докторов пенсионного возраста. Здесь надо что-то делать.
Конечно, необходимо, чтобы созданный научно-технический потенциал начал зарабатывать деньги и окупать себя. В принципе, мы можем предложить на рынке комплекс самых современных методик. Но это в принципе. В реальности не все оборудование центров коллективного пользования сертифицировано. А несертифицирован-
ное оборудование вообще не востребует-ся. Но и сертификации оборудования недостаточно. Необходимо сертифицировать сам ЦКП. Для получения лицензии нашему ЦКП понадобился 1 год и суммарные затраты примерно в 1,5 млн рублей (т. е. по 120 тысяч каждый месяц в течение года!). Необходимо «подтягивание» всех ЦКП и создание пула центров, могущего представить на рынке комплекс услуг.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 31 января 2011 года
«СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА на 2011—2015 гг.»
Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе В. В. Лаптева «Состояние и перспективы научной и научно-инновационной деятельности университета в контексте задач Программы развития университета на 2011—2015 гг.», Ученый совет отмечает, что на современном этапе РГПУ им. А. И. Герцена обладает достаточными ресурсами для своего дальнейшего развития в качестве университета, принимающего активное участие в решении задач модернизации национальной системы образования, выдвинутых в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», старт которой был дан Президентом России Д. А. Медведевым на торжественной церемонии открытия Года учителя в Российской Федерации, состоявшейся в Герценовском университете 21 января 2010 г.
Важнейшей характеристикой научно-образовательного пространства Герценов-ского университета в новых условиях становится не только производство новых знаний, но и распространение их через научно-инновационную деятельность на основе сетевого взаимодействия.
В отчетном периоде ученые университета добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 37 научным направлениям.
В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» выделены основные этапы построения индивидуальных информационных образовательных сред учащихся; разработаны средства психолого-педагогической диагностики индивидуальных характеристик участников виртуальной коммуникации; апробирован комплекс психодиагностических средств для изучения социальнопсихологических аспектов возрастной дискриминации; исследованы новые технологии электронной среды в решении образовательных задач; апробирован ряд технологий на сетевых сервисах социальных сетей для организации внеаудиторной деятельности студентов; выявлены и обоснованы основные параметры применения инновационных гуманитарных технологий в этнокультурологическом образовании и условия их реализации; разработаны технологии обучения студентов работе на современном тифлотехническом оборудовании; разработаны технологии формирования исследовательской компетентности магистрантов в научно-исследовательской деятельности; разработана модель этнокоммуникативной деятельности педагога в условиях поликультурной образовательной среды регионов Севера и др.
В области психолого-педагогических наук разработана технология развития интереса к родной стране у детей старшего дошкольного возраста; разработаны теоретические основы и технологии проектирования педагогического процесса дошкольных образовательных учреждений как условия развития субъектных проявлений ребенка
в общении со взрослыми и сверстниками; разработан комплекс для развития базовых навыков слухового восприятия у людей с нарушением слуха, направленного на полное преодоление последствий глухоты у неслышащих детей; разработан проект региональной модели совместного обучениия здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; разработана концепция и критерии оценки вступительных экзаменов по изобразительному искусству в рамках новой системы поступления в вуз; описаны особенности и психологические механизмы адаптации личности в условиях жизнеугрожающего заболевания для выявления принципов взаимодействия врачей, психологов и социальных работников; разработан комплекс методов психодиагностики здоровьесберегающего потенциала личности обучающихся с использованием информационных и коммуникационных технологий и др.
В области общественных и гуманитарных наук разработана модель и концепция полифункционального электронного корпуса текстов как междисциплинарного информационно-справочного ресурса; разработана методология извлечения и обработки информации в различных информационных средах с различными участниками и различными социокультурными задачами; разработаны когнитивные основы формирования ряда коммуникативных и грамматических категорий; разработаны концептуально-методологические основы теории репрезентации простых и комплексных ценностных концептов; предложено когнитивное описание фразеологизмов и фразеологических полей как отражения в национальных языковых картинах мира; разработаны концептуально-методологические основы описания явлений языка и культуры с позиций биосемиотики и биосемантики; разработана теория инварианта в реализации актуальных значений простых и производных слов в синхронии и диахронии; разработан алгоритм моделирования культурного концепта в его индивидуально-авторской трансформации; выявлена специфика взаимодействия литературного стандарта и диалекта в сфере немецкой фразеологии; выявлены вербальные, когнитивные и мотивационные параметры антропонимической языковой личности в реальной коммуникации и интернет-коммуникации; разработана новая концепция стиля, основанная на понимании «стилистики» высказывания как следствия суггестивной и персуазивной интенции его автора; выявлена социальная природа феномена управляемости, показана сложная диалектическая зависимость между управлением и управляемостью и др.
