Научная статья на тему 'Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практик'

Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практик Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / СЕТЕВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРАНЧАЙЗИНГ / ПОЛЕВЫЕ ПРАКТИКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРАКТИКИ / КОНСОРЦИУМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ / СЕТЕВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Гдалин Даниил Александрович, Калугина Алевтина Михайловна

Идея интеграции педагогических университетов на базе формирования сетевого взаимодействия неслучайно получает свое развитие в Год учителя, год утверждения программной образовательной инициативы «Наша новая школа». Развитие и реализация идеи сетевого взаимодействия это работа на перспективу, заданную программой, перспективу значительных позитивных перемен в отечественном образовании, которые не смогут состояться без модернизации педагогического образования. Учет и использование всех достижений в сфере разработки инновационных технологий педагогического образования, должны, на наш взгляд, сыграть ключевую роль в повышении качества подготовки учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соломин Валерий Павлович, Гдалин Даниил Александрович, Калугина Алевтина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сетевое взаимодействие вузов как фактор повышения качества полевых и научно-исследовательских практик»

В. П. Соломин,

профессор кафедры методики обучения биологии и экологии

Д. А. Гдалин,

доцент кафедры экономической географии

А. М. Калугина,

начальник организационно-методического отдела

СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВУЗОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОЛЕВЫХ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРАКТИК

Идея интеграции педагогических университетов на базе формирования сетевого взаимодействия неслучайно получает свое развитие в Год учителя, год утверждения программной образовательной инициативы «Наша новая школа». Развитие и реализация идеи сетевого взаимодействия — это работа на перспективу, заданную программой, перспективу значительных позитивных перемен в отечественном образовании, которые не смогут состояться

без модернизации педагогического образования. Учет и использование всех достижений в сфере разработки инновационных технологий педагогического образования, должны, на наш взгляд, сыграть ключевую роль в повышении качества подготовки учителей.

Настало время организации своеобразного «образовательного франчайзинга» педагогических вузов России. Ожидаемым результатом подобного взаимодей-

ствия должно стать: создание условий для реализации идеи внутрироссийской мобильности студентов; обеспечение прямого доступа к новейшим образовательным программам и технологиям; создание интегрированной системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов; совместное взаимовыгодное использование материальных фондов, учебного и научного оборудования; вовлечение интеллектуальных ресурсов профессорско-преподавательского состава в процесс разработки инновационных форм совместной образовательной деятельности вузов.

Среди педагогических университетов России в качестве «сетевых университетов» могли бы выступить многие вузы, но каждый в своей сфере, ставшей достоянием данного учебного заведения. Конечно, необходимо создание банка данных таких «достояний» по каждому вузу. Эту работу мог бы взять на себя Герценовский университет, начав, например, с такой важной сферы, как внедрение инновационных технологий в организацию и проведение полевых и научно-исследовательских практик.

Следует отметить, что вопросам организации практик университет уделяет значительное внимание, стараясь использовать, прежде всего, региональные возможности. В 2007 г. РГПУ им. А. И. Герцена победил в конкурсе инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В рамках реализации инновационной программы по созданию гуманитарных технологий была, в частности, научно обоснована и разработана стратегия совершенствования практик как особого вида учебной деятельности. В течение вот уже более 10 лет внедрения многоуровневого педагогического образования в Герценовском университете разработаны инновационные технологии организации научно-исследовательских практик магистрантов.

Вообще научно-исследовательская составляющая завоевывает все большее место в программах всех видов практики (и производственной, и учебной), что соответствует идее внедрения компетент-ностного подхода в высшем образовании. Введение исследовательских заданий в содержание учебных практик оказалось чрезвычайно важным, так как поменяло акценты в практической подготовке бакалавров: именно исследовательские умения, формируемые в ходе практики, позволяют студентам приобрести такие необходимые профессиональные качества, как рефлексивность, креативность и критичность мышления. Эффективность же учебноисследовательских полевых практик проявляется в успешно защищенных выпускных квалификационных работах.

География полевых практик в Герце-новском университете достаточно широка. Диапазон работы практикантов составляет только по России расстояние от Петрозаводска и Архангельска до Иркутска.

