, оказывающая услуги по сбыту готовой продукции; инжиниринговый, маркетинговый, инвестиционный, сервисный, финансово-расчетный центры и страховая компания. По этой схеме, которой обычно придерживаются иностранные нефтяные компании, единому центру, в данном случае финансоворасчетному, принадлежит право получения прибыли, так как он становится собственником нефти и нефтепродуктов, производимых всеми дочерними фирмами холдинга.
"Татнефть" - вертикально интегрированная нефтяная компания, ведущая добычу и переработку углеводородного сырья преимущественно в Республике Татарстан, и занимающая 6-е место среди российских нефтяных компаний по объемам доказанных запасов и производства. Компания является холдинговой структурой, в состав которой входит нефтегазодобывающий комплекс (НГ ДУ, ЗАО «Татнефть-Самара» и др.), нефтегазоперерабатывающие «Татнефтегазпереработка», ОАО «ТАНЕ-КО») и нефтехимические предприятия, а также предприятия, реализующие продукты нефтепереработки и нефтехимии, банковские, страховые и сервисные компании. Также группа активно развивает сеть своих заправочных станций, число которых в России, по 2009 года, составило 484. На Украине компании принадлежит 136 АЗС.
В отличие от других российских нефтяных компаний, в процессе создания "Татнефти" в её структуру не был включен ни один крупный нефтеперерабатывающий завод. В связи с отсутствием собственных перерабатывающих мощностей компания вынуждена была либо продавать часть добываемого сырья на внутреннем рынке, либо перерабатывать его на условиях процессинга. "Татнефть" неоднократно пыталась решить эту проблему. Немаловажной особенностью компании "Татнефть" является то, что ее нефтяные поставки характеризуются высоким содержанием серы. Запуск собственного Нижнекамского НПЗ должно позволить компании перерабатывать ее высокосернистую нефть внутри группы.
Новой вертикально интегрированной компанией в нефтехимии России и РТ является ГК ОАО «ТАИФ». ТАИФ сейчас представляет собой крупнейшую промышленно-инвестиционную компанию,
обладающую значительными активами и имеющую мощный производственный потенциал, гибкую форму управления и высокий уровень менеджмента. Группа компаний «ТАИФ», объединяющая 67 дочерних и зависимых компаний, осуществляет свою деятельность во многих направлениях, пять из которых являются основными: это - нефтегазоперера-ботка и нефтехимия, телекоммуникации, строительная индустрия, банковская и инвестиционная сферы и сфера услуг (рис. 2).
Рис. 2 - Бизнес-направления группы компаний Таиф
Все предприятия тесно связаны между собой финансово, технически, технологически и в управлении. Нефтехимия и нефтепереработка является для компании одним из главных направлений деятельности. Нефтехимический блок компании состоит из лидеров производства химической продукции не только в России, но и за рубежом. Компания владеет контрольными пакетами акций таких предприятий, как ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим»,
ОАО «Химический завод им. Карпова». Группа «ТАИФ» завершила организационный этап создания собственного энергетического подразделения. В марте 2010 была заключена сделка по приобретению у республиканского госхолдинга «Татэнерго» двух ТЭЦ (в Нижнекамске и Казани), которые вошли в структуру ОАО «ТГК-16». Контролируемые группой предприятия («ТАИФ-НК», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез») будут обеспечены собственной тепловой и электрической энергией на 100% и 60% соответственно. Получать ее они будут по себестоимости, что в три раза дешевле текущих тарифов «Татэнерго». Это позволит повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, рост которой сдерживает в первую очередь именно высокая энергоемкость производства.
Примером вхождения финансовых структур в промышленность может служить холдинговая компания «АК БАРС», формируя вокруг себя торгово-промышленную и строительную группу предприятий. Сегодня «Ак Барс Холдинг» - один из крупнейших холдингов в Республике Татарстан, имеющий широко диверсифицированную структуру. Пятая часть его доходов приходится на про-
мышленность, на предприятиях которой занято около 7 тысяч человек. Дочерние промышленные предприятия холдинга, такие как ОАО «Зеленодольский завод им. А.М. Горького», ОАО «Казанский завод «Электроприбор», ОАО «Хитон», известны по всей республике. ОАО «Хитон» является на сегодняшний день одним из крупнейших производителей бытовой химии, лакокрасочной продукции и гофроупаковки в Приволжском Федеральном Округе.
