Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
УДК 377:378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ И МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.В. Аганов, Л.А. Нефедьев, Э.И. Низамова, Г.И. Гарнаева1
1 Работа выполнена в рамках Государственного контракта №05.043.12.0013 от 23 мая 2014г.
Аннотация: Целью одного из этапов реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, в рамках которой ведется работа авторов статьи, является развитие сетевых форм получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканальность получения педагогического образования, как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки новых примерных основных образовательных программ. Авторы считают, что успешное внедрение результатов работы в данном направлении позволит повысить качество подготовки учителей физики, а также снизить кадровый дефицит в системе среднего (полного) общего образования, в системе среднего (профессионального) образования Российской Федерации и Республики Татарстан.
Ключевые слова: педагогическое образование, бакалавриат, сетевое взаимодействие, академическая мобильность, модульное обучение, учебный модуль, практико-ориентированное обучение
PEDAGOGICAL TECHNOLOGY AND MODULAR TRAINING IN THE DEVELOPMENT OF EDUCATION
A.V. Aganov, L.A. Nefed'ev, Je.I. Nizamova, G.I. Garnaeva
Abstract: The purpose of one of the stages of the Federal Target Programme for the Development of Education for 2011-2015, in which the authors are working, is: the development of network forms of obtaining teacher education on the basis of new modules and rules undergraduate programs involving multi-channel receiving teacher education as a basis to improve federal educational standards, the development of new sample of basic educational programs. The authors believe that the successful implementation of the results of work in this area will improve the quality of teachers of physics, as well as to reduce the shortage of staff in secondary (complete) general education, in secondary (vocational) education of the Russian Federation and the Republic of Tatarstan.
Keywords: teacher education, bachelor, networking, academic mobility, modular training, training modules, practice-oriented training
Социально-экономические преобразования, происходящие в России, в целом, а также в сфере образования, выявили проблемы повышения качества подготовки будущих специалистов к их профессиональной деятельности на современном рынке труда [4]. В связи с этим обострились вопросы подготовки конкурентоспособных специалистов, соответствующих требованиям инновационного развития экономики и современным потребностям общества. Данные проблемы полностью касаются подготовки специалистов и в области педагогического образования [2]. С присоединением России в сентябре 2003 года к европейской инициативе по согласованию систем образования, начатой Болонской декларацией 1999г. обострился ряд проблем, которые возникли в российском высшем образовании задолго до нее, и являющиеся, в некотором смысле, традиционными. Одной из таких проблем российского высшего образования является проблема обеспечения его качества [6].
Создание внутривузовской системы управления качеством образования, решение вопросов организации учебного процесса, модернизации структуры и содержания реализуемых образовательных программ, внедрения в образовательный процесс современных педагогических технологий являются основой обеспечения высокого уровня качества подготовки специалистов. Более того, без существенного пересмотра форм и методов
1
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
преподавания решение проблемы качества образования малопродуктивно. Соответственно, ставится задача обновления профессионального образования на компетентностной основе путем усиления практической направленности профессионального образования при сохранении его фундаментальности. Практико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных для российского образования фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами [5].
В литературе обоснованы различные принципы практико-ориентированного обучения: обеспечение гибкости и динамичности обновления образовательно-профессиональных программ в целом и по их частям (блокам); реализация академической мобильности, академических свобод в сфере высшего образования; модульность программ и учебных дисциплин; разнообразие форм аудиторной работы и т.п.
Практико-ориентированное обучение - это есть освоение студентами образовательной программы не в аудитории, а в реальном деле, формирование у студентов профессиональных компетенций (как общекультурных, так и профессиональных) за счет выполнения ими реальных практических задач в учебное время [7].
Таким образом, практико-ориентированное обучение предполагает создание в вузе особых форм профессиональной занятости студентов с целью выполнения ими реальных задач практической деятельности по осваиваемому профилю обучения при участии профессионалов этой деятельности. Важность практико-ориентированного обучения неоценима в подготовке конкурентоспособных учителей.
Практико-ориентированное обучение помогает сформировать идеальную модель конкурентоспособной личности будущего специалиста в области образования, а именно, используя разработанную идеальную модель конкурентоспособной личности В.И. Андреева [1], выделим основные аспекты:
практико-ориентированное обучение позволит
- определить мотивы и ценностные ориентации, приоритеты личности, желания заниматься именно этим делом, а не иным (четкость целей и ценностных ориентаций; осознание приоритетов; оптимизм, вера в успех своего дела; стремление к лидерству; стремление к качественному продукту своей деятельности);
- выявить интеллектуальные и деловые качества (креативность, творческий подход к делу; компетентность; уровень профессионализма);
- определить особенности характера и поведения (способность ставить и решать все более сложные задачи и проблемы; трудолюбие; энергичность; способность не останавливаться на достигнутом; способность начатое дело доводить до конца);
- определить коммуникативные способности (коммуникабельность; адаптивность; умение вести переговоры, умение убеждать, эмпатийность);
- определить организаторские способности (способность быть лидером; способность работать в коллективе);
- определить «само» - способность и «само» - процессы (способность к непрерывному саморазвитию, личностному и профессиональному росту; способность к самосовершенствованию, способность к творческой самореализации).
