Научная статья на тему 'Инновационное развитие университета как условие его конкурентоспособности'

Инновационное развитие университета как условие его конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ГУМАНИТАРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / УНИВЕРСИТЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие университета как условие его конкурентоспособности»

СТРАТЕГИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Материалы конференции научно-педагогических работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся РГПУ им. А. И. Герцена 28 декабря 2006 г.

Г. А. Бордовский,

ректор

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА КАК УСЛОВИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Динамично развивающийся мир обусловливает постоянный характер модернизации образования. Это означает, что выпускник педагогического вуза должен быть готов к решению тех задач, которые уже существуют в обществе, но само общество еще не сформулировало свой заказ системе педагогического образования. Например, сегодня в нашей стране очевидны проблемы, связанные с взаимодействием людей разных национальностей, конфессий, социальных статусов, возраста. Система педагогического образования должна готовить своих студентов к решению этих проблем опережающими темпами. Вариантом такой опережающей подготовки может служить возможная только в многоуровневой системе инновационная образовательная программа, которую можно условно назвать «Становление системы педагогического образования на основе развития современных гуманитарных технологий».

Анализ реального положения РГПУ им. А. И. Герцена на рынке образовательных услуг позволяет, не меняя общих ориентиров, внести коррективы в принятую в декабре прошлого года Программу развития, определяющую основные направления деятельности университета на пять лет, и обусловливающую пути устойчивого инновационного развития университета в соответствии с вызовами времени.

Для внесения корректив в Программу развития надо ответить на ряд вопросов: Что мы из себя представляем? Каковы наши цели? Какие используем ресурсы для достижения поставленных целей? Как тратим деньги? Кто наши парт-

неры? Чего мы достигли и что планируем сделать в ближайшем будущем?

Ответы на эти вопросы позволят оценить инновации как механизмы развития университета в ближайшие годы.

В «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.» термин «инновация» трактуется следующим образом: «Инновация — конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности».

Инновационная деятельность — это совершенно новый вид и коммерческой деятельности, возникший всего за два последних десятилетия. Например, в Германии первый инновационный центр был создан в 1983 г., а к 2000 г. их уже было около 400.

Хорошо известно, что инновации в образовании можно рассматривать как механизм реагирования системы на внешние изменения, как фактор, стимулирующий развитие системы образования, как средство, обусловливающее потребность в рефлексии сложившегося опыта, как конечный результат деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Образовательная ситуация в стране под воздействием экономических и социокультурных факторов постоянно меняется.

Мы становимся свидетелями того, как повышается в современном постиндустриальном обществе роль образования, растет престиж профессионального знания.

При этом университеты, институты, школы, колледжи оказались участниками глобальной конкуренции. Сегодня университеты конкурируют между собой — конкурируют за студентов, преподавателей, спонсоров, за потребителей выпускников. Они конкурируют как научные школы, как центры профессиональной карьеры, как центры переподготовки и повышения квалификации кадров.

По данным Рособразования, среди 73 вузов группы «Педагогические и лингвистические вузы» наш университет ежегодно в рейтинге занимает лидирующие позиции.

По результатам исследования института «Общественная экспертиза» «Потенциал российских вузов в реформе высшего образования» рейтинговые показатели были стратифицированы по уровням признания: международное признание, общероссийское, региональное и отраслевое. На общероссийском уровне устойчивые показатели отмечены только у пяти вузов РФ, в том числе двух вузов Санкт-Петербурга: РГПУ им. А. И. Герцена и Санкт-Петербургского государственного горного института.

Среди всех университетов Северо-Западного федерального округа наш университет входит в центральную зону выборки по информационно-методическому обеспечению образовательного процесса и информатизации вуза, а также по объему выполнения научно-исследовательских работ и по качественному составу научно-педагогических кадров.

