НАУКА И ИННОВАЦИИ
Материалы заседания Ученого совета 16 февраля 2006 года «Состояние и перспективы совершенствования научно-инновационной деятельности университета в контексте Программы его развития на 2006-2010 гг.»
ДОКЛАД
В. В. Лаптев,
проректор по научной работе
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УНИВЕРСИТЕТА В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММЫ ЕГО РАЗВИТИЯ НА 2006-2010 гг.
Позвольте предложить вашему вниманию доклад, в котором достижения и прогнозы развития научной деятельности университета будут обоснованы исходя из его миссии в современных условиях. Принятая в декабре 2005 года новая Программа развития Герценовского университета отчетливо определяет смысл этой миссии, нацеленной в первую очередь на: подготовку специалистов образования нового типа; всемерную поддержку развития отечественного образования в различных регионах России; создание новых преимуществ Герценовского университета. Характерно, что в Программе развития университета на 2006-2010 годы наука — одно из трех важнейших направлений, тогда как в предыдущей Программе научный блок поставленных задач был одним из восьми таких направлений.
Представляя Программу развития РГПУ им. А. И. Герцена, Г. А. Бордовский в своем докладе лаконично сформулировал новую стратегию университета на ближайшее пятилетие: «Мы вступаем на путь опережающего развития, и все наши усилия в ближайшее время должны быть сконцентрированы на решении этой главной проблемы». Такая доминанта новой Программы развития, с одной стороны, обусловлена необходимостью адекватного ответа вызовам времени, с другой — свидетельствует о тех достижениях, которые реально позволяют университету перейти на принципиально новый путь развития. Интегрированным результатом работы над проектами научного блока Программы стало объективное обоснование уровня претензий РГПУ им. А. И. Герцена на место в элитном секторе высшей школы.
Особенности научно-исследовательской деятельности в 2005 году складывались под влиянием
внешних факторов, подкрепленных документами, к важнейшим из которых относятся:
• Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 4 декабря 2004 года).
• Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года.
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 апреля 2005 года № 126 «О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией и вузах, координирующих в федеральных округах Российской Федерации реализацию основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией».
• Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 года № 803).
• Приоритетные национальные проекты в сфере образования (инициативы Президента Российской Федерации В. В. Путина, объявленные 5 сентября 2005 года на совещании с членами Правительства Российской Федерации, руководством Федерального Собрания Российской Федерации и членами президиума Государственного совета Российской Федерации).
Пожалуй, наиболее широкий общественный резонанс произвел последний из перечисленных документов. В целях реализации приоритетного
национального проекта «Образование» Минобр-науки России в 2006 году предусмотрены такие меры, как: формирование сети национальных университетов и двух бизнес-школ. Создание проектных групп по организации университетов в Южном и Сибирском Федеральных округах и бизнес-школ в Московском регионе и Санкт-Петербурге; стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы (в том числе отбор в 2006 году 10 вузов для финансовой поддержки); государственная поддержка способной и талантливой молодежи (конкурсы молодежных проектов, президентские стипендии — поддержка 2500 человек) и др.
Уважаемые коллеги! Информационный материал, который находится у вас, подробным образом представляет результаты научно-исследовательской деятельности университета в ушедшем году, в том числе в динамике реализации предыдущей Программы развития.
Во избежание информационной перегруженности я в устной форме не буду подробно останавливаться на всех показателях научной деятельности университета в 2005 году. Аналитико-прогностиче-ская оценка состояния нашей науки предполагает подход к построению доклада, продиктованный логикой новой Программы развития университета.
Выделение в этой Программе стратегического направления «Обеспечение инновационности научной деятельности университета» востребовано целым рядом обстоятельств. Назову лишь самые главные из них.
Во-первых, только инновационные процессы в науке обеспечивают создание конкурентоспособной интеллектуальной продукции. С точки зрения общественных потребностей, в том числе и самого университетского сообщества, важны как эффективное приложение и внедрение уже существующих знаний, так и инновации по применению новых и имеющихся научных достижений.
Во-вторых, научная деятельность университета по-прежнему направлена на укрепление базисного характера науки для развития высшего профессионального образования, но решение этой интегрированной инвариантной задачи сегодня требует развития университета как инновационной структуры, которая гармонично вписывается в формирующуюся национальную инновационную систему.
В-третьих, анализ результатов Программы 2001-2005 гг. позволил выделить основные задачи научного обеспечения университетского образования и развития университета как научного центра федерального масштаба.
