ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2009 г.
«Итоги 2008/2009 учебного года и задачи на 2009/2010 учебный год»
Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе В. П. Соломина, Ученый совет отмечает, что минувший учебный год был ознаменован напряженной, плодотворной работой коллектива Герценовского университета, главным итогом которой стало: успешное завершение инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», победа в конкурсе Министерства образования и науки РФ по разработке федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) уровней бакалавриата и магистратуры по направлению «Педагогическое образование», получение университетом статуса уполномоченного вуза Ро-собразования по направлениям повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов России («Современные технологии обучения», «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы», «Педагогическое образование»), оформление заявки на участие в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет».
Мощный стимул дальнейшему динамичному развитию университета придала инновационная образовательная программа, созидательные результаты которой проанализированы на конференции трудового коллектива (декабрь 2008 г.). Инновационная образовательная программа явилась важнейшим средством и механизмом решения задач стратегических направлений программы развития университета на 2006-2010 гг.
Конференцией внесены изменения и уточнения в текст «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 годы» с учетом внешних условий деятельности вуза, актуальной нормативно-правовой базы и итогов выполнения инновационной образовательной программы. Уточнена миссия университета, которая определяет новый этап в его развитии, нацеленный на возможность развития университета как научно-образовательного центра, обеспечивающего научно-исследовательскую и научно-методическую поддержку образовательных систем России, то есть как национального исследовательского университета в области образования.
В прошедшем учебном году целенаправленно и результативно решались задачи основных стратегических направлений программы развития университета.
Стратегическое направление «Обеспечение качества университетского образования»
В настоящее время в университете ведется обучение по 28 направлениям подготовки бакалавров, 19 направлениям подготовки магистров (117 магистерских программ), по 49 специальностям высшего профессионального образования. За прошедший год в университете была представлена на утверждение 71 новая магистерская программа. Реализуются 3 программы дополнительного профессионального образования. Сохраняется устойчивая тенденция к расширению перечня направлений подготовки по уровневой системе высшего профессионального образования. Осуществлена разработка программ практики и государственной аттестации по всем новым бакалаврским и магистерским основным образовательным программам (ООП), реализуемым в университете.
Ориентацией университета на переход к уровневому образованию удовлетворены более 60% студентов, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса.
В университете ускорился процесс обновления содержания образования путем расширения перечня учебных курсов по выбору, введения специальных интегративных модулей, широкого использования профессионально ориентированной практической, исследовательской и проектной деятельности как средств интеграции содержания образования.
Проектная и исследовательская деятельность студентов-герценовцев обогатилась опытом участия в конкурсе Комитета по науке и высшей школе на выполнение дипломных проектов по заказу органов исполнительной власти Санкт-Петербурга и работодателей. В этом году из 80 утвержденных Комитетом по науке и высшей школе тем 14 было представлено дипломными проектами студентов РГПУ им. А. И. Герцена, что обеспечило университету 1-е место среди 16 вузов-участников конкурса.
Новым в содержании и организации образовательного процесса в университете стало привлечение студентов к участию в конкурсах и олимпиадах в сфере профессиональной подготовки.
Активизировалось внедрение новых форм организации образовательного процесса на основе использования информационно-коммуникационных технологий. Происходит обогащение образовательной среды вуза за счет активного использования электронных ресурсов, в том числе образовательных порталов. Информация, организующая образовательную деятельность факультетов, обновлена и представлена на официальном сайте РГПУ им. А. И. Герцена в следующих разделах: «Организация учебного процесса», «Государственная аттестация», «Практика», «Стипендии», «Конкурсы», «Интернет-экзамен» и «Интернет-олимпиада».
Университетская библиотека с каждым учебным годом все более превращается в образовательный, научно-исследовательский, технический центр сбора, хранения, переработки и предоставления уникальной информации, что соответствует статусу национального исследовательского университета.
