ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.1
МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА
© Евгений Анатольевич АЛИСОВ
Московский городской педагогический университет, г. Москва, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики, заместитель директора института педагогики и психологии образования по научной работе, e-mail: [email protected]
Как одно из актуальных и востребованных направлений масштабной модернизации высшего педагогического образования, характеризуется модульная технология построения образовательных программ. Новые ориентиры системы высшего педагогического образования требуют качественных изменений в содержании и организации образовательного процесса в современной высшей школе. В условиях внедрения профессионального стандарта особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной - зачастую попытки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений. Реализация модульной технологии иллюстрируется на примере образовательного модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе». Модуль соответствует задачам разработки и апробации программ профессиональной (педагогической) магистратуры со встроенной долгосрочной практической стажировкой в образовательных организациях; усиления связи всех компонентов содержания подготовки (предметных, психолого-педагогических, информационно-технических) с практическими профессиональными задачами педагога, сформулированными в Концепции поддержки развития (модернизации) педагогического образования. Качественно разработанный эффективный модуль должен одновременно удовлетворять интересам всех сторон проектируемого и реализуемого образовательного процесса. В качестве ближайшей перспективы перед университетами стоит задача создания системы универсальных обучающих модулей, которые можно интегрировать в разные образовательные программы бакалавриата и магистратуры.
Ключевые слова: модуль; профессиональный стандарт; педагогическое образование; сетевое взаимодействие; образовательная программа.
DOI: 10.20310/1810-0201 -2016-21 -3/4( 155/156)-7-13
В настоящее время уточнены ряд требований к условиям реализации основных профессиональных образовательных программ высшего педагогического образования. Утвержден профессиональный стандарт педагога, включающий в качестве обобщенных педагогических функций педагогическую деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; основных общеобразовательных
программ [1]. Ожидается очередная редакция, модернизация Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), задающая векторы качественной модернизации всей системы педагогического образования.
В сложившейся ситуации особую актуальность приобретает проблема выявления ключевых регулятивов, значимых организационных аспектов, ценностных приоритетов технологического обеспечения процесса педагогического образования. Эту проблему нельзя считать решенной - зачастую попыт-
ки обозначения факторов, определяющих эффективность организации педагогического образования, носят бессистемный, эклектичный характер. Однако важность продолжения таких изысканий не вызывает сомнений
[2; 3].
Разработка образовательных программ высшего педагогического образования на основе модульной технологии и ориентация их на освоение будущими педагогами трудовых действий, как цели и результата обучения, призвана обеспечить выполнение ряда современных требований к высшему педагогическому образованию. Этим требованиям в полной мере отвечает модульное обучение, позволяющее «гибко строить содержание из блоков-модулей, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся. Обучающие, в свою очередь, получают возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе» [4]. Под модулем понимается комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин, программ практик, оценочных средств, методических материалов, включенных в состав образовательной программы и направленных на достижение заданного результата.
Разрабатываемый модуль должен соответствовать требованиям:
- ФГОС ВО (ФГОС ВО 3+) и профессионального стандарта;
- разработки и апробации образовательных программ со встроенной долгосрочной практической стажировкой;
- усиления связи всех компонентов содержания подготовки с практическими профессиональными задачами.
Соответствие требованиям профессионального стандарта находит свое воплощение в конструируемой системе овладения трудовыми функциями, представленной:
- подсистемой профессионально-ориентированной практической подготовки;
- подсистемой практико-ориентирован-ной теоретической подготовки.
Условиями реализации основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) выступают:
- интеграция результатов ФГОС ВО и профессионального стандарта по схеме: функция - действие - компетенция (знание, умение, владение) - обобщенный (интегрированный) результат (субъект профессиональной деятельности);
- вариативность содержания;
- сетевое взаимодействие.
