Научная статья на тему 'Вызовы сетевого сообщества'

Вызовы сетевого сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / СЕТЕВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

Ректор Герценовского университета Г. А. Бордовский в своем выступлении на Педагогической ассамблее, проведенной в январе 2010 г. на базе нашего университета, отметил, что для продвижения современных педагогических идей и обучения нового поколения педагогов надо создавать федеральные сетевые педагогические университеты. В них с помощью современных информационных технологий можно будет транслировать новые знания во все педагогические вузы регионов России. Нет сомнений, что за сетевым взаимодействием, за формированием межрегиональных образовательных структур будущее российского высшего, в первую очередь педагогического образования. Сетевой педагогический университет, особенно если он получит поддержку Министерства образования и науки РФ, может стать основой для такого развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носкова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вызовы сетевого сообщества»

Т. Н. Носкова,

декан факультета информационных технологий ВЫЗОВЫ СЕТЕВОГО СООБЩЕСТВА

Ректор Герценовского университета Г. А. Бордовский в своем выступлении на Педагогической ассамблее, проведенной в январе 2010 г. на базе нашего университета, отметил, что для продвижения современных педагогических идей и обучения нового поколения педагогов надо создавать федеральные сетевые педагогические университеты. В них с помощью современных информационных технологий можно будет транслировать новые знания во все педагогические вузы регионов России. Нет сомнений, что за сетевым взаимодействием, за формированием межрегиональных образовательных структур будущее российского высшего, в первую очередь педагогического образования. Сетевой педагогический университет, особенно если он получит поддержку Министерства образования и науки РФ, может стать основой для такого развития.

Осознавая значимость этой проблемы, Учебно-методическим объединением (УМО) по направлениям педагогического образования в марте 2010 г. в РГПУ им. А. И. Герцена проведено рабочее совещание ректоров вузов, ведущих подготовку педагогических кадров, на тему «Организационно-содержательные аспекты сетевого сотрудничества в системе педагогического образования». В совещании приняли участие представители 35 вузов России. С докладами выступили ректор и проректоры Герценовского университета. В результате подписан протокол о намерениях создать сетевой педагогический университет для эффективного использования академического и профессионального опыта участников в реализации задач в сфере высшего и послевузовского профессионального образования с ректорами 35 вузов.

Возникновение и развитие в современной мировой системе образования и науки инфраструктуры сетевых университетов представляется закономерным и во многом объяснимым, так как в ходе данного процесса создается так называемое конкурентное преимущество относительно более традиционных форм организации межуниверситетского взаимодействия. Конкурентным преимуществом сетевого университета является, например, его структура, которая позволяет использовать общие образовательные, исследовательские, интеллектуальные, финансовые и другие ресурсы. Идея сетевого университета состоит в повышении качества и привлекательности высшего образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей в сфере высшего образования на территории региона.

В выступлениях проректоров нашего университета на заседании УМО по обсуждению аспектов сетевого сотрудничества в системе педагогического образования проанализирован потенциал создания сетевого университета по ряду направлений деятельности вуза. В качестве примера конкурентных преимуществ, например, в повышении квалификации сотрудников педагогических вузов можно назвать внедрение накопительной системы повышения квалификации, когда высшие учебные заведения, включенные в сеть, смогут развивать академическую мобильность среди преподавателей, пойдя на взаимозачет модулей в рамках программ повышения квалификации. Члены сетевого сообщества могли бы стать региональными центрами повышения квалификации по психологопедагогической проблематике не только для системы педагогического образования, но и для технических вузов. В условиях

реформирования общего, среднего и начального профессионального образования, модернизации системы повышения квалификации учителей возможен переход к ваучерной системе повышения квалификации, при которой учитель или преподаватель будет сам выбирать образовательное учреждение, в котором он хочет повысить свою квалификацию. Это также важный аспект деятельности сетевого университета этого направления.

В аспекте международной деятельности к таким преимуществам была отнесена реализация в рамках сетевого университета совместных образовательных программ для российских студентов с участием зарубежных партнеров; развитие модульной системы образовательного процесса с учетом региональных ресурсов участников сетевого университета и международного спроса; совместная работа в рамках сетевого университета над разработкой образовательных программ для иностранных учащихся, особенно на иностранных языках. Интересным представляется и много ступенчатая подготовка иностранных студентов-бакалавров в рамках одного вуза и продолжение образования в магистратуре в рамках другого университета, входящего в сетевой университет. Данная инициатива позволит, безусловно, расширить спектр предоставляемых образовательных программ, усилить их привлекательность и конкурентоспособность. Выступающими также были обозначены преимущества, достигаемые в проведении совместных научных исследований, обеспечении совместного руководства диссертационными исследованиями, возможное сотрудничество в образовательной деятельности, в организации практик студентов и т. п.