О качестве университетского образования свидетельствуют стабильно высокие результаты итоговой государственной аттестации. С отметками «отлично» сдали итоговые государственные экзамены: бакалавры — 42% (в прошлом году 42%), магистры — 64% (66%), специалисты — 42% (40%); защитили на «отлично» выпускные квалификационные работы: бакалавры — 65% (в прошлом году 67%), магистры — 76% (77%), специалисты — 64% (65%). Для участия в процедуре государственной аттестации были привлечены 63 работодателя — руководителя учреждений различных сфер деятельности.
Созидательная инициатива обучающихся в прошедшем учебном году проявилась через активное участие в проектах и акциях разного масштаба: всероссийский молодежный форум «Селигер—2009» (более 150 человек), всероссийский конкурс социально значимых студенческих проектов «Моя инициатива в образовании», городские конкурсы проектов «Строим свой мир сами», «Голосуй за будущее», «Студент года», программа воспитания подростков «Живи ярко», финальный тур школьной олимпиады по педагогике «Первый успех», совместная конференция студенческих советов города и РГПУ им. А. И. Герцена по проведению «Года молодежи»; университетские конференции «Педагог — Исследователь — Учитель», «Актуальные проблемы воспитания школьников», «Педагогические проекты в петербургской школе» и другие.
Факультетами университета в этом году найдены новые формы работы с абитуриентами: выступления на кабельном телеканале «ВОТ» (институт детства), участие в выставке «Образовательные возможности» (юридический факультет), использование социальной сети «В контакте.ру» (факультеты биологии, экономики, управления и другие), проведение «Виртуального дня открытых дверей» (приемная комиссия) и другие.
Организованно прошла приемная кампания — 2009. В текущем году на I курс за счет средств федерального бюджета были зачислены всего: 2101 человек, из них: на очную форму обучения — 1809 человек, на заочную — 247, на очно-заочную — 45. Прием в магистратуру составил 763 человека, из них: на очную форму обучения — 729 человек, заочную — 34.
Стратегическое направление «Обеспечение инновационности научной деятельности университета»
В отчётном периоде ученые университета добились значимых результатов по широкому спектру знаний в 21-й отрасли науки.
В 2008 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 50 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ (на 8 больше, чем в предшествующий год). На конкурсы были представлены 376 заявок (на 131 больше, чем ранее), финансирование получили 115 проектов (в 2007 г. — 66). Участниками конкурсов научных проектов стали 125 структурных подразделений университета, в том числе Выборгский филиал и филиал в г. Волхове.
Участниками международных конкурсов научных проектов стали 18 кафедр (представлено 29 конкурсных заявок на 23 международных конкурса).
Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности в 2008 г. составил 193,4 млн рублей. Объем финансирования инновационных проектов составил 73% от общего объема. В общем объеме финансирования НИР преобладали фундамен-
тальные исследования — 51% от общего объема финансирования. Доля прикладных исследований составила 37%, доля экспериментальных разработок — 12%.
Открыты совместная научная лаборатория физики и диагностики наноматериалов электронной техники РГПУ им. А. И. Герцена и Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН в структуре НИИ физики; центры коллективного пользования рент-геноструктурного анализа, «Физико-химические методы исследования нитросоединений, координационных, биологически-активных веществ и наноструктурированных материалов» и «Геоэкология»; научно-исследовательские лаборатории «Рациональное природопользование» и «Экспериментальная зоология»; научно-образовательные центры «Неравновесные явления в конденсированных средах и наноструктурах», «Информационные технологии и системы моделирования» и «Гуманитарное образование».
Международное научное сотрудничество осуществлялось в рамках 25 договоров о сотрудничестве, 23 международных научных проектов, 40 научно-организационных мероприятий кафедр, получивших финансовую поддержку от российских и зарубежных организаций и фондов. Подписано 83 соглашения о намерениях сотрудничества. По сравнению с 2007 г. значительно увеличилось количество мероприятий в рамках международного творческого сотрудничества (с 29 до 45 соответственно).
В 2008 г. ученые университета опубликовали 135 монографий, 87 сборников научных трудов, 68 учебников и 306 учебных пособий. В научных изданиях из перечня ВАК было опубликовано 317 статей (в том числе в «Известиях РГПУ им. А. И. Герцена» — 61 статья).
