Научная статья на тему 'РГПУ им. А. И. Герцена в системе координат социального партнерства'

РГПУ им. А. И. Герцена в системе координат социального партнерства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РГПУ ИМ. А.И. ГЕРЦЕНА / ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РГПУ им. А. И. Герцена в системе координат социального партнерства»

Правительство Санкт-Петербурга включило в бюджет программы «Толерантность-2» (2011—2015 гг.) статью о закупке Комитетом по образованию Санкт-Петербурга «Русского букваря для мигрантов». 1 сентября 2011 г. 6400 комплектов этих учебников были отданы поликультурным школам города, а 26 октября 2011 г. коллектив авторов этого пособия был удостоен медали лауреата на Всероссийской выставке «Образовательная среда 2011».

Таким образом, опыт кафедры межкультурной коммуникации РГПУ им. А. И. Герцена, инициированный в 2006 г. созданием Центра языковой адапации мигрантов, получил признание.

Однако осталось еще много проблем, важных для решения социальных вопросов в области обучения мигрантов русскому языку для их интегрирования в поликультурный социум современного мегапоиса. Это маленькие тиражи вышедших учебных пособий, отсутствие финансирования дополнительных занятий по русскому языку с мигрантами (дети и взрослые), отсутствие финансирования семинаров для учителей по работе с «Русским букварем для мигрантов», отсутствие финансирования Центра языковой адаптации мигрантов.

Особенно нас волнует проблема подготовки нового поколения учителей русского языка для полиэтнической школы. Сокращение приема студентов в педагогические вузы и новые образовательные стандарты не предусматривают подготовку таких педагогических кадров. Коллектив кафедры межкультурной коммуникации в 2011 г. создал образовательную программу «Русский язык и литература в поликультурной среде» для бакалавриата. Эта программа, к сожалению, не получила финансирования из госбюджета и предлагается на внебюджетной основе. Чтобы поддержать подготовку преподавателей русского языка как неродного, необходима помощь в этой образовательной программе со стороны города: формирование целевого заказа филологическому факультету РГПУ им. А. И. Герцена от районов города на подготовку специалистов по обучению русскому языку детей и взрослых мигрантов;, организация специальных стипендий студентам, выбравшим эту образовательную программу.

В. Ю. Сморгунова

РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА

Современное университетское образование характеризует смена приоритетов и ценностей, среди которых особое значение приобретает развитие социального партнерства. Именно РГПУ им. А. И. Герцена в рамках модернизации системы образования рассматривает вовлечение широкого круга заинтересованных лиц, организаций, органов власти всех уровней, бизнес-среды, сообществ и объединений в России и за рубежом в согласованное, ответственное и взаимовыгодное обсуждение и решение проблем развития научно-образовательного и социокультурного пространства в рамках социального партнерства.

По мнению Б. В. Авво, социальное партнерство в образовании следует понимать как «партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества» [1].

Именно социальное партнерство способствует развитию университета как открытой образовательной системы, осознающей меру своей социальной ответственности перед партнерами и обществом в целом.

«Известная автономия вуза, в существенной мере связанная с его опорой на гораздо более сложные, в сравнении с общеобразовательной или начальной профессиональной школой, когнитивные комплексы, объективно ограничивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это как раз и усиливает необходимость стимулирования существующих и потенциальных партнеров вуза (прежде всего — в лице работодателей) к включению в социальный диалог» [2].

Последние годы отмечены заметной активизацией деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в социальной сфере, что привело, в частности, к увеличению числа его партнеров и укреплению взаимовыгодного сотрудничества с ними. Растет число школ, вузов, научных учреждений, коммерческих и иных организаций, ассоциаций, с которыми РГПУ им. А. И. Герцена осуществляет взаимодействие на постоянной основе.

Университет является базовым вузом УМО по направлениям педагогического образования, который обеспечивает процесс развития педагогического образования необходимым научно-методическим и технологическим сопровождением. Одним из первых в системе высшего профессионального образования РФ Герценовский университет начал опережающий эксперимент по переходу на уровневое образование, по реализации основных принципов Болонской декларации.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена включен в число организаций-участников национальной нанотехнологической сети (ННС), созданной в рамках федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008—2010 гг.». Также Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена включен в официальный реестр «Надежная репутация», что подтверждено Сертификатами на право использования логотипа «Надежная репутация» до 29 августа 2013 г.

