Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2011 года "итоги 2010/2011 учебного года и задачи университета на очередной учебный год в контексте Программы развития на 2011-2015 гг. "'

Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2011 года "итоги 2010/2011 учебного года и задачи университета на очередной учебный год в контексте Программы развития на 2011-2015 гг. " Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ГОДА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / ПОСТАНОВЛЕНИЕ / УЧЕНЫЙ СОВЕТ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2011 года "итоги 2010/2011 учебного года и задачи университета на очередной учебный год в контексте Программы развития на 2011-2015 гг. "»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 августа 2011 года

«ИТОГИ 2010/2011 УЧЕБНОГО ГОДА И ЗАДАЧИ УНИВЕРСИТЕТА НА ОЧЕРЕДНОЙ

УЧЕБНЫЙ ГОД В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ НА 2011—2015 гг.»

Заслушав и обсудив доклад проректора по учебной работе В. З. Кантора, Ученый совет отмечает, что уходящий учебный год был ознаменован значимыми достижениями университета, получившими высокую оценку его роли и значения в отечественной системе непрерывного педагогического образования, высказанную широкой российской научной и педагогической общественностью, представителями Министерства образования и науки РФ, членами Правительства Санкт-Петербурга.

Герценовский университет достойно организовал проведение и подведение итогов «Года учителя» в России: в октябре 2010 г. совместно с Институтом педагогического образования Российской академии образования проведен Международный конгресс «Учитель в современном мире»; в мае 2011 г. в университете состоялось расширенное выездное заседание Бюро президиума Российской академии образования «Проблемы и перспективы развития педагогического образования в условиях социальных перемен».

В национальном рейтинге российских вузов за 2010 г., составленном агентством «Интерфакс» и радио «Эхо Москвы», РГПУ им. А. И. Герцена занял 1-е место среди педагогических, гуманитарных и лингвистических вузов; среди всех университетов России, включая национальные, федеральные и исследовательские (154 вуза), Герценовский университет занял 16—18-е место; в рейтинге вузов, составленном благотворительным фондом В. Потанина, — 4-е место.

В 2010/2011 учебном году произошли знаковые события в управлении поступательным развитием Герценовского университета:

— принятие к реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011— 2015 гг.;

— избрание и назначение президента университета;

— демократические выборы и избрание ректора университета;

— создание Наблюдательного совета университета.

Коллектив университета включился в реализацию задач всех стратегических направлений Программы развития на 2011—2015 гг.

В рамках реализации задач стратегического направления «Модернизация образовательной деятельности университета»:

— созданы организационно-управленческие, научно-методические, моральнопсихологические и инфраструктурные условия для перехода всех факультетов на уровневое образование;

— обеспечена готовность к реализации ФГОС ВПО по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Специальное (дефектологическое) образование» и др.;

— осуществлено проектирование 61 новой образовательной программы, в том числе 36 — уровня бакалавриата, в соответствии с которыми подготовлены и утверждены 150 учебных планов, 23 — уровня магистратуры (173 учебных плана) и 2 — уровня специалитета (2 учебных плана);

— оптимизированы структура и методы управления образовательным процессом в университете;

— разработаны учебно-методические и организационно-управленческие материалы, утверждены нормативные акты, регламентирующие организацию нелинейного образовательного процесса;

— расширен спектр дисциплин и курсов по выбору студентов, разработана система вариативной самостоятельной работы;

— реализуются разнообразные формы интеграции образования и науки;

— подтверждено высокое качество образования обучающихся;

— расширены масштабы академической мобильности студентов в рамках сетевого объединения «Педагогические кадры России».

Предметом особого внимания в наступающем учебном году должны стать:

— организационно-управленческое, научно-методическое, информационнотехнологическое, морально-психологическое и инфраструктурное обеспечение образовательного процесса для эффективной реализации ФГОС ВПО;

— интенсификация деятельности уже существующих в университете научнообразовательных центров и создание организационных и научно-методических предпосылок для открытия новых научно-образовательных центров по приоритетным отраслям знаний и направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

В рамках реализации задач стратегического направления «Развитие научной и инновационной деятельности университета»:

— в научно-образовательном пространстве Герценовского университета на основе сетевого взаимодействия обеспечены производство и распространение новых знаний через научно-инновационную деятельность;

— достигнуты значимые результаты в широком спектре областей знаний по 37 научным направлениям;

— увеличен более чем в два раза объем финансирования научноисследовательских работ, финансируемых на условиях хозяйственных договоров;

— повышен удельный вес финансируемых научно-исследовательских работ в общем объеме финансирования научной деятельности;

— обеспечен высокий уровень публикационной активности сотрудников университета, в том числе в аспекте публикаций в научных изданиях из перечня ВАК, включая журналы, входящие в базы данных «Web of Science» и «Scopus».

