Научная статья на тему 'Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК'

Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПОДГОТОВКА / ЛИНЕЙНЫЙ ИНЖЕНЕР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ КЛАСС / МАГИСТР / СЕТЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADVANCED TRAINING / LINE ENGINEER / EDUCATION PROGRAM / TOP-NOTCH SPECIALISTS / MASTER''S DEGREE / ONLINE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Климентова Г.Ю.

В период масштабной научно-технологической трансформации НГХК возрастает роль опережающей профессиональной подготовки инженеров. В статье проведен анализ функционирования системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (НГХК) Республики Татарстан, и выявлены проблемы в содержании и организации образовательного процесса. Рассмотрены возможные пути решения задачи повышения эффективности опережающей профессиональной подготовки линейных инженеров для регионального НГХК. Представлена инновационная практика национального исследовательского университета по совершенствованию педагогических технологий, форм и методов непрерывного учебно-воспитательного процесса. Показана ее эффективность в повышении качества опережающего образования, что способствует обеспечению предприятий нефтегазохимического комплекса высокопрофессиональными кадрами, готовых к реализации задач нового технологического развития отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Журавлева М.В., Башкирцева Н.Ю., Климентова Г.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADVANCED TRAINING OF LINE ENGINEERS FOR LOCAL PETROCHEMICAL COMPLEX

In the period of large-scale scientific and technological transformation of petrochemical complex, the role of the advanced professional training of engineers is increasing. Functioning of system of personnel advanced training for the petrochemical complex of Tatarstan Republic is analyzed in the article so that problems of the content and organization of the education process are being identified. The possible solutions of the problem of improving the efficiency of advanced training of line engineers for the local petrochemical complex are considered. The innovative practice of National Research University on the improvement of teaching technologies, forms and methods of continuous education and upbringing process are presented. Its efficiency in improving the quality of advanced education is shown, and that helps to provide the petrochemical complex enterprises with top-notch staff being ready to implement objectives of new technological development of the industry

Текст научной работы на тему «Проблемы опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК»

УДК 378

ПРОБЛЕМЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДГОТОВКИ ЛИНЕЙНЫХ ИНЖЕНЕРОВ ДЛЯ РЕГИОНАЛЬНОГО НГХК

М.В. Журавлева, Н.Ю. Башкирцева, Г.Ю. Климентова1

'Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Интегративная подготовка линейных инженеров для повышения производительности труда предприятий нефтегазохимической отрасли - СИНЕРГИЯ-2018»

Аннотация. В период масштабной научно-технологической трансформации НГХК возрастает роль опережающей профессиональной подготовки инженеров. В статье проведен анализ функционирования системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса (НГХК) Республики Татарстан, и выявлены проблемы в содержании и организации образовательного процесса. Рассмотрены возможные пути решения задачи повышения эффективности опережающей профессиональной подготовки линейных инженеров для регионального НГХК. Представлена инновационная практика национального исследовательского университета по совершенствованию педагогических технологий, форм и методов непрерывного учебно-воспитательного процесса. Показана ее эффективность в повышении качества опережающего образования, что способствует обеспечению предприятий нефтегазохимического комплекса высокопрофессиональными кадрами, готовых к реализации задач нового технологического развития отрасли.

Ключевые слова: опережающая подготовка, линейный инженер, образовательная программа, специализированный класс, магистр, сетевое обучение.

PROBLEMS OF ADVANCED TRAINING OF LINE ENGINEERS FOR LOCAL PETROCHEMICAL COMPLEX

М. Zhuravleva, N. Bashkirtseva, G. Klimentova

Abstract. In the period of large-scale scientific and technological transformation of petrochemical complex, the role of the advanced professional training of engineers is increasing. Functioning of system of personnel advanced training for the petrochemical complex of Tatarstan Republic is analyzed in the article so that problems of the content and organization of the education process are being identified. The possible solutions of the problem of improving the efficiency of advanced training of line engineers for the local petrochemical complex are considered. The innovative practice of National Research University on the improvement of teaching technologies, forms and methods of continuous education and upbringing process are presented. Its efficiency in improving the quality of advanced education is shown, and that helps to provide the petrochemical complex enterprises with top-notch staff being ready to implement objectives of new technological development of the industry.

