Научная статья на тему 'Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета'

Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СЕТЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович, Круглов Александр Юрьевич

Международная деятельность неотъемлемый, ключевой элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Учет международного аспекта в проектировании сетевого педагогического университета исключительно важен. Достаточно логичной представляется и зона охвата международной деятельности в рамках сетевого университета. Международная деятельность может внести свой бесценный вклад в развитие образовательной деятельности, включая сферу дополнительного образования, исследовательскую и издательскую деятельность; расширить границы международного сотрудничества в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилов Сергей Михайлович, Круглов Александр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета»

С. М. Шилов,

проректор по международному сотрудничеству,

А. Ю. Круглов,

директор института международных связей

ОПТИМИЗАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ СЕТЕВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Международная деятельность — неотъемлемый, ключевой элемент эффективного функционирования любого учреждения высшего образования. Учет международного аспекта в проектировании сетевого педагогического университета исключительно важен. Достаточно логичной представляется и зона охвата международной деятельности в рамках сетевого университета. Международная деятельность может внести свой бесценный вклад в развитие образовательной деятельности, включая сферу дополнительного образования, исследовательскую и издательскую деятельность; расширить границы международного сотрудничества в целом.

Создание сетевых университетов — достаточно заметное, хотя и не повсеместное явление. Важно отметить, что организация межуниверситетского взаимодействия в виде сетевого университета отличается от более распространенных университетских ассоциаций и сетей, таких как International University Association (IUA), European University Association (EUA), European Association for International Education (EAIE), Global University Network for Innovations (GUNI), Association of International Educators (NAFSA), Worldwide Universities Network, International University Accrediting Association, University Association for Contemporary European Studies (UACES), European Network of Mobility Centers (ERA-MORE), European Access Network (EAN), American International University Network, International Assembly for Collegiate Business Education, Asia-Pacific Association for International Education (APAIE), Baltic Sea Region University Network (BSRUN) и многих других. Некоторые из вышеперечислен-

ных ассоциаций были основаны достаточно давно, например Association of International Educators и International University Association — в 1948 и 1950 г. соответственно, или наиболее старая британская ассоциация Association of Commonwealth Universities (ACU) — в 1913 г.

Большинство подобных ассоциаций и сетей позволяет координировать деятельность по организации совместных конференций, круглых столов, семинаров, исследований по темам, вызывающим общий интерес университетов-членов этих ассоциаций и сетей. Нередко крупные ассоциации и сети способны предоставлять гранты на исследования, как это делает, например, International University Association, предоставляя возможность подать грант на поддержку подготовки лидеров для международной системы образования — LEADHER (Leadership Development for Higher Education Reform). Размер данного гранта может достигать 10 тысяч евро. Значительная часть ассоциаций издает свои собственные академические и аналитические журналы, информационные бюллетени, исследовательские отчеты, которые распространяются преимущественно среди членов ассоциации или сети. Так, International University Association выпускает аналитический журнал «IAU Horizons» и академический — «Higher Education Poli-cy». European Association for International Education выпускает научный журнал «The Journal of Studies in International Education». Современные ассоциации имеют возможность оказывать экспертные услуги и консультировать, реализовывать масштабные исследования и проекты; осуществляется сотрудничество и организация сбора, клас-

сификации и распространения информации и услуг. Тем не менее необходимо отметить, что значительная часть современных ассоциаций не выходит за пределы организации международных мероприятий и информационной деятельности.

Кроме того, понятие «сетевой университет», ставшее предметом нашего анализа, отличается и от концепции онлайновых университетов, действующих преимущественно посредством Интернета и в обиходе использующих схожее название «сетевой университет» или Network University. Значительная часть подобных университетов действует в рамках и является инициативой крупных университетов, осуществляющих и более традиционную очную форму образования. Тем не менее существуют и случаи, когда сетевые университеты действуют исключительно в виртуальной среде, являясь площадками, предоставляющими дистанционное образование в различных точках мира.

Заканчивая анализ терминологических подходов к понятию «сетевой университет», необходимо отметить, что существует и третья его интерпретация. Так, в США в рамках Университета Нью-Йорка (the New York University) существует проект «Глобальный сетевой университет» (the Global Network University). Данный проект, по-существу, является сетью филиалов и образовательных площадок Университета Нью-Йорка по всему миру, включая Акру (Республика Гана), Лондон, Буэнос-Айрес, Флоренцию, Мадрид, Берлин, Абу-Даби, Тель-Авив, Париж, Прагу, Шанхай.

