Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 5 февраля 2009 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в 2008 году"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 5 февраля 2009 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в 2008 году" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

    CC BY
    121
    22
    Читать
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
    Ключевые слова
    ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УЧЕНЫЙ СОВЕТ

    Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

    Перспективы преобразования Герценовского университета в ведущий центр подготовки и сопровождения специалистов нового поколения для системы непрерывного образования России основаны на ясном понимании того, что университет такого типа определяет основные пути формирования и реализации государственной образовательной политики.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

    iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
    Предварительный просмотр
    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

    Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 5 февраля 2009 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в 2008 году"»

    ПОСТАНОВЛЕНИЕ

    Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена от 5 февраля 2009 г.

    «Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в 2008 году»

    Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе В. В. Лаптева «Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в 2008 году», Ученый совет отмечает, что на современном этапе оценка уровня исследований и результативности научной деятельности университета определяется готовностью РГПУ им. А.И. Герцена к выполнению миссии исследовательского университета в области образования.

    Перспективы преобразования Герценовского университета в ведущий центр подготовки и сопровождения специалистов нового поколения для системы непрерывного образования России основаны на ясном понимании того, что университет такого типа определяет основные пути формирования и реализации государственной образовательной политики; берёт на себя ответственность перед обществом и государством за научно-методическое обеспечение отрасли «образование»; разрабатывает концепцию, конкретные модели и механизмы реализации декларируемой идеи «образование нации — решающий фактор развития личности, общества, культуры, экономики и государства».

    Отчётный период - это год завершения инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая стала мощным импульсом для развития инновационных преобразований в научном облике университета.

    В отчётном периоде ученые университета добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 21-й отрасли наук.

    В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегратив-ная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» за-

    вершена разработка проекта государственного образовательного стандарта третьего поколения по направлениям педагогического образования; определены пути обновления образовательного процесса в вузе на основе технологий диалогового взаимодействия; выявлены сущность, факторы и направления развития профессиональной компетентности будущих педагогов; систематизированы современные требования к оценочной деятельности в школе; разработаны дифференцированные программы подготовки различных категорий педагогов к оцениванию образовательных достижений учащихся; раскрыта сущность непрерывного образования (институционального, неинституционального и надинституционального); выявлены различные механизмы взаимодействия образовательных учреждений в России и за рубежом в системе непрерывного образования - образовательные, информационные, механизмы практического социального партнерства, опытно-экспериментальная работа, управленческие механизмы и др.; выделены принципы дальнейшего совершенствования системы непрерывного образования; обоснованы такие возможные модели непрерывного образования, как университетский комплекс, автономное существование учреждений среднего и высшего профессионального образования; спроектированы различные формы нового механизма взаимодействия образовательных учреждений в системе непрерывного образования.

    В области психолого-педагогических наук разработана технология развития тендерной компетентности личности; описана структура социальной идентичности современных россиян, ее возрастная динамика, влияние социальной ситуации личности на течение социально-идентификационных процессов, семейные факторы формирования социальной идентичности в младшем школьном возрасте; апробирован инструментарий по изучению проблемных переживаний подростков и молодежи в различных социокультурных условиях; определены принципы и методические условия, реализующие современный подход к развитию интеллектуально-речевой и интеллектуально-графической культуры школьников; обоснована роль и определено содержание работы по формированию интеллектуально-речевой культуры школьника в системе профильного обучения; разработаны концептуальные подходы к формированию культурного поля младших школьников на междисциплинарной основе; определены и раскрыты условия взаимодействия школы и мегаобъекта — культуры; выявлена специфика восприятия учащимися разного возраста различных видов музейно-педагогических изданий; разработаны технологии психотерапии в специальном образовании и музыкотера-пии лиц с нарушениями речи; выявлены социально-психологические барьеры в сфере адаптации студентов-инвалидов к условиям интегрированного обучения в вузе; обоснованы возможности использования гуманитарных технологий в решении проблем профессиональной коммуникации сферы современного образования; разработана концепция развития музейной образовательной среды, включающая в себя раскрытие государственной образовательной политики и законодательной базы в области музееведения.