Стратегическое направление «Научно-методическое обеспечение развития российского образования»
В рамках основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» в 2008/2009 учебном году разработаны дифференцированные программы подготовки различных категорий педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся, выявлены различные механизмы взаимодействия образовательных учреждений в России и за рубежом в системе непрерывного образования (образовательные, информационные, механизмы практического социального партнерства, опытно-экспериментальная работа, управленческие механизмы и др.), спроектированы различные формы взаимодействия образовательных учреждений в системе непрерывного образования.
В отчетном году многие научно-методические материалы, разработанные в рамках реализации инновационной образовательной программы, были ориентированы не только на высшую, но и на общеобразовательную школу, образовательные учреждения системы начального и среднего профессионального образования. Начата реализация аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» по темам «Совершенствование профильных программ подготовки учителя в условиях действия ФГОС ВПО» и «Совершенствование образовательных программ и технологий подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования»; Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг. в рамках мероприятия 6 «Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания образования, в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий» по проекту «Разработка вариативных электронных образовательных ресурсов для основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающих личностно-ориентиро-ванное обучение, в том числе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине "История"».
Открыта совместная кафедра дополнительного педагогического образования на базе РГПУ им. А. И. Герцена и Института педагогического образования РАО.
В 2008/2009 учебном году в университете прошли повышение квалификации 2633 педагогических работника различных категорий. По модульным программам повышения квалификации было обучено 480 преподавателей вузов, из них: 230 человек — преподаватели Герценовского университета, 108 человек — преподаватели технических вузов Санкт-Петербурга, 142 человека — преподаватели вузов России.
Герценовский университет в отчетном году продолжил научно-методическое обеспечение организации воспитательной деятельности в вузах Санкт-Петербурга и России.
В феврале 2009 г. в университете была создана комиссия по разработке программы антикризисных мер. Механизмами реализации антикризисной программы стали: активное участие в ней всех уровней управления университетом, вовлечение персонала в обсуждение, разработку и исполнение антикризисных мер, четкая расстановка приоритетов; интеграция антикризисных мероприятий с направлениями программы развития и задачами функционального управления.
Университетом были предусмотрены меры по поддержанию наименее оплачиваемых категорий сотрудников путем установления доплат за счет внебюджетных средств. В 2008/2009 учебном году сотрудникам университета были произведены компенсационные выплаты на сумму 8 700 000 рублей и стимулирующие выплаты на сумму 331 350 000 рублей.
После проведения подробного анализа кадрового состава, структуры и объема выполняемой учебной нагрузки, целесообразности существования ряда кафедр и других подразделений в университете были проведены структурные изменения и оптимизация штатного состава. Были сокращены 192 ставки обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала, 508 ставок профессорско-преподавательского состава, 74 ставки управленческого персонала. Структурные изменения осуществлялись по согласованию с работниками и были ориентированы на приведение вуза в соответствие статусу национального исследовательского университета в области образования.
Продолжалось мотивационное стимулирование учебной, научной и общественной деятельности сотрудников Герценовского университета. Государственных и отраслевых наград удостоено 96 сотрудников университета, наград университета — 76 человек.
Целый ряд мер был направлен на социальную поддержку обучающихся. За счет экономии средств были выплачены дополнительные стипендии студентам, магистрантам и аспирантам на сумму 49 096 185 рублей, оказана материальная помощь студентам на сумму 4 096 623 рублей.
За высокие достижения в учении и активную общественную работу 79 студентам университета были назначены персональные стипендии.
Продолжалось материально-техническое обеспечение инновационного развития университета. В рамках адресной программы заключено 3 государственных контракта, что позволило обеспечить учебный процесс и функционирование служб жизнеобеспечения вуза оргтехникой и офисной техникой на сумму 6,182 млн рублей, мультимедийным оборудованием на сумму 4,577 млн рублей, оборудованием связи — более чем на 6,2 млн рублей. Общая сумма инвестиций в университет составила по государственным контрактам 91 561 575 рублей.