В 2011 г. РГПУ им. А. И. Герцена в условиях модернизации системы образования активно вовлечен в развитие сотрудничества в рамках сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Сетевое объединение вузов представляет собой открытую сетевую систему, в которой Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» играет роль координатора.

Как подчеркивает ректор университета В. П. Соломин, Программа развития университета сориентирована на налаживание партнерских отношений с большим кругом взаимодействующих структур, институтов, организаций. И действительно, социальное партнерство было нацелено на обеспечение баланса реализации интересов университета в контексте его взаимодействия с широким кругом партнеров — с властными структурами, органами управления, правоохранительными органами, бизнес-структурами и сообществами, некоммерческими организациями, культурной и политической элитой общества, ассоциациями и институтами гражданского общества, отечественными и зарубежными профессиональными организациями [3].

Еще в декабре 2010 г. Президент РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовский отметил цель новой Программы развития университета — «обеспечить условия для динамичного развития РГПУ им. А. И. Герцена как исследовательского университета и базового центра подготовки учителей, который мог бы эффективно содействовать решению задач

кадрового, научно-методического и информационно-технологического обеспечения инновационного развития национальной системы образования, способствующего успешной реализации стратегических планов государства в области образования, социальной и молодежной политики, усилению конкурентных преимуществ России в образовательной сфере, интеграции ее в европейское и мировое образовательное пространство в качестве признанного лидера» [4].

Университет в 2011 г. активно строил свои отношения с партнерами, значительно увеличив их число и усилив интеграцию партнерской деятельности в научно-образовательные процессы в университете. Увеличилось число сфер и видов деятельности, которые интегрированы в систему партнерских связей, возросло число образовательных и научных проектов. Социальное партнерство постепенно стало приобретать статус самостоятельного и экономически выгодного для университета направления деятельности.

Условием обновления качества образования выступает стратегическое партнерство с работодателями. Университет имеет не только договорные отношения с работодателями в сфере образования, но и бизнеса, крупного производства, в социальной сфере, средствах массовой информации, органах власти и управления. В 2011 г. это сотрудничество было значительно расширено. В 2011 г. университетом заключены 80 новых договоров с работодателями о проведении практик и сотрудничестве. Так, например, в 2011 г. факультетом безопасности жизнедеятельности были заключены договоры: с социально-реабилитационными центрами для несовершеннолетних Фрунзенского района и центром «Воспитательный дом»; с Департаментом федеральной службы по надзору в сфере природопользования по СЗФО; с федеральным госучреждением «Ленинградский референтный центр россельхознадзор». Институтом детства заключен договор с Центром реабилитации инвалидов Адмиралтейского и Калининского районов для проведения педагогической практики магистрантов. Юридический факультет заключил договор с Тринадцатым арбитражным апелляционным судом. Факультетом управления в этом году заключены договоры с организациями социальной сферы, в том числе образования, медицины, фармации, культуры, спорта, сферы бизнеса, с банками и пр. В списке организаций-работодателей банк «Русский стандарт», «Северо-Западный Телеком», ОАО «Адмиралтейские верфи», ОАО «Гостиница «Москва», Автономная некоммерческая организация футбольный клуб «Зенит», ОАО «Кировский завод», Петербургская книжная сеть «Буквоед» и др. Важно отметить и роль сотрудничества посредством научноисследовательской деятельности кафедр факультетов с профильными вузами и школами. Примером может послужить исследование факультета биологии «Развивающее обучение биологии в общеобразовательной школе» (руководители — Н. Д. Андреева, В. П. Соломин).

