Научная статья на тему 'Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета'

Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИИ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаптев Владимир Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета»

НАУКА И ИННОВАЦИИ

Материалы заседания Ученого совета 1 февраля 2007 г «Состояние и задачи научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития университета»

В. В. Лаптев,

проректор по научной работе

СОСТОЯНИЕ И ЗАДАЧИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Позвольте предложить вашему вниманию доклад, характеризующий состояние и перспективы науки нашего университета по итогам ушедшего года. Традиционно для первого заседания Ученого совета в наступившем году особенности нашей научной деятельности будут проанализированы в контексте как условно внешних по отношению к науке университета, так и внутренних факторов.

К важнейшим внешним факторам, характеризующим особенности научно-исследователь-ской деятельности университета, относятся государственные решения, которые определяют комплекс мероприятий федерального масштаба по превращению вузовской науки в мощный инновационный ресурс развития научного потенциала страны и системы образования.

Среди внутренних факторов центральное место, безусловно, занимает программа развития университета. 2006 год стал первым годом ее реализации, а наука в программе развития представлена одним из трех важнейших, стратегических направлений.

Системообразующим характером среди указанных факторов обладают идеи о путях инновационного развития Герценовского университета, высказанные и одобренные на декабрьской конференции. В общих чертах эти идеи представляют собой предпосылки формирования внутривузов-ской инновационной политики университета.

В своем докладе на конференции Г А. Бордов-ский убедительно обосновал необходимость инновационных преобразований как главного пути реализации миссии университета. При этом инновационность научной деятельности в современных условиях характеризует адекватность нашего университетского сообщества вызовам времени.

Необходимо подчеркнуть, что обеспечение инновационности научной деятельности универ-

ситета непосредственным образом связано с пониманием сути инновационных преобразований всеми его сотрудниками. Инновационная эпоха как конкретный исторический момент уже наступила, и инновации во всех сферах общества — это данность. Рассуждать о том, что инновации — это «хорошо» или «плохо», сегодня уже не имеет смысла. Если мы рассчитываем на достойное место в секторе высшего профессионального образования, то наша инновационная политика в области научной деятельности должна коррелировать с соответствующими стратегическими направлениями национальной инновационной политики.

В этой связи дальнейшая логика изложения исходит из основных положений Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г., утвержденной Межведомственной комиссией по научно-инноваци-онной политике в феврале 2006 г.

В Перечне целевых программ и основных мероприятий Стратегии — знакомые нам не только по 2006 г. научные программы: «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», «Развитие научного потенциала высшей школы», Федеральная целевая программа развития образования. Мы уже более 10 лет принимаем участие в реализации таких программ фондов научной поддержки, как РФФИ и РГНФ.

Нам близка направленность Стратегии среди прочих целей на формирование «конкурентного в глобальном мире уровня развития “человеческого капитала”» и «обеспечение благоприятных социальных условий для развития научной и технической интеллигенции».

Мы на собственном опыте ощущаем «невостре-бованность высокого кадрового потенциала вузовской науки», о которой говорится в Стратегии.

И в этой связи задачи научного блока Программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2006-2010 гг. созвучны основным комплексам мероприятий Стратегии. Основой и отправной точкой научно-инновационного цикла нашего университета являются фундаментальные исследования, за ними — исследования прикладные, затем рассматривается круг вопросов интеграции науки и образования и т. д.

Однако во избежание информационной перегруженности в докладе я буду приводить только самые необходимые выдержки из основных показателей научной деятельности университета в 2006 г.

Фундаментальные исследования

Фундаментальные исследования ученых РГПУ им. А. И. Герцена проводятся в рамках основных научных направлений университета. По своей сути такие исследования и инициируют создание научных направлений, общее число которых достигло 34-х. В 2006 г. было сформировано новое направление в области гуманитарных наук «Лингвистика детской речи».

По-прежнему 10 из основных научных направлений университета соответствуют новому Перечню приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и Перечню критических технологий РФ, которые были утверждены приказами Президента Российской Федерации в мае 2006 г. Много это или мало?