Было отремонтировано 252 аудитории общей площадью 12 990 кв. м, на что израсходовано более 106 млн рублей. В 2008 г. была осуществлена поставка материалов и оборудования, а также осуществлен монтаж техники 28 мультимедийных аудиторий практически на всех факультетах университета. Дополнительно оборудованы многофункциональные конференц-залы факультета безопасности жизнедеятельности и факультета иностранных языков.
Вместе с тем Ученый совет отмечает, что в наступающем учебном году следует сосредоточить внимание на нереализованных возможностях, на более полном использовании интеллектуального потенциала сотрудников университета и материально-технических ресурсов в решении задач стратегических направлений «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг.».
В обеспечении качества университетского образования — это, прежде всего, подготовка к введению основных образовательных программ ФГОС ВПО третьего поколения с 1 сентября 2010 г., что потребует интеграции усилий всех без исключения подразделений университета для создания комплекса условий: организационных (четкое планирование этапов подготовки к реализации ФГОС ВПО третьего поколения, обсуждение хода выполнения этапов подготовки к реализации ФГОС ВПО третьего поколения на разных уровнях, работа методических советов по профилям ООП); управленческих (подготовка пакета нормативно-правовых и распорядительных документов по реализации ФГОС ВПО третьего поколения, организация взаимодействия всех управлений университета при подготовке к реализации ФГОС ВПО третьего поколения, рассмотрение на заседании Ученого совета вопроса о готовности Герценовского университета к реализации ФГОС ВПО третьего поколения); кадровых (приведение профессорско-преподавательского состава в соответст-
вие с требованиями к кадровому обеспечению учебного процесса, предусмотренными ФГОС ВПО по профилям подготовки, организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по проектированию компетентностно-ориентированных рабочих учебных программ в логике требований ФГОС ВПО и основных образовательных программ, реализуемых в университете, организация повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по использованию современных образовательных технологий, в том числе информационных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования компетенций обучающихся); учебно-методических (разработка ООП по всем профилям подготовки бакалавров и магистров, реализуемых в университете, разработка рабочих компетентностно-ориентированных учебных программ в логике требований ФГОС ВПО, реализуемых в университете, разработка УМК по каждой из учебных дисциплин или модулей в соответствии с содержанием ООП, реализуемых в университете, разработка программ всех видов практики в соответствии с содержанием ООП, реализуемых в университете, и требованиями ФГОС ВПО по профилям подготовки, разработка программ итоговой аттестации по дисциплинам и итоговой государственной аттестации в соответствии с содержанием ООП, реализуемых в университете и требованиями ФГОС ВПО по профилям подготовки, приведение учебно-методического и информационного обеспечения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по профилям подготовки); финансовых и материально-технических (приведение финансового и материально-технического обеспечения учебного процесса в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по профилям подготовки, обеспечение приоритетного положения в адресной программе университета ООП для создания условий их реализации).
В организации инновационной научной деятельности университета продолжить: диверсификацию различных форм интеграции науки и образования, дальнейшее развитие междисциплинарных научных исследований, научных лабораторий и научно-исследовательских центров, повышение эффективности работы центров коллективного пользования, повышение доли обучающейся молодежи, принимающей участие в финансируемых научных исследованиях, развитие системы специальных программ поддержки молодых ученых университета.
Следует разработать систему мер по коммерциализации научно-исследовательской деятельности, активному внедрению созданных научных разработок в соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
В совершенствовании деятельности Герценовского университета по научно-методическому обеспечению развития российского образования необходимо продолжить разработку программы развития РГПУ им. А. И. Герцена как национального исследовательского педагогического университета, включить сотрудников университета в активную реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», расширить научно-методическое взаимодействие университета с образовательными учреждениями систем общего, начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых, высшего профессионального образования по вопросам модернизации образования, организовать научно-методическое сопровождение перехода вузов России на уровневое высшее профессиональное образование и реализацию ФГОС ВПО третьего поколения.
Принимаемые в различных подразделениях университета антикризисные меры в целом пока еще не носят системного и комплексного характера. Важно одновременно задействовать четыре основных антикризисных механизма: повышение эффективности, оптимизация деятельности, экономия средств и ресурсов, поиск дополнительных средств и ресурсов.
