Научная статья на тему 'Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования'

Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность университета в новых условиях развития педагогического образования»

ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА

В. П. Соломин

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ1

Герценовский университет на протяжении всей истории своего развития находился и находится в центре инновационных изменений педагогического образования. Не стал исключением и 2013 год:

- это первый год реализации нового Закона «Об образовании в Российской Федерации», что требует от нас серьезного пересмотра всех нормативных основ деятельности, к которым мы своевременно приступили;

- в системе образования началась разработка профессиональных стандартов деятельности педагога, в связи с этим актуализировалась проблема установления целевого и содержательного соответствия стандартов общего образования и профессионального стандарта стандартам педагогического образования;

- продолжилась активная деятельность министерства по разработке мероприятий, обеспечивающих развитие педагогического образования в России;

- Правительством Российской Федерации была принята государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 гг., установившая новые приоритеты в развитии образования и новые показатели и индикаторы ее реализации, которые мы должны учитывать в своей деятельности.

Таким образом, сегодня мы стоим на пороге серьезных ценностно-целевых, институциональных, технологических изменений, вызванных формированием новых условий функционирования и развития системы педагогического образования и в целом — высшей школы России.

Традиционно педагогическое образование строилось как широкое гуманитарное образование, ориентированное на выработку и освоение знаний о человеке. Были четко очерчены сферы такой подготовки. Но с течением времени ситуация постепенно начала меняться — в ней стали проявляться новые тенденции и принципы, приведшие в конечном итоге к формированию новой системы управления высшим образованием, в котором центральное место занимают представления об эффективности деятельности вузов. Сегодня вузы поставлены в жесткие рамки оценки показателей эффективности, о чем свидетельствует введение Минобрнауки России ежегодного мониторинга вузов.

1 По материалам доклада на конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена 20 марта 2014 г.

Как показали результаты участия РГПУ им. А. И. Герцена в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования в 2012 и 2013 гг., университет (включая Волховский филиал) стабильно относят к группе эффективных вузов. Оптимизм вызывают изменения в Выборгском филиале, который за год в период оптимизации сделал значительные успехи. Более сложная ситуация в Дагестанском филиале, который отнесен в 2013 г. к группе образовательных учреждений, имеющих признаки неэффективности.

Показатели РГПУ им. А. И. Герцена в мониторинге эффективности вузов в 2012-2013 гг.

Показатели эффективности Пороговое значение 2012 г. 2013 г.

Образовательная деятельность (средний балл ЕГЭ) 63 65,28 65,77

Научно-исследовательская деятельность (объем НИОКР в расчете на одного НПР, тыс. руб.) 75 49, 175 106,13

Международная деятельность (удельный вес численности иностранных студентов в приведенном контингенте студентов, %) 3 5,5 7,31

Финансово-экономическая деятельность (доходы вуза из всех источников в расчете на одного НПР, тыс. руб.) 1500 886,53 1519,1

Инфраструктура (общая площадь учебно- лабораторных зданий в расчете на одного 2\ студента, м ) 13 10,628 12,01

Трудоустройство (доля выпускников, не обращавшихся в службу занятости для содействия в трудоустройстве, в течение первого года после окончания обучения, %) 98,684 98,603

Высоки позиции университета в международных и национальных рейтингах. В 2013 г. РГПУ им. А. И. Герцена вошел в число 50 ведущих университетов России, заняв 44-е место в национальном рейтинге университетов по версии международной информационной группы Интерфакс и 46-е место в рейтинге российских вузов по версии рейтингового агентства Эксперт-РА.

Университет получил высокую оценку в рейтингах, оценивающих коммуникационную активность в социальных сетях, сети Интернет и в международном экологическом рейтинге вузов.

Однако при стремлении достичь количественных показателей мы не должны потерять сущность — качественные характеристики нового педагогического образования.