В 2006 г. все высшие учебные заведения столкнулись с последствиями демографического кризиса конца 1980-х гг., учитывать которые вузам предстоит ближайшее пятилетие. Наш университет в отношении очной формы обучения разделил общую тенденцию снижения потока абитуриентов в вузы Санкт-Петербурга, связанную с резким спадом количества выпускников школ. Вместе с тем конкурс на 1 бюджетное место на очную форму обучения в университет в 2006 г. оставался выше, чем в среднем по городу (4,15 против 3,65).

Среди вузов с планом приема свыше 2000 человек РГПУ им. А. И. Герцена уже давно занимает первое место по конкурсу абитуриентов на очные бюджетные места.

Наш университет последовательно отстаивает свои позиции в конкурентной борьбе, при-

влекая абитуриентов, в том числе для обучения на внебюджетной основе. Немаловажный фактор при выборе учебного заведения — стоимость обучения.

Темпы роста стоимости обучения в университете на сегодняшний день ниже, чем в среднем по городу в государственных вузах (на педагогических специальностях/направлениях — ниже на 11%, на непедагогических специальностях — на 5%). Однако нам предстоит еще раз ответить на вопрос: Следует ли сохранять эту тенденцию и дальше?

Несмотря на общее значительное снижение потока абитуриентов на очно-заочную (вечернюю) форму обучения в 2006 г. (в среднем по городу среди государственных вузов — снижение произошло на 45% по сравнению с 2005 г.), в нашем университете, напротив, количество поданных заявлений на очно-заочную форму обучения выросло на 12%. Конкурс составил 4,43 человек на место против 3,68 в 2005 г.

Последствия демографического кризиса не коснулись и заочной формы обучения. Поток абитуриентов на заочную форму обучения в РГПУ вырос на 5%.

По результатам ежегодного мониторинга Федерального агентства по образованию в 2006 г. все аккредитационные показатели нашего университета превысили пороговые значения. Гер-ценовский университет реализует программы послевузовского образования, относящиеся к 16 отраслям наук (пороговое значение 5); выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по 21 отрасли науки (пороговое значение 5); имеет среднегодовой контингент обучающихся по образовательным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации 502 человека (пороговое значение 50 человек).

Эксперты отмечают качественный состав педагогических работников по обеспеченности образовательного процесса докторами наук, профессорами, деятельность по изданию монографий и объему реализации программ послевузовского образования. При этом по первым двум направлениям работы университет занимает сильные позиции среди 356 университетов, а по третьему — лидирует среди вузов указанной выборки.

Вместе с тем по объему выполнения научно-исследовательских работ и среднегодовому числу защит диссертаций данные не намного превышают пороговые значения, что вызывает определенную тревогу.

Положительную динамику развития университета на современном этапе обеспечивают такие факторы, как стабильный контингент студентов и высокопрофессиональный кадровый потенциал; интенсивно развивающаяся инфраструктура университета; динамично развивающаяся ресурсная база образовательного процесса (оснащение кафедр, лабораторий, библиотеки, компьютерных классов новым современным оборудованием); оптимальное сочетание бюджетного и внебюджетного финансирования.

Университет получает финансирование из трех источников: из федерального бюджета,

включая средства дополнительного финансирования от аренды; из внебюджетных средств, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, включая платное обучение, и из целевых источников.

Университетом постоянно проводится работа по привлечению дополнительных средств на финансирование научной деятельности: профессорско-преподавательский состав и научные сотрудники университета принимают участие в конкурсах научных проектов, проводимых в рамках различных федеральных программ.

Структура бюджета 2006 г.

