В. П. Соломин,
проректор по учебной работе
ИТОГИ 2008/2009 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ НА 2009/2010 УЧЕБНЫЙ ГОД
Минувший учебный год был трудным, ответственным и очень плодотворным. Герценовский университет в течение года являлся базовой площадкой для обсуждения ключевых вопросов развития отечественного образования: Совет ректоров с участием губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко (февраль), встреча с председателем Совета Федерации С. М. Мироновым (апрель), заседание Российского общественного совета по развитию образования (май). Все это еще раз подтверждает высокий статус университета и его лидирующую позицию в российском педагогическом сообществе.
Предстоящий учебный год будет не менее ярким на события и не менее интенсивным. Нам предстоит решить ряд сложных, знаковых задач для дальнейшего развития университета. Среди основных задач можно выделить три: 1) подготовка к реализации основных образовательных программ уров-невого образования в университете на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения; 2) подведение итогов выполнения «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» и разработка стратегии развития до 2015 г.; 3) сохранение динамики инновационной деятельности и инновационного развития университета в условиях финансового кризиса.
Анализ отчетов, представленных руководителями всех структурных подразделений университета, дает основание говорить о том, что в целом мы готовы к решению
обозначенных задач. Однако ряд аспектов нашей деятельности требует уточнения и качественного совершенствования. Именно эти вопросы предлагается обсудить на сегодняшнем заседании Ученого совета.
Первая задача, которую нам предстоит качественно решать в весьма сжатые сроки: подготовка к реализации основных образовательных программ уровневого образования в университете на основе федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения.
Учебно-методическое объединение по направлениям педагогического образования, НИИ непрерывного педагогического образования и учебно-методическое управление университета выступили в прошедшем учебном году основными организаторами разработки федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Педагогическое образование» и всех мероприятий, связанных с разработкой основных образовательных программ.
Университет с достоинством прошел весь сложный путь от подачи заявки на участие в конкурсе на разработку стандартов (через организацию инновационной деятельности группы разработчиков совместно с работодателями, многочисленные экспертизы и обсуждения с педагогической общественностью) до согласования и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования уровней бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование». Разрешите от имени ректората выразить благо-
дарность всем разработчикам стандарта, а всех нас поздравить с выдающимся достижением, которое еще раз подтвердило ведущую роль Герценовского университета в педагогическом образовании России!
В ходе разработки и обсуждения проекта стандартов мы еще раз ощутили поддержку наших многочисленных вузов-партнеров практически из всех федеральных округов, а также приобрели новых единомышленников.
Это особенно ярко проявилось при проведении международной конференции «Педагогическое образование в эпоху перемен: результаты научных исследований и их использование в образовательной практике», посвященной 15-летию научно-исследовательского института непрерывного педагогического образования в марте и семинара-совещания УМО по направлениям педагогического образования на тему «Проектирование основных образовательных программ в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения» в мае.
К настоящему времени благодаря целенаправленной деятельности коллектива разработаны макеты компетентностно-ориен-тированных основных образовательных программ по всем направлениям и отдельным профилям подготовки. В предстоящем учебном году в срок до декабря 2009 г. предстоит завершить эту работу полностью.
По данным заведующих кафедрами, около 80% преподавателей университета готовы к разработке компетентностно-ориенти-рованных учебных программ в логике требований стандартов третьего поколения. Эти данные представляются излишне оптимистичными. Очевидно, еще не все руководители понимают, что предстоит серьезная и сложная работа не только над содержанием программ. Фактически речь идет о создании полноценных компетентностно-ориентированных учебно-методических комплексов по каждой дисциплине, а потому в предстоящем учебном году необходимо организовать системную и целенаправленную подготовку профессорско-преподавательского состава к решению данной
задачи с использованием самых разнообразных форм (повышение квалификации, проектировочные семинары и методические советы на факультетах, внутрикафед-ральное обучение и др.).
В рамках этой работы предстоит еще раз переосмыслить и сделать достоянием каждого преподавателя и руководителя новую концепцию построения образовательного процесса в соответствии с положениями федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Для этого у нас подготовлен актив, состоящий из разработчиков стандартов и преподавателей, обучившихся по программам повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, которые Гер-ценовский университет реализует как уполномоченный вуз Рособразования.
