Научная статья на тему 'Эффекты модернизации педагогического образования в контексте позиционирования вуза'

Эффекты модернизации педагогического образования в контексте позиционирования вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРНАТУРА / ГЛОБАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION / REGIONAL EDUCATIONAL CLUSTER / NETWORKING / CULTURAL AND EDUCATIONAL PROJECTS / TEACHING INTERNSHIP / GLOBAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симонова Алевтина Александровна, Минюрова Светлана Алигарьевна

В статье рассматриваются эффекты и результаты участия Уральского государственного педагогического университета в проекте модернизации педагогического образования. Анализируя стратегические ориентиры деятельности вуза, авторы определяют в качестве «прорывных» направлений позиционирования университета формирование регионального образовательного кластера, реализацию инновационных и культурно-образовательных проектов на основе сетевого взаимодействия с российскими и зарубежными университетами-партнерами. В статье представлен опыт Уральского государственного педагогического университета по апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия и углубленную профессионально ориентированную практику студентов, а также опыт реализации международной культурно-образовательной программы «Глобальные инициативы в образовании». В статье обсуждается возможность организации педагогической интернатуры и проблема формирования глобальной компетенции обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Симонова Алевтина Александровна, Минюрова Светлана Алигарьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTS MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT POSITIONING THE UNIVERSITY

The article examines the effects and results of participation of the Ural State University, teacher-cal project of modernization of teacher education. Analyzing the strategic guidelines of the university, the authors define as a "breakthrough" in the boards, positioning the university formation of regional educational stem sr, and implementation of innovative cultural and educational projects through networking with Russian and foreign partner universities. The article appeared-county experience Ural State Pedagogical University on the testing of new fashion-lei basic professional educational programs of undergraduate and graduate programs involving academic mobility of university students in the conditions of the network interaction-tion and in-depth professional-oriented students practice and the experience of imple-tion International cultural and educational program “Global Initiative on Education.” The article discussed the possibility of organizing teaching internships and pro-shaping the global problem of competence of students.

Текст научной работы на тему «Эффекты модернизации педагогического образования в контексте позиционирования вуза»

УДК 378.14

ББК Ч448.90 ГРНТИ 14.15.15 Код ВАК 13.00.01

Симонова Алевтина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; 620017, г. Екатеринбург, 26; е-mail: simonova@uspu.ru.

Минюрова Светлана Алигарьевна,

доктор психологических наук, профессор, первый проректор - проректор по учебной работе, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»; 620017, г. Екатеринбург, 26; е-mail: minyurova@uspu.ru.

ЭФФЕКТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КОНТЕКСТЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ ВУЗА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: модернизация педагогического образования; региональный образовательный кластер; сетевое взаимодействие; культурно-образовательные проекты; педагогическая интернатура; глобальная компетентность.

АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются эффекты и результаты участия Уральского государственного педагогического университета в проекте модернизации педагогического образования. Анализируя стратегические ориентиры деятельности вуза, авторы определяют в качестве «прорывных» направлений позиционирования университета формирование регионального образовательного кластера, реализацию инновационных и культурно-образовательных проектов на основе сетевого взаимодействия с российскими и зарубежными университетами-партнерами. В статье представлен опыт Уральского государственного педагогического университета по апробации новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия и углубленную профессионально ориентированную практику студентов, а также опыт реализации международной культурно-образовательной программы «Глобальные инициативы в образовании». В статье обсуждается возможность организации педагогической интернатуры и проблема формирования глобальной компетенции обучающихся.

Simonova Alevtina Alexandrovna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Rector, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Minyurova Svetlana Aligarievna,

Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of General Psychology, First Deputy Rector - Deputy Rector for Academic Studies, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

EFFECTS MODERNIZATION OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE CONTEXT POSITIONING THE UNIVERSITY

KEY WORDS: modernization of pedagogical education; regional educational cluster; networking; cultural and educational projects; teaching internship, global competence.

