Научная статья на тему 'Состояние и перспективы научной и научно-инновационной деятельности университета в контексте задач Программы развития университета на 2011-2015 гг.'

Состояние и перспективы научной и научно-инновационной деятельности университета в контексте задач Программы развития университета на 2011-2015 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и перспективы научной и научно-инновационной деятельности университета в контексте задач Программы развития университета на 2011-2015 гг.»

НАУКА - ОБРАЗОВАНИЮ

Материалы заседания Ученого совета университета 31 января 2011 года

В. В. Лаптев,

проректор по научной работе

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

на 2011—2015 гг.

Предложенный доклад характеризует сферу науки университета в логике преобразований, намеченных новой программой его развития. В ближайшие пять лет нам предстоит обеспечить условия для динамичного развития Герценовского университета как исследовательского университета и базового центра подготовки запрашиваемых рынком труда специалистов. На пути реализации этого интегрированного требования одной из стратегических целей программы является «создание конкурентных преимуществ за счет повышения научного и инновационного потенциала университета».

Центральное место в системе факторов, оказывающих решающее влияние на развитие вузовской науки, безусловно, принадлежит процессу модернизации как общенациональной стратегии. Курс на всестороннюю модернизацию страны был утвержден Президентом России в Послании Федеральному собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. Именно тогда Президентом России были названы основные положения инициативы «Наша новая школа», касающиеся, в том числе и модернизации системы педагогического образования и перспектив педагогических вузов.

Получив мощную поддержку на государственном уровне, концепция модернизации превратилась в ключевой лозунг, означающий, прежде всего, смену технологического уклада. В средствах массовой информации модернизацию часто интерпретируют как: крупномасштабный политический

проект, обладающий временными рамками; как комплекс мероприятий по преодо-

лению экономического и технологического отставания России от развитых стран Запада; как совокупность государственных программ; как импорт технологий для прорыва на определенных направлениях развития и т. д. С учетом социального аспекта технологического развития модернизацию в широком смысле нужно понимать и как способность общества к ускоренному само совершенствованию.

Отмечу, что на такой платформе и построена Программа развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. В свою очередь модернизация научного облика университета предполагает формирование среды, способной к интеграции и мобилизации научно-инновационного потенциала через решение ряда важных задач: 1) интенсификация процесса внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс, экономику региона и страны; 2) расширение спектра участия ученых университета в федеральных и региональных конкурсах и программах;

3) расширение участия университета в профессиональной экспертизе научных проектов и результатов интеллектуальной деятельности; 4) развитие и диверсификация форм сотрудничества с образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, промышленными, проектными и иными организациями и предприятиями, в том числе зарубежными; 5) создание условий для нормативного обеспечения и правовой защиты научных разработок, интеллектуальной собственности и авторских прав сотрудников университета; 6) стимулирование публика-

ционной активности ученых университета в журналах с высоким импакт-фактором; 7) разработка механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета; 8) расширение диссеминации передовых образовательных практик.

В структуре перечисленных задач отчетливо просматривается необходимость решения в их рамках целого ряда вопросов, которые можно укрупнено сгруппировать по трем блокам: «результативность», «инфраструктура» и «кадры».

Результативность

Объем финансирования научной деятельности в 2010 г. сократился по сравнению с

2009 г. на 7 млн рублей. Однако с учетом государственного секвестирования бюджетного финансирования научных тем на 15% общий объем финансирования научноисследовательской деятельности в университете сократился лишь на 6%. При этом в 2010 г. объем финансирования научнообразовательных услуг увеличился в 2,6 раза по сравнению с 2009 г. Более чем в два раза увеличился объем финансирования научноисследовательских работ, финансируемых на условиях хозяйственных договоров. Это произошло в условиях, когда следствием экономического кризиса стало сокращение объема собственных средств университета, затраченных на проведение научной деятельности по сравнению с 2009 г. более чем на 43%. Сократился и объем средств на поддержку науки университета из зарубежных источников — он стал меньше соответствующего объема 2009 г. на 9%. Тем не менее в общем объеме финансирования научной деятельности возросла доля финансируемых научно-исследовательских работ. В 2010 г. она превысила 80%. И, наконец, объем уже полученного нами или подтвержденного сегодня финансирования научно-исследовательских работ в наступившем 2011 г. составляет более 66 млн рублей, чего никогда не было ранее.

