Научная статья на тему 'Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов'

Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
291
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА / ИТОГИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов»

В. В. Лаптев, проректор по научной работе

ИТОГИ И СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ КРИТЕРИЕВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ВУЗОВ

Позвольте предложить вашему вниманию доклад, характеризующий состояние научной деятельности университета. Форма доклада будет отличаться от традиционного отчета на январском заседании Ученого совета. Акцент будет сделан на прагматичные нормативные внешние требования, предъявляемые сегодня к высшим учебным заведениям. Оценка уровня исследований и их результативности в этих условиях определяется готовностью университета к прохождению процедуры государственной аккредитации. Десять из 15 критериев государственной аккредитации относятся к результатам научной деятельности. В наступившем 2 008 г. в рамках комплексной проверки нам предстоит подтвердить соответствие показателей научной деятельности вуза требованиям государственной аккредитации для университетов. Напомню, с января 2006 г. эти требования заметно ужесточились. Значения основных показателей научной деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации — это, по своей сути, интегральные данные об итогах развития науки в нашем вузе и за последний год, и за прошедшие пять лет. За каждым аккредитационным критерием стоят конкретные результаты научно-

исследовательской деятельности.

2007 г. стал первым годом реализации инновационной образовательной программы Герценовского уни-

верситета под названием «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». Эта инновационная образовательная программа стала мощным импульсом для развития инновационного характера всей научной деятельности в университете.

На волне инициированных программой преобразований в жизни университета начала изменяться инфраструктура науки вуза. Выполнение мероприятий в рамках реализации инновационной образовательной программы сопровождалось существенной коррекцией как содержания и направлений деятельности практически всех научных и учебно-научных центров и лабораторий, так и форм их работы. Например, стремление исследователей факультета физики к научной кооперации оформилось созданием научно-исследовательского института физики.

Соответствующие изменения, закрепленные в положениях, планах работы и т. д., произошли в научно-исследовательских институтах общего и непрерывного педагогического образования, Международном институте образовательных инноваций, центре теоретических и прикладных компьютерных исследований в филологии и в ряде других научных структур. Усилились межкафед-ральные научные связи, возрос уровень информированности преподавателей об исследованиях, проводимых коллегами на других кафедрах и фа-

культетах университета. Это дало толчок формированию исследователь-ских коллективов, способных заниматься решением крупных комплексных проблем, что, естественным образом, повышает конкурентоспособность университета при участии в конкурсах научных проектов.

2007 г. стал 210-м годом существования Герценовского университета. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило в общем плане празднования 210-летия РГПУ им. А. И. Герцена целый ряд научно-практических мероприятий . Среди них международные конференции, выставки, конкурсы: XIV Международная конференция «Ребенок в современном мире. Образование и детство»; открытие выставочного комплекса РГПУ им. А. И. Герцена: университетская экспози-

ция «От Воспитательного дома XVIII века до РГПУ им. А. И. Герцена»; XI университетская выставка научных достижений «Герценовский университет — 210 лет в истории

Санкт-Петербурга, России»; IX Международная конференция «Физика в системе современного образования»; конкурс научных и научно-учебных изданий историко-педаго-гического профиля; Всероссийская научнопрактическая конференция к 125-летию со дня рождения В. Н. Соро-ки-Росинского.

В 2007 г. произошли изменения в федеральном законодательстве в сфере науки и образования. Законодательно утверждены ступени высшего профессионального образования. Президент страны подписал федеральный Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки». «Будущее — за продуктив-

ными формами интеграции науки и образования», — заявил в этой

связи глава государства. Поэтому, сравнивая основные показатели научной деятельности университета с соответствующими критериями

государственной аккредитации, мы

будем говорить и о взаимодействии науки и образования.

Нам необходим причинно-

следствен-ный анализ комплекса проблем, который кроется за тем, или иным критериальным значением показателя научной деятельности

университета. При этом мы не замалчиваем существование разрывов между желаемым и действительным там, где они есть. Ведь в преодолении таких разрывов

и заключается смысл опережающего развития.

Перейдем теперь к критериям государственной аккредитации в сфере научной деятельности университета.

Число отраслей науки, в рамках которых вьшолняются научные исследования

Их, согласно приказу Рособнадзо-ра, для университетов должно быть не менее 5.

У нас — 21 отрасль. Превышаем значение этого критерия государственной аккредитации более чем в четыре раза.