Представляется, что этот перечень может быть продолжен. Здесь важно осознавать, какие выгоды, преимущества получит каждый университет от такого сотрудничества. Важно не стать только донором, но получать и определенные выгоды, поэтому

должна быть выработана система взаимозачетов или иных форм учета интересов сетевых партнеров. При этом необходимо осознавать, что эти взаимные интересы и выгоды проявляются не только в материальном измерении, но и в изменении мышления, идеологических установок, психологической атмосферы. Деятельность сетевого университета должна стимулировать процессы инновационного развития образовательных учреждений.

Другой важный вопрос, который был затронут практически всеми выступающими: какой версии сетевого взаимодействия придерживаться? Одни выступающие утверждали, что сетевой университет разумно создать на правах консорциума, который подразумевает равноправное партнерство участников. Другие предупреждали, что необходимо выбрать формат сотрудничества, обсуждали возможные варианты, такие, например, как сетевое взаимодействие на базе университета, выполняющего функции интегрированного ресурсного центра, сетевое взаимодействие учебных заведений как пользователей единых баз данных, сетевое взаимодействие в рамках сетевого информационного пространства, сотканного, подобно паутине, определенным кругом различных учебных заведений профессионального образования и др. Продолжая обсуждение данного вопроса, представляется необходимым отметить, что создание сетевых университетов — это проявление тенденций, связанных с информатизацией, глобализацией, развитием сетевого сообщества Интернета. Поэтому, чтобы определить условия эффективности сетевого взаимодействия, необходимо обратиться к анализу процессов, протекающих в сети Интернет, а именно — социальных процессов.

В последние годы на основе анализа эффективно протекающих в сети социальных процессов специалистами создаются новые программные средства. Это активно делают крупные компьютерные корпорации, кото-

рые создают, внедряют, развивают новые интернет-сервисы для осуществления сетевой деятельности, в том числе образовательной. Преподаватели факультета информационных технологий широко используют эти сервисы в образовательной деятельности на всех факультетах. Их использование в профессиональной деятельности педагога отвечает запросу современной молодежи, вызову современной сетевой среды. Анализ изменений, происходящих при этом в образовательной деятельности, позволяет нам делать определенные выводы о необходимых условиях для достижения эффективности сетевых взаимодействий.

В чем можно достичь наибольшего эффекта сетевых взаимодействий в решении профессиональных задач? Несомненно, в организации и осуществлении совместной распределенной сетевой деятельности участников, когда небольшой вклад каждого приводит к ощутимому интегративному результату. Эта совместная распределенная деятельность, в которую включаются не только по обязанности, но и по желанию, на основе самоорганизации, по примеру других. Ключевым понятием здесь становится «взаимодействие». Взаимодействие — двунаправленный процесс обмена действиями между двумя или более партнерами. Это и кооперация — сотрудничество нескольких партнеров (групп) ради решения общей задачи. Например, сетевое взаимодействие образовательных учреждений может представлять собой их совместную деятельность, обеспечивающую возможность обучающимся осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов нескольких (двух и более) образовательных учреждений. Современные средства Интернета, сетевое программное обеспечение эффективно поддерживают такие групповые взаимодействия.

Современное общество — это сетевое общество. Информация по своей сущности обладает способностью к проницаемости

границ, проникновению через преграды и барьеры. Развитие информационных технологий приводит к распространению сетевого принципа организации различных структур общества. Возрастающая роль интернет-коммуникации во всех областях жизни современного человека и особенно стремительная динамика удельного веса этого вида информационного взаимодействия в образовательных взаимодействиях приводит к увеличению удельного веса новых форм обучения на базе ИКТ. Виртуальное общение является благоприятной средой для расширения контактов, приобретения информации, проявления определенных свойств и потенциалов личности в свободной и анонимной форме и компенсации тех барьеров в общении и самореализации, которые возникают в реальной жизнедеятельности пользователей.