Сетевое взаимодействие высшей школы с другими общественными институтами и структурами реализуется, в частности, в форме социального партнерства. Социальное партнерство в образовании выстраивается на принципах добровольности, взаимовыгодности, взаимоподдержки, взаимоответственности, межведомственного характера взаимодействия, а также использования договора как формы, стимулирующей ответственность субъектов партнерства за результат взаимодействия. В качестве социальных партнеров образовательного учреждения выступают: другие образовательные учреждения (в т. ч. профессионального, дополнительного образования), общественные и религиозные организации, научные организации, представители производства и бизнеса, организации культуры и спорта, средства массовой информации и пр.
Повысить эффективность социального партнерства может ряд обстоятельств:
- создание информационного банка данных потенциальных социальных партнеров образовательных организаций;
- систематизация и обобщение запросов образовательных учреждений в организации взаимодействия с социальными партнерами на основе необходимости удовлетворения базовых потребностей (социального обеспечения функционирования педагогического процесса);
- выработка путей и форм модернизации взаимодействия системы образования и Русской православной церкви (на уровне округа, региона) с целью оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания детей и молодежи;
- стимулирование деятельности потенциальных социальных партнеров за счет предложения грантовых программ и проектов, обеспечивающих финансовую, право-
вую, организационную поддержку различных вариантов социального взаимодействия;
- оформление заказа на разработку научно-педагогического сопровождения организационно-методических аспектов социального партнерства в контексте современных типичных ситуаций региональных и локальных сообществ.
В качестве принципов построения образовательного модуля обозначаются:
- реализация логики деятельностного подхода;
- направленность на подготовку к профессиональной деятельности в условиях сетевых форм взаимодействия;
- универсальность, позволяющая интегрировать его в разные образовательные программы;
- целостность, когерентность;
- соответствие новейшим достижениям науки, практики, образовательным технологиям;
- синергетический эффект;
- возможность выбора модуля исходя из трудовых функций.
Обобщающие результаты реализации деятельностного подхода к проектированию и реализации основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки «Педагогическое образование»:
- для обучающегося - построение индивидуальной образовательной траектории освоения трудовых действий (функций); практико-ориентированное обучение в рамках сетевого взаимодействия; повышение конкурентоспособности в результате овладения трудовыми действиями (функциями);
- для вуза - возможность использования библиотеки модулей при определении содержания ОПОП; возможность оперативно реагировать на новые тренды рынка труда; новые конкретные преимущества на рынке образовательных услуг, привлечение абитуриентов;
- для образовательной организации -партнера по сетевому взаимодействию: возможность подбора профессиональных кадров на стадии их обучения; влияние на содержание образовательных программ; возможность участия в подготовке профессиональных кадров в статусной роли наставника.
Педагогическое супервизорство (наставничество) как форма организации образова-
тельного процесса в условиях углубленной профессионально-ориентированной практики студентов - будущих педагогов, нацеленная на совместную выработку личного уникального знания в конкретной педагогической ситуации и личностного роста обеих сторон -супервизора и супервизируемого - рассматривается в контексте модернизации педагогического образования в качестве одной из перспективных, потенциально апробируемых в рамках конкретных проектов. Задачами таких проектов, в частности, могут выступать:
- анализ существующего историко-педагогического опыта наставничества, рассмотрение функций педагогического супер-визорства, содержания деятельности обучающихся, педагогов-наставников и руководителей профессионально-ориентированной практики студентов - будущих педагогов;
- разработка концепции педагогического супервизорства, на основе которой реально создать, апробировать и внедрить модель педагогического супервизорства в условиях углубленной профессионально-ориентированной практики студентов - будущих педагогов;
- проектирование методики подбора педагогов-наставников (на основе квалификационных и функциональных требований), курирующих деятельность обучающихся в условиях углубленной профессионально-ориентированной практики;
- проведение курсов повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Основы педагогического супервизорства в условиях профессиональной подготовки учителя» (с вариативными модулями);
- формирование единого профессионального сообщества педагогов-исследователей и педагогов-практиков.