Отметим, что введение основных образовательных программ стандарта третьего поколения с 1 сентября 2010 г. потребует интеграции усилий всех без исключения подразделений университета, поскольку должны быть оперативно решены сложные задачи, а для их реализации создан комплекс организационных, управленческих, учебно-методических, финансовых и материально-технических условий.
Вторая задача, на решении которой будет сосредоточено наше внимание в наступающем учебном году: подведение итогов реализации «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» и разработка стратегии развития до 2015 г.
Мощный стимул дальнейшему динамичному развитию университета придала инновационная образовательная программа, созидательные результаты которой были детально проанализированы на конференции трудового коллектива в декабре 2008 г.
Напомним, что на конференции были внесены изменения и дополнения в текст «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» с учетом внешних условий деятельности вуза, актуальной нормативно-правовой базы и итогов выполнения инновационной образовательной программы. Прежде всего, была уточнена
миссия университета, которая определяет новый этап в его развитии, нацеленный на развитие университета как научного образовательного центра, обеспечивающего научно-исследовательскую и методическую поддержку образовательных систем России. Иными словами, речь идет о стратегии развития Герценовского университета как национального исследовательского университета в области образования.
О том, что инновационная деятельность в университете плодотворно продолжается, убедительно свидетельствуют результаты решения конкретных задач стратегических направлений программы развития на 20062010 гг., представленные в отчетах подразделений университета.
Наиболее существенные результаты: открытие новых бакалаврских и магистерских программ, разработка новых форм организации самостоятельной работы и оценки достижений студентов, структурная перестройка и создание новых подразделений университета, обеспечивающих более комфортные условия для получения образования, систематическая работа по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава.
Сохраняется устойчивая тенденция к расширению перечня направлений подготовки по уровневой системе высшего профессионального образования. За прошедший год в университете была представлена на утверждение 71 новая магистерская программа. В настоящее время в университете ведется обучение по 28 направлениям подготовки бакалавров, 19 направлениям подготовки магистров (117 магистерских программ), по 49 специальностям высшего профессионального образования. Реализуются также 3 программы дополнительного профессионального образования.
Готовятся к лицензированию программы начального и среднего профессионального образования.
Проблемы перехода университета на уровневое образование были детально рассмотрены и проанализированы на заседании Ученого совета в апреле 2009 г.
В прошедшем учебном году последовательно и целенаправленно решались задачи стратегического направления программы развития университета «Обеспечение качества университетского образования». Произошло существенное обновление содержания образовательных программ. Программы практики и государственной аттестации по всем новым бакалаврским и магистерским образовательным программам, реализуемым в университете, разработаны с учетом новых требований и перспектив перехода на стандарты третьего поколения.
Проведенный опрос показал, что ориентацией университета на переход к уровне-вому образованию удовлетворены более 60% студентов. В то же время было отмечено, что не все преподаватели университета готовы к переходу на уровневое образование. Для многих все еще приоритетной формой организации учебного процесса остается лекционно-семинарский метод, слабо используются возможности информационной образовательной среды университета. Большая часть преподавателей не ставит в качестве первоочередной задачу разработки заданий для самостоятельной работы студентов и разработку информационной поддержки учебной деятельности студентов. Остается недостаточным количество учебных изданий, ориентированных на самостоятельную учебную деятельность студентов. Все эти проблемы в наступающем учебном году должны находиться в поле особого внимания заведующих кафедрами университета.
В университете ускорился процесс обновления содержания образования путем расширения перечня учебных курсов по выбору, введения специальных интегратив-ных модулей, широкого использования профессионально ориентированной практической, исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования.
В отчетном учебном году была научно обоснована и разработана стратегия совершенствования организации педагогической и производственной практики как особого
вида учебной деятельности. Технологии организации производственной практики и подготовки выпускных квалификационных работ на основе обобщения и анализа инновационного опыта факультетов были представлены в методическом сборнике «Гуманитарные технологии и рынок труда» (подготовлен сотрудниками кафедры прикладной социологии с участием учебно-методического управления).