Данные составляющие идеальную модель конкурентоспособной личности специалиста соотносятся с рядом требований в области образовательной деятельности. Поэтому можно провести логическую взаимосвязь между задачами практико-ориентированного обучения и требованиями к профессиональной подготовке будущих педагогов.
На современном этапе развития образования особую актуальность и практическую значимость в рамках подготовки специалистов приобретают два понятия: «педагогическая технология» и «модульное обучение» [3].
Первое связано с новой эрой - «технологической». Она вошла в нашу жизнь на самых разных уровнях, неся новый подход к двум самым сложным изобретениям исторического человека - искусству воспитывать и образовывать юношество и искусству управлять (в первую очередь социальными системами) и вести домашнее хозяйство (экономику). Второе понятие связано с новым педагогическим мышлением и модульным принципом бытия.
2
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
Эффективность модульного обучения связана с его динамичностью, заключающейся в вариативности элементов, модулей, содержания элементов и модулей; гибкость его связана с дифференциацией и индивидуализацией обучения на основе многократно повторяющейся диагностики с целью определения уровня знаний, потребностей, индивидуального темпа деятельности обучаемого. Цели в таком виде обучения формулируются в терминах методов деятельности и способов действий и разделяются на циклы познания и циклы других видов деятельности. Циклы модульного обучения взаимосвязаны с проблемной ситуацией (задачей). Это принципиально новый подход к проектированию образовательного процесса, отражающий направленность компонентов на цель модульного обучения и характер связей между ними.
Применение модульного обучения позволяет не только изложить материал, так называемыми «модулями», но и позволяет студентам приобрести практические знания, умения, навыки необходимые им для дальнейшей успешной деятельности после окончания высшего учебного заведения.
Модульное обучение, возникшее как альтернатива традиционному, интегрирует всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Из программированного обучения заимствуется идея активности обучающегося - четкие действия в определенной логике; постоянная проверка своих действий самоконтролем, индивидуальный темп учебнопознавательной деятельности. Из теории поэтапного формирования умственных действий используется сама ее суть, отраженная в названии. Кибернетический подход обогатил модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью. Психология обогатила обучение рефлексивным подходом. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации обучения, принцип проблемности - всё это интегрируется в основах модульного обучения, в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления процесса.
Технология модульного обучения предполагает постепенный и смыслообразующий переход от одного вида деятельности (получения теоретических знаний) к другой (получение профессиональных навыков и умений). Средствами реализации такого перехода служат активные методы обучения (проблемные лекции, деловые и ролевые игры, ситуационные задачи, лекции-дискуссии и т.д.).
Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими и определяющих общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации. Это принципы модульности, структуризации содержания обучения на обособленные элементы, динамичности, гибкости, осознанности перспективы, разносторонности методического консультирования, паритетности.
Модульное обучение может стать способом повышения мотивации для студентов на достижение высокого результата в учебном процессе.
Повышение качества подготовки педагогических кадров возможно в частности при использовании модульной системы учебного процесса, усилении связи всех компонентов содержания подготовки педагогических кадров с практическими профессиональными задачами педагога, усиление практической направленности подготовки за счет увеличения системы практик, стажировок и активного привлечения представителей организаций работодателя, организацией сетевого взаимодействия образовательных организаций горизонтального и вертикального вида.
Надеемся, что одним из шагов к достижению качественного педагогического образования, соответствующего требованиям инновационного, социально-ориентированного развития Российской Федерации будет выполнение проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - физико-математические науки, физика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия».
В ходе выполнения проекта «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - физико-математические науки,
3
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
физика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия» в рамках задачи «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» по конкурсу на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка и апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - физико-математические науки, физика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия», проводимому в рамках подмероприятия 4.3 «Создание и развитие образовательных кластеров на базе учреждений высшего профессионального образования» мероприятия 4 «Поддержка развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов» задачи 2 «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда» Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в соответствии с решением научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61, были созданы модули основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - физико-математические науки, физика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия.
Модуль гуманитарного, социального и экономического цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -физико-математические науки, физика), предполагающий академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия «Инновационные технологии в образовании» включает следующие дисциплины: «Менеджмент в сфере образовательных услуг»; «Менеджмент в научных исследованиях и высоких технологиях»; «Компьютерные технологии в инновационном обучении иностранным языкам»; «Современные тенденции развития высшего профессионального образования в России и за рубежом»; «Инновационные процессы в образовании»; «Социология управления»; «Основы социальных исследований в сфере образования».