Ориентиры институциональных изменений сформулированы в предложенном Минобрнауки России проекте Концепции поддержки развития педагогического образования, в разработке которой принимал участие и РГПУ. Концепция предполагает расширение вариативности его моделей, в том числе предусматривает введение программ подготовки прикладного бакалавра и прикладного магистра. Разработка и реализация этих программ, судя по складывающейся ситуации, — наша ближайшая перспектива.

Сотрудники университета должны ответственно отнестись к новым стратегиям развития педагогического образования и активно, работая на опережение, включиться в разработку Герценовских инициатив.

В современных условиях необходимо учитывать и организационно-технологические изменения. Возникновение новых технологических возможностей информационного общества привело к развитию сетевого сотрудничества, стиранию географических границ, увеличению доступности ресурсов различных вузов на территории России. Активно развивается практика реализации сетевых образовательных программ, актуализируется разработка новых технологий, обеспечивающих индивидуализацию образования, повышается интерес к гуманитарным технологиям развития личности средствами образования.

Рис. 1. География участников сетевого объединения «Педагогические кадры России»

Можно с гордостью сказать, что созданный университетом сетевой консорциум «Педагогические кадры России» сегодня стал в нашей стране одним из крупных инновационных проектов, в который мы вложили продуктивную опережающую идею. И то, что три года назад казалось перспективными идеями, сегодня стало реальной практикой. Поэтому в Герценовский университет обращаются с предложениями о сотрудничестве крепкие вузы, находящиеся на лидирующих позициях.

В документах по модернизации российского образования последовательно реализуется идея совершенствования педагогических кадров, что обусловлено формированием новых вызовов системе педагогического образования. Все настойчивее заявляют о себе проблемы обеспечения вариативности «входа» в педагогическую профессию и удержания в ней перспективной молодежи.

Сегодня образовательные программы по педагогическому и психолого-педагогическому образованию реализуются не только педагогическими вузами, но и классическими, федеральными, гуманитарными и техническими университетами. Это повышает риск утраты лучших отечественных традиций подготовки педагогов, приводит к размыванию границ профессионального педагогического образования,

усиливает привлекательность переноса зарубежных практик подготовки педагогов в отечественные условия без должного научного обоснования. Предъявляются всё более высокие требования к содержанию и технологиям реализации образовательных программ. РГПУ им. А. И. Герцена в этих условиях не может оставаться просто вузом, реализующим программы подготовки педагогов. Полагаю, что сегодня мы имеем полное право говорить об особой миссии Герценовского университета — вуза, являющегося носителем лучших традиций отечественного педагогического образования, ориентированного на его сохранение и развитие как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с профильным высшим образованием. Вуза, являющего крупным исследовательским центром проблем подготовки педагогических кадров в изменяющихся условиях инновационного развития страны и расширяющего своё влияние в широкой социальной сфере образования. Но для этого мы должны выстраивать новые партнерские модели отношений «вуз — школа», «вуз — вуз», «вуз — социум».

Рис. 2. Выпускники РГПУ им. А. И. Герцена

Охарактеризованные условия и вызовы обусловливают развитие системных изменений в управлении университетом и организации его образовательной, научной и международной деятельности, а также социального партнёрства. Что удалось сделать в 2013 г. для того, чтобы университет упрочил свои позиции в поле высшего образования?

Важнейшей нашей задачей является привлечение наиболее подготовленных

абитуриентов. Можно констатировать, что РГПУ им. А. И. Герцена уверенно заявляет о себе как о центре организации интеллектуальных соревнований школьников и студентов федерального и регионального уровней. Так, в 2013 г. университет выступил организатором и/или базовой площадкой 20 интеллектуальных и творческих соревнований школьников и студентов, в которых приняли участие в общей сложности более 9,5 тыс. человек. Проведены Герценовские олимпиады школьников по иностранным языкам, географии и биологии, спорту, творчеству, педагогике. Увеличилось участие университета в организации Всероссийской олимпиады школьников по трем предметам: английский, немецкий, русский язык. Стартовал пилотный проект по подготовке сборной команды Санкт-Петербурга по географии к участию в интеллектуальных соревнованиях федерального и международного уровней. В апреле 2014 г. университет готовится принять заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по физике.

