Научная статья на тему 'Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 29 января 2010 г. "Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности университета на современном этапе"'

Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 29 января 2010 г. "Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности университета на современном этапе" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСТАНОВЛЕНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

На современном этапе РГПУ им. А. И. Герцена обладает достаточным потенциалом для своего дальнейшего развития в качестве научно-образовательного центра, осуществляющего генерацию новых знаний и подготовку педагогических кадров в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановление Ученого совета РГПУ им.А.И.Герцена от 29 января 2010 г. "Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности университета на современном этапе"»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 29 января 2010 г.

«Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности университета

на современном этапе»

Заслушав и обсудив доклад проректора по научной работе В. В. Лаптева «Итоги и задачи научно-исследовательской деятельности университета на современном этапе», Ученый совет отмечает, что на современном этапе РГПУ им. А. И. Герцена обладает достаточным потенциалом для своего дальнейшего развития в качестве научно-образовательного центра, осуществляющего генерацию новых знаний и подготовку педагогических кадров в целях обеспечения модернизации и развития сферы образования.

К важнейшим внешним факторам, оказавшим определяющее влияние на развитие научно-исследовательской деятельности университета в 2009 г., необходимо отнести: завершение действующей «Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена (2009—2010 гг.)», предусматривающей уточнение стратегии развития университета, оценку достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития; мероприятия по реализации приоритетного национального проекта «Образование»; формирование принципиально новой структуры вузовского сектора российского образования; введение новой номенклатуры научных специальностей; появление юридических оснований для самостоятельного распоряжения университетом результатами интеллектуальной деятельности, в том числе с целью их коммерциализации; национальную образовательную инициативу «Наша новая школа».

В отчетном периоде ученые университета добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 37 научным направлениям.

В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегратив-ная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» выявлены основные направления влияния европейского образовательного пространства на развитие инновационной среды российского высшего педагогического образования; разработаны методики исследования процесса становления профессиональной компетентности будущих педагогов; на основе комплексного исследования двух групп респондентов (студентов и преподавателей) выявлены основные тенденции становления профессиональной компетентности будущих педагогов.

Охарактеризована нормативная база разработки программ повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; систематизированы основные документы нормативно-правовой базы профильной подготовки учителя; осуществлен анализ существующих в российской образовательной практике подходов к выделению требований к уровню подготовки выпускников вузов; охарактеризованы действующие профильные программы подготовки учителя основных направлений подготовки; обоснована характеристика нормативно-правовой базы инновационного развития отечественного образования; раскрыты содержание, способы и формы подготовки

магистров к инновационной деятельности в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования; раскрыта логика коррекции образовательных программ подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования; обосновано включение в основные образовательные программы учебных курсов, направленных на подготовку специалистов к инновационной деятельности в сфере образования; проанализировано проблемное поле формирования в российском образовании феномена и понятия «прикладной бакалавр» и др.

В области психолого-педагогических наук разработаны основные направления совершенствования образовательной среды подготовки специалистов для инновационной деятельности в сфере образования; апробирован комплекс психодиагностических средств для изучения социально-психологических аспектов возрастной дискриминации; разработаны технологии обучения студентов работе на современном тифлотехническом оборудовании; выявлены и обоснованы основные параметры применения инновационных гуманитарных технологий в этнокультурологическом образовании и условия их реализации; разработана модель этнокоммуникативной деятельности педагога в условиях поликультурной образовательной среды регионов Севера; разработаны технологии формирования исследовательской компетентности магистрантов в научно-исследовательской деятельности и др.