Нефтехимическая отрасль Республики Татарстан состоит из монопольных гигантов (холдингов) и малые предприятия и организации являются составляющей частью этих гигантов.
С 2004 года в Республике Татарстан последовательно выстраивалась инфраструктура для развития малого и среднего предпринимательства. Начали с создания первого в стране инновационного технопарка «Идея», затем организовали Инвестиционно-венчурный фонд, лизинговую компанию малого бизнеса. Пока нефтяной сектор остается в республике самой развитой отраслью экономики. Однако сейчас делается акцент на развитии нефтехимии, и здесь есть существенные ниши для малого и среднего бизнеса. Основная задача - обеспечить переработку региональными предприятиями 30% полимерного сырья, производимого в республике. Для ее реализации создан технополис «Химград», где размещаются, в основном, компании, работающие в этом направлении. Задачами «Химграда» являются: развитие нефтехимического кластера Республики Татарстан; создание условий для развития малых и средних компаний нефтехимической отрасли РТ; развитие кадрового потенциала нефтехимической отрасли; развитие высокотехнологичных предприятий нефтехимической отрасли; тесное взаимодействие крупных нефтехимических предприятий, ВУЗов и малой нефтехимии. Почти 200 компаний, связанных с нефтехимическим производством, реализуют свои проекты в «Химграде». Самым лучшим подтверждением того, что эта система работает, является тот факт, что количество резидентов и рабочих мест осталось неизменным даже в самый пик экономического кризиса [8].
Создание высокотехнологичных нефтехимических комплексов на основе инноваций позволит укрепить малый и средний бизнес нефтяной отрасли за счет организации выпуска конкурентоспособной продукции, которая будет востребована не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Успешно развивающееся малое и среднее предпринимательство - это гарантированные рабочие места, дополнительный бюджетный доход, заполнение малоэффективных для крупного бизнеса экономических ниш.
С середины 1990-х гг. в связи с изменением институциональной среды условия развития нефтяной промышленности стали более благоприятными вследствие достаточно быстрого развития мелкого предпринимательства в нефтяной отрасли и создания малых нефтяных компаний. Возрастание мирового спроса на нефть явилось для нефтедобывающих предприятий стимулом увеличения нефтедобы-
чи и одновременно роста числа малых нефтедобывающих компаний (МНК). В настоящее время в нефтяной промышленности Татарстана работают 33 малые нефтяные компании. [5]. В 2009 году предприятиям республиканского нефтегазохимического комплекса было добыто 32 млн. 400 тыс. тонн нефти, что на 0,7% больше уровня 2008 года. Добыча нефти малыми нефтедобывающими компаниями увеличилась до 6 млн. 600 тыс. тонн, таким образом, удельный вес в общем объеме добычи составил 20,5%. Для сравнения: в 2008 году данный показатель составлял 19,2 процента.
По мнению специалистов, «создание новых нефтяных компаний коренным образом изменило ситуацию с добычей нефти в республике: появились новые инновационные технологии, конкуренция, новые МУН1 и методы интенсификации добычи [9]».
Ярким примером интеграции малого нефтяного бизнеса в Республике Татарстан является общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания «Шешмаойл» [2].
ООО Управляющая Компания «ТТТЕТТТМА-ОЙЛ» - динамично развивающаяся компания в нефтяном бизнесе Республики Татарстан, пример успешного развития национального научнотехнического потенциала. За короткий период деятельности компания осуществила полную диверсификацию системы управления и техническое перевооружение, создав за счет развития инновационных процессов передовые технологические процессы нефтедобычи [10].
Последняя особенность обусловливает то обстоятельство, что не только производственный процесс МНК, но и их управленческая деятельность находятся под влиянием природно-географических факторов, требующих пристального внимания к проблемам планирования финансовых потоков. Это связано с тем, что для удовлетворения потребности общества в углеводородах недропользователи используют и худшие участки недр. Таким образом, малые нефтедобывающие компании чрезвычайно зависимы от природного фактора, в силу чего они, как правило, не получают горного дохода. В таких условиях природные особенности проявляются как фактор закономерного повышения стоимости добываемой продукции. В то же время небольшие по объемам запасов месторождения, неинтересные крупным компаниям в качестве источника повышения нефтедобычи, могут оказаться привлекательными для МНК с точки зрения внутренней рентабельности - уровня отдачи от вложенных средств. Поэтому малые компании вынуждены применять дорогостоящие передовые технологии и увеличивать капитальные затраты. Несмотря на это, «производительность труда у них часто выше, чем у крупных компаний, доля простаивающих скважин в 2,5 раза меньше, а текущий отбор остаточных извлекаемых запасов в среднем в 1,5 раза превышает уровень по всей нефтяной отрасли России». При этом МНК в расчете на 1 тонну добытой нефти платят налогов значительно больше, чем холдинги, а также вносят
значительный вклад в освоение новых месторождений.