О высоком уровне признания научных достижений наших ученых в различных отраслях науки свидетельствует число почетных научных званий, присужденных только в 2007 г. представителям Герценовского университета. Почетное звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» присуждено профессору К. П. Балашову, профессору М. Н. Барышникову, профессору Л. Н. Беляевой, профессору Ю. А. Горохо-ватскому, профессору В. М. Грабо-ву, профессору К. В. Султанову. Профессор

В. Г. Каменская избрана членом-корреспон-дентом Российской академии образования.

Ученые Герценовского университета работают по 34 основным научным направлениям. Позволю себе огласить лишь некоторые годичные результаты научно-исследо-вательских работ университета, чтобы представить себе их диапазон.

В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования»:

- разработана концепция организации са-мостоятельной деятельности студентов в условиях модернизации образования в России;

- осуществлена классификация

принципов, способов и форм организации такой деятельности;

- раскрыта сущность инновационной среды высшего педагогического образования как совокупности об -новляющихся условий, отражающих перспективные тенденции развития образования;

- обоснована структура инновационной образовательной среды, которая включает в себя взаимосвязанные субъектные и процессуальные компоненты;

- раскрыты возможные направления развития инновационной образовательной среды педагогического образования.

В области теории общего образования:

- выявлены новые функции профессиональной деятельности учителя;

- уточнено понимание сущности современной учебно-познавательной деятельности школьников;

- выявлена основная тенденция системного изменения школьного процесса обучения;

- определены методологические основы организации познавательной деятельности школьников;

- предложены инновационные технологии формирования интеллекту-ально-рече-вой и читательской культуры учащихся.

В области психолого-

педагогических наук:

- выявлены особенности стилей семейного воспитания в семьях, имеющих детей и подростков, страдающих тяжелыми хроническими соматическими заболеваниями;

- разработана классификация

форм трудового поведения работников;

- исследовано соотношение индивидуально-типических особенностей и возраста, социальная толерантность подростков.

К важным результатам в области естественных и точных наук относятся :

- определение физиологических механизмов регуляции висцеральных функций в норме и при экстремаль-ных воздействиях;

- оригинальная классификация

морфологических типов семязачатка;

- определение величины ожидаемого ущерба и разработка компенсаторных природных мероприятий по данным анализа техногенного экологического риска;

- классификация и экологическое картирование состояния водных объектов Кемеровской области;

- данные по составу створок диатомовых водорослей в донных осадках Соловецких островов и подводного склона Белого моря;

- разработка методики структурирования комплексов переходных металлов с основаниями Шиффа на нано- и молекулярном уровне;

- определение влияния структурных факторов на электрохимические и оптические свойства полимерных металлокомплексов;

- создание оригинальных методик, позволяющих получать комплексы платиновых металлов и золота с широким интервалом оптических и электрохимических параметров;

- разработка концепции темновой генерации электронно-возбуждённых состояний в структуре твердых оксидов и комплекса методов идентификации и анализа экситонных состояний в конденсированных средах;

- создание модели трех центров поглощения, возникающих в оксидах переходных металлов при инжекции водородных атомов ;

- построение теоретических моделей микродоменных структур на поверхности и в объеме сегнето-электрических кристаллов;

- разработка концепции «струноподобных сингулярностей» как абсолютно мягких сингулярностей, описывающих, в частности, бесконечно тонкие протяженные объекты, не искривляющие наружное пространство.

В области общественных и гуманитарных наук:

- выявлены принципиальные отличия политической системы современного российского общества, а также образа права, прав человека в западной правовой системе и в российской;

- описаны особенности номинации и референции в универсальном и идиоэтническом аспектах;

- определены пути формирования углубленного системного представления о закономерностях историколитературного процесса;

- выявлен состав и описан корпус лексико-синтаксических моделей русского языка;

- определено место лексикографической компетенции в системе компетенций специалиста в гуманитарной сфере;

- изучены семантико-

синтаксические структуры высказывания как когнитивной основы его построения;

- выявлены и изучены факты вариативности междометий старофранцузского языка;

- установлены семиотические и синергетические особенности динамики лексики и малого синтаксиса русского, романских, франко- и англо-креольских языков в нор-ме и патологии с перспективой использования этих результатов для машинной переработки деловых, научнотехнических текстов, решения задач культурологии и преподавания языка;

- разработаны концептуальные основы применения систем менеджмента качества в образовании;

- разработаны теоретические положения основ мотивации и оценки персонала в различных социальных сферах;

- разработана и описана методика формирования целевого корпоративного настроя;

- обоснованы механизмы формирования трудовой мотивации;

- предложен механизм развития социальной ответственности с целью повышения конкурентоспособности современной организации;

- обосновано место гуманитарного технолога в структуре современной организации;

- разработана модель гуманитарной экспертизы управленческих решений и модель продвижения гуманитарных технологий в организации.