Нельзя не отметить и тот факт, что университет выступает инициатором проведения профессиональных и профориентационных олимпиад. Именно Герценовская педагогическая олимпиада для школьников позволяет выявить наиболее подготовленную молодежь к освоению сложнейшей профессии педагога. Полагаю, что к перспективе введения профориентационного вступительного испытания для абитуриентов мы уже готовы.

РГПУ им. А. И. Герцена постоянно входит в пятерку вузов Санкт-Петербурга с наибольшим числом приема студентов на бюджетные места. В 2013 г. для обучения в бакалавриате, специалитете и магистратуре было выделено 2308 бюджетных мест, в том числе 228 целевых мест для абитуриентов из 21 региона России. 1894 человека поступили в университет на места с оплатой стоимости обучения. Всего за приемную кампанию 2013 г. зачислено 4202 студента. Это не просто цифры — это наше финансирование, это наше штатное расписание, это результат наших коллективных усилий, это главный фактор стабильности университета.

Осуществляемые государством меры по повышению значимости и статуса педагогического труда привели к существенному повышению качества абитуриентов, поступающих в педагогические вузы. Так, результаты мониторинга качества приема в государственные вузы в 2013 г., осуществленного Высшей школой экономики, показывают рост среднего балла ЕГЭ абитуриентов, зачисленных в педагогические вузы.

В Педагогические вузы России (среднее значение) В РГПУ им. А.И. Герцена

Рис. 3. Средний балл зачисленных по результатам ЕГЭ (в расчете на один предмет)

Приятно отметить, что Герценовский университет в 2013 г. впервые попал в «зеленую зону» (по выражению экспертов мониторинга), то есть принимал на обучение отличников. Отрадно и то, что наш университет вошел в ТОП-10 университетов, принявших абитуриентов с самыми высокими баллами ЕГЭ по таким направлениям подготовки, как «География», «Физическая культура», «Философия».

Основной контингент абитуриентов нашего университета — «хорошисты», на протяжении последних лет средний балл ЕГЭ поступающих в РГПУ им. А. И. Герцена увеличивается (в приемную кампанию 2013 г. он составил 70,7). Уважаемые коллеги! Для всех факультетов и кафедр должна быть ориентиром работа по привлечению самых сильных абитуриентов. Это, действительно, во многом зависит от нашей с вами работы.

Повышение эффективности реализации образовательных программ — важнейшая задача на пути подготовки педагогических кадров нового поколения.

Несомненным доказательством качества образовательных программ университета явилось успешное прохождение в прошлом году государственной аккредитации.

Проблема улучшения качества педагогического образования является предметом различных дискуссий не только в профессиональном сообществе. Что делается в университете по повышению эффективности подготовки?

В 2013 г. в рамках мероприятий Программы стратегического развития на 20122016 гг. продолжилась разработка и реализация образовательных программ и модулей отдельных образовательных программ, ориентированных на инновационную деятельность в образовании и социальной сфере с учетом потребностей региональных рынков труда, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся, в том числе совместных (сетевых) образовательных программ и модулей.

Задача, поставленная нашим университетом еще в 2011 г. при разработке сетевых образовательных программ, оказалась созвучной идеям, заложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». Его вступление в силу совпало с первым годом апробации 9 сетевых магистерских программ, одна из которых — международная программа «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» — реализуется Институтом детства совместно с Университетом Восточной Финляндии. Еще 4 программы готовы к реализации с 2014 г.

Кроме того, в 2013 г. впервые на уровне открытого публичного конкурса контрольных цифр приема по программам высшего образования 2014 г. вузам была предоставлена возможность заявить свои предложения по контрольным цифрам приема граждан по программам магистратуры, в том числе с использованием сетевой формы.

Вопрос о развитии сетевой формы реализации образовательных программ магистратуры мы рассматриваем как механизм дальнейшего укрепления и совершенствования сотрудничества между вузами, научными организациями и предприятиями наукоемких отраслей. Мы должны стремиться к повышению качества нашей деятельности с использованием экономически выгодных решений за счет сетевых технологий.

