УДК 37.013
М.Л. ГРУЗДЕВА1
'Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация
РЕАЛИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ
Аннотация. В статье описан опыт сетевого взаимодействия вузов в рамках разработки и апробации модулей основных образовательных программ в процессе реализации Проекта модернизации педагогического образования. Для реализации этого проекта предложено создать в вузах-участниках сетевые команды изменений - временного трудового коллектива, в который входят педагогические работники нескольких организаций, заключивших между собой договора о сетевом сотрудничестве. Цель создания сетевой команды: изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий студентов при использовании ресурсов нескольких образовательных организаций. В статье определены управленческие роли, права и обязанности участников сетевой команды изменений. В статье указано на то, что разработка образовательных модулей для Банка образовательных модулей должна производиться в рамках совместных основных профессиональных образовательных программ, а также определены критерии отбора образовательных организаций для реализации ОПОП в сетевой форме.
Ключевые слова: сетевое взаимодействие, сетевая команда изменений, модуль основной образовательной программы, Банк модулей.
M.L. GRUZDEVA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
REALIZATION OF NETWORK INTERACTION BETWEEN UNIVERSITIES
Abstract. The article describes the experience of networking of universities in the development and testing of IO-modules of basic educational programs in the implementation of the project of modernization of teacher education. To implement this project proposed to create in the participating universities network commands from Applications, - the temporary workforce, which includes teaching staff of several organizations that have concluded among themselves about the network collaboration agreement. The purpose of the network command: Changing the organization of educational process to be able to build individual educational trajectories of students using the resources of several educational organizations.
The article identified defined management roles, rights and responsibilities of the network changes in the team. The article pointed out that the development of training modules for the Bank of educational modules must be carried out in a joint major professional educational pro-grams, as well as the selection criteria identified educational organizations for the implementation of OPOP in network form.
Keywords: network communication, network command changes, module the basic educational program, Bank of modules.
Развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования является одной из важнейших задач образовательной политики государства. Сегодня под сетевым взаимодействием понимается система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающая доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариатив-
ность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий [2].
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина совместно с вузами-партнерами из Москвы, Казани, Новосибирска и других городов России является участником Проекта модернизации педагогического образования. Одной из целей Проекта является развитие сетевых форм получения педагогического образования на основе новых модулей и правил реализации программ бакалавриата, предполагающих многоканаль-ность получения педагогического образования, как основы для совершенствования федеральных образовательных стандартов, разработки новых примерных основных образовательных программ [1].
В течение 2014-2015 гг. вузы-участники проекта разрабатывали новые модули основных образовательных программ, которые были апробированы в вузах-соисполнителях проекта. При взаимодействии в рамках апробации модулей между участниками проекта образовались устойчивые горизонтальные связи. Вузы-участники предоставили друг другу собственные образовательные ресурсы с целью повышения результативности и качества образовательного процесса. Уникальность сетевого взаимодействия заключалась также и в том, что каждый участник сетевого взаимодействия предлагал свои идеи, не дублируя друг друга, а дополняя, внося свой вклад в общий конечный результат: модернизацию педагогического образования.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федера-ции»[2] сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность ее освоения обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Задачами сетевого обучения в рамках Проекта модернизации педагогического образования являются:
- подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;
- повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;
- внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий региона.
В процессе реализации мероприятий проекта были разработаны модульные образовательные программы. При разработке модульных структур в рамках данного проекта мы исходили из того, что модульная образовательная технология - это последовательность процедур реализации законченной единицы образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных компетенций с помощью оптимизированного комплекса педагогических технологий, включающего процедуры мониторинга процесса обучения, контроль знаний и умений, обучающихся на выходе. Модульная образовательная технология включает в себя комплекс различных педагогических технологий, зависит от профиля подготовки кадров и должна проектироваться под конкретные условия обучения [10]. Все учебные программы строились гибко, в виде набора модулей, на основе потребности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости; основное содержание программ ориентировалось на реальную трудовую деятельность, выраженную в конкретных заявках и пожеланиях работодателей; методы обучения преимущественно были ориентированы на практическую деятельность обучающихся, в первую очередь, в рамках осваиваемых компетенций, роль преподавателя - организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения обучающимися практических работ и заданий; оценка результатов обучения заключается в освоении определенных
компетенций, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности в соответствии с профессией/специальностью [9].