Исследуемая в рамках данной работы концепция сетевого университета является наиболее новой. Однако такие структуры уже можно найти и в образовательном пространстве Европейского союза, и США, и Австралии. Пожалуй, наиболее удачным примером подобного межуниверситетского взаимодействия может служить австралийская университетская коалиция «Группа Восьми» (the Group of Eight) (www.go8.edu.

au), которая состоит сразу из нескольких ведущих университетов Австралии, включая Университет Мельбурна, Австралийский Национальный Университет и Университет Сиднея. В Европе можно выделить, так называемую Расселскую группу университетов (Russell Group of Universities), которая среди 20 членов группы включает и таких флагманов европейской и мировой системы университетского образования и науки, как Оксфордский и Кембриджский университеты. Группа была основана в 1994 г. и в настоящее время получает 2/3 всех исследовательских грантов и исследовательских контрактов Великобритании.

Возникновение и развитие в современной мировой системе образования и науки инфраструктуры сетевых университетов представляется закономерным и во многом объяснимым, так как в ходе данного процесса создается, так называемое конкурентное преимущество относительно более традиционных форм организации межуниверситетского взаимодействия. Конкурентным преимуществом анализируемого в рамках данной статьи сетевого университета является, прежде всего, его структура, которая позволяет использовать общие образовательные, исследовательские, интеллектуальные, финансовые, логистические и, даже, географические ресурсы.

Какие же преимущества и возможности предоставляет реализация международного сотрудничества в рамках сетевого университета для различных видов университетской деятельности?

Исследование концепции сетевого педагогического университета в рамках отечественной системы университетского образования и науки целесообразно начать с образовательной деятельности.

Во-первых, это создание и поддержание в действии централизованной программы академической мобильности для всех участников сетевого университета. В своем анализе мы исходим из убеждения, что система подготовки специалиста должна

давать обучающемуся высокий уровень академической мобильности, т. е. возможность уже на этапе получения образования знакомиться и активно участвовать в самых разных формах апробации своего, пока еще только складывающегося, профессионального и научного опыта. При этом у такой апробации не должно быть жестких границ национальной и региональной принадлежности вуза.

Во-вторых, это реализация в рамках сетевого университета совместных образовательных программ для российских студентов с участием зарубежных партнеров. Следует заметить, что каждый университет за годы своей деятельности накопил обширную базу зарубежных партнеров. Увы, нередко она не работает или работает неэффективно в силу целого ряда причин. В рамках сетевого университета возникает возможность осуществить ревизию этих контактов и направить их работу в поддержку программ для российских студентов.

В-третьих, развитие модульной системы образовательного процесса с учетом региональных ресурсов участников сетевого университета и международного спроса. Модульность образовательных программ позволит создать гибкую и постоянно обновляемую систему предоставления знаний на всем пространстве сетевого взаимодействия, задействовав ресурсы каждого отдельного его участника.

Важным видом образовательной деятельности является создание совместных программ для иностранных студентов. Совместная работа в рамках сетевого университета над разработкой образовательных программ для иностранных учащихся, особенно на иностранных языках, позволит усилить их привлекательность для них, равно как содержательно обогатить программы в целом и усилить их конкурентное преимущество.

Интересным представляется и многоступенчатая подготовка иностранных студентов-бакалавров в рамках одного

университета и продолжение образования в магистратуре в рамках другого университета, входящего в сетевой университет. Данная инициатива позволит, безусловно, расширить спектр предоставляемых образовательных программ, усилить их привлекательность и конкурентоспособность.

Как известно, привлечение зарубежных специалистов является во многом трудоемким и дорогим мероприятием для каждого вуза. В этой связи приглашение зарубежных специалистов непосредственно в сетевой университет увеличит экономическую выгоду от этих визита, равно как и эффективность их участия в образовательном процессе, который теперь может не замыкаться всего лишь на один вуз.

Следующим важным моментом является международное и региональное продвижение марки сетевого университета через учредительство международных ассоциаций, расширение информационного обмена с реальными и потенциальными партнерами, что неизбежно приведет к усилению качества подготовки специалистов.

