Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 января 2008 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 января 2008 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ ВУЗОВ / КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 31 января 2008 г. "Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 31 января 2008 г.

«Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов»

Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе В. В. Лаптева, Учёный совет отмечает, что оценка уровня исследований и результативности научной деятельности университета в условиях прохождения процедуры государственной аккредитации определяется, прежде всего, соотнесением результатов научных исследований с показателями и критериями государственной аккредитации высших учебных заведений.

Отчётный период — это первый год реализации инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере», которая, в свою очередь, стала одним из важнейших механизмов реализации «Программы развития университета на 2006-2010 гг.» с заложенным в ней стратегическим направлением «Обеспечение инновационное™ научной деятельности университета». Таким образом, инновационная образовательная программа стала мощным импульсом для развития инновационного характера всей научной деятельности в университете.

Учёный совет констатирует, что на волне инновационных преобразований в жизни университета начала изменяться инфраструктура науки университета. Выполнение мероприятий в рамках реализации инновационной образовательной программы сопровождалось существенной коррекцией как содержания и направлений деятельности практически всех научных и учебно-научных центров и лабораторий, так и форм их работы.

В 2007 г. началось создание сети центров и лабораторий как составной части инновационной научно-образовательной среды университета. На базе интеграционно-

кооперационных связей структурных подразделений факультетов физики и химии создан научно-исследовательский институт физики. Усилились межкафедральные научные связи, возрос уровень информированности преподавателей об исследованиях, проводимых коллегами на других кафедрах и факультетах университета. Это дало толчок формированию исследовательских коллективов, способных заниматься решением крупных комплексных проблем, что, естественным образом, повышает конкурентоспособность университета при участии в конкурсах научных проектов.

2007 г. был годом празднования 210-летия РГПУ им. А. И. Герцена. И, наконец, 2007 г. отмечен изменениями в федеральном законодательстве, касающимися науки и образования. Законодательно утверждены ступени высшего профессионального образования.

Все эти факторы и обстоятельства наложили свой отпечаток и определили во многом характер и результаты научно-исследовательской деятельности университета в отчётном году.

Учёный совет констатирует, что значения основных показателей научной деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации, определяющие аккредитационный статус по типу «высшее учебное заведение», в РГПУ им. А. И. Герцена существенно превышают установленные значения.

Критерий Значение

для «университета» в РГПУ

1.Число отраслей науки, в рамках которых выполняются научные исследования Не менее 5 21

2.Среднегодовой объём финансирования научных исследований за пять лет (тыс. руб.) Не менее 10 000 64 700

3.Среднегодовой объём научных исследований на единицу научно-педагогического персонала (тыс. руб.) Не менее 18 25,8

4. Среднегодовое количество монографий на 100 основных штатных педагогических работников с учёными степенями и (или) учёными званиями, изданных за пять лет Не менее 2,0 9,0

5.Число отраслей науки по специальностям научных работников(аспирантуры) Не менее 5 16

6.Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведённого к очной форме обучения Не менее 4 7,2

7. Число аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших) Не менее 25% 42%

8.Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет Не менее 3 3,49

9. Наличие диссертационных советов Факт наличия 26 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций

Ученый совет отмечает, что основные достижения университета в области научной деятельности заключаются в следующем.

В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегра-тивная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» раскрыта сущность инновационной среды высшего педагогического образования как совокупности обновляющихся условий, отражающих перспективные тенденции развития образования; обоснована структура инновационной образовательной среды, которая включает в себя взаимосвязанные субъектные и процессуальные компоненты; раскрыты возможные направления развития инновационной образовательной среды педагогического образования (обновление составляющих, изменение внутренних и внешних связей); разработана концепция, обоснована структура и дана характеристика путей и условий организации самостоятельной деятельности студентов в условиях модернизации образования в России; осуществлена классификация существующих принципов, способов и форм организации самостоятельной деятельности студентов.

В области теории общего образования выявлены новые функции профессиональной деятельности учителя; уточнено понимание сущности современной учебно-

познавательной деятельности школьников; выявлена основная тенденция системного изменения школьного процесса обучения; на базе метаметодического подхода определены методологические основы организации познавательной деятельности школьников; предложены инновационные технологии формирования интеллектуально-речевой и читательской культуры учащихся.

