Научная статья на тему 'Проект "клинические базы практик" в условиях сетевого взаимодействия колледжа и вуза'

Проект "клинические базы практик" в условиях сетевого взаимодействия колледжа и вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Катышева Наталья Михайловна

В статье исследуются подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования в условиях клинической практики. Ключевым моментом в организации практики студентов является сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. В настоящем исследовании иллюстрируется опыт реализации проекта «Клиническая практика» в рамках договора о сетевом взаимодействии между Нижегородским губернским колледжем и Мининским университетом. Системообразующим элементом является проектная деятельность студентов на базе ресурсного центра колледжа. Образовательный проект по окончании практики проходит процедуру защиты с участием потенциальных работодателей. По итогам защиты проект получает рекомендации по внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Консультативное сопровождение проекта обеспечивается студентами участниками клинической практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белинова Наталья Владимировна, Катышева Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROJECT “CLINICAL BASE TRAINING” IN THE NETWORKING CONDITIONS BETWEEN A COLLEGE AND A UNIVERSITY

The article considers approaches to training pre-school teachers in the clinical practice. The key point in the organization of student practice is networking of educational institutions of secondary vocational and higher education. This study illustrates the experience of the project "Clinical practice" in the framework of the agreement on networking between the Nizhny Novgorod Province College and Minin University. The backbone is project activity of students on the basis of college resource center. The educational project at the end of practice undergoes the procedure of expertise with the involvement of potential employers. As a result of the expertise the project gets recommendations for implementation in the educational process of preschool educational organizations. Project Advisory support is provided by the students participants of clinical practice.

Текст научной работы на тему «Проект "клинические базы практик" в условиях сетевого взаимодействия колледжа и вуза»

УДК 378

Н.В. БЕЛИНОВА 1, Н.М. КАТЫШЕВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2Нижегородский губернский колледж, Нижний Новгород, Российская Федерация

ПРОЕКТ «КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ ПРАКТИК» В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОЛЛЕДЖА И ВУЗА

Аннотация. В статье исследуются подходы к профессиональной подготовке будущих педагогов дошкольного образования в условиях клинической практики. Ключевым моментом в организации практики студентов является сетевое взаимодействие образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования. В настоящем исследовании иллюстрируется опыт реализации проекта «Клиническая практика» в рамках договора о сетевом взаимодействии между Нижегородским губернским колледжем и Мининским университетом. Системообразующим элементом является проектная деятельность студентов на базе ресурсного центра колледжа. Образовательный проект по окончании практики проходит процедуру защиты с участием потенциальных работодателей. По итогам защиты проект получает рекомендации по внедрению в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций. Консультативное сопровождение проекта обеспечивается студентами - участниками клинической практики.

Ключевые слова: клиническая практика, сетевое взаимодействие, дошкольное образование. N.V. BELINOVA1, N.M. KATYSHEVA2

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Nizhny Novgorod Province College, Nizhny Novgorod, Russian Federation

THE PROJECT "CLINICAL BASE TRAINING" IN THE NETWORKING CONDITIONS BETWEEN A COLLEGE AND A UNIVERSITY

Abstract. The article considers approaches to training pre-school teachers in the clinical practice. The key point in the organization of student practice is networking of educational institutions of secondary vocational and higher education. This study illustrates the experience of the project "Clinical practice" in the framework of the agreement on networking between the Nizhny Novgorod Province College and Minin University. The backbone is project activity of students on the basis of college resource center. The educational project at the end of practice undergoes the procedure of expertise with the involvement of potential employers. As a result of the expertise the project gets recommendations for implementation in the educational process of preschool educational organizations. Project Advisory support is provided by the students - participants of clinical practice.

Keywords: clinical training, networking, preschool education.

В соответствии с современными нормативными требованиями к подготовке педагога в условиях модернизации отечественного педагогического образования ключевыми аспектами реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее ОПОП ВО) выступают сетевое взаимодействие и практика. Два этих компонента в образовательном контексте мыслятся нами взаимосвязанными и взаимообусловливаемыми.

Термин «сетевое взаимодействие» широко вошел в педагогическое образование в 2013 году в связи с принятием федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [12, ст. 15, 91, 99, 105], где декларируется возможность реализации

образовательных программ в сетевой форме с участием образовательных, научных, медицинских, культурных, физкультурно-спортивных и иных организаций, обладающих необходимой для качественной подготовки обучающегося ресурсной базой. В дальнейшем эта возможность была транслирована в ряд федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (далее ФГОС ВО).