Структура доходов — объем 1,2 млрд руб.....................................................................всего 100%

Бюджетное финансирование....................................................................................................58%

В том числе:

— финансирование по разделу «Высшее профессиональное образование».................55%

— средства, полученные на научные исследования..........................................................2%

— средства, полученные от аренды имущества..............................................................1%

Средства, полученные за образовательные услуги...............................................................32%

Другие источники.......................................................................................................................10%

Структура расходов — объем 1,2 млрд руб...................................................................всего 100%

На оплату труда и другие выплаты персоналу (без начислений)..........................................45%

Налоги, включая единый социальный налог...........................................................................13%

На выплату стипендий и прочие расходы.................................................................................9%

На увеличение стоимости основных средств..........................................................................10%

На оплату коммунальных услуг и содержания имущества.......................................................3%

На ремонт и реконструкцию зданий и помещений....................................................................8%

На увеличение стоимости материальных запасов....................................................................4%

Другие расходы............................................................................................................................8%

За последние годы наметилась устойчивая коммунальные услуги по содержанию имуще-

тенденция увеличения объемов финансирова- ства.

ния, выделяемого университету из федерально- Централизованные средства университета —

го бюджета, а также поступлений средств, полу- источник аккумулирования внебюджетных

чаемых от предпринимательской и иной прино- средств для решения общеуниверситетских за-

сящей доход деятельности. Так, прирост дохо- дач, не обеспеченных федеральным финансиро-

дов (в 2006 г. по отношению к 2005 г.) в части ванием, для реализации на практике стратегии

бюджетного финансирования составляет 27%, развития, устремленной в будущее. В этом за-

прирост внебюджетных средств — 18%. ключается одна из целей проводимой централи-

В 2006 г. расходы университета были полно- зованной финансовой политики, обеспечения

стью обеспечены доходами. В соответствии с законности, защиты университетских интересов,

требованиями законодательства индексирова- интересов сотрудников и обучающихся. Эффек-

лись социальные пособия, компенсации, сти- тивная система управления финансами выступа-

пендии и зарплата. ет залогом обеспечения конкурентоспособности

Суммарные ресурсы сводного бюджета вуза в условиях перехода к среднесрочному бюд-

возросли в 1,2 раза по сравнению с 2005 г., что жетированию, ориентированному на реальные

вдвое выше темпов инфляции. При этом в результаты.

структуре конечных расходов ведущее место Для обеспечения долгосрочной национальной

занимали расходы на оплату труда, стипендии конкурентоспособности университет последова-

и прочие социальные выплаты, приобретение тельно ориентирует свою деятельность не только

оборудования и материальных запасов, вы- на удовлетворение потребностей рынка в высо-

полнение ремонтных работ, оплату налогов, коквалифицированных кадрах, но и на «форми-

рование спроса», т. е. на развитие и активизацию в городе и стране непрерывной потребности в специфических услугах университета.

Для того, чтобы обеспечить динамику позитивного развития Герценовского университета как открытой инновационной научно-образовательной системы, обладающей высокой конкурентоспособностью и ориентированной на повышение средствами образования человеческого капитала Санкт-Петербурга и России, как вы знаете, год назад была утверждена новая программа развития, определяющая основные направления деятельности коллектива на последующие пять лет.

Наша программа отражает важнейшую особенность развития современного университетского образования: интеграцию науки и учебного процесса, повышение инновационного потенциала вуза.

Напомню, что в качестве стратегических направлений инновационного развития университета определены следующие направления:

1. Обеспечение качества университетского образования.

2. Обеспечение инновационности научной деятельности университета.

3. Научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России.

Нам необходимо ответить на такие вопросы: Что в этих направлениях может способствовать созданию новых преимуществ Герценовского университета? Какие новые выгодные рыночные позиции мы можем освоить? Какие внутренние возможности следует активнее развивать? За счет чего мы можем повысить результативность и качество нашей деятельности?

Как показывает предыдущий опыт развития Герценовского университета, основным путем поддержания конкурентоспособности высшего образования является повышение его качества. Именно качество сегодня выступает основным гарантом привлекательности получения высшего профессионального образования.

Как вы знаете, в рамках первого стратегического направления университета «Обеспечение качества университетского образования» созданы условия для обеспечения перехода образовательного процесса на нелинейную организацию учебной деятельности и реализацию концепции компетентностного подхода. Осуществляется поиск новых форм организации самостоятельной деятельности студентов, разрабатывается учебно-методическое обеспечение их практической подготовки.