В области психолого-педагогических наук выявлены особенности стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей и подростков, страдающих тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями; разработана классификация форм трудового поведения работников в организации и проведена валидизация методики, измеряющей экстраролевое трудовое поведение; исследовано соотношение индивидуально-типических особенностей и возраста, социальная толерантность подростков, влияние геокосмических факторов на психику молодежи.

К важным результатам в области естественных и точных наук относятся определение физиологических механизмов регуляции висцеральных функций в норме и при экстремальных воздействиях; определение величины ожидаемого ущерба и разработка компенсаторных природных мероприятий по данным анализа техногенного экологического риска; разработка методики структурирования комплексов переходных металлов с основаниями Шиффа на нано- и молекулярном уровне; определение влияния структурных факторов на электрохимические и оптические свойства полимерных металлокомплексов; создание оригинальных методик, позволяющих получать смешан-но-лигандные комплексы платиновых металлов и золота с широким интервалом оптических и электрохимических параметров; разработка концепции темновой генерации электронно-возбуждённых состояний в структуре твердых оксидов и комплекса методов идентификации и анализа экситонных состояний в конденсированных средах; построение теоретических моделей микродоменных структур на поверхности и в объеме сегнетоэлектрических кристаллов; разработка концепции «струноподобных сингуляр-ностей» как абсолютно мягких сингулярностей, описывающих, в частности, бесконечно тонкие протяженные объекты, не искривляющие наружное пространство.

В области общественных и гуманитарных наук выявлены принципиальные отличия политической системы современного российского общества, а также образа права, прав человека в западной и российской правовых системах; определены пути формирования углубленного системного представления о закономерностях историко-литературного процесса; выявлен состав и описан корпус лексико-синтаксических моделей русского языка; определено место лексикографической компетенции в системе компетенций специалиста в гуманитарной сфере; установлены семиотические и синер-гетические особенности динамики лексики и малого синтаксиса русского, романских, франко- и англо-креольских языков в норме и патологии с перспективой использования этих результатов для машинной переработки деловых, научно-технических текстов, решения задач культурологии и преподавания языка; разработаны концептуальные основы применения систем менеджмента качества в образовании; разработаны теоретические положения основ мотивации и оценки персонала в различных социальных сферах; разработана и описана методика формирования целевого корпоративного настроя; обоснованы механизмы формирования трудовой мотивации; предложен механизм развития социальной ответственности с целью повышения конкурентоспособности современной организации; обосновано место гуманитарного технолога в структуре современной организации; разработана модель гуманитарной экспертизы управленческих решений и модель продвижения гуманитарных технологий в организации.

Десять из основных научных направлений университета соответствуют Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечню критических технологий Российской Федерации. На выставке высоких технологий, организованной в июне 2007 г. в рамках XI Петербургского международного экономического форума, ученые университета представили инновационные разработки по трем приоритетным направлениям федерального уровня: «Индустрия наносистем и материалов»; «Рациональное природопользование»; «Информационно-телекоммуникационные системы».

Общее количество выполняемых в университете НИР достигло 325, которые по по характеру исследований распределились следующим образом: фундаментальные исследования —204 темы, прикладные исследования — 95 тем, экспериментальные разработки — 26 тем.

В структуре основных научных направлений в рамках «второй половины» индивидуального плана работы преподавателями университета проводились исследования по 164 темам.

Общий объём финансирования научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена увеличился за пять лет в 2,6 раза и составил в 2007 г. 128,1 млн рублей. По сравнению с 2006 г. он возрос почти на 40%. Объём инновационных проектов составил 66% от общего объёма финансирования научной деятельности.

В 2007 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 42 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. На конкурсы было представлено 245 заявок, из которых 66 получили финансирование. В конкурсах научных проектов приняли участие 110 кафедр университета, Выборгский и Волховский филиалы, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, музей истории университета.

В 2007 г. ученые нашего университета опубликовали 115 монографий, более 80 сборников научных трудов, более 400 учебников и учебных пособий.

Вышла в свет 20-томная серия книг научно-методических материалов, изданных в рамках реализации инновационной образовательной программы.

Инновационная активность университета в области прикладных исследований и разработок нашла своё отражение в презентациях на выставках и форумах.