Действующие на сегодняшний день указанные перечни «научных приоритетов» федерального уровня на самом деле не распространяются на исследования в области гуманитарных и общественных наук. Их «прагматичность», согласно государственным документам, определяется тематикой международных научных программ, задачами обеспечения национальной безопасности, экономическими соображениями и т. д.

Стремление ограничить тематическую направленность фундаментальных исследований рассматривается как риск оказать «негативное воздействие на обеспечение глобальной конкурентоспособности российской фундаментальной науки, на формирование научного потенциала для долгосрочного экономического роста». В этом смысле Стратегия предостерегает от попыток достижения «немедленной» системной целостности российской экономики по линии «фундаментальная нау-

ка — прикладная наука — предпринимательский сектор» любыми способами в угоду предпринимательскому сектору.

В государственных документах идет речь о «развитии системы определения и реализации прорывных научных направлений и формировании приоритетов в сфере гуманитарных наук». Задача корректировки приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и Перечня критических технологий Российской Федерации организационно возложена на Минобрнауки России. Другими словами, у нас есть основания надеяться на расширение перечней научных приоритетов федерального уровня в сторону гуманитарных наук.

Поэтому мы продолжаем отстаивать научные интересы наших ученых путем формирования новых основных научных направлений, как конструктивных элементов всей системы научноисследовательской деятельности университета.

В структуре основных научных направлений ученые университета добились значимых результатов в широком спектре областей знаний по 21-й отрасли наук.

В рамках ведущего основного научного направления университета «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» были получены важные результаты в области развития технологий организации образовательного процесса в педагогическом вузе. Осуществлена пилотная апробация концепции организации самостоятельной деятельности студентов в условиях модернизации образования в России.

Сегодня можно утверждать, что современное российское общее образование развивается, используя идеи и концепции, разработанные учеными университета. К наиболее значимым результатам в этой области в 2006 г. относятся:

- обоснование образовательной программы ученика;

- моделирование индивидуальных учебных планов;

- характеристики системных изменений образовательного процесса в школе;

- выявление новых функций профессионально-педагогической деятельности учителя;

- разработка моделей построения внутри-школьного мониторинга качества общего образования.

Развивая современные гуманитарные концепции образования как подсистему культуры, ученые РГПУ им. А. И. Герцена обосновали пути развития математической культуры школьников

на метаметодической основе, создали программу формирования интеллектуально-графи-ческой

культуры учащегося общеобразовательной школы.

Важные результаты были получены в научном обеспечении предпрофильного и профильного обучения: определены педагогические и методические условия введения профильного обучения в школах; выявлены модели взаимодействия школы и родителей, а также социального партнерства школ и вузов в условиях профильного обучения.

Ученые университета принимали активное участие в подготовке педагогических коллективов школ и отдельных учителей к реализации национального проекта «Образование». Консультационную поддержку трети школ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, получивших гранты проекта по результатам конкурсного отбора, осуществляли наши специалисты.

К важным результатам в области естественных и точных наук относятся:

- определение корреляционной энергии примесных центров олова и германия в высокоомных твердых растворах полупроводников методами измерения температурных зависимостей электропроводности, эффекта Холла и эффекта Мессбауэра;

- развитие полуклассической теории сверхиз-

лучательного рассеяния света на бозе-

эйнштейновском конденсате;

- создание физических моделей модифицированных полимерных электретов;

- разработка способа жидкофазной модификации полимеров;

- разработка методики получения координационно-ненасыщенных комплексов платиновых металлов и золота;

- фотохимический синтез новых гибридных материалов — наночастиц серебра на поверхности стеклосфер;

- синтез новых представителей нитросодержащих гетероциклов;

- анализ постэмбрионального роста и развития птенцов близкородственных видов воробьиных птиц в сравнительно-экологическом аспекте и др.

В области общественных и гуманитарных наук:

- исследованы способы развития академической мобильности преподавателей вузов и студентов как одной из важнейших составляющих международной интеграции высшего образования;

- проведен анализ и обобщение институциональных характеристик российского предпринимательства во второй половине XIX — начале ХХ

в.;

- даны основные содержательные характеристики гуманитарной образовательной среды;

- разработаны критерии речевой культуры на основе исследования базовых характеристик современной речевой ситуации и др.