По своему характеру полевые практики могут быть представлены как стационарные (организованные на базе университетских или других научных станций) и маршрутные (дальние или региональные).

Полевые практики на гуманитарных факультетах представлены археологической (по направлению «Социальноэкономическое образование», профиль «История») на факультете социальных наук, социокультурной практикой (по специальности «Культурология») на факультете философии человека, фольклорной (по направлению «Художественное образование») на факультете музыки и пленэром на факультете изобразительного искусства (по направлению «Художественное образование»).

Отметим, что именно на факультете изобразительного искусства апробируются элементы образовательного франчайзинга. Факультет заключил деловое соглашение о творческом сотрудничестве

с федеральным государственным учреждением «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» для проведения учебноисследовательской практики в «Школе ремесел» образовательного центра «Соловецкие острова». В ходе выездной практики на Соловках, помимо обязательной работы на пленэре, со студентами факультета изобразительного искусства проводятся занятия по теме «Природные мотивы в художественном творчестве». Студенты знакомятся с памятниками природы и памятниками историко-архитектурного заповедника, принимают участие в ежегодной ярмарке народного и декоративного искусства, занимаются ее художественным оформлением. И уже во время учебно-исследовательской практики студенты выполняют частично программу производственной (педагогической) практики, проводятся мастер-классы с детьми по разным видам декоративноприкладного искусства.

Университет также сотрудничает с Историко-архитектурным этнографическим музеем-заповедником «Кижи». Студенты факультета философии человека во время прохождения культурологической практики работают над реализацией проекта «Мультимедийная энциклопедия культуры Заонежья». Планируется, что студенты будут участниками разработки концепции образовательной программы «Музей в школе» в части «Памятники ЮНЕСКО на территории России».

Археологическая практика наших студентов традиционно проходит на раскопах в Великом Новгороде в археологической экспедиции МГУ под руководством академика В. Л. Янина. В этом году мы заключили договор на 5 лет о сотрудничестве с Новгородским центром по организации и обеспечению археологических исследований.

Нельзя не отметить, что прошлым летом студентами совместно с профессиональными археологами были сделаны значитель-

ные открытия. Сегодня на факультете уже организован конкурс на право прохождения практики в Новгороде.

Полевые летние практики на естественнонаучных факультетах — это практики по отдельным дисциплинам естественнонаучного цикла, комплексные (интегративные) практики, походы и учебно-методические сборы по спортивным дисциплинам и спортивным играм.

Герценовский университет обладает двумя стационарными базами для проведения полевых практик: это агробиостанция в поселке Вырица, расположенная в 60 км от Санкт-Петербурга в Гатчинском районе Ленинградской области, и геостанция «Железо», находящаяся в Лужском районе Ленинградской области.

Они оснащены жилыми помещениями, столовыми, учебными классами. В 2009 г. на агробиостанции в Вырице началась широкомасштабная модернизация основных фондов — начато капитальное строительство трехэтажного здания, в котором в ближайшем будущем разместятся современное общежитие на 80 человек, конференц-зал, учебные помещения, новая столовая. На этих базах студенты проходят практику по зоологии, ботанике, метеорологии, топографии, геоморфологии, гидрологии, почвоведению, ландшафтоведению и другим дисциплинам в летнее и зимнее время. Станции обладают современным оборудованием (метеостанция, гидрологические скважины, гидрологические посты, топографическое оборудование). Все виды практик обеспечены комплектом необходимой документации. Преподавателями университета разработаны технологические карты, в которых выделены виды учебной деятельности, дано описание видов учебной деятельности, обозначены ожидаемые результаты, формы отчетности и количество баллов за каждое учебное достижение. В ходе работы над технологическими картами особенно сложно было

разрешить определенное противоречие, которое было вызвано сопряжениием традиционно сложившегося подхода к организации практики, к оценке студента и вводимого в учебный процесс компе-тентностного подхода. Это противоречие между полидисциплинарным характером практики, требующим оценки специальных компетенций и необходимостью оценить общепрофессиональные компетенции как ожидаемый результат поставленных интегративных задач.

Оказалось, что в ряде случаев технологические карты практик удобнее всего представлять по модулям (каждый модуль сопровождается отдельной картой), последовательность которых прописывается в рабочих программах практик для студентов.