В принятой Программе развития университета эти и другие задачи разнесены по трем группам.
Первая группа связана с недостаточной разработанностью ряда научных вопросов, решение которых значимо для развития университетского образования. Среди них принципы отбора и структурирования содержания педагогического образования в условиях его нелинейной организации, системы оценки качества профессиональной подготовки и др.
Вторая группа задач связана с недостаточной ориентацией имеющихся научных разработок на потребности развивающейся практики университетского образования. В повестке дня методика
перехода на уровневую модель подготовки кадров, методика переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений педагогического и непедагогического профиля и др.
Еще одна группа задач связана с настоятельной необходимостью создания условий для получения нового научного знания с целью приобретения университетом инновационного облика, адекватного требованиям общества знаний.
Решение этих задач, на наш взгляд, возможно через:
• развитие фундаментальных исследований по приоритетным научным направлениям;
• повышение эффективности прикладных исследований и коммерциализацию интеллектуальной продукции ученых университета;
• обеспечение интеграции науки и образования;
• создание научно-ориентированного сектора информационной среды университета;
• диверсификацию структуры научно-исследовательской деятельности.
1. Развитие фундаментальных исследований
по приоритетным научным направлениям
Вряд ли сегодня можно говорить о состоятельности «науки ради науки». Более характерной представляется инновационная цепочка: «научная идея — инновация в продукции, имеющей платежеспособный спрос, — технология — производство».
При этом научную среду, формирующую научные идеи, нельзя строго привязывать к рынку, оценивать жесткими параметрами конкретных заданий. Фундаментальные исследования составляют стратегический ресурс университетского научно-инновационного цикла.
В нашем университете общее число основных научных направлений достигло 33-х. В 2005 году было сформировано новое основное научное направление в области юридических наук: «Формирование правового сознания и правовой культуры». Таким образом, впервые количественно область гуманитарных и общественных наук превысила группу психолого-педагогических направлений: психолого-педагогические науки - 12 направлений; естественные и точные науки - 8 направлений; гуманитарные и общественные науки - 13 направлений.
В структуре основных научных направлений преподавателями университета в рамках «второй половины» индивидуального плана работы проводились исследования по 162 темам. Ученые университета добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 21-й отрасли наук.
В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» были получены важные результаты в области теоретико-методологического обеспечения перехода высшей школы на нелинейную организацию образовательного процесса. Апробированы концепции компетентностного подхода в педагогическом образовании.
В 2005 году ученые университета активно работали по реализации Болонской декларации в системе высшего профессионального образования. Разработаны: технология привлечения студентов, работо-
дателей и выпускников к оценке деятельности вузов; технология аккредитации отдельных образовательных программ высшего профессионального образования; система общественно-профессиональной оценки качества образовательных программ.
В области теории общего образования были определены факторы, обусловливающие изменения школьного процесса обучения; выявлены сущностные характеристики системных изменений школьного процесса обучения, определены тенденции и закономерности этих изменений; разработаны теоретико-практические основы предпро-фильной подготовки.
В области психолого-педагогических наук патент Российской Федерации на изобретение «Способ лечения нарушений психического развития детей» в 2005 году получил в составе авторского коллектива ассистент кафедры сурдопедагогики А. Н. Соколов.
К важным результатам в области естественных и точных наук относятся: разработка общего подхода к описанию и исследованию электронных явлений переноса в кристаллах типа висмута; разработка теории взаимодействия Бозе—Эйнштейновского конденсата с несколькими модами электромагнитного поля; разработка новых методик получения наноструктурных электронных ансамблей; получение нового представителя ряда нитроамино-содержащих кислот; анализ различных показателей кровотока в больших капиллярных сетях и др.
К результатам в области общественных и гуманитарных наук относятся: разработка концепции оценки персонала в различных профессиональных средах; выделение отличий политико-правовых институтов российского общества в сравнении с западноевропейскими; разработка новых подходов к совершенствованию принципов корпоративного управления акционерными компаниями; установление вариативности графики и морфологии в выражении именных категорий; выявление особенности оформления именных частей речи в англо-нормандских рукописях и др.
Системообразующий характер научно-образовательного пространства университета способствовал повышению качества образования на основе новейших научных результатов.
Эффективность фундаментальных исследований отражает широкий спектр научных и научно-методических публикаций ученых университета в российских и зарубежных издательствах. В 2005 году сотрудниками университета опубликовано более 100 монографий, более 40 сборников научных трудов, более 400 учебников и учебных пособий.