Эффективность фундаментальных исследований отражает широкий спектр научных и научнометодических публикаций ученых университета в российских и зарубежных издательствах. В 2006 г. сотрудниками университета опубликованы более 100 монографий, более 70 сборников научных трудов, более 300 учебников и учебных пособий.

Все увереннее заявляет о себе научной общественности наш научный журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена». Он включен в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых могут быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, вступивший в силу с 1 января 2007 г.

Нам предоставлено право публиковать основные научные результаты докторских и кандидатских исследований по всем специальностям 11 отраслей наук: философия, социология, культурология, педагогика, психология, филология, искусствоведение, экономика, право, история, политология.

В 2006 г. вышли в свет 10 номеров журнала. Из них: 2 номера серии общественные и гуманитарные науки, 2 номера — психолого-педаго-гические науки, 1 номер — естественные и точные науки и 5 номеров серии «Аспирантские тетради».

Журнал вошел в два общероссийских каталога подписных периодических изданий. В последние дни 2006 г. ему присвоен международный гриф К&К с включением «Известий Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» в соответствующий реестр.

В 2006 г. в конкурсе Фонда развития отечественного образования на лучшую научную работу в номинации «Информационные технологии» I место было присуждено академикам Г. А. Бор-довскому и А. С. Кондратьеву за книгу «Физические основы математического моделирования». Дипломами конкурса были отмечены еще 8 научных работ сотрудников нашего университета.

Прикладные исследования

Уровень развития прикладных исследований решающим образом влияет на эффективность инновационной деятельности. Востребованность вузовской науки зависит, в первую очередь, от

продуктивности среды генерации знаний при достижении практических целей и решении конкретных задач.

В пространстве научно-исследовательской деятельности нашего университета сегодня представлен весь спектр форм организации научной работы - от прикладных исследований отдельных ученых и кафедр до участия межкафедральных научных коллективов в крупных федеральных и международных программах и проектах.

Научный блок структуры университета помимо кафедр включает в себя НИИ непрерывного педагогического образования, НИИ общего образования, Международный институт образовательных инноваций, Центр теоретических и прикладных исследований в филологии, Центр новых словарных технологий, 3 проблемные и

18 научно-исследовательских лабораторий. В университете функционируют 38 ведущих научных и научно-педагогических школ.

В условиях преимущественной поддержки научных исследований на конкурсной основе конкурентоспособность научного потенциала вуза становится объективным показателем его востребованности на рынке интеллектуального труда.

В конкурсах научных проектов 2006 г. приняли участие более 100 кафедр и структурных подразделений университета. Преподавателями и сотрудниками университета было представлено более 320 конкурсных заявок!

Общее число конкурсов фондов и программ федерального и регионального уровня, в которых приняли участие ученые университета, достигло 62.

Однако по результатам конкурсного отбора финансирование получили менее 20% от числа заявленных научных проектов ученых университета. Победителями стали представители чуть более 30% кафедр и структурных подразделений из числа тех, кто принял участие в конкурсах научных проектов.

Таковы условия, в которых нам приходится бороться за средства для проведения научноисследовательских работ.

При росте конкурентоспособности интеллектуальной продукции сегодня необходимо совершенствовать информационно-консультационную работу с заявителями научных проектов в российские и международные фонды и программы в рамках обучающих семинаров для сотрудников университета.

Обратимся к итоговым показателям финансирования науки в 2006 г.

Общий объем финансирования научно-исследовательской деятельности РГПУ им. А. И. Герцена увеличился за пять лет более чем в 3 раза и

составил в 2006 г. 78,2 млн рублей. По сравнению с 2005 г. он возрос почти на 30%. И это, безусловно, положительный сдвиг в сторону удовлетворения критериальным значениям известных показателей государственной аккредитации.

Если в общем количестве НИР, выполняемых в нашем университете, прикладные исследования составляют 33%, то среди финансируемых НИР их число уже гораздо больше — 50%. В общем объеме финансирования прикладные исследования занимают 76%.

Доля финансирования инновационных проектов в общем объеме финансирования возросла и приблизилась к 50%. Это больше, чем в 2005 г., но меньше, чем объем финансирования прикладных проектов. Получается, что целый ряд результатов финансируемых прикладных исследований ученых университета не доходит до инновационной «кондиции».