В рамках реализации инновационно-образовательной программы в 2007 г. развернула свою экспозицию XI университетская выставка научных достижений «Герценов-ский университет — 210 лет в истории Санкт-Петербурга, России». В 10 номинациях выставки был проведен конкурс среди более чем 800 научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок ученых университета. Значительно увеличилось среди них число мультимедийных учебных пособий и телекоммуникационных комплексов, не только готовых к применению, но и уже используемых в учебном процессе.

Активное участие учёные университета приняли в Международном конгрессе и выставке «Global education — образование без границ», Всероссийском форуме «Образовательная среда — 2007» и целом ряде других, по итогам которых получены дипломы победителей и лауреатов конкурсов инновационных разработок.

Заметными событиями в научной жизни университета стали такие международные конференции, как «Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры», «Ребенок в современном мире. Образование и детство», «Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры народов Севера», «Физика в системе современного образования», «Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов», «Современное музыкальное образование — 2007», а также целый ряд всероссийских и межвузовских научных и научно-практических конференций, ориентированных на обсуждение широкого круга проблем инновационного развития университета и образования в целом.

Свыше 1 600 сотрудников университета приняли участие более чем в 700 международных конференциях и сделали 1 350 докладов. В 316 всероссийских научно-практических мероприятиях приняли участие 1 637 человек и сделали 560 докладов.

Всего на базе университета в отчётном году организовано и проведено 307 научно-практических и методических конференций и семинаров, из них — 49 международных, в которых приняли участие 5 331 человек, в том числе 777 зарубежных участников.

В 2007 г. подготовка научных и научно-педагогических кадров в университете характеризуется следующими показателями: аспирантов — 994, докторантов — 70 и 318 человек прикреплены к кафедрам университета в качестве соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук. Тридцать человек в течение года прошли научную стажировку.

В прошедшем году университет получил право на ведение образовательной деятельности в аспирантуре ещё по одной специальности «13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (естествознание, уровни общего и профессионального образования)». Таким образом, число лицензированных в нашем университете специальностей аспирантуры достигло 103 по 16 отраслям науки.

Докторантура функционировала по 44 специальностям (11 отраслей науки).

В 2007 г. в РГПУ им. А. И. Герцена работали 27 советов по защите докторских диссертаций (по 77 специальностям) и 3 совета по защите кандидатских диссертаций (по 7 специальностям).

Одновременно с работой действующих советов в течение всего 2007 г. проводилась реорганизация сети диссертационных советов университета. На 31 января 2008 г. утверждены 26 докторских диссертационных советов по 71 научной специальности.

В настоящее время продолжается работа по утверждению еще 6 докторских диссертационных советов по 16 научным специальностям.

В 2007 г. в диссертационных советах университета защищены 36 докторских и 275 кандидатских диссертаций. Докторские диссертации защитили 16 сотрудников нашего университета: Н. Б. Алати, С. В. Анчуков, К. Г. Гусаева, Г. А. Караханова, М. Б. Лебедева, Н. Г. Михновец, И. Б. Мылова, Н. А. Пашкус, Е. В. Перехвальская, К. Р. Пиотровская, С. В. Полатайко, Г. А. Праслова, С. М. Сигитов, С. Б. Смирнов, М. В. Смирнова, М. П. Чернышева. Еще 84 сотрудника университета защитили кандидатские диссертации.

Почётные звания «Заслуженный деятель науки РФ» присуждены целой группе наших учёных: К. П. Балашову, М. Н. Барышникову, Л. Н. Беляевой, Ю. А. Гороховат-скому, В. М. Грабову, К. В. Султанову. Профессор В. Г. Каменская избрана членом-корреспондентом РАО.

В отчётном году продолжала развиваться система организации научного творчества студенческой молодёжи, являющаяся основой подготовки современного высококвалифицированного специалиста и сохранения научно-технического потенциала университета. В 2007 г. при поддержке СНО и студенческого совета при Учёном совете университета был организован ряд научно-практических мероприятий, среди которых традиционно центральное место принадлежит 9-й межвузовской студенческой научной конференции «Студент — исследователь — учитель», в рамках которой прошли заседания 10 секций. На секционных заседаниях студентами университета и ряда других вузов города было прочитано более 160 докладов. Впервые активное участие в работе секционных заседаний приняли студенты филиалов.