Достижение нового качества наш университет связывает с переходом на многоуровневую систему образования.

Как лидер разработки идеологии многоуровневой подготовки кадров университет совместно с УМО по направлениям педагогического образования начал системные преобразования на основе накопленного нового научного знания об университетском образовании в постиндустриальном обществе, а именно: разработку ГОС третьего поколения.

В целях создания системы объективного, независимого внешнего контроля, а также самоконтроля над качеством профессиональной подготовки выпускников университет уже второй раз принял участие в Интернет-экзамене.

Многоуровневая система образования, реализуемая в РГПУ им. А. И. Герцена, признание приоритета продуктивных образовательных технологий позволяют нашему вузу органично войти в европейское образовательное пространство, принимая положения Болонской декларации как естественный этап своего развития.

Сегодня Герценовский университет признан в качестве авторитетного мирового научно-образовательного центра. Он поддерживает договорные отношения с более чем 150 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями из 30 стран Европы, Азии и Америки, стран ближнего зарубежья. За последние 5 лет заключены договоры с более чем 60 зарубежными вузами и различными образовательными учреждениями. Активнее стали заключаться договора о сотрудничестве с различными российскими вузами.

В условиях жесткой конкуренции успех любого вуза напрямую связан с его инновационным развитием. В настоящее время эффективность любого инновационного направления определяется качественным уровнем информатизации университета.

Стержневое направление процесса информатизации — создание и внедрение эффективных технологий электронного обучения, особенно технологий удаленного доступа. Внедрение этих технологий позволит резко увеличить производительность педагогического труда, качество и объем платных образовательных услуг. За счет перевода части семинарских и групповых занятий студентов на дистанционную форму можно снизить загруженность аудиторного фонда и профессорско-преподавательского состава.

Однако задача развития новых образовательных технологий в нашем университете неожи-

данно превратилась фактически в условие его выживания как ведущего вуза. Дело в том, что Федеральное агентство по образованию на основании постановления Правительства РФ в ноябре этого года приняло решение о переводе в 2007 г. нашего университета на общий для других вузов страны расчетный коэффициент — 1 преподаватель на 10 студентов. В настоящее время этот коэффициент составляет 1 преподаватель на 8 студентов. На практике это означает, что среднегодовая численность профессорско-преподавательского состава с 1 января 2007 г. должна быть сокращена на 395 штатных единиц. Это вызывает соответствующее сокращение административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала. В связи с тем, что по российскому законодательству сокращение педагогических работников в течение учебного года не допускается, сокращение возможно провести только с 1 сентября 2007 г. Ясно, что для обеспечения названной выше среднегодовой цифры сокращения числа профессоров и преподавателей нужно перед началом следующего учебного года уволить более 1000 человек, т. е. 57% штата, что приведет к полному разрушению университета.

Однако руководством университета были приняты все меры для того, чтобы довести осознание катастрофических последствий такого решения до руководства Министерства образования и науки РФ, депутатов Госдумы, губернатора Санкт-Петербурга и научно-педагогической общественности. В результате этой работы удалось убедить руководство Федерального агентства по образованию растянуть запланированный переход на новый расчетный коэффициент на 3 года и завершить его только в 2009 г.

Такое решение при необходимой организации позволит провести это крайне болезненное сокращение без катастрофических последствий для университета. В ближайшее время нам будет необходимо разработать весь комплекс мероприятий и принять соответствующее коллективное решение по их проведению. В связи с этим очевидно одно — полная информатизация учебного процесса и переход на новые образовательные технологии — центральное условие не только сохранения, но и развития научного и методического потенциала профессорско-преподавательского состава и обеспечение высокого качества подготовки наших выпускников.

Вернемся к основной теме доклада. Уходящий год рассматривался в рамках программы развития университета как подготовительный

период. В этом году был реализован ряд организационных решений. Создано управление информатизации, в состав которого вошли на правах отдела информационно-вычислительный центр и два отдела — системно-телекоммуникационный и организационно-оперативный. Утверждено временное положение о ресурсном учебно-методическом информационном центре факультета. Первый такой центр появился на факультете социальных наук.