Сотрудничество факультетов РГПУ им. А. И. Герцена с базами практик строится на основе выверенного методического и организационного взаимодействия. Оно осуществлялось и в процессе прохождения студентами педагогических и производственных практик. Например, студенты юридического факультета проходят практику в Комитете по управлению госимуществом, Санкт-Петербургском городском суде, в Управлении Судебного департамента в Санкт-Петербурге, в Прокуратуре города, прокуратурах Центрального, Кировского, Красногвардейского, Кронштадского, Невского, Приморского, Московского, Фрунзенского районов, в областной прокуратуре, в Следственном управлении при ГУВД Санкт-Петербурга, РУВД районов города и области. Большинство из перечисленных структур в дальнейшем трудоустраивают наших выпускников. Буквально на днях получен запрос из Следственного управления на трудоустройство группы студентов выпускного курса. Институт народов Севера в 2011 г. акцентировал внимание на заключении договоров о прохождении практик в регионах Севера. Исключительно ценен опыт

факультета географии, который на данный момент сотрудничает с 24 государственными общеобразовательными учреждениями в сфере педагогических практик. Факультетом заключен стратегический договор с Институтом озероведения, ВНИИ Океангеологии, ВСЕГЕИ. Преподавателями Д. А. Гдалиным, Г. Н. Андреевым, профессором Е. М. Нестеровым организованы и проведены практики в Калининграде, Челябинске, Туапсе, в Крыму, в Финляндии, Швеции, Дании, Норвегии. Отмеченные факты подтверждают, что складывается эффективная система социального партнерства.

Реализацией идеи социального партнерства является участие преподавателей и сотрудников РГПУ в качестве консультантов общеобразовательных учреждений и научно-методических центров, работа в качестве экспертов, членов комиссий органов управления образованием, общественных организаций, фондов, центров повышения квалификации в Санкт-Петербурге и других регионах России. Так, доцент кафедры олигофренопедагогики Ю. В. Нефедова в 2011 г. представляла университет в рабочей группе, созданной при Полномочном представителе Президента РФ по СевероЗападному федеральному округу, для выполнения поручений Президента по совершенствованию образовательных программ для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и созданию безбарьерной среды, обеспечивающей интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Преподаватели юридического факультета доценты В. А. Абаканова и Е. Г. Шадрина в 2011 г. стали поястоянными членами комиссии Губернатора Ленинградской области по урегулированию конфликтов интересов на государственной службе и аттестационной комиссии Федеральной службы по урегулированию алкогольного рынка в Санкт-Петербурге.

Нельзя недооценивать сферу дополнительного образования как фактора взаимодействия с работодателями в контексте социального партнерства. В 2011 г. Герценов-ским университетом предлагается обучение по более чем 400 программам дополнительного профессионального образования, по более чем 100 краткосрочным программам повышения квалификации для разных категорий граждан. 9 декабря 2011 г. в Смольном состоялось торжественное открытие курсов повышения квалификации, организованных РГПУ по заказу Комитета по внешним связям в рамках Программы Правительства Санкт-Петербурга по реализации государственной политики РФ в отношении соотечественников за рубежом. От РГПУ им. А. И. Герцена в церемонии открытия приняли участие первый проректор РГПУ С. А. Гончаров, директор Института постдипломного образования И. В. Головина. Факультетом безопасности жизнедеятельности разработана и апробирована программа дополнительного профессионального образования «Профилактика социальных отклонений (Превентология)», которую прошли 450 специалистов различных структур, работающих с детьми, подростками и молодежью. Нельзя не отметить и наличие экономических эффектов от социального партнерства. Факультетом управления, например, освоены новые формы привлечения дополнительных субсидий, в том числе впервые с помощью электронных торгов. Заключены и реализуются договоры с вузами-партнерами на внедрение системы менеджмента качества на сумму более 4-х млн рублей.

Важнейшей траекторией социального партнерства является сотрудничество с ассоциациями, российскими и зарубежными, научными, образовательными учреждениями, коммерческими и иными организациями. Так, психолого-педагогический факультет расширил свои связи с ведущими вузами и академическими центрами: Институтом психологии АН РФ, Психологическим институтом РАО, МГУ им. М. В. Ломоносова, с Российским психологическим обществом, Федерацией психологов образования России. Факультет иностранных языков является членом Санкт-Петербургской ассоциации учителей английского языка,