В 2011/2012 учебном году следует продолжить работу в следующих направлениях:

— повышение эффективности использования в сфере организации научноинновационной деятельности механизмов сетевого взаимодействия;

— объединение ресурсов ЦКП на базе сетевого взаимодействия и организация работы по их системной сертификации и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности;

— расширение круга структурных подразделений, принимающих участие в конкурсах научных проектов;

— интеграция системы поддержки научно-исследовательской деятельности в структуру информационного пространства университета;

— активизация работы профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников по повышению индекса цитируемости в ведущих отечественных и зарубежных научных изданиях и базах данных;

— внедрение рейтинговой системы оценивания научно-исследовательской деятельности структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава университета.

В рамках реализации задач стратегических направлений «Трансфер результатов интеллектуальной деятельности и диссеминация передовых образовательных практик» и «Развитие социального партнерства университета»:

— создан отдел интеллектуальной собственности в управлении научных исследований;

— продолжена работа УМО по координации деятельности педагогических вузов России в контексте перехода на уровневое образование и реализации ФГОС ВПО;

— активизирована и содержательно обогащена деятельность сетевого объединения педагогических вузов «Педагогические кадры России»;

— продолжена работа по интеграции университета в международное научнообразовательное сообщество на основе реализации крупных проектов с участием авторитетных международных организаций и научно-образовательных учреждений Европы, Азии и Америки;

— реализовано социальное партнерство университета в сфере организации воспитательной работы со студентами;

— заключены 237 договоров о прохождении практики студентами РГПУ им. А. И. Герцена с образовательными учреждениями различной ведомственной при-

надлежности, а также с коммерческими и некоммерческими организациями, частными предпринимателями;

— реализована подготовка высококвалифицированных кадров в рамках 39 долгосрочных договоров с 21 предприятием-партнёром.

В наступающем учебном году усилия должны быть направлены на:

— разработку и осуществление политики в области защиты и продвижения продуктов интеллектуальной собственности, ориентированной на развитие научнообразовательной и инновационной деятельности, с учетом потребностей рынка, и обеспечивающей коммерциализацию ее результатов;

— интенсификацию сетевого взаимодействия с педагогическими вузами России в рамках УМО;

— повышение эффективности использования потенциалов вузов, входящих в сетевое объединение «Педагогические кадры России», путем привлечения абитуриентов, реализации обменных образовательных программ и модулей, заключения дополнительных соглашений с вузами-партнерами по конкретным направлениям научно-образовательной деятельности и др.;

— применение принципов современного менеджмента в организационноуправленческом обеспечении интеграции образования и науки, а также в международной деятельности университета;

— повышение компетентности преподавателей и сотрудников в проектировании и совместной реализации научно-образовательных проектов с различными социальными партнерами, в том числе зарубежными.

В рамках реализации задач стратегического направления «Развитие кадрового потенциала университета»:

— получено официальное признание результатов профессиональной деятельности свыше 150 сотрудников университета, удостоенных государственных, отраслевых и университетских наград;

— обеспечено повышение процента остепененности ППС по отношению к общему количеству преподавателей; докторские диссертации защитили 9 сотрудников, кандидатские диссертации — 33 сотрудника;

— достигнуто повышение академического статуса 46 сотрудников университета, которым были присвоены ученые звания профессора и доцента;

— обеспечен рост активности преподавателей в конкурсе личных достижений (88 участников).