Еще один значимый объект нашего внимания — усиление практической направленности педагогического образования. Сегодня это одна из важнейших тем.

Переход на организацию учебного процесса по стандартам, основанным на ком-петентностном подходе, потребовал пересмотра содержания образовательных программ с позиции запросов работодателя при формировании программ дисциплин, курсов, модулей, а также при организации практик.

Ярким примером обновления в организации практик явилось участие в 2013 г. студентов факультетов географии и философии человека в работе археолого-географи-ческой экспедиции «Кызыл — Курагино — 2013», которая находится под патронатом Правительства РФ.

Рис. 4. Студенты факультетов географии и философии человека на практике в археолого-географической экспедиции «Кызыл — Курагино — 2013»

Следует признать позитивным опыт зачета участия студентов в волонтерском движении как прохождение практики, что вполне справедливо. В этом году была засчитана в качестве практики работа наших студентов на объектах ХХ11 Олимпийских зимних игр и Х1 Паралимпийских зимних игр.

В 2013 г. РГПУ им. А. И. Герцена активно включился в программу Правительства Санкт-Петербурга по организации летнего отдыха детей в детских оздоровительных лагерях Ленинградской области. В 2013 г. более 300 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», прошли производственную практику в детских оздоровительных лагерях. В 2014 г. 600 студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», смогут пройти производственную практику на базах, рекомендованных Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Для подготовки студентов к летней производственной практике была разработана и реализована комплексная программа общеуниверситетской дисциплины «Подготовка к летней практике». В качестве важного результата при подведении итогов практики студенты отметили «осознание ценности полученного педагогического опыта для профессионального становления», а также «формирование позитивного отношения к педагогической деятельности в условиях детского оздоровительного лагеря». В 2014 г. эта деятельность будет продолжена и мы должны еще многое пересмотреть в программах наших практик.

Развитие и поддержка научно-исследовательских инициатив обучающейся молодежи является одной из стратегических задач университета, способствующих воспроизводству кадрового потенциала и наращиванию его конкурентных преимуществ. Особое внимание в университете уделяется стимулированию научно-исследовательской работы студентов, в том числе публикациям лучших научных работ обучающейся молодежи по итогам научных мероприятий, проводимых на факультетах, в институтах, филиалах; выдвижению на конкурсной основе представителей обучающейся молодежи для участия в научных мероприятиях различного уровня; систематически проводится ряд конкурсных мероприятий по научно-исследовательской работе, среди которых:

- конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу студентов по педагогике и методике преподавания дисциплин;

- конкурс лучших научных докладов в рамках межвузовской студенческой научной конференции «Студент — Исследователь — Учитель»;

- конкурс научных разработок в рамках университетской выставки научных достижений в разделе «Научные исследования молодых ученых».

В рамках Программы стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена проведены: конкурс академической мобильности; конкурс грантовой поддержки научно-исследовательских работ; конкурс на поддержку публикаций; конкурс учебно-методических разработок молодых ученых.

Увеличилось количество электронных ресурсов студенческих научных обществ различного уровня в интернет-пространстве университета, расширилось представительство студенческой молодежи университета в деятельности конференций вузовского, межвузовского, всероссийского, международного уровней. В 2013 г. подготовлено и представлено более 3700 докладов студентов в рамках различных научных направлений; 786 докладов прозвучало на ежегодной межвузовской студенческой научной конференции «Студент — Исследователь — Учитель». По итогам 2013 г. наблюдается рост числа обучающейся молодежи, принимающей участие в финансируемых научно-исследовательских проектах (в 2012 г. — 332 человека, в 2013 г. — 540 человек). Студенты вуза становятся победителями конкурса персональных грантов для студентов и аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. В категории «Дипломный проект» грант получили 7 студентов университета; 6 студентов стали победителями конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге, организованного Комитетом по науке и высшей школе.