В 2008/2009 учебном году в 475 учреждениях города проходили практику 2829 студентов, из них трудоустроились в эти учреждения по окончании практики на временную или постоянную работу 223 человека (8%). Не очень большой, но значимый результат. Важно, чтобы и в дальнейшем практика содействовала не только совершенствованию профессиональной деятельности студентов, но помогала бы им сориентироваться на рынке труда.
Проектная и исследовательская деятельность студентов-герценовцев в прошлом учебном году существенно обогатилась опытом участия в конкурсе Комитета по науке и высшей школе на выполнение дипломных проектов по заказу органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и работодателей.
Из 80 заявленных комитетом тем 14 были представлены дипломными проектами герценовцев, что обеспечило университету 1-е место среди 16 вузов-участников конкурса. Следует отметить, что данный опыт превращается в позитивную тенденцию — уже согласованы с заказчиками 19 исследовательских тем на будущий учебный год.
Новым в содержании и организации образовательного процесса в университете стало привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах в сфере профессиональной подготовки. Так, 35 студентов университета приняли участие в первом туре Всероссийской интернет-олимпиады по математике. На конкурс «Моя страна — моя Россия» в Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями были представлены студенческие работы факультетов биологии и фи-
лософии человека, в Москву — работы факультета географии.
Активизировалось внедрение новых форм и технологий организации образовательного процесса на основе использования информационных и компьютерных технологий. Проведена определенная работа по развитию обучения на основе электронной поддержки и дистанционного обучения, создан портал дистанционных обучающих ресурсов в рамках инновационной образовательной программы, разработаны отдельные виртуальные учебно-методические комплексы и дистанционные курсы. Однако качественного перехода на использование информационных технологий в образовательном процессе пока что реально не произошло, а ведь потенциал здесь огромный и хорошие перспективы.
В числе первоочередных задач стоит переход существующей информационной инфраструктуры университета на современное программно-аппаратное обеспечение, интеграция информационных ресурсов, переход на сетевые версии информационных систем, обучение и вовлечение персонала в активную работу по информатизации образовательного процесса.
В уходящем учебном году сделаны определенные шаги по информатизации управления образовательным процессом в университете. Так, на официальном сайте РГПУ им. А. И. Герцена в разделах «Организация учебного процесса», «Государственная аттестация», «Практика», «Стипендии», «Конкурсы», «Интернет-экзамен», «Интернет-олимпиада» обновлена и представлена информация, организующая образовательную деятельность факультетов. Данные материалы активно использовались в течение учебного года администрацией факультетов, сотрудниками деканатов и студентами.
При всех достижениях в информатизации университетского образования имеются нерешенные проблемы. Так, в отчетах деканов и директоров институтов представлен целый ряд замечаний: незавершенность монтажа локальных сетей (факультеты музыки, биологии, физики, безопасности жиз-
недеятельности и др.); недостаточное применение информационных технологий преподавателями циклов гуманитарных, социально-экономических и естественнонаучных дисциплин; недостаток квалифицированной технической поддержки, специализированного инженерно-технического персонала, компетентного в области использования и обслуживания оргтехники; недостаток лицензионного программного обеспечения; сложности в приобретении специализированного программного обеспечения для образовательного процесса; отсутствие организационного и технического решения реализации дистанционного обучения; недостаточность квалификации профессорско-преподавательского состава в области создания и использования электронно-коммуникативных технологий в учебном процессе.
В то же время, по данным, предоставленным заведующими кафедрами, в среднем 70% преподавателей владеют информационными технологиями на уровне использования программных продуктов общего назначения, а 30% — на уровне использования программных продуктов специального назначения. То есть 100% преподавателей университета владеют новыми информационными технологиями. Почему же только 60% преподавателей (по данным заведующих кафедрами) используют информационные технологии в образовательном процессе? Не пора ли провести реальную аттестацию всего профессорско-преподавательского состава по этому параметру и составить, наконец, реальную, а не «заявительную» программу переподготовки всех категорий преподавателей по разным уровням и задачам использования новых информационных технологий в образовательном процессе?
Для стимулирования разработки преподавателями электронных образовательных ресурсов целесообразно более активно использовать механизмы университетских конкурсов, опыт проведения которых сложился в период реализации инновационной образовательной программы.