Инновационная политика университета должна быть направлена на скорейшее развитие инфраструктуры инновационной деятельности университета. Необходимо создание ресурсных центров, не только аккумулирующих инновационные разработки и способствующих их скорейшему внедрению и коммерциализации, но и выполняющих экспертные функции при координации инновационных исследований ученых университета.

Нам необходимо развивать исследования, направленные на изучение ресурсов инновационного развития самого университета. И предпосылки к этому у нас есть, так как обеспечение инновационного характера сферы образования — главное направление научно-инновационной работы ученых университета. Об этом свидетельствует доля соответствующих проектов в распределении объемов финансирования.

Мы также видим инновационный характер целого ряда прикладных разработок, которые, не будучи «облеченными» в коммерческую форму, получили высокое признание научной общественности как внутри университета, так и за его пределами.

В их числе:

- опытный образец мессбауэровского спектрометра, позволяющего перекрывать весь спектр скоростей возможных изотопов;

- лабораторно-измерительный комплекс, предназначенный для научных исследований и экспрессного технологического контроля заряженных диэлектриков;

- пакет научно-методических и методических разработок «Болонский процесс: вузовский эксперимент» для организации нового учебного про-

цесса в контексте рекомендаций Болонского процесса;

- учебно-методический комплект по экологии и экологическому образованию для подготовки студентов педагогических вузов;

- учебно-диагностический комплекс для самостоятельной работы, аудиторного тестирования и обучения студентов основам информационных технологий и др.

Вместе с положительными сдвигами в развитии прикладного сектора исследований нам предстоит еще много сделать для того, чтобы наши разработки приобретали вид инновационных продуктов.

С этой целью необходимо организовать обязательное обучение сотрудников университета в форме профессиональной переподготовки (повышения квалификации) в инновационной сфере.

Одним из важнейших аспектов в продвижении интеллектуальной продукции ученых университета на рынок является участие в международных и всероссийских выставках научных достижений. Ежегодное проведение университетских выставок научных достижений стало неотъемлемой частью жизни герценовского научно-педагогического сообщества. С каждым годом среди экспонатов выставки растет число учебно-методических комплексов, мультимедийных проектов, представляются научно-технические разработки, не только готовые к применению, но и уже используемые в учебном процессе и производстве.

В мае 2006 г. в РГПУ им. А. И. Герцена состоялась 10-я юбилейная выставка научных достижений ученых университета, на которой было представлено более 800 экспонатов. Наша университетская выставка приобрела известность в городе. В этом году на ней была представлена экспозиция внешнего участника — государственного научного учреждения «Институт профессионально-технического образования» Российской академии образования.

Посетителями выставки, кроме студентов и преподавателей университета, стали также участники совещаний ректоров педагогических университетов и руководителей региональных учреждений дополнительного педагогического образования России. Знаменательным событием стало посещение юбилейной выставки министром образования и науки А. А. Фурсенко.

В этом году впервые в Санкт-Петербурге по инициативе Комитета по науке и высшей школе и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга прошла городская образовательная выставка «Интеллектуальный потенциал России». Наш университет

принял в ней активное участие и был отмечен тремя дипломами.

Летом 2006 г. студенты РГПУ им. А. И. Герцена успешно представляли университет на 6-й Всероссийской выставке научно-технического творчества в Москве.

По-прежнему высоким авторитетом в международной культурной жизни пользуются наши искусствоведы, музыканты и художники. Как и в предыдущие годы, они принимали широкое участие в выставках художественных работ, выступали с концертами перед зарубежной аудиторией, проводили мастер-классы.

Характерной особенностью минувшего 2006 г. стало расширение участия наших преподавателей в конкурсах научных и творческих достижений. Это, к примеру, конкурс на присуждение международной премии имени Николая Рериха, международный конкурс «Современное искусство и образование», национальный профессиональный конкурс «Золотая Психея» и другие.

Около 40 наших авторских коллективов и преподавателей получили дипломы, премии и иные награды.