Keywords: advanced training, line engineer, education program, top-notch specialists, Master's degree, on-line learning.

Приоритет вступления страны в новый технологический этап развития экономики определяет инновационные задачи для базовых отраслей экономики, в состав которых входит нефтегазохимический комплекс (НГХК). В соответствии с целевым сценарием ускоренного технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается научно-технологический

«скачок» развития НГХК. Его ключевыми направлениями выступят следующие:

- осуществление радикальной технологической модернизации;

- формирование глобально конкурентоспособных корпораций;

- формирование собственной научно-технологической основы для экономического роста и повышения конкурентоспособности;

- расширение применения цифровых технологий;

- преодоление структурной зависимости от импорта технологий;

- внедрение прорывных технологий добычи, переработки нефти и газа;

- создание новых материалов [4].

В зависимости от условий и степени разработанности месторождений, качества углеводородных ресурсов, полноты

технологического цикла региональные НГХК имеют особенности развития. Так для НГХК Республики Татарстан в числе основных

приоритетов: совершенствование технологий добычи сверхтяжелой нефти, глубокая переработка тяжелых нефтяных остатков, добыча и переработка битумов, создание новых материалов на основе нефтяных битумов, расширение ассортимента нефтехимии.

Перспективные направления развития нефтегазохимического комплекса определяют изменение характера профессиональной деятельности, поскольку ее развитие происходит прямо или опосредованно под воздействием науки, техники, производства. Современный инженер обеспечивает безопасное и эффективное функционирование действующих и новых технологических процессов, владеет навыками применения новых научных методов и информационных технологий при их исследовании и реализации, способен к разработке инновации, оценке и внедрению инновационных предложений, экономически грамотен, совершенствует организацию и управление производством.

В этих условиях принципиально важно формирование в системе образования новой генерации профессионалов в области инженерии, готовых к использованию новых подходов в решении проблем, способных генерировать новые знания, разрабатывать, внедрять и управлять инновациями. Поэтому в период масштабной научно-технологической

трансформации наукоемких отраслей промышленности России возрастает роль опережающей профессиональной подготовки инженеров.

Кадровый потенциал предприятий прорывного развития НГХК РТ формирует функционирующая с 2012 года система опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса. Цель системы опережающей профессиональной подготовки, определяемая спецификой состояния и перспектив развития нефтегазохимического комплекса, заключается в формировании компетентных, прогностически и инновационно ориентированных кадров, способных обеспечить повышение конкуренции нефтехимической продукции, наращивание мощностей в нефтехимии и нефтепереработке, быструю смену технологий, реализацию энерго- и ресурсосберегающих технологий, переход на альтернативные источники углеводородного сырья. Система опережающей профессиональной подготовки позволяет:

- проводить мониторинг потребностей отрасли в кадровом обеспечении на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

- эффективно использовать образовательный, научно-методический и инновационный потенциал образовательных учреждений для решения приоритетных задач инновационного развития нефтегазохимического комплекса;

- развивать и внедрять фундаментальные и прикладные научные разработки в практическую деятельность, направленную на повышение эффективности функционирования и развития отраслевых предприятий и сферы бизнеса;

- разрабатывать и реализовывать совместные программы в рамках участников региональной системы, обеспечивающих развитие каждого из них, и направленное на инновационное совершенствование научно-технологического потенциала нефтегазохимического комплекса;

- осуществлять поиск, разработку, формирование и развитие эффективных форм сотрудничества с министерствами, ведомствами, руководителями предприятий в области кадрового обеспечения, внедрение новых образовательных технологий и информационных систем;

- создавать современную производственную базу для прохождения производственных практик;

- обеспечить профессиональный рост научных и научно-педагогических кадров;

- привлекать инвестиции для укрепления финансовой основы научных исследований и образовательного процесса на всех его ступенях.

Основными функциями системы

опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса являются: социально-адаптивная,

профессионально-адаптивная прогностическая, инновационно-ориентирующая, саморазвивающая и самообразующая.