ABSTRACT. The article examines the effects and results of participation of the Ural State University, teacher-cal project of modernization of teacher education. Analyzing the strategic guidelines of the university, the authors define as a "breakthrough" in the boards, positioning the university formation of regional educational stem sr, and implementation of innovative cultural and educational projects through networking with Russian and foreign partner universities. The article appeared-county experience Ural State Pedagogical University on the testing of new fashion-lei basic professional educational programs of undergraduate and graduate programs involving academic mobility of university students in the conditions of the network interaction-tion and in-depth professional-oriented students practice and the experience of imple-tion International cultural and educational program "Global Initiative on Education." The article discussed the possibility of organizing teaching internships and pro-shaping the global problem of competence of students.

Современный этап развития высшего педагогического образования в нашей стране характеризуется высокой динамикой, требует проявления активности, мобильности, творческого подхода к решению нестандартных задач. Растущие требования к качеству образования открывают новые возможности, что вполне закономерно в условиях реформирования высшей школы и модернизации педагогического образования.

Стратегической целью Уральского государственного педагогического универси-

© Симонова А. А., Минюрова С. А., 2015

тета является создание условий для подготовки на основе профессиональных и образовательных стандартов обучающихся с высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильности и социальной ответственности через совершенствование деятельности университета по критериям эффективности: качеству образовательной, научно-исследовательской, международной, финансово-экономической деятельности и востребованности выпускников. В 2015 г. по результатам мониторинга деятельности образовательных организаций

высшего образования Российской Федерации УрГПУ продемонстрировал наивысшие показатели по всем критериям оценки деятельности вуза (всего существует семь критериев эффективности). Это стало возможным благодаря слаженной работе всего коллектива преподавателей, сотрудников, обучающихся.

Сохраняя традиции, Уральский государственный педагогический университет укрепляет свои позиции как открытый, динамично развивающийся центр непрерывного опережающего образования по широкому спектру направлений, ориентированный на подготовку выпускников с высоким уровнем квалификации, профессиональной мобильности и социальной ответственности.

Направленность системы образования на региональный рынок труда предполагает активное влияние на его формирование, включающее определение новых перспективных направлений экономики, кадры для которой будут востребованы в среднесрочной и/или долгосрочной перспективе. Существует прямая зависимость между подготовкой кадров в педагогических вузах, обеспечивающих систему образования в целом и школьного обучения в частности, качественным школьным обучением, качественным университетским образованием, конкурентоспособностью региона, конкурентоспособностью страны. Повышение качества подготовки кадров для системы образования для всех уровней и направлений дает видимый экономический эффект и позволяет решать государственно важные задачи.

Сегодня именно университеты, нацеленные на подготовку кадров для системы образования, могут осуществлять не только традиционно закрепленные за ними функции преподавания и исследовательской деятельности, но и играть «третью роль» -выполнять социальную миссию, в частности, становясь внутри регионального сообщества «драйверами роста» через участие в планировании и реализации региональных стратегических инициатив. Уральский государственный педагогический университет реализует задачу интеграции в социально-экономическую практику Уральского региона через формирование регионального образовательного кластера и обеспечение региональных стратегических инициатив [13; 14].

• Стратегическая инициатива «Педагогические кадры XXI века» - создание и постоянное совершенствование системы подготовки, повышения квалификации, сертификации компетенций работников сферы образования, определяющей развитие человеческих ресурсов в соответствии с текущими и перспективными потребностями инновационной экономики.

• Стратегическая инициатива «Качество образования как основа благополучия» -разработка и внедрение многомерной экс-пертно-аналитической системы оценки и повышения качества образования, обеспечивающей результативность и эффективность развития системы образования.

• Стратегическая инициатива «Уральская инженерная школа» - разработка и внедрение сквозных гармонизированных на разных уровнях подготовки образовательных программ нового типа, направленных на реализацию прорывных технических и технологических наукоемких задач.

• Стратегическая инициатива «Уральский технополис» - активизация научно-исследовательской деятельности, применение потенциала новых прорывных технологий, участие в инновационных разработках, ориентированных на повышение конкурентоспособности экономики.