Одним из результатов Проекта модернизации педагогического образования является План создания общедоступной открытой «библиотеки модулей ОПОП» подготовки педагогов (рисунок 1). Понятно, что эта библиотека модулей возможна при переходе вузов на модульную структуру организации учебного процесса.
Основное условие повышение качества подготовки педагогов (достижение целей проекта) - создание общедоступной открытой «библиотеки» модулей ОПОП подготовки педагогов
При
переходе
модульной
структуре
организации учебного процесса реализуется идея его модернизации: от совокупности учебных дисциплин - к последовательности учебных мероприятий, объединенных в
тематические целостные разделы или блок и. То есть, происходит перестройка
организации (структуры) обучения и учения
При этом, качество подготовки педагогов обеспечивается за счет того, что будет создана общедоступная «библиотека» модулей ОПОП подготовки педагогов, в
каждом из которых:
- Точно формулируются проверяемые образовательные результаты, ориентированные на стандарт педагога;
- Описаны формы организации образовательного процесса, обеспечивающие достижение этих результатов;
- Разработаны инструменты оценки промежуточного и итогового контроля уровня достижений будущих педагогов.
Рисунок 1 - Из презентации результатов Проекта модернизации педагогического образования
Наряду с Проектом модернизации педагогического образования, в 2014-2015 гг. в Нижегородском государственном педагогическом университете был разработан и запущен проект «Конфигуратор личного успеха», который нацелен на обеспечение образовательной потребности человека и позволяет пользователю прогнозировать свое профессиональное развитие в течение всей жизни. Целью проекта является создание информационно-образовательного сервиса Мининского университета, пользуясь которым человек сам может выбрать образовательную траекторию своего обучения, являясь абитуриентом, студентом вуза или дипломированным специалистом. План жизненного пути и профессиональной карьеры необходим человеку, который хочет быть конкурентоспособным, добиться успеха, придать
определенное направление течению жизни, желает почувствовать себя хозяином своей судьбы.
Структурно проект «Конфигуратор личного успеха» разделен на три взаимосвязанных блока: личный кабинет абитуриента, личный кабинет студента, личный кабинет специалиста.
Личный кабинет абитуриента позволит оптимальным путем определить предрасположенность к той или иной профессии, узнать все о формах и направлениях обучения и т.п. Личный кабинет студента выполнен в виде сервисной книжки студента и содержит всю информацию, необходимую студенту для успешной учебы в вузе (расписание, электронную зачетную книжку, портфолио, образовательные модули студента, полезные ссылки и т.п.). Личный кабинет специалиста позволит получать дополнительное образование в Мининском университете и вузах-партнерах.
С точки зрения сетевого взаимодействия нас интересует блок «Личный кабинет студента», в котором есть сервис «Мои образовательные модули». Идея состоит в том, что студент сам выбирает определенное количество модулей в семестр, таким образом выстраивая свой личный индивидуальный образовательный маршрут.
Причем, как видно из рисунка 2, модули делятся на два вида: обязательные модули и модули по выбору. Список модулей, обязательных к изучению в этом семестре, студент изменить не может. Модули по выбору он выбирает из выпадающего списка до тех пор, пока не наберет нужное количество зачетных единиц.
Выполнив задачу создания Банка образовательных модулей для нашего вуза, мы предлагаем создать сетевой Банк образовательных модулей, из которых студент может выбрать в начале семестра образовательные модули не только своего вуза, но и вузов-партнеров.
^ Обязательные модули:
^ Модули по выбору Выбрать
^ Модуль 3 ^ Модуль 4 .... Всего выбрано ЗЕ
-^ Выбрать вуз Список вузов-партнеров,
^ Модуль 1 -► реализующих модуль 1
^ Модуль 2 ...
-► Выбрать вуз Список вузов-партнеров,
Всего ЗЕ __ -► реализующих модуль 2
-^ Выбрать вуз Список вузов-партнеров, реализующих модуль 3
--^ -►
Выбрать вуз Список вузов-партнеров, реализующих модуль 4
-►
Рисунок 2 - Выбор модулей в начале семестра
Для выполнения этой задачи предполагается создание сетевой команды ОПОП - временного трудового коллектива, в который входят педагогические работники нескольких организаций, заключивших между собой договора о сетевом сотрудничестве. Цель создания сетевой команды: изменение организации учебного процесса для возможности построения индивидуальных образовательных траекторий студентов при использовании ресурсов нескольких образовательных организаций.
