Научная статья на тему 'Герценовский университет в условиях институциональных изменений'

Герценовский университет в условиях институциональных изменений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовский университет в условиях институциональных изменений»

СОВРЕМЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

В. П. Соломин

герценовский университет

в условиях институциональных изменений

2012 год ознаменовался для системы российского образования рядом важных событий, особое место среди которых занимают принятие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» до 2018 года и целый ряд других важнейших документов и событий федерального и регионального масштаба. Они выступили как предметом широкого общественного обсуждения, острой полемики и жесткой критики, так и объектом особого внимания и контроля руководства страны, ведущим приоритетом социально-экономической политики. Базовыми принципами реализации новой политики в сфере высшего профессионального образования становятся открытость образования, доступность для широкой общественности информации о деятельности образовательных учреждений, их подотчетность перед обществом, партнерами и профессиональными сообществами. Данные принципы не только представляют собой элементы конструктивного диалога и взаимообогащающего сотрудничества, но и определяют важные векторы развития вуза.

Стратегия государства в области образования, заявленная в 2012 году, получает конкретное практическое воплощение через различные формы оценки деятельности образовательных учреждений. Примерами могут служить мониторинг государственных вузов, национальные конкурсы, аккредитация образовательных учреждений и др.

Результаты проведенного Министерством образования и науки Российской Федерации в прошедшем году мониторинга государственных вузов и их филиалов, когда 136 из 502 вузов и 450 из 930 филиалов попали в список неэффективных, вызвали всплеск дискуссий о необходимости институциональных изменений в высшем образовании. Герценов-ский университет в очередной раз подтвердил свой высокий статус, войдя в группу эффективных вузов. При этом тревогу вызывает тот факт, что 30 из 42 педагогических вузов, а это более 70 %, попали в зону неэффективности. Эта ситуация вновь со всей остротой поставила вопрос о необходимости и неизбежности модернизации педагогического образования.

Вторым не менее важным показателем эффективности деятельности вузов является их участие в национальных конкурсах. Так, в 2012 году РГПУ им. А. И. Герцена стал дипломантом конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования», лауреатом конкурса «100 лучших вузов России». А победа в конкурсе поддержки программ стратегического развития университетов обеспечила вузу ежегодное дополнительное финансирование в объеме 50 млн рублей в течение трех лет.

Стоит обратить внимание на другую форму оценки деятельности образовательных учреждений — государственную аккредитацию, представляющую собой всестороннюю

и комплексную оценку вуза. Представив в начале текущего года на аккредитационную экспертизу 299 основных образовательных программ по 94 специальностям и направлениям, 10 группам специальностей, а также 108 программ аспирантуры по 16 отраслям наук, 24 группам специальностей, Герценовский университет получил положительную оценку.

Безусловно, все эти факты не только подтверждают правильность выбора стратегии и тактики развития вуза, сформулированные в Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. , и доказывают, что педагогический вуз может быть эффективным, а качество подготовки кадров в нем может соответствовать самым высоким стандартам, но и объясняют участие Герценовского университета сегодня в работе группы Миноб-рнауки России по институциональным изменениям в педагогическом образовании. Это, с одной стороны, большая ответственность, а с другой — признание статуса и потенциала университета.

Сегодня, как никогда ранее, необходимо понимание контекста деятельности вуза, его места в процессных изменениях, происходящих в системе высшего образования, а также понимание нового содержания профессиональной подготовки в современном социуме. Подлинные институциональные изменения педагогического образования связаны с решением проблем, обнаруживающихся на пересечении вопросов развития человека и общества средствами образования в условиях постоянно меняющейся среды; вопросов освоения эффективных инновационных механизмов развития образовательных систем различных уровней, а также вопросов, связанных с социальными ожиданиями и сферой занятости. Это ставит перед вузом новые задачи, определяющие вектор его дальнейшего развития и актуализирующие разработку собственной «дорожной карты», и решение этих задач во многом будет зависеть от быстрого и точного реагирования университета на зарождающиеся тенденции, реалистического прогнозирования своего развития и демонстрации каждым сотрудником нового уровня компетенций.

В связи с этим необходимо четко понимать, какими ресурсами располагает университет, каков потенциал его развития и что препятствует его реализации.