На базе факультета русского языка как иностранного была проведена международная студенческая научно-практическая конференция «Образование и наука в контексте международного сотрудничества», в работе которой приняли участие представители Швеции, США и Китая. С научными докладами выступили студенты пяти факультетов нашего университета.

В соответствии с решением Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга победителями конкурса студенческих исследовательских работ по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2007 г. объявлены 29 проектов, авторами которых стали 31 студент различных факультетов университета.

Студенты и аспиранты университета приняли участие в конкурсе персональных гратов 2007 г. для студентов и аспирантов вузов и академических институтов Санкт-Петербурга. Его лауреатами стали 11 представителей Герценовского университета.

РГПУ им. А. И. Герцена остается базовым вузом открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным дисциплинам в вузах РФ по разделу 45 «Педагогика и методика преподавания дисциплин». Работы студентов самого университета были удостоены четырех медалей и 28 дипломов Минобрнау-ки России.

На 7-й Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2007, организованной в Москве при поддержке Минобрнауки России и Правительства Москвы, студенты университета были удостоены двух дипломов и награждены медалью выставки.

Вместе с тем Ученый совет отмечает, что:

— решение задач дальнейшего развития научно-инновационной деятельности университета требует постоянного совершенствования её инфраструктуры, создания сети ресурсных центров, позволяющих аккумулировать результаты исследований, выполнять экспертные функции и способствовать диссиминации научных достижений учёных университета;

— в преддверии комплексной оценки университета и удовлетворения требований государственной аккредитации вузов возникает озабоченность в связи с различием, а порой недостаточностью вклада отдельных исследовательских структур и кафедр университета в научное обеспечение процессов обновления отечественного образования;

— по-прежнему недостатком в работе большинства диссертационных советов университета является слабая и неравномерная загрузка в течение года;

— наблюдается существенное увеличение числа отчисленных из аспирантуры до срока её окончания, что в свете новых аккредитационных показателей снижает показатель эффективности подготовки в аспирантуре и свидетельствует о снижении требований к уровню подготовки поступающих в аспирантуру со стороны кафедр;

— всё ещё остаётся недостаточным уровень организации научно-исследовательской работы в филиалах университета.

Ученый совет постановляет:

1. Одобрить интегральные результаты научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в 2007 г.

2. Считать развитие новых эффективных форм интеграции науки и образования важнейшим направлением организации и проведения научно-исследовательской деятельности на ближайшую перспективу.

3. Продолжить совершенствование инфраструктуры научно-исследовательской деятельности университета на основе сетевого взаимодействия всех его структурных подразделений как составной части инновационной научно-образовательной среды университета.

Ответственный — проректор по научной работе.

Срок: постоянно.

4. Разработать комплексную систему мер по аттестации исследовательских коллективов и научных подразделений университета с целью увеличения вклада этих коллективов в научное обеспечение процессов обновления отечественного образования.

Ответственные — проректор по научной работе, проректоры по учебной работе.

Срок: октябрь 2008 г.

5. Рассмотреть вопрос о пересмотре перечня основных научных направлений в университете, в том числе и через создание новых научных направлений в области гуманитарных технологий.

Ответственные — проректор по научной работе, председатели советов по основным научным направлениям.

Срок: сентябрь 2008 г.

6. Разработать действенную систему мер, направленную на существенное улучшение научно-исследовательской деятельности филиалов университета.

Ответственные — проректор по научной работе, директора филиалов, председатели советов по основным научным направлениям.

Срок: апрель 2008 г.

7. Продолжить модернизацию системы информационного и консультационно-методического обеспечения организации конкурсно-заявочных процедур.

Ответственный — проректор по научной работе.

Срок: постоянно.

8. Рекомендовать руководителям диссертационных советов провести анализ работы советов с целью увеличения числа защит, улучшения планирования работы и совершенствования системы документооборота.

Ответственные — проректор по научной работе, председатели диссертационных советов.

Срок: постоянно.

9. Совершенствовать систему моральных и материальных поощрений учёных университета за высшие научные достижения.

Ответственные — первый проректор, проректор по научной работе, начальник планово-финансового управления.

Срок: постоянно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.