Квалификационными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются:
- наличие высшего образования по профилю;
- наличие практического опыта деятельности (не менее 5 лет);
- повышение квалификации (за последние 3 года);
- наличие опыта подготовки участников олимпиад, конкурсов и т. д.;
- наличие опыта подготовки и организации олимпиад, конкурсов и т. д.;
- публикации за последние 3 года (по проблеме изучения).
Функциональными требованиями к педагогу-супервизору базы практики являются:
- разработка и согласование с координатором практики от университета учебно-методической документации (программа практики с указанием задач профессионального модуля и соотносимых с ними профессиональных компетенций и трудовых действий, содержание и планируемые результаты практики; формы оформления заданий по практике; контрольно-измерительные материалы по оценке сформированности профессиональных компетенций и трудовых действий и т. д.);
- знакомство практикантов с образовательной организацией;
- проведение инструктажа по охране труда и контроль за соблюдением правил техники безопасности и правил внутреннего распорядка, установленных в организации;
- составление совместно с обучающимся и координатором практики от университета индивидуального плана с поэтапным формированием профессиональных трудовых действий («смотрю - повторяю - делаю»);
- демонстрация профессиональных трудовых действий в соответствии с профессиональным стандартом педагога и содержанием модуля;
- обеспечение необходимых условий для формирования профессиональных компетенций и отработки профессиональных трудовых действий;
- регулярное консультирование практикантов по вопросам выполнения трудовых действий, предусмотренных программой практики и содержанием модуля;
- анализ и оценивание уровня сформи-рованности трудового действия и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержанием модуля;
- составление письменного отзыва о результатах практической подготовки обучающегося к выполнению профессиональных трудовых действий и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта и содержани-
ем модуля с качественной и количественной оценкой;
- внесение предложений по совершенствованию организации и содержания практической подготовки обучающихся [5].
Покажем вариант конкретного разработанного образовательного модуля на примере модуля основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Учитель основного общего образования) по теме «Проектирование образовательной деятельности в основной школе».
Необходимость оперативного реагирования педагогического образования на задачи модернизации общего образования актуализирует лежащий в основе построения модуля проектно-развивающий подход как теоретико-методологическую стратегию деятельности по развитию системы основного общего образования в ходе достижения ею нового качественного состояния.
В структуре модуля используется блочное построение видов (концентрированной, рассредоточенной и стажерской) профессионально-ориентированной практической подготовки.
Разработанный модуль ориентирован на востребованность потребителями образовательных услуг и рынком труда в образованных, нравственных, предприимчивых людях, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладают конструктивностью и динамизмом, а также чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое и культурное процветание. В качестве потенциальных преподавателей учебных дисциплин модуля, помимо квалифицированных кадров профессорско-преподавательского состава вуза, могут выступать учителя основной школы высшей категории, сотрудники научно-исследовательских организаций, занимающиеся решением вопросов проектирования инновационных моделей образования.
Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» предназначен для адресных групп выпускников бакалавриата (как педагогического, так и непедагогического / как прикладного, так и ака-
демического); специалистов, работающих в системе основного общего образования.
Реализация модуля «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» соответствует модели развития вуза как базового центра подготовки педагогических кадров и одновременно исследовательского центра естественно-научного и социально-гуманитарного образования, деятельность которого ориентирована на опережающие научные исследования, их определяющее влияние на содержание учебного процесса и инновационный подход к обеспечению устойчивого развития в условиях уровневого образования; приоритетность фундаментального образования, сочетающегося с гибкой адаптацией к динамично меняющимся потребностям государства, общества и личности.