Проблемы и перспективы подготовки кадров высшей квалификации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конкурентоспособность любой страны мира в ближайшие десятилетия будет определяться её способностью интегрироваться в глобальную экономику знаний. Отмечу, что в Российской Федерации для всех ступеней системы непрерывного образования определены стратегические ориентиры. Исключение — институт подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации.

Одновременно, на фоне отсутствия концепции функционирования и развития института подготовки научных и научно-педагогических кадров (аспирантуры, докторантуры, соискательства) происходит усиление контроля и внешних административных требований к качеству подготовки научных и научно-педагогических кадров, что приводит к возникновению серьезных проблем в этой области.

Сокращаются контрольные цифры приема в аспирантуру и докторантуру. За 4 года с 2003 по 2006 г. уменьшение контрольных цифр приема в аспирантуру в нашем университете составило 28%. Хотя это и ниже, чем по Федеральному агентству по образованию в целом, но, тем не менее, весьма ощутимо для нас.

Измененяются аккредитационные показатели. В качестве одного из них утвержден показатель

«процент аспирантов, защитивших диссертации не позднее чем через год после окончания аспирантуры (от числа поступивших)». Внедрение этого показателя ставит задачу не только оценить положительный результат подготовки, но и определить «потери», возникающие в связи с досрочным отчислением из аспирантуры. Однако в соответствии с методиками «Модуля сбора данных для вузов» в «потери» попадают и те, кто защитил диссертации досрочно (более чем за год до окончания срока обучения); женщины, ушедшие в отпуск по уходу за ребенком; лица, прекратившие обучение в платной аспирантуре по материальным причинам; аспиранты, сменившие форму обучения, и т. д.

Ужесточаются требования к кандидатским диссертациям. Появилось требование публикации основных результатов кандидатского диссертационного исследования в одном из рецензируемых журналов, рекомендованных ВАК для опубликования результатов научных исследований. Это могло бы затормозить выход на защиту наших аспирантов и соискателей. Пришлось достаточно оперативно организовать выпуск новой серии журнала «Известия РГПУ им. А. И. Герцена», получившей название «Аспирантские тетради». Только в этом журнале соискатели и аспиранты опубликовали в 2006

г. более 150 научных работ.

Произошло свертывание целевого приема. В 2006 г. 25 вузов из различных регионов России (среди них 8 классических университетов) прислали в адрес нашего университета и Рособразования 53 заявки на подготовку кадров в аспирантуре и докторантуре. Однако в свете новой политики Рособразования в отношении «целевой» подготовки научных и научно-педагоги-ческих кадров вузы теперь должны передавать свои бюджетные места в те университеты, которые будут осуществлять для них целевую подготовку кадров. Региональные вузы, сами получив «срезанные» контрольные цифры приема, оказались не готовы к такой передаче. В этих условиях нашему университету удалось дополнительно получить лишь 7 мест в аспирантуре и 3 дополнительных места в докторантуре, вместо планировавшихся 53.

Изменения в перечне и организации кандидатских экзаменов привели к тому, что сроки действия результатов ранее сданных экзаменов были ограничены. Экзамены, сданные по старым программам, действительны до 01.01.2009 г. Вскоре достаточно большое число аспирантов, имевших сданные экзамены ещё до поступления в аспирантуру, будут вынуждены их пересдавать, так как к моменту выхода на защиту их результаты не бу-

дут признаваться, что, естественно, скажется на сроках представления уже готовых работ в диссертационный совет.

Изменение названия и содержания одного из кандидатских экзаменов привело к тому, что абитуриенты, имеющие сданный кандидатский экзамен по истории и философии науки, не могут засчитать его результаты в качестве таковых для вступительного экзамена по философии, как это было возможно для кандидатского экзамена по философии.

Введенные аккредитационные показатели находятся в противоречии с практикой административного уменьшения численности аспирантов и практикой ужесточения сроков выполнения диссертационного исследования. Сегодня не только в России, но и за рубежом реальное время работы над диссертацией увеличивается до 5-7 лет, что обусловлено развитием науки и ориентацией исследователей на выполнение качественной диссертации.