Особое внимание в работе с обучающимися уделяется проектной деятельности по направлениям, предложенным Федеральным агентством по делам молодежи. Руководители четырех проектов стали победителями всероссийского конкурса молодежных проектов и получили личные гранты на реализацию своих планов от Росмо-лодежи.

В 2014 г. продолжится работа по программе развития деятельности студенческих объединений. В нашем университете ей придается большое значение. В декабре 2013 г. университет выиграл конкурс Минобрнауки России и получит государственную субсидию в объеме 14 млн руб. на поддержку пяти направлений деятельности студенческих объединений: «Студенческое самоуправление», «Студенческие отряды», «Досуг и творчество», «Спорт и здоровый образ жизни», «Студенческие информационные ресурсы». Это позволит поддержать конкретные студенческие проектные инициативы и, несомненно, будет способствовать увеличению

числа обучающихся, успешно участвующих в проектной деятельности и различных конкурсах, которые проводятся не только у нас в вузе, но и на всероссийском и региональном уровнях.

Важную роль в профессиональном становлении студентов играет создание условий для их самореализации в спорте и творчестве.

Рис. 5. Творческие и спортивные достижения студентов

В университете создан студенческий спортивный клуб «Империал», сборная команда которого в феврале 2014 г. принимала участие в Первом Клубном турнире Ассоциации студенческих спортивных клубов России. Мы всегда гордимся спортивными достижениями наших студентов, среди недавних — 1-е место сборной команды университета в чемпионате Санкт-Петербурга среди вузов и чемпионате Санкт-Петербурга по спортивному туризму (лыжные дистанции) и победа лыжников-гонщиков на III зимней Универсиаде Санкт-Петербурга 2014 г. Студенческая творческая активность реализуется в различных конкурсах — это творческий конкурс «Первокурсник», фестиваль «Студенческая весна», фестиваль межфакультетских игр КВН на Кубок ректора и многие другие. Команда РГПУ им. А. И. Герцена в 2013 г. стала обладателем Гран-при Санкт-Петербургского фестиваля студенческого творчества «Я — молодой!», проходящего под патронатом Правительства Санкт-Петербурга.

Повышение эффективности реализации образовательных программ сегодня тесно связано с процессами развития международной академической мобильности студентов, что является одним из важнейших условий развития университета и становится в настоящее время все более значимым фактором достижения высоких рейтинговых показателей.

Для освоения образовательных программ различного уровня профессиональной подготовки в рамках реализации двухсторонних договоров, индивидуальных

грантов, участия студентов в различных культурных, спортивных, интеллектуальных мероприятиях международного уровня в 2013 г. на зарубежные стажировки в партнерские вузы и организации более 20 стран мира было направлено свыше 160 студентов.

Но мы не привыкли останавливаться на достигнутом. Современные условия требуют постоянного развития, включая аспект расширения возможностей международной академической мобильности студентов-герценовцев. Одним из главных условий ее осуществления является знание иностранного языка. Мы должны особое внимание обратить на эту сторону нашей деятельности, в том числе поддерживать все инициативы, направленные на чтение курсов на иностранных языках. Такие примеры у нас уже есть на ряде факультетов и их необходимо расширять.

Важнейшим показателем эффективности деятельности университета выступает трудоустройство выпускников в соответствии с профилем полученного образования.

С одной стороны, отрадно, что с каждым годом растет количество выпускников университета, пришедших на работу в образовательные учреждения города (около 40% из всех молодых специалистов, пришедших в 2013 г. в систему образования города, — выпускники Герценовского университета). В РГПУ им. А. И. Герцена регулярно поступают запросы от Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, а также от самих учреждений и организаций города и области.

Но, с другой стороны, существуют и проблемы. Так, педагогические вузы часто упрекают в том, что лишь малая доля выпускников идет работать в школу, в систему образования, далеко не все молодые педагоги остаются работать в школе. Безусловно, здесь работают факторы, действие которых университет не может ликвидировать или компенсировать, — это достаточно низкий социальный статус и престиж педагогических профессий. Однако считаю, что мы не имеем права ссылаться на эти факторы, а должны уделять самое пристальное внимание вопросам трудоустройства выпускников и более тесной взаимосвязи с ними и работодателями. Полагаю, что в наших силах достичь превышения порогового значения показателя по трудоустройству при проведении очередного мониторинга вузов, что не удалось в 2013 г.