В области общественных и гуманитарных наук предложена концепция основных языковых уровней и единиц, исходя из последовательного различения функции и формы; разработаны проблемы когнитивной семантики как части когнитологии; выявлены и описаны психологические, философские и социальные аспекты языковой личности, в том числе языковой личности автора художественного текста; проанализирована и оценена практика применения процессного менеджмента в управлении образовательными программами в образовательных учреждениях разного типа и вида Санкт-Петербурга; проведено теоретико-методологическое обоснование природы, содержания и свойств социальных технологий, их роли в управлении человеческими ресурсами и влияния на повышение инновационной активности социума и исследуемых организаций; обоснован статус социокультурных исследований как фундаментальной области современного научного знания, способной преобразовать и «модернизировать» отечественное музыковедение; установлены количественные связи между ростом предложения образовательных услуг и динамикой российского рынка труда и др.

К важным результатам в области естественных и точных наук относятся: разработка математической модели нечеткой нейронной сети для профессионального психологического отбора кадров; уточнение тенденций географической эволюции и динамика природных процессов береговой зоны Санкт-Петербургского региона в голоцене; разработка метода генотипирования моллюсков с помощью случайных праймеров; изучение реакции карбоновых кислот, направленной на синтез принципиально нового типа потенциально биологически активных производных у-аминомасляной кислоты (ГАМК) и пирацетама; получение группы жидких, дисперсных и пленочных люминофоров с высокими параметрами свечения; разработка методики синтеза и характеристика состава, строения и свойств семейства новых смешанно-лигандных моно- и бисциклометаллированных комплексов; разработка экспресс-методики оценки экологического состояния медленнотекущих эв-трофированных вод; создание оригинальных методик фотохимического получения наночастиц кобальта на поверхности кварцевых и натрийборосиликатных стекол, микросфер полимеров и стеклосфер; установление кинетических закономерностей формирования коллоидной фазы в зависимости от концентрации металлсодержащего комплекса, природы стабилизирующей матрицы; экспериментальное выявление системы закономерностей нового термоэлектрокинетического эффекта в вязкой электропроводящей жидкости; описание централизаторов элементарных подгрупп простых алгебраических групп.

О внешней оценке заслуг ученых РГПУ им. А. И. Герцена в 2009 г. свидетельствуют: победа авторского коллектива под руководством академика Г. А. Бордовского в конкурсе Фонда развития отечественного образования на лучшую книгу в номинации «Педагогика» (Г. А. Бордовский, С. Ю. Трапицын, О. А. Граничина «Модели и методы

внутреннего и внешнего оценивания качества образования в вузах»); Гран-при Международного конгресса и выставки «Global education — образование без границ 2009», присужденный университету за создание научно-методического и учебного сопровождения инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере; медали «Лауреат ВВЦ», которыми награждены академик Г. А. Бордовский, профессор И. Б. Готская, профессор И. Б. Горбунова и целый ряд других наград. РГПУ им. А. И. Герцена стал лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству 2009 г. Премия Правительства Российской Федерации 2009 г. в области образования в составе авторского коллектива присуждена В. В. Лаптеву. Лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования 2009 г. стал авторский коллектив в составе: профессор Л. А. Громова, профессор С. Ю. Трапицын, доцент В. В. Тимченко. Профессор И. А. Баева избрана членом-корреспондентом Российской академии образования.

В Национальном рейтинге классических университетов России—2009 университет занял 5—6-е место в общем зачете и 7-е место по критерию «исследования». Университет лидирует в сводном рейтинге лучших вузов города по научному потенциалу, разработанном Российским государственным гидрометеорологическим университетом.

В университете создаются структуры для развития научной деятельности по сетевому принципу, объединяющему различные уровни инфраструктуры в функциональные поля. За отчетный период в университете было создано 4 научно-образовательных центра, совет директоров центров коллективного пользования, малое инновационное предприятие — ООО «Органика—РГПУ».

В 2009 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 66 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. Участниками конкурсов стали 86 структурных подразделений университета.

Было представлено 268 заявок. Финансирование по итогам конкурсного отбора получил 81 проект.

Участниками международных конкурсов научных проектов стали 19 кафедр (представлено 40 конкурсных заявок на 28 международных конкурсов).