Российско-Португальской ассоциации, Санкт-Петербургской ассоциации профессиональных гидов-переводчиков, имеет долговременные контакты с Немецким культурным центром им. Гете, Австрийским литературным обществом, Немецкой академической службой обмена и рядом зарубежных вузов-партнеров и т. д. Факультет управления — член Всероссийской организации качества, Российской ассоциации бизнес-образование, Санкт-Петербургского союза предпринимателей. Юридический факультет вошел в состав Ассоциации юридического образования (АЮРО), объединяющей лишь около тридцати вузов юридического профиля, стал единственным представителем России в Международной ассоциации школ права (1ЛЬ8), вошел в Международную ассоциацию политических наук (ГРБА), а также явился учредителем и возглавил Международную ассоциацию содействия правосудию.

Важным событием стало включение РГПУ в качестве полноправного члена Университета Арктики, членами которого являются более 140 зарубежных и российских организаций (07.06.11).

Говоря в целом, следует подчеркнуть, что все факультеты университета расширили свои международные контакты в отчетном году. Как уже было отмечено ректором РГПУ, вуз заключил свыше 200 договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами из 37 стран мира. Большое число договоров «работает», позволяя осуществлять академические обмены, а часть из них дает возможность реализовывать совместные магистерские программы (факультет управления).

Активно внедрен в развитие сетевого пространства университета научнообразовательный центр — кафедра ЮНЕСКО «Образование в поликультурном обществе» (зав. кафедрой — академик РАО Г. А. Бордовский).

Важную роль в сетевом сотрудничестве занимает активная взаимосвязь университета с общественными и политическими деятелями. Университет находился в центре событий в сфере правового просвещения в 2011 г., который был объявлен годом Правового просвещения. «Российское общество активно заявляет о необходимости построения правового государства, формирования высокой правовой культуры и развития правового сознания. Правовой и нравственный порядок всегда нацелен на развитие у людей, особенно у подрастающего поколения, молодежи, высокой правовой культуры, а также на формирование гражданских добродетелей» [5].

Проведение встреч с такими известными в стране и Санкт-Петербурге видными политическими и государственными деятелями, как уполномоченный по правам человека В. М. Лукин, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге А. С. Козырев, уполномоченные по правам человека Северо-Западного федерального округа (27 мая 2011 г., 19 октября 2011 г.), уполномоченный по правам ребенка Светлана Агапитова (14 июня 2011 г.), уполномоченный по правам человека в Ленинградской области М. Ю. Козьминых; а также встреча с главой Федеральной антимономольной службы И. Ю. Артемьевым (3 ноября 2011 г.) свидетельствуют о высоком авторитете РГПУ им. А. И. Герцена в сфере сотрудничества в области защиты прав человека. Данное взаимодействие внесло существенный вклад и в учебную деятельность — была открыта новая магистерская программа «Школьная медиация», существенный импульс получила программа «Правозащитная деятельность в сфере образования». По итогам встречи ректора университета В. П. Соломина и Генерального директора футбольного клуба «Зенит» М. Л. Митрофанова разработана и с 2011 г. реализуется на базе факультета управления магистерская программа «Менеджмент в спорте».

Ярким примером социального партнерства является создание в 2011 г. сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России», представляющего собой откры-

тую сетевую структуру, в которой РГПУ им. А. И. Герцена играет роль координатора. На данный момент в сетевом объединении участвует 21 российский вуз. В рамках сетевого объединения вузов укрепляются связи с другими вузами посредством деятельности Учебно-методического объединения по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Только в 2011 г. УМО провело 11 заседаний Президиума, а 20—21 октября 2011 г. состоялся семинар-совещание «Экспертный потенциал УМО в обеспечении качества подготовки педагогов в условиях реализации новых федеральных государственных стандартов».

Наиболее злободневной проблемой высшего педагогического образования является обеспечение качества подготовки специалистов, готовых решать нестандартные проблемы в новых социальных, политических и экономических условиях, выстраивать приоритеты в профессиональной деятельности, тонко воспринимать инновации и принимать адекватные сегодняшним потребностям и вызовам общества решения. Ведущую роль в развитии подобных навыков имеет методика и уровень преподавания, использование новейших методов обучения, современные компьютерные технологии, европейский опыт высшего образования, что, безусловно, связано с задачами модернизации высшего педагогического образования.