Новые условия развития непрерывного педагогического образования на современном этапе требуют осмысления и обсуждения накопленного опыта, объективного анализа сложившейся ситуации, уяснения сущности предлагаемых решений и определения задач практической работы по наиболее важным направлениям.

Отмечу, что происходящие изменения в деятельности университета, связанные с упрочением наших позиций в научно-образовательном сообществе, во многом связаны с потребностью учета ряда факторов, которые определяют необходимость структурных преобразований в университете. Перечислю лишь некоторые из них:

- требование повышения эффективности работы университета, задание пороговых значений показателей эффективности, введение непрерывно совершенствующейся системы регулярного мониторинга эффективности;

- введение конкурса на получение госзадания, снижение количества бюджетных мест на отдельные направления подготовки, жесткая привязка штатной численности профессорско-преподавательского состава (ППС) к количеству бюджетных студентов;

- изменение системы финансирования образования, введение новых регулирующих инструментов (нормативно-подушевое финансирование, принцип «деньги

в обмен на обязательства», требование обеспечения соответствия средней заработной платы ППС средней заработной плате по экономике региона).

Для университета в этих условиях жизненно важным становится наличие развитых межфакультетских и межкафедральных связей. Дальнейшее развитие структуры университета направлено на усиление ее многомерности.

При этом, как правило, речь идет не о ликвидации структурных подразделений, а именно об их реструктуризации и оптимизации, связанной и с созданием новых структур. Так, на юридическом факультете открыта юридическая клиника, факультет музыки преобразован в Институт музыки, театра и хореографии, открыто 2 научно-образовательных центра. Преобразования затронули Институт детства, факультеты социальных наук, экономики, изобразительного искусства, иностранных языков, математики, физики, химии, психолого-педагогический, технологии и предпринимательства, филологический, а также филиалы университета.

В университете осуществляется постоянный анализ кадрового состава, структуры и объема выполняемой учебной нагрузки, целесообразности существования тех или иных кафедр и других подразделений, проводится оптимизация штатного состава. Реализуемые меры обеспечивают условия для сохранения и дальнейшего развития кадрового потенциала Герценовского университета.

В 2013 г. продолжилась оптимизация штатного расписания учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала. Так, в результате перехода на обслуживание удаленных корпусов клининговой компанией сокращено около 100 ставок уборщиков служебных помещений.

Необходимость проведения оптимизации штатного расписания связана с переходом на финансирование за счет средств субсидии на выполнение государственного задания, прямой зависимостью численности профессорско-преподавательского состава от контингента студентов, усилением контроля за достижением целевых показателей деятельности университета. Высвобождающиеся финансовые средства направляются на стимулирование сотрудников и обучающихся, на социальные программы университета.

Уменьшение количества бюджетных ставок в существенной мере компенсируется введением внебюджетных ставок. Так, общее количество ставок ППС в 2011 г. составляло 1520, в 2012 — 1496, в 2013 — 1450. Но мы должны понимать, что открывая внебюджетные ставки, мы тем самым расходуем финансовый ресурс и уменьшаем возможности стимулирующих надбавок и реального повышения заработной платы.

Безусловно, важным целевым показателем деятельности университета и одновременно одной из стратегических задач Программы его развития является создание условий и стимулов для эффективной работы сотрудников вуза, обеспечение возможности повышения квалификации, реализации творческой активности и карьерного роста.

Кадровая политика Герценовского университета обеспечивается рядом инструментов и механизмов, таких как:

- профессиональный рост, поддержка и развитие компетенций сотрудников;

- создание конкурентной академической среды (конкурсный отбор, аттестация сотрудников, внутренние регламенты);

- стимулирование научной и преподавательской деятельности (развитие системы дифференцированной заработной платы, введение лидерской модели зарплаты за комплексные результаты деятельности, материальное и моральное поощрение достижений, создание комфортных условий для творческой работы);

- социальная поддержка кадров (медицинское страхование, тесная работа с профсоюзным комитетом).