Все увереннее заявляет о себе научной общественности наш научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена», который входит в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК России для публикации основных результатов диссертаций на соискание степени доктора наук. В 2005 году вышли в свет четыре номера журнала. Заканчивается работа по его включению в общероссийский перечень подписных периодических изданий.
В 2005 году в конкурсе Фонда развития отечественного образования на лучшую научную работу в
номинации «Педагогика» 1-е место было присуждено академику Г. А. Бордовскому за учебное пособие «Физические основы естествознания». В номинации «Информатика» 2-е место было присуждено также нашему авторскому коллективу. Дипломами конкурса были отмечены еще 7 научных работ сотрудников нашего университета.
2. Повышение эффективности прикладных исследований и коммерциализация интеллектуальной продукции ученых университета
Проведение прикладных исследований — необходимое условие научно-инновационной деятельности, которая предполагает реализацию результатов научно-технических достижений, по крайней мере, в трех направлениях: непосредственная коммерциализация продукта исследований, усовершенствование технологического процесса, используемого в практической деятельности, стимулирование (инициация) дополнительных научных исследований и разработок. В информационный век основным «товаром» становятся доведенные до конечной стадии реализации научные идеи.
В своем докладе на декабрьской конференции педагогических и научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся Г. А. Бордовский отметил разнообразие видов научно-инновационных разработок ученых университета.
Особенностью 2005 года стало резкое сокращение числа федеральных научных программ в стране, а также реализация ведомственной научной программы «Развитие научного потенциала высшей школы», которая аккумулировала в себе многие ранее «самостоятельные» источники финансирования НИР, в том числе подпрограмму 1: «Исследования, выполняемые в рамках тематических планов» и «Университеты России». Общий объем финансирования НИР по этой ведомственной научной программе составил примерно 30% от общего объема финансирования НИР.
В 2005 году ученые университета участвовали в выполнении проектов еще по двум федеральным научным программам.
Для сравнения: в 2004 году университетом выполнялись НИР по 8 научным программам, половина из которых были федерального уровня. Конечно же, сокращение числа этих потенциальных источников финансирования сказалось на масштабах участия наших ученых в выполнении научных проектов, и как итог — сокращении самого финансирования. Объем финансирования НИР по научным программам в 2005 году составил лишь 57% от аналогичного показателя предыдущего года.
С одной стороны, это отражает серьезные изменения в политике Минобрнауки. Университету приходится адаптироваться к условиям, когда финансирование исследований по государственным научным программам сокращается, а требования к результатам таких исследований растут.
С другой стороны, происходит диверсификация видов научной деятельности, что характерно для современных зарубежных университетов. Традиционное разделение нагрузки преподавателей на
выполнение «учебных поручений» и научную работу уже не отражает реальную картину научного сопровождения образовательного процесса.
В этой связи научно-исследовательская деятельность университета — понятие более широкое, чем выполнение научных исследований.
Косвенным подтверждением тому стал общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности в истекшем году, который составил 57,6 млн рублей, что даже несколько больше, чем в предыдущем году. Объем финансирования собственно научных работ меньше и занимает в общем объеме финансирования научной деятельности чуть более 60%.
Научные стажировки, подготовка и аттестация кадров высшей квалификации, организация и проведение научно-практических мероприятий, научное творчество обучающейся молодежи, выставки и конкурсы — все эти виды деятельности равноправны, равноценны и равнозначны в реализации научно-исследовательского инновационного цикла, который нацелен на подготовку высококвалифицированных специалистов, создание инновационных технологий и производство интеллектуальной продукции.
Мерилом работоспособности этого цикла выступает рыночная востребованность результатов, интегрирующих все виды деятельности по его реализации. Рынок при этом не ждет превращения научной идеи в инновационную разработку. Поиск инвестора для скорейшей реализации такого процесса — это наша задача.
Наиболее распространенный способ получения финансовой поддержки научных исследований — это участие в широком спектре научных конкурсов: программах Министерства образования и науки, отраслевых программах других министерств, федеральных служб и агентств, федеральных целевых программах, закупках готовой научной методической продукции университетов, конкурсах российских и международных фондов.
В 52 конкурсах научных проектов 2005 года приняли участие 104 кафедры университета, а также другие подразделения.