Создана и постоянно совершенствуется материально-техническая база 1Т-технологий. Общее количество компьютеров составляет уже более 2500. Аудиторный фонд оборудуется современными аудиовизуальными средствами. Проводится единая техническая политика по стандартизации и унификации 1Т-техники, общего и специального программного обеспечения. В 2006 г. завершен проект создания распределенной оптоволоконной сети университета, объединяющей все удаленные от основного кампуса подразделения.

Развитие стратегического направления «Обеспечение инновационности научной деятельности университета» в 2006 г. позволило создать условия для реализации университетского научно-исследовательского инновационного цикла.

Продолжалась координация внутренних приоритетов научной деятельности университета. Число основных научных направлений достигло 34. По областям знаний они распределились таким образом: психолого-педагогические науки — 12 направлений; естественные и точные науки — 8 направлений; гуманитарные и общественные науки — 14 направлений.

При этом 10 из основных направлений университета соответствуют новым Перечням приоритетных научных направлений и критических технологий федерального уровня, утвержденным в 2006 г.

Доля прикладных исследований в общем объеме финансирования научно-исследовательских работ приблизилась к 70%. Увеличилась доля финансирования инновационных научных проектов. В общем объеме финансирования научно-исследовательской деятельности она составила в 2006 г. почти 50%. Возросла активность профессорско-преподавательского состава в конкурсах научных проектов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширился ареал опытно-экспериментальных площадок по разработке моделей модернизации образования (например, реализация концепции культуротворческой школы в Бок-

ситогорском районе Ленобласти, конкурсные проекты, творческие вечера в городах России и за рубежом, работа с центрами профилактики наркозависимости молодежи, работа по созданию эколого-целесообразной педагогической среды и др.).

Традиционные формы работы в этом направлении (заключение договоров о творческом сотрудничестве с академическими учреждениями и промышленными структурами, выполнение совместных научно-исследовательских проектов и т. п.) сочетались с поиском новых форм. Например, под эгидой НИИ непрерывного педагогического образования практически завершено создание первой в университете студенческой научно-исследовательской лаборатории — лаборатории цифровых образовательных ресурсов.

В 2006 г. на конкурсной основе Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга были зарегистрированы 38 научных и научно-педагогических школ университета.

50,6% выпускников аспирантуры РГПУ им. А. И. Герцена успешно защищаются в соответствии с предъявляемыми к университету аккре-дитационными требованиями.

Завершается разработка модели интегрированной информационной среды управления научно-исследовательской деятельностью университета.

В условиях, когда государство ставит перед собой задачу «поддерживать не научные коллективы, а научные проекты», центры исследований неизбежно перемещаются с кафедр на межфакультетские, междисциплинарные комплексы.

В перспективе — создание ресурсных центров, позволяющих аккумулировать инновационные разработки и способствовать их скорейшему внедрению и коммерциализации. Ряд проектов таких центров был разработан в первый год реализации программы развития университета (например, Ресурсный центр развития совместных образовательных программ, обеспечивающий аккумулирование научно-методических, информационных, интеллектуальных ресурсов, осуществляющий повышение квалификации персонала университета и работников сферы образования, а также консалтинг образовательных учреждений Северо-Западного региона).

В рамках реализации третьего направления Программы развития «Научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России» в университете осуществляется сетевой

проект ЮНЕСКО «УНИТВИН» (с англ. «Породненные университеты»). Среди постоянно действующих проектов, реализующихся в данном сетевом проекте, назовем следующие:

• Евразийская ассоциация кафедр ЮНЕСКО (цель — обмен опытом практической работы, объединение усилий в области компетенции ЮНЕСКО);

• Европейское измерение в образовании; Европа в школе (цель — объединение усилий ради развития европейского образования, воспитание ответственности молодежи за настоящее и будущее народов Европы);

• Западные слависты в Герценовском университете (цель — знакомство российских филологов с опытом зарубежной славистики);

• Педагогическое образование и туризм (цель — подготовка педагогических кадров для конгрессной деятельности);

• Реальность этноса (цель — обмен научной информацией и выработка методов взаимодействия в области этнологии, этнографии и культурной антропологии).