Справедливости ради стоит отметить, что теоретические аспекты сетевого взаимодействия обсуждались в научном сообществе и до принятия закона, и, несомненно, ряд исследований сыграл большую роль в том, что сетевая форма реализации образовательной программы приобрела официальный статус [9, 13]. Так или иначе, сетевое взаимодействие безоговорочно признается инновационным ресурсом современного образования, обеспечивающим расширение перечня и качества образовательных услуг, их доступность и вариативность, создание открытого образовательного пространства, академическую мобильность обучающихся, индивидуализацию образования и др.

Выстраивание равноправных партнерских отношений между образовательными организациями в рамках сетевого взаимодействия предполагает «наличие общих интересов, идей, единство взглядов, подходов к решению проблем в сфере образования» [18,с. 166]. Усиление ресурса образовательной организации при этом обусловлено не только расширением возможности материально-технического обеспечения образовательных программ, но и решением кадровых проблем за счет взаимообмена специалистами, повышением научно-исследовательского потенциала образовательных организаций -участников сетевого взаимодействия.

Несмотря на очевидные преимущества и благоприятные условия реализации образовательных программ в сетевом формате между образовательными организациями, анализ научных работ и нормативных документов показывает, что на настоящий момент механизмы совместного взаимодействия недостаточно проработаны. Данное противоречие приводит к возникновению целого ряда локальных прецедентов построения моделей сетевого взаимодействия при отсутствии единой универсальной концепции. Наиболее удачным нам представляется опыт деятельности в этом направлении ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Казанского (Приволжского) федерального университета, ФГБОУ ВПО «Приволжский государственный технический университет», НИЯУ МИФИ, Сибирского федерального университета. Каждый из вузов предлагает свои идеи и способы их реализации сообразно своей миссии, социокультурному окружению, долгосрочной стратегии развития своей образовательной организации и прочее. Масштаб деятельности вуза в каждом отдельном случае также неоднороден: от моделей международного сотрудничества до схемы локального взаимодействия образовательных организаций внутри региона или отдельного города. Накопленный материал еще предстоит осмыслить, систематизация и определение методологических основ сетевого взаимодействия еще ждет своих исследователей.

В рамках настоящей статьи мы хотим раскрыть один из компонентов организации образовательного процесса в рамках сетевого взаимодействия между организациями. Этим компонентом является практика студентов.

Педагогическая практика - ключевой инструмент завершенной подготовки студента к профессиональной деятельности, позволяющий нивелировать разрыв между приобретением в вузе фундаментальных знаний, умений и навыков и формированием устойчивых компетенций, обеспечивающих в целом профессиональную состоятельность и успешность молодого специалиста [18, 19, 21].

Безусловность данного утверждения подтверждается и требованиями к блоку «Практики», заложенными в ФГОС ВО по направлениям 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», согласно которым наличие учебной и производственной (в том числе и преддипломной) практики является

обязательным. Увеличение доли практик рекомендуется до 50% в общей трудоемкости ОПОП ВО.

Существует достаточное количество исследований [3, 13, 21 и др.], рассматривающих аспекты организации практики студента (формы, методы, приемы, содержательная составляющая); тенденция последних лет - поиск инновационных путей организации эффективной практики в рамках компетентностного и деятельностного подходов [5].

Одним из инновационных решений является клинический подход к практико-ориентированной подготовке будущих педагогов, предлагаемый ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина» [10]. Клинический подход к организации и проведению практики предполагает непосредственное погружение студентов в профессиональную среду, решение актуальных, а не искусственно моделируемых задач [11].

В настоящее время клиническая практика уже вполне сформировалась как готовое решение к практической подготовке учителей, прошедшее апробацию на базе ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина». Результаты апробации представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика», состоявшейся 10 ноября 2015 года в Нижнем Новгороде, «Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки» [1, 4, 6]. В разделе «Интегрированная клиническая практика - инновационный инструментарий модернизации педагогического образования» представлены исследования ученых Мининского университета по подготовке в формате клинической практики учителей географии и безопасности жизнедеятельности (М.А. Картавых, И.Ю. Кривдина), педагогов дошкольного образования (Н.В. Белинова, Н.М. Катышева), учителей начальных классов (Е.Г. Гуцу, Н.Н. Деменева, С.А. Зайцева), учителей физической культуры (Д.И. Воронин, О.В. Реутова, В.Л. Кожемяко), учителей математики (С.В. Кириллова, О.К. Огурцова), психологов (Т.Н. Князева, Н.Н. Куимова, Э.Н. Романова) и продюсеров (Т.Ю. Медведева) [8].