Содержание дисциплин модуля ориентировано на конкретные области знания и виды деятельности учителя основного общего образования, реализующего ФГОС основного общего образования, что и определяет предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающихся и требования к результатам ее освоения, особое внимание при подготовке уделено реализации логики деятельностного подхода, направленности на подготовку к профессиональной педагогической деятельности в условиях сетевых форм взаимодействия. Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» в практике подготовки учителей основного общего образования предполагает совокупность научно обоснованных мер по подготовке будущих магистров к организации и внедрению проектных видов и форм деятельности школ и субъектов образовательного пространства, нормативно-правовому обеспечению развития системы на основе согласования целей личности (обучающихся, педагогов, родителей) с целями общественного развития. На основе деятельностного подхода к педагогическому проектированию образовательной деятельности в основной школе предполагается получение социально и педагогически значимых результатов (создание новых востребованных элементов в системе основного общего образования, повышение качества основного общего образования, повышение личностной активности
обучающихся и профессиональной активности педагогов в творческой и инновационной деятельности, развитие процессов самоорганизации и самоуправления в основном общем образовании).
Модуль характеризуется выраженной степенью универсальности решения ключевых проблем педагогического проектирования образовательной деятельности, позволяющей интегрировать его в разные образовательные программы укрупненной группы направлений подготовки 44.00.00 Образование и педагогические науки.
Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» основной профессиональной образовательной программы разработан в соответствии с ФГОС ВО, состоит из обязательной и вариативной части. Базовая часть образовательной программы является обязательной и обеспечивает формирование у обучающихся компетенций, установленных образовательным стандартом. Вариативная часть модуля направлена на расширение и углубление компетенций, установленных образовательным стандартом, а также профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Модуль «Проектирование образовательной деятельности в основной школе» определяет развитие ФГОС ВО по направлениям проектирования основной образовательной программы основного общего образования, формированию и развитию универсальных учебных действий в основной школе.
Инновационность модуля заключается:
а) в составе учебных дисциплин, не представленных ранее, а именно: Формирование универсальных учебных действий в основной школе; Методы проектирования образовательных систем; Внеурочная деятельность в основной школе; Проектирование личност-но-ориентированного образовательного процесса в основной школе; Организация социально-педагогической поддержки детей подросткового возраста; Проектирование системы педагогического сопровождения одаренных детей; Реализация интегративного подхода к организации образовательной деятельности в основной школе; Методика пла-
нирования воспитательной работы в основной школе;
б) в структуре и соотношении базовой и вариативной части, предполагающей две адресных группы обучающихся (имеющих педагогическое образование и не имеющих педагогического образования);
в) в компоновке практики, которая предусматривается до и после изучения учебных дисциплин и определяет содержательную практическую направленность модуля;
г) в содержательном наполнении специализированного практикума, задающего прикладные ориентиры аудиторной работы обучающихся;
д) в соответствии содержания используемых образовательных технологий модуля профессиональному стандарту педагога, где каждая учебная дисциплина интегрирована с практикой и направлена на формирование профессиональных действий учителя;
е) в использовании проектно-развиваю-щего подхода к образовательным результатам, что реализовано в структуре формирования опыта профессионально-педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом учителя.
Магистрант после завершения обучения по программе модуля должен быть готов к реализации трудовых функций в областях: «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях основного общего образования» и «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ».
В качестве ожидаемых изменений реализации модульной технологии подготовки педагогов в соответствии с требованиями профессионального стандарта можно обозначить:
- смещение акцентов в образовательном процессе в сторону практической подготовки;
- интеграцию ресурсов образовательных организаций сетевого взаимодействия;
- создание новой образовательной системы.
Список литературы
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольно-
го, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». URL: http://www.rosmintrud.ru/ docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 06.02.2016).
2. Алисов Е.А. Современные ориентиры повышения эффективности реализации высшего педагогического образования // Педагогическое образование: вызовы XXI в. / под общ. ред. Н.Е. Мажара: в 2 т. Смоленск, 2014. Т. 2. С. 184-189.
3. Шаршов И.А., Макарова Л.Н. Проблема взаимодействия субъектов образовательного процесса в контексте реализации функции двойного опережения системы педагогического образования // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 5-6 (27-28). С. 339-342.