В современных условиях модернизации российского образования меняются цели и задачи, которые ставятся перед школой и педагогами. В современной школе внедряются
инновационные педагогические технологии, которые предусматривают учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как главное условие повышения качества образования, более эффективного использования учебного времени. Модуль «Инновационные технологии в образовании» направлен на обеспечение систематизации студентами имеющихся у них гуманитарных, социальных и экономических знаний в единую научную картину мира, которая позволяет осознать свою культурную идентичность, причастность к общемировому и российскому историческому процессу, способность овладеть технологиями деятельности в
образовательной среде.
Дисциплины «менеджмент в сфере образовательных услуг» и «менеджмент в научных исследованиях и высоких технологиях» направлены на управленческие и экономические аспекты сферы образования и науки и максимально эффективное использование ресурсов этих сфер. Формирование управленческих и экономических компетенций является востребованным современным образованием в условиях развития рыночных механизмов. Знания, полученные при изучении этих дисциплин актуальны для выпускников направления «Педагогическое образование (профиль - физика)», которые, как правило, занимают административные должности в образовательных учреждениях среднего общего образования.
Дисциплина «Компьютерные технологии в инновационном обучении иностранным языкам» является актуальной с точки зрения использования современного подхода к изучению иностранных языков, что актуально для современного студента.
Дисциплины «Современные тенденции развития высшего профессионального образования в России и за рубежом» и «Инновационные процессы в образовании» актуальны для
4
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
студентов, выбравших педагогические специальности, собирающихся работать в сфере образования и придерживающихся современных тенденций в образовании и педагогической деятельности.
Учитель осуществляет миссию, определяющую настоящее и будущее индивида и общества, поэтому дисциплины «Социология управления» и «Основы социальных исследований в сфере образования» важны для будущего учителя, формирующего межличностные отношения учеников и отношения между личностью (учеником) и обществом (классом).
Модули математического и естественнонаучного цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -физико-математические науки, физика), предполагающий академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия «Проблемы современного естествознания» включающий следующие дисциплины: «Введение в физику»; «Векторный и тензорный анализ»; «Методы когерентной и нелинейной оптической спектроскопии»; «Химические системы и экологический риск».
В течение последнего столетия естествознание развивается очень быстро и динамично. Г оризонт научного познания расширился до фантастических размеров. Значительно возросла роль науки в современном обществе. На основе науки рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Модуль «Проблемы современного естествознания» представляет собой комплекс учебных дисциплин, посвященный естественнонаучному и математическому знанию и его роли в образовательной практике, и нацелен на выполнение отечественных и международных требований к профессиональным качествам учителя.
Результаты приема на педагогические направления свидетельствуют о существовании «негативного отбора», когда баллы ЕГЭ абитуриентов в целом и, особенно по физике ниже, чем на других направлениях. В связи с этим дисциплина «Введение в физику» является корректирующим курсом и направлена на подведение знаний студентов по школьной физике к единому уровню, достаточному для начала изучения курсов общей и теоретической физики.
Так как хорошо развитый математический аппарат является необходимым инструментом для результативного изучения разделов курсов общей и теоретической физики, то целесообразно в программу бакалавриата педагогического направления включить дисциплину «Векторный и тензорный анализ», разработанную сотрудниками уникальной кафедры «Теории относительности и гравитации» Института физики КФУ.
В целях углубления и закрепления знаний по курсам «Оптика» и «Квантовая физика» и знакомство с современной проблематикой - была разработана дисциплина «Методы когерентной и нелинейной оптической спектроскопии», которая рассматривает актуальное состояние исследований в области нелинейного поглощения, многофотонных процессов, самоиндуцированной прозрачности и фотонного эха.
Республика Татарстан относится к регионам с развитой химической и нефтехимической промышленностью, поэтому дисциплина «Химические системы и экологический риск» актуальна для будущих учителей региона. Содержание курса направлено на изучение и последующее применение студентами основ и методологических подходов, направленных на решение проблемы обеспечения безопасности и устойчивого взаимодействия человека с природной средой. Даются базовые знания, понятия и представления по техногенным системам и экологическому риску.
Модуль математического и естественнонаучного цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -физико-математические науки, физика), предполагающий академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия «СМАРТ-технологии в физическом образовании», включающий следующие дисциплины: «Интерактивные средства обучения»; «Организация электронной среды обучения»; «Технологии создания электронного образовательного контента»; «Основы дистанционного обучения» и учебную практику модуля (2 недели).