В этой связи совершенно очевидно, что в нашем университете требует корректировки вся система планирования приема и формирования контингента в аспирантуру и докторантуру. Перед нами встает реальная проблема приема соискателей ученой степени с уже имеющимся заделом по будущей диссертации и более развитой мотивацией к научной работе. Вероятно, уже назрела потребность в разработке и реализации вводного ориентационного модуля «Наука как профессия» в качестве курса по выбору или через систему дополнительного образования на V курсе специали-тета и в магистратуре.

Актуальным становится разработка и реализация комплексных межкафедральных программ научных исследований в рамках сложившихся научных направлений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Небесполезным представляется и комплексное (интегрированное) представление результатов диссертационных исследований, выполненных в рамках сложившихся научно-педагогических школ, и научных направлений в различных формах (научные доклады школ, аналитические статьи и сборники, научные сессии направлений).

В перспективе возможно создание внутриуни-верситетской системы жесткого контроля научных руководителей и научных консультантов. Особенно это актуально для кандидатов наук, доцентов.

Работа диссертационных советов

В конце апреля 2006 г. постановлением Правительства Российской Федерации за № 227 были приняты изменения в «Положении о порядке присуждения ученых степеней». Среди новых требований опубликование объявлений о предстоящих защитах и текстов авторефератов на сайте ВАК и сайтах организаций. Принято решение об исключении 50% кворума на заседаниях докторских советов при рассмотрении кандидатских работ.

Опубликован перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК России для публикации основных научных результатов докторских и кандидатских диссертаций.

В настоящее время разработано и находится на стадии подписания новое «Положение о диссертационном совете». Принятие данного документа предполагает реформирование всей сети диссертационных советов.

В качества отчета о нашей работе отмечу, что за последние пять лет в диссертационных советах университета защищено более 1500 диссертаций. О высоком профессионализме специалистов, работающих в диссертационных советах университета, можно судить по положительным решениям, принятым по всем поступившим в ВАК аттестационным делам. Составы диссертационных советов постоянно пополняются молодыми специалистами из числа докторов наук. Это обеспечивает более свежий взгляд на решаемые соискателями научные проблемы.

Радует, что советы естественнонаучного цикла (физики, химики, географы), а также экономисты демонстрируют стабильную тенденцию к росту числа защит, подтверждая свою состоятельность, и могут рассчитывать на поддержку при переводе в основную сеть. То же относится к юридическому диссертационному совету.

Вместе с тем некоторые советы на протяжении всего существования не проявляли должной активности, что может вызвать вполне обоснованные затруднения для включения этих советов в единую сеть.

Всего в диссертационных советах университета в 2006 г. защищено 327 диссертаций, из них 50

— докторских.

Докторские диссертации защитили 25 наших сотрудников. 72 сотрудника университета защитили кандидатские диссертации.

Международная научная деятельность

В сфере международной научной деятельности почти в 2 раза увеличилось количество осуществляемых совместно с международными партнерами научных проектов.

В 2006 г. преподаватели и сотрудники университета принимали участие в совместных исследованиях в рамках 146 международных проектов.

В отчетный период активизировалось участие научных коллективов университета в международных конкурсах научных проектов. В 2006 г. в международные программы и фонды от научных коллективов университета была подана 51 заявка. Заявки были представлены на конкурсы по программе «Темпус», в Американский Совет научных сообществ в области гуманитарных наук, на конкурс фонда Форда, ЮТАЕ и др. Преподаватели и сотрудники университета являлись не только участниками международных научных конкурсов, но и входили в число экспертов этих конкурсов.

Вместе с тем в рамках международной интеграции нам необходимо более активно позиционировать научное пространство университета в мировой науке. Например, в области развития международной мобильности ученых, студентов и аспирантов. В настоящее время в регионах Северо-Запада России уже существуют контактные университетские и академические структуры, осуществляющие информационно-консультационные услуги в этой области.

Научно-исследовательская работа студентов

В 2006 г. студенческое научное общество РГПУ им. А. И. Герцена принимало участие в решении таких актуальных проблем, как популяризация науки в молодежной среде вуза, повышение мотивации студентов к научной деятельности, включение студентов младших курсов в научные сообщества университета, создание действенной системы студенческой научной работы.

