Научная статья на тему 'Научно-образовательные центры'

Научно-образовательные центры Текст научной статьи по специальности «Система образования»

65
16
Поделиться
Ключевые слова
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / НОЦ / НОЦ РГПУ ИМ. ГЕРЦЕНА / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ / СОЗДАНИЕ НОЦ

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Потачев Сергей Александрович, Потемкин Михаил Николаевич,

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные центры»

Монголия, Россия) рынке труда как условие решения национальных интересов страны по позиционированию образования России.

Успешное решение специфических задач развития педагогического образования ЗабГГПУ видит в реализации модели педагогического образования на основе сетевого

взаимодействия с научно-педагогическими школами РГПУ, МПГУ, ГНИУ—ВШЭ, ФИРО. Это, прежде всего, повышение квалификации научно-педагогических кадров, внешняя независимая экспертиза качества образования, общественная аккредитация образовательных программ.

С. А. Потачев,

начальник Управления научных исследований

М. Н. Потемкин,

начальник отдела организации и сопровождения научно-исследовательской деятельности

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

История интеграции науки и образования в нашей стране своими корнями восходит к созданию неразрывной триады, в которую вошли Академия наук, Академический университет и Академическая гимназия (утверждена Указом Петра I от 28 января 1724 г.), чем был заложен фундамент развития современных научнообразовательных центров.

4 декабря 1938 г. в газете «Правда» опубликована статья о новом подходе в подготовке кадров: предложено прикомандировать студентов для теоретической, экспериментальной и практической работы к новым институтам и лабораториям, включив их таким образом непосредственно в практическую работу. Война приостановила этот процесс. Но уже в 1951 г. создается вуз нового типа — МФТИ, в 1952 г. — филиалы в закрытых городах Минатома, а в 1953 г. — МИФИ. Создание Новосибирского академгородка (1957 г.) — важнейшего научнообразовательного цента России — было очередным шагом в этом направлении. Тем не менее широкого распространения этот опыт объединения образовательного и научного процессов в стране не получил.

Очевидно, что история возникновения научно-образовательных центров в их со-

временном виде восходит к мероприятиям федеральной целевой программы (ФЦП) «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы». Именно тогда стали создаваться учебно-научные комплексы (центры), осуществляющие взаимодействие между учебными заведениями и научно-исследовательскими организациями. К примеру, в рамках реализации этой программы на базе Герценовско-го университета было создано 2 центра: «Учебно-научный центр компьютерных исследований языка и речи» и «Центр новых словарных технологий». Еще один центр был создан на базе геостанции РГПУ им. А. И. Герцена и стационарах Билогического научно-исследовательского института СПбГУ

Наиболее крупные российские современные научно-образовательные центры (НОЦ) представлены на информационном интернет-канале NT-INFORM (www.rsci.ru) в разделе «Наука и инновации: образование и карьера». К ним относятся как структуры, развивающиеся на базе конкретных учебных и научно-иследовательских заведений (НОЦ по нанотехнологиям МГУ им. М. В. Ломоносова, НОЦ при Мате-

матическом институте им. В. А. Стекло-ва Российской академии наук (МИАН)), так и интегрированные структуры, такие как Научно-образовательный эколого-ана-литический центр системных исследований, математического моделирования и геоэкологической безопасности Юга России (НОЦ Юга России — в 1999 г. три ведущих университета Юга России — Ростовский государственный университет, Кубанский государственный университет и Таганрогский государственный радиотехнический университет выиграли грант в рамках совместной российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» (BRHE). Программа поддержана Американским фондом гражданских исследований и развития для независимых государств бывшего Советского Союза ^КСЕ)).

Содержание понятия научно-образовательного центра распространяется и на такие структуры, как Санкт-Петербургский академический университет — научнообразовательный центр нанотехнологий РАН (Академический университет), который был создан как научно-образовательный центр Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН в 1997 г. в целях интеграции науки и образования в области физики и информационных технологий. Это первое и единственное высшее учебное заведение, входящее в систему Российской академии наук.

Вместе с тем широко используемый термин «научно-образовательный центр» (НОЦ), хотя и адекватен современному пониманию целей и задач интеграции науки и образования, но, тем не менее, трактуется научно-образовательным сообществом во многом интуитивно.

Определенную «четкость» в интерпретацию «типовой» структуры для НОЦ внесли формулировки Паспорта федеральной целевой программы «“Научные и научнопедагогические кадры инновационной России” на 2009—2013 годы», утвержденной

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568. Так, в содержании Мероприятия 1.1. «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров» по Направлению 1: «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» приводятся следующие определения:

«В Программе под научно-образовательным центром понимается структурное подразделение (часть структурного подразделения или совокупность структурных подразделений) научной, научнопроизводственной организации или высшего учебного заведения, осуществляющее проведение исследований по общему научному направлению, подготовку кадров высшей научной квалификации на основе положения о научно-образовательном центре, утвержденного руководителем организации. Важнейшими квалификационными характеристиками научно-образовательного центра являются в том числе высокий научный уровень выполняемых исследований, не уступающий мировому уровню, высокая результативность подготовки научных кадров высшей квалификации, участие в подготовке студентов по научному профилю научно-образовательного центра, использование результатов научных исследований в образовательном процессе.