Принципиально изменились структура и стиль рабочих программ практики для студентов. Рабочая программа для студента при компетентностном подходе должна содержать: обоснование необходимости

практики, написанное в убеждающей и понятной для студентов форме; конкретный перечень видов деятельности, которые должен освоить студент, выполняя задания; перечень специальных умений, которыми необходимо овладеть в процессе прохождения практики (с указанием уровня их усвоения); последовательность выполнения заданий практики. Кроме того, рабочая программа должна указывать сроки и способы текущего и итогового контроля уровня усвоения знаний, уровня сформи-рованности умений. В университете постоянно идет работа над совершенствованием таких программ.

Таким образом, обновленные учебнометодические комплексы практик и образовательные ресурсы стационаров могут успешно использоваться в сетевом взаимодействии вузов.

Так, ресурсы агробиостанции можно использовать при расширении межвузовского сотрудничества в образовательной сфере

в области прикладных разделов биологии (растениеводство, животноводство, рыбоводство, цветоводство и др.); при обеспечении условий для наблюдений в природе, сбора материала, постановки экспериментальных исследований в природных условиях для магистрантов, аспирантов и преподавателей вузов, выполняющих исследования в полевых условиях, а также участвующих в проведении полевых практик; при организация школы-семинара «Ландшафтный дизайн» (оформление альпийских горок, карты центров происхождения культурных растений, выращивание и уход за лекарственными, техническими и медоносными растениями, цветоводство, тепличное хозяйство); при организации программ повышения квалификации: 1) «Методы изучения наземных и пресноводных экосистем в условиях антропогенной нагрузки»; 2) «Оценка состояния пресноводных экосистем методами экологического мониторинга и биоиндикации»; 3) «Динамика биоразнообразия в экосистемах, подвергнутых антропогенному стрессу»; 4) «Принципы создания технологий культивирования живых объектов».

Но университет использует и базы других учебных заведений для проведения практики. В этом отношении следует отметить опыт организации и проведения учебно-исследовательской и научноисследовательской практики студентов, обучающихся по направлению «Естественнонаучное образование» (профиль «Геология» и магистерская программа «Экологогеологическое образование»), которые проходят в Крыму и в странах Северной Европы.

Учебно-исследовательская практика носит комплексный характер и является логическим завершением теоретических курсов профильной подготовки по дисциплинам «Динамическая геология», «Историческая геология», «Палеонтология».

Областью полевого исследования в рамках данной практики является Крымский

полуостров. Основная база практики — геологическая станция Санкт-Петербургского государственного университета в п. Трудо-любовка, окрестности которой являются уникальным геологическим объектом. Это территории, обладающие разнообразием типов горных пород различного возраста с вариативными условиями их залегания; с широким представительством ископаемых организмов и форм рельефа — идеальное место для освоения навыков геологического картирования — основного метода формирования геологического и экологогеологического мышления.

Программа научно-исследовательской практики предусматривает расширение сферы компетенции магистрантов естественнонаучного образования в области эколого-геологических знаний, овладение современными методами геологических, географических, геоэкологических исследований, включая мониторинг природных и природно-хозяйственных систем.

В процессе практики студенты знакомятся с учебным процессом университетов Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии, которые, как и Россия, присоединились к Болонскому процессу. Студенты знакомятся с учебным процессом и научными исследованиями в университетах Хельсинки, Турку, Стокгольма, Упсалы, Копенгагена и Осло.

Установленные в процессе практик связи позволяют регулярно посылать студентов кафедры на стажировки в университеты скандинавских стран.

Особую специфику в организационном и содержательном планах имеют дальние практики студентов-географов: дальняя комплексная практика по физической и экономической географии, историкогеографическая и др.

Наши дальние практики в пределах Российской Федерации организуются при поддержке таких университетов, как Астраханский государственный университет, Астраханский государственный технический

университет, Волгоградский, Воронежский, Красноярский, Нижегородский государственные педагогические университеты, Поволжская государственная социальногуманитарная академия и др. В некоторых случаях эта поддержка проявляется в помощи по размещению студентов и преподавателей, в содействии при организации экскурсий и т. п. Так, студенты Астраханского государственного технического университета, обучающиеся по специальности «Социально-культурный сервис и туризм», работали экскурсоводами с группой студентов нашего университета в рамках своей производственной практики. Такой вид сотрудничества нам видится перспективным — уже сегодня подобные услуги готовы оказывать студенты факультета географии РГПУ им. А. И. Герцена, обучающиеся по магистерской программе «Образовательный туризм».