Эффективность реализации системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса обеспечивается интегрированным участием субъектов науки, производства и образования нефтехимического образовательного кластера Республики Татарстан. В подготовке высокопрофессиональных инженеров

современных химических предприятий. ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет» (КНИТУ) является головным вузом в республиканском кластере «Нефтехимия и нефтепереработка», который создан при участии Министерства экономики и промышленности РТ, Министерства образования и науки РТ. В кластер входят ведущие отраслевые предприятия региона: ПАО «Татнефть», ПАО «Транснефть», ПАО

«Нижнекамскнефтехим», ПАО «ТАНЭКО», ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Аммоний», ОАО «Нэфис-Косметикс».

Успешное функционирование системы опережающей профессиональной подготовки кадров для нефтегазохимического комплекса РТ позволило обеспечить рабочими и высокопрофессиональными инженерами вновь запущенные производства ПАО «Аммоний», ПАО «ТАНЭКО», модернизированные производства ПАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нэфис-Косметикс». Выпускники

образовательных учреждений демонстрируют быстрый профессиональный рост.

Однако, новые стратегические горизонты развития предприятий нефтегазохимического комплекса определяют выдвижение повышенных требований к уровню подготовки линейных инженеров. В их числе следующие:

- способность к разработке и внедрению инноваций;

- владение передовыми технологиями аналогичных производств;

- готовность к полифункциональной деятельности;

- готовность к профессиональной мобильности;

- готовность к освоению новых профессий;

- высокий уровень технической коммуникации на иностранном языке;

- способность к опережающей технической креативности;

- способность работать в интернациональной команде;

- владение ИТ для цифровизации и информатизации производств;

- проектная и управленческая компетентность [1].

Анализ существующей опережающей подготовки инженеров позволил выявить проблемы в содержании и организации образовательного процесса, которые препятствуют совершенствованию качества опережающего образования. Основными причинами, снижающими эффективность опережающей подготовки инженеров, возможно определить следующие:

- недостаточный уровень химико-технологической проектной подготовки абитуриентов вузов;

- недостаточная оперативность обновления содержания опережающей профессиональной подготовки;

- недостаточность использования интерактивных методов обучения в

опережающем образовательном процессе, которые позволяют развивать управленческие, коммуникативные компетенции, активизировать профессиональное самосознание и вырабатывать профессиональные навыки;

- необходимость совершенствования оценки качества химико-технологического непрерывного образования;

- потребность постоянного совершенствования ресурсного обеспечения образовательного процесса;

- отсутствие системных интернациональных контактов вуза с мировыми технологическими лидерами;

- потребность повышения квалификации ППС на современных производствах.

Пути решения выявленных проблем реализации опережающей подготовки линейных инженеров для регионального НГХК разработаны в КНИТУ, как ведущем вузе, обеспечивающем кадрами НГХК РТ.

Повышение уровня химико-технологической проектной подготовки абитуриентов КНИТУ связывает с реализацией довузовской инженерной подготовки школьников. Ее ключевыми формами в развитии химико-технологических проектных компетенций школьников выступают профессорские школы, классы специализированной инженерной подготовки ПАО «Газпром», компании «Хальдор Топсе». Эффективность организации

специализированной инженерной подготовки подтверждают следующие показатели: высокий средний балл ЕГЭ; высокий балл международного тестирования по химии «Echem Test»; активное участие в конференциях и конкурсах различного уровня; 100% обучающихся класса участвуют в интегрированных Олимпиадах и конкурсах, проводимых ФГБОУ ВО «КНИТУ» (Олимпиада «Газпром», «Будущее большой химии»). Результаты анкетирования школьников свидетельствуют о возрастании иноязычной подготовки (знание английского языка), также 100% обучающихся этого класса поступили в высшие учебные заведения технического профиля [2].

Своевременная корректировка

существующего содержания и разработка актуальных новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров обеспечивают опережающий характер образования будущих инженеров по сравнению с технологическим развитием производств [5]. Это принципиально важно для обеспечения конкурентоспособности предприятий НГХК.