Программа модуля «СМАРТ-технологии в физическом образовании» естественнонаучного и математического цикла направлена на создание элементов новой системы педагогической
5
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
подготовки учителей. Дисциплины модуля ориентированы на формирование компетенций, сформулированных в профессиональном стандарте педагога, т.е. ориентированы на:
- подготовку специалиста, готового работать в логике деятельностного подхода, способного результативно действовать в условиях сетевых форм взаимодействия;
- обеспечение достижения студентами образовательных результатов;
- предоставление студентам возможности иметь адекватное представление об уровне своих достижений на различных этапах освоения ООП;
- создание студентам возможности продемонстрировать свои достижения большему кругу заинтересованных лиц и партнеров.
Основой для разработки программы явились тренды развития современных информационно-телекоммуникационных технологий.
В настоящее время человечество находится на стадии развития, которая получила название постиндустриального или информационного общества. Возможности информационных технологий для человека становятся безграничными, способствуют эффективному решению профессиональных, экономических, а также многих других проблем. Грамотно, профессионально распорядиться сегодняшними техническими и информационными возможностями способны те, кто обладает необходимыми знаниями, позволяющими сориентироваться в новом информационном пространстве. В связи с этим актуальность современных информационных технологий выходит на ведущие позиции, в том числе в связи с внедрением в практику учебно-воспитательного процесса. Информационные технологии дают возможность не только изменить формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформировать и обогатить образовательные парадигмы. Сегодня говорят об изменении содержания образования, о необходимости овладения учащимися информационной культурой - одним из слагаемых общей культуры, понимаемой как высшее проявление образованности, включая личностные качества человека и его профессиональную компетентность.
Исследования в области использования информационных образовательных технологий в профессиональном образовании, ведутся достаточно давно. За это время в учебных заведениях США, Франции, Японии, России и ряда других стран было разработано множество компьютерных систем учебного назначения. Основные направления использования информационно-компьютерных средств в образовании охватывают такие актуальные вопросы как повышение эффективности педагогической, управленческой и научно-исследовательской деятельности. Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач.
Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. При использовании информационных образовательных технологий на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.
В рамках организации образовательного процесса предпочтение отдается интерактивным формам работы, таким как: мастер-классы, дискуссии, круглые столы с участием
работодателей, ведущих педагогов школ, ссузов и вузов и представителей научного сообщества. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса осуществляется в рамках Системы дистанционного обучения (СДО), в которой представлены видеолекции, презентации, текстово-графические и контрольно-диагностические материалы по дисциплинам модуля.
Программа модуля разработана совместно с сотрудниками кафедры Прикладной физики и нанотехнологий физико-математического факультета БГПУ им.М.Акмуллы.
В ходе выполнения проекта были разработаны модули профессионального цикла программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математические науки, физика), предполагающие академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия.
6
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
Модуль «Современная квантовая физика в образовании» профессионального цикла, включающий следующие дисциплины: «Ядерная физика»; «Лабораторный практикум по курсу «Квантовая физика»»; «Практикум по решению задач по курсу «Квантовая физика»»; «Флуктуации и шумы физических процессов».
Изучение современной физики может способствовать достижению педагогических задач, стоящих перед физическим образованием. Механика и электродинамика, будучи физикой макроскопической, предоставляет прекрасные возможности для экспериментальной и конструкторской деятельности учащихся, способствующей развитию творческих и мыслительных способностей.
Переход к познанию микромира и мегамира снижает возможности реализации экспериментальной деятельности учащихся в условиях школьного обучения, однако изучение этих разделов возможно путем компьютерного моделирования процессов и явлений, происходящих в этих областях. Модуль «Современная квантовая физика в образовании» создает связь между математическим формализмом квантовой физики и ее конкретными практическими проявлениями. Основное внимание в модуле уделено физической стороне рассматриваемых вопросов.
Дисциплина «Ядерная физика» направлена на формирование у студентов современного естественнонаучного мировоззрения о строении и свойствах ядра и элементарных частиц.
Раздел квантовая физика является достаточно сложным для студентов, поэтому для достижения лучшего результата обучения реальный физический лабораторный практикум по этому разделу было решено дополнить компьютерным моделированием тех лабораторных работ, выполнение которых в реальном режиме затруднительно или компьютерное моделирование позволяет лучше понять суть процессов, происходящих в эксперименте. Именно такие лабораторные работы легли в основу дисциплины «Лабораторный практикум по курсу «Квантовая физика»». Дисциплина «Практикум по решению задач по курсу «Квантовая физика»» направлена на развитие навыков решения задач по данному разделу.
Дисциплина «Флуктуации и шумы физических процессов» в наибольшей степени способствует интеграции различных образовательных областей, приведению в систему знаний о всевозможных явлениях природы, с последующим применением полученных знаний сначала в учебной, а затем и в практической деятельности. Данная дисциплина призвана раскрыть и предложить широкий спектр методов анализа дискретной временной эволюции сложных систем, выявления их динамических и статистических особенностей.
Модуль «Информационные технологии в инновационной педагогической
деятельности» профессионального цикла, включает следующие дисциплины: «Новые информационные технологии в науке и образовании»; «Система автоматического проектирования»; «Компьютерная графика и дизайн».