Таким образом, решение всех задач, стоящих перед нефтехимическим комплексом Республики Татарстан возможно решить только за счет консолидации крупных корпоративных структур отрасли с малыми компаниями, как правило, находящимися в окружении этих крупных предприятий.
Слияние МНК с крупными нефтяными компаниями РТ может обеспечить ряд преимущественных направлений в развитии нефтяного сектора республики:
- возможность достичь конкурентных преимуществ на рынке экспорта нефтепродуктов и нефтехимической продукции;
- при слиянии исчезнет проблема доступа к экспортным и нефтепромысловым трубопроводам, а так же нефтеперегонным предприятиям;
- МНК на сегодняшний день имеют передовые инновационные технологии, что позволит разрабатывать новые месторождения и расширять границы, обеспечивая рост добычи нефти;
- за счет роста динамики добычи нефти МНК смогли привлечь большой приток инвестиций в отрасль.
- МНК способствуют повышению самодостаточности населенных пунктов Татарстана благодаря формированию в них конкурентной предпринимательской среды.
Целью развития химии и нефтехимии Республики Татарстан является достижение долгосрочной конкурентоспособности отрасли на мировом и российском рынках, рост объемов производства и социально-экономической эффективности на основе обновления и увеличения основного капитала, повышение инвестиционно-инновационной активности и структурной сбалансированности отрасли за счет усиления кластерных тенденций, расширение сектора средних и малых компаний, производство наукоемкой продукции. Обозначенная цель развития отрасли согласуется с общефедеральной и республиканской политикой рационализации структуры экономики и промышленности за счет опережающего развития отраслей с высокой долей добавленной стоимости и снижения ресурсоемкости валового внутреннего продукта. Указанная цель достижима в случае создания в республике передовых объектов производства и инфраструктуры, оптимального использования имеющихся природноресурсного, трудового, инновационного, географического, кластерного потенциалов [4].
В стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года определена необходимость формирования конкурентоспособных территориально-
отраслевых кластеров, работающих на мировом уровне производительности труда, создание и обеспечение функционирования территориальных зон опережающего экономического роста.
В число таких проектов может войти проект Камского инновационного территориально-
производственного кластера на период до 2020 года,
задачей которого является создание конкурентоспособного на мировом уровне территориальнопроизводственного кластера. Камский инновационный территориально-производственный кластер расположен на северо-востоке Татарстана. В его состав входят городской округ Набережные Челны и пять муниципальных районов: Елабужский, Заин-ский, Менделеевский, Нижнекамский, Тукаевский.
На территории Камского инновационного территориально-производственного кластера сформированы ключевые отрасли: автомобилестроение и нефтехимия. Крупнейшими системообразующими предприятиями машиностроения являются ОАО «Камаз», ОАО «ПО ЕлАЗ». Начиная с 2012 года начнется реализация проекта по выпуску автомобилей ООО «Форд Соллерс Холдинг» порядка 200 тыс. автомобилей в год.
К действующим предприятиям нефтехимии относятся ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина», крупнейший в стране нефте-прерабатывающий комплекс ОАО «ТАНЕКО». В 2011 году запущен проект по строительству завода по производству минеральных удобрений ОАО «Аммоний» стоимостью 54 млрд. рублей.
Также на данной территории расположена особая экономическая зона «Алабуга». Продукция этих предприятий широко представлена на российском и международных рынках, по отдельным видам продукции эти предприятия являются лидерами на мировых рынках. Здесь производится каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая третья шина, более 45% синтетических каучуков. При этом более четверти всей производимой продукции (26,29%) относится к инновационной, что значительно выше среднероссийского уровня (18,7%).