В соответствии с Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг. стратегические планы и инициативы вуза в 2012 году реализовывались по шести основным направлениям:

— модернизация образовательной деятельности университета для обеспечения непрерывного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования, социальной сферы в целом и других отраслей экономики;

— создание необходимых условий для динамичного развития научной и инновационной деятельности университета, повышения эффективности, социальной значимости и востребованности различными отраслями экономики результатов проводимых университетом фундаментальных и прикладных исследований;

— обеспечение опережающего развития кадрового потенциала университета, создание среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческой инициативы сотрудников и обучающихся;

— создание и закрепление в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссеминации и освоения передовых образовательных практик, обеспечивающих ведущую роль университета в знаниевой экономике;

— развитие социального партнерства университета, обеспечивающего переход к новым организационным формам кооперации и сотрудничества;

— развитие инфраструктуры университета.

Остановимся на наиболее значимых итогах.

Анализ результатов модернизации образовательной деятельности университета в 2012 году выявил целый ряд положительных тенденций. Отметим принципиальные и стратегически важные.

Во-первых, решение задач развития современного образования связано с развитием бакалавриата и магистратуры. За прошедший год расширился спектр образовательных программ бакалавриата, количество направлений обучения в магистратуре достигло 24, а количество программ возросло со 111 в 2011 году до 156. Но сегодня необходим серьезный анализ качества реализации этих образовательных программ подготовки бакалавров и магистров, их финансовой, кадровой и другой затратности, реальной востребованности на рынке образовательных услуг, а также их конкурентоспособности и перспективности.

Во-вторых, важным направлением является организация международной академической мобильности российских и зарубежных студентов, преподавателей и специалистов. В течение 2012 года за рубежом по широкому кругу специальностей обучались, проходили стажировку и практику более 160 студентов, магистрантов и аспирантов университета, порядка 200 специалистов университета выезжали в зарубежные командировки, прошли стажировки в зарубежных вузах, образовательных и исследовательских центрах, а также приняли участие в более чем 150 международных конференциях и семинарах. Заметно вырос прием иностранных граждан на все формы обучения. Однако, заметим, что по-настоящему успешно реализуют эти программы всего несколько факультетов, прежде всего, факультеты музыки, изобразительного искусства и факультет русского языка как иностранного.

Со сферой дополнительного образования сегодня так же связано одно из перспектив-нейших направлений развития вуза. Совершенствование данной сферы требует высокопрофессиональных действий, гибкости, оперативности, способности предложить актуальные и востребованные образовательные модули и программы дополнительного образования различным категориям граждан. Отметим, что сегодня вуз предлагает более 400 таких программ и курсов, а общее количество слушателей, включенных в систему повышения квалификации университета, в прошедшем году превысило 3500 человек.

С 2005 года университет является базовым вузом Министерства образованиям и науки Российской Федерации по повышению квалификации научно-педагогических работников вузов, подведомственных Минобрнауки России. В 2012 году в Герценовском университете обучалось более 150 представителей вузов из разных регионов страны по таким программам, как «Разработка образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса на основе ФГОС ВПО», «Профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза по организации современного образовательного процесса в условиях изменяющегося общества», «Организационно-технологические основы образовательного процесса в условиях реализации уровневого образования» и др. Это, с одной стороны, важный показатель жизнеспособности вуза, а с другой — источник дополнительных финансовых поступлений.

Стоит подчеркнуть тот факт, что РГПУ им. А. И. Герцена в прошедшем году принял участие в экспериментальной деятельности Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга по реализации новой модели повышения квалификации работников образования, в основу которой положен принцип «деньги за учителем».

Анализируя результаты деятельности университета в направлении модернизации образовательной деятельности, нельзя не остановиться и на вопросе организации работы с талантливой молодежью, которая сегодня, как никогда, созвучна государственным приоритетам и тенденциям развития российского образования. При этом стоит отметить,

что интеллектуальные соревнования могут рассматриваться как инструмент выявления талантливой молодежи и как инструмент обеспечения качества приема на основные образовательные программы.