    В области общественных и гуманитарных наук определены подходы к разработке моделей и методов, обеспечивающих оценку качества образования в вузах; разработаны методические материалы по реинжинирингу и управлению бизнес-процессами для использования в подготовке соответствующих федеральных, региональных и корпоративных нормативных документов; разработана технология оперативного социологического сопровождения инновационной деятельности университетского сообщества; выделены технологии интеллектуальных коммуникаций и раскрыт их эвристический потенциал в условиях глобального мира; определены пути управления инновациями в бизнесе и в образовании; исследованы вопросы интеллектуального предпринимательства и управления знаниями.

    К важным результатам в области естественных и точных наук относятся: разработка оригинальной классификации морфологических типов семязачатка; получение сравнительных экспериментальных данных по видовому составу беспозвоночных — биоиндикаторов состояния почвенного биоценоза Гатчинского района Ленинградской области и нефтедобывающего региона Республики Коми; разработка концепции геоинформационной системы водных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области; определение механизмов накопления и релаксации заряда в волокнитах на основе полиэтилена и полипропилена; определение режимов электрохимической модификации поверхности кристаллов и пленок системы висмут-сурьма в процессе сканирующей зондовой микроскопии; разработка метода синтеза оригинальных алкил-2,3-дибром-3-

    нитроакрилатов и изучено поведение этих галогеннитроалкенов в реакциях с представителями первичных ароматических и вторичных алициклических аминов; синтез ряда новых наноразмерных оптически активных систем на основе пористых носителей и соединений редкоземельных металлов.

    Ученый совет констатирует, что за отчётный период в университете было создано 4 центра коллективного пользования уникальным оборудованием и создана совместная с Физико-техническим институтом им. А.Ф. Иоффе лаборатория физики и диагностики наноматериалов электронной техники.

    В 2008 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 50 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ (в 2007 г. — 42 конкурса). На конкурсы были представлены 376 заявок (в 2007 г. — 245), финансирование получили 115 проектов (в 2007 г. — 66). Участниками конкурсов научных проектов стали 125 структурных подразделения университета, в том числе Выборгский и Волховский филиалы.

    Участниками международных конкурсов научных проектов стали 18 кафедр (представлено 29 конкурсных заявок на 23 международных конкурса).

    Среди филиалов наибольшая активность участия в конкурсах российских и международных фондов и программ отмечена в Выборгском филиале.

    Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности в 2008 г. составил 193,4 млн рублей. Объем финансирования инновационных проектов составил 73% от общего объема. В общем объеме финансирования НИР преобладали фундаментальные исследования — 51% от общего объема финансирования. Доля прикладных исследований составила 37%, доля экспериментальных разработок — 12%.

    В 2008 г. на базе университета было проведено 355 научных, научно-практических и методических мероприятий, из них 46 международных, 52 всероссийских и 104 межвузовских. В международных конференциях приняли участие 6070 человек, в том числе 595 зарубежных участников.

    1592 сотрудника университета приняли участие в 723 международных конференциях и сделали 1651 доклад. В 495 всероссийских научно-практических мероприятиях приняли участие 1693 человека, которые сделали 824 доклада. На 245 межвузовских конференциях выступили 995 человек и сделали 465 докладов.

    В 2008 г. университет представил научные и научно-образовательные разработки на Международном конгрессе и выставке «Global education — образование без границ 2008» и на Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2008». Получено 8 дипломов, медаль «Лауреат ВВЦ» и Свидетельство участника форума «Образовательная среда — 2008».

    22-24 апреля была организована и проведена 12-я университетская выставка научных достижений, на которой было представлено более 850 экспонатов. Особенностью выставки 2008 года стало большое количество презентаций представленной продукции (проведено 36 презентаций), на которых присутствовали студенты, преподаватели и сотрудники нашего университета, учителя школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, преподаватели вузов Санкт-Петербурга, работники музеев города. В рамках выставки состоялся конкурс среди 300 научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок по 11 номинациям. По итогам конкурса присуждено 11 дипломов первой степени, 67 дипломов второй степени, 42 грамоты и 2 специальных диплома.

    По сравнению с 2007 г. (16 финансируемых проектов) увеличилось количество финансируемых проектов молодых ученых университета в конкурсах российских фондов и программ (40 финансируемых проектов), значительно расширился состав победителей среди молодых ученых.