Научно-образовательные центры рассматриваются как основные инфраструктурные элементы Программы, обеспечивающие закрепление научных и научнопедагогических кадров в сфере науки и образования. Предполагается наиболее эффективное использование научной, кадровой, опытно-экспериментальной и приборной базы в исследовательском и учебном процессах. Важнейшей задачей научно-образовательного центра является создание условий развития внутрирос-сийской мобильности научных и научнопедагогических кадров. Механизм закрепления в науке посредством участия в

научно-образовательных центрах, а также путем проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, предусмотренных Программой, предполагает достижение молодыми исследователями такого уровня квалификации, который позволит им впоследствии быть конкурентоспособными на рынке научных исследований».

Нам представляется, что по уровню организации НОЦ представляют собой универсальные элементы сетевой структуры, которая создается для того, чтобы эффективно использовать наработанные преимущества на основе формирования, распространения и обновления знаний.

Образовательная составляющая НОЦ складывается из таких функций, как:

• освоение передовых отраслевных технологий, в том числе социальных и гуманитарных;

• получение опыта практической работы по созданию интеллектуальных результатов;

• освоение стиля научной деятельности;

• формирование представлений о будущей профессиональной деятельности;

• осмысление значимости фундаментального знания;

• мотивация целенаправленной работы с научной информацией и т. д. Собственно, главным толчком, стимулом

для строительства разнообразных НОЦ и послужила рассматриваемая ФЦП, одним из условий участия в которой и стало наличие у вузов подобных структур.

В РГПУ им. А. И. Герцена в настоящее время созданы и функционируют 9 научнообразовательных центров:

1. НОЦ «Неравновесные явления в кон -денсированных средах и наноструктурах» (май 2009 г.)

• Бордовский Г. А., президент РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ;

• Лаптев В.В., проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена — заместитель председателя совета НОЦ;

• Гороховатский Ю. А., заместитель директора НИИ физики РГПУ им. А. И. Герцена.

2. НОЦ «Гуманитарное образование» (июль 2009 г.)

• Козырев В. А., профессор кафедры русского языка — председатель Совета НОЦ;

• Валицкая А.П., профессор кафедры эстетики и этики — заместитель председателя Совета НОЦ.

3. НОЦ «Информационные технологии и системы моделирования» (май 2009 г.)

• Лаптев В. В., проректор по научной работе — председатель Совета НОЦ;

• Флегонтов А. В., советник по информатизации — заместитель председателя Совета НОЦ.

4. НОЦ «Инновационные психологопедагогические технологии» (июль 2009 г.)

• Бордовский Г. А., президент РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ; Лаптев В.В., проректор по научной работе РГПУ им. А. И. Герцена — заместитель председателя совета НОЦ;

• Семикин В.В., декан психологопедагогического факультета РГПУ

им. А. И. Герцена — заместитель председателя совета НОЦ.

5. НОЦ «Научно-методическое обеспечение и сопровождение подготовки менеджеров образования в системе непрерывного педагогического образования» (апрель 2010 г.)

• Бордовский Г. А., президент РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ; Радионова Н. Ф., директор НИИ непрерывного педагогического образования — заместитель председателя совета НОЦ;

• Трапицын С. Ю., заведующий кафедрой управления образованием — заместитель председателя совета НОЦ.

6. НОЦ «Передовые теоретические исследования» (октябрь 2010 г.)

• Гриб А.А., профессор кафедры теоретической физики и астрономии РГПУ им. А. И. Герцена, заведующий лабо-

раторией им. А. Фридмана РУДН, заведующий лабораторией НИИ физики РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ;

• Беляев А. К., заведующий кафедрой теоретической физики и астрономии РГПУ им. А. И. Герцена, заведующий отделом теоретической физики НИИ физики РГПУ им. А. И. Герцена — заместитель председателя совета НОЦ;

• Соловьев А. А., заведующий лабораторией физики солнца Главной астрономической обсерватории РАН — заместитель председателя совета НОЦ.

7. НОЦ «Геология и геохимия» (февраль 2011 г.)

• Соломин В. П., ректор РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ;

• Нестеров Е. М., заведующий кафедрой геологии и геоэкологии — заместитель председателя совета НОЦ.

8. НОЦ «Корпоративная социальная ответственность и гуманитарная экспертиза социальных проектов» (май 2011 г.)

• Соломин В. П., ректор РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ;

• Громова Л. А., декан факультета управления — заместитель председателя Совета НОЦ.

9. НОЦ «Экология и рациональное природопользование» РГПУ им. А. И. Герцена и Института озероведения РАН (июль 2011 г.)