Продолжают укрепляться связи университета и образовательных учреждений города в рамках ассоциации «Университетский образовательный округ». Ассоциация предполагает учебно-методическую поддержку деятельности организаций, вошедших в нее, помощь в повышении квалификации и переподготовке преподавателей, вовлечение их в совместную научную работу, общую издательскую деятельность. Сегодня в ассоциацию входит более 40 общеобразовательных учреждений, 3 высших педагогических училища, 3 профессиональных колледжа, 4 негосударственных вуза, Ленинградский областной институт развития образования.

Большое общественное признание приобретает ежегодная Герценовская олимпиада. Уже пять лет институт довузовской подготовки участвует в организации и проведении альтернативных форм вступительных испытаний — региональных предметных олимпиад вузов Санкт-Петербурга для профориентированной молодежи и Герценовской педагогической олимпиады «Первый успех». В 2006 г. в первом туре олимпиады «Первый успех» приняли участие 1000 человек, в Герценовской предметной олимпиаде — 1830 человек.

В соответствии с Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена преемственность различных ступеней образования во многом определяется институтом дополнительного образования. В институте реализуются программы по-

вышения квалификации и профессиональной переподготовки, программы второго высшего образования, программы обучения по форме экстерната. С 2001 г. в университете осуществляются программы дополнительного образования по договорам с различными органами управления, ведомствами, организациями, такими как Министерство образования и науки РФ, Министерство по региональному развитию, Управление по охране окружающей среды Администрации Санкт-Петербурга, Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Экологической фонд Правительства Ленинградской области, Институт промышленной безопасности и др.

Институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по заданию полпредства Президента России провел мониторинг реализации национального проекта «Образование» в Северо-Западном федеральном округе.

Совместно с фондом «Новая Евразия» в университете начинается реализация проекта «Подготовка менеджеров по развитию» для российских региональных университетов, в котором участвуют 8 университетов из Владивостока, Санкт-Петербурга, Саратова, Сургута, Таганрога и Новочеркасска.

Известно, что скорость развития или деградации университетов в условиях международной конкуренции резко возрастает. Для достижения успеха требуется все чаще проводить принципиальную корректировку курса развития университета, постоянно осуществлять необходимые изменения, для чего надо видеть перспективу, принимать соответствующие решения, обладать твердостью и одновременно гибкостью. Проверенного пути, однозначно универсальной для всех рекомендации на этот счет нет, имеются лишь более или менее хорошие примеры и стимулы. Каждый университет должен искать собственный путь.

Очевидно, что инновационный механизм, который мы выбираем в качестве основного на ближайшую перспективу, должен интегрировать в себе все три стратегических направления развития университета, зафиксированные в Программе развития. Таким механизмом может явиться инновационная образовательная программа, так как она: 1) учитывает новейшие отечественные и зарубежные научные исследования в различных сферах; 2) выступает самоорганизующей системой инновационного обновления методов, форм и технологии обучения в вузе на современной научно-методологической

основе; 3) решает вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по инновационным направлениям деятельности.

В результате такой интеграции науки и образовательной деятельности педагогические университеты могут стать настоящими «обучающими организациями», эффективно содействуя созданию «обучающихся сообществ» в современном мире как прообразов будущих «обучающихся наций».