Согласно ряду упомянутых исследований отличительными чертами клинической практики в педагогическом образовании являются:

- непосредственное участие работодателя в подготовке будущего педагога через формирование технического задания - обучающего компонента практики в структуре ОПОП ВО, предоставление ресурсной базы и создание благоприятных условий в соответствии с целями и задачами практики;

- создание условий для профессиональной мобильности студентов (возможности уже на этапе обучения «примерить» сразу несколько профессий или мест трудоустройства в рамках выбранного направления);

- предоставление возможности опережающего трудоустройства студентам;

- создание условий для индивидуализации образовательного маршрута студентов;

- учет профессиональных достижений студента уже во время прохождения практики (создание профессионального портфолио), возможность его быстрого восхождения по карьерной лестнице;

- обретение личностно значимого смысла для будущего педагога через раннее профессиональное самоопределение и саморазвитие [4, 7, 20];

- возможность эффективно решать задачи подбора кадров для образовательных организаций еще на этапе их обучения в вузе;

- возможность подготовки «команд изменений» для обновления кадрового состава образовательной организации или для кадрового обеспечения новых образовательных организаций;

- возможность создания и внедрения по инициативе вуза новых моделей взаимодействия в профессиональной среде [18];

- использование передовых образовательных форм и технологий: сетевое взаимодействие, дистанционные, проектные и интерактивные технологии и т.п. [2, 6, 14, 16].

Одним из удачных опытов, наглядно иллюстрирующих все вышеперечисленные возможности, является организация клинической практики в рамках сетевого взаимодействия между Нижегородским губернским колледжем и Мининским университетом.

Нижегородский губернский колледж - многопрофильное образовательное учреждение среднего профессионального образования, которое готовит специалистов и по укрупненной группе специальностей «Педагогика и образование» среди прочего. Уникальной особенностью колледжа является ресурсный центр профессионального образования «Педагог будущего». Ресурсный центр «Педагог будущего» включает лаборатории интеллектуального развития, художественно-эстетического развития, информационных технологий и многое другое. Такое оснащение делает центр инновационной площадкой для обучения современным образовательным технологиям педагогических кадров образовательных организаций города и области. Задачами ресурсного центра являются:

1) создание инновационной ресурсной образовательной площадки с целью обучения педагогических кадров города и области современным образовательным технологиям;

2) обеспечение общей и профессиональной подготовки будущих работников образования на основе практико-ориентированного подхода в обучении согласно подготавливаемым специальностям;

3) разработка и внедрение инновационных образовательных технологий;

4) организация стажировок педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области;

5) разработка учебно-методического обеспечения образовательных программ, отвечающих современным требованиям;

6) создание сетевого взаимодействия колледжа, дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций города и области с учетом требований и рекомендаций работодателей;

7) организация и проведение областных конкурсов профессионального мастерства для обучающихся, преподавателей, работников образовательных организаций (информация с официального сайта ресурсного центра «Педагог будущего» URL: http://resource.npknn.com).

В этой связи сетевое взаимодействие Нижегородского губернского колледжа и Мининского университета является классическим примером сетевой формы реализации ОПОП ВО, где университет является базовой образовательной организацией, колледж образовательной организацией, предоставляющей свою уникальную ресурсную базу для качественной подготовки студентов.

В рамках подготовки педагогов дошкольного образования по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профилю «Психология и педагогика дошкольного образования» Мининским университетом и Нижегородским губернским колледжем созданы условия для организации клинической практики студентов на базе ресурсного центра «Педагог будущего» с целью решения единой образовательной задачи - подготовки квалифицированных педагогических кадров для образовательных организаций Нижегородского региона [1]. Колледж предоставляет студентам неограниченные возможности пользования ресурсным центром, выделяет опытного куратора, координирующего практическую деятельность студентов во время прохождения практики.

Доминантой такой инициативы выступает глубокая заинтересованность руководителей вуза и колледжа в решении приоритетной задачи современной подготовки специалистов, а также готовность к реорганизации образовательного пространства своих

организаций, созданию и обеспечению необходимых условий, многоуровневому и многоаспектному взаимодействию.

На базе ресурсного центра колледжа одновременно организуются два вида практики студентов: учебная - для студентов первого курса и педагогическая - для студентов третьего курса. Практика студентов организована в формате еженедельного посещения студентами колледжа без отрыва от процесса обучения в вузе.

Таким образом, студенты первого курса получают уникальную возможность познакомиться с предметной средой и материально-техническими условиями на примере лучших образцов предметно-развивающей среды - лабораторных комплексов. Идеальная модель образовательной организации помогает сформировать у студентов представление о современных требованиях к материально-техническим условиям, укрепляет их намерения в профессиональном самоопределении, закладывает основы будущей деятельности в качестве педагога на основе использования инновационных технологий и современных пособий.

