Научная статья на тему 'Герценовский университет в системе межвузовской интеграции в области педагогического образования'

Герценовский университет в системе межвузовской интеграции в области педагогического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕЖВУЗОВСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Писарева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герценовский университет в системе межвузовской интеграции в области педагогического образования»

МАТЕРИАЛЫ УЧЕНОГО СОВЕТА

С. А. Писарева,

заведующая кафедрой педагогики

ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современный этап развития высшего образования характеризуется, с одной стороны, реструктуризацией, а с другой — формированием национальной инновационной образовательной системы. Суть инновационного пути развития образования можно выразить кратко формулой: «Не догонять прошлое, а создавать будущее». В этих условиях образование должно быть ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно. В этой ситуации перед педагогическими вузами встают новые задачи модернизации педагогического образования как самостоятельной сферы профессионального образования.

Развитие педагогического образования сегодня не может происходить автономно в отдельных вузах. Только интеграция усилий может дать значимый эффект, продемонстрировать обществу уникальность отечественной системы подготовки педагогов, показать значимость поддержки ее дальнейшего развития. В этой связи межвузовское взаимодействие является мощным ресурсом повышения конкурентоспособности педагогического образования, увеличения привлекательности педагогических вузов для молодежи.

Межвузовское взаимодействие — традиционная форма сотрудничества по вопросам развития образования в России и за рубежом, которая сегодня приобретает новые форматы.

Взаимодействие науки, образования и регионального правительства. Примером является созданный в 2010 г. в Екатеринбур-

ге Большой евразийский университетский комплекс как площадка развития научнообразовательного сообщества Среднего Урала. В состав этого комплекса кроме 13 вузов входят Уральское отделение РАН и Правительство Свердловской области.

Международное многостороннее межвузовское взаимодействие с общественными союзами. В сентябре 2010 г. в Баку участниками Первого форума ректоров гуманитарных вузов и деканов гуманитарных факультетов стран СНГ был принят меморандум о проведении мониторинга наиболее перспективных и востребованных направлений совместной деятельности. Этот форум собрал руководителей ведущих вузов из Азербайджана, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана, Украины, общества дружбы «Россия — Азербайджан» и Россотрудничества, межвузовской организации, занимающейся продвижением отечественных образовательных услуг на мировом рынке образования, отметившей в 2010 г. свое 85-летие.

Межвузовское студенческое сотрудничество с партийной элитой и инновационным научным центром. Примером является трехстороннее Соглашение о сотрудничестве между Всероссийским студенческим союзом, Центральным советом сторонников «Единой России» и Фондом «Сколково», заключенное 15 сентября 2011 г. Одной из задач деятельности нового союза является налаживание межвузовского взаимодействия для создания единой системы образовательных коммуникаций и привлечения талантливой молодежи к инновационным разработкам Сколкова.

В сети Интернет создается глобальный инновационно-образовательный портал

в целях модернизации системы высшего образования на основе использования сетевых форм организации деятельности субъектов образования и межвузовского взаимодействия в условиях формирования единого сетевого пространства сферы высшего образования. В рамках портала создаются как самостоятельные:

• Студенческое онлайновое сообщество студентов;

• Всероссийское онлайновое сообщество выпускников вузов;

• Российское онлайновое сообщество

преподавателей вузов;

• Российское онлайновое сообщество

ученых;

• Российское онлайновое сообщество

проректоров;

• Российское онлайновое сообщество деканов;

• Российское онлайновое сообщество заведующих кафедрами.

Вузы 46 субъектов Российской Федерации уже сотрудничают в рамках этого портала.

Наряду с такими общевузовскими союзами и комплексами существуют ассоциации в отдельных направлениях профессионального образования — в сфере высшего юридического образования, финансово-экономического образования, медицинского образования и т. д.