Мы уделяем серьезное внимание мероприятиям, способствующим развитию профессиональной компетентности преподавателей и сотрудников.

Постоянно развивается и расширяется университетская корпоративная система повышения квалификации персонала. Только в 2013 г. в различных мероприятиях по повышению квалификации приняли участие свыше 900 человек.

Конечно, в связи с новыми условиями, с требованием периодического повышения квалификации один раз в три года, корпоративная система повышения квалификации персонала нуждается в серьезной перестройке, в ходе которой большая ответственность и за содержание образования сотрудников, и за его периодичность будет возлагаться на структурные подразделения.

Важнейшее место в развитии кадрового потенциала принадлежит системе аттестации и конкурсного отбора ППС. Механизмы аттестации все время совершенствуются, проводится постоянный анализ нормативных документов, оперативно вносятся изменения и дополнения в аттестационные требования. За истекший год в университете принят целый ряд новых положений, направленных на развитие кадрового потенциала и закрепления молодых кадров в стенах университета, внесены изменения и дополнения в должностные инструкции ППС и др. При проведении конкурсного отбора на должности ППС используются новые критерии оценки деятельности претендентов за отчетный период: индекс цитирования (РИНЦ, Scopus, Web of Science), наличие грантов у претендентов на должность и их роль в выполнении этих грантов. Это важные действия, которые помогают подготовиться к федеральному введению эффективного контракта, основанного на определении конкретных показателей деятельности для работающих в университете.

В этой связи особо хочу подчеркнуть значение конкурса профессиональных достижений профессорско-преподавательского состава для его профессионального развития. В 2013 г. отмечена более высокая конкурсная активность профессорско-преподавательского состава: в конкурсе участвовали 183 преподавателя — представителя 61 кафедры, 17 факультетов, 3 институтов, Выборгского филиала и Лингвистического центра. Наиболее активными участниками конкурса стали кандидаты наук, доценты, а также молодые преподаватели без степени.

и I

2012 2013

Младше 35 лет ■ Старше 35 лет

Рис. 6. Состав участников конкурса профессиональных достижений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 2012-2013 гг.

140 120 100 80 60 40 20 0

Возрос и уровень результатов деятельности наших преподавателей. Победители получили не только однократное материальное поощрение, но и ежемесячную стимулирующую поддержку на текущий год.

Отрадно отметить, что профессионализм профессорско-преподавательского состава был оценен наградами и премиями федерального и регионального уровней. 2 профессора университета стали лауреатами премии Правительства РФ в области образования, 4 человека — лауреатами премии Правительства Санкт-Петербурга в области науки и высшего образования.

Основной тенденцией в области повышения профессионализма кадров и, в целом, обеспечения качества высшего образования становится перенос акцента с про -цедур внешнего контроля на внутреннюю самооценку (самообследование) вузов. С этой целью с декабря прошлого года мы приступили к полномасштабному внедрению системы внутреннего мониторинга и комплексного рейтинга кафедр, который должен стать инструментом развития университета и повышения его конкурентоспособности.

Рис. 7. Внутренний мониторинг и комплексный рейтинг кафедр

Герценовский университет — это сложившийся за многие десятилетия признанный бренд первого педагогического университета России, крупного научно-образовательного и культурно-просветительского центра.

За прошедший год мы многого добились в этом направлении: различные масштабные мероприятия с участием представителей власти и научной общественности проходили на базе Герценовского университета и освещались в средствах массовой информации.