• Соломин В. П., ректор РГПУ им. А. И. Герцена — председатель Совета НОЦ;

• Румянцев В. А., директор Института озероведения РАН — сопредседатель Совета НОЦ;

• Субетто Д. А., заведующий кафедрой физической географии и природопользования — заместитель председателя Совета НОЦ.

Непосредственно прямую поддержку в рамках Мероприятия 1.1. вышеупомянутой

ФЦП получили только 2 НОЦ: «Неравновесные явления в конденсированных средах и наноструктурах» (6, 9 млн рублей в 2010—2011 гг.) и «Инновационные психолого-педагогические технологии» (9,6 млн рублей в 2010—2011 гг.). Еще один проект фактически выполнялся группой сотрудников НОЦ «Геология и геохимия» в рамках Мероприятия 1.2.2. «Проведение научных исследований научными группами под руководством кандидатов наук» (доцент М. А. Кулькова).

Вместе с тем эффективность такой формы организации научной деятельности (в широком смысле это не только выполняемые научные проекты, а еще и подготовка научных и научно-педагогических кадров, вовлечение в науку обучающейся молодежи, развитие исследовательских компетенций и др.) демонстрируют и остальные НОЦ. Финансовую поддержку они «добывают» при выполнении грантов РФФИ (Д. А. Субетто, А. К. Беляев, А. П. Валицкая, Ю. А. Гороховатский) и на основе выполнения хозяйственных договоров (Е. М. Нестеров), что, само по себе, заслуживает особого внимания, поскольку объективно свидетельствует о востребованности научного потенциала НОЦ, адекватности квалификации сотрудников НОЦ вызовам времени.

Очевидно, что при всей важности привлечения финансовых средств на поддержку научных исследований НОЦ не прекращает своего существования в промежутках времени, когда такая поддержка по какой-либо причине отсутствует.

В этой связи возникает вопрос о сохранении изначальной формы организации НОЦ и перспектив развития его исследовательской программы, которая автономна в интеллектуальном плане для каждого НОЦ и, в значительной степени, определяет его самоуправление. Здесь имеет смысл говорить о перспективах развития на базе НОЦ научнопедагогических школ, без которых не-

возможно воспроизводство научных и научно-педагогических кадров. Позиционируя себя в научно-образовательном пространстве, научные школы обогаща-

ют творческую атмосферу НОЦ и создают необходимую мотивацию для вовле чение обучающейся молодежи в реальный исследовательский процесс.

Т. Н. Носкова,

декан факультета информационных технологий ПОТЕНЦИАЛ 1Т В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вопросы эффективности педагогической деятельности в информационной образовательной среде вуза чрезвычайно важны как в отношении образовательных результатов, так и в отношении использования дорогостоящей инфраструктуры (мультимедийное и серверное оборудование, компьютерные классы и сети). Государственная поддержка высших и общеобразовательных учебных заведений позволила существенно обогатить и модернизировать материальнотехническую базу учреждения, приобрести современные аппаратные средства, получить доступ к мировым базам данных. Но на сегодняшний день нельзя отметить адекватного роста качества образовательных результатов.

В реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке при реализации ФГОС третьего поколения особую проблему составляет организация внеаудиторной работы студентов, на которую приходится половина трудозатрат изучения дисциплины. Поэтому нам представляется, что повышение качества образовательной деятельности с использованием информационных технологий связано именно с новой организацией внеаудиторной самостоятельной работы студентов.

Несомненно, что сетевая среда электронных взаимодействий открывает новые возможности в решении этой проблемы. Но развитие виртуальной образовательной среды, в свою очередь, требует в вузе решения целого ряда задач: программнотехнического обеспечения; принципиально иного учебно-методического обеспечения

(по форме и по содержанию); разработки эффективных методик распределенных в электронной среде образовательных взаимодействий; совершенствования ИКТ-компетенций педагогов; формирования новых компетенций обучающихся по самоорганизации деятельности в сетевой электронной среде.

Одной из актуальных задач повышения эффективности использования информационных технологий в образовательной деятельности является создание электронной ресурсной базы для самостоятельной работы обучающихся. Эта задача принимается современной образовательной практикой. Она решается аналогично тому, как происходит насыщение ресурсами глобальной среды взаимодействий. Хорошо известно, что в пространстве Рунета сегодня эффективно функционируют электронные библиотеки, объединенные через шлюзы доступа; образовательные порталы, организуются единые точки доступа к интернет-ресурсам для образования. Аналогично формируются ресурсы в корпоративных пространствах образовательных учреждений — создаются электронные базы данных и базы знаний, осуществляется интеграция открытых модульных ресурсов и т. д.

Однако другая, не менее важная задача, связанная с эффективным использованием информационных технологий, еще не осознается в должной мере образовательной практикой. Эта задача обусловлена необходимостью системных изменений педагогической коммуникации в электронной сетевой среде взаимодействий. Сегодня обра-