В педагогическом образовании также существует свой опыт межвузовского взаимодействия, хорошо известный в нашем университете благодаря деятельности Учебно-методического объединения по педагогическому образованию, созданного приказом Министерства образования Российской Федерации в 1992 г. Последнее заседание УМО, состоявшееся на базе Герценов-ского университета 20—21 октября 2011 г., актуализировало проблемы общественногосударственного партнерства в повышении качества подготовки педагогических

кадров. Валерий Павлович Соломин в своем докладе на заседании УМО особо отметил значение этого добровольного объединения научно-педагогических и других работников государственных и негосударственных высших учебных заведений Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского педагогического образования, в межвузовском взаимодействии, сыгравшего по сути роль интегратора инновационных процессов в педагогическом образовании, активная деятельность которого привела к созданию в 2010 г. сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России».

Наш университет является уникальным высшим педагогическим учебным заведением благодаря не только своей 215-летней истории, но и тем инициативам, которые выдвигаются постоянно факультетами, институтами и кафедрами. Позвольте перейти к характеристике межвузовского взаимодействия, сложившегося в университете к настоящему времени. Такое взаимодействие не может быть создано «сверху» оно развивается только «снизу» и зависит от инициативы и интереса тех людей, кто вступает в этой взаимодействие.

У нашего университета уже довольно большое число партнеров — это и вузы-участники сетевого объединения, и университеты Санкт-Петербурга, и Северный и Южный федеральные университеты, а также университеты других регионов Российской Федерации, университеты Казахстана, Финляндии, США, профильные факультеты вузов России, международные исследовательские центры, федерации и профессиональные ассоциации. Иными словами, география межвузовской интеграции чрезвычайно широка. Каждый факультет и институт в университете участвует в различных программах межвузовского взаимодействия.

Миссия Герценовского университета в системе межвузовской интеграции заклю-

чается в сохранении и развитии педагогического образования как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием. Под этим углом зрения и организуется межвузовское взаимодействие в целях:

• получения новых знаний об особенностях подготовки педагогических кадров для инновационной России;

• поиска механизмов построения образовательного процесса в педагогическом вузе в условиях реализации новых образовательных стандартов и проектирования опережающего педагогического образования;

• содействия личностному и профессиональному росту профессорско-

преподавательского состава. Основанием для развития межвузовского сотрудничества в Герценовском университете является созданная инфраструктура, которую, кроме уже упомянутого сетевого объединения вузов, образуют:

• научные школы, роль которых вне зависимости от их возраста, ведомственной принадлежности, расстояний и границ, их разделяющих, постоянно

возрастает;

• развитая сеть диссертационных советов;

• широкий спектр образовательных программ магистратуры и аспирантуры;

• научные журналы «Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена» и «Письма в Эмиссия. Оффлайн», включенные в ваковский Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий;

• шесть центров коллективного пользования и четыре научно-образовательных центра, ориентированных в своей деятельности на совершенствование подготовки педагогических кадров;

• библиотека имени императрицы Марии Федоровны, являющаяся старейшей и крупнейшей вузовской библиотекой России;

• единый инновационный комплекс ИЗДАТЕЛЬСТВО—ТИПОГРАФИЯ— БИБЛИОТЕКА—ИНТРАНЕТ, который включил в себя автоматизированный комплекс сканирования книг, электронное хранилище, цифровую типографию с системой удаленного заказа печати учебной и научной литературы по требованию.

Эта инфраструктура во многом определяет и сложившиеся на факультетах и в институтах университета формы межвузовского взаимодействия, среди которых традиционными являются:

• в научно-исследовательской деятельности — выполнение совместных междисциплинарных исследований, участие в работе оргкомитетов международных, всероссийских, межвузовских конференций, семинаров, круглых столов;

• в образовательной деятельности — совместная разработка учебно-методических материалов, организация и проведение практики студентов, работа преподавателей в составе комиссии по приему государственной итоговой аттестации;

• в экспертной деятельности — экспертиза научных статей, рецензирование и оппонирование диссертаций, подготовка экспертных заключений на учебную и учебно-методическую литературу, участие в работе диссертационных советов.

Межвузовское взаимодействие реализуется в контексте Программы развития университета. Поэтому всю огромную работу, проводимую структурными подразделениями университета по межвузовскому взаимодействию, можно систематизировать в рамках ряда направлений развития университета в целом.