Для качественной реализации проекта определена структура сетевой команды изменений: модератор сетевой команды изменений, модульные группы сетевой команды изменений, состоящие из лидера и членов группы.
Модератор сетевой команды изменений - руководитель команды, который планирует, осуществляет руководство и координацию деятельности всех функциональных секторов команды (модульных групп) на всех этапах проекта, обеспечивает их согласованность.
Лидер модульной группы сетевой команды изменений - организует работу по проекту в конкретном образовательном учреждении, несет ответственность за своевременное и качественное выполнение работ педагогами, работающими в сетевой команде изменений.
Член модульной группы сетевой команды изменений - педагоги конкретного общеобразовательного учреждения, которые сосредоточены на выполнении практической деятельности по разработке и реализации образовательных модулей в условиях сетевого взаимодействия.
Модератор сетевой команды изменений выполняет следующие обязанности:
- формирует сетевую команду изменений;
- организует виртуальные заседания, направленные на повышение профессиональной компетентности педагогов в соответствии с планом работы;
- своевременно оформляет документацию;
- обеспечивает согласованность в работе модульных групп;
- осуществляет взаимодействие с внешними участниками проекта для эффективной и своевременной его реализации, привлекает необходимые для реализации проекта ресурсы;
- осуществляет коммуникацию с лидерами и субъектами модульных групп с целью мониторинга проекта, принятия решений по ходу работ и т.д.;
- дает оценку участия каждого участника в достижении целей, стоящих перед командой проекта.
Лидер модульной группы сетевой команды изменений выполняет следующие обязанности:
- мотивирует педагогов на работу в сетевой команде изменений, формирует сплоченную, работоспособную, с высокой отдачей модульную группу и организует ее деятельность;
- обеспечивает методическое сопровождение членов модульной группы;
- взаимодействует с модератором проектной команды;
- отслеживает качество работы членов модульной группы сетевой команды изменений. Продуктом деятельности сетевой команды изменений является:
- синхронизация учебных планов и календарных учебных графиков;
- разработка и апробация новых образовательных модулей для реализации их в условиях сетевого взаимодействия;
- координация обучения студентов по индивидуальным образовательным траекториям по разработанным ими модулям.
Разработка образовательных модулей для Банка модулей должна производиться в рамках совместных основных профессиональных образовательных программ. Совместная основная профессиональная образовательная программа - это единая программа двух (или более) образовательных организаций с полностью синхронизированными учебными планами и календарными учебными графиками и с четко прописанной ответственностью участников за предоставляемый ресурс на каждом из этапов ее реализации.
Разработка и утверждение совместной образовательной программы требует выполнения ряда последовательных шагов:
1. Обоснованный выбор образовательных программ для совместной разработки.
2. Формирование сетевой команды двух или нескольких организаций. Повышение квалификации участников команды для эффективного использования лучших отечественных и зарубежных практик проектирования образовательных программ в рамках сетевого взаимодействия.
3. Разработка сетевой командой модульной структуры основных профессиональных образовательных программ для совместной реализации.
4. Наличие (или создание) в каждой организации - участнике проекта электронной образовательной среды для сетевой реализации образовательных программ, включающей материально-техническое, учебно-методическое и другие виды обеспечения образовательной деятельности.
5. Разработка образовательного контента, в том числе для реализации дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
6. Разработка и апробация механизма реализации сетевых форм обучения с использованием дистанционных образовательных технологий.
Нами выделены следующие критерии отбора образовательных организаций для реализации основных профессиональных образовательных программ в сетевой форме:
1. Модульные учебные планы основных профессиональных образовательных программ.
2. Наличие в вузе системы дистанционного обучения.
3. Наличие Банка образовательных модулей.
4. Наличие Открытой копилки видеозаписей лекций и семинаров ведущих ученых вуза.
Можно выделить несколько положительных моментов при организации сетевого взаимодействия:
1. Использование сетевого взаимодействия для инновационного развития образовательного учреждения позволяет преодолеть ограниченность взаимодействия личными связями и приводит к появлению новых форм взаимодействия.
2. Новая позиция педагога как соразработчика позволяет ему увидеть значимость инновационной деятельности, что оказывает влияние на вовлеченность в инновационную деятельность большего количества педагогов и руководителей.