• Стратегическая инициатива «Сбалансированный рынок труда» - создание для людей разного возраста и уровня образования учебных центров прикладных компетенций, интегрированных в социально-экономическую, производственную среду региона на основе принципов сетевого взаимодействия.

• Стратегическая инициатива «Екатеринбург - глобальный город» - реализация культурно-образовательных проектов, направленных на повышение уровня знаний иностранных языков, компетенций межкультурного взаимодействия.

• Стратегические инициативы «Доступная среда», «Счастливая семья» - научно-методическое сопровождение деятельности территориальных ресурсных центров, ориентированных на обеспечение равных условий для получения качественного образования детьми с особыми потребностями: с ограниченными возможностями здоровья, находящимися в сложной ситуации, талантливыми и одаренными детьми.

• Стратегические инициативы «Культура здорового образа жизни», «Активное старшее поколение», «Культурное пространство» - формирование научно-методического потенциала через интеграцию опыта образовательной деятельности центров обучения и развития для повышения качества жизни широких слоев населения.

• Стратегическая инициатива «Традиции Среднего Урала» - развитие современной системы воспитания патриотизма и гражданственности, опирающейся на общественно-государственное партнерство и направленной на формирование гражданской идентичности; создание ресурсных центров как основы для реализации государственных и муниципальных программ патриотической направленности.

Весной 2015 г. университетом был организован региональный форум «Педагогические мастерские: эффективная подготовка педагогических кадров». Целью форума стало повышение эффективности взаимодействия университета с образовательными организациями г. Екатеринбурга, Свердловской области, Уральского региона, являющимися потребителями педагогических кадров по программам общего и дополнительного образования. К участию в Форуме были приглашены администрация и педагоги образовательных организаций, общее количество участников составило 1250 человек. На Форуме обсуждался широкий спектр вопросов учебно-методического обеспечения образовательного процесса, в частности инновационные подходы в образовании, психолого-педагогические аспекты в обеспечении индивидуального подхода к субъектам образовательного процесса. Большой интерес вызвали дискуссии по следующим тематическим направлениям: организация контрольно-оценочной деятельности в современных условиях; содержание математического образования и формирование учебно-методического комплекса по математике; организация учебно-познавательной деятельности обучающихся с использованием технологий развития критического мышления на уроках истории и обществознания; теоретические основы преподавания русского языка как фактор формирования лингвистической компетенции учащихся; проектирование методических условий дифференцированного обучения школьников на уроках географии и биологии; методические условия дифференцированного обучения школьников на уроках географии и биологии; антиэкстремистская личностная позиция учащихся; здоровьеориентированный подход в организации образовательного процесса; художественно-эстетическая среда образовательного учреждения как фактор духовно-нравственного развития детей и др.

«Педагогическая интернатура» - инновационный проект, который УрГПУ успешно реализует как одну из возможных моделей первичной профессионализации молодого специалиста [4; 12]. Эта модель позволяет оптимизировать сетевые взаимодействия педагогического образования с образовательными и другими учреждениями социокультурной сферы и заложить основы непрерывности в педагогической подготовке профессионалов-практиков с учетом спроса на них [2].

В 2014/15 уч. г. УрГПУ совместно с гимназией № 47 г. Екатеринбурга реализовал первый этап проекта «Педагогическая интернатура», который был направлен на

создание системы научно-методического и психолого-педагогического сопровождения развития профессиональной компетенции выпускников педагогических вузов и колледжей. Суть его заключается в создании взаимовыгодных условий для сотрудничества студентов и образовательных организаций посредством организации комплексной работы, открытых уроков и мастер-классов для дальнейшего трудоустройства лучших участников проекта.

Как отмечается в обосновании проекта «Педагогическая интернатура», в связи с активным внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, определяющих не только предметные, но и личностные, коммуникативные компетентности обучающихся и воспитанников, от педагога в школе ожидают многоплановой и результативной деятельности по организации образовательного процесса. В развитых странах давно существует педагогическая интернатура. Анализ ее организации позволяет определить следующие общие положительные тенденции: улучшение качества преподавания; предотвращение оттока перспективных начинающих учителей; содействие личностному и профессиональному росту начинающего учителя; удовлетворение потребности конкретного школьного округа (района, земли) в учителях; успешное продвижение учителя от фазы выживания к фазе полной адаптации; обеспечение условий постепенного вхождения в профессию.