В КНИТУ ежегодно обновляется содержание образовательных программ подготовки бакалавров по профилям «Химическая технология переработки нефти и газа» и «Химическая технология основного

органического и нефтехимического синтеза». В 2016 году разработана и реализуется программа «Инновационные технологии международных нефтегазовых корпораций». Особенностью программы являются международно-

технологическая ориентированность и персонализация обучения. Образовательный процесс включает индивидуальную научно-практическую работу в профессорских группах, практику в международных нефтегазовых компаниях и ведущих зарубежных вузах-партнерах и дополнительные курсы иностранного языка. Развитию инновационной

ориентированности, формированию

опережающей технической креативности способствуют дисциплины «Инновационные технологии производства моторных топлив» и «Современные процессы подготовки и переработки нефти». Готовность будущих инженеров к полифункциональной деятельности в распределенных нефтяных корпорациях формируется учебными курсами «Мировые нефтегазовые корпорации», «Структура современных нефтегазовых предприятий», «Международные корпорации в условиях глобализации и национальная безопасность», «Геополитика нефти и газа» и «Управление инновационными проектами и программами нефтегазовой отрасли».

Опережающая подготовка магистров по направлению «Химическая технология» обеспечивается программами многопрофильной магистратуры:

- проектный профиль;

- исследовательский профиль;

- технологический профиль;

- управленческий профиль.

Обновление программ магистратуры

осуществляется каждые один-два года. Новой тенденцией в разработке магистерских образовательных программ является

комбинирование профилей. При этом содержание образования обеспечивает формирование интегрированных компетенций. Новая программа магистратуры по направлению «Химическая технология» «Инженерия бережливых процессов нефтегазохимического комплекса» имеет технолого-управленческий профиль.

Потенциал обновляемых программ магистратуры ориентирован на запрос

регионального НГХК и включает следующие направления:

- «Дивергентные исследования тяжелых нефтяных остатков» - программа исследовательского профиля, ориентированная на развитие научных исследований магистров по приоритетным направлениям сквозных технологий и формирование научных кадров нового поколения;

- «Энергоэффективные технологии производства битумных материалов с назначенными функциями» - программа производственно-технологического профиля, направленная на формирование инженерных кадров для развития индустрии битумной продукции;

- «Цифровой инжиниринг интеллектуальных производств высокотехнологичных материалов» - программа проектно-технологического профиля направлена на подготовку кадров для создания «умных» производств нефтепереработки и цифровой трансформации отрасли;

- «Комплексное управление инжиниринговой деятельностью по производству премиальной битумной продукции» - программа управленческого профиля, направленная на подготовку инженеров-управленцев, способных к работе в условиях расширенного управления жизненным циклом нефтяной продукции.

Опережающий образовательный процесс предполагает использование новых

педагогических технологий, методов и форм. Интерактивные методы обучения выступают эффективным механизмом развития способности к инновационной полифункциональной деятельности. Развитие научно-

исследовательских компетенций, включающих способность последующей коммерциализации полученных результатов обеспечивает организация работы студентов в многоуровневых проектных группах. Деятельность

многоуровневых проектных групп направлена на решение вызовов в нефтехимии и нефтепереработке, организуется по тематике предприятий и выполняется на базовых кафедрах и по тематике исследований совместных лабораторий с ведущими компаниями. Многоуровневые проектные группы могут иметь вариативный состав: преподаватель - магистр -бакалавр - школьник; преподаватель - магистр -школьник; руководитель-преподаватель -бакалавр - школьник; руководитель-преподаватель - магистр - бакалавр; руководитель-магистр - школьник, руководитель-аспирант - магистр - школьник [2].

Перед обучающимися в таких командах ставятся разноуровневые задачи. Задачи, решаемые школьником: поиск источников и подбор необходимой информации о предприятиях нефтехимического комплекса, о составе вещества, его химических свойствах, области применения продуктов реакции, ознакомление с методикой работы на конкретной лабораторной установке и освоение принципов анализа на ней. Школьники получают навыки в решении и постановке задач научного исследования. Обучающийся, начиная работать в проектной группе, поступает в вуз с осознанием собственных дальнейших научных изысканий в своей же команде и продолжает начатый исследовательский проект.

