УДК 37.013
А.А. ТОЛСТЕНЕВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация
ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СЕТЕВОЙ ФОРМЕ
Аннотация. В статье приведены результаты апробации новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - экономика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия Новосибирского и Нижегородского педагогических университетов. В статье приведена структура созданной партнерской сети, проведен педагогический и методический анализ модулей, прошедших апробацию, даны рекомендации по их совершенствованию и предложены пути развития модульного подхода к построению образовательных программ в системе педагогического образования. Реализация образовательных модулей потребовала их интеграции в учебные планы Нижегородского государственного педагогического университета без потери содержания, придав имеющимся учебным планам структурную насыщенность. Таким образом, была достигнута 100%-ная согласованность учебных планов, что открывает дальнейшие возможности для реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия.
Ключевые слова, партнерская сеть, образовательный модуль, сетевое взаимодействие, методический и педагогический анализ, универсальный бакалавриат.
A.A. TOLSTENEVA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
THE INTERIM RESULTS AND THE WAYS TO IMPLEMENT THE PROGRAMS TEACHER TRAINING IN NETWORK FORM
Abstract. The paper presents the results of approbation of new modules primary educational undergraduate specialties Group expanded education and pedagogy (training areas-economics), involving academic mobility of students of universities in terms of networking of Novosibirsk and Nizhny Novgorod pedagogical universities. The article describes the structure of established affiliate networks, conducted pedagogical and methodical analysis modules have passed testing, recommendations for improvement and suggested ways for the development of a modular approach to building educational programs in teacher education system. The implementation of educational modules require their integration into the curricula of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, with no loss of content, giving the existing curriculum structure saturation. Thus, it was achieved 100% consistency of curriculum, opening further opportunities for the implementation of educational programs in terms of networking.
Keywords: affiliate network, an educational module, network communication, methodical and pedagogical results analysis, generic baccalaureate.
Подготовка будущих педагогов к профессиональной деятельности в режиме сетевого взаимодействия вуза с другими образовательными организациями позволяет целенаправленно включать студентов в многообразную практику развития сферы образования. Ключевой проблемой организации сетевого взаимодействия становится
дискретное построение вариативной образовательной траектории. Реализация образовательной траектории на базе опорных образовательных организаций может протекать в форме мастер-классов, семинаров по изучению инновационного опыта, научно-практических конференций, диалога с участниками образовательного процесса посредством форумов, электронной почты, интернет-конференций и т.п.
В ходе реализации программы модернизации педагогического образования РФ и в рамках соглашений с вузами-партнерами ФГБОУ ВПО НГПУ им. К.Минина принял участие в проекте «Апробация новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направления подготовки - экономика), предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия» в 2014-2015 учебном году.
В реализации модулей принимали участие студенты, обучающиеся по направлениям подготовки:
- Педагогическое образование: профиль Технология и экономика;
- Профессиональное обучение (по отраслям): профиль Экономика и управление.
Апробация осуществлялась при изучении модулей общекультурной, информационно-
коммуникационной и психолого-педагогической подготовки.
Целью организации сетевого взаимодействия являлось обеспечение качественного высшего образования путем формирования сетевого взаимодействия за счет использования новых информационно-коммуникационных, педагогических технологий и объединения ресурсов участников сети.
Задачи, решаемые в ходе организации обучения в условиях сетевого взаимодействия:
1. Повышение качества подготовки студентов за счет применения в учебном процессе перспективных методических разработок, информационных ресурсов и использование оптимальной материальной базы образовательного процесса.
2. Расширение образовательных возможностей студентов, включая возможность формирования индивидуальных образовательных траекторий и получения дополнительного образования.
3. Обмен передовым опытом профессорско-преподавательского состава вузов-участников сетевого взаимодействия, создание условий для эффективного профессионального взаимодействия, нацеленного на совершенствование системы образования РФ.
4. Широкое привлечение к образовательному процессу организаций-партнеров, сопричастных к формированию будущего педагога, создающих условия для профессиональной и квазипрофессиональной деятельности студентов.
Нами предложены следующие этапы реализации образовательных модулей в условиях сетевого взаимодействия: подготовительный, организационный, образовательный, оценочно-рефлексивный.
Подготовительный этап осуществляется при реализации первого модуля учебного плана, построенного в соответствии с моделью, обеспечивающей реализацию новых модулей основной образовательной программы бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия.