Проект рассчитан на два года, его участники - студенты 3-4 курсов бакалавриата, обучающиеся по направлению «Педагогическое образование» (разные профили подготовки). Программа проекта предусматривает проведение обучающих семинаров два раза в месяц на образовательных площадках Кировского района г. Екатеринбурга. Проект строится с использованием интерактивных технологий. Участие в нем принимают студенты и преподаватели вуза, ученики, учителя и родители школьников. Проект четко структурирует работу со студентами. На первом курсе интернатуры они посещают обязательные занятия по предметам и занятия по выбору, педагоги гимназии активно вовлекают студентов в события школьной жизни. Работа студентов оценивается в баллах, которые заносятся в зачетную книжку. На втором курсе образуются шефские пары «студент вуза - педагог гимназии», начинается непосредственная работа студента с детьми при постоянном взаимодействии с педагогом. Эта система серьезно отличается от вузовской практики, которую ежегодно проходят студенты. Во-первых, обеспечивается системный подход

педагогов образовательной организации к работе со студентами; во-вторых, последовательное прохождение студентами каждого этапа занятий позволит образовательной организации объективно оценить будущего молодого педагога, а студенту - получить необходимый профессиональный опыт.

Педагогическая интернатура может стать важным этапом профессионализации будущего педагога в пространстве образовательного кластера региона. Представляется, что задачами интернатуры являются не только углубление и отработка на практике полученных в вузе знаний, умений, навыков и развитие компетенций, но и формирование у будущих педагогов профессиональной приверженности. Психологическое содержание профессиональной приверженности проявляется в том, что специалисты идентифицируют себя со своей профессиональной деятельностью, вовлечены в нее, ощущают намерение продолжить работать в профессии, стремятся самосовершенствоваться и чувствуют ответственность в связи с возникающими проблемами и трудностями на пути профессионального развития. С наших позиций, именно формирование профессиональной приверженности является социально значимым эффектом педагогической интернатуры и будет способствовать закреплению молодых специалистов в профессии.

Проект модернизации педагогического образования, реализуемый в рамках «Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций», федеральных программно-целевых документов - государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, концепции федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы, - позволил УрГПУ выйти на качественно новый уровень осуществления образовательной деятельности в режиме сетевого взаимодействия с ведущими вузами страны [1; 5; 8; 9; 10]. В ходе реализации Проекта были разработаны более 100 новых модулей основных профессиональных образовательных программ, в апробации которых приняли участие более 4000 студентов из 13 вузов - участников проекта и 22 вузов-соисполнителей, в том числе и Уральского государственного педагогического университета. В учебных подразделения УрГПУ проведена апробация новых модулей основных профессиональных образова-

тельных программ бакалавриата и магистратуры по ряду направлений, предполагающих академическую мобильность студентов вузов в условиях сетевого взаимодействия и углубленную профессионально ориентированную практику студентов.

В рамках проекта модернизации новый импульс развития получили образовательные программы магистратуры по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» (оператор - Московский городской психолого-педагогический университет; исполнитель - Институт психологии УрГПУ), «Специальное (дефектологическое) образование» (оператор -РГПУ им. А. И. Герцена; исполнитель - Институт специального образования УрГПУ).

Качественно обновлены образовательные программы бакалавриата по направлениям подготовки «Психолого-педагогическое образование» (оператор - Казанский (Приволжский) федеральный университет; исполнители - Институт менеджмента и права, Институт психологии УрГПУ; оператор - Московский педагогический государственный университет; исполнитель - Институт педагогики и психологии детства УрГПУ), «Гуманитарные науки, филология» (оператор - Северный (Арктический) федеральный университет; исполнитель -Институт филологии, культурологии и межкультурных коммуникаций УрГПУ), «Экономика» (оператор - Новосибирский государственный педагогический университет; исполнитель - Институт физики, технологии и экономики УрГПУ).