Огромную роль в создании основ модернизации современной системы высшего профессионального образования сыграла инновационная образовательная программа, реализованная РГПУ им. А. И. Герцена в 2007—2008 гг. в рамках приоритетного национального проекта «Образование» — «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Разработка и реализация ИОП в РГПУ им. А. И. Герцена явилась качественно новым этапом в разработке инновационных образовательных программ в системе подготовки специалистов нового поколения. Она ориентирована на решение проблем совершенствования высшего профессионального образования на принципиально новой методологической основе, которая формирует профессиональные компетентности и новое качество профессиональной личности, адекватные непрерывным процессам изменяющегося мира и общества.

Базовой основой разработки программы стали гуманитарные технологии — технологии, обеспечивающие реализацию жизненных интересов человека и повышение качества жизни. В современном обществе гуманитарные технологии — это инструментарий специалиста, это действия (исследовательские, аналитические, информационные, организационные, практическо-политические и социальные), алгоритм их выполнения и оценочная деятельность. В этой связи сфера применения специалистов, подготовленных в рамках освоения гуманитарных технологий, исключительно широка: их профессиональные компетентности привязаны не только к конкретной сфере (образование, наука, политика, социальная сфера, предпринимательство, социальная коммуникация, социальная работа, правоприменительная практика, духовное производство и т. д.), но и к решению задач, которые могут возникать и в иных сферах деятельности человека и секторах общества. Внедрение в образовательную практику университета содержательных итогов разработки 38 образовательных модулей создало серьезный теоретический и прикладной фундамент для внедрения его учебно-методических рекомендаций в деятельность УМО по направлениям педагогического образования.

Однако потребности углубления сетевого партнерства обязывают нас пересмотреть структуру УМО. Именно гуманитарные технологии, получившие интеллектуальное и деятельностно-практическое воплощение в рамках работы по ИОП, призваны быть воплощенными во всем спектре деятельности УМО. Развитие междисциплинарного знания

диктует также необходимость отказа от строгого дисциплинарного принципа построения образовательного процесса, особенно в социально-гуманитарной сфере. Интегративный характер данного знания, потребность преодоления дисциплинарных барьеров рождают новые вызовы, обращенные к УМО. Это, в свою очередь, не может не рождать потребность усложнения структуры УМО и создания института программных комитетов. Деятельность УМО должна сейчас ориентироваться на развитие междисциплинарного знания и на создание программных комитетов как учебно-исследовательских групп, объединяющих преподавателей, ученых, практиков, общественных деятелей, организаторов образования.

Программные комитеты должны выступать в качестве временных объединений исследователей и педагогов — членов различных УМК в рамках каждого учебно-методического совета — для решения задач разработки, внедрения и реализации междисциплинарных образовательных проектов, обеспечивая их научные основы, образовательные технологии, организационное сопровождение и кадровое обеспечение, информационную и рекламную поддержку.

Данные программные комитеты могут возникать в качестве ответа на интеллектуальные и творческие вызовы образовательного сообщества и потребности обучающихся, политические и социальные потребности общества. Они могут решать как задачи формирования целостной образовательной программы, так и ее модулей, элементов. Члены программных комитетов должны рассматривать себя и как педагоги-новаторы, и как исследователи новых граней и феноменов социальной, политической, правовой жизни, экономических реалий и духовных процессов в современном меняющемся обществе. Персональный состав программных комитетов должен быть динамичным, включать известных ученых, практических работников, менеджеров в сфере образования и науки, представителей бизнеса и общественности, что позволит методическим проектам УМС более гибко реагировать на возникающие потребности государства и гражданского общества. В интересах интернационализации образования программные комитеты могут привлекать в свой состав зарубежных ученых, представителей международных профессиональных ассоциаций. Работа в программном комитете УМС сопряжена с активной исследовательской деятельностью, презентацией программ ее разработчиками, участием в российских и зарубежных конференциях, исследовательских проектах, ассоциациях. Составляющей работы программных комитетов должна являться подача на гранты, российские и зарубежные, деятельность по привлечению средств для реализации образовательных программ и их апробации. Члены комитета могут устанавливать международные связи с целью обмена опытом, осуществлять консультационные и методические услуги. Программные комитеты могут создавать попечительские и наблюдательные советы в интересах фундаментальности развития проектов, их открытости, публичности реализации идей.