Собственно клинической практика является для студентов третьего курса, поскольку цели и задачи их пребывания на практике существенным образом отличаются от учебной. В свете того, что Нижегородский губернский колледж рассматривается как потенциальный работодатель наряду с другими образовательными организациями региона, он заинтересован в подготовке молодых педагогов, зачастую в их опережающем трудоустройстве, в раннем приобщении к преподавательской деятельности и др.

Поэтому основная цель педагогической практики студентов третьего курса - помочь им освоить навыки наставничества и руководства проектной деятельностью в процессе взаимодействия со студентами первого курса.

Организационно оба потока студентов распределяются на малые проектные группы. Группы являются смешанными, руководителем проектной группы обязательно выбирается студент старшего курса, уже обладающий опытом практической деятельности с предыдущих видов практик.

Современное материально-техническое оснащение ресурсного центра дает возможности для разработки и апробации проектов по всем видам деятельности в рамках дошкольного образования: художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, военно-патриотическое, духовно-нравственное, экологическое, познавательное, социокультурное и др.

В этой связи основным содержательным направлением практики является проектная деятельность на базе ресурсного центра колледжа, что позволяет решать задачи формирования осознания непосредственной причастности студентов к профессиональному педагогическому сообществу и, как следствие, повышения их мотивации к профессиональной деятельности, равно как и задачи формирования проектных умений, готовности к самообучению и самосовершенствованию.

Студенты выбирают лабораторный комплекс, на базе которого они будут разрабатывать свой проект. Обязательным условием является привязка проектной деятельности к предметно-развивающей среде - помещению, оборудованию, пособиям и т. д. Это обеспечивает жизнестойкость и функциональность проекта, так как все лабораторные комплексы являются не только тренажерами, но и реально действующими объектами. Так, группа кратковременного пребывания для детей дошкольного возраста действительно таковой и является, в ней проводится настоящая работа педагогами дошкольного образования. Следовательно, проекты, получившие высокие оценки в ходе экспертизы и допущенные к использованию в профессиональной деятельности, могут использоваться и далее по назначению, а их авторы выступать в роли консультантов. Проекты, передаваемые в образовательные организации, также обеспечиваются авторской консультативной поддержкой. Для этого и необходимо четкое соотнесение материально-технических условий проекта с конкретной предметно-развивающей средой. Перед началом реализации образовательного проекта в сторонней образовательной организации (детском саду,

развивающем центре, рекреационном детском центре) авторы (студенты) рекомендуют ее руководителям провести изменения в развивающей среде группы детского сада таким образом, чтобы последняя соответствовала проектным техническим требованиям.

Допускается вариант, когда студенты сами реализуют свой проект, обеспечивая все необходимые для этого условия. Например, проект «Ожившая сказка на песке» требует наличия стола или планшета для песочной анимации. Соответственно, можно рекомендовать руководству детского сада приобрести это оборудование исходя из конкретных материально-технических условий (помещение, финансовый ресурс), образовательных форм (подгрупповая или индивидуальная работа с детьми) и задач (художественно-эстетическое воспитание или арт-терапия). Далее студенты сами проводят образовательную деятельность на регулярной основе, либо обучают педагогический персонал организации и оказывают необходимую консультативную поддержку.

Наиболее интересные проекты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Образовательные проекты - продукты клинической практики студентов на базе Нижегородского губернского колледжа

№ Название проекта Цель проекта Тип проекта

1 «Интерактивные игры в речевом развитии дошкольников» Речевое развитие детей дошкольного возраста посредством современных ИКТ Долгосрочный

2 «Литературная гостиная» Ознакомление детей дошкольного возраста и их родителей с произведениями современной детской литературы Долгосрочный

3 «Песочная терапия в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством песочной терапии Среднесрочный

4 «Релаксационные техники в коррекции поведения гиперактивных детей» Коррекция поведения гиперактивных детей посредством релаксационных техник Среднесрочный

5 «Картинка в тексте» Развитие умений монологической связной речи детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности Среднесрочный

6 «Рисуем по мотивам произведений К.И. Чуковского» Развитие навыков изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Краткосрочный

7 «Ожившая сказка на письме» Создание интерактивных мультфильмов совместно с детьми дошкольного возраста Среднесрочный

8 «Спеши творить добро» Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством моделирования социально-бытовых ситуаций Среднесрочный

9 «Культурные традиции России» Ознакомление детей дошкольного возраста с традиционными народными праздниками Среднесрочный

10 «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников детских садов» Обучение педагогов дошкольного образования взаимодействию с родителями воспитанников в нетрадиционных форматах (мастер-класс) Краткосрочный

Таким образом, тематика большинства проектов отражает интегративный подход к их разработке и возможностям реализации в образовательной практике.