Сетевые взаимодействия следует рассматривать как современные способы информационного поведения субъектов. Для них характерен ряд принципов: интеграция (интеграция ресурсов, человеческих, материальных, интеграция структур и т. п.), открытость (возможность присоединения, включения, наблюдения за действиями других), распределенность (в пространстве и во времени) действий, субъектов, ресурсов и пр., объединение (усилий, ресурсов, средств и пр.), совместная деятельность для достижения принятой цели. Таким образом, тенденцией развития сетевых технологий является предоставление пользователю разнообразных и доступных возможностей для распределенного сотрудничества и взаимодействия. С этим связано и неизбежное изменение традиционных ролей, появление новых позиций в схемах взаимодействия.

Какие выгоды (в самом общем виде) может предоставить всем участникам функционирование сетевого университета? Здесь можно провести аналогии с виртуализацией образовательной среды. Так, по мнению В. В. Рубцова, виртуально-образовательная среда предоставит новые возможности, в

числе которых: международная валидация образования и адаптация его к различным государственным и общественным системам и на этой основе присоединение к образовательным структурам мирового значения; обеспечение интероперабельности, эффективности, стабильности и других свойств открыто взаимодействующих систем; виртуализация формата «профессионального сообщества»; укрупнение образовательных программ на основе их интеграции, введение широкоформатных межпрофессиональ-ных образовательных потоков и на этой базе разработка системы компактных специализаций; универсализация системы сетевых испытаний и многое другое...

Нам представляется необходимым отметить тот факт, что в сетевой среде изменяется деятельность человека: изменяются запросы, мотивации, изменяется операционная сторона деятельности, а следовательно, и достигаемые результаты. Существенно должна измениться и система управления процессами. Особенностью развития сетевых социальных процессов является то, что в них, во-первых усиливаются горизонтальные связи в противовес вертикальным. Во-вторых, для нас важно, что в них проявляются интенции, запросы современной молодежной аудитории. Они активно включаются, эффективно действуют в сетевой среде, откликаются на инициативы.

Надо четко осознавать, что в таких «горизонтальных» взаимодействиях, в такой сетевой среде меняются цели и ценности, поведение субъектов. Несколько иные подходы следует использовать в оценке достигаемых результатов. Не стоит вводить шкалы «лучше—хуже», это иные ценности, авторитеты, позиции, установки. Надо научиться их понимать, учитывать, использовать в своей профессиональной деятельности. Это новое профессиональное поле, на котором предстоит играть по другим правилам. Авторитарный подход и традиционное управленческие решения в нем малоэффективны. Поэтому освоение

новых ценностей и правил — это профессиональное развитие любого специалиста, связанного с социальной, информационной деятельностью.

Созданы ли у нас предпосылки, которые позволяют предположить, что это направление деятельности может успешно развиваться в нашем университете? Несомненно, созданы. Во-первых, это динамичное развитие информационной инфраструктуры университета, которое происходит последние годы, что создает материальную основу для сетевых взаимодействий. Во-вторых, это накопленный за время осуществления инновационной образовательной программы опыт взаимодействия разных структурных подразделений университета. В-третьих, понимание руководством вуза значимости этой проблемы, о чем свидетельствует проведенное совещание УМО, подписание протокола о намерениях с 35 педагогическими вузами. И, наконец, традиционные прочные связи, которые давно налажены и успешно функционируют во взаимодействиях как с отечественными вузами, так и с зарубежными партнерами.

Какие проблемы в первую очередь следует решать, чтобы «запустить» инновационное развитие университета в обсуждаемом направлении? Необходимо развивать сетевые процессы взаимодействия между факультетами, структурными подразделениями внутри университета. Это может стать своеобразной лабораторией для отработки эффективных условий сетевых взаимодействий, приобретения опыта управления этими сложными и нелинейными процессами, создания для их эффективного протекания нужных условий внутри вуза, факультета, кафедры. Нам представляется, что это направление есть важный аспект стратегического развития университета. На этом пути предстоит решить проблемы управленческие, технико-инфраструктурные, кадровые, ресурсные. Как организовать и запускать совместную деятельность? Как оценить возможные риски и приобрете-

ния? Как и в чем будут проявляться новые эффекты взаимодействий — для студентов, для преподавателей, для кафедры, факультета, вуза в целом?

Всё вышеизложенное, как нам представляется, есть одна из важных стратегических линий развития нашего университета по внедрению новых технологий сетевой

деятельности, изменению педагогического, профессионального мышления, принятию новых целей и ценностей развития образовательной среды и пр. Это выход на мировые тенденции развития университетов, повышение конкурентоспособности вуза, развитие академической мобильности студентов, мобильности сотрудников вуза и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.