Первое направление развития — модернизация образовательной деятельности университета для обеспечения непрерывного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы

образования. В этом направлении целый ряд факультетов разрабатывает и реализует программы развития академической мобильности студентов в области педагогического образования и профессиональной мобильности преподавателей на территории Российской Федерации, активизирует взаимодействие с зарубежными вузами по развитию программ академической мобильности в сфере подготовки педагогов на основании интеграции науки и образования. На многих факультетах складывается исключительный опыт:

1) совместной разработки уникальных учебных модулей и мультимедийных курсов (институт народов Севера);

2) создания междисциплинарных образовательных программ в магистратуре (факультеты безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогический, философии человека);

3) организации практик студентов с привлечением разнопрофильных вузов, общественных организаций, социальных центров (факультеты безопасности жизнедеятельности, психолого-педагогический, филологический);

4) участия студентов в международных и межвузовских конкурсах творческих работ (факультеты технологии и предпринимательства, музыки, изобразительного искусства);

5) разработки методической поддержки образовательных программ подготовки бакалавров и магистров в сетевом формате (институт народов Севера);

6) проведения мастер-классов для студентов с приглашением профессоров из зарубежных вузов (факультет коррекционной педагогики);

7) целевого приема в магистратуру по направлениям педагогического образования студентов из других вузов (факультеты информационных технологий и физики);

8) заключения договоров о сотрудничестве в сфере образовательной деятельности между профильными факультетами (факультет физики).

Второе направление — развитие научной и инновационной деятельности университета в целях достижения лидерства в области построения высокоэффективных систем образования. Это направление реализуется в основном в рамках междисциплинарных научных исследований, совместных научных экспедиций, разработки совместных проектов по грантам российских и международных фондов и программ. На каждом факультете сложились прочные взаимодействия в области научно-исследовательской деятельности, инициированные в 2007—2008 гг. инновационной образовательной программой. И в этом направлении межвузовской интеграции в сфере педагогического образования развивается опыт, создаются новые практики:

• проведения традиционных ежегодных международных и всероссийских конференций, в том числе и в виртуальном пространстве (институт народов Севера и институт детства, факультеты информационных технологий, коррекционной педагогики, русский как иностранный, химии);

• заключения многосторонних договоров о сотрудничестве в области научных исследований и подготовки кадров с профильными кафедрами вузов России (факультет иностранных языков).

Третье направление — опережающее развитие кадрового потенциала университета. В развитии механизмов межвузовской интеграции по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета значительную роль сыграл факт работы университета в качестве уполномоченного вуза в системе организации повышения квалификации педагогических и научно-педагогических работников подведомственных Рособразованию образовательных учреждений по профильным для университета направлениям: «Психолого-педагогическая подго-

товка преподавателя высшей школы», «Современные образовательные технологии», «Педагогическое образование». И в этом направлении можно выделить примеры новых линий взаимодействия, таких как:

• совместная работа по повышению квалификации профессорско-

преподавательского состава, разработка балльно-рейтинговой системы оценивания, разработка критериев оценки самостоятельной работы студентов (факультет безопасности жизнедеятельности);

• повышение квалификации работников системы образования в рамках реализации целевой программы «Толерантность» на базе нашего университета (психолого-педагогический факультет). Четвертое направление развития — создание и закрепление механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссеминации и освоения передовых образовательных практик тесно связано с пятым направлением — развитие социального партнерства университета.

Социальное партнерство, обеспечивающее переход к новым организационным формам кооперации и сотрудничества, реализуется в рамках сетевого межвузовского взаимодействия в целях создания научнообразовательного пространства, способствующего совершенствованию российской системы образования, ее адаптации к изменяющимся условиям. Стратегическим направлением в развитии университета является реализация сетевого проекта «Педагогические кадры России». На факультетах и в институтах университета складывается положительный опыт сетевого взаимодействия:

• между кафедрами ЮНЕСКО различных вузов в целях интеграции усилий по решению важнейших задач развития образования для всех;

• между научно-методическими центрами как сообществами, координирующими разработку профессиональных стандартов, выполнение исследований, экспер-

тизу научной и учебно-методической продукции;

• между профильными вузами, осуществляющими подготовку научных кадров высшей квалификации.