Нельзя не упомянуть о вкладе университетской библиотеки в решение задачи совершенствования информационного сопровождения образовательного процесса. С каждым учебным годом фундаментальная библиотека все больше превращается в образовательный, научно-исследовательский, технический центр сбора, хранения, переработки и предоставления уникальной информации, что, несомненно, соответствует статусу национального исследовательского университета.
О качестве университетского образования, прежде всего, свидетельствуют итоги государственной аттестации выпускников.
В прошлом учебном году для участия в процедуре государственной аттестации были привлечены 65 работодателей (что значительно больше, чем в предшествующие годы). Следует и в наступающем учебном году развивать эту положительную практику, так как государственная аттестация позволяет не только оценить уровень сформи-рованности компетенций выпускников, но и уточнить и скорректировать их с помощью экспертов-работодателей.
В апреле 2009 г. в университете был проведен интернет-экзамен по 12 направлениям подготовки. В экзамене по 18 дисциплинам приняли участие 546 студентов университета. В целом студенты успешно справились с предложенными тестами. Критериального показателя по освоению дидактических единиц студенты университета не достигли по двум дисциплинам: «Микроэкономика» — 26% (основная образовательная программа «Экономика») и «Политология» — 46% (основная образовательная программа «Религиоведение»).
О качестве университетского образования свидетельствуют и данные о планах трудоустройства выпускников-герценовцев. По данным опроса студентов 1У-У курсов в июне 2009 г., более 20% из них уже работают в сфере образования и более 30% — в других сферах; более 40% выпускников планируют работу в сфере образования и более 35% желают продолжить свое образование.
Одним из залогов качественного образования в университете является качественный набор абитуриентов. Приемная кампания этого года протекала в сложной ситуации перехода на новые условия приема — по результатам ЕГЭ. Университет справился с поставленной задачей. В равной мере заслуга принадлежит приемной комиссии университета, приемным комиссиям факультетов, деканам, преподавателям, студентам — всем, кто непосредственно выполнял эту работу или причастен к ней.
Многие кафедры активно включились в профориентационную работу по своим направлениям подготовки, совместно с приемной комиссией университета реализовали ряд последовательных действий по привлечению абитуриентов. Это позволило сэкономить средства на рекламную кампанию. В числе традиционных мероприятий — встречи со школьниками, презентации специальностей, совместные проекты (факультет управления, психолого-педагогический факультет, факультет иностранных языков). В этом году для приемной кампании удалось активно использовать сеть Интернет — проведен виртуальный день открытых дверей; информация о направлениях подготовки и образовательных программах, размещенная на корпоративном сайте, своевременно обновлялась (приемная комиссия университета, факультеты экономики, управления, физики, технологии и предпринимательства, иностранных языков, институты естествознания, детства).
Представляется важным обобщение опыта факультетов по этому направлению деятельности и обсуждение на совещании деканов.
В обеспечении качества университетского образования особое место занимает воспитательная работа, которая осуществлялась в соответствии с концепцией воспитательной деятельности Герценовского университета.
Созидательная инициатива обучающихся в минувшем учебном году проявилась через их активное участие в проектах, конкурсах, акциях, мероприятиях разного мас-
штаба. Приведу лишь некоторые примеры: международная студенческая конференция «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования», участие во Всероссийском молодежном форуме «Селигер — 2009», организация всероссийского конкурса социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», совместная конференция студсовета Санкт-Петербурга и студсовета РГПУ им. А. И. Герцена по проведению «Года молодежи», студенческие профориентационные акции в школах города и другие значимые молодежные события и проекты.
Надеюсь, что наши студенты в новом учебном году примут самое активное участие в проектах, посвященных Году учителя и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Как всегда активно работал студенческий совет при Ученом совете. Его члены внесли в прошлом учебном году много конкретных предложений в принимаемые на наших заседаниях решения. Надеемся, что эти инициативы продолжатся.
Нельзя забывать и про духовно-нравственное воспитание. В настоящее время остро стоит вопрос о преподавании в школах дисциплин, которые направлены на духовно-нравственное просвещение подрастающего поколения. Преподавать эти предметы будут светские преподаватели, потому наша задача состоит в том, чтобы найти свое место в подготовке такого рода специалистов. Работа в этом направлении у нас уже ведется на ряде факультетов, и с текущего года реализуется магистерская программа «Духовно-нравственное воспитание».