В 2009 г. общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности составил 127,7 млн руб. Среди источников финансирования научной деятельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. более чем в два раза вырос объем финансирования НИР в рамках аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» (2009—2010 гг.).

В 2009 г. на базе университета было проведено 382 научных, научно-практических и методических мероприятий, из них 52 международных, 47 всероссийских и 67 межвузовских.

1363 сотрудника университета приняли участие в 667 международных конференциях и сделали 1008 докладов. В 422 всероссийских научно-практических мероприятиях приняли участие 862 человека, которые сделали 622 доклада. На 168 межвузовских конференциях участвовали 532 человека с 219 докладами.

В 2009 г. университет представлял научные и научно-образовательные разработки на Международном конгрессе и выставке «Global education — образование без границ 2009», на Всероссийском форуме «Образовательная среда—2009» и II Санкт-Петербургском Международном инновационном форуме и выставке «Инновационная Россия».

21—23 апреля 2009 г. была организована и проведена 13 университетская выставка научных достижений, посвященная 250-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны, на которой было представлено более 1300 экспонатов. В рамках университетской выставки прошел конкурс среди 304 научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок. По итогам выставки присуждено 12 дипломов первой степени, 55 дипломов второй степени и 54 почетных грамоты.

В 2009 г. подготовка научных и научно-педагогических кадров в университете характеризовалась следующими показателями: аспирантов — 935, докторантов — 79 и 339 человек прикреплено к кафедрам университета в качестве соискателей ученых

степеней кандидата и доктора наук. Пятьдесят два человека в течение года прошли научную стажировку.

В 2009 г. в университете работали 29 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 79 научным специальностям. Основным крупным изменением в деятельности диссертационных советов явилось принятие новой номенклатуры специальностей научных работников. На сегодняшний день в результате проведенной работы с Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на период действия новой номенклатуры открыты 26 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Документы еще по 5 советам (из них 2 — объединенные) находятся на рассмотрении в Рособрнадзоре. Одним из достижений текущего года является возобновление в октябре месяце полномочий диссертационного совета по музыкальному искусству.

По сравнению с 2008 г. увеличилось число защит в диссертационных советах университета. Всего в 2009 г. защищено 313 диссертаций (из них 38 докторских). Докторские диссертации были защищены 21 сотрудником университета: Р. З. Акавов, В. А. Андреева, М. А. Бендюков, Н. В. Василенко, Н. А. Вершинина, А. Л. Вольский, Ю. Ю. Гавронская, Н. В. Гагарина, О. А. Граничина, А. В. Кондрашин, Т. В. Кудрявцева, И. Ф. Луппов, Е. В. Перехвальская, В. Л. Погодина, В. А. Рабош, Л. В. Савельева, Е. Г. Сайкина, Ф. И. Челебиев, В. А. Шекалов, С. М. Шилов, М. В. Ягодкина. 56 сотрудников университета защитили кандидатские диссертации.

В 2009 г. ученые нашего университета опубликовали 133 монографии, 46 сборников научных трудов, 59 учебников и 308 учебных пособий. В научных изданиях из перечня ВАК было опубликовано 606 статей (в том числе в «Известиях РГПУ им. А. И. Герцена» — 216 статей, в журналах, входящих в базу данных «Web of Science», — 46 статей). В 2009 г. вышел из печати 31 номер научного журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», в том числе в выпусках по тематикам: «Общественные и гуманитарные науки» — 19 номеров; «Психолого-педагогические науки» — 10 номеров; «Естественные и точные науки» — 2 номера. Лауреатами конкурса Фонда развития отечественного образования в 2009 г. на лучшую книгу 2008 г. среди преподавателей высших учебных заведений и научных сотрудников научно-исследовательских учреждений стали 11 авторов и 9 авторских коллективов ученых Герценовского университета.