Задачи, решаемые бакалаврами: обретение практических навыков проведения эксперимента в области профессиональной направленности, применение технических средств для изучения объектов исследования (наблюдения, контроля, измерения), поэтапный анализ научной литературы.

Магистранты решают следующие задачи: приобретение практических навыков для подтверждения теоретических положений (закономерностей, законов, зависимостей), проведение опытов согласно техническому заданию компании-партнера или руководителя. Магистранты могут взять кураторство над всей проектной группой.

Аспиранты, возглавляя проектную группу, приобретают опыт руководства над целой командой, решают управленческие задачи, отвечают за профессиональные результаты каждого члена.

Результатом работы проектной группы являются проект, который совместно презентуется на научной сессии факультета (где экспертами выступают представители предприятий), статьи в научные журналы, а также каждый обучающийся индивидуально участвует в различных вузовских, городских, всероссийских и международных научно-исследовательских конференциях и конкурсах.

Учитывая высокий уровень международной интеграции нефтегазовых производств для обеспечения универсальности и соответствия уровня образования общепризнанным международным стандартам в подготовке инженеров, актуально проводить международную оценку качества образования. В КНИТУ используется система международных интегрированных электронных тестов по химии и химической технологии БСЬешТе81,

разработанные совместно с Европейской сетевой

ассоциацией по химии (ECTNA). Интегрированные тесты имеют 4-х уровневую структуру для мониторинга школьников, бакалавров, магистров и аспирантов в режиме онлайн. Они включает теоретические и прикладные задания различной сложности по отраслям химии, общей химической технологии, технологии нефтепереработки и нефтехимического синтеза, экологическим аспектам. Тестовая система составлена на 2 языках - русском и английском. Тестирование обучающихся проводится на английском языке. Тестирование позволяет динамично корректировать содержание обучения и дополнительного образования (до 15%) в соответствии с тенденциями развития химического знания, технологическими и техническими мировыми приоритетами. Результаты мониторинга школьников используются при отборе контингента абитуриентов в вуз (до 100% на инновационную программу «Инновационные технологии международных нефтегазовых корпораций»). Результаты международного тестирования студентов и аспирантов 100% обеспечивают развитие академической мобильности в вузы ECTNA, Казахстана и Китая.

Эффективным способом решения проблемы передового ресурсного обеспечения

опережающей подготовки является сетевое обучение. Интеграция ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития способствует повышению качества образования, позволяет готовить кадры с уникальными компетенциями, внедрять лучшие образцы отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс.

Распространенными сетевыми формами взаимодействия ВУЗов с отраслью являются -целевая контрактная подготовка специалистов, организация филиалов кафедр ВУЗов или базовых кафедр на предприятиях и научных организациях, организация производственных практик, создание бизнес инкубаторов, технополисов, малых инвестиционных предприятий - корпоративных центров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В КНИТУ формирование проектных компетенций будущих инженеров обеспечивает подготовка по SD-проектированию процессов нефтедобычи, нефтепереработки и нефтехимии с использованием современных программных продуктов AutoDESK, Integraph Honeywell, CADWorx, UniSim, Aveva PDMS. Этому способствует организация образовательного процесса в филиале выпускающей кафедры на

базе ООО «ЛУКОЙЛ-

Нижегородниинефтепроект».

Подготовка магистров, владеющих научными основами, технологиями и методами комплексной переработки нефти для рационального извлечения ценных компонентов и производства нефтепродуктов с заданными свойствами, осуществляется на базе нефтеперерабатывающих предприятий (АО «ТАНЕКО»). В образовательном процессе используется специализированное обеспечение -программы-модуляторы (тренажеры)

технологических процессов. Изучение виртуального аналога процесса способствует быстрой адаптации магистров в условиях реального производства. Руководство магистерскими диссертациями студентов осуществляется сотрудниками предприятий в соруководстве со штатными преподавателями университета.

Для обеспечения научно-исследовательской базы подготовки магистров в ФГБОУ ВО «КНИТУ» совместно с ПАО «Газпром» создана комплексная лаборатория «Нефтегазовое дело и газохимические технологии производства сырья для полимеров», совместно с ОАО «ВНИИ НП» организована базовая кафедра «Проектирование и технологии глубокой переработки

углеводородного сырья».