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Применение информационных технологий в образовании становится необходимым компонентом деятельности современного педагога. Дисциплины модуля «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности» исследуют проблемы инновационной деятельности, её новые особенности в условиях информатизации общества.
Дисциплина «Новые информационные технологии в науке и образовании» дает теоретические знания о архитектуре компьютера и функционировании основных составляющих его элементов, организации вычислительных сетей. Формирует навыки решения широкого круга задач, использующих компьютер и другие аппаратные и программные средства вычислительной техники, что помогает будущему учителю ориентироваться в современных информационных технологиях.
Знания, умения и навыки, приобретенные в курсах «Система автоматического проектирования» и «Компьютерная графика и дизайн» необходимы для повседневной деятельности учителя физики, поскольку дают умение пространственно мыслить, мысленно представлять форму предметов и их взаимное положение в пространстве, составляют трехмерные модели. Данные дисциплины актуальны в связи с массовой закупкой 3D-
7
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
принтеров в школы Республики Татарстан и необходимостью подготовить кадры, обладающие компетенциями позволяющими внедрять их в учебный процесс.
Модуль «Проектирование учебной работы с использованием современных методов обучения физике» профессионального цикла, включающий следующие дисциплины: «Видеозадачник по физике»; «Совершенствование качества преподавания физики в школе»; «Методология и методы проведения научных исследований в физике».
В современном образовательном процессе целью обучения становится развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе формирования творческого и критического мышления, обеспечение условий такого развития, которое позволило бы каждому раскрыть и полностью реализовать свои потенциальные возможности: физические, духовные и интеллектуальные. Модуль «Проектирование учебной работы с использованием современных методов обучения физике» дает возможность сочетать традиционные методы и приемы обучения и инновационные, ориентированные на использование информационных технологий в процессе обучения физике.
В условиях развития научно-технического прогресса подготовка квалифицированного специалиста подразумевает приобретение им навыков, как самостоятельной научной работы, так и научно-исследовательской деятельности в составе коллектива, что невозможно без овладения методологии и методов научных исследований. Дисциплина «Методология и методы проведения научных исследований в физике» формирует навыки и умения в области методологии научного познания.
Дисциплина «Видеозадачник по физике» направлена на подготовку студентов к профессиональной деятельности преподавателя физики, способности к творческому осмыслению, анализу и применению современных педагогических и информационных технологий, овладению методами решения экспериментальных физических задач.
Для научно-технического прогресса любого государства необходимы хорошо подготовленные специалисты в области фундаментальных и прикладных наук. Основа подготовки таких специалистов закладывается в школе при изучении физики. Анализ результатов ЕГЭ по физике показывает ухудшение знаний школьников по предмету. Поэтому дисциплина «Совершенствование качества преподавания физики в школе» является необходимой для будущего педагога.
Модуль «Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития и социализации личности ученика» из профессионального цикла, включающий следующие дисциплины: «Психология развития личности в безопасной образовательной среде»;
«Психология развития интеллекта в процессе обучения»; «Социализация личности школьника»; «Педагогическое мастерство».
В процессе изучения дисциплин модуля «Психолого-педагогическое проектирование когнитивного развития и социализации личности ученика» из профессионального цикла, систематизируются знания студентов о психологии познавательной сферы учащихся и становлении интеллекта в онтогенезе, создаются условия для выработки компетенций по развитию интеллектуальной сферы в процессе обучения, умения проектировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся; навыки психологопедагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Данный учебный модуль направлен на актуализацию знаний по базовым психологическим дисциплинам на уровне освоения профессионально-педагогических компетенций, содействующих профессиональной самоидентификации личности будущего учителя, формированию готовности к педагогической практике в условиях базовой школы, рассматриваемых в качестве важного компонента профессиональной деятельности будущего педагога. В процессе изучения комплекса дисциплин систематизируются знания о психологии познавательной сферы учащихся и становлении интеллекта, создаются условия для выработки профессиональных компетенций по развитию интеллектуальной сферы в процессе обучения, умения проектировать индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, вырабатываются навыки психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.
Модуль «Проектирование обучения физике с использованием информационнокоммуникационных технологий» из профессионального цикла, включающий следующие
8
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
дисциплины: «Информационные технологии в инновационной педагогической деятельности»; «Проектирование учебной работы с использование видео-задач»; «Мультимедийный телеметрический практикум по физике».
Как правило, в школах отводится недостаточно количество часов на изучение физики и имеется слабая учебно-лабораторная база. Компенсировать данный недостаток и эффективно изучить предмет «Физика» можно с помощью программного обеспечения и материалов (которые можно закупить в любое образовательное учреждение) модуля «Проектирование обучения физике с использованием информационно-коммуникационных технологий» из профессионального цикла. В модуль включен видеозадачник, который содержит видеосъемки экспериментальных задач и объяснения решений. Также в модуль включен мультимедийный телеметрический лабораторный практикум, где видеосъемка экспериментов связана с программным обеспечением позволяющим обрабатывать результаты эксперимента и делать численный и графический анализ и выводы. В этих условиях возможно повысить уровень самостоятельности учеников задав лабораторную работу на дом.