Можно предложить создание следующих программных комитетов в рамках, например, УМС по социально-экономическому образованию: программный комитет по школьной медиации; программный комитет по конфликтологии; программный комитет по криминологии; программный комитет по девиантологии; программный комитет по гендерным исследованиям; программный комитет по гражданскому образованию молодежи; программный комитета по преодолению ксенофобии и национализма в молодежной среде; программный комитета по проблеме веротерпимости; программный комитет по проблемам мультикуль-турализма в современном обществе; программный комитет по борьбе с коррупцией в сфере образования; программный комитет по правозащитной деятельности в сфере образования; программный комитет по молодежной политике; программный комитет по социальной экстремологии; программный комитет по интернационализации образования и др.

Учебно-методическая и научная деятельность сотрудников университета в рамках сетевого партнерства отражается и в создании научных центров исследования (НОЦ),

способствующих совершенствованию научно-образовательной деятельности. Их в настоящее время уже 9. И их руководителями являются наиболее яркие и выдающиеся ученые университета: профессора А. К. Беляев, Г. А. Бордовский, С. А. Гончаров, В. В. Лаптев, Е. М. Нестеров, В. П. Соломин, Д. А. Субетто, С. Ю. Трапицын, А. В. Флегонтов. Есть надежда, что список НОЦ в ближайший год пополнится, охватив и социальногуманитарную научно-образовательную сферу.

Совершенно очевидно, что социальное партнерство используется Герценовским университетом как инновационная образовательная технология, является средством умножения собственных социальных и материально-финансовых ресурсов. Представляется, что участие структурных подразделений университета в партнерской деятельности могло бы быть объектом измерения и выступать фактором оценки эффективности деятельности.

«Эффективное взаимодействие вуза с предприятиями-работодателями в высокотехнологичных секторах экономики требует стратегического партнерства заинтересованных сторон, целью которого является объединение всех видов доступных ресурсов — финансовых, материально-технических, кадровых, корпоративных — для взаимовыгодного и ускоренного развития человеческого и интеллектуального капитала сторон. При этом для предприятий качество подготовки профессиональных кадров остается основным критерием эффективности партнерства. Актуальной в настоящее время является задача создания эффективных механизмов взаимодействия и распространения опыта использования активных форм сотрудничества вузов и предприятий, организации и развития совместной подготовки и повышения квалификации специалистов» [6].

Важно не только поддержание достигнутого результата, удержание в поле своей деятельности актуальных партнеров, но и наращивание партнерских связей, уточнение и корректировка общих интересов, достижение и поддержание баланса взаимопонимания, поиск новых партнеров, способствующих укреплению университета на рынке образовательных услуг, повышению статуса в системе институтов гражданского общества.

Примечания

1. Авво Б. В. Социальное партнерство в условиях профильного обучения: Учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. А. П. Тряпициной. [Текст]. СПб.: КАРО, 2005. 96 с.

2. Осипов А. М., Карстанье П., Тумалев В. В., Зарубин В. Г. О социальном партнерстве в сфере образования // Социс. 2008. № 11. С. 114.

3. Стенографической отчет. Конференция научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся. 29 декабря 2011 г.// http://www. Ьегееи. 8рЬ. гц/ main/management/us/

4. Бордовский Г. А. О развитии университета в среднесрочной перспективе// Вестник Герценовского университета. № 2 (88) 24 февраля 2011 г. С. 16.

5. Сморгунова В. Ю. Патриотическое правосознание как предмет компаративного анализа// Философия права, 2008, № 1 (2 5). С. 18.

6. В. М. Кутузов, М. Ю. Шестопалов, Н. Г. Рыжов, О. Ю. Белаш, В. Б. Давыдов, В. А. Зуев, А. В Муравьев, И. С. Терентьева, Н. Н. Семенов. Стратегическое партнерство (нормативно-методические обеспечение). (Инновационная деятельность. Вып. 44). СПб., 2009. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.