В 2008/2009 учебном году были достигнуты существенные результаты в решении задач стратегического направления программы развития РГПУ им. А. И. Герцена «Обеспечение инновационной научной деятельности университета».
В ходе обсуждения результатов развития инновационной образовательной программы университета был сделан вывод о том, что перспективы преобразования Герценов-
ского университета в национальный исследовательский университет основаны на ясном понимании того, что университет такого типа определяет основные пути формирования и реализации государственной образовательной политики, берет на себя ответственность перед обществом и государством за научно-методическое обеспечение отрасли «Образование», разрабатывает научно обоснованные концепции, конкретные модели развития образования и механизмы их реализации.
О том, что коллектив университета осознает свою ответственность и особую миссию в системе образования России, убедительно говорят материалы отчетов всех подразделений о решении задач, обозначенных этим стратегическим направлением развития университета, — они содержат конкретные данные о вкладе гер-ценовцев в развитие отечественной науки.
В отчетном периоде ученые университета добились значимых результатов по широкому спектру знаний в 21-й отрасли науки из 25 существующих.
В рамках основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» завершена разработка проекта федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения по педагогическому образованию; определены пути обновления образовательного процесса в вузе на основе технологий диалогового взаимодействия; выявлены сущность, факторы и направления развития профессиональной компетентности будущих педагогов; раскрыта сущность непрерывного образования; выделены принципы, обоснованы возможные модели дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования.
Значимым для осуществления научных исследований самого высокого уровня стало открытие в учебном году новых подразделений, в числе которых совместная научная лаборатория физики и диагностики на-номатериалов электронной техники РГПУ им. А. И. Герцена и Физико-технического
института им. А. Ф. Иоффе РАН в структуре НИИ физики, а также другие подразделения.
В новом учебном году следует разработать систему мер по коммерциализации результатов научно-исследовательской деятельности, активному внедрению научных разработок в соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
Динамичное и результативное развитие инновационной научной деятельности создает условия для становления РГПУ им. А. И Герцена как национального исследовательского педагогического университета.
Эффективное решение задач стратегического направления программы развития «Научно-методическое обеспечение российского образования» подтверждает лидирующую роль университета в научно-методическом обеспечении инновационного развития национальный системы образования.
С марта 2009 г. в педагогическом сообществе началось активное обсуждение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Проект разрабатывался Министерством образования и науки РФ при участии Минздравсоцразвития РФ, Министерства экономического развития, Министерства финансов, победителей конкурсов приоритетного национального проекта «Образование» и экспертного сообщества.
Главная идея документа заключается в том, что результатом модернизации отечественной школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития.
Все основные положения модернизации сферы общего образования представлены в содержании задач и путей их решения рассматриваемого стратегического направления программы развития Герценовского
университета, и по ним проводится активная работа. Так, разработаны дифференцированные программы подготовки различных категорий педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся, выявлены различные механизмы взаимодействия образовательных учреждений в России и за рубежом в системе непрерывного образования (образовательные, информационные, управленческие, механизмы практического социального партнерства, опытно-экспериментальная работа и др.), спроектированы различные формы взаимодействия образовательных учреждений в системе непрерывного образования.
В отчетном году многие методические материалы, разработанные нашими сотрудниками в рамках реализации инновационной образовательной программы, были ориентированы не только на высшую, но и на общеобразовательную школу, системы начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
При активном участии сотрудников факультетов университета начата реализация аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» по темам «Совершенствование профильных программ подготовки учителя в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования» и «Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования». В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. осуществляются работы по теме «Разработка вариативных электронных образовательных ресурсов для основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих личностно-ориентированное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине "История"».
Открыта совместная кафедра дополнительного педагогического образования на
базе РГПУ им. А. И. Герцена и Института педагогического образования РАО.
В 2008/2009 учебном году в университете прошли повышение квалификации 2633 педагогических работника различных категорий.