Модуль «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных специалистов в области образования» из профессионального цикла, включающий следующие дисциплины: «Современный лабораторный практикум в преподавании физики»; «Лабораторный практикум по механике и молекулярной физике в классах с углубленным изучением физики»; «Лабораторный практикум по электричеству, магнетизму и оптике в классах с углубленным изучением физики».
Студент - будущий педагог, освоивший модуль «Использование современного лабораторного практикума для подготовки практико-ориентированных специалистов в области образования» из профессионального цикла, будет владеть техникой и методикой проведения демонстрационных опытов и лабораторных работ. Будет демонстрировать навыки работы с учебным, демонстрационным и лабораторным оборудованием. Будет показывать умения связывать теоретические знания по предмету с экспериментом. Изучение данного учебного модуля базируется на использовании лабораторной базы, оснащенной специальным лабораторным и демонстрационным оборудованием фирмы LDidactic (Германия). Выпускники, умеющие работать с этим оборудованием и владеющие методикой преподавания физики, будут особенно востребованы в образовательных учреждениях, где реализуется углубленное обучение физике. При этих условиях легко реализовать сетевое взаимодействие вертикального типа.
На наш взгляд, включение этих модулей в учебный план, апробация их в образовательных учреждениях в условиях сетевого взаимодействия и возможное последующее тиражирование будет более эффективным в целях подготовки носителей новой идеологии и технологии и повышения эффективности Федеральной целевой программы развития образования.
Все разработанные модули включают в себя: учебный план, включающий план и график учебного процесса, данные по бюджету времени (в неделях); рабочие программы с аннотациями учебных дисциплин, календарный учебный график, рабочие программы и учебно-методические материалы учебных дисциплин (курсов, предметов, модулей), систему контроля полученных компетенций обучаемых, фонды оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации, включая программы учебных дисциплин, учебнотематический план изучения дисциплин, содержание разделов учебных дисциплин, учебнометодическое и информационное обеспечение учебных дисциплин (основная и дополнительная литература, Интернет-источники), материально-техническое обеспечение учебных дисциплин, методические рекомендации и план освоения учебных дисциплин.
Основу нормативной базы для разработки материалов модулей и дисциплин составляют:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
2. Рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации субъектам Российской Федерации по подготовке к реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
3. Проект административного регламента исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской
9
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
Федерации в сфере образования, государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере образования.
4. Постановление правительства Российской Федерации «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы» от 15 апреля 2014 г. № 295.
5. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденный распоряжением правительства РФ от 7.02.2011г. № 163 -р.
6. Проект Концепции поддержки развития педагогического образования (одобрен на заседании Комиссии по развитию образования Общественной палаты Российской Федерации (состоялось 10.12.2013 г.)).
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (с изменениями от 31 мая 2011 г.), утвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 788.
8. Проект Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)».
9. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Программы сетевого обучения базируются на многосторонних договорах, как между образовательными организациями, так и между образовательными и иными организациями, что предполагает возможность получения уникальных компетенций и раскрытие личных способностей обучающихся. Это обуславливает необходимость разработки универсального пакета документов, регулирующих механизмы функционирования программ обучения и процесс академической мобильности в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций.
В рамках выполнения работ по проекту был разработан комплект документов (правила, положения, руководства, регламенты), обеспечивающих правовые, методические и финансовые условия, а также правила реализации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки -физико-математические науки, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций: Положение о подготовке обучающихся в бакалавриате; Положение о структуре и содержании учебнометодического комплекса дисциплин; Положение о балльно-рейтинговой системе оценивания уровня знаний студентов; Положение о практике студентов; Инструкция о порядке организации практики студентов; Положение о курсовой работе студентов; Положение о выпускной квалификационной работе студентов; Положение о промежуточной аттестации студентов; Положение об итоговой государственной аттестации студентов; Положение о порядке перевода и восстановления студентов; Положение о порядке предоставления академических отпусков студентам; Положение о порядке предоставления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком и выплате пособий студентам; Положение об академической мобильности; Положение об академическом консультанте, Рекомендации по оформлению учебно-отчетной документации по Федеральным государственным стандартам высшего профессионального образования.
Одним из эффективных инструментов модернизации системы высшего образования в Российской Федерации является разработка конкурентоспособных образовательных программ, построенных на модульном принципе, реализуемых в условиях сетевого взаимодействия. В результате проведения апробации таких программ должны быть определены их сильные и слабые стороны, выявлены недочёты в разработанных УМК,
10
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
определены направления доработок, которые необходимо внести в модульные структуры и тематические планы.