    Международное научное сотрудничество осуществлялось в рамках 25 договоров о сотрудничестве, 23 международных научных проектов, 40 научно-организационных мероприятий кафедр, получивших финансовую поддержку от российских и зарубежных организаций и фондов. Подписано 83 соглашения о намерениях сотрудничества. По сравнению с 2007 г. значительно увеличилось количество мероприятий в рамках международного творческого сотрудничества (с 29 до 45 соответственно).

    В 2008 г. ученые нашего университета опубликовали 135 монографий, 87 сборников научных трудов, 68 учебников и 306 учебных пособий. В научных изданиях из пе-

    речня ВАК было опубликовано 317 статей (в том числе в «Известиях РГПУ им. А. И. Герцена» — 61 статья).

    В 2008 г. вышел из печати тридцать один номер научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», в этом числе: «Общественные и гуманитарные науки» — 11 номеров; «Психолого-педагогические науки» — 2 номера; «Естественные и точные науки» — 2 номера; «Аспирантские тетради» — 16 номеров.

    В рамках реализации инновационной образовательной программы за отчетный год было опубликовано 50 томов научно-методических материалов.

    Победителем конкурса Фонда развития отечественного образования на лучшую книгу 2007 г. среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений в номинации «Иностранные языки» стала профессор Л. Н. Беляева. Лауреатами конкурса стали 4 автора и 8 авторских коллективов ученых Герценовского университета.

    В 2008 г. подготовка научных и научно-педагогических кадров в университете характеризуется следующими показателями: аспирантов — 933, докторантов — 72 и 324 человек прикреплено к кафедрам университета в качестве соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук. Тридцать семь человек в течение года прошли научную стажировку.

    В прошедшем году университет получил право на ведение образовательной деятельности в аспирантуре ещё по одной специальности «07.00.07 — Этнография, этнология и антропология». Таким образом, число лицензированных в нашем университете специальностей аспирантуры достигло 104 по 16 отраслям науки. Докторантура функционировала по 44 специальностям (11 отраслей науки).

    В 2008 г. в РГПУ им. А. И. Герцена работали 29 советов по защите докторских диссертаций по 79 специальностям. В том числе открыты 4 совета по защите докторских и кандидатских диссертаций по 12 научным специальностям. Несмотря на продолжавшееся переутверждение советов, а также ужесточение требований, предъявляемых к представляемым к защите диссертациям, в диссертационных советах РГПУ им. А. И. Герцена защищено 253 диссертации (24 докторских и 229 кандидатских).

    Докторские диссертации защитили 18 сотрудников университета: В. Д. Алташи-на, Н. А. Анисимова, В. В. Аркадьев, Э. В. Балакирева, Т. Г. Галактионова, А. А. Грачев, А. В. Денисов, А. А. Дорская, С. В. Киселева, А. Я. Кожурин, Ю. А. Комарова, В. Б. Копылов, О. Б. Островский, Н. А. Пашкус, В. П. Пилявский, А. М. Прилуцкий, О. Г. Роговая, Ю. И. Сенкевич. 43 сотрудника защитили кандидатские диссертации.

    О квалификационном составе научно-педагогического потенциала университета свидетельствует внешняя оценка заслуг ученых РГПУ им. А. И. Герцена. В минувшем году Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» присуждено профессору Р. М. Теремовой и профессору С. А. Гончарову.

    Премия Правительства Российской Федерации 2008 г. в области образования присуждена академику Российской академии образования Г. А. Бордовскому и члену-корреспонденту Российской академии наук В. В. Окрепилову.

    Премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования в 2008 г. присуждены: профессору С. А. Писаревой, профессору С. Б. Смирнову, профессору Р. У. Богдановой, доценту И. А. Хоменко.

    В 2008 г. наши студенты и аспиранты стали победителями в таких конкурсах финансируемых проектов, как «Открытый конкурс студенческих работ по проблемам формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге»; «Конкурс грантов Правительства Санкт-Петербурга для молодых ученых и молодых кандидатов наук»; «Конкурс персональных грантов Правительства Санкт-Петербурга для студентов и аспирантов».