В 2014/15 уч. г. обучение по новым модулям образовательных программ прошло 196 студентов УрГПУ. В июне - июле 2015 г. 54 студента приняли участие в процедуре независимой оценки в рамках апробации инструментария оценки сформированности профессиональных компетенций студентов (выпускников), занимавшихся по модернизированным основным профессиональным образовательным программам бакалавриата и магистратуры.

Другим важным эффектом участия УрГПУ в Проекте модернизации педагогического образования стало широкое сетевое взаимодействие с российскими и зарубежными образовательными организациями, позволяющее реализовать новые технологии подготовки педагогов, принципы дея-тельностного подхода и углубленной практической подготовки. Сетевые формы реализации образовательных программ применяются в целях повышения качества образования, расширения доступа обучающихся к современным образовательным технологиям, более эффективного использования образовательных ресурсов.

Формальными признаками сетевой образовательной программы являются участие нескольких организаций в процессе реализации образовательной программы, а также наличие договора о сетевой форме реализации образовательной программы [15].

В рамках сетевого взаимодействия УрГПУ заключены договора о совместной разработке и реализации магистерских программ с Курганским государственным университетом, Челябинским государственным педагогическим университетом, Пермским государственным гуманитарно-педагогическим университетом, Сочинским государственным университетом, Тульским государственным педагогическим университетом им. Л. Н. Толстого. Реализуются соглашения о сетевом взаимодействии по организации практики студентов с Мордовским государственным педагогическим университетом имени М. Е. Евсевьева, Абхазским государственным университетом. Совместные культурно-образовательные медиапро-екты УрГПУ осуществляет с Пятигорским государственным лингвистическим университетом, Балтийским федеральным университетом имени Иммануила Канта. Реализован договор о присоединении Информационно-интеллектуального центра - научной библиотеки УрГПУ к сетевой межвузовской электронной библиотеке педагогических вузов Западно-Сибирской зоны (оператор -Новосибирский государственный педагогический университет).

Формирование глобальной компетенции обучающихся - одно из приоритетных направлений для УрГПУ. Система высшего профессионального образования как один из важнейших институтов социализации не может эффективно развиваться без учета происходящих в современном мире процессов глобализации, результатом которых является установление связей и формирование взаимозависимости разных стран в таких сферах, как экономика, политика, образование.

В этой связи акцентируется необходимость формирования у студентов в процессе профессиональной подготовки совокупности компетенций, способствующих успешной интеграции в глобальное общество. Среди них:

• способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;

• способность последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеть литературным языком, навыками устной и письменной речи, способность выступать публично и работать с научными текстами;

• готовность использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов;

• владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; приобретение навыков работы с компьютером как средством управления информацией; осознание сущности и значения информации в развитии современного общества, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

• способность учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при выстраивании социального взаимодействия;

• способность вести профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития.

Перечисленные выше характеристики можно обозначить понятием «глобальная компетентность» [5]. Формирование глобальной компетенции возможно в рамках культурно-образовательных проектов, реализуемых посредством создания электронной информационной образовательной среды.

В рамках решения этой задачи в УрГПУ развернута платформа организации и управления обучением eLearningServer 4G. В УрГПУ реализуется грант европейской программы «Эразмус+», в рамках которой разрабатывается международный дистанционный учебный курс, что в дальнейшем позволит расширить границы академической мобильности студентов, а также даст возможность участия университета в проведении онлайн-курсов на международных образовательных площадках [6].

Уральский государственный педагогический университет, продвигаясь в направлении развития сетевых форм реализации образовательных программ, стал участником международной культурно-образовательной программы «Глобальные инициативы в образовании», которая реализуется на основе Меморандума о сотрудничестве УрГПУ (Россия) и East Carolina University (США, Университет Восточной Каролины). В рамках программы осуществляются два проекта: «Глобальное понимание» и «Глобальное лидерство» [3].