4. Борисова Н.В., Кузов В.Б. Методология модульного обучения и формирования модульных программ (отчет об исследовательской работе). М., 2005. С. 3-7.
5. Алисов Е.А. Модель углубленной профессионально-ориентированной практики магистрантов направления подготовки «Педагогическое образование» в условиях сетевого взаимодействия // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2015. Вып. 1 (141). С. 38-45.
References
1. Professional'nyj standart "Pedagog (pedagogicheskaja dejatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshhego, osnovnogo obshhego, srednego obshhego obrazovanija) (vospitatel', uchitel') ". Available at: http://www. rosmintrud. ru/docs/mintrud/orders/129 (accessed 06.02.2016).
2. Alisov E.A. Sovremennye orientiry povyshenija jeffektivnosti realizacii vysshego pedagogi-cheskogo obrazovanija. Pedagogicheskoe obrazovanie: vyzovy XXI v.: v 2 t. Smolensk, 2014, vol. 2, pp. 184-189.
3. Sharshov I.A., Makarova L.N. Problema vzaimodejstvija sub#ektov obrazovatel'nogo processa v kontekste realizacii funkcii dvojnogo operezhenija sistemy pedagogicheskogo obrazovanija. Social'no-jekonomicheskie javleni-ja i processy - Social and economic phenomena and processes. Tambov, 2011, no. 5-6 (27-28), pp. 339-342.
4. Borisova N.V., Kuzov V.B. Metodologija mo-dul'nogo obuchenija i formirovanija modul'nyh programm (otchet ob issledovatel'skoj rabote). Moscow, 2005, pp. 3-7.
5. Alisov E.A. Model' uglublennoj professional'no-orientirovannoj praktiki magistrantov napravlenija podgotovki "Pedagogicheskoe
obrazovanie" v uslovijah setevogo vzaimodejstvija. Vestnik Tambovskogo universi-teta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities. Tambov, 2015, no. 1 (141), pp. 38-45.
Поступила в редакцию 10.03.2016 г. Received 10 March 2016
UDC 378.1
MODULE TECHNOLOGY OF TEACHERS' PREPARATION ACCORDING TO OCCUPATIONAL STANDARDS REQUIREMENTS
Evgeniy Anatolevich ALISOV, Moscow City Teachers' Training University, Moscow, Russian Federation, Doctor of Pedagogy, Professor of General Institute Theory and History of Pedagogy Department, Deputy Director of Pedagogy and Psychology of Scientific Work Education Institute, e-mail: [email protected]
Module technology of educational programs creation as one of the actual and demanded directions of large-scale modernization of the higher pedagogical education is characterized. New reference points of system of the higher pedagogical education demand high-quality changes in contents and the organization of educational process in the modern higher school. In the conditions of introduction of the professional standard special relevance is acquired by a problem of identification of key regulatives, significant organizational aspects, valuable priorities of technological support of process of pedagogical education. This problem cannot be considered as solved - often attempts of designation of the factors defining efficiency of the organization of pedagogical education have unsystematic, eclectic character. However, importance of continuation of such researches does not raise doubts. Realization of modular technology is illustrated on the example of the educational module "Design of Educational Activity at the Basic School". The module corresponds to problems of development and approbation of programs of a professional (pedagogical) magistracy with the built-in long-term practical training in the educational organizations; strengthening of all communication components of content preparation (subject, psychology and pedagogical, information and technical) with practical professional tasks of the teacher, formulated in the Concept of support of development (modernization) of pedagogical education. Qualitatively developed effective module has to satisfy at the same time to interests of all parties of the projected and realized educational process. As the near-term outlook universities faced a problem of creation of system of the universal training modules which can be integrated into different educational programs of a bachelor degree and a magistracy.
Key words: module; occupational standard; pedagogical education; network interaction; educational program.
DOI: 10.20310/1810-0201-2016-21-3/4(155/156)-7-13