    Формированию проектного подхода, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира у обучающейся молодежи способствовало участие наших студентов во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи — НТТМ в Москве. Все четыре проекта, представленные студентами Герценовского университета, были отмечены дипломами выставки. Осенью 2008 г. трое наших студентов вышли в очный тур Всероссийского смотра-конкурса научно-технического творчества студентов высших учебных заведений «ЭВРИКА—2008», который прошел на базе Южно-Российского государственного технического университета в Новочеркасске. Все трое удостоены дипломов смотра-конкурса и награждены ценными подарками.

    Общее число студентов и аспирантов, принимающих участие в финансируемой научной деятельности, увеличилось по сравнению с 2006 г. более чем в три раза.

    РГПУ им А. И. Герцена остается базовым вузом второго тура Открытого конкурса на лучшую научную работу студентов вузов Российской Федерации по разделу «Педагогика и методика преподавания дисциплин». В отчётном году на конкурс прислано свыше 800 работ. В 2008 г. наши студенты стали обладателями 4-х медалей и 13 дипломов этого конкурса.

    Вместе с тем Ученый совет подчеркивает, что научный потенциал университета еще не в полной мере используется для реализации преимуществ РГПУ им. А. И. Герцена в статусе национального исследовательского университета в области образования.

    Совет отмечает, что:

    — дальнейшее эффективное развитие научно-исследовательской деятельности университета в современных условиях требует достижения еще более высокого уровня интеграции науки и образования, развития система мер по защите и реализации исключительных прав ученых университета на результаты интеллектуальной деятельности;

    — очевидна настоятельная необходимость развития инновационного пояса вуза для реализации полного научно-инновационного цикла;

    — руководители диссертационных советов слабо привлекают к работе молодых специалистов из числа недавно защитившихся докторов наук, хотя во многих советах уже сегодня складывается сложная ситуация с обеспечением некоторых специальностей;

    — поддержание высокого уровня аккредитационных показателей требует проведения целого ряда мероприятий по повышению числа аспирантов и докторантов, оканчивающих аспирантуру/докторантуру с защитой в срок.

    Ученый совет постановляет:

    1. Одобрить результаты научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в 2008 г.

    2. Определить в качестве важнейших следующие направления организации и проведения научно-исследовательской деятельности на ближайшую перспективу: диверсификация различных форм интеграции науки и образования; дальнейшее повышение эффективности работы центров коллективного пользования; повышение доли обучающейся молодежи, принимающей участие в финансируемых научных исследованиях; развитие системы специальных программ поддержки молодых ученых.

    Ответственный — проректор по научной работе, председатели советов по основным научным направлениям, заведующие кафедрами.

    Срок: постоянно.

    3. Ввести в практику работы организацию и проведение научно-консультационных мероприятий (круглых столов, семинаров), направленных на повышение уровня инновационной культуры профессорско-преподавательского состава университета.

    Ответственный — проректор по научной работе.

    Срок: постоянно.

    4. Организовать работу постоянно действующего обучающего семинара по вопросам защиты прав интеллектуальной собственности.

    Ответственный — начальник управления научных исследований.

    Срок: апрель 2009 г.

    5. Провести серию имиджевых рекламных акций, включая размещение соответствующей информации на сайте университета, направленных на ознакомление потенциальных партнеров с возможностями центров коллективного пользования университета.

    Ответственный — начальник управления научных исследований, руководители центров коллективного пользования.

    Срок: до 01.12.2009 г.

    6. С целью коммерциализации результатов научно-технической деятельности преподавателей и сотрудников университета сформировать перечень проектов, реализация которых имеет значение для экономического, социального и культурного развития региона и рассмотреть возможность внедрения результатов этих исследований в практику экономических и социальных отношений.

    Ответственный — проректор по научной работе, директора НИИ, руководители центров коллективного пользования.

    Срок: июнь 2009 г.

    7. Включать отчёты научных руководителей о работе с аспирантами и докторантами в планы работы советов по основным научным направлениям.

    Ответственный — проректор по научной работе, председатели советов по основным научным направлениям, заведующие кафедрами.

    Срок: постоянно.

    8. Усилить контроль за проведением экспертизы принимаемых для защиты работ на соответствие их научным специальностям и представляемых документов для формирования аттестационных дел.

    Ответственный — начальник управления подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.

    Срок: постоянно.

    i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.