Реализация инновационной образовательной программы позволит в образовательной среде университета повысить качество деятельности всех субъектов, создать сеть ресурсных центров научно-методического обеспечения реализации программы. В научном пространстве университета возникнут новые научные знания, на рынке труда появятся специалисты, имеющие квалификацию в области гуманитарных технологий, а также соответствующая научная продукция. При этом следует подчеркнуть, что научная продукция в области педагогического образования не только пользуется устойчивым спросом у отечественного профессионального сообщества, но представляет интерес и для зарубежных партнеров, т. е. может быть весьма конкурентоспособной на рынке образования (учебники, дидактические концепции общего и педагогического образования, современные педагогические технологии, в частности, в области воспитания толерантности, жизни в группе и коллективе, методики реализации национальных традиций в образовании, система подготовки кадров высшей квалификации, информационные технологии, повышение педагогической эффективности и др.).

Основными идеями нашей инновационной образовательной программы является ее вариативность, модульность, ориентация на профессиональную компетентность.

Программа направлена на подготовку специалистов, которые в условиях обострившихся проблем взаимодействия между людьми в современном полиэтническом, поликонфессиональном и поликультурном обществе владеют гуманитарными технологиями, обеспечивающими понимание ситуаций, их контекста, интересов и мотивов участвующих в них людей и т. д.

Уникальность педагогического университета заключается в том, что процесс подготовки таких специалистов ведет к серьезной перестройке образовательного процесса, всех университетских подразделений, инфраструктуры университета. Прежде всего, это приводит к расширению

партнерских, деловых связей университета, активному использованию информационных технологий, и, пожалуй, главное — усилению связи собственно образовательного процесса с научными исследованиями.

Инновационная образовательная программа имеет формат сопоставляемых модулей и реализуется в двух основных формах: через дополнительные образовательные программы и магистерскую образовательную программу.

Реализация программы потребует создания новой инфраструктуры университета и его управления, разработки учебно-методического обеспечения нового поколения, модернизации аудиторного фонда и лабораторной базы и т. д.

Возникает необходимость проведения прикладных исследований потребности рынка труда в специалистах, владеющих широким спектром гуманитарных технологий, а также комплексных междисциплинарных исследований с целью выявления особенностей и механизмов коммуникации человека с различными группами и институтами в современном полиэтническом, поликультурном и поликонфессиональном обществе.

Приступая к реализации инновационной образовательной программы, следует помнить, что важнейшим условием, обеспечивающим успешность реформ, является участие в реформах тех, на кого они оказывают непосредственное влияние.

Правительство лишь предоставляет условия для осуществления изменений педагогического характера, однако, мотивированное участие всех заинтересованных в развитии образования лиц очень важно и тогда, когда реформы планируются, и тогда, когда они находятся в стадии осуществления.

Эти особенности современной ситуации ориентируют нас в первую очередь на развертывание командной проектной деятельности по разработке научно обоснованнных и прак-тико-ориентированных рекомендаций, технологий, методик использования современного научного знания, а также на поиск путей преодоления сложившихся стереотипов, тех барьеров, с которыми педагоги сталкиваются в инновационной деятельности, когда в условиях социальной нестабильности у человека снижается эффективность прогнозирования, усиливается боязнь риска, затрудняется переход от канонизированного мышления к творческому.

Иными словами, очевидно, что ни одна инновация в высшем образовании невозможна без

активности профессорско-преподавательского состава, без искреннего принятия им идеологии и стратегии преобразований и инициативной деятельности по их воплощению в жизнь.

Для поддержки инновационной деятельности планируется осуществить внутривузовское повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере гуманитарных технологий. Очевидно, для этого нам предстоит создать команды проектировщиков и разработать междисциплинарные программы повышения квалификации. Кроме того, разработать механизм взаимодействия преподавателей и сотрудников различных структурных подразделений университета, работодателей и социальных партнеров, участвующих в реализации программы и оценке ее результатов.