По-прежнему 10 из основных научных направлений университета соответствуют Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечню критических технологий Российской Федерации. На выставке высоких технологий, организованной в июне 2007 г. в рамках

XI Петербургского международного экономического форума, ученые университета представили инновационные разработки по трем приоритетным направлениям федерального уровня: «Индустрия наносистем и

материалов»; «Рациональное природопользование»; «Информационно-

телекоммуни-кационные системы».

Вместе с тем 34 основных научных направлений университета координируют работу только по 15 из 21 поддерживаемой университетскими исследованиями отрасли науки. Исследования по остальным шести отраслям науки реализуются лишь на кафедральном уровне и уровне отдельных ученых.

Вузу, лидирующему в подготовке специалистов в области гуманитарного образования и гуманитарных технологий, необходима, на наш взгляд, интеграция научного потенциала в рамках нового, связанного с гуманитарными технологиями основного научного направления. После завершения инновационной образовательной программы это направление могло бы координировать развитие научных исследований в про-

блемном поле гуманитарных технологий.

Среднегодовой объем финансирования научньж исследований за пять лет

Это новый критерий государственной аккредитации. Его значение для университетов должно быть не менее

10 млн рублей. Мы это требование превышаем более чем в шесть раз.

Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена увеличился за пять лет в 2,6 раза и составил в 2007 г. 128,1 млн рублей. По

сравнению с 2006 г. он возрос почти на 40%. Это, безусловно, рекордный показатель.

Заметный вклад в достижение столь внушительного значения соответствующего критерия государственной аккредитации внесли средства инновационной образовательной программы. Их доля в общем объеме финансирования научноисследовательской деятельности

университета составила 12%.

Реализация научного сопровождения инновационной образовательной программы в рамках мероприятий 1.13.1. и 1.13.3. оказала влияние на распределение объемов финансирования научно-исследовательских проектов по характеру исследований и областям знаний.

По сравнению с 2006 г. почти в 3 раза в общем объеме финансирования научно-исследовательских работ

увеличилась доля разработок. Более чем в два раза увеличилась в общем объеме финансирования доля проектов в области гуманитарных и общественных наук, потеснив психолого-педаго-гические науки. Заметно — на 40% увеличилась доля естественных и точных наук.

Интересно отметить, что наряду с увеличением доли финансирования фундаментальных исследований в 2007 г. объем финансирования инновационных проектов составил 66% от общего объема финансирования научной деятельности. Видимо, это подтверждение того, что фундаменталь-

ные исследования составляют стратегический ресурс университетского научно-инноваци-онного цикла.

Среди инновационных научно-исследо-вательских работ, выполнявшихся в 2007 г., заслуживает внимание проект в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.: «Создание электронных образовательных ресурсов нового поколения, обеспечивающих реализацию образовательных программ по предмету "Биология" основного общего и среднего (полного) общего образования в учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования». В результате работы над проектом были разработаны сценарии электронных учебных модулей, созданы мультимедиакомпоненты и программы, подготовлены метаданные и выходное тестирование электронных учебных модулей.

Еще одним характерным примером инновационной работы является проект «Разработка методики внедрения системы экологического менеджмента в педагогическом вузе». Выявленные в этой работе механизмы внедрения системы экологического менеджмента (по ИСО 14 000) направлены на гармонизацию образовательных программ, воспитательной работы и административно-хозяйственной деятельности педагогического вуза с концепцией устойчивого развития.

Разработано и создано большое количество инновационных учебных пособий, учебно-методических комплексов, мультимедийных учебных комплексов, в том числе предназначенных для системы повышения квалификации руководящих кадров и преподавательского состава высшей школы.

Одна из важнейших наших задач на второй год инновационной образовательной программы состоит в том, чтобы создать условия для реализации инновационной цепочки: «научная идея — инновация в продукции, имеющей платежеспособный спрос, — технология — производство» в области гуманитарных технологий и после завершения программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Комментируя итоги реализации инновационных образовательных программ вузами Российской Федерации, руководитель Рособразования Николай Иванович Булаев образно заметил, что денежные «инъекции на инновации» разбудили образовательное сообщество.

Мы должны в полной мере воспользоваться выпавшим нам шансом вуза-побе-дителя конкурса и совместить финансовую поддержку с формированием механизмов продвижения наших разработок на рынок интеллектуальной продукции.

Решение задач дальнейшего развития научно-инновационной деятельности университета требует постоянного совершенствования ее инфраструктуры, создания ресурсных центров, позволяющих аккумулировать результаты исследований и выполнять экспертные функции.