Внедрение в рамках сетевого университета системы зачетных баллов, совместимой с европейской программой образовательных стандартов ETCS облегчит перезачет и признание пройденных студентом учебных курсов и станет надежным стандартом для привлечения иностранных студентов.

В этой связи можно предложить реализацию нескольких совместных проектов. Например, проект «Глобальный кампус», который позволит создать межрегиональную и международную среду в целях развития взаимодействия в области образования и научных исследований с учетом потенциала каждого участника сетевого университета. В этой связи укажем проект «Образовательный туризм». Данная модель позволит создавать и организовывать краткосрочные тематические образовательные программы, как для иностранных, так и российских студентов с реализацией ее

модулей в различных регионах с участием университетов-членов сетевого педагогического университета.

Перспективным направлением совместной деятельности специалистов университетов является дополнительное образование в области международного менеджмента и администрирования. Как известно, одним из главных слабых звеньев международной деятельности в российских университетах является нехватка специалистов именно в этой области. Подобная инициатива позволит организовывать дополнительную подготовку персонала, задействованного в международной деятельности для всех участников сетевого педагогического университета (СПУ). Кроме того, подобные программы могут разрабатываться и для студентов, желающих расширить свой багаж знаний.

В области исследовательской деятельности перспективными являются следующие направления.

Реализация совместных научных грантов и проектов с международными партнерами сетевого педагогического университета. Именно сетевая структура университета позволит задействовать широкий спектр ресурсов каждого из его участников, что в свою очередь будет создавать многоплановую научно-исследовательскую площадку, в том числе и с привлечением зарубежных партнеров.

Совместные исследовательские проекты в рамках различных аспектов международной деятельности. Область международной деятельности представляется самостоятельным многоаспектым объектом научного исследования, изучение которого возможно как совместными усилиями всех участников сетевого педагогического университета, так и с учетом различных практик, наработок и площадок, которые представляют его участники. Наиболее приоритетными направлениями для развития исследовательских проектов воспринимаются международные аспекты образования

и научного исследования, оценки качества образования, вопросы эффективной интернационализации образовательной и научной среды.

Привлечение к научному руководству аспирантами иностранных ученых и осуществление программ «двойного руководства». Данная инициатива позволит повысить эффективность подготовки научных кадров путем привлечения иностранных специалистов, а также внесет особый вклад в привлекательность грантовых заявок со стороны сетевого педагогического университета.

Мониторинг развития международной деятельности участников сетевого педагогического университета. Это направление позволит анализировать динамику развития международной деятельности в каждом из участников СПУ, контролировать разработанные показатели эффективности ее осуществления на разных уровнях и осуществлять меры по ее улучшению.

Мониторинг и оценка спроса на образовательные услуги и программы в зарубежных странах со стороны зарубежных студентов. Данное направление будет способствовать своевременной оценке международного рынка образовательных услуг и спроса на них, повышению актуальности и востребованности образовательных программ, разрабатываемых в рамках СПУ, на международном уровне.

Реализация совместной международной деятельности в рамках сетевого университета во многом обогатит и сделает более разнообразным и само международное сотрудничество. Этому будут способствовать следующие факторы.

Обеспечение многосторонних договоров о сотрудничестве с зарубежными партнерами. Сетевой университет станет сам заключать и перезаключать договора с зарубежными партнерами, выступая единым агентом международного сотрудничества, что будет способствовать оптимизации контактной базы партнерства, ее

перестройке под задачи СПУ в области интернационализации образования и научных исследований.

Создание координационного совета по международной деятельности. Очевидно, что эффективная реализация международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета будет невозможной без единого центра, координирующего это направление, в том числе через проводимые исследования регионального и международного рынка образовательных услуг, актуальных направлений развития, востребованности тех или иных образовательных программ.

Консолидированное вступление в различные международные сети и ассоциации в области образования и науки. Участие в таких сетях и ассоциациях является важным фактором в эффективной интернационализации любого университета. Но подобное участие практически всегда является платным. В результате, консолидированное участие поможет сократить финансовое бремя ежегодных членских взносов каждого из участников сетевого педагогического университета и расширить сферу их присутствия в сетях и ассоциациях.