Герценовский университет также оказывает содействие при организации дальних практик для студентов Красноярского, Воронежского, Петрозаводского педагогических университетов, Московского, Смоленского государственных университетов и других образовательных учреждений.

Примеры такого взаимодействия, безусловно, есть и у других вузов, но нам видится, что настало время перехода на более качественный уровень взаимодействия. Как уже отмечалось выше, это может быть сетевое взаимодействие педагогических вузов по аналогии проектов «Эразмус Мундус», Сетевой университет СНГ, Евразийская ассоциация университетов.

Цель такого проекта состоит не только в повышении качества и привлекательности высшего педагогического образования, укреплении сотрудничества и межвузовских связей, но и в сохранении системы педагогического образования.

Проект сетевого взаимодействия может быть направлен на организацию и реализацию высококачественных совместных программ, в том числе и программ полевых

практик, укрепление межвузовского сотрудничества в области подготовки специалистов высшей квалификации и содействие обмену студентами, проведение совместных научноисследовательских практик с целью подготовки выпускных квалификационных работ.

Нельзя не согласиться с тем, что учебноисследовательские и научно-исследовательские полевые практики предоставляют студентам уникальные условия для профессионального становления. Условия непосредственного общения с живой природой, самостоятельной работы в группе, команде, формирующей коммуникативные умения и навыки, экстремальные условия экспедиции, похода при обеспеченном высококвалифицированном педагогическом сопровождении, несомненно, создают надежную базу становления будущего профессионала в области естественнонаучного образования. Умения и навыки, полученные на полевых практиках, активно используются студентами на педагогической практике в школе при проведении уроков и экскурсий, во внеклассной работе со школьниками. На полевых практиках начинают свою научную деятельность будущие аспиранты кафедр. Эти условия могут быть значительно обогащены формированием сетевого взаимодействия педагогических вузов. Развитие системы практик (как в области организации, так и в области содержания) способствует обеспечению образовательной мобильности студента (его участию в конференциях и конкурсах), а значит, способствует и обеспечению мобильности будущего специалиста на рынке труда.

К примеру, студенты, проходившие культурологическую практику в Кижах, стали участниками Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Молодые исследователи — регионам» в 2008 г. в Вологде, а в марте 2009 г. включились в работу научно-практического семинара на базе Мурманского педагогического университета «Культурный ландшафт приморских регионов: Беломорье».

Результатом практики на Соловках стали дипломные работы студентов факультетов изобразительного искусства, украшающие сегодня интерьеры гостиницы «Петербург» и средней школы на Соловецких островах, выполненные в рамках сотрудничества факультета изобразительного искусства и кафедры декоративно-прикладного искусства с Соловецким музеем-заповедником, о котором уже упоминалось выше.

Таким образом, наш опыт организации и проведения учебных (полевых) и научноисследовательских практик подсказывает и механизмы формирования сети университетов в этой сфере образовательной деятельности. К ним следует отнести: двусторонние соглашения между образовательными учреждениями; создание консорциума (ассоциации) педагогических университетов; создание информационного портала, посвященного сетевому взаимодействию образовательных учреждений, в частности по организации и проведению практик.

Названные механизмы предполагают и возможные уровни интеграции: 1) базовый, когда вуз-партнер имеет доступ к банку данных, размещенному на специализированном портале; 2) ассоциированный, когда вуз-партнер имеет также доступ к образовательным программам, технологиям других вузов, участвует в программах повышения квалификации на «льготных» условиях, имеет возможность использовать материальные ресурсы других учреждений на льготных условиях; 3) корпоративный, когда, помимо вышеуказанных возможностей, вузы совместно разрабатывают совместные сопряженные программы, осуществляют безвозмездный обмен студентами и преподавателями, например, при проведении практик, признают результаты учебных достижений, освоенных в вузах партнерах.

Мы очень надеемся на поддержку и развитие идеи создания сетевого педагогического вуза, а также на ее совместную реализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.