Так, в 2012 году Герценовский университет приступил к внедрению новой концепции работы с талантливой молодежью и формированию единой комплексной системы мониторинга развития талантливых учащихся. Университет являлся организатором олимпиад по русскому языку, истории, обществознанию в Республике Саха (Якутия), выступил региональной площадкой олимпиады МГУ «Ломоносов» и базой для проведения

и «_» С» __и тт гр

Открытой всероссийской интеллектуальной олимпиады «Наше наследие». Традиционным стало проведение Герценовской педагогической олимпиады для школьников, студентов, аспирантов и молодых педагогов, Герценовской творческой олимпиады, Герценовской спортивной олимпиады, Герценовской олимпиады школьников по биологии, в которых приняли участие представители практически всех регионов Российской Федерации и ряда стран ближнего и дальнего зарубежья.

Еще одним из приоритетных и стратегических показателей модернизации образовательной деятельности является повышение доступности образования для различных категорий обучающихся. В 2012 году университет начал активно развивать дистанционное обучение и реализовывать образовательные программы в дистанционной форме. Примером может служить опыт центра по работе с талантливой молодежью, привлечению абитуриентов и довузовскому образованию, который в дистанционном формате реализует образовательные программы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, биологии, истории, обществознанию. В ближайшее время будет открыт набор на дистанционную программу «Химия. Подготовка к ЕГЭ». Однако, несмотря на имеющиеся достижения, работу с использованием данной формы обучения необходимо выводить на качественно новый уровень.

Между тем современный контент образования возможен только при условии интенсивного развития научного знания, направленного на решение острых и актуальных проблем современности. Совершенствование научно-исследовательской деятельности, являющейся вторым стратегическим направлением развития университета, в 2012 году было направлено на повышение его научного и инновационного потенциала, создание условий для динамичного развития РГПУ им. А. И. Герцена как университета исследовательского типа, повышение эффективности, социальной значимости и востребованности различными отраслями экономики и социальной сферы результатов проводимых университетом фундаментальных и прикладных исследований.

Целенаправленная деятельность обеспечила рост конкурсной активности ученых университета. Так, в прошедшем году увеличился показатель активности участия аспирантов и молодых научно-педагогических сотрудников в конкурсах научных проектов. Положительной является и динамика участия представителей обучающейся молодежи в финансируемых научно-исследовательских работах, грантах. Победы в таких конкурсах, проводившихся РГНФ и РФФИ, позволили университету в 2012 году войти в пятерку лидеров — грантополучателей наряду с Санкт-Петербургским государственным университетом и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова.

В прошедшем году были открыты научно-образовательные центры «Безопасность жизнедеятельности в образовательной среде» и «Экология и рациональное природопользование», создано малое инновационное предприятие «Геоэкология окружающей среды». Продолжалось развитие современной лабораторной базы, позволяющей проводить уникальные экспериментальные исследования, а также выполнять крупномасштабные научно-исследовательские, опытно-конструкторские разработки государственного значения.

Более 30 научных коллективов университета подали заявки на участие в конкурсе Комитета по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга по формированию реестра ведущих научных и научно-педагогических школ города. Высокий уровень признания получила научная школа президента РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовского, включенная в перечень ведущих научных школ России.

Стабильно высокой является востребованность услуг ученых университета по профессиональной экспертизе научных проектов и результатов интеллектуальной деятельности.

Таким образом, можно говорить, что сегодня образовательная и научно-инновационная деятельность университета приобретает принципиально новый характер. Это во многом связано с расширением социального партнерства университета, все более активным его включением в процессы инновационного развития отечественного образования, программы социально-экономического развития регионов, прежде всего Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Северо-Западного федерального округа. При этом все факты признания научных заслуг преподавателей и обучающейся молодежи представляют для университета особую ценность.

Следует отметить, что достижения РГПУ им. А. И. Герцена в образовательной и научно-инновационной деятельности оказались возможными, в первую очередь, благодаря продуманной и целенаправленной кадровой политике. Развитие кадрового потенциала — это не только один из приоритетов стратегии совершенствования образования, но и важный показатель оценки эффективности деятельности университета.

Институциональные изменения приводит к тому, что компетентностная модель современного вузовского преподавателя существенным образом изменилась, усложнилась.

ТА и и и и

Компетентный и мотивированный персонал — это и главный ресурс успешной реализации всех стратегических направлений развития вуза. С учетом этого задача повышения квалификации сотрудников имеет первостепенную важность.

Уже второй год Герценовский университет реализует концептуально новую программу повышения квалификации сотрудников, ориентированную на решение конкретных проблем развития вуза. Одним из механизмов включения сотрудников в корпоративную систему повышения квалификации стал учет этого показателя при ежегодном рейтин-говании результатов деятельности научно-педагогических кадров.