Неоднозначна ситуация и с активностью, которую проявляют наши ученые в поиске источников финансирования научной деятельности. В 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 10 единиц сузился круг структурных подразделений, принимавших участие в конкурсах научных проектов. При этом спектр самих конкурсов расширился. В 2010 г. ученые Герценовского университета участвовали в 77 российских конкурсах научных проектов, в то время как в

2009 г. таких конкурсов было 66. Вместе с тем, несмотря на «видовое» разнообразие конкурсов РГНФ и РФФИ, ученые и научные коллективы РГПУ им. А. И. Герцена, по-прежнему адресуют заявки преимущественно на 2 вида конкурсов: конкурсы инициативных научных проектов и конкурсы по организации российских и международных научных мероприятий на территории России. Из 275 заявок, представленных учеными и научными коллективами университета на конкурсы РГНФ и РФФИ в 2008—2010 гг., 227 заявок (83%) были представлены на названные выше виды конкурсов. Остальные 48 заявок (17%) были представлены на другие 13 видов конкурсов РГНФ и РФФИ. А на некоторые виды конкурсов РГНФ и РФФИ заявки вообще не подавались. Мы упускаем возможность проявить свой высокий научный уровень во многих сферах деятельности, финансируемых РГНФ и РФФИ. В частности, низкой остается активность ученых университета в конкурсах на участие в международных научно-организационных мероприятиях за рубежом; издательских проектах; конкурсах на подготовку научно-популярных книг и др. Не должным образом используется и возможность поддержки совместных научных проектов с зарубежными коллегами в рамках конкурсов РГНФ и РФФИ. В 2008—2010 гг. на конкурсы совместных проектов в рамках РГНФ и РФФИ было представлено всего лишь 6 заявок, в то время как ежегодно проводится более 50 таких конкурсов!

Международное научное сотрудничество РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 г. осуществлялось в рамках более чем 150 зарубежных научно-практических и творческих мероприятий, включающих реализацию совместных научных, научнообразовательных и творческих проектов в рамках межуниверситетских договоров, грантов российских и зарубежных организаций и фондов, соглашений о творческом сотрудничестве. Участниками международных конкурсов научных проектов стали 18 кафедр, которые представили 27 заявок на 16 международных конкурсов. По сравнению с 2009 г. общее число обучающихся в Герценовском университете по программам подготовки кадров высшей квалификации возросло на 117 человек. На 48 человек увеличился контингент аспирантов.

Мы по-прежнему в десятке лидеров по контрольным цифрам приема в аспирантуру и докторантуру, но теперь уже среди всех вузов России, а не только тех из них, которые подчинялись Федеральному агентству по образованию, упраздненному в марте 2010 г. По контрольным цифрам приема в аспирантуру мы на 6-м месте в России, по контрольным цифрам приема в докторантуру — на 4-м. Университетом дополнительно лицензировано 17 программ послевузовского профессионального образования (аспирантура). Из них 4 новые программы. Общее число лицензированных специальностей подготовки аспирантов достигло 106. Дополнительно открыто 5 специальностей докторантуры — из них также 4 новые. Сохраняется стабильно высокий конкурс на поступление в аспирантуру — в среднем до двух человек на место. Вместе с тем на 6% снизилась доля аспирантов, защитивших диссертации в срок, от числа поступивших в аспирантуру. Это отчасти следствие введения новой редакции Номенклатуры специальностей научных работников. Нашим аспирантам, завершившим работу над диссертационными исследованиями, попросту негде

было защищаться, так как ряд диссертационных советов не мог работать в течение значительного промежутка времени. Но сказывается и недостаточное внимание к аспирантам научных руководителей, перегруженных учебной деятельностью, низкая материальная обеспеченность самих аспирантов, зачастую вынуждающая их заниматься работой, не связанной с проведением научных исследований. Все эти и другие объективные и субъективные факторы нам предстоит учесть в рамках обновления системы подготовки научных и научно-педагогических кадров через институты аспирантуры и докторантуры.

Еще одним примером нового качества научных результатов могут служить научные публикации ученых Герценовско-го университета. Число опубликованных монографий по сравнению с 2009 г. увеличилось не очень значительно — всего на 7 изданий. Но в 2009 г. за рубежом была опубликована лишь одна монография, в то время как в 2010 — уже 8. Причем все — в так называемом Дальнем Зарубежье — США, Турции, Финляндии и в других странах. Что касается общего числа опубликованных учеными университета научных статей, то их число сократилось по сравнению с 2009 г. на 12,5%, но при этом в 2,5 (!) раза увеличилось число статей, опубликованных в изданиях, включенных в международные базы данных («Web of Science», «Scopus»).