Нам также нужно определить зоны роста научно-исследовательского потенциала университета. Это можно сделать только на основе проведения «инвентаризации» ресурсов науки университета и аттестации исследовательских коллективов.

Среднегодовой объем научньж исследований на единицу научно-шедагогического персонала за пять лет

Для университета значение этого критерия должно быть не менее 18 тыс. рублей. По сравнению с предыдущей комплексной оценкой деятель-ности университета минимальное значение этого критерия увеличено почти в три раза. Выполнение такого аккредитационного требования — нелегкая задача для большинства вузов.

Мы превышаем необходимое для университета значение на 30%. И достигнутая интегральная величина в 25 тыс. 800 рублей на единицу

научно-педагогического состава

складывается отнюдь не из равных вкладов, сделанных структурными подразделениями университета.

О вкладе отдельных структурных подразделений университета в дос-

тижение этого интегрального значения, а также значения других критериев государственной аккредитации, можно судить по рейтингу кафедр. Из рейтинга кафедр по среднегодовому объему научных исследований на единицу научнопедагогического персонала следует, что только 3 4 кафедры «справляются» с выполнением этого аккредитационного требования, 36 —

вообще не имели финансируемых научных проектов в течение 5 лет, остальные — ниже аккредитационной планки. Контраст между лидерами по объему финансирования на единицу научно-педагогического персонала и «аутсайдерами» разителен .

Кафедра основ производства превышает необходимое критериальное значение более чем в 5 0 раз! Кафедра управления образованием — более чем в 6 раз.

Более чем в пять раз превышают необходимое для университета значение критерия кафедра педагогики и кафедра теоретической физики и астрономии. Более чем в два раза превышают значение критерия кафедры: физической электроники, общей

и экспериментальной физики, неорганической химии, информатики, прикладной экономики, органической химии, психологии и психофизиологии ребенка, психологии развития и образования, информационных систем и программного обеспечения, философии, геологии и геоэкологии, информационных и коммуникационных технологий.

Замечу, что значение этого критерия государственной аккредитации было рассчитано в процессе самооб-следования, исходя из самого неудобного для нас варианта расче-та

— количество единиц научно-педагогиче-ского персонала составили штатные сотрудники университета, независимо от доли занимаемой ставки. Таким образом, мы повысили «степень» надежности при выполнении этого аккредитационного требования.

Вместе с тем понятно, что чем больше мы привлекаем к работе преподавателей не на целую ставку, тем нам труднее соответствовать соответствующему значению критерия государственной аккредитации.

Нет необходимости развивать тезис о том, что финансирование науки уже давно движется по конкурсным рельсам. Активное участие всех структурных подразделений в конкурсах научных проектов — это единственный путь к получению необходимого объема финансирования для подтверждения университетского статуса.

В 2007 г. преподаватели и сотрудники университета приняли участие в 42 российских конкурсах научных проектов различных фондов и программ. На конкурсы было представлено 2 45 заявок. В конкурсах научных проектов приняли участие 110 кафедр университета, Выборгский и Волховский филиалы, НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, музей истории университета.

Число проектов, получивших финансирование по результатам конкурсного отбора в общем количестве возросло до 27%. Для сравнения — в

2006 г. оно составляло 18,4%. В

2007 г. финансирование получила каждая четвертая заявка. В 2 00 6 г.

— только каждая пятая.

Приведенные цифры свидетельствуют о достигнутом уровне конкурентоспособности научного потенциала вуза и являются объективным показателем его востребованности на рынке интеллектуального труда.

Вместе с тем нельзя не констатировать, что процедура подготовки конкурсных заявок с каждым годом заметно усложняется. Повышаются требования организаторов конкурсов к оформлению, содержанию и качеству заявок.

В этих условиях инновационные изменения должны происходить и в системе информационного, и консультационного обеспечения организации конкурсно-заявочных процедур. Нам нужно адекватно и оперативно реаги-

ровать на объявляемые конкурсы научных проектов, искать и находить финансовую поддержку исследований ученых университета на федеральном и региональном уровнях.

Одновременно с интенсификацией мер по развитию инновационной конкурентоспособной среды необходимо серьезно повысить мотивацию научно-инновационной деятельности наших ученых.

Среднегодовое количество монографий

на 100 основных штатных педагогических работников с учеными степенями и (или) учеными званиями, изданных за 5 лет

У нас никогда не возникало затруднений с этим критерием. Необходимое значение для университета

— 2. Мы его традиционно превышаем в несколько раз. В настоящий момент — в 4,5 раза.