Таким образом, задачи ближайшего времени состоят в следующем:

1) провести социологические исследования по выявлению потребности в новых гуманитарных технологиях среди учащихся, родителей, учителей, работодателей. Дополнительно изучить рынок труда;

2) создать концептуальную инновационную модель подготовки специалистов в области гуманитарных технологий;

3) разработать и реализовать модульную профессионально-образовательную программу дополнительного образования и магистерскую программу «Гуманитарные технологии в социальной сфере»;

4) разработать модульную программу повышения квалификации административно-управленческого персонала, профессорско-преподавательского состава, инженерно-лаборантского и библиотечного персонала. Обеспечить реальное повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в сфере гуманитарных технологий;

5) разработать учебно-методическое и программное обеспечение аудиторной, самостоятельной, исследовательской, дистантной и иной деятельности обучающихся;

6) создать Всероссийский ресурсный центр гуманитарных технологий, способный обеспечивать новое качество специалистов сферы образования;

7) разработать механизм формирования деловой среды вуза, взаимодействия преподавателей и сотрудников различных структурных подразделений университета, работодателей и социальных партнеров, участвующих в реализации программы и оценке ее результатов;

8) осуществить модернизацию информационной образовательной среды университета.

Уважаемые коллеги! На основе всего сказанного выше можно сделать главный вывод —

устойчивое развитие нашего университета — это путь инновационного преобразования всех направлений его деятельности, который вполне по силам нашему замечательному коллективу.

С. А. Гончаров,

проректор по учебной работе

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЗДАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ» КАК ФАКТОР

РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

В докладе речь шла о чрезвычайно важном направлении нашего развития, связанного с разработкой конкурсной инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий для социальной сферы». В ее разработке принял участие ряд факультетов, предложивших свои инновационные модули. Сам процесс подготовки конкурсной заявки дал важный импульс для запуска проектного менеджмента, который объединил специалистов разного профиля и структурных подразделений. Этот опыт имеет исключительную ценность для развития в университете инновационной среды. У нас есть перспективная возможность сделать качественно новый шаг в обновлении не только материальной базы и создании комфортной научно-образовательной среды, но и в обновлении нашего интеллектуального потенциала и повышении нашей конкурентоспособности.

Путь инновационного развития — единственно возможный путь, который может привести к повышению рыночной востребованности наших образовательных программ и конкурентоспособности наших выпускников. Для этого необходим инновационный подход к тем профессиональным полям, для которых мы готовим или можем готовить специалистов нового поколения. Это означает, что необходимы новые концептуализации самих профессиональных полей, изменение технологий подготовки кадров, введение в образовательные программы инновационного содержания. Для этого необходимо идти от рынка труда, понимания его структуры и тенденций развития. А затем — четче развивать прикладные, практико-ориентированные аспекты программ, ориентируясь не на спрос вообще специалистов, а на те или иные типы занятости, на спрос компетенций и определенные их конфигурации.

Именно таким важным этапом движения к инновационному пониманию проблем подготовки кадров стал инициированный Г. А. Бор-довским весной 2006 г. городской семинар на базе нашего университета по проблемам гуманитарного образования. Идея Г. А. Бордовского создать общегородской центр гуманитарных ресурсов и гуманитарных технологий стала толчком и основанием разработки инновационной образовательной программы по гуманитарным технологиям. В процессе ее разработки создается мощный инновационный интеллектуальный ресурс в университете. Это сама концепция гуманитарных технологий в социальной сфере, технология ее реализации по модульно-компетентностному принципу, это модули, которые разработали многие факультеты (философский, управления, психолого-педагогический, информационных технологий, безопасности жизнедеятельности, филологический, институт международных связей, социальных наук, юридический, институты детства и народов Севера и др.). Это очень ценные наработки и они вписываются в реализацию инновационных образовательных стратегий гуманитарной антропологии и развитие инновационных образовательных подходов, результатом которых должно стать обновление существующих профессиональных полей и формирование нового качества креативной личности, обладающей транспрофессиональными способностями и профессиональными компетентностями, соответствующими потребностям изменяющегося рынка труда, новым типам занятости и социальных коммуникаций.

Наш проект по гуманитарным технологиям является качественно новым шагом в разработке инновационных образовательных программ, имеет большую социальную значимость и перспективу применения. Программа ориентирована на решение проблем совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.