Несмотря на то, что сегодня РГПУ им. А. И. Герцена, как и многие российские вузы, живет в «жестком» режиме бюджетного финансирования, с 2012 года начала реализо-вываться комплексная система мер материальной, моральной и социальной поддержки сотрудников и обучающихся в условиях оптимизации финансовой деятельности университета. Ее целесообразность продиктована объективной необходимостью и определяется комплексным характером мероприятий, направленных на снижение издержек, оптимизацию расходов, реализацию конкретных мер по повышению эффективности научно-образовательной деятельности, по привлечению средств за счет расширения дополнительных образовательных услуг, разработок, НИОКР и др.

В значительной мере средства на стимулирование сотрудников и обучающихся, социальные программы университета высвобождаются благодаря проводимой оптимизации штатного расписания. Необходимость ее проведения связана с переходом на новый принцип финансирования за счет средств субсидии, с прямой зависимостью численности профессорско-преподавательского состава от контингента студентов, с усилением контроля за достижением целевых показателей деятельности вуза.

Так, последовательно совершенствуется система дифференцированной оплаты труда и стимулирования: введена модель лидерской заработной платы для профессорско-преподавательского состава, одним из примеров которой является поддержка победите-

лей конкурса профессиональных достижений профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена (в 2012 году победителями конкурса стали 35 человек, в том числе 10 молодых ученых).

В целях морального стимулирования в 2012 году 286 человек были отмечены различными наградами, из них 80 удостоены государственных почетных званий и ведомственных знаков отличия.

Социальная поддержка сотрудников и обучающихся осуществляется по различным направлениям: обеспечение безопасных условий учебы и труда; обеспечение студентов и аспирантов местами в общежитии; материальная помощь студентам, преподавателям и сотрудникам; назначение социальных стипендий; медицинское страхование; организация летнего отдыха студентов; работа профилактория и т. д.

е-1 «-» «-»

Создание университетской среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческих инициатив обучающихся, во многом связано с развитием воспитательной деятельности вуза.

За прошедший год социально-творческая активность студентов значительно возросла. Особую ценность приобретают студенческие инициативы, направленные на развитие университетского пространства как пространства жизненного и профессионального самоопределения, выдвинутые и поддержанные Студенческим советом, объединенной первичной профсоюзной организацией, студенческими объединениями.

Развивается волонтерское движение и студенческое самоуправление. Так, Студенческий совет при Ученом совете РГПУ им. А. И. Герцена в 2012 году стал абсолютным победителем конкурса на лучший орган студенческого самоуправления вузов Санкт-Петербурга.

Неудивительно, что опыт проектирования и реализации воспитательной деятельности университета востребован многими российскими вузами, причем не только педагогическими. В прошедшем году на базе университета прошли повышение квалификации по 7 программам 252 преподавателя и сотрудника российских вузов.

Стоит отметить активное развитие четвертого направления деятельности университета, определенного в Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена и предполагающего создание и закрепление в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссеминации и освоения передовых образовательных практик, обеспечивающих ведущую роль университета в знаниевой экономике.

За прошедший год произошли существенные изменения в области повышения качества научно-методического и информационного сопровождения работы структур, способствующих трансферу результатов интеллектуальной деятельности университета, коммерциализации научных разработок и образовательных технологий. В рамках стратегической программы развития был создан специализированный информационно-аналитический сайт и виртуальный консультационный офис для поддержки консалтинговых услуг в сфере инновационной деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических работников. Результатом этой работы стало получение 2 патентов, 5 положительных решений о выдаче патентов на изобретения, 10 свидетельств о государственной регистрации баз данных и программ для электронно-вычислительных машин. Однако в этом направлении предстоит еще большая работа по обеспечению результативного трансфера результатов интеллектуальной деятельности; необходима и более эффективная диссеминация лучших образовательных практик.

В 2012 году существенно возросли показатели числа публикаций и количества цитирований ученых университета в системе РИНЦ, а число ученых университета, зарегистрированных в системе SCIENCE INDEX, составило 1416 человек.