Соответственно, предприятия имеют тесные кооперационные связи, выстроена технологическая цепочка, когда конечный выпуск одного предприятия является предметом передела другого (Нижнекамскнефтехим - Нижнекамсктехуглерод - Нижнекамскшина и т.д.). Дальнейшее укрепление и развитие таких связей, реализация современных интеграционных механизмов экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов Камского инновационного территориально-производственного кластера (вертикальная и горизонтальная модель интеграции) будет являться одним из направлений реализации проекта развития Камского инновационного территориально-производственного кластера. Камский инновационный территориально-производственный кластер станет точкой экономического роста и привлечения инвестиций не только в рамках Республики Татарстан, но и в масштабах Российской Федерации в целом.
Однако, несмотря на мощный ресурсный потенциал данной территории, способный сыграть роль мультипликатора не только для развития татарстанских и российских товаропроизводителей, имеются существенные ограничения, препятствующие ее дальнейшему развитию. Прежде всего, такими ограничениями являются:
— недостаточная обеспеченность инфраструктурой - транспортной, инженерной и социальной;
— дефицит высокопрофессиональных специалистов для действующих и вновь создаваемых высокотехнологичных рабочих мест;
— невысокие темпы роста производительности труда.
Таким образом, решение указанных проблем возможно лишь при участии государства с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
Государственная и муниципальная власть, поставив перед этими предприятиями задачи их дальнейшего развития, должно взять на себя обязательства по решению проблем в развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а также кадровой политики, то есть в тех сферах деятельности, где системное решение этих проблем государством приносит максимальный эффект.
Развитие производства и наращивание экономики неизбежно сопровождается повышением нагрузки на природную среду и может привести к снижению ее устойчивости. Поэтому наряду с социально-экономическим развитием региона на паритетных началах должно предусматриваться и обеспечение экологической безопасности, экологической реабилитации территорий в условиях роста и развития реальных секторов экономики.
Осуществление всего комплекса мер позволит существенно повысить инвестиционную привлекательность Камского инновационного территориально-производственного кластера как действующих, так и для потенциальных инвесторов.
Литература
1. Послание Федеральному Собранию РФ 12 ноября 2009 г. / Москва. Большой Кремль, Д. Медведев.
2. Аналитические материалы ООО УК «ШЕШМАОЙЛ»
- Официальный сайт ООО УК «ШЕШМАОЙЛ», 2011. -(Шр://^'^^. sheshmaoil.ru/).
3. Авилова, В.В. Мотивы и формы создания интегрированных корпоративных структур / В.В. Авилова, Д.Ш. Султанова // Экономический вестник. - 2003. - № 4.
4. Башкирцева, С.А. Прогнозирование направлений развития малого инновационного предпринимательства в сфере малотоннажной химии Республики Татарстан / С.А. Башкирцева // Вестник Казан. технол. ун-та. Т.14. №15; 2011. - С. 292-298.
5. Власти Татарстана помогут малым нефтяным компаниям построить НПК (gaseta.etatar.rU/news/view/5/24699)
6. Крюков, В. А. Нефтегазовые ресурсы в трансформируемой экономике: о соотношении реализованной и потенциальной общественной ценности недр (теория, практика, анализ и оценки) / В.А. Крюков, А.Н. Токарев.
- Новосибирск: Наука-Центр, 2007. - 588 с.
7. Малому бизнесу нефтяной отрасли помогут нефтехимические комплексы
(http://prosperite.livejournal.com/73658.html).
8. Минниханов, Р.Н. Малый бизнес нуждается в комплексной поддержке государства (http://www.opora-credit.ru/news/hot/detail.php?ID=21203).
9. Муслимов, Р. Х. Развитие нефтегазового комплекса
Республики Татарстан до 2020 г.: возможности и проблемы / Р.Х. Муслимов // Нефтяное хозяйство. - 2005. -№ 5. - С. 10-14.
10. Салихов, И.Ф. Методические аспекты формирования инновационной стратегии малых нефтяных компаний: монография / И.Ф. Салихов. - Казань: Отечество, 2011.
- 237 с.
11. Туфетулов, А.Н. Влияние интеграционных процессов на трансформацию экономики предпритий химической и нефтехимической промышленности региона / А.Н. Туфетулов, А.В. Бандурин // Транспортное дело. - 2009.
- №1.
© В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф., зав. каф. экономики КНИТУ, [email protected]; Г. Н. Ларионова - канд. экон. наук, доц. каф. экономики и управления НХТИ КНИТУ, [email protected].