Таблица 1 - Сроки реализации этапов
Этап Сроки
Подготовительный Семестр, предшествующий реализации первого модуля учебного плана
Организационный Семестр, предшествующий реализации очередного модуля
Образовательный В период реализации модуля
Оценочно-рефлексивный 1 месяц после завершения изучения модуля
Содержание деятельности при реализации этапов. На подготовительном этапе необходимо:
- Формирование рабочей группы по проведению апробации модуля.
- Создание рабочей группы из представителей администрации и преподавателей, осуществляющих реализацию программы.
- Назначение ответственного за апробацию модуля (супервизора) и академического консультанта.
- Проведение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
- Уточнение учебных планов с целью интеграции образовательных модулей в зависимости от выбранной модели реализации образовательных модулей.
- Создание партнерской сети.
- Заключение договоров с организациями-партнерами на сетевую форму организации обучения, организацию практик и т.д.
На организационном этапе:
- Разработка и согласование плана-графика проведения апробации.
- Формирование расписания занятий.
- Организационное собрание со студентами.
- Подготовка приказа на зачисление студентов на изучение образовательного модуля.
- Регистрация преподавателей и студентов в системе электронного дистанционного обучения по преподаваемым и изучаемым курсам.
- Ознакомление преподавателей с формой отчетности по итогам реализации модуля. На образовательном этапе:
- Организация входного тестирования и анкетирования студентов.
- Реализация учебного процесса в соответствии с утвержденным учебным планом и составленным расписанием как в режиме контактной работы с преподавателем, так и в электронной образовательной среде.
- Проведение промежуточных совещаний с преподавателями, реализующими модуль.
- Организация текущей информационной, консультативной и методической поддержки.
На оценочно-рефлексивном этапе:
- Организация аттестации студентов по дисциплинам модуля.
- Организация анкетирования студентов по оценке сформированности навыков рефлексии.
- Подготовка отчетов преподавателей о реализации учебных дисциплин.
- Подготовка педагогического и методического анализа учебных дисциплин.
- Формирование отчетной документации по итогам апробации модуля.
- Подготовка и выдача сертификатов для студентов, успешно освоивших модуль. При апробации новых модулей в НГПУ им. К. Минина была создана партнерская сеть
(рисунок 1).
Рисунок 1 - Состав партнёрской сети
Реализация образовательных модулей потребовала их интеграции в учебные планы Нижегородского государственного педагогического университета, без потери содержания, придав имеющимся учебным планам структурную насыщенность. Таким образом, была достигнута 100%-ная согласованность учебных планов, что открывает дальнейшие возможности для реализации образовательных программ в условиях сетевого взаимодействия.
Изучение модулей осуществлялось как по структуре: 1 семестр - 1 модуль, так и с распределенными на 2 семестра модулями, например, модуль общекультурной подготовки изучался в первом семестре, модули информационно-коммуникационной и психолого-педагогической в течение двух и более семестров.
Интеграция образовательных модулей в реализуемые учебные планы позволила:
- реализовывать модульный подход к обучению без использования дополнительных временных ресурсов;
- осуществить образовательный процесс в рамках требований к организации учебного процесса.
Интегрированные образовательные модули имеют модульно-накопительную структуру. Учебный модуль представляет собой относительно самостоятельную учебную единицу и включает в себя:
- несколько учебных дисциплин базового и вариативного блоков;
- практику, в ходе которой студенты исследуют различные аспекты будущей профессиональной деятельности;
- итоговый контроль, который в рамках ОПОП является промежуточной аттестацией и представляет собой междисциплинарное испытание (экзамен, защита проекта и др.).
Остановимся подробнее на выделенных элементах модулей. Значительный выбор вариативных дисциплин позволил обеспечить индивидуальные образовательные запросы студентов и реализовать вариативные образовательные траектории, что отчасти разрешает противоречие между необходимостью обеспечения вариативных образовательных траекторий и трудностью реализации этой задачи при изучении интегрированного образовательного модуля.
Для образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование: технология и экономика» предусмотрены различные по содержанию, продолжительности, месту в программе и условиям реализации виды практик (таблица 2). Задачи практик направлены на активизацию социально-профессиональной и личностной позиции будущего педагога в реальных условиях определенной организации.
Таблица 2 - Виды практик
Наименование практики (вид) Модуль
Социокультурная Общекультурной подготовки
Психолого-педагогическая Психолого-педагогической подготовки
Педагогическая ИКТ-подготовки
Методико-технологической подготовки
Экономическая Экономической подготовки
Практика является обязательной составляющей каждого учебного модуля. В отличие от традиционных подходов практика имеет новое содержание, структуру и организацию. Практика обеспечивает интеграцию теоретической и практической подготовки студента с приоритетным статусом удовлетворения потребностей образовательных организаций города и региона [1].