При поддержке СНО университета был проведен ряд научно-организационных мероприятий, ставших уже традиционными, среди которых — научно-практические конференции СНО, прошедшие в апреле 2006 г. на всех факультетах университета.

В рамках 8-й межвузовской студенческой научной конференции «Студент—исследователь— учитель» работали не только студенты РГПУ им. А. И. Герцена, но и вузов других городов России. По итогам конференции опубликован 7-й выпуск

сборника лучших студенческих работ «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена».

Студенты и аспиранты университета ежегодно принимают участие в конкурсе персональных грантов Конкурсного центра фундаментального естествознания, который организован Администрацией Санкт-Петербурга.

Мы продолжаем оставаться базовым вузом Всероссийского открытого конкурса на лучшую работу студентов по естественным, гуманитарным и техническим дисциплинам в вузах РФ по направлению «Педагогика и методика преподавания дисциплин».

Вместе с тем наши студенты еще не становятся полноправными участниками научно-инновационного исследовательского цикла. В составе научных коллективов, выполнявших финансируемые исследования в 2006 г., работало 40 студентов — 0,03% из общей численности студентов очной формы обучения!

Обращаясь к организации НИР в наших филиалах, не могу не отметить в 2006 г. возникновение реальной заинтересованности филиалов в научной интеграции. Впервые за все время существования университетских филиалов были составлены (и представлены) всеми кафедрами отчеты об итогах научно-исследовательской работы за год. Начинают появляться заявки на участие в конкурсах научных проектов. Здесь предпочтительнее всего выглядит Выборгский филиал.

И, наконец, позвольте обратить ваше внимание на рейтинговые показатели структурных подразделений университета по итогам 2006 г.

Особенностью этого года стало включение кафедр наших филиалов в интегральный рейтинг кафедр.

Квалификационные требования для кафедр филиалов были менее жесткими, чем для кафедр, расположенных в Санкт-Петербурге. В этой группе кафедр лидирует кафедра психологопедагогических дисциплин Выборгского филиала. За ней следуют две кафедры филиала в городе Волхов.

Своеобразным «пропуском» для участия в рейтинговании кафедр с аспирантурой и не имеющих аспирантуры стала обязательность достижения научных результатов хотя бы по 13 из 14 параметров интегрального рейтинга. Другими словами, в лидирующую часть списка не попали кафедры, имевшие в 2006 г. нулевые показатели по любым двум параметрам интегрального рейтинга. Мы считаем, что состояние научно-исследовательской работы на этих кафедрах нельзя в современных условиях назвать удовлетворительным.

Среди кафедр, имеющих аспирантуру, сегодня заслуженно лидируют кафедры педагогики, физической электроники, психологии и психофизиологии ребенка.

Среди кафедр без аспирантуры вперед вышли кафедры детской речи, маркетинга и стратегического планирования, истории.

Завершая свой доклад, я хочу отметить, что несмотря на некоторые успехи, мы еще только приступаем к созданию инфраструктуры инноваций и нам предстоит доказать свое право на место в элитном секторе высшего профессионального образования путем напряженного труда каждого представителя коллектива ученых-герценовцев.

Ю. А. Гороховатский, заведующий кафедрой общей и экспериментальной физики

СОЗДАНИЕ НАДКАФЕДРАЛЬНЫХ НАУЧНЫХ СТРУКТУР — ВОЗМОЖНЫЙ ПУТЬ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НИР УНИВЕРСИТЕТА

Признано, что проведение и развитие научных исследований в высшей школе является не самоцелью, а необходимо для совершенствования и поддержания на должном научном уровне самого образовательного процесса. Отражением этого являются и новое название (а соответственно и новый функционал) нашего министерства и создание в ряде ведущих вузов научнообразовательных центров и учебно-научных комплексов. Понимание важной роли научноисследовательской работе в вузе как для развития

преподавательского корпуса, так и для повышения научного уровня учебных курсов и программ существует достаточно давно. Еще в советские времена практически в каждом ведущем вузе страны были организованы и достаточно успешно функционировали отраслевые и проблемные научные лаборатории. Однако в результате системного кризиса, произошедшего в стране, и изменения порядка финансирования учебных заведений многие из указанных лабораторий «приказали долго жить», а некоторые остальные существуют только

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.