При совершенствовании работы с персоналом в наступающем учебном году следует обратить особое внимание на:

— оптимизацию инфраструктурных условий профессионально-образовательной, социально-бытовой и культурно-досуговой деятельности сотрудников, студентов университета и других категорий обучающихся;

— мотивирование сотрудников к внедрению эффективных механизмов и форм внутриуниверситетского взаимодействия и кооперации с внешними партнерами;

— стимулирование инновационной активности и роста творческой инициативы сотрудников и обучающихся.

Таким образом, итоги 2010/2011 учебного года свидетельствуют о поступательном развитии Герценовского университета, результаты которого связаны с консолидацией усилий различных подразделений, с организацией командной работы сотрудников над решением задач Программы развития на 2011—2015 гг.

Ученый совет полагает, что анализ отчетных материалов, представленных структурными подразделениями университета, а также предстоящих в 2011/2012 учебном году событий позволяет определить прошедший учебный год как рубежный в дальнейшем поступательном развитии Герценовского университета. Первоочередными задачами, требующими принятия выверенных решений, совершения активных действий для продолжения устойчивого развития университета, являются:

— повышение целенаправленности деятельности всех подразделений по реализации Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.;

— организационно-управленческое, научно-методическое, информационнотехнологическое, морально-психологическое и инфраструктурное обеспечение

реализации ФГОС ВПО;

— повышение эффективности интеграции образования и науки;

— определение позиций Герценовского университета в изменяющемся нормативно-правовом контексте;

— внедрение системы менеджмента качества в связи с изменением юридического статуса и механизма финансирования университета;

— интенсификация функционирования сообщества педагогических вузов России при координирующей роли Герценовского университета.

Ученый совет постановляет:

1. Положительно оценить итоги работы университета за прошедший учебный год и признать, что подразделения университета включились в реализацию Программы развития на 2011—2015 гг., которая позволит найти адекватные ответы на вызовы времени и обеспечить решение актуальных проблем в сфере образования, осуществить системные и комплексные изменения облика университета, преобразование его в ведущий научно-образовательный центр, способный взять на себя ответственность за кадровое, научное и технологическое обеспечение устойчивого инновационного развития системы образования и социальной сферы Российской Федерации.

2. Обеспечить регулярное представление на официальном сайте университета материалов по реализации Программы развития на 2011—2015 гг.; подготовить рекомендации подразделениям по ежегодному планированию решения задач Программы и отчету в электронном виде об их выполнении; обеспечить мониторинг участия подразделений университета в реализации задач стратегических направлений Программы.

Срок: в течение года.

Ответственные: первый проректор, проректоры по направлениям деятельности, общественный совет Программы развития.

3. Разработать план практических мероприятий по организационно-управленческому, научно-методическому, информационно-технологическому, морально-психологическому и инфраструктурному обеспечению реализации ФГОС ВПО в университете в 2011/2012 учебном году.

Срок: октябрь 2011 г.

Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по воспитательной работе, проректор по информатизации, проректор по административно-хозяйственной работе, начальник учебно-методического управления.

4. Разработать комплекс мер по расширенному внедрению в университете системы менеджмента качества, в том числе внедрение рейтинговой системы оценивания деятельности структурных подразделений и профессорско-преподавательского состава университета.

Срок: ноябрь 2011 г.

Ответственные: проректоры по учебной работе, декан факультета управления.

5. Интенсифицировать деятельность уже существующих в университете научнообразовательных центров; создать организационные и научно-методические предпосылки для открытия новых научно-образовательных центров по приоритетным отраслям знаний и направлениям подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Срок: в течение года.

Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по научной работе.

6. Разработать план и осуществить практические мероприятия по интенсификации взаимодействия с педагогическими вузами России по линии УМО и в рамках сетевого объединения «Педагогические кадры России»; представлять и периодически обновлять соответствующие материалы на официальном сайте Герценовского университета.

Срок: в течение года.

Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по информатизации, начальник управления организационно-методического обеспечения и сотрудничества в педагогическом образовании.

7. Разработать систему мероприятий, направленную на дальнейшее развитие инфраструктуры, обеспечивающей защиту и продвижение результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета.

Срок: май 2012 г.

Ответственные: первый проректор, проректор по научной работе.

8. Разработать план мероприятий по празднованию 215-летия Герценовского университета.

Срок: октябрь 2011 г.

Ответственный: первый проректор.

9. Утвердить план заседаний Ученого совета университета на 2011/2012 учебный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.