На участие в различных конкурсах научных проектов преподавателями и сотрудниками университета в 2005 году было представлено 288 конкурсных заявок. Это в 1,5 раза больше количества заявок, поданных в 2004 году.
Объем финансирования инновационных проектов в 2005 году составил 30,2% от общего объема и за пять лет возрос почти в 12 раз.
Немаловажно, что участие в различных конкурсах научных проектов дает возможность ученым университета заявлять широкой общественности о своих научных интересах в перспективе получить признание и поддержку, повысить престиж науки вуза.
Продвижению интеллектуальной продукции способствует и международное научное сотрудничество, некоторые количественные характеристики которого вы можете увидеть в информационных материалах.
Для участия в зарубежных конкурсах проектов и грантов преподавателями и сотрудниками университета было подано 26 заявок, представленных в Совет министров Северных стран, ИНТАС, фонд
Фулбрайта, программы ТЕМПУС и ТЕМПУС-ТАССИС, Международный фонд технологий и инвестиций (Южная Корея) и др.
Еще одним важным аспектом в продвижении интеллектуальной продукции ученых университета на пути к востребованию является выставочная деятельность.
В мае 2005 года в РГПУ им. А. И. Герцена была проведена 9-я университетская выставка научных достижений. Выставка стала уже традиционным весенним событием научной жизни университета, своеобразным подведением итогов. Среди традиционных для экспозиций выставки научных монографий, статей, учебников, учебных пособий и учебно-методических комплексов общественности были представлены инновационные разработки, в том числе уже применяющиеся в производстве и учебном процессе. Позволю себе процитировать запись, оставленную студентами университета в книге отзывов: «Выставка интересна, многогранна, объемна... Наука университета не стоит на месте... Наше общество должно жить в новом веке с новыми достижениями!».
Уже шестой год РГПУ им. А. И. Герцена принимает участие в выставочных мероприятиях на ВВЦ.
В рамках Всероссийского форума «Образовательная среда — 2005» экспозиции Герценовского университета были размещены на выставках «Современная образовательная среда» и «Мир без границ. Современные технологии обучения языкам».
Разработки наших ученых были отмечены серьезными наградами.
В 2005 году впервые РГПУ им. А. И. Герцена принял участие в 22-й Международной выставке «Образование и карьера - ХХ1 век», которая прошла в два этапа: в Санкт-Петербурге в Манеже кадетского корпуса и в Москве в комплексе «Гостиный двор».
На 5-й Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи НТТМ-2005, организованной в Москве при поддержке ЮНЕСКО, Ми-нобрнауки России, Правительства Москвы, девять студентов университета были награждены дипломами выставки.
Не буду подробно останавливаться на творческих выставках наших деятелей искусства, которые прошли в 2005 году в России, а также в Германии, Финляндии, Испании и других странах. В своем докладе на январской конференции Г. А. Бордов-ский особо отметил значение подобных мероприятий для утверждения университета в ряду ведущих культурно-образовательных центров как в нашей стране, так и за рубежом.
С прагматической точки зрения такая деятельность обеспечивает «брэнд» интеллектуального продукта нашего университета.
Вместе с тем совершенно ясно, что рост числа и качества поданных заявок, развитие международных контактов и расширение выставочной деятельности еще не решают проблему продвижения инновационных разработок наших ученых на рынок интеллектуальной продукции.
Сегодня для нас важно, чтобы бизнес был заинтересован не просто в готовых к внедрению и промышленному использованию результатах исследований ученых университета, а в нашем научно-
инновационном потенциале, в развитии на его основе собственных разработок и их коммерциализации. Пространство Герценовского университета должно стать полноправным элементом формирующейся инновационной системы страны.
Интересно в этой связи, что самым выдающимся событием ХХ века, оказавшим наибольшее влияние на жизнь общества, многие эксперты США называют не выход человека в космос и полет на Луну, не телевидение, ядерную энергию и Интернет, а создание национальной инновационной системы.
В современных условиях нам необходимо развитие территориальной инновационной среды, источником интеллектуальной энергии которой стал бы научный потенциал самого университета. Структурой, которая будет осуществлять в этой среде информационное, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ, может выступить инновационно-технологический ресурсный центр на базе РГПУ им. А. И. Герцена. Учитывая профиль Герценов-ского университета, основными направлениями его работы могут стать:
1. Повышение социально-экономической эффективности подготовки специалистов через целенаправленные комплексные: привлечение, аккумуляцию и оптимизацию использования имеющихся ресурсов.