3. При сетевом взаимодействии выстраивается новая форма совместной организации повышения квалификации, которая строится вокруг предмета коллективных разработок.
4. Создание сети образовательных учреждений при реализации инновационных проектов предполагает и создание единой информационной системы для инновационного развития образовательных учреждений.
5. Управление сетевым взаимодействием требует создания сетевой команды, которая организует сопровождение и поддержку сетевого взаимодействия. Координирует действия сетевой команды модератор образовательного проекта.
6. Использование сетевого взаимодействия позволяет расширить масштаб внедрения новых разработок, выйти на более высокий уровень, в том числе и федеральный.
ЛИТЕРАТУРА
1. Проект модернизации педагогического образования [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80aaacgdafieaexjhz 1 dhebdg0bs2m.xn--p 1 ai/projectcodes/show/22
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/70291362/
3. Груздева М.Л. Сетевая команда изменений как средство реализации сетевого взаимодействия образовательных учреждений // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей
программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С.137-142.
4. Груздева М.Л., Зайцева С.А. Разработка дистанционных курсов обучения как подготовка студентов-педагогов к работе в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
5. Методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ: Приложение к письму Министерства образования и науки РФ от 28.08.2015 г.
6. Папуткова Г.А. Педагогика и психология потенциальных возможностей. Проектирование модуля «Естественнонаучные основы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья»: методическое пособие / Г.А. Папуткова, И.Ф. Фильченкова, Е.Л. Агеева, М.Л. Груздева, Н.С. Гуртовая, М.А. Картавых, С.Н. Каштанова, И.А. Конева, А.А. Лекомцева, Е.Н. Перевощикова. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. 119 с.
7. Попов И.П., Сьянова Т.Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). Уфа: Лето, 2012.
8. Самерханова Э.К., Имжарова З.У. Сетевая электронная школа для абитуриентов как модель сетевого взаимодействия в системе «школа - вуз» [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2015. №3. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=3 (дата обращения 10.12.2015)
9. Смирнова Ж.В. Использование современных образовательных технологий сетевого взаимодействия в преподавании общетехнических дисциплин // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2015. С. 192-195.
10. Толстенева А.А., Голубева О.В. Опыт реализации программ подготовки педагогических кадров в сетевой форме // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2015. С. 195-198.
11. Толстенева А.А., Винник В.К., Терехина О.С., Кривенкова Е.Н., Куликов А.А. Организация самостоятельной работы студентов с использованием дистанционной системы MOODLE [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (дата обращения 10.12.2015)
12. Юматова Э.Г. Теоретические принципы создания информационно-предметной среды обучения студентов строительных вузов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №5. URL: http://www.science-education.ru/128-21637 (дата обращения 10.12.2015)
13. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare // Scientific and Technical Information Processing. 2014. T. 41. №3. C. 155-158.
14. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern // Applied Science. 2015. T. 9. №5. C. 314-322.
15. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes // Journal of Information Science. 1999. T. 25. №3. C. 193-204.
REFERENCES
1. Proekt modernizatsiipedagogicheskogo obrazovaniya [The project of modernization of teacher education]. Available at: http://xn--80aaacgdafieaexjhz1dhebdg0bs2m.xn--p1ai/projectcodes/show/22 (accessed 01.10.2015) (in Russian).
2. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii" (s izmeneniyami i dopolneniyami) [Federal Law of December 29, 2012 N 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (as amended)]. Available at: http://base.garant.ru/70291362/ (accessed 01.10.2015) (in Russian).
3. Gruzdeva M.L. Setevaya komanda izmeneniy kak sredstvo realizatsii setevogo vzaimo-deystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Network command changes as a means of implementing networking educational institutions]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i apro-batsii novykh moduley programm ba-kalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie pod-gotovki - Spetsial'noe (defektologi-cheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgo-tovki) v usloviyakh se-tevogo vzaimodeystviya. [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy "(the direction of training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015, pp.137-142 (in Russian).
4. Gruzdeva M.L., Zajceva S.A. Razrabotka distancionnyh kursov obuchenija kak podgotovka studentov-pedagogov k rabote v inkljuzivnom obrazovanii [The development of distance learning courses as preparation of students-teachers to work in inclusive education]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=4 (accessed 10.12.2015) (in Russian).
5. Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii obrazovatel'noy deyatel'nosti s is-pol'zovaniem setevykh form realizatsii obrazovatel'nykh programm [Guidelines on the organization of educational activities with the use of network forms of educational programs]. Prilozhenie k pis'mu Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 28.08.2015 g. (in Russian)
6. Paputkova G.A., Fil'chenkova I.F., Ageeva E.L., Gruzdeva M.L., Gurtovaya N.S., Kartavykh M.A., Kashtanova S.N., Koneva I.A., Lekomtseva A.A., Perevoshchikova E.N. Pedagogika i psikhologiya potentsial'nykh vozmozhnostey. Proektiro-vanie modulya "Estestvennonauchnye osno-vy soprovozhdeniya lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya": metodicheskoe posobie [Pedagogy and Psychology potential. Design module "Pure foundations support of persons with disabilities": teaching aid]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2014, 119 p. (In Russian)
7. Popov I.P., S'yanova T.Yu. Razrabotka modul'nykh struktur setevykh obrazovatel'nykh programm gornogo profilya [The development of the modular structure of a network of educational programs mountain profile]. Materialy II mezhdunar. nauch. konf. Aktual'nye voprosy sovre-
«EecTHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 2
mennoypedagogiki [Materials of the II International scientific conference Actual problems of modern pedagogy].Ufa, Leto, 2012. (In Russian)
8. Samerkhanova E.K., Imzharova Z.U. Setevaya elektronnaya shkola dlya abiturientov kak model' setevogo vzaimodeystviya v sisteme «shkola - vuz» [Network E-school students as a model for networking in the system "school - high school"]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2015&issue=3 (accessed 10.12.2015) (in Russian).
9. Smirnova Zh.V. Ispol'zovanie sovremennykh obrazovatel'nykh tekhnologiy setevogo vzaimodeystviya v prepodavanii obshchetekhnicheskikh distsiplin [The use of modern educational technology networking in teaching technical disciplines]. Modernizatsiya peda-gogicheskogo obra-zovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vse-rossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh mod-uley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mo-bil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya. [Modernization of pedagogic-cal education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new program modules undergraduate at the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (the direction of training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015, pp. 192-195 (in Russian).
10. Tolsteneva A.A., Golubeva O.V. Opyt realizatsii programm podgotovki pedagogiche-skikh kadrov v setevoy forme [Experience in the implementation of training programs for teachers in the form of a network]. Modernizatsiyapedagogicheskogo obrazovaniya v kontek-ste global'noy obrazovatel'noy povestki: sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obra-zovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki - Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedago-gicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" ( direction of training - Special (defectological) education) involving academic mobility of students of pedagogical profile universities (non-teaching areas of training) in terms of networking]. N.Novgorod, NGPU im. K. Minina, 2015, pp. 195-198 (in Russian).
11. Tolsteneva A.A., Vinnik V.K., Terehina O.S., Krivenkova E.N., Kulikov A.A. Organizacija samostojatel'noj raboty studentov s ispol'zovaniem distancionnoj sistemy MOODLE [Organization of independent work of students using a remote system MOODLE]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/archive/?year=2014&issue=4 (accessed 01.10.2015) (in Russian).
12. Yumatova E.G. Teoreticheskie printsipy sozdaniya informatsionno-predmetnoy sre-dy obucheniya studentov stroitel'nykh vuzov [Theoretical principles of information and substantive learning environment of students building schools]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 5. Available at: http://www.science-education.ru/128-21637 (accessed 10.12.2015) (in Russian).
13. Lopatina N.V. The modern information culture and information warfare [The modern information culture and information warfare], Scientific and Technical Information Processing, 2014, t. 41, no 3, pp. 155-158.
«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 2
14. Vinokur A.I. Information technologies in culture and education: image processing issues Modern [Information technologies in culture and education: image processing issues Modern] Applied Science, 2015, t. 9, no 5, pp. 314-322.
15. Steinwachs K. Information and culture - the impact of national culture on information processes [Information and culture - the impact of national culture on information processes] Journal of Information Science, 1999, t. 25, no 3, pp. 193-204.
© Груздева М.Л., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Груздева Марина Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой технологий сервиса и технологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Gruzdeva Marina Leonidovna - Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of technology service and technology education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizh-ny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]