Из представленной таблицы видно, что наибольшей популярностью у студентов пользуются образовательные ситуации, направленные на речевое, художественно-эстетическое развитие и духовно-нравственное воспитание. Часто проект - это продукт интеграции нескольких образовательных областей, когда основой для развития каких-либо умений и навыков в рамках одной образовательной области (например, речевое развитие дошкольника) является материал другой (иллюстрации). Положительным аспектом является стремление студентов к продуктивной деятельности, результатом их работы с детьми в ряде проектов: «Песочная терапия в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста», «Рисуем по мотивам произведений К.И. Чуковского», «Ожившая сказка на письме», «Культурные традиции России» - является конкретный продукт предметной манипуляции (мультфильм, рисунок, текст, поделка). Один из проектов - действующий мастер-класс «Нетрадиционные формы взаимодействия педагога с родителями воспитанников детских садов» направлен на повышение квалификации педагогов детского сада, может также быть рекомендован родителям с активной жизненной позицией. Проект «Релаксационные техники в коррекции поведения гиперактивных детей» предполагает совместную деятельность педагога дошкольного образования и психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.

Работа с детьми в рамках каждого из проектов (за исключением мастер-класса для педагогов) предполагает обязательное привлечение родителей воспитанников для расширения их кругозора по вопросам воспитания и обучения ребенка, становления методической компетентности, консультативной поддержки, а также обратной связи (пожеланий и замечаний).

Проектная деятельность студентов в формате клинической практики неразрывно связана с научно-исследовательской работой: подготовкой к публикации тезисов по теме проекта, выступление на научно-практической конференции, подготовка и защита курсового проекта.

Роль студентов как субъектов образовательного процесса накладывает на них определённые обязательства - ответственность за качество разрабатываемых ими проектов, внедряемых непосредственно в практику дошкольных организаций по результатам защиты, готовность к дальнейшей поддержке и сопровождению внедряемых проектов. Вместе с тем студенты получают полную свободу в выборе формата проектной работы, технологий, методов и средств при консультативной поддержке (вместо регламентированного жесткого руководства) педагога-тьютора.

В результате клиническая практика в организационном плане помогает решить очень важные задачи интеграции студентов в профессиональное сообщество на раннем этапе, сформировать устойчивые межличностные связи среди сверстников-единомышленников, а также выявить наиболее инициативных и креативных руководителей проектных групп, способных в дальнейшем самореализоваться в профессиональном плане в организациях среднего профессионального и высшего образования.

В содержательном плане студенты приобретают компетенции, необходимые для проектной деятельности в образовании, знакомятся с современными образовательными технологиями, представляют продукты своей деятельности - образовательные проекты.

Данные проекты уже прошли апробацию на базе детских садов, получили положительные отзывы от участников образовательного процесса и на настоящий момент успешно реализуются в ряде дошкольных образовательных организаций г. Нижнего Новгорода.

Таким образом, клиническая практика в формате взаимодействия «вуз - колледж» позволяет студентам преобразовывать идеи - запрос работодателей (образовательных организаций) в проект, дает возможность участия в деятельности профессионального педагогического сообщества на равных правах, формирует стойкую положительную мотивацию к дальнейшей профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белинова Н.В., Катышева Н.М. Опыт реализации проекта «клинические базы практик» в формате вуз - колледж // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всероссийской науч.-практич. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (10 ноября 2015 г. Нижний Новгород). Н. Нов-д: Мининский университет, 2015. С. 310-313.

2. Бичева И.Б. Использование системы Moodle как средства повышения эффективности образовательной деятельности [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. №5-4 (49). С. 108-112. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (дата обращения 26.02.2016)

3. Гуцу Е.Г. Возможности педагогической практики в развитии профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов // Нижегородское образование. 2011. №2. C.111-115.

4. Гуцу Е.Г. Проект «Клинические базы практик» как условие ранней профессионализации студентов педагогического вуза // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всероссийской науч. -практич. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (10 ноября 2015 г. Нижний Новгород). Н. Нов-д: Мининский университет, 2015. С. 313-315.

5. Гуцу Е.Г., Кочетова Е.В., Иванова И.В. Современные методы реализации компетент-ностного подхода в системе профессиональной вузовской подготовки педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. 2014. № 4. URL: http: // www. mininuniver.ru /scientific /scientific_activities /vestnik/archive/4// (дата обращения: 26.02.2016).