Согласно приказу Рособразования от 2 сентября 2008 г., Герценовский университет был определен в качестве уполномоченного вуза по следующим направлениям повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России в 2009 г.: «Современные технологии обучения», «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы», «Педагогическое образование». Институтом постдипломного образования при участии факультетов были разработаны и реа-лизовывались модульные образовательные программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов: «Современные технологии в образовании», «Психолого-педагогическая компетентность преподавателя высшей школы», «Актуальные проблемы модернизации педагогического образования». При апробации этих программ впервые была реализована технология построения индивидуального образовательного маршрута слушателей в соответствии с их интересами, запросами, потребностями, что привело к повышению заинтересованности слушателей и максимальному удовлетворению их образовательных запросов. Всего по модульным программам повышения квалификации было обучено 480 преподавателей вузов, из них: 230 человек — преподаватели нашего университета, 108 человек — преподаватели технических вузов Санкт-Петербурга, 142 человека — преподаватели вузов России.
В университете в текущем году впервые было организовано повышение квалификации педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных Рос-образованию, по программам «Инновационная деятельность в системе начального и среднего профессионального образования» и «Современные образовательные техноло-
гии в профессиональной деятельности педагогических работников» — это перспективный и значимый на сегодня сегмент системы образования для нашего университета.
Кроме того, мы могли бы оперативно отреагировать на новую тенденцию, которая связана с приглашением в школы специалистов, не имеющих базового педагогического образования, и предложить им соответствующие программы переподготовки, которые позволят приобрести базовые педагогические компетенции и адаптироваться к условиям педагогической деятельности.
Завершая краткий анализ результатов работы по данному направлению, предлагаю в предстоящем учебном году систематизировать и спланировать деятельность Герценовского университета по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», а опыт и результаты обсудить на декабрьской конференции научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Проделанная в минувшем учебном году работа по реализации программы развития университета убедительно показывает, что активно создавались предпосылки для преобразования Герценовского университета в национальный исследовательский университет в области образования.
Стратегия развития университета требует уточнения в соответствии с государственными приоритетами в области социально-экономического развития страны в целом и российского образования в частности на основе оценки достигнутых интегратив-ных результатов и определения возможных перспектив дальнейшего развития Герце-новского университета.
В университете сложился опыт инновационного проектирования, в том числе в области стратегического развития университета. Представляется, что в самое ближайшее время общественному совету программы развития необходимо приступить к комплексному анализу выполнения задач действующей программы, к анализу и обобщению предложений всех структурных
подразделений по стратегическому развитию университета до 2015 г.
В связи с этим нельзя не отметить, что 31 июля 2009 г. Министерство образования и науки РФ объявило о проведении конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет». В сжатые сроки рабочая группа подготовила проект программы развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский педагогический университет "Герце-новский университет"» на 2009-2018 гг. и представила в министерство заявку на участие в конкурсе.
Третья задача, которую предстоит решать в предстоящем учебном году: сохранение динамики инновационной деятельности и инновационного развития университета в условиях финансового кризиса.
В своем выступлении на мартовском съезде Российского союза ректоров (Москва) президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «...Меры по развитию образования сегодня ни в коем случае нельзя сводить к вопросам преодоления кризиса. Если мы сейчас опять скатимся к обсуждению того, как нам выжить, — у нас не будет никакой перспективы... мы должны думать о том, как использовать сегодняшнюю ситуацию. для решения наиболее сложных вопросов.» С этим нельзя не согласиться. Тем более что для Герценовского университета стратегию выживания в сознании нашего коллектива (а главное, в реальной деятельности) давно сменила стратегия поступательного, а теперь и инновационного развития. И тот факт, что университетом оперативно была создана специальная комиссия, разработана и обсуждена общественностью программа антикризисных мер, говорит не о боязни трудностей, а об уверенности коллектива в их преодолении путем организации целенаправленной и системной профилактической деятель-
ности, опережающей возможные негативные события.
При разработке антикризисной программы университета был выбран единственно верный подход: эффект может дать только такая системно организованная работа, которая станет результирующей одновременного действия по четырем векторам — повышение эффективности, оптимизация деятельности, экономия средств, поиск дополнительных средств и ресурсов.