В 2009 г. были сформированы составы Комиссии по инвентаризации результатов НИР и Комиссии по определению объектов коммерциализации. Отобрано 25 объектов инвентаризации, содержащих коммерческую тайну и секреты производства (ноу-хау). Еще 18 объектов отнесены к категории важных результатов интеллектуальной деятельности.

Международное научное сотрудничество осуществлялось в рамках 31 договора о совместном научном сотрудничестве, 84 международных научных проектов и научно-организационных мероприятий кафедр, получивших финансовую поддержку от российских и зарубежных организаций и фондов, 84 соглашений о намерениях сотрудничества. В течение двух последних лет сохраняется тенденция увеличения количества мероприятий в рамках международного творческого сотрудничества (с 29 до 63 соответственно).

Вместе с тем Ученый совет подчеркивает, что инновационный компонент научно-исследовательской деятельности еще не в полной мере соответствует современным тенденциям развития вузовской науки и научно-технической политике государства, направленным на поиск и совершенствование прикладных аспектов НИР и реализацию их достижений в виде рыночного продукта.

Ученый совет отмечает, что сохраняется низкий уровень инновационной деятельности в части внедрения результатов научных исследований у большинства профессорско-преподавательского состава и научных работников университета; имеют место проявления формального подхода к формированию новых исследовательских и инновационных структур и участию в различных конкурсах научных проектов; необходима диверсификация потенциала научных школ для более эффективного использования ресурсов различных источников финансирования научной деятельности с активным привлечением молодых ученых к руководству научными проектами; недостаточно эффективно используются проектные формы сотрудничества в реали-

зации международных научных контактов университета; по-прежнему основной пик защит в советах университета приходится на июнь и декабрь месяцы, что значительно осложняет своевременную подготовку и отправку аттестационных дел соискателей; в ряде случаев возникает неоправданная задержка рассмотрения диссертаций на кафедрах, в результате чего выпускники аспирантуры не представляют документы в диссертационные советы в срок; руководство советов не всегда в полном объеме и высококачественно проводит экспертизу представленных работ, в результате чего участились случаи получения замечаний со стороны ВАК России.

Ученый Совет постановляет:

1. Одобрить результаты научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена в 2009 г.

2. Определить важнейшими направлениями организации и проведения научно-исследовательской деятельности на ближайшую перспективу:

— повышение активности участия научных коллективов на базе научно-образовательных центров и научных школ университета, а также аспирантов и молодых ученых в конкурсах ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг., а также конкурсах международных фондов и программ;

— консультационную и методическую поддержку научными руководителями участия аспирантов и молодых ученых в конкурсах научных проектов ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Ответственные: проректор по научной работе, заведующие кафедрами.

Срок: постоянно.

3. Разработать внутренние механизмы поддержки наиболее активных научно-образовательных центров и научных школ.

Ответственный: проректор по научной работе.

Срок: 01.12.2010.

4. Разработать программу поддержки воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления наиболее талантливых выпускников аспирантуры и докторантуры в штате университета.

Ответственный: проректор по научной работе.

Срок: 01.11.2010.

5. Организовать работу по экспертизе заявок советами по основным научным направлениям университета в целях реализации более эффективного участия в конкурсах научных проектов.

Ответственные: начальник управления научных исследований, председатели советов по основным научным направлениям.

Срок: постоянно.

6. Усилить работу по выявлению и защите объектов интеллектуальной собственности и продолжить деятельность по созданию малых инновационных предприятий.

Ответственный: проректор по научной работе.

Срок: постоянно.

7. Обеспечить возможность ознакомления участников конкурсной деятельности с информацией на сайте университета о типичных ошибках в оформлении конкурсной документации.

Ответственный: начальник управления научных исследований.

Срок: постоянно.

8. Организовать работу по повышению культуры проектной деятельности, в том числе в рамках международных контактов университета.

Ответственные: начальник управления научных исследований, директор института постдипломного образования.

Срок: постоянно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.