Активно развивается конгрессная деятельность. За год на базе университета организовано и проведено более 400 научных конференций, международных и всероссийских симпозиумов, научно-практических семинаров и иных мероприятий, в которых приняли участие крупнейшие отечественные и зарубежные ученые.

Все более значимым и результативным становится взаимодействие Герценовского университета с Правительством Санкт-Петербурга. Университет выступил ключевым партнером в проведении таких федеральных мероприятий, как Санкт-Петербургский Международный культурный форум, Международный научный конгресс «Наследие Л. Н. Гумилева и судьбы народов Евразии: история, современность, перспективы», посвященный 100-летию со дня рождения Л. Н. Гумилева, и др. Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко принял личное участие в открытии в университете II Всероссийской педагогической ассамблеи «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала», ставшей событием всероссийского масштаба.

Прошедший год отличался и большим количеством совместных научных исследований с российскими и зарубежными научными организациями и образовательными учреждениями. Соглашения о научном сотрудничестве подписаны с 25 организациями. В рамках Программы стратегического развития научные исследования осуществлялись совместно с 7 вузами, входящими в сетевое объединение «Педагогические кадры России».

В 2012 году на базе РГПУ им. А. И. Герцена было организовано и проведено более 60 различных международных мероприятий, общее количество участников которых составило около 7000 человек, представлявших страны дальнего и ближнего зарубежья, различные регионы России. При этом 41 международный научный и творческий проект Герценовского университета финансировался международными или российскими организациями и фондами.

Университет посетили более 40 известных специалистов из университетов США, Франции, Финляндии, Великобритании, Нидерландов, Кореи, Швейцарии, Германии, Канады, Латвии, Норвегии, стран ближнего зарубежья. Подтверждением высокого статуса и престижа университета в мировом культурно-образовательном пространстве стал визит в Герценовский университет Генерального директора ЮНЕСКО госпожи Ирины Георгиевны Боковой и присуждение ей звания Почётного Доктора РГПУ им. А. И. Герцена в области образования.

Вместе с тем, несмотря на положительные результаты, достигнутые в этом направлении деятельности, университету в кратчайшие сроки необходимо решать новые задачи, связанные с повышением эффективности договорных отношений, формированием в университете кадров нового поколения, свободно действующих в новых образовательных условиях, с языковой компетентностью и способностью предлагать для зарубежных партнеров курсы на иностранных языках. Необходимо повышать уровень результатов научных исследований ученых вуза и предлагаемых образовательных программ до признания их профессиональным сообществом работодателей (ООН, ЮНЕСКО, Еврокомис-сией, Европарламентом, МИДом РФ и др.) на международном уровне. Примером в этом отношении может служить Высшая школа перевода Герценовского университета.

В рамках пятого направления деятельности университета активно развивалось социальное партнерство вуза, обеспечивающее переход к новым организационным формам кооперации и сотрудничества.

Повышение качества образовательных услуг, консолидация образовательных ресурсов и обобщение лучших образовательных практик для подготовки специалистов могут быть существенно интенсифицированы через создание сетевых объединений вузов России. Формирование сетевой инфраструктуры современного педагогического образования требует не только организационных и технологических изменений, но и смещения до-

минанты интересов с сугубо корпоративных к отраслевым и, более того, государственным.

Так, в 2012 году значительно активизировалась деятельность сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», в которое входят 34 вуза-участника. Благодаря Программе стратегического развития РГПУ им. А. И. Герцена были разработаны действенные механизмы осуществления сетевого взаимодействия, впервые подготовлены образовательные модули и программы опережающей подготовки с регламентами их сетевой реализации, получили развитие разнообразные формы образовательного партнерства. При этом надо осознавать, что для развития в этом направлении необходимы дальнейшие системные изменения совместной образовательной и научно-инновационной деятельности с вузами и научными центрами России.

Успешное развитие образования и науки в вузе во многом зависит от организации связи с работодателями, от оперативного внедрения результатов деятельности университета в современные образовательные практики. Сегодня университет много делает для школы, но реализация стратегического направления «Модернизация образовательной деятельности» показала необходимость перехода к новой модели взаимодействия и интеграции РГПУ им. А. И. Герцена с региональными системами образования — со школами, колледжами и образовательными центрами. Необходим системный подход к интеграции, нужны новые решения и более эффективные, тесные отношения. Каждый вузовский преподаватель и студент должны знать, какие изменения происходят в современной школе, в каких направлениях осуществляется ее развитие, а администрация образовательных учреждений, школьные учителя и учащиеся должны включаться в университетское пространство не только в дни открытых дверей. В связи с этим необходима специальная программа интеграции и сотрудничества с региональной системой образования.