2. Генерация, разработка, производство и сертификация современных образовательных технологий.
3. Становление институциональных форм координации деятельности между учреждениями профессионального образования различных уровней и отраслевыми экономическими структурами.
Научно-инновационный потенциал университета вполне позволяет существенно расширить научную и методическую разработку проблем перспективного развития российского образования, придать нашему вкладу в эту сферу комплексный интегратив-ный характер.
На основе информационно-аналитической, маркетинговой, организационно-методической, проф-ориентационной и экспертно-консультационной деятельности ресурсный центр должен создать условия для эффективного внедрения и коммерциализации инновационных разработок ученых университета.
3. Обеспечение интеграции науки и образования
Государственная политика в области интеграции науки и образования предусматривает как укрепление традиционных связей, так и развитие новых форм интеграции.
Ярким примером интеграции науки и образования за рубежом могут служить американские исследовательские университеты, в которых более половины учащихся уже имеют дипломы о высшем образовании. Именно в университетах США проводятся основные фундаментальные исследования, а также готовятся научные кадры.
Еще одна, уже интернациональная модель -создание инновационной инфраструктуры по типу наукоградов и технопарков. Однако необходимость радикального увеличения (на порядки!) научно-
исследовательского бюджета ограничивает для большинства вузов возможность интеграции науки и образования в таком виде.
Два года назад прекратила свое существование программа «Интеграция», исследования по которой проводились совместно с институтами РАН. Для нас она завершилась госконтрактом на тему «Учебно-научный центр фундаментальной библиотеки РГПУ им. А. И. Герцена». Но механизм, заложенный в основу программы, продолжает развиваться как вариант частичной интеграции в рамках выполнения совместных научных проектов вуз—НИИ; вуз—академический институт и т.д.
Неплохо работает и еще один, широко распространенный путь интеграции науки и образования — создание базовых кафедр. В 2005 году на базе нашего университета совместно с СПб Институтом информатики и автоматизации РАН была организована базовая кафедра — «Информационные технологии моделирования». В настоящее время рассматриваются перспективы организации межвузовских кафедр с рядом вузов города.
На апробированном пути заключения договоров о сотрудничестве в 2005 году был достигнут целый ряд новых перспективных соглашений.
Во втором полугодии 2005 года поставлен вопрос о создании НИИ педагогического образования, интегрирующего, в частности, исследования ученых РГПУ им. А. И. Герцена и академического сектора науки.
Первоочередными проблемами, на решение которых направлена интеграция науки и образования, являются проблемы воспроизводства кадрового потенциала высшей школы, сохранение преемственности поколений, совершенствование системы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации.
В 2005 году общее число специальностей, по которым ведется подготовка в аспирантуре университета, достигло 100. В течение года были получены лицензии на две научные специальности .
К особенностям подготовки в аспирантуре и докторантуре в 2005 году можно отнести 5 пунктов:
1. Введение с 1 июля 2005 года нового кандидатского экзамена по истории и философии науки взамен экзамена по философии. В связи с этим срок действия ранее сданных экзаменов по философии ограничен декабрем 2008 года. Новый кандидатский экзамен сдается по дифференцированным программам в зависимости от отрасли науки подготовленной диссертационной работы.
Хочу отметить, что РГПУ им. А. И. Герцена стал одним из 19 университетов России, на базе которых осуществляется повышение квалификации профессорско-преподавательского состава вузов по общенаучной дисциплине «История и философия науки».
2. Ужесточение принципов выделения дополнительных бюджетных мест для подготовки кадров высшей квалификации в докторантуре и аспирантуре в рамках соглашений и научно-технических программ.
Так называемый «целевой прием», изначально ориентированный на решение проблем воспроизводства кадров для вузов, сегодня формируется по остаточному принципу - на места, оставшиеся незаполненными после основного набора. Расширился пакет документов, запрашиваемых Федераль-
ным агентством, ужесточились формальные требования к кандидатам на поступление (например, не выделялись места для выпускников вузов текущего года). В 2005 году в наш университет на целевой прием в аспирантуру поступили 60 заявок от 22 вузов (из них 7 - классические университеты) по 11 отраслям наук. Наиболее востребованными традиционно были филологические, педагогические и психологические науки. Наш университет по-прежнему остается первым в России по целевой подготовке кадров высшей квалификации. Это свидетельствует как о высокой востребованности выпускников нашей аспирантуры, так и о признании научно-педагогических школ, функционирующих в университете.