В 2007 г. ученые нашего университета опубликовали 115 монографий .

Очевидно, что показатель уровня эффективности исследований ученых университета не ограничивается количеством изданных монографий. И здесь мне представляется возможным обсудить и другие результаты интеллектуального труда наших ученых .

Следует сказать, что в условиях реализации инновационно-

образовательной программы ученые университета сосредоточили свои усилия на жанрах изданий учебного и научно-методического профиля. В 2007 г. сотрудниками университета опубликованы более 80 сборников научных трудов, более 400 учебников и учебных пособий.

В спектре научных и научно-методи-ческих изданий университета заметно большее место стали занимать работы, отражающие новые знания и новые подходы в сфере научного обоснования и разработки на этой основе новых гуманитарных технологий в образовании и социуме в целом.

Вышла в свет 2 0-томная серия научно-методических материалов, изданных в рамках реализации инновационной образовательной программы. Представленные в книгах серии материалы основываются на новейших отечественных и зарубежных междисциплинарных исследованиях в сфере теории коммуникации и коммуникативных стратегий, герменевтики, философской антропологии, социологии, семиотики, психологии, социопсихологии, менеджмента организации и управления человеческими ресурсами и других прикладных наук. Научно-методические разработки,

определяющие новое содержательное качество подготовки специалиста, в целом, ориентированы на решение проблем человека и человеческих ресурсов в условиях меняющегося социума. Среди изданных книг — учебное пособие академика РАО Н. В. Бордовской «Гуманитарные технологии в вузовской образовательной практике: теория и методология

проектирования», научно-

методические материалы профессора А. В. Чечулина «Коммуникационные технологии в социальной сфере».

Научные публикации ученых университета были широко представлены вниманию научно-педагогической общественности на выставках научных достижений профессорско-

преподавательского состава университета, в частности, на XI университетской выставке научных достижений «Герценовский университет

— 210 лет в истории Санкт-

Петербурга, России». В выставке приняли участие все факультеты университета, проблемные научноисследовательские и научные лаборатории вуза, институт народов Севера, институт детства, институт международных связей, научно-исследователь-ский институт общего образования, музей истории университета, Волховский и Выборгский филиалы РГПУ им. А. И. Герцена, отдел редкой книги фундаментальной библиотеки, научно-практический

центр развития воспитательной деятельности, центр теоретических и

прикладных исследований в филологии, издательство РГПУ им. А. И. Герцена, газета Ученого совета «Педагогические вести». В 10 номинациях выставки с более чем 8 00 экспонатами был проведен конкурс среди 300 научных, научно-технических, научно-методических и инновационных разработок. Победители награждены.

В марте 2007 г. в Москве в Международном выставочном центре «Крокус Экспо» прошел Международный конгресс и выставка «Global education — образование без границ», в которой принимал участие наш университет. На выставке представили свои экспонаты филологический факультет, психолого-

педагогический факультет, факультет би-ологии, факультет коррекционной педагогики, факультет информационных технологий.

По итогам участия в конгрессе и выставке РГПУ им. А. И. Герцена получил следующие награды:

• диплом Международного конгресса и выставки «Global education — образование без границ» за активное участие;

• два диплома лауреата конкурса инновационных разработок:

- за проект «Совершенствование подготовки и аттестации научных и научно-педа-гогических кадров высшей квалификации»,

- за проект «Комплекс учебников и учебных пособий нового поколения для коррекционно-образовательных учреждений», созданный коллективом авторов кафедры олигофренопедагогики;

• два диплома победителя конкурса инновационных разработок:

- за проект «Болонский процесс:

вузовский эксперимент» (научный

руководитель — В. А. Козырев),

- за проект «Яркая жизнь на CD»

— мультимедийные учебники для вузов по естественнонаучным дисциплинам (научный руководитель — В. П. Соломин).

В октябре 2007 г. во Всероссийском выставочном центре прошел Всероссийский форум «Образовательная среда — 2007». В рамках форума состоялась 9-я специализированная выставка «Современная образовательная среда», на которой были отмечены дипломами лауреатов экспонаты филологического факультета, факультетов коррекционной педагогики, иностранных языков.

Заметными событиями в научной жизни университета стали такие международные конференции, как «Университетские библиотеки в изменяющемся мире образования, науки и культуры», «Ребенок в современном

мире. Образование и детство», «Реальность этноса. Педагогическое образование как важнейший фактор сохранения и развития культуры народов Севера», «Физика в системе

современного образования», «Национальная экономика в условиях глобализации: роль институтов», «Со-

временное

музыкальное образование — 2007»,

конференция организаций по гарантии качества стран Европы и СНГ «Качество в пространстве европейского высшего образования»,

а также целый ряд всероссийских и межвузовских научных и научно-практических конференций, ориентированных на обсуждение широкого круга проблем инновационного развития университета и образования в целом.