Ученый совет обращает внимание на основные задачи, которые предстоит решать коллективу Герценовского университета в 2009/2010 учебном году:
1. Подготовка к реализации основных образовательных программ уровневого образования в университете на основе ФГОС ВПО третьего поколения.
2. Подведение итогов реализации программы развития университета на 20062010 гг. и разработка стратегии его развития до 2015 г.
3. Сохранение динамики инновационной деятельности и инновационного развития университета в условиях финансового кризиса.
Эффективное решение обозначенных задач позволит обеспечить дальнейшее динамичное развитие Герценовского университета как лидера педагогического образования России и как национального исследовательского университета в области образования.
Ученый совет постановляет:
1. Одобрить деятельность университета за прошедший учебный год и признать, что Герценовский университет динамично развивался как университет инновационного типа, активно создавались условия для становления РГПУ им. А. И. Герцена как национального исследовательского университета в области образования.
2. Спланировать работу по созданию организационных, управленческих, кадровых, учебно-методических, финансовых и материально-технических условий для перехода на уровневое образование и реализацию федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения с 1 сентября 2010 г.
Ответственные: проректоры, руководители управлений и подразделений.
Срок: октябрь 2009 г.
3. Продолжить разработку концепции развития РГПУ им. А. И. Герцена как национального исследовательского педагогического университета и программы ее реализации.
Ответственные: проректор по научной работе.
Срок: апрель 2010 г.
4. Разработать планы практической реализации стратегического направления «Научно-методическое обеспечение развития российского образования» программы развития университета в соответствии с приоритетами национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Ответственные: первый проректор, президиум общественного совета программы развития университета, руководители управлений и подразделений.
Срок: ноябрь 2009 г.
5. Осуществить комплексный анализ выполнения задач действующей программы развития, анализ и обобщение предложений всех структурных подразделений по стратегическому развитию университета в логике подготовки к разработке «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011-2015 гг.».
Ответственные: первый проректор, президиум общественного совета программы развития университета.
Срок: май 2010 г.
6. Разработать план мероприятий, направленных на научно-методическое обеспечение эксперимента Министерства образования и науки РФ по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и преподаванию основ религиозной культуры и светской этики в системе общего образования.
Ответственные: проректоры по учебной работе, начальник учебно-методического управления.
Срок: октябрь 2009 г.
7. Продолжить работу по реализации антикризисной программы университета на основе комплексного анализа и мониторинга выполнения задач повышения эффективности, оптимизации деятельности, экономии средств и ресурсов, поиска дополнительных средств и ресурсов.
Ответственные: проректоры, руководители управлений и подразделений, комиссия по разработке программы антикризисных мер.
Срок: в течение года.
8. С целью координации взаимодействия всех подразделений университета создать комиссии по подготовке и празднованию Года учителя и 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Ответственный: первый проректор.
Срок, сентябрь 2009 г.
9. Утвердить план заседаний Ученого совета университета на 2009/2010 учебный
год:
Октябрь 2009 г. — Участие Герценовского университета в организации и проведении Года учителя.
Ноябрь 2009 г. — Воспитательная среда Герценовского университета как условие реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Декабрь 2009 г. — Вклад Герценовского университета в реализацию государственной образовательной политики (приоритетный национальный проект «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся.
Январь 2010 г. — Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности в контексте становления РГПУ им. А. И. Герцена как национального исследовательского педагогического университета.
Февраль 2010 г. — Организация самостоятельной учебной деятельности обучающихся в логике реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Март 2010 г. — Информационная среда и материально-техническая база как условия реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Апрель 2010 г. — О готовности Герценовского университета к реализации основных образовательных программ федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.
Май 2010 г. — О стратегии развития Герценовского университета: подходы к разработке программы развития на 2011-2015 гг.
Июнь 2010 г. — Роль международного сотрудничества в стратегии развития Герценовского университета.
Август 2010 г. — Итоги 2009/2010 учебного года и задачи на 2010/2011 учебный год.