3. Продление срока действия Временных требований к основной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура).
4. Сокращение мест, выделяемых Федеральным агентством по образованию для подготовки аспирантов за счет средств федерального бюджета. Такая тенденция наблюдается с 2003 года. За это время количество мест, выделяемых вузам, подчиненным Рособразованию за счет федерального бюджета, сократилось на 28%. Однако в прошедшем году, благодаря усилиям Г. А. Бор-довского, нашему университету удалось сохранить цифры приема 2004 года.
5. Возобновление конкурса среди поступающих в докторантуру. Впервые за последние 4 года число лиц, представивших документы для поступления в докторантуру и рекомендованных кафедрами университета, превысило число мест, выделенных для подготовки докторантов за счет средств федерального бюджета.
Нам представляется, что повышение качества образовательного процесса в аспирантуре требует включения данного образовательного уровня в университетскую систему менеджмента качества.
К организационно-управленческим факторам, оказавшим влияние на подготовку кадров высшей квалификации в 2005 году, следует также отнести: введение аттестационного заключения для аспирантов и докторантов, расширение практики выделения ответственных за работу с аспирантами на кафедрах.
В 2005 году в университете успешно работали 30 диссертационных советов. Открылись 2 новых совета по присуждению ученой степени кандидата наук. Кандидатский совет по экономическим наукам был преобразован в докторский. Еще на два года был продлен срок полномочий всех наших диссертационных советов из резервной сети.
Всего в диссертационных советах университета в 2005 году защищено 275 диссертаций, из них 47 — докторских. Докторские диссертации защитили 17 наших преподавателей: В. В. Бабияк, Т. А. Барышева, С. П. Гаврилов, Т. П. Зайченко, И. С. Клецина, Ю. Е. Кондаков, Л. В. Лопатина, Е. К. Маранцман, А. К. Моденов, Е. М. Нестеров, А. Б. Николаев, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, А. А. Потапчук, А. С. Степанова, М. А. Черняк, А. В. Шахматов. 72 сотрудника университета защитили кандидатские диссертации.
Важным аспектом интеграции науки и образования является научно-исследовательская работа студентов. Ее достаточно подробно характеризуют основные показатели в информационных материалах к совету.
На мой взгляд, интересен тот факт, что число научных работ, опубликованных нашей обучающейся молодежью, неуклонно растет. Причем стремительно растет число научных работ, опубликованных студентами и магистрантами самостоятельно. Таких работ в 2005 году было почти в 2 раза больше чем в среднем за каждый год предыдущей Программы развития университета!
Все увереннее действует в общественной жизни университета Студенческое научное общество. В 2005 году силами СНО РГПУ им. А. И. Герцена была проведена 7-я межвузовская студенческая научная конференции «Студент—исследователь— учитель», посвященная 60-летию Победы, в работе которой приняли участие более 300 представителей обучающейся молодежи университета и города. По итогам конференции был опубликован 6-й выпуск сборника «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена». Еще три сборника научных работ студентов были опубликованы на факультете управления и факультете философии человека.
4. Создание научно-ориентированного сектора информационной среды университета
В действующей Программе развития университета намечены два пути решения этой задачи: информатизация системы управления наукой университета, расширение доступа к научно-исследовательским информационным ресурсам.
Сегодня информационная поддержка научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена включает в себя две локальные сети, которые позволяют оперативно обрабатывать, передавать, распространять и преобразовывать необходимую информацию. Имеются в виду сеть, посредством которой осуществляется документооборот в области подготовки и аттестации кадров высшей квалификации, и сеть, формирующая информационную среду управления научно-исследовательской деятельностью.
Эти локальные сети уже сегодня позволяют приступить к решению проблемы полной автоматизации документооборота административной поддержки научных исследований, выполняя информативную, коммуникационную и координирующую функции.
Совершенствование аппаратного и программного обеспечения указанных сетей и их развитие происходят как в направлении интеграции всех подразделений НИЧ в единую подсистему информационной среды университета, так и в аспекте объектной ориентации.
Практика использования автоматизированной системы «Аспирантура», представляющей собой оригинальную университетскую разработку, подтверждает тезис о том, что собственная разработка способна наиболее полно удовлетворять потребностям информационного обеспечения и управления конкретной организационной структурой. В перспективе — подключение к базе данных ВАК России.