Большое внимание обсуждению результатов инновационных разработок уделяется в уже сформированном и утвержденном Перечне научных, научно-практических и методических мероприятий университета на

1-е полугодие 2008 г. Доля мероприятий инновационной проблематики составляет в нем более 60% от общего числа.

Три следующих критерия относятся к показателям деятельности аспирантуры и так тесно взаимосвязаны, что их имеет смысл рассматривать вместе. Здесь мы также учтем наличие докторантуры в университете.

Число отраслей науки по специальностям

научных работников (аспирантуры) Число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения Процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)

В 2007 г. подготовка научных и научно-педагогических кадров в

университете характеризуется следующими показателями: аспирантов — 994; докторантов — 70; 318 человек прикреплено к кафедрам университета в качестве соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук; 30 человек в течение года прошли научную стажировку.

В прошедшем году университет получил право на ведение образовательной деятельности в аспирантуре ещё по одной специальности «13.00.02 — Теория и методика обучения и воспитания (естествознание, уровни общего и профессионального образования)». Таким образом, число лицензированных в нашем университете специальностей аспирантуры достигло 103 по 16 отраслям науки. Докторантура продолжает функционировать по 4 4 специальностям (11 отраслей науки).

Ситуация в отношении подготовки кадров высшей квалификации в нашем университете во многом определяется ситуацией, сложившейся в сфере послевузовского образования в нашей стране. Она характеризуется противоречивостью, проявляющейся в том, что на фоне отсутствия концепции развития системы подготовки научных и научно-педагогических кадров Рособразование и Минобрнауки ужесточают контроль за деятель-ностью аспирантур и докторантур и повышают требования к подготовке.

Состояние послевузовского образования стало одним из значимых показателей в рейтинговой оценке

вуза. Возможности подготовки кадров высшей квалификации и результативность этого процесса являются индикатором конкурентоспособности вуза. Особое значение показатели, отражающие состояние подготовки через аспирантуру и докторантуру, начинают играть для университетов, так как являются решающими в определении его статуса.

Значение критерия государственной аккредитации «число аспирантов на 100 студентов контингента, приведенного к очной форме обучения» для университета с 2006 г. в соответствии с приказом Рособрнадзора было увеличено с 2 до 4. Значение этого критерия для РГПУ им. А. И. Герцена составляет 7,2. Однако на фоне роста численности студентов и постоянного сокращения бюджетного финансирования подготовки научнопедагогических кадров возникает проблема поддержания показателя на требуемом уровне.

Упомянутым выше документом был введен новый критерий государственной аккредитации — «процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)». Нормативное значение для университета установлено на уровне 25%. Сегодня в нашем университете этот показатель достигает почти 42%. Следует заметить, что снижение этого показателя происходит даже при сохранении процента защитивших диссертации выпускников аспирантуры из-за роста числа отчисленных до окончания аспирантуры независимо от причины, вызвавшей отчисление.

Подход к определению результативности одинаков к аспирантам, обучающимся как на бюджетной, так и на платной основе, несмотря на то, что причиной отчисления платных аспирантов в большинстве случаев является изменение их материального положения и невозможность оплаты продолжения обучения.

Одним из направлений повышения результативности может стать зачисление в аспирантуру и докторан-

туру соискателей, прикрепленных к кафедрам университета и имеющих уже значительный задел по диссертациям. В нашем университете результативность подготовки кандидатов и докторов наук через институт соискательства высока. В 2007 г. защитили диссертации в срок 77,5% от числа выпущенных соискателей ученой степени кандидата наук и 75% от выпущенных соискателей ученой степени доктора наук.

2007 г. привнес также целый ряд нововведений в систему формирования контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру:

• контрольные цифры приема устанавливались в первую очередь по научным специальностям, соответствующим приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в зависимости от объемов финансирования выполняемых научных исследований по профилю подготовки научных и научно-педагогических кадров, приходящихся на одного сотрудника;

• впервые была применена практика выделения в общем списке контрольных цифр приема в аспирантуру вузам, подчиненным Рособразованию, готовящим специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса. В 2 007 г. таких мест было выделено 347;

• фактически, но не юридически была отменена практика выделения дополнительных бюджетных мест для приема в аспирантуру и докторантуру на основе соглашений между вузами и в рамках научно-технических программ;

• 70% мест, выделенных вузам на прием в аспирантуру и докторантуру, было отдано естественнонаучным отраслям.