Проект «Глобальное понимание» был инициирован Университетом Восточной Каролины (Гринвилл, США) в 2004 г. Миссия проекта заключается в использовании виртуального пространства для объединения студентов всего мира с целью формирования их культурной толерантности и осведомленности, что поможет им успешно жить и сотрудничать в глобальном сообще-

стве. В 2008 г. первые девять университетов, принимавших участие в реализации проекта, создали организацию «Глобальные партнеры в образовании», которая в настоящее время объединяет более 50 университетов-партнеров из разных стран мира. УрГПУ стал участником проекта «Глобальное понимание» в 2012 г., что было официально зафиксировано после подписания Меморандума о сотрудничестве между Уральским государственным педагогическим университетом и Университетом Восточной Каролины. В рамках проекта «Глобальное понимание» процесс организации виртуальной образовательной среды проходит благодаря современной технической поддержке (оборудование для видеоконференций с возможностью вещания в режиме онлайн, компьютерная техника и т. п.). Кроме того, создан специальный информационный ресурс (сайт проекта «Глобальные партнеры в образовании»), представляющий собой учебный портал (виртуальные лекции, информационные материалы, совместные проекты) и площадку для диалогового общения с партнерами проекта (форум, блоги) [7].

Проект «Глобальное лидерство» Ур-ГПУ реализует совместно с Университетом Восточной Каролины (East Caroline University, ECU, Гринвилл, США) и Шанхайским университетом (Shanxi Datong University, SDU). Эта образовательная программа направлена на подготовку специалистов, обладающих профессиональными компетенциями, необходимыми для осуществления эффективного руководства группами (в том числе виртуальными), состоящими из представителей различных культур. Потребность в таких специалистах определяется вхождением России в мировое сообщество и расширением международных связей в различных сферах. Образовательная программа позволяет сформировать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. Выпускник образовательной программы может осуществлять профессиональную деятельность в поликультурной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития. Он способен к эффективному взаимодействию в рабочих группах (в том числе в научно-исследовательских коллективах), включающих представителей различных этнокультурных и конфессиональных групп. Выпускник образовательной программы способен играть лидирующую роль в таких группах, реализуя собственную модель лидерского пове-

дения, выработанную на основе анализа различных теорий лидерства (в глобальном контексте) и понимания сильных и слабых сторон своей личности. Выпускник осознает имеющиеся культурные различия и предрассудки и способен учитывать их при организации социального взаимодействия в группе.

Обучение реализуется в специально созданном с помощью современных информационных технологий виртуальном пространстве, в котором одновременно присутствуют группы студентов из университетов-партнеров. В образовательном процессе используются такие формы занятий, как онлайн-лекции преподавателей из университетов-партнеров; групповое обсуждение вопросов по теме лекции с последующим представлением результатов от каждой группы; взаимодействие со студентами из других стран в мини-группах по вопросам лидерства; разработка проекта решения одной из глобальных проблем с использованием навыков лидерского поведения. Рабочим языком образовательной программы является английский язык.

Практика реализации международных виртуальных образовательных проектов позволяет выйти на качественно новый уровень организации учебного процесса. Происходит создание обогащенного образовательного пространства, что обеспечивает университету опыт реального межкультурного взаимодействия и формирует у студентов важные компетенции [11].

Важно, что такой подход к созданию образовательной среды направлен на стимулирование международного сотрудничества посредством использования интернет-технологий с целью обеспечения доверия, дружбы и будущих возможностей для научного сотрудничества представителей разных культур.

Таким образом, деятельность Уральского государственного педагогического университета создает возможность становления регионального образовательного кластера, нацелена на реализацию человеческого потенциала жителей Уральского региона через получение качественного образования на протяжении всей жизни. Развитие сетевого взаимодействия с отечественными и зарубежными вузами-партнерами становится реальным механизмом формирования качественно новой культурно-образовательной среды, ориентированной на развитие глобальной компетенции обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотов В. А. К вопросам о реформе педагогического образования// Психологическая наука и образование. ГБОУ ВПО МГППУ : 2014. Т. 19? № 3. C. 32-40.

2. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Егоров И. В., Вачкова С. Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования// Вестник МГПУ. 2013. № 2 (24). С. 32-43.