5. Диверсификация структуры научно-исследовательской деятельности университета
Решение этой задачи не ограничивается разнообразием институциональных форм проведения научных исследований — лабораторий, центров, временных коллективов исследователей и т. д. Очевидно, пришло время провести серьезную работу по инвентаризации наших научно-организационных ресурсов. Коллективные формы организации научных исследований должны быть, прежде всего, легитимными.
Это касается и стандартизации Положений, регламентирующих деятельность научно-исследовательских структур. Приказы, утверждавшие статус наших проблемных лабораторий, были изданы в иное время и с иными целями. Значительная часть других наших научных лабораторий наследует то положение вещей, которое складывалось в 80-е годы под влиянием постоянства заказчиков хоздоговорных НИР.
Сегодня необходимо создание компактных научно-исследовательских структур, обладающих четким регламентом своей деятельности. Таким примером может служить лаборатория «Психологическая культура и безопасность образования», созданная в 2005 году на психолого-педагогическом факультете университета.
Вместе с тем диверсификация структуры научно-исследовательской деятельности ни в коей мере не должна сказываться на «распылении» научного потенциала университета.
Особенное место в процессе такой диверсификации занимает вопрос о наших научных школах. Недавно завершившаяся заявочная кампания на государственную поддержку Роснаукой научных исследований, проводимых ведущими научными школами Российской Федерации, выявила нашу состоятельность и в этой области.
В заключение хочу отметить, что показатели результативности выполнения всех перечисленных задач стратегического направления Программы развития составлены с учетом как собственных приоритетов университета, так и нормативных внешних требований.
Речь идет о тех условиях, в которых нам приходится подтверждать свой университетский статус в соответствии со статьей закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Для каждого вида высшего учебного заведения - университета, академии, или института на основе статистических показателей деятельности вузов, накопленных в центральной базе данных государственной аккредитации, устанавливаются свои критерии. И самые высокие критериальные значения устанавливаются для университетов. При этом аккредитационные показатели науки стали универсальным инструментом как для анализа текущего положения дел, так и для объективного обоснования перспектив позиционирования университета в секторе высшей школы страны. Датированный 30 сентября 2005 года приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации
высших учебных заведений» значительно ужесточает критерии «видового» отбора вузов. Вот как совершенно откровенно поясняют в Рособрнадзоре причины введения новых критериев госаккредитации: «Когда установленные прежде критериальные значения начинают преодолеваться всеми вузами, их необходимо менять в сторону увеличения, с тем чтобы поддержать определенный стимул развития. Причем показатели госаккредитации выстраиваются таким образом, чтобы примерно для четверти вузов (на данный момент) процедура госаккредитации по конкретному показателю оказалась затруднена» (Е. Геворкян. Поиск. № 45. 11 ноября 2005 г.).
Начиная с 1 января этого года для того чтобы отстоять университетский статус, нам придется руководствоваться новыми показателями государственной аккредитации.
Во-первых, требуемый для университета объем НИР на единицу профессорско-преподавательского состава возрос почти в 3 раза и составил не менее 18 тысяч рублей.
Во-вторых, среднегодовое число защит диссертаций на 100 человек научно-педагогического персонала за 5 лет должно составлять не менее трех, а это значит, что каждый год должны защищаться не менее 75 сотрудников университета.
В-третьих, что наиболее серьезно, процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры, считается теперь от числа поступивших в нее. Установив показатель эффективности деятельности аспирантуры не менее 25% от числа поступивших, Рособр-надзор не скрывает, что в среднем по России он намного ниже — примерно 15%. У нас на настоящий момент (т. е. для защитивших диссертации в 2004 и 2005 годах) показатель составляет 38% от числа поступивших, но закончивших аспирантуру в 2004 году.
Мы попытались в первом приближении сравнить вклад отдельных структурных подразделений в интегральные результаты научно-исследовательской деятельности за 2005 год с точки зрения «старых» и «новых» аккредитационных показателей.
На одной из таблиц раздаточных материалов вклад отдельных кафедр в интегральные показатели университета по итогам работы в 2005 году рассматривается по пяти научным показателям и прежним для университета их критериальным значениям. В целом по нашему университету индекс соответствия по выбранным показателям составил 5,96. Расчеты проводились по методике Национального аккредитационного агентства в сфере образования Рособрнадзора. При этом только 45 кафедр университета превысили уже отмеченное значение индекса 5,96.
При переходе к новым, повышенным, значениям аккредитационных показателей величина индекса соответствия в целом по университету уменьшается и даже по трем благополучным научным направлениям составляет лишь 1,96. Кафедр с большим значением индекса получается всего 28.