Специфика нашего университета такова, что подавляющее число аспирантов и докторантов — 87% проводят исследования по гуманитарным и психолого-педагогическим направлениям.

В 2007 г. 30 человек прошли стажировки, почти все — с целью завершения диссертационных исследо-

ваний. Прохождение научных стажировок лицами, уже завершившими обучение в аспирантуре или подготовку в докторантуре, но не защитившими диссертации в срок, создает условия для их выхода на защиту. В то же время, для повышения результативности подготовки необходимо активно расширять практику научных стажировок перед поступлением в аспирантуру и докторантуру, что особенно актуально для выпускников и преподавателей других вузов.

При распределении контрольных цифр приема в аспирантуру и докторантуру между вузами Рособразование с 2003 г. — момента начала

резкого сокращения приема на бюджетные места — стало учитывать эффективность аспирантуры и докторантуры за последние 5 лет.

Приведение в соответствие бюджетного финансирования подготовки кадров высшей квалификации с результатами этой подготовки внешне представляется весьма логичным. Однако критерий, используемый при оценке работы вузов по подготовке кадров вышей квалификации, не лишен противоречий. Единый показатель эффективности подготовки, который может быть положен в основу оценки результатов работы вузов в данной сфере, сегодня отсутствует.

Рособразование для оценки деятельности аспирантур и докторантур подведомственных ему вузов использует показатель: «число аспиран-

тов/докторантов, защитивших диссертации в срок (до даты окончания аспирантуры/докторантуры) к числу выпущенных аспиран-

тов/докторантов». Данный показатель нигде официально не утвержден как инструмент оценки эффективности подготовки, но применяется в качестве такового в статистических отчетах (форма 1-НК) и в ежегодных отчетах о работе аспирантуры и докторантуры вуза, представляемых в Рос-образование.

Несколько иное видение подходов к оценке деятельности вузов в подготовке аспирантов имеет место со

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

стороны Рособрнадзора. Здесь в качестве одного из аккредитационных критериев утвержден показатель «процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)». Внедрение этого показателя ставит задачу не только оценить положительный результат подготовки, но и определить «потери», возникающие в связи с досрочным отчислением из аспирантуры.

В этой связи только на кафедре органической химии и кафедре физической и аналитической химии защитили диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры 100% от числа поступивших аспирантов. Кафедра межкультурной коммуникации имеет значение соответствующего критерия государственной аккредитации, превышающее 80%. У целого ряда кафедр значение этого критерия превышает 5 0%.

Но 27 кафедр не справились с критериальным значением на уровне 25% от числа поступивших аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры. На 20 кафедрах вообще нет защитившихся в этот срок аспирантов. Среди таких кафедр, например, кафедра основ производства, которая занимает в общем рейтинге итоговое пятое место.

Наличие диссертационных советов

До 15 ноября 2007 г. в РГПУ им. А. И. Герцена работали 27 советов по защите докторских диссертаций (по 77 специальностям) и 3 совета по защите кандидатских диссертаций (по 7 специальностям). Одновременно с работой этих советов в течение всего 2007 г. проводилась реорганизация сети диссертационных советов университета. На 31 января

2008 г. утверждены 26 докторских диссертационных советов по 71 научной специальности. В настоящее время продолжается работа по утверждению еще

6 докторских диссертационных советов по 16 научным специальностям.

Реорганизационные мероприятия не повлияли на стабильность роста количества защит докторских и кандидатских диссертаций. В 2 007 г. в диссертационных советах университета

защищены 36 докторских диссертаций и 275 кандидатских диссертаций.

Среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научнопедагогического персонала за 5 лет

Значение этого критерия государственной аккредитации для университета должно быть не менее 3. Мы оцениваем здесь свое положение как удовлетворительное. У нас значение этого критерия — 3,49. Незначи-

тельное превышение минимального для университета значения объяснимо для вуза с уже существующим высоким уровнем остепененности профессорско-преподавательского состава .