Для успешной организации работ по проведению апробации новых сетевых образовательных программ и модулей необходимы согласованные действия всех сторон: разработчиков УМК, администрации учебных заведений, выбранных в качестве апробационных площадок, преподавателей, проводящих апробацию программ, координаторов апробации, под чьим контролем будет проходить апробация, независимых экспертов, которые будут проводить оценку, обрабатывать собранные результаты и делать экспертные заключения по итогам апробации.
Главным инструментом для координации этих усилий являются Методические рекомендации по апробации разработанных образовательных программ (модулей).
Методические рекомендации затрагивают основные этапы внедрения и апробации новых модулей: разработку и согласование программы и методики апробации, проведение подготовительных мероприятий к проведению апробации, само проведение апробации учебных модулей и образовательных программ, подведение итогов апробации.
Разработанные методические рекомендации включили в себя: критерии отбора
образовательных учреждений, в которых должна быть проведена апробация; программу и план проведения апробации с учетом учебных планов образовательных учреждений; условия проведения апробации, включая кадровые, научно-методические, информационные, материально-технические условия; требования к испытаниям (аттестации) обучающихся - на соответствие их подготовки ожидаемым результатам; критерии оценки эффективности программ по результатам апробации; методику экспертизы программ и УМК по итогам апробации, включающую оценку сетевых программ и результатов освоения соответствующих модулей программ обучающимися учреждений профессионального образования; педагогический и методический анализ учебных дисциплин; формы отчетов преподавателей о реализации учебных дисциплин; примерные критерии для оценки сформированности навыков рефлексии (самооценки) результатов образовательной деятельности студентов; анкету студентов для учета мнений участников апробаций; анкету профессорскопреподавательского состава, внедряющего дисциплины новых модулей в процессе апробации.
Для продолжения работ по проекту в сфере апробации разработанных модулей различных циклов были выполнены следующие виды работ: произведен отбор Вузов, которые соответствуют критериям (Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, Волгоградский государственный социально-педагогический университет); определен необходимый контингент обучающихся, привлекаемых к апробации (200 студентов); составлен план-график проведения апробации; проведен отбор российских и международных экспертов, привлекаемых к участию в апробации; собраны сведения, подтверждающие обеспечение необходимых условий для проведения апробации, включая аудиторный фонд, компьютеры (компьютерные классы), презентационное оборудование, доступ к библиотечным ресурсам, сети Интернет; подготовлен раздаточный материал для каждого участника апробации (включая программу обучения, лекционные материалы и пр.).
На базе выбранных организаций высшего образования проведена апробация новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - физико-математические науки, физика), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия, организовано обучение студентов (200 студентов) в течение одного семестра. Произведен сбор и обработка данных по результатам апробации. Анализ и оценка эффективности предложенных модулей проводились с учетом мнений всех участников апробации, включая студентов и преподавателей. Сформулированы предложения по доработке апробируемых модулей в рамках проектных задач по их усовершенствованию.
Для успешного внедрения разработанных новых модулей программы бакалавриата по направлению: «педагогическое образование», профиль - физика и увеличения доли студентов, обучающихся по программам в условиях сетевого взаимодействия и, увеличения доли преподавателей обеспечивающих академическую мобильность в условиях сетевого
11
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
взаимодействия образовательных учреждений необходимо разработка программы, организация и проведение курсов повышения квалификации профессорскопреподавательского состава и персонала учебно-методических служб.
Для успешной апробации модулей в различных образовательных учреждениях в условиях сетевого взаимодействия и возможного дальнейшего тиражирования разработанных материалов, необходимо подготовить кадры, компетентные в вопросах создания учебных планов с использованием модульного подхода и реализации их в условиях сетевого взаимодействия с организацией академической мобильности студентов, понимающие роль практико-ориентированной подготовки специалистов в соответствии с Профессиональным стандартом педагога.
Соответственно этому, при разработке программы повышения квалификации в рамках данной тематики, авторами делались акценты как на рассмотрении самого понятия сетевого взаимодействия и вопросов его практической организации и сопровождения, проектирования и реализации основных профессиональных образовательных программ бакалавриата, так и на ряде вопросов психолого-педагогического и технологического обеспечения образовательной деятельности, менеджмента образования.
Большое внимание организаторами было уделено режиму и форме проведения занятий, а также подбору преподавательских кадров и групп слушателей из вузов-перспективных партнеров на этапе апробации сетевых отношений. Такой подход обеспечил формирование особого целостного «поля компетенций» слушателей, состоящего из части, посвященной принятым в России стратегическим подходам к развитию образования, части командообразования и формирования эффективных рабочих групп, части профессиональной (преподавательской, творческой) эрудиции, части психолого-педагогического направления и, наконец, основной части «Конструирование и внедрение новых учебных модулей программы бакалавриата в образовательный процесс вуза». Итоговым шагом повышения квалификации было представление группами слушателей своих наработок по рассмотренным в рамках программы вопросам, обсуждение полученных результатов и сделанных ими в процессе проектной деятельности заключений и практических выводов.