Распределение вклада структурных подразделений в интегральные показатели университета по некоторым обновленным критериям представлено отдельно для кафедр с аспирантурой и кафедр без нее. Среди кафедр, имеющих аспирантуру,
лидируют кафедры новейшей русской литературы, зарубежной литературы и основ производства. Среди кафедр без аспирантуры вперед вышли кафедры палеоазиатских языков и методики их преподавания, хоровой подготовки и управления образованием.
Еще одна диспропорция: мы с удовлетворением отмечаем высокие интегральные показатели нашей издательской деятельности. Но 58 кафедр не выпустили ни одной монографии или сборника научных трудов!
Интересно, что лидирующие позиции в рейтинге заняли в основном относительно «компактные» по количественному составу коллективы. Это можно воспринимать и как упрек руководителям «больших» кафедральных коллективов, и как проблему общеуниверситетского масштаба.
Назову лишь лидеров по объемам финансирования НИР по трем произвольно выбранным номинациям:
а) наибольший объем финансирования: кафедра педагогики - 6395,52 тыс. руб., кафедра основ производства - 3849,716 тыс. руб., кафедра информационных систем и программного обеспечения - 1680 тыс. руб.
б) объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами: кафедра основ производства - 2860 тыс. руб., кафедра социальной безопас-
ности - 450 тыс. руб., кафедра педагогики - 330,4 тыс. руб.
в) объем финансирования научных исследований из внешних источников: кафедра основ производства - 3849,716 тыс. руб., кафедра педагогики - 530,4 тыс. руб., кафедра русской литературы - 450 тыс. руб., кафедра социальной безопасности - 450 тыс. руб.
Положение дел на кафедрах экстраполируется на факультеты, в состав которых они входят. Наибольший вклад в объем финансирования науки университета сделан кафедрами психолого-педагогического факультета (9994,396 тыс. руб.), факультета технологии и предпринимательства (4160,019 тыс. руб.), факультета физики (2757,104 тыс. руб.) и институтом информационных технологий (2275,901 тыс. руб.)
В принятой нами новой Программе развития РГПУ им. А. И. Герцена проблема недостаточной включенности различных подразделений, преподавателей и сотрудников университета в решение задач развития определена как основная на пути перехода к новой стратегии университета.
Забота о научном облике университета — это забота каждого из нас. В современных условиях нам предстоит еще чаще чем раньше доказывать свое право на достойное место в системе высшего образования страны.
Благодарю за внимание.
ВЫСТУПЛЕНИЯ
Н. Ф. Радионова,
директор НИИ непрерывного педагогического образования
ОБ ИНТЕГРАЦИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Высоко оценивая представленный проректором по научной работе В. В. Лаптевым доклад (его содержание, выводы и информативное сопровождение), хочу особо подчеркнуть два момента.
Во-первых, на мой взгляд, доклад убеждает не только в том, что мы многого достигли в развитии инновационной научной деятельности, но и в том, что наши успехи во многом были определены организационно-управленческой деятельностью слаженной команды научно-исследовательской части. И во-вторых, мне импонирует то, что доклад ориентирует на необходимость дальнейшей проработки путей решения задач, обозначенных в Программе развития университета до 2010 года.
В этой связи остановлюсь на такой задаче, как «обеспечение интеграции науки и образования». Путей решения этой задачи, безусловно, много, и об этом сегодня уже говорил В. В. Лаптев. Это и совершенствование взаимодействия наших кафедр с академическими структурами, и реализация совместных научно-исследовательских проектов «вуз—НИИ», и расширение партнерства с научно-
исследовательскими институтами, академическими учреждениями, промышленными структурами и внедренческими организациями, фиксированного в форме договоров о сотрудничестве, и др.
Остановлюсь подробнее на необходимости дальнейшего развития интеграции науки и образования в условиях самого университета. На сегодняшний день есть все основания полагать, что в качестве системообразующего фактора такой интеграции у нас может выступать научное направление.
Так, в рамках направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» (научный руководитель — Г. А. Бордовский) совет по направлению, в который входят ученые, одновременно организующие образовательный процесс в вузе, анализируя, обобщая, систематизируя накопленные научные знания и соотнося их с реальными проблемами образования, выделяет наиболее актуальные. Эти проблемы становятся в одних случаях темой для диссертационных исследований, в других — темой кафедральных исследований, а в третьих — осно-