Это активное участие университета в торжественных мероприятиях, посвященных 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, за

что губернатор Санкт-Петербурга наградил РГПУ им. А. И. Герцена памятным знаком и настольной медалью; международная научная конференция «Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования»; Всероссийский форум «Образование — книга — культура» в рамках II Санкт-Петербургского международного культурного форума. Мы участвовали в эстафетах огня 27-й Летней универсиады и огня Паралимпийских зимних игр. В феврале 2014 г. в университете прошло обсуждение проблем развития педагогического образования на Пленуме УМО по направлениям педагогического образования и заседание сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». В апреле 2014 г. в РГПУ им. А. И. Герцена при поддержке Правительства Санкт-Петербурга пройдет международная научная конференция «Формирование единого русского государства: история и современность. Русский путь».

Рис. 8. Проведение масштабных мероприятий в РГПУ им. А. И. Герцена

Сегодня университет стал важным элементом в реализации культурной политики города — и не будет преувеличением сказать — России.

Нельзя не отметить активное включение университета как ведущего центра подготовки педагогических кадров в реализацию региональных систем повышения квалификации работников образования. Так, участие с 2011 г. в эксперименте по введению персонифицированной системы повышения квалификации в Санкт-Петербурге обусловило существенное увеличение количества педагогических работников города, выбирающих наш университет для повышения уровня своей профессиональной компетентности. Эта работа, безусловно, должна быть продолжена.

Сегодня очень важно целенаправленно реализовывать как внутреннюю, так и внешнюю продуманную коммуникационную политику, выстраивать эффективные

связи с общественностью. Мы должны и дальше развивать систему интегрированных коммуникаций, которая в условиях конкурентности образовательных учреждений становится не коммуникационным, но стратегическим ресурсом. Нам необходимо выстраивать и продвигать не просто бренд университета, необходимо также продвижение достижений наших ученых, более энергичное продвижение в общероссийском и международном пространстве сильных и ярких сторон нашего университета, выстраивание стабильных последовательных отношений со всеми организациям и лицами, которые поддерживают наш университет. Мы должны перейти к реализации новой продуктивной модели социального партнерства университета.

В этой модели важное место занимает система институтов, содействующих развитию университета, таких как действующий Наблюдательный совет, сформированные Попечительские советы Высшей школы перевода и Фундаментальной библиотеки. Отмечу и партнерские институты, с которыми нас связывает плодотворное сотрудничество: рейтинговые агентства Интерфакс, Эксперт-РА, различные профессиональные и общественные союзы и организации, действующие не только в пространстве образования, но также в законодательной и правоохранительной областях, в сфере защиты прав человека, ребенка и детства.

Для развития различных направлений деятельности в 2013 г. университет подготовил и подписал соглашения о сотрудничестве с правительственными, государственными, муниципальными организациями и крупными бизнес-структурами. Среди них Правительство Ленинградской области, Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Главное Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Главное управление МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Государственная инспекция по труду Санкт-Петербурга, Национальный электронно-информационный консорциум, Академия футбольного клуба «Зенит». Подготовлен пакет документов для подписания соглашения о сотрудничестве с Большим драматическим театром им. Г. А. Товстоногова.

На сегодняшний день университет поддерживает конструктивные отношения более чем со 140 зарубежными партнёрами стран Европы, Азии, Америки, ряда стран ближнего зарубежья.

В РГПУ им. А. И. Герцена создан и успешно работает механизм развития инновационного потенциала университета — это Программа развития университета на 2011-2015 гг. и Программа стратегического развития на 2012-2016 гг., которые базируются на идее устойчивого и динамичного развития нашего университета как лидера педагогического образования. Итоги реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена и Программы стратегического развития в этом году демонстрируют стабильность нашей работы, уверенность в готовности университета адекватно реагировать на изменения в системе образования страны, создают необходимые условия для упрочения лидерства университета и успешной реализации стратегических планов.

В завершении хочу выразить благодарность всему коллективу герценовцев за добросовестную работу и преданность нашему университету. Еще раз подчеркну, что дальнейшее развитие университета, его успешность и лидерство, особенно в сфере педагогического образования, зависят от активной профессиональной позиции каждого сотрудника, каждого структурного подразделения. Мы — вместе со студентами, в сотрудничестве с партнерами — безусловно, сможем решать новые задачи в новых условиях развития педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.