Появился первый опыт систематизации работы по межвузовскому взаимодействию на филологическом факультете — выпущены научно-методические материалы «Формирование образовательного кластера: сетевое взаимодействие и академическая мобильность» (авторы А. А. Виландеберк, Н. Л. Шубина, 2011).

Однако необходимо обратить внимание и на ряд проблемных вопросов, возникающих при дальнейшем планировании межвузовского взаимодействия:

• недостаточное внимание руководителей структурных подразделений к нормативному оформлению межвузовского взаимодействия, или заключению договоров о сотрудничестве;

• недостаточная проработка нормативноорганизационных основ межвузовского взаимодействия;

• недостаточная информированность преподавателей университета о деятельности сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России»;

• недостаточная роль УМО в межвузовском взаимодействии в современной ситуации реструктуризации высшего педагогического образования.

В качестве перспективных направлений, ближайших задач развития межвузовского взаимодействия комиссия по подготовке Ученого совета предлагает обсудить направления, указанные в проекте Постановления:

• разработка специальной программы сетевого сотрудничества вузов по вопросам развития педагогического образования;

• развитие образовательной деятельности путем организации дистанционного обучения в целях обеспечения академической мобильности магистрантов;

• разработка совместных студенческих научно-исследовательских проектов в рамках реализации программ поддержки талантливой молодежи;

• обновление механизмов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава посредством участия в межрегиональных программах обмена опытом между вузами-партнерами, согласования содержания программ повышения квалификации; совершенствование организационных механизмов взаимодействия

через создание сети образовательных и научно-исследовательских учреждений разного уровня как подсистем сетевого объединения «Педагогические кадры России»;

• создание ресурсного центра академической мобильности в рамках сетевого взаимодействия вузов.

В заключение позвольте выразить искреннюю признательность всем, кто оказал помощь комиссии в подготовке сегодняшнего Ученого совета, т. е. всем факультетам и институтам нашего университета.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА ОТ 27 ОКТЯБРЯ 2011 г.

«ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ В СИСТЕМЕ МЕЖВУЗОВСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Заслушав и обсудив доклад заместителя председателя комиссии по подготовке Ученого совета доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики С. А. Писаревой, Ученый совет отмечает, что вопросы межвузовского взаимодействия приобретают особое значение в контексте модернизации и реструктуризации педагогического образования, а также при переходе на новые образовательные стандарты. Межвузовская интеграция в области педагогического образования является важным фактором реализации Программы развития университета. Значительную роль в развитии сотрудничества с педагогическими вузами страны играет УМО по направлениям педагогического образования, сформированное на базе РГПУ им. А. И. Герцена в 1992 г., активная деятельность которого привела к созданию в 2010 г. сетевого объединения вузов «Педагогические кадры России». Новые инициативы по развитию межвузовской интеграции Герценовский университет стал реализовывать в год своего 215-летия.

Особая миссия Герценовского университета в системе межвузовской интеграции заключается в сохранении и развитии педагогического образования как самостоятельной сферы профессиональной подготовки специалистов с высшим образованием.

Межвузовское взаимодействие организуется в контексте реализации Программы развития университета, ориентированной на обретение университетом статуса базового центра подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов РФ и статуса исследовательского университета по педагогическому образованию. Межвузовское взаимодействие реализуется в целях:

• генерирования идей и создания новых знаний в сфере высшего педагогического образования в процессе выполнения междисциплинарных научных исследований, в том числе на базе научно-образовательных центров и центров коллективного пользования;

• научно-методического обеспечения развития академической мобильности студентов средствами реализации совместных образовательных программ, совместных образовательных модулей, практики и НИР студентов, организации выставок работ студентов;

• содействия профессиональному росту профессорско-преподавательского состава университета путем повышения квалификации, в том числе в качестве уполномоченного вуза в системе организации повышения квалификации педа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.