Итоговый контроль по модулю сочетает возможность его реализации в рамках традиционного учебного процесса с инновационным подходом проведения междисциплинарного экзамена или иной формы аттестации.
Оценивая общекультурный и психолого-педагогический модули образовательной программы преподаватели, реализующие дисциплины в рамках сетевого взаимодействия, отмечали, что:
1. Представленная программа позволяет сформировать у студентов целостную систему знаний по дисциплинам модуля, при этом и в должной мере содержательная сторона программы коррелирует с формами работы студентов над материалом, что позволяет дифференцировать образовательный процесс и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории в рамках курсов.
2. Новизна представленной программы во многом определяется именно попыткой практикоориентировать курсы, направить их на развитие познавательного интереса и когнитивных способностей студентов.
3. Представлены интересные формы самостоятельной работы студентов; методы и приемы, активизирующие познавательную деятельность обучающихся; обязательная рефлексия по каждому занятию, использование информационно-коммуникационных технологий и создание специального сайта преподавателя.
4. Помимо обязательных форм отчетности студентов - образовательного минимума, разработчики предлагают широкий спектр заданий к каждой теме курсов с учетом интересов и направленности личности учащегося.
В качестве рекомендаций отмечено, что:
1. Программа может быть усилена детализацией и дифференциацией процедур оценки отчетных материалов студентов.
2. Дискуссионной является последовательность изложения дисциплин модулей.
3. Необходимо сбалансировать количество часов, отведенных на самостоятельную и аудиторную работу, а также оптимизировать содержательный компонент модуля в целях снижения информационного перенасыщения учебного материала.
4. Шире применять информационные и коммуникационные технологии, элементы дистанционного обучения [2].
Особо отмечены следующие положительные моменты программы в целом:
- современность представленной программы, соответствие целей, задач программы основным положениям, сформулированным в Концепции модернизации педагогического образования, требованиям ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога, требованиям к результатам освоения ОПОП;
- оптимальное соотношение широты охвата проблем и глубины усвоения предметного учебного материала;
- гармоничное соотношение теоретических и практических компонентов программы;
- внутренняя согласованность замысла и способов реализации программы;
- адекватность предложенных авторами методов обучения и форм контроля образовательных результатов;
- связность элементов программы как внутри отдельных модулей, так и между отдельными модулями образовательной программы.
В целом программа оптимальна по содержанию и требованиям стандарта направления подготовки «Педагогическое образование: технология и экономика» и соответствует уровню современного развития состояния гуманитарного знания, что фактически делает ее универсальной и позволяет заложить основы формирования программы «универсального бакалавриата» для педагогических специальностей, что является новым шагом в развитии системы педагогического образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс] .URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz 1 dhebdg0bs2m.xn--p 1 ai/projectcodes/show/22
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/70291362/
3. Голубева О.В., Лебедева Т.Е., Толстенева А.А. Социокультурная практика: опыт апробации и направления развития сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://www.science-education.ru/128-21626 (дата обращения: 15.09.2015).
4. Груздева М.Л. Сетевая команда изменений как средство реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С.137-142.
5. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
6. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г.
7. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: методическое пособие / Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова, Е.Л. Агеева, М.Л. Груздева, Н.С. Гуртовая, М.А. Картавых, С.Н. Каштанова, И.А. Конева, А.А. Лекомцева, Е.Н. Перевощикова. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2014. 119 c.
8. Попов И.П., Сьянова Т.Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012.
9. Смирнова Ж.В. Использование современных образовательных технологий сетевого взаимодействия в преподавании общетехнических дисциплин // Модернизация
педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. - Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С. 192-195.
10. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия.
H.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С. 195-198.
11. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. №4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
12. Bekkutov A.M., ^matova G. Fоrmatiоn оf infоrmatiоn culture оf pupils // European inference оп Educatron and Applied Psychоlоgy 5th Internatronal scientific inference. 2014. С. 182-186.
13. Lоpatina N.V. The mоdem infоrmatiоn culture and infоrmatiоn warfare // Scientific and Technical Infоrmatiоn Processing. 2014. Т. 41. № 3. С. 155-158.
14. V^kur A.I. Informat^n technоlоgies in culture and educatron: image processing issues Mоdern // Applied Science. 2015. Т. 9. №5. С. 314-322.