6. Деменева Н.Н., Солодова Ю. Проектная деятельность студентов в рамках интегрированной клинической практики // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сб. ст. по материалам Всероссийской науч.-практич. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (10 ноября 2015 г. Нижний Новгород). Н. Нов-д: Мининский университет, 2015. С. 315-319.

7. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Коробова Л.В. Средовой подход к диагностике антимотивации учебной деятельности у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2015. №1. URL: http://www.science-education.ru/121-18338 (дата обращения: 26.02.2016).

8. «Интегрированная клиническая практика - инновационный инструментарий модернизации педагогического образования» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (10 ноября 2015 г. Нижний Новгород). Н. Нов-д: Мининский университет, 2015. С. 302-336. URL:

http://book.mininuniver.ru/books/Konferenciya_Modernizaciya/#304 (дата обращения 07.03.2016).

9. Медведев И.Б., Скрипниченко В.И. Проблемы формирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2011. №13. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (дата обращения: 26.02.2016).

10. Николина В.В., Папуткова Г.А. Создание клинической базы практик для подготовки будущих учителей - стратегическая задача инновационного педагогического образования //Инновационное образование - локомотив технологического прорыва России: материалы образовательно-промышленного форума. Н.Новгород, 2013. С. 72-75.

11. Картавых М.А., Прохорова И.В., Агеева Е.Л. Макропроектирование перспективной модели интегрированной клинической практики студентов вуза [Электронный ресурс] //Вестник Мининского университета. 2015. №1(9). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/makroproektirovanie-perspektivnoy-modeli-integriro/ (дата обращения: 26.02.2016).

12. Павлова Я.В., Сакович С.И. Некоторые подходы к организации педагогической практики студентов [Электронный ресурс] // Потенциал современной науки. 2015. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-organizatsii-pedagogicheskoy-praktiki-studentov (дата обращения: 26.02.2016).

13. Сартакова Е.Е., Войтеховская М.П. Комплексный социально-педагогический анализ формирования сетевого взаимодействия сельских школ муниципальных образований Сибири [Электронный ресурс] // Вестник ТГПУ. 2012. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-sotsialno-pedagogicheskiy-analiz-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-selskih-shkol-munitsipalnyh-obrazovaniy-sibiri (дата обращения: 26.02.2016).

14. Старикова А.Ю. Интерактивные технологии в подготовке будущих педагогов к развитию пространственных ориентировок у детей дошкольного возраста // Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии: сборник статей по материалам XLIII международной заочной научно-практической конференции. М.: Изд. «Интернаука», 2015. № 10 (43). С. 89-95.

15. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. URL: минобрнауки.рф/документы/2974 (Дата обращения 26.02.2016).

16. Ханова Т.Г. Использование MOODLE в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 04 окт. 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - № 2 (3). - С. 140-143. - ISSN 2411-8184. URL: https://interactive-plus.ru/e-articles/166/Action166-12432.pdf (дата обращения: 26.02.2016).

17. Черкасова И. И., Яркова Т. А. Педагогический вуз как центр сетевого взаимодействия учреждений образования в условиях малого города [Электронный ресурс] // МНКО. 2010. №6-1. URL: http://cyberleninka.m/article/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-tsentr-setevogo-vzaimodeystviya-uchrezhdeniy-obrazovaniya-v-usloviyah-malogo-goroda (дата обращения: 26.02.2016).

18. Astin A.W. Student involvement: A developmental theory for higher education// Journal of college student personnel.1984. 25(4). Pp.297-308.

19. Knight P.T., & Yorke M. Employability and good learning in higher education // Teaching in Higher Education. 2003. 8(1), pp. 3-16.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Tcymbal M.V. Gordiyenko O. A., Dikun N.V. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students' Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities) // International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2014. № 2. URL: www.science-sd.com/457-24566 (дата обращения: 26.02.2016).

21. Tomlinson M. 'The degree is not enough': students' perceptions of the role of higher education credentials for graduate work and employability //British Journal of Sociology of Education.2008. 29(1). Pp. 49-61.