В 2007 г. докторские диссертации защитили 16 сотрудников Герценов-ского университета:

Алати Нина Бековна (кафедра менеджмента Волховского филиала), Анчуков Сергей Васильевич (кафедра художественного образования и музейной педагогики),

Гусаева Каринэ Гамидовна (кафедра гуманитарных дисциплин Дагестанского филиала),

Караханова Галина Алиевна (кафедра гуманитарных дисциплин Дагестанского филиала),

Лебедева Маргарита Борисовна (кафедра информационных и коммуникационных технологий),

Михновец Надежда Геннадьевна (кафедра русской литературы),

Мылова Ирина Борисовна (кафедра начального естественно-

математического образования),

Пашкус Наталья Анатольевна (кафедра маркетинга и стратегического планирования),

Перехвальская Елена Всеволодовна ( кафедра алтайских языков и методики их преподавания),

Пиотровская Ксения Раймундовна (кафедра информатики),

Полатайко Сергей Васильевич (кафедра философии),

Праслова Галина Адамовна (кафедра музыкального воспитания и образования),

Сигитов Сергей Михайлович (кафедра музыкального воспитания и образования),

Смирнов Сергей Борисович (кафедра теории и истории культуры),

Смирнова Марина Вениаминовна (кафедра музыкального воспитания и образования),

Чернышева Мария Павловна (кафедра клинической психологии).

Еще 84 сотрудника университета защитили кандидатские диссертации.

С удовлетворением хочется отметить, что три докторские диссертации защитили сотрудники филиалов университета — два представителя Дагестанского филиала и один — из филиала в Волхове.

Уровень организации научно -исследовательской работы студентов

Это тоже новое, введенное Ро-собрнадзором с 1 января 2006 г., аккредитационное требование. По иерархии соответствующего документа оно относится к одному из компонентов показателя 1.2. «Качество подготовки».

И здесь мы снова отмечаем влияние инновационной образовательной программы.

В реализации исследовательских мероприятий программы вместе с преподавателями университета приняли участие 38 студентов различных факультетов. Всего же на платной основе в научных исследованиях университета в 2007 г. приняли участие 96 студентов.

Осознание необходимости овладения гуманитарными технологиями как актуальными инструментами реализации жизненных интересов человека проявилось в активности студентов Герценовского университета в различных конкурсах студенческих исследовательских работ. Так, в соответствии

с решением Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга, победителями конкурса по проблематике формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге в 2007 г. объявлены 2 9 проектов, авторами которых стали 31 студент различных факультетов университета.

Еще одним серьезным фактором влияния инновационной образовательной программы на повышение мотивации обучающейся молодежи к научному творчеству стало проведение конкурса «Мой инновационный проект

— университету, городу, стране», в котором приняли участие студенты и аспиранты университета и его филиалов .

В 2007 г. при поддержке СНО университета был организован ряд на-учно-практи-ческих мероприятий, среди которых традиционно центральное место принадлежит 9-й межвузовской студенческой научной конференции «Студент — исследователь — учитель», в рамках которой прошли заседания 10 секций. На секционных заседаниях студентами РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Санкт-

Петербургского государственного архитектурно-строительного университета и ряда других вузов города было прочитано более 160 докладов. Впервые активное участие в работе секционных заседаний приняли студенты филиалов. По итогам конференции планируется публикация уже восьмого сборника лучших студенческих работ «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена».

На базе факультета управления была проведена III Международная студенческая конференция: «Инновационные проекты в области предпринимательства, менеджмента, экологии и образования». Одноименный сборник тезисов докладов участников конференции опубликован издательством РГПУ им. А. И. Герцена. На базе факультета русского языка как иностранного была проведена

международная студенческая научнопрактическая конференция «Образование и наука в контексте международного сотрудничества», в работе которой приняли участие представители Швеции, США и Китая. С научными докладами выступили студенты пяти факультетов нашего университета.

Студенты и аспиранты университета приняли участие в конкурсе персональных грантов 2007 г. для студентов и аспирантов вузов и академических институтов Санкт-

Петербурга. Его лауреатами стали

11 представителей Герценовского университета.

РГПУ им. А. И. Герцена остается базовым вузом Открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным дисциплинам в вузах РФ по разделу 45 «Педагогика и методика преподавания дисциплин». Работы студентов самого университета были удостоены четырех медалей и 28 дипломов Минобрнауки России.

На 7-й Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ - 2007, организованной в Москве при поддержке Минобрнауки России и Правительства Москвы, студенты университета получили 2 диплома и медаль выставки.

Уважаемые коллеги, в представленном вашему вниманию докладе перечислены все критерии государственной аккредитации в области научно-исследовательской деятельности и их значения, на основании которых нашему научно-

педагогическому сообществу предстоит подтвердить свой университетский статус. В целом, университет уверенно, с запасом выполняет необходимые требования государственной аккредитации. Вместе с тем, отталкиваясь от существенных различий по включенности разных структурных подразделений в решение общей задачи аккредитации вуза, нам есть о чем подумать в ближайшем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.