Наличие сетевых научно-образовательных и производственных партнеров позволяет вузу решить проблему повышения квалификации ППС на современных производствах.

Важными условиями опережающей подготовки является расширение

образовательного пространства и быстрый обмен новейшей глобальной научно-технической информацией. Организация полипартнерской международной образовательной среды обеспечивает оперативную корректировку целей и задач, гибкость, вариативность учебно-воспитательного процесса [3].

Партнерство с ведущими зарубежными профильными вузами обеспечивает:

- соответствие содержания подготовки передовым научным достижениям и технологическим разработкам;

- создание условий академической мобильности студентов и ППС через системы грантов;

- разработку совместных образовательных программ;

- стимулирование разработки совместных научно-исследовательских и научно-образовательных проектов;

- инициирование создания международных образовательных альянсов.

Взаимодействие с научно-

исследовательскими отраслевыми институтами способствует:

- интенсивному обмену научно-технической информацией;

- включению в международные альянсы;

- организации и участию в совместных научно-исследовательских и научно-образовательных проектах;

- организации совместных исследовательских лабораторий.

Сотрудничество с ведущими международно-интегрированными компаниями (Shell, Haldor Topsoe, Hempel, ПАО «Лукойл», ПАО «Роснефть», ПАО «Газпром», ПАО «Татнефть») позволяет:

- создавать базовые кафедры вуза и организовать передовую производственную практику студентов;

- обеспечить условия первичной профессиональной деятельности студентов;

- организовать совместные исследовательские лаборатории.

Международные профильные сетевые ассоциации и сообщества (ECTNA, Российское химическое общество им. Д.И. Менделеева) обеспечивают:

- создание международных информационных сетей;

- формирование международных образовательных альянсов;

- международное признание квалификации выпускников (международная аккредитация).

Таким образом, системное и своевременное решение проблем реализации опережающей подготовки инженеров способствует достижению цели опережающего образования и позволяет обеспечить предприятия нефтегазохимического комплекса высокопрофессиональными кадрами, которые способны к реализации задач нового технологического развития отрасли.

Литература:

1. Емельянова О.П. Тенденции подготовки инженеров в условиях международной интеграции топливно-энергетического комплекса / О.П.

Емельянова, М.В. Журавлева // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - № 1(25). -C. 39-42.

2. Журавлева М.В. Довузовская инженерная подготовка / М.В. Журавлева, Л.В. Овсиенко, Н.Ю. Башкирцева, Л.Р. Ибрашева, О.П. Емельянова // Высшее образование в России. - 2018. - № 1. - С. 54-60.

3. Guravleva M. Efficient Modes of Advance Training the Masters of Chemical Engineering / Marina V. Guravleva, Elena I. Cherkasova, Natalia Y. Bashkirceva, Olga V. Zinnurova // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. - 2017. - V. 12, 5. - Pp. 481-491.

4. Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России. Экспертно-аналитический доклад [Электронный ресурс]. - М., 2017. - Режим доступа: https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/ novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya.pdf

5. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000. - 272 с.

Сведения об авторах:

Журавлева Марина Васильевна (г. Казань, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: guravleva0866@mail.ru

Башкирцева Наталья Юрьевна (г. Казань, Россия), доктор технических наук, профессор, профессор кафедры химической технологии переработки нефти и газа, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: bashkircevan@bk.ru

Климентова Галина Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат химических наук, доцент, доцент кафедры технологии основного органического и нефтехимического синтеза, ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», e-mail: klimentova.galin@mail.ru

Data about the authors:

M. Zhuravleva (Kazan, Russia), Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Full Professor of the Department of General Organic and Petrochemical Synthesis Technology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan National Research Technological University", e-mail: guravleva0866@mail.ru

N. Bashkirtseva (Kazan, Russia), Doctor of Technical Sciences, Full Professor, Full Professor of the Department of Chemical Technology of Petroleum and Gas Processing, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan National Research Technological University", e-mail: bashkircevan@bk.ru

G. Klimentova (Kazan, Russia), Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of General Organic and Petrochemical Synthesis Technology, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kazan National Research Technological University", e-mail: klimentova.galin@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.11.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.