Значимость стратегического направления «Развитие социального партнерства университета» определяется не только задачами собственного развития. Если обратиться к распоряжению Правительства РФ от 30.12.2012 года № 2620-р «Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки"», определяющему развитие российского образования до 2018 года, то видны перспективные задачи, успешное выполнение которых напрямую зависит от эффективных партнерских связей и позволяет обеспечить выполнение целого ряда показателей эффективности работы вуза.

Герценовский университет, безусловно, ориентирован на сотрудничество и развивает его, поскольку сегодня России нужен педагог новой формации, который не просто компетентен в предмете профессиональной деятельности, но способен содействовать социализации ребенка в современном обществе, в первую очередь, за счет того, что сам прекрасно ориентируется в современном социуме. Университет достиг существенных успехов в реализации данного направления Программы развития, используя различные возможности. В 2012 году взял старт проект «ЮНЕСКО в школе», который объединит деятельность кафедры ЮНЕСКО и ассоциированных школ, а также позволит обучающейся молодежи развивать собственные идеи, созвучные гуманистической миссии организации.

Особую роль в развитии университета играет работа по обновлению инфраструктуры и совершенствованию материально-технической базы.

В прошедшем году продолжилась работа по созданию современной информационной среды, внедрению в различные процессы деятельности информационных технологий и систем. Для решения задач стратегического развития было приобретено оборудование, включающее интерактивные комплексы, вычислительную технику, проекционное и мультимедийную технику на сумму более 60 млн рублей.

Можно было бы приводить еще много фактов и примеров, характеризовать и трудности, и несомненные удачи, но представленный анализ результатов Программы стратегического развития и Программы развития университета за 2012 год позволяет говорить о достижении значимых показателей и выполнении целевых обязательств вуза перед министерством. Важную роль в этом процессе выполняет организация ежемесячного внутреннего мониторинга реализации Программы стратегического развития, который организуется в соответствии с целевыми ориентирами, определяемыми решениями Президента и Правительства Российской Федерации, а также мероприятиями, проводимыми Министерством образования и науки РФ. Полученные результаты создали все необходимые предпосылки для дальнейшего поступательного развития РГПУ им. А. И. Герцена.

Бесспорно, в условиях институциональных изменений в любом вузе есть проблемы в разных сферах деятельности, но это проблемы развития и движения. Анализ достижений и потенциала Герценовского университета позволяет уверенно утверждать, что он способен ответить на вызовы времени, обеспечить устойчивое динамичное развитие и нести свою долю ответственности за кадровое, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение инновационного развития отечественного образования.

А. И. Субетто

образовательное общество - основа устойчивого развития России и инновационного прорыва в xxi веке

1. определение образовательного общества

Образование в XXI веке — это не только проблема развития собственно образования как социального института в XXI веке, не только проблема образования как частного дела человека, решения его индивидуальных проблем выживания в «мире изменений», это проблема в целом устойчивого развития России и человечества в XXI веке, проблема выхода, и России, и человечества из экологического тупика Истории в форме первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, это проблема прогрессивной социальной эволюции человечества и России в долгосрочной перспективе. Вне стратегии развития системы непрерывного образования не может быть решена проблема инновационного прорыва, постановка которой связана с проблемой исторической судьбы России в XXI веке.

Долгосрочный прогноз социально-экономического развития человечества, его прорыв к «устойчивому развитию» в форме, по нашей оценке — единственной, управляемой социоприродной, или ноосферной, эволюции связан с двумя сопряженными новыми социологическими, социально-философскими одновременно, категориями «образовательное общество» и «общественный интеллект».

Образовательное общество — категория более содержательная, чем, например, категории «постиндустриальное общество», или «информационное общество», или «общество знания». Она, эта категория, отражает глубокий «сдвиг» в основаниях цивилизационно-го развития, который мы назвали Синтетической Цивилизационной Революцией, частью которой выступает формационная образовательная революция.

Образовательное общество есть общество, в котором образование становится главным механизмом восходящего воспроизводства качества общественного интеллекта,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.