Чрезвычайно важно, что на всем протяжении обучения слушатели работали в сформированных в самом начале программы группах по созданию собственного и совместного интеллектуального продукта, как модели результата деятельности в рамках сетевого взаимодействия. В конце обучения были организованы аттестационные мероприятия. Аттестация проходила в форме представления слушателями творческого эссе или реферата по направлению программы. На основании результатов аттестации по освоению программы выданы удостоверения о повышении квалификации установленного образца.
Аналогичные проекты выполняются по разным направлениям подготовки бакалавров и магистров. На наш взгляд успешное завершение проектов позволит внести существенные изменения в систему высшего профессионального образования. Эти изменения позволят повысить качество выпускников вузов, осуществляющих подготовку кадров по педагогическому направлению. Новые образовательные программы, разработанные в контексте модульного подхода, будут способствовать приведению педагогических кадров в соответствие с требованиями профессионального стандарта педагога.
Литература:
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.
2. Батанина И.А. Многоуровневая система образования: особенности и перспективы / И.А Батанина // Успехи современного естествознания. - 2008. - № 7. - С. 107-108.
3. Булин-Соколова Е.И., Обухов А.С., Семенов А.Л. Будущее педагогическое образование. /Направление движения и первые практические шаги / Е.И. Булин-Соколова, А.С Обухов, А.Л. Семенов // Психологическая наука и образование. 2014. - №3.- С.207-226.
4. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей /А.Г. Каспржак // Вопросы образования. -2013.-№4.- С.261-282.
5. Каспржак А.Г., Калашников С. П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей / А.Г. Каспржак, С.П. Калашников // Психологическая наука и образование. Москва. 2014. - №3. - С. 87-104.
12
Казанский педагогический журнал. 2015. № 3
6. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования РФ /А.А. Марголис // Психологическая наука и образование.-2014. -№ 3.- С. 41-57.
7. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров /А.А. Марголис // Психологическая наука и образование.- 2014. -№3. - С. 105-126.
References:
1. Andreev V. I. Konkurentologija: uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo razvitija konkurentosposobnosti / V. I. Andreev. - Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2004. - 468 s.
2. Batanina I.A. Mnogourovnevaja sistema obrazovanija: osobennosti i perspektivy / I.A. Batanina // Uspehi sovremennogo estestvoznanija. - 2008. - № 7. - S. 107-108.
3. Bulin-Sokolova E.I., Obuhov A.S., Semenov A.L. Budushhee pedagogicheskoe obrazovanie. /Napravlenie dvizhenija i pervye prakticheskie shagi / E.I. Bulin-Sokolova, A.S Obuhov, A.L. Semenov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. №3. S.207-226.
4. Kasprzhak A.G. Institucional'nye tupiki rossijskoj sistemy podgotovki uchitelej /A.G. Kasprzhak// Voprosy obrazovanija. 2013. №4. S.261-282
5. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S. P. Prioritet obrazovatel'nyh rezul'tatov kak instrument modernizacii programm podgotovki uchitelej / A.G. Kasprzhak, S.P. Kalashnikov // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. Moskva. 2014. №3. S. 87-104.
6. Margolis A.A. Problemy i perspektivy razvitija pedagogicheskogo obrazovanija RF /A.A. Margolis // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. № 3. S. 41-57.
7. Margolis A.A. Trebovanija k modernizacii osnovnyh professional'nyh obrazovatel'nyh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskih kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozhenija k realizacii dejatel'nostnogo podhoda v podgotovke pedagogicheskih kadrov /A.A. Margolis // Psihologicheskaja nauka i obrazovanie. 2014. №3. S. 105-126.
Сведения об авторах:
Аганов Альберт Вартанович (Казань), доктор химических наук, профессор, директор Института физики, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Нефедьев Леонид Анатольевич (Казань), доктор физико-математических наук, профессор, заведующий, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Низамова Эльмира Ильгамовна (Казань), старший преподаватель, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Гарнаева Гузель Ильдаровна (Казань), кандидат физико-математических наук, доцент, кафедра образовательных технологий в физике, Казанский (Приволжский) федеральный университет
Information on authors:
Aganov A.V. (Kazan), doctor of chemical Sciences, Professor, Kazan (Volga region) Federal University
Nefed’ev L.A. (Kazan), doctor of physico-mathematical Sciences, Professor, head, Kazan (Volga region) federal university
Nizamova J.I. (Kazan), senior lecturer, Kazan (Volga region) federal university
Garnaeva G.I. (Kazan), candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor, Kazan (Volga region) federal university
13