Одним из антикризисных приоритетов стала работа по оптимизации образовательного процесса. В рамках этого направления были пересмотрены учебные планы с точки зрения рационального использования человеческих и материальных ресурсов. Однако еще не полностью исчерпаны возможности, предоставляемые индивидуально-ориентированным образовательным процессом и нелинейным построением расписания.
Особая проблема, которую предстоит решить в ближайшее время, — организация перехода на электронный документооборот с целью повышения эффективности работы и снижения затрат на расходные материалы. Думаю, что выражу общее мнение — назрел вопрос сокращения количества производимых бумаг и траты рабочего времени на их перемещение по инстанциям.
В рамках антикризисных действий факультетами также разработаны образовательные программы и курсы повышения квалификации, которые могут быть предложены на договорной основе.
Особо следует отметить успехи по привлечению спонсорских средств для проведения практики, организации конференций и других мероприятий — это должно осуществляться на взаимовыгодной основе и стать нормой для вуза. Приведу только один пример в подтверждение сказано-го — успешное проведение международного вокального конкурса имени Б. Т. Штоколова за счет спонсоров — кондитерской фабрики им. Н. К. Крупской и губернатора Кемеровской области А. Г. Тулеева.
В период кризиса особенно актуальной стала работа с кадрами, ибо именно они со-
ставляют нравственный и интеллектуальный потенциал инновационного вуза.
С 1 декабря 2008 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ университет перешел на новую систему оплаты труда сотрудников. Планово-финансовым управлением, руководителями всех структурных подразделений была проделана кропотливая работа для того, чтобы этот процесс прошел максимально безболезненно. Были предусмотрены меры по поддержанию наименее оплачиваемых категорий сотрудников университета путем установления доплат за счет внебюджетных средств. В 2008/2009 учебном году сотрудникам университета были произведены компенсационные выплаты на сумму более 8,5 млн рублей и стимулирующие выплаты на сумму более 330 млн рублей.
Положение о системе оплаты труда работников университета содержит большой перечень стимулирующих надбавок, однако в ближайшее время необходима дальнейшая детальная разработка критериев для их установления разным категориям персонала — это отметили в своих отчетах руководители многих подразделений.
Переход на новую систему оплаты труда, выполнение мероприятий антикризисной программы повлекли за собой, как одну из антикризисных мер, оптимизацию штатного расписания, т. е. приведение его в соответствие с существующей номенклатурой должностей, современными требованиями к соотношению количества обучающихся и преподавателей, объема учебной нагрузки на одного преподавателя. Этот не очень приятный, но объективно необходимый процесс затронул все подразделения университета.
После проведения подробного анализа кадрового состава, структуры и объема выполняемой учебной нагрузки, целесообразности существования ряда кафедр и других подразделений в университете были проведены структурные изменения и оптимизация штатного состава. Были сокращены 192 ставки обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, 508 ставок
профессорско-преподавательского состава, 74 ставки управленческого персонала.
В условиях финансового кризиса целый ряд мер в университете был направлен на социальную поддержку обучающихся. В течение учебного года за счет экономии средств были выплачены дополнительные стипендии студентам, магистрантам и аспирантам на сумму более 49 млн рублей, оказана материальная помощь студентам на сумму более 4 млн рублей.
Продолжалось активное стимулирование учебной, научной и общественной деятельности сотрудников Герценовского университета.
В прошлом учебном году государственными наградами РФ, отраслевыми наградами, наградами университета отмечено большое число наших сотрудников.
Так, медалью А. М. Горчакова «За заслуги в укреплении российской государственности и верное служение Отечеству» награжден ректор Геннадий Алексеевич Бор-довский.
Медалью А. С. Пушкина награждена профессор кафедры русского языка Сакма-ра Георгиевна Ильенко.
Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени награждена профессор кафедры педагогики Нина Федоровна Радионова.
Почетного звания «Заслуженный работник физической культуры РФ» удостоен заведующий кафедрой спортивных дисциплин Анатолий Евгеньевич Митин.
Медалью К. Д. Ушинского награждены четыре сотрудника университета: директор лингвистического центра Нина Витальевна Баграмова, доцент кафедры педагогики Антонина Васильевна Мосина, директор института детства Нина Анатольевна Нот-кина, профессор кафедры социального менеджмента Альвина Павловна Панфилова.