Количество ежегодных наград, полученных университетом на крупных российских и международных выставках, не только свидетельствуют о признании его научных достижений, но и являются своего рода индикатором результативности, степени соответствия задач модернизации научного облика университета общенациональной стратегии. Уже второй год подряд РГПУ им. А. И. Герцена становится обладателем Гран-при и специального кубка, а также дипломов лауреата и победителя конкурса инновационных разработок международ-

ного конгресса и выставки «Global education — образование без границ». Для нас стало традиционным высокое признание заслуг университета в рамках ежегодного всероссийского форума «Образовательная среда». В 2010 г. РГПУ им. А. И. Герцена был награжден 9 дипломами; медалями «Лауреат ВВЦ» за научные разработки награждены доценты О. А. Березина и О. В. Иванов. На X Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ—2010, организованной в Москве при поддержке Минспорттуризма и Минобрнауки России, студенты университета были удостоены трех сертификатов и медали выставки.

В структуре задач модернизации научного облика университета просматривается необходимость поиска «нового качества» экспозиции результатов научноисследовательской деятельности и внутри самого университета. Подход, заложенный в основу организации 14-й выставки научных достижений, является примером такого «нового качества» и характеризуется концентрацией научных достижений структурных подразделений университета в единых тематических блоках, позволяющих оценить его реальный научно-инновационный потенциал.

Практико-ориентированный аспект разворачивающейся модернизации научноисследовательской деятельности университета связывает оценку продуктивности нашей науки с инновационностью научных результатов, к которым относятся (цитирую): «Завершенные инновационные продукты и полуфабрикаты, реализуемые на рынке, либо направляемые на пополнение собственных нематериальных активов; научноинновационные и образовательные услуги инновационного характера; общий объем завершенных НИР». В этом определении важно указание на необходимость проведения мероприятий информационного, коммуникационного, сбытового, финансового и сервисного характера для достижения инно-

вационных результатов. К ним относятся и те результаты интеллектуальной деятельности, на базе которых было создано в 2009 г. малое инновационное предприятие — Общество с ограниченной ответственностью «Органика — РГПУ». В 2010 г. это предприятие на основе развития партнерских отношений с предприятиями по производству отечественных лекарственных препаратов и представителями бизнес-сообщества было включено в состав Волгоградского фармацевтического кластера.

Но в целом проблема продвижения инновационных результатов, что составляет суть трансфера результатов интеллектуальной деятельности, а также диссемина-ции передовых образовательных практик, стоит перед нами очень остро. Понятие трансфера включает в себя: продажу патентов на изобретения, патентное лицензирование, торговлю беспатентными изобретениями, передачу технологической документации, «ноу-хау», а также различные формы информационного обмена и коммуникации ученых плюс сам процесс внедрения. Университету необходимо создание системы трансфера технологий и результатов интеллектуальной деятельности для преодоления потерь по мере прохождения стадий научно-инновационного процесса: генерация идеи — выполнение научно-исследовательской работы — формулировка инновационного предложения — разработка инновационного проекта, включая бизнес-план, — реализация инновационного проекта. Приходится констатировать, что мы все еще теряем наши преимущества, начиная с третьей из указанных стадий. Сказанное относится в полной мере и к проблеме эффективного внедрения инновационных образовательных технологий в образовательную практику. В этой связи мы возлагаем определенные надежды на внутренние ресурсы сетевого объединения высших учебных заведений «Педагогические кадры России» на базе РГПУ им. А. И. Герцена.

Инновационность результатов научной деятельности решающим образом зависит от развития инфраструктуры науки университета.

Инфраструктура

Очевидно, что развитие инфраструктуры научно-инновационной деятельности обеспечивается целым комплексом условий, которые не ограничиваются изменениями структурной «конфигурации» исследовательского пространства. Вместе с формированием новых центров интеграции науки и образования необходимо развитие научных коммуникаций, создание реально работающих механизмов внедрения результатов интеллектуальной деятельности, продвижение новых форм организации научной и научно-инновационной деятельности и многое другое. Принципиальные изменения инфраструктуры науки должны быть направлены на развитие научно-инновационной среды, радикальную модернизацию научно-инновационной деятельности в вузовском секторе науки. К ним относятся: 1) освоение студентами компетенций исследовательской и инновационной деятельности; 2) активное использование обучающейся молодежи в качестве важнейшей «рабочей силы» для исследований и разработок; 3) реальное включение большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную деятельность, которая в ряде случаев может рассматриваться как приоритетная по отношению к преподавательской работе;

4) превращение университета в центр коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;

5) развитие тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики; 6) по-лидисциплинарность исследований и разработок; 7) формирование инновационных

производств и организация инновационных предприятий; 8) интернационализация научной деятельности, выражающаяся в подключении к передовой глобальной научной повестке дня, публикации в международных журналах, организация интернациональных исследовательских команд и др.

На самом деле Герценовский университет движется по этому пути по меньшей мере с начала XXI в. Я имею в виду: 1) работу, развернутую в 2001 г. в перспективе введения категории федерального исследовательского университета; 2) корректировку наших планов с учетом возможности введения категории ведущего вуза Российской Федерации (2003); 3) реализацию инновационной образовательной программы в 2007—2008 гг.; 4) участие в конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (2009—2010 гг.).

Этот путь мы бы не прошли без инфраструктурных изменений в системе научной деятельности университета. Они были и в

2010 г. В 2010 г. в рамках основных научных направлений университета учеными факультета социальных наук было сформировано направление «Духовная жизнь общества: традиции и современность». Произошла коррекция еще двух направлений в области языкознания.

Сложнее ситуация с нашими научнопедагогическими школами, которые составляют необходимый базис для развития фундаментальных научных исследований и подготовки научных кадров. Эти формы организации науки в настоящее время очень болезненно реагируют на перекосы в реформировании системы образования, и не всегда успевают перестраиваться вслед за изменениями внешних требований. Так, из 32 научных школ университета, официально зарегистрированных в реестре ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга, в конкурсе Федерального агентства по науке и инновациям

совместно с Советом по грантам Президента Российской Федерации на право получения средств для государственной поддержки ведущих научных школ Российской Федерации приняли участие лишь 11 коллективов. Десять коллективов были сформированы по формальным признакам как новые буквально накануне названного конкурса. То, что научные школы «обнаруживают» себя только в связи с проведением конкурсов, является следствием слабого развития системы поддержки таких коллективов. Отсутствуют процедуры регистрации научных школ подобно научно-образовательным центрам (НОУ), лабораториям и другим структурным научным подразделениям. Не развита система стимулирующих мер по поддержке и повышению эффективности деятельности научных школ. В этих условиях мы надеемся укрепить состояние наших научнопедагогических школ в рамках конкретных мероприятий по реализации новой Программы развития университета. Эти мероприятия будут направлены как на поддержку таких неформальных коллективов, так и на мотивацию их научно-инновационной деятельности.

К сожалению, нам пока не удается реализовать и все функциональные ресурсы научно-образовательных центров. Только два научно-образовательных центра РГПУ им. А. И. Герцена выиграли гранты в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг. В настоящее время завершается создание научно-образовательного центра «ГИС SPBLAKES». Участниками проекта являются РГПУ им. А. И. Герцена (кафедры физической географии и природопользования, зоологии, химического и экологического образования) и Институт озероведения РАН. Цель проекта — создание геоинформацион-ной системы, которая позволит проводить широкий круг теоретических и прикладных лимнологических исследований водных ресурсов. Предполагается также использовать

эту систему для решения прикладных вопросов управления водными ресурсами. Для нас это первый НОЦ, который создается на основе партнерства с внешней организацией. Схожая проблема развития и реализации партнерских отношений с другими образовательными учреждениями, предприятиями и академическими институтами еще в большей степени касается будущего наших центров коллективного пользования (ЦКП). В сфере их деятельности нам предстоит решать два взаимосвязанных вопроса: вопрос о сертификации оборудования, сертификации персонала и самих подразделений, а также вопрос о фактической окупаемости уникального оборудования за счет привлечения внешних средств. В привлечении внешних средств у нас пока действует только ЦКП «Геоэкология», заработавший в ушедшем году более 3,5 млн рублей. В 2010 г. на базе НИИ физики вошел в строй еще один центр коллективного пользования, оснащенный уникальным оборудованием: «Центр диэлектрической спектроскопии». Мы надеемся, что объединение ресурсов всех наших ЦКП на базе сетевого взаимодействия позволит организовать работу по их системной сертификации и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности ученых университета.

Развитие научно-инновационной инфраструктуры университета носит открытый характер. В настоящее время на базе института народов Севера РГПУ им. А. И. Герцена совместно с Федеральным государственным научным учреждением «Научно-исследовательский институт национальных школ» Республики Саха (Якутия) планируется создание совместной научно-образовательной лаборатории «Эт-нокультурологическое и этнофилологиче-ское образование коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Целью работы лаборатории является проведение научно-инновационных исследований в области этнокультурологическо-го и этнофилологического образования.

В 2010 г. Волховским филиалом университета были сделаны первые шаги по созданию технопарка, который разместится в студенческом городке в городе Волхов и на территории базы отдыха. Филиалом подготовлен устав некоммерческой организации «Молодежный бизнес-инкубатор» для предоставления услуг в области инновационной деятельности по внедрению научных и технических разработок.

Важный элемент инфраструктуры научной жизни университета — система аттестации кадров высшей квалификации. В 2010 г. в университете работали 30 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проводилась аттестация научных и научно-педагогических кадров по 79 научным специальностям. В 2010 г. впервые в нашей практике был открыт новый (объединенный) совет совместно с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом по 3 научным специальностям. Всего в диссертационных советах университета в 2010 г. защищено 196 диссертаций, из них 27 докторских диссертаций и 169 кандидатских диссертаций. Докторские диссертации защитили 13 сотрудников университета. Еще 37 сотрудников университета защитили кандидатские диссертации. К сожалению, для наших диссертационных советов актуальны проблемы, связанные с возрастом членов совета. Для большинства членов советов он составляет от 60 до 80 лет. Поэтому в работе некоторых советов возникают определенные трудности, связанные с такими факторами, как болезнь членов совета, или с трагедией ухода из жизни. Сложность ситуации заключается еще в том, что многие доктора наук принимают участие в работе 2—4 советов. Соответственно, проблему приходится решать руководству сразу нескольких диссертационных советов.

Коммуникативной оболочкой инфраструктуры науки университета могла бы стать система поддержки научно-

исследовательской деятельности, интегрированная в информационное пространство университета. Такая система поддержки могла бы объединить возможности электронного документооборота и портала. Однако предпринятая разработчиками ООО «Отраслевые порталы» попытка внедрить программное обеспечение на основе стандартной оболочки Share Point пока не увенчалась успехом и не обеспечила совместную работу пользователей, оперативный обмен информацией и взаимодействие научных подразделений вуза с внешними источниками информации. Практика показала, что развитию информационного пространства научно-инновационной деятельности препятствует обособленность ряда уже существующих в университете баз данных, отсутствие у ученых доступа к финансовой информации по поддержке научной деятельности, неполадки в работе сервера. Это тоже задача, которую предстоит решить в самые ближайшие сроки.

Еще одним системообразующим компонентом оценки состояния инфраструктуры науки университета может стать деятельность Совета молодых ученых и специалистов РГПУ им. А. И. Герцена. В рамках задач новой программы развития университета работа совета молодых ученых должна быть направлена на восполнение кадрового резерва научно-инновационной деятельности. Например, работа над научноинновационными проектами, начатая молодежными исследовательскими группами, при поддержке Совета может стать основой для создания малых предприятий.

Завершая краткую характеристику инфраструктуры науки Герценовского университета, подчеркну, что развитие научноинновационной среды невозможно без человеческого фактора. Представляя собой приоритетный ресурс модернизации, человеческий фактор выходит на первое место в создании инфраструктурных предпосылок инновационного развития.

Кадры

В 2010 г., согласно отчетам кафедр, в научных исследованиях принимали участие более 1700 научно-педагогических работников университета, в том числе: 6 академиков и 9 членов-корреспондентов РАН и РАО; 23 заслуженных деятеля науки Российской Федерации, более 300 профессоров, докторов наук; более 900 доцентов, кандидатов наук.

Приведу лишь некоторые данные о внешнем признании заслуг ученых РГПУ им. А. И. Герцена. Лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования

2010 г. стал авторский коллектив в составе: академик Г. А. Бордовский, профессор В. В. Барабанов, доцент О. Б. Соболева, Золотым знаком Международного фонда «Научное партнерство» за вклад в развитие российской науки и активное научное международное сотрудничество награждена профессор В. М. Берестовицкая, Американский библиографический институт (Северная Каролина) номинировал в 2010 г. профессора А. В. Флегонтова на получение «Золотой медали для России». Мы гордимся творческими достижениями наших художников и музыкантов. В 2010 г. художники-герценовцы прияли участие в 7 международных выставках, состоявшихся в Италии, Китае и Франции. 15 преподавателей РГПУ им. А. И. Герцена стали дипломантами престижных творческих конкурсов в области изобразительного искусства. Ярким событием в культурной жизни нашего города стал IV Международный конкурс «Санкт-Петербург в зеркале мировой музыкальной культуры», организованный на базе РГПУ им. А. И. Герцена. 8 представителей нашего университета стали дипломантами этого престижного конкурса. Большую аудиторию слушателей привлек международный конкурс педагогического мастерства «Педагог-музыкант в контексте современной культуры». Мы с особым

уважением отмечаем эти и другие заслуги наших ученых и творческих работников в непростых социально-экономических обстоятельствах, сопровождающих реформирование системы профессионального образования.

«Модернизация — это не самоцель» — отметил в своем Послании Федеральному собранию 30 ноября 2010 г. Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев: «Это лишь инструмент, с помощью которого мы сможем решить давно назревшие проблемы в экономике и в социальной сфере, поддержать тех, кто в этом более всего нуждается, и создать условия для раскрытия способностей тех, на кого мы очень надеемся, то есть наших детей, нашей молодежи». Намеченные Программой развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг. интегративные результаты могут быть достигнуты только при активном участии в ее реализации всех представителей научнообразовательного сообщества университета. Но для этого необходимо создание определенного социального климата, включение социальной мотивации в виде социальной защиты, мотивации труда и всей жизнедеятельности сотрудников университета.

Конкурс личных достижений профессорско-преподавательского состава РГПУ им. А. И. Герцена 2010 г. стал примером реальной «работы» таких социальнопсихологических методов из области управления персоналом. При этом научноинновационная составляющая требований, предъявляемых участникам конкурса, была достаточно серьезной. Портфолио кандидатов включало в себя данные об участии в грантовой и конгрессной деятельности, сведения о финансировании научной работы, сведения об инновационной деятельности и публикациях в изданиях ВАК и другое. Представляется, что эти требования должны приобрести статус аттестационных для персонала университета. В плане расширения присутствия Герценовского университета во внешнем научно-образовательном

пространстве нам необходимо также всесторонне мотивировать участие ученых университета в профессиональной экспертизе научных проектов и результатов интеллектуальной деятельности в составе различных экспертных комиссий.

Степень участия наших ученых в научной и научно-инновационной деятельности университета отражает рейтинг структурных подразделений университета, составленный по итоговым отчетам о научно-исследовательской деятельности за 2010 год. По набору своих критериев он заметно отличается от прошлогоднего и нацелен на выявление проблемных зон в нашем развитии. Как видно из рейтинга, у целого ряда кафедр (а это 8% от их общего числа без филиалов) стоят «нули» по всему набору критериев. Доля таких кафедр среди структурных подразделений филиалов университета составляет 15%. Естественным образом возникает риторический вопрос о самом факте существования научной работы на этих кафедрах. Также обращают на себя внимание рейтинговые показатели, свидетельствующие о том, что наши филиалы не принимают участия во внутренних конкурсах и не оказывают платных услуг аспирантуры и докторантуры. И это в то

время, когда мы не без оснований прогнозируем ужесточение аккредитационных показателей, соответствие которым необходимо вузу для того, чтобы подтверждать университетский статус.

Уважаемые коллеги! Мы вступили в мо-дернизационный период, когда экономическое и технологическое развитие общества требует от нас пересмотра значительной части устоявшихся традиций, алгоритмов действий и стереотипов поведения, в том числе и в области научной деятельности. В условиях инновационной эпохи место, которое мы займем в обновляемой системе профессионального образования, будет зависеть от нашей готовности к наступившим и грядущим изменениям. Герценовский университет обладает достаточными ресурсами для своего дальнейшего развития в качестве университета, принимающего активное участие в решении задач модернизации национальной системы образования, выдвинутых в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Опыт, накопленный Герценовским университетом за последние пять лет, позволит нам в полной мере реализовать наши преимущества в период выполнения Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011—2015 гг.

А. П. Тряпицына,

заведующая кафедрой педагогики

ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ: ВОЗМОЖНЫЕ РЕШЕНИЯ

Среди основных задач, выделенных в Программе развития университета, особое место занимает задача интенсификации процесса внедрения результатов фундаментальных и прикладных исследований в образовательный процесс, развитие различных форм интеграции образовании и науки. Решение именно этой задачи будет

Если Вы не думаете о будущем, у вас его и не будет.

Джон Голсуорси, лауреат Нобелевской премии по литературе

способствовать достижению современного качества университетского образования. Сегодня наш университет обладает достаточными ресурсами для своего дальнейшего развития в качестве исследовательского университета, являющегося одновременно крупным центром подготовки учителей. 14-я выставка научных достижений нагляд-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.