3. Глобальные партнеры в образовании (Global Partners in Education). URL: http://thegpe.org.

4. Грачева Е. Ю. Педагогическая интернатура в развитых странах мира. URL: http://www. rusnauka.com/28_PRNT_20il/Pedagogica/2_94004.doc.htm (дата обращения: 10.09.2013).

5. Каспаржак А. Г. Задачи проекта «Модернизация педагогического образования» // Проект модернизации педагогического образования. URL: http://педагогическоеобразование.рф/documents/ show/137 (дата обращения: 15.07.2015).

6. Крылова С. Г. Образовательный потенциал межкультурного взаимодействия // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 19-25.

7. Макурова Е. В., Руденко Н. С. Виртуальная образовательная среда как условие развития межкультурной компетентности / / Педагогическое образование в России. 2012. № 6. С. 120-123.

8. Марголис А. А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. C. 41-57.

9. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. C. 105-126.

10. Марголис А. А., Рубцов В. В. О стратегии и направлениях модернизации педагогического образования в России: анализ международного опыта подготовки учителя для новой школы // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». М. : Изд-во МГППУ, 2011. C. 47-67.

11. Минюрова С. А. Глобальная компетентность как эффект реализации культурно-образовательных проектов // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки : сборник статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - «Специальное (дефектологическое) образование»), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия (10 нояб. 2015 г., г. Нижний Новгород). Н. Новгород : Мининский ун-т, 2015. С. 167-170.

12. Минюрова С. А. Педагогическая интернатура в образовательном кластере региона // Образование и саморазвитие. 2015. № 2 (44). С. 51-55.

13. Симонова А. А., Рубина Л. Я., Минюрова С. А. Статус Уральского государственного педагогического университета в структуре регионального образовательного кластера // Образование: цели и перспективы. 2014. № 35. С. 49-53.

14. Стратегия социально-экономического развития Свердловской области на период до 2030 года : проект. URL: http://economy.midural.ru/sites/default/files/files/strategy2030.pdf.

15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. Ст. 15.

REFERENCES

1. Bolotov V. A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovaniya// Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. GBOU VPO MGPPU : 2014. T. 19? № 3. C. 32-40.

2. Gevorkyan E. N., Savenkov A. I., Egorov I. V., Vachkova S. N. Internatura kak forma organizatsii po-slediplomnoy praktiki v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya// Vestnik MGPU. 2013. № 2 (24).

s. 32-43.

3. Global'nye partnery v obrazovanii (Global Partners in Education). URL: http://thegpe.org.

4. Gracheva E. Yu. Pedagogicheskaya internatura v razvitykh stranakh mira. URL: http://www. rusnauka.com/28_PRNT_2011/Pedagogica/2_94004.doc.htm (data obrashcheniya: 10.09.2013).

5. Kasparzhak A. G. Zadachi proekta «Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya» // Proekt moder-nizatsii pedagogicheskogo obrazovaniya. URL: http://pedagogicheskoeobrazovanie.rf/documents/show/137 (data obrashcheniya: 15.07.2015).

6. Krylova S. G. Obrazovatel'nyy potentsial mezhkul'turnogo vzaimodeystviya // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. 2013. № 4. S. 19-25.

7. Makurova E. V., Rudenko N. S. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda kak uslovie razvitiya mezhkul'turnoy kompetentnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2012. № 6. S. 120-123.

8. Margolis A. A. Problemy i perspektivy razvitiya pedagogicheskogo obrazovaniya v RF// Psi-khologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19, № 3. C. 41-57.

9. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2014. T. 19, № 3. C. 105-126.

10. Margolis A. A., Rubtsov V. V. O strategii i napravleniyakh modernizatsii pedagogicheskogo obrazova-niya v Rossii: analiz mezhdunarodnogo opyta podgotovki uchitelya dlya novoy shkoly // Psikhologo-pedagogicheskoe obespechenie natsional'noy obrazovatel'noy initsiativy «Nasha novaya shkola». M. : Izd-vo MGPPU, 2011. S. 47-67.