Премия правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования присуждена авторскому коллективу факультета управления (декан факультета управления Лариса Алексеевна Громова,
заведующий кафедрой управления образованием Сергей Юрьевич Трапицын, доцент кафедры управления образованием Виктор Владимирович Тимченко).
Разрешите еще раз поздравить наших коллег с наградами и пожелать им дальнейших творческих успехов!
В отчетный период уделялось большое внимание поддержке молодежи. За высокие достижения в учении и активную общественную работу 79 студентам университета были назначены персональные стипендии.
С внебюджетной на бюджетную форму обучения были переведены 87 студентов; в наступающем году планируется еще 76. Думается, что следует внимательно проанализировать возможности такой работы с учетом соответствующей нормативно-правовой основы.
В настоящее время всего 188 студентов обучаются по индивидуальному плану (в основном это касается студентов, имеющих проблемы со здоровьем или в связи с рождением ребенка). В то же время, по данным опроса студентов (июнь 2009 г.), более 50% вынуждены были работать, обучаясь на IV-V курсах. Представляется, что надо активнее создавать условия для перехода на индивидуальный план обучения тем студентам, которые выполняют учебный план, но вынуждены по объективным причинам работать. Для принятия решений по этим вопросам необходимо разработать соответствующую нормативную базу и более активно использовать электронное обучение и дистанционные технологии.
Несмотря на финансовые трудности, в 2008/2009 учебном году была продолжена работа по материально-техническому и ресурсному обеспечению развития университета, при этом был сделан акцент на повышении эффективности и интенсивности использования материально-технического потенциала вуза.
В отчетах начальников управлений университета и заведующих кафедрами отмечено, что приобретенное оборудование используется для решения управленческих,
учебных и методических задач. Однако необходимо ввести учет и мониторинг загруженности, особенно наиболее дорогого и уникального оборудования, организации совместного его использования разными подразделениями. В этом смысле интересен положительный опыт центров коллективного пользования, а также опыт технопарка в филиале университета в г. Волхове.
Таким образом, наше упреждающее отношение к кризисным явлениям позволило снизить их негативное влияние, а в ряде случаев подготовить новые позиции для укрепления вуза.
Безусловно, выполнение мероприятий антикризисной программы каждым подразделением университета является залогом его дальнейшего инновационного развития, а комплексный анализ и мониторинг выполнения задач повышения эффективности, оптимизации деятельности, экономии средств и ресурсов, поиска дополнительных средств и ресурсов должны стать механизмами антикризисного управления.
Среди материалов к Ученому совету представлено учебно-методическое пособие «Модернизация современного университетского образования» под общей редакцией профессоров Г. А. Бордовского и С. А. Гончарова. Особого внимания заслуживает идея о том, что «сегодня для успешного развития общества требуется развитие и становление человека нового культурного типа,., достижение нового качества образования, обеспечивающего возможность максимальной самореализации каждого моло-
дого россиянина,., педагоги, способные видеть человека как уникальную целостность и развивать его на основе законов науки, техники, искусства, общественной жизни и труда...»
Актуальность этой идеи состоит в том, что предстоящий учебный год — это год «прохождения точки невозврата», рубеж «между прошлым и будущим» нашего высшего профессионального образования.
Введение с 1 сентября 2010 г. новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения потребует консолидации всех наших усилий, сверхответственности, повышения качества и эффективности нашей работы.
2010 год пройдет под знаком Года учителя. В материалах, представленных деканами факультетов, содержится большое количество инициатив и акций, которые ознаменуют этот год. Это хорошо — главное, чтобы все они возвысили в общественном сознании роль и статус учителя-профессионала, выпу-скника-герценовца, в руках которого, без преувеличения, будущее России!
И еще об одном, очень важном...
В мае 2010 г. все мы будем отмечать значимую дату в истории страны — 6 5-летне Победы в Великой Отечественной войне. Сделаем же так, чтобы ветераны войны университета в этот год ощутили нашу особую заботу и внимание, а молодое поколение — студенты не забывали, какой ценой им досталось счастье жить и учиться в одном из лучших вузов страны.