15. Steinwachs K. Informat^n and culture - the impact оf natronal culture оп informat^n processes // .^urnal оf Informat^n Science. 1999. Т. 25. №3. С. 193-204.
REFERENCES
I. Proekt modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya [[The project of modernization of teacher education]]/ Available at: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projectcodes/show/22 (accessed 01.10.2015) (in Russian)
2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended)]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 01.10.2015) (in Russian).
3. Golubeva O.V., Lebedeva T.E., Tolsteneva A.A. Sotsiokul'turnaya praktika: opyt aprobatsii i napravleniya razvitiya setevogo vzaimodeystviya [The socio-cultural practices: the experience of testing and development trends of networking]. Sovremennyeproblemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-21626 (accessed 15.09.2015) (in Russian).
4. Gruzdeva M.L. Setevaya komanda izmeneniy kak sredstvo realizatsii setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Network command changes as a means of implementing networking educational institutions]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i apro-batsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologi-cheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh
napravleniy podgotovki) v usloviyakh se-tevogo vzaimodeystviya [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new program modules undergraduate at the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (direction training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im.K.Minina, 2015, pp.137-142 (in Russian).
5. Gruzdeva M.L., Zajceva S.A. Razrabotka distancionnyh kursov obuchenija kak podgotovka studentov-pedagogov k rabote v inkljuzivnom obrazovanii [The development of distance learning courses as preparation of students-teachers to work in inclusive education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4 (accessed 10.12.2015) (in Russian).
6. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti s is-pol'zovaniem setevykh form realizatsii obrazovatel'nykh programm: [Guidelines on the organization of educational activities with the use of network forms of educational programs]. Prilozhenie kpis'mu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28.08.2015 g. (In Russian)
7. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Ageeva E.L., Gruzdeva M.L., Gurtovaya N.S., Kartavykh M.A., Kashtanova S.N., Koneva I.A., Lekomtseva A.A., Perevoshchikova E.N. Pedagogika i psikhologiya potentsial'nykh vozmozhnostey. Proektiro-vanie modulya "Estestvennonauchnye osnovy soprovozhdeniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya": metodicheskoe posobie [Pedagogy and Psychology potential. Design module "Pure foundations support of persons with disabilities": teaching aid]. N.Novgorod, NGPU im.K.Minina, 2014, 119 p. (In Russian)
8. Popov I.P., S'yanova T.Yu. Razrabotka modul'nykh struktur setevykh obrazovatel'nykh programm gornogo profilya [The development of the modular structure of a network of educational programs mountain profile]. Materialy II mezhdunar. nauch. konf. Aktual'nye voprosy sovre-mennoy pedagogiki [Materials of the II International scientific conference Actual problems of modern pedagogy].Ufa, Leto, 2012. (In Russian)
9. Smirnova Zh.V. Ispol'zovanie sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy setevogo vzaimodeystviya v prepodavanii obshchetekhnicheskikh distsiplin [The use of modern educational technology networking in teaching technical disciplines]. Modernizatsiya peda-gogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mo-bil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (direction training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im.K.Minina, 2015, pp. 192-195 (in Russian).
10. Tolsteneva A.A., Golubeva O.V. Opyt realizatsii programm podgotovki pedagogiche-skikh kadrov v setevoy forme [Experience in the implementation of training programs for teachers in the form of a network]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontek-ste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obra-zovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki -Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedago-gicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v
usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (training direction - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im.K.Minina, 2015, pp. 195-198 (in Russian).
11. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distancionnoj sistemy MOODLE [Organization of independent work of students using a remote system MOODLE]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014. no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).
12. Bekkulov A.M., Normatova G. Formation of information culture of pupils [Formation of information culture of pupils] European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference [European Conference on Education and Applied Psychology 5th International scientific conference]. 2014, pp. 182-186.
13. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare [The modern information culture and information warfare], Scientific and Technical Information Processing, 2014, t. 41, no. 3,pp. 155-158.
14. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern [Information technologies in culture and education: image processing issues Modern] Applied Science, 2015, t. 9, no. 5, pp. 314-322.
15. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes [Information and culture - the impact of national culture on information processes] Journal of Information Science, 1999, t. 25, no. 3, pp. 193-204.
© Толстенева A.A., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Толстенева Александра Александровна - доктор педагогических наук, профессор, декан факультета управления и социально-технических сервисов, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tolstenev25@yandex. ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Tolsteneva Alexander Alexandrovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the dean of Faculty of Management and socio-technical services, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: tolstenev25@yandex.ru