REFERENCES

1. Belinova N.V., Katysheva N.M. Opyt realizatsii proekta «klinicheskie bazy praktik» v formate vuz - kolledzh [The experience of the project "clinical practices base" in high school - college format]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sb. st. po materialam Vserossiyskoy nauch.-praktich. konf. po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika»...(10 noyabrya 2015 g. g. Nizhniy Novgorod)[ Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: Sat. Art. Materials of All-Russian scientific-practical. conf. on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" ... (November 10, 2015, Nizhny Novgorod)] . Nizhny Novgorod: Minin University, 2015, pp. 310313. (In Russian)

2. Bicheva I.B. Ispol'zovanie sistemy Moodle kak sredstva povysheniya effektivnosti obrazovatel'noy deyatel'nosti [Using Moodle system as a means to enhance educational activities]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii, 2015, no. 5-4 (49), pp. 108-112. Available at: http://web.snauka.ru/issues/2015/05/46485 (accessed 26.02.2016). (In Russian)

3. Gutsu E.G. Vozmozhnosti pedagogicheskoy praktiki v razvitii professional'nykh kompetentsiy budushchikh uchiteley nachal'nykh klassov [Features of pedagogical practice in the development of professional competencies of future elementary school teachers]. Nizhegorodskoe obrazovanie, 2011, no. 2, pp.111-115. (In Russian)

4. Gutsu E.G. Proekt «Klinicheskie bazy praktik» kak uslovie ranney professionalizatsii studentov pedagogicheskogo vuza [The project "Clinical practice base" as a condition of the early professionalization of teaching high school students]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sb. st. po materialam Vserossiyskoy nauch.-praktich. konf. po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika»...(10 noyabrya 2015 g. g. Nizhniy Novgorod) [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: Sat. Art. Materials of All-Russian scientific-practical. conf. on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" ... (November 10, 2015, Nizhny Novgorod)]. Nizhny Novgorod: Minin University, 2015, pp. 313-315. (In Russian)

5. Gutsu E.G., Kochetova E.V., Ivanova I.V. Sovremennye metody realizatsii kompetent-nostnogo podkhoda v sisteme professional'noy vuzovskoy podgotovki pedagogov [Modern methods of implementation of competence-based approach in the system of professional training of high school teachers]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 4. Available at: http: // www.mininuni-ver.ru /scientific /scientific_activities /vestnik/archive/4// (accessed 26.02.2016). (In Russian)

6. Demeneva N.N., Solodova Yu. Proektnaya deyatel'nost' studentov v ramkakh integrirovannoy klinicheskoy praktiki [The project activities of students in the framework of an integrated clinical practice]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki: sb. st. po materialam Vserossiyskoy nauch.-praktich. konf. po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika»...(10 noyabrya 2015 g. g. Nizhniy Novgorod) [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: Sat. Art. Materials of All-Russian scientific-practical. conf. on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" ... (November 10, 2015, Nizhny Novgorod)]. Nizhny Novgorod: Minin University, 2015, pp. 315-319. (In Russian)

«BeciHHK MnHHHCKoro yHHBepcHTeTa» 2016 - № 2

7. Ivanova N.V., Minaeva E.V., Korobova L.V. Sredovoy podkhod k diagnostike antimotivatsii uchebnoy deyatel'nosti u studentov pedagogicheskogo vuza [Environmental approach to the diagnosis of anti motivation of educational activity of students of pedagogical high school]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/121-18338 (accessed 26.02.2016). (In Russian)

8. «Jntegrirovannaya klinicheskaya praktika - innovatsionnyy instrumentariy modernizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya» [Integrated Clinical Practice - an innovative tool upgrading teacher education]. Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noypovestki [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda] Sbornik statey po materialam Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» 10 noyabrya 2015 g. Nizhniy Novgorod) [Collection of articles on materials of the All-Russian scientific-practical conference on the problems of development and testing of new modules of undergraduate programs in the enlarged group of specialties "Education and Pedagogy," November 10, 2015 Nizhny Novgorod]. Nizhny Novgorod: Minin University, 2015, pp. 302-336. URL: http://book.mininuniver.ru/books/Konferenciya_Modernizaciya/tf304 (accessed 26.02.2016). (In Russian)

9. Medvedev I.B., Skripnichenko V.I. Problemy formirovaniya setevogo vzaimodeystviya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Problems of formation of network interaction of educational institutions]. Vestnik TGPU, 2011, no. 13. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-obrazovatelnyh-uchrezhdeniy (accessed 26.02.2016). (In Russian)

10. Nikolina V.V., Paputkova G.A. Sozdanie klinicheskoy bazy praktik dlya podgotovki budushchikh uchiteley - strategicheskaya zadacha innovatsionnogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Creating a database of clinical practices for the training of future teachers - strategic task of innovative pedagogical education]. Innovatsionnoe obrazovanie - lokomotiv tekhnologicheskogo proryva Rossii: materialy obrazovatel'no-promyshlennogo foruma. N.Novgorod, 2013. Pp. 72-75. (In Russian)

11. Kartavykh M.A., Prokhorova I.V., Ageeva E.L. Makroproektirovanie perspektivnoy modeli integrirovannoy klinicheskoy praktiki studentov vuza [Makroprojecting of perspective model of integrated clinical practice of higher school students]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 1(9). Available at: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/makroproektirovanie-perspektivnoy-modeli-integriro/ (accessed 26.02.2016). (In Russian)