Консолидация процесса сотрудничества и участия в проектах и инициативах ведущих международных организаций (ООН, ЮНЕСКО, ЕС и др.). Современные международные организации предлагают достаточно большой спектр проектов и инициатив, участие в которых будет более эффективным от совместных усилий, привлечения интеллектуальных и материальных ресурсов участников сетевого педагогического университета.

Совместная подача на исследовательские гранты зарубежных фондов, организаций и ассоциаций. Это будет способствовать повышению эффективности конкурентоспособности подобных заявок.

Ведение актуальной базы зарубежных партнеров сетевого педагогического университета, что обеспечит систематизацию базы контактов, конференций, студенче-

ских обменов и других инициатив международного плана с целью не только более грамотного расходования финансовых средств, но и получения широкой возможности их зарабатывания.

Совместная организация и проведение международных мероприятий, что расширит базу участия, спектр затрагиваемых на них вопросов и экономию средств.

Формирование и развитие эффективной системы информирования является также существенным фактором результативной международной деятельности. Но держать в рамках одного университета службу или сотрудника для ее осуществления нецелесообразно. Более эффективной могла бы стать единая информационная служба, которая осуществляла бы необходимый анализ информационных материалов, готовила необходимый набор таких материалов и рассылала их в рамках сетевого педагогического университета.

Создание централизованной переводческой службы. Как известно, профессиональный перевод на иностранные языки является неотъемлемым фактором эффективной международной деятельности и сотрудничества. Иметь подобную структуру в рамках отдельного университета очень дорого. Путем создания централизованной переводческой службы сетевого педагогического университета можно будет сократить финансовые затраты на эту деятельность для каждого отдельного участника сетевого педагогического университета. Кроме того, подобная структура станет прекрасной институциональной площадкой для практики студентов, профессионально изучающих иностранные языки.

Ведение сайта сетевого педагогического университета на иностранных языках (английский, немецкий, французский, китайский) будет способствовать эффективной интернационализации образовательной и научной среды сетевого педагогического университета и усилению его присутствия на международной арене.

Совместная международная деятельность во многом будет способствовать и повышению эффективности воспитательной работы среди студентов. В России это условие приобретает особую актуальность, так как его выполнение способно существенно определять качество подготовки специалиста в высшей школе. Ориентация наших выпускников на толерантный характер профессионального и личного взаимодействия с представителями других культур, наций, религий также является очень важной задачей, решение которой позволит во многом действительно повлиять на то, какими будут российская школа и российское общество завтра.

Важным направлением международной деятельности в рамках сетевого педагогического университета может стать разработка унифицированных программ адаптации иностранных студентов. К сожалению, при очевидной проблеме адаптации иностранных студентов в любом вузе, унифицированного ее решения или поддержки еще не существует. Каждый университет реализует свой набор мер и мероприятий, который способствовал бы более оперативному и безболезненному включению иностранных студентов в учебный процесс. Совместные усилия и разработка единой базы материалов, привлечение специалистов из различных университетов, входящих в сетевой педагогический университет, позволит эффективно решить данную проблему.

В заключение необходимо отметить и вклад совместной международной деятельности в издательскую деятельность. В этой связи представляется целесообразным создание единого издательского совета по международной деятельности, который

позволит осуществлять единую издательскую политику сетевого педагогического университета в следующих направлениях: разработка и издание учебных материалов в целях поддержки совместных международных образовательных программ; разработка и издание унифицированной рекламной продукции под шапкой сетевого педагогического университета в целях поддержки его проектов на международном уровне; издание результатов исследований межрегионального рынка образовательных услуг на основе оценки университетов, входящих в сетевой педагогический университет, в целях более оперативного проектирования новых образовательных программ и модулей, востребованных международной аудиторией; издание результатов исследований спроса на образовательные услуги и программы в зарубежных странах в целях более эффективного привлечения зарубежных студентов и оперативной разработки новых образовательных программ.

На основе представленного выше анализа можно сделать вывод, что появление концепции сетевого университета является закономерным. Она учитывает и смежные концепции, рассмотренные нами в начале статьи, и опыт, который был сформирован в их рамках. В аспекте международной деятельности можно убедиться, что создание сетевого педагогического университета в значительной степени обогатит ее, предаст более масштабный характер, повысит конкурентоспособность образовательных и исследовательских инициатив и проектов на международном уровне, послужит на благо всем участникам сетевого педагогического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.