К важным результатам в области естественных и точных наук относятся: разработка теории для объяснения наблюдаемых частиц сверхвысоких энергий в космических лучах; разработка нового метода ветвящихся и прыгающих траекторий для неадиабатической ядерной динамики многоатомных систем; исследование характеристик процесса перехода между различными состояниями в бистабильных металлооксидных системах, определяющими эффективность их применения в устройствах управления излучением и цифрового переключения; разработка методики выращивания кластеров методом вакуумного напыления; разработка методики выращивания монокристаллических пленок методом зонной перекристаллизации под покрытием; изучение влияния обработки плазмой коронного разряда и добавления наноразмерных частиц хризотила на структуру полимерных материалов на основе хитозана, как фактора, улучшающего адгезию биологических клеток к поверхности полимера; сформированы тонкопленочные сегнетоэлектрические конденсаторы РУРЬ(7г,Т1)03^ на оксидированной кремниевой подложке; усовершенствованы методы синтеза производных 1-карбамоил-4-фенил-2-пирролидона, обладающие антидепрессивным, анксиолитическим и ноотропным действием; осуществлен синтез и изучено строение Ы-замещенных пирролидонкарбоксилатов, на их основе получены принципиально новые типы потенциально биологически активных производных у-аминомасляной кислоты (Ы-карбоксиэтилзамещенные ГАМК) и пирацетама; разработка способа получения мембран из пористого стекла (ПС) с уверенно регулируемыми параметрами для получения широкого круга включенных (гостевых) соединений; получение электретных материалов на основе модифицированных пленок полиэтилена, не уступающих по стабильности электретного заряда электретам из
полипропилена; стандартизация протоколов проведения ДНК-РНК гибридизации in situ на брюхоногих моллюсках, подбор условий для этапов гибридизации; разработка методов формирования шкал коррекции искажений изображений, описываемых групповыми преобразованиями; разработка метода шумоподавления в томографии на основе модифицированных вейвлетов Добеши; создание программного комплекса для вейвлет-анализа томографических изображений; построение теории альтернативных обобщенных операторов для обыкновенных дифференциальных уравнений 2-го порядка и др.
О внешней оценке заслуг ученых университета в 2010 г. свидетельствуют: Гран-при и специальный кубок Международного конгресса и выставки «Global education — образование без границ», присужденный университету за разработку и внедрение комплексной инновационной образовательной системы «Музыкальнокомпьютерные технологии»; дипломы победителя конкурса инновационных разработок в рамках Международного конгресса и выставки «Global education — образование без границ», присужденные университету за проекты «Разработка электронных образовательных ресурсов нового поколения для общего образования: биология, история, история (для детей с ограниченными возможностями здоровья)» и «Информационное и учебно-методическое обеспечение обучения гуманитарным технологиям в социальной сфере на портале “Гуманитарные технологии в социальной сфере”»; диплом лауреата Всероссийского форума «Образовательная среда — 2010» в номинации «Электронные образовательные ресурсы на локальных носителях и сетевые» за программно-методический комплекс «Учимся изучать историю: работа с датами, картами, первоисточниками»; медали «Лауреат ВВЦ», которыми награждены доценты О. А. Березина, О. В. Иванов. Всего за 2010 г. Герценовский университет за представление научных разработок на специализированных международных и всероссийских выставках был награжден 14 дипломами и 2 медалями «Лауреат ВВЦ».
Лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования 2010 г. стал авторский коллектив в составе: академика Г. А. Бордовского, профессора В. В. Барабанова, доцента О. Б. Соболевой. Лауреатами премий Правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности в 2010 г. стали доцент Ю. А. Маслова, доцент П. А. Бавина, Т. В. Егоркина, Е. Е. Прохорова. Золотым знаком Международного фонда «Научное партнерство» за вклад в развитие российской науки и активное научное международное сотрудничество награждена профессор В. М. Берестовицкая.
20—21 января 2010 г. в рамках Педагогической ассамблеи, посвященной открытию Года учителя в России, в РГПУ им. А. И. Герцена была организована и проведена выставка «Университет — учителю» (представлены научные, научно-методические и учебно-методические достижения ученых Герценовского университета).
27—29 апреля 2010 г. была проведена традиционная 14-я университетская выставка научных достижений. В 11 тематических разделах было представлено более 900 экспонатов.
В отчетном периоде в университете продолжалось создание структур для развития научной деятельности по сетевому принципу. Были созданы два научнообразовательных центра: «Научно-методическое обеспечение и сопровождение подготовки менеджеров образования в системе непрерывного педагогического образования» и «Передовые теоретические исследования». Вошел в строй центр коллективного пользования с уникальным оборудованием «Центр диэлектрической спектроскопии».
В 2010 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 77 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. Участниками конкурсов стали 76 структурных подразделений университета.
Было представлено 288 заявок. Финансирование по итогам конкурсного отбора получили 65 проектов.
Участниками международных конкурсов научных проектов стали 18 кафедр, представлено 27 конкурсных заявок на 16 международных конкурсов.
В 2010 г. общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности составил 120,6 млн рублей. Более чем в два раза увеличился объем финансирования научно-исследовательских работ, финансируемых на условиях хозяйственных договоров.
В 2010 г. на базе университета было проведено 426 научных, научно-практических и методических мероприятий, из них: 62 международных, 56 всероссийских и 65 межвузовских.
1685 сотрудников университета приняли участие в 802 международных конференциях и сделали 1989 докладов. В 687 всероссийских научно-практических мероприятиях приняли участие 1353 человека, которые сделали 991 доклад. В 277 межвузовских конференциях участвовали 51 человек с 436 докладами.
В 2010 г. подготовка научных и научно-педагогических кадров в университете характеризовалась следующими показателями: обучалось аспирантов — 983, докторантов — 91 и 408 человек прикреплено к кафедрам университета в качестве соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук, 40 человек в течение года прошли научную стажировку.
В 2010 г. в университете работали 30 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций, в которых проводилась аттестация научных и научно-педагогических кадров по 79 научным специальностям. Всего в диссертационных советах университета в 2010 г. защищено 196 диссертаций, из них 27 докторских диссертаций и 169 кандидатских диссертаций.
Докторские диссертации защитили 13 сотрудников университета: Т. Б. Бойцова, И. П. Волкова, В. А. Ефремов, О. А. Красильникова, О. Н. Крылова, Н. Л. Мишати-на, О. И. Передерий, Ю. В. Пую, М. В. Рубцова, В. И. Снегурова, А. М. Соколов, П. В. Станкевич, Н. М. Федорова, 37 сотрудников университета защитили кандидатские диссертации.
В 2010 г. ученые нашего университета опубликовали 140 монографий, 86 сборников научных трудов, 55 учебников и 343 учебных пособия. В научных изданиях из перечня ВАК была опубликована 551 статья (в том числе в журналах, входящих в базу данных «Web of Science» и «Scopus» — 115 статей).
В 2010 г. вышли из печати 12 номеров научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», в том числе в тематических выпусках: «Общественные и гуманитарные науки» — 6 номеров; «Психолого-педагогические науки» — 4 номера; «Естественные и точные науки» — 2 номера.
Лауреатами конкурса Фонда развития отечественного образования в 2010 г. на лучшую книгу 2009 г. среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений стали 6 авторов.
В 2010 г. малое инновационное предприятие — ООО «Органика — РГПУ» на основе развития партнерских отношений с предприятиями по производству отечественных лекарственных препаратов и представителями бизнес-сообщества было включено в состав Волгоградского фармацевтического кластера.
В 2010 г. проведено 106 зарубежных научно-практических мероприятий, в которых приняли участие ученые РГПУ им. А. И. Герцена (за счет всех источников финансирования, по данным управления международного сотрудничества университета); в том числе за счет средств фондов, программ, организаций-партнеров — 60. В их числе: совместная работа по 25 научным проектам; участие в конференциях, семинарах, форумах, симпозиумах, конгрессах и других научно-практических мероприятиях — 74; 7 научных стажировок. 73 мероприятия проведено в рамках международного творческого сотрудничества.
РГПУ им. А. И. Герцена оставался базовым вузом Открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным дисциплинам в вузах РФ по разделу 45 «Педагогика и методика преподавания дисциплин». Работы студентов нашего университета были удостоены 2 медалей и 15 дипломов Минобрнауки России.
Студенты и аспиранты университета приняли участие в конкурсе персональных грантов 2010 г. для студентов и аспирантов вузов и академических институтов, расположенных на территории Санкт-Петербурга. Его победителями в категории
«Дипломный проект» стали 8 студентов Герценовского университета; 6 аспирантов нашего университета победили в категории «Кандидатский проект».
4 студента университета стали победителями конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге, организованном Комитетом по науке и высшей школе в 2010 г.
На X Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ—2010, организованной в Москве при поддержке Минспорттуризма и Минобрнауки России, студенты университета были удостоены трех сертификатов и медали выставки.
Вместе с тем Ученый совет подчеркивает, что научно-исследовательский потенциал университета еще не в полной мере используется при разработке инновационных предложений, а реальное участие в научно-инновационной деятельности для части профессорско-преподавательского состава так и не стало таким же обязательным, как выполнение учебной нагрузки. При этом Совет выражает уверенность в том, что модернизация научного облика университета позволит решить отмеченные проблемы.
Кроме того, Ученый совет отмечает: остается недостаточной мотивация участия сотрудников университета в научно-инновационной деятельности; отсутствует целостная система трансфера технологий и результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета; недостаточно эффективно используются в сфере организации научно-инновационной деятельности механизмы сетевого взаимодействия; недостаточен круг структурных подразделений, принимающих участие в конкурсах научных проектов; ученые университета не должным образом используют возможности номинироваться на разные виды грантов РФФИ и РГНФ; система поддержки научноисследовательской деятельности слабо интегрирована в структуру информационного пространства университета; недостаточно используются функциональные ресурсы научно-образовательных центров; сократилось число аспирантов, защитивших диссертации в срок и не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших); среди членов диссертационных советов велика возрастная категория свыше 60 лет; в структуре международного научного сотрудничества по-прежнему низкой остается доля научных проектов, выполняемых на конкурсной основе.
Ученый Совет постановляет:
1. Одобрить результаты научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в 2010 г.
2. Определить важнейшими направлениями развития научной и научноинновационной деятельности на ближайшую перспективу:
• создание новых преимуществ научно-инновационного потенциала университета на основе защиты интеллектуальных ресурсов и трансфера результатов научных исследований;
• расширение спектра участия университета в конкурсах научных проектов, ориентированных на поддержку научно-инновационной деятельности;
• развитие научно-инновационных мощностей структурных подразделений — центров интеграции науки и образования на базе сетевого взаимодействия и кластерной кооперации.
Ответственные — проректор по научной работе, руководители структурных подразделений.
Срок: постоянно.
3. Разработать и включить в план мероприятий по реализации программы развития университета пункты, предусматривающие развитие научно-инновационного компонента информационного пространства университета и закрепление научных кадров.
Ответственные — проректор по научной работе, проректор по информатизации.
Срок: 01. 03. 2011 г.
4. Организовать работу по повышению уровня компетентности руководителей научных проектов в области научно-инновационной деятельности.
Ответственный — начальник управления научных исследований.
Срок: постоянно.
5. Разработать систему мер по повышению ответственности научных руководителей и аспирантов за своевременную подготовку и защиту диссертационных исследований.
Ответственный — начальник управления повышения и подготовки кадров высшей квалификации.
Срок: 01. 05. 2010.
6. Усилить работу по расширению участия ученых университета в профессиональной экспертизе научных проектов и результатов интеллектуальной деятельности в составе различных экспертных комиссий.
Ответственные — проректор по научной работе, проректоры по учебной работе.
Срок: постоянно.
7. Организовать работу по системной сертификации центров коллективного пользования и интеграции их ресурсов для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности ученых университета.
Ответственные — начальник управления научных исследований, председатель Совета директоров центров коллективного пользования.
Срок: постоянно.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
О ВЫБОРАХ ЗАВЕДУЮЩИХ КАФЕДРАМИ И КОНКУРСНОМ ОТБОРЕ НА ДОЛЖНОСТИ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
объявляет
Выборы заведующих кафедрами:
немецкой филологии сроком на 5 лет; психологии человека сроком на 5 лет.
Конкурсный отбор на замещение должностей на контрактной основе:
Профессоров кафедр:
второго иностранного языка (1 ставка); дошкольной педагогики (0,25 ставки); информатизации образования (1 ставка); истории (2 по 0,1 ставки); клинической психологии (1 ставка); международного права (0,25 ставки); методики обучения безопасности жизнедеятельности (0,25 ставки); музыкального воспитания и образования (0,5 ставки); музыкально-инструментальной подготовки (1 ставка; 2 по 0,25 ставки); социальной педагогики (1 ставка); педагогики (1 ставка; 2 по 0,75 ставки); психологии и психофизиологии ребенка (0,25 ставки); психологии человека (1 ставка); психологической помощи (1 ставка); религиоведения (0,5 ставки); хорового дирижирования (1 ставка).
Срок подачи документов - месяц со дня опубликования объявления.
Адрес: 191186, С.-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А. И. Герцена, отдел ученого секретаря. Телефон: 571-29-52.