12. Pavlova Ya.V., Sakovich S.I. Nekotorye podkhody k organizatsii pedagogicheskoy praktiki studentov [Some approaches to the organization of pedagogical practice of students]. Potentsial sovremennoy nauki, 2015, no. 8. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-podhody-k-organizatsii-pedagogicheskoy-praktiki-studentov (accessed 26.02.2016). (In Russian)

13. Sartakova E.E., Voytekhovskaya M.P. Kompleksnyy sotsial'no-pedagogicheskiy analiz formirovaniya setevogo vzaimodeystviya sel'skikh shkol munitsipal'nykh obrazovaniy Sibiri [Comprehensive socio-pedagogical analysis of the formation of networking of rural schools municipalities Siberia]. Vestnik TGPU, 2012, no. 8. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/kompleksnyy-sotsialno-pedagogicheskiy-analiz-formirovaniya-setevogo-vzaimodeystviya-selskih-shkol-munitsipalnyh-obrazovaniy-sibiri (accessed 26.02.2016). (In Russian)

14. Starikova A.Yu. Interaktivnye tekhnologii v podgotovke budushchikh pedagogov k razvitiyu prostranstvennykh orientirovok u detey doshkol'nogo vozrasta [Interactive technologies in the preparation of future teachers in the development of spatial orientations in preschool children]. Nauchnaya diskussiya: voprosy pedagogiki i psikhologii [Scientific discussion: questions of pedagogy and psychology]. Sbornik statey po materialam XLIII mezhdunarodnoy zaochnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Collection of articles on materials XLIII International

correspondence scientific-practical conference]. M.: «Internauka», 2015, no. 10 (43), pp. 89-95. (In Russian)

15. Federal'nyy zakon № 273 «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 [Federal Law № 273 "On Education in the Russian Federation" 29.12.2012] Available at: минобрнауки.рф/документы/2974 (accessed 26.02.2016). (In Russian)

16. Khanova T.G. Ispol'zovanie MOODLE v obrazovatel'nom protsesse vuza [Using MOODLE in the educational process of high school] Obrazovatel'naya sreda segodnya: strategii razvitiya : materialy III Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [Educational environment today: development strategy: Materials of III International. scientific-practical. Conf.] (Cheboksary, 04 oct. 2015) redkol.: O. N. Shirokov [i dr.]. Cheboksary: TsNS «Interaktivplyus», 2015, no. 2 (3), pp. 140-143. ISSN 2411-8184. Available at: https://interactive-plus.ru/e-articles/166/Action166-12432.pdf (accessed 26.02.2016). (In Russian)

17 Cherkasova I.I., Yarkova T.A. Pedagogicheskiy vuz kak tsentr setevogo vzaimodeystviya uchrezhdeniy obrazovaniya v usloviyakh malogo goroda [Teaching higher school as a center for networking of educational establishments in a small town]. MNKO, 2010, no. 6-1. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskiy-vuz-kak-tsentr-setevogo-vzaimodeystviya-uchrezhdeniy-obrazovaniya-v-usloviyah-malogo-goroda (accessed 26.02.2016). (In Russian)

18. Astin A.W. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of college student personnel.1984. 25(4). Pp.297-308.

19. Knight P.T., & Yorke M. Employability and good learning in higher education // Teaching in Higher Education. 2003. 8(1), pp. 3-16.

20. Tcymbal M.V. Gordiyenko O.A., Dikun N.V. Vitageneous Education as a Means of Nurturing Students' Personality Creative Component (Illustrated by Teaching Natural Sciences and the Humanities) // International Journal Of Applied And Fundamental Research. 2014. № 2. Available at: www.science-sd.com/457-24566 (accessed 26.02.2016).

21. Tomlinson M. 'The degree is not enough': students' perceptions of the role of higher education credentials for graduate work and employability //British Journal of Sociology of Education.2008. 29(1). Pp. 49-61.

© Белинова Н.В., Катышева Н.М., 2016

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Белинова Наталья Владимировна - кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой психологии и педагогики дошкольного и начального образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail:[email protected]

Катышева Наталья Михайловна - кандидат педагогических наук, директор Нижегородского губернского колледжа, Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: [email protected].

INFORMATION ABOUT AUTHORS

Belinova Natalia Vladimirovna - PhD in Pedagogic, Head of the Department of Psychology and Pedagogic of Preschool and Elementary Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Katysheva Natalia Mikhailovna - PhD in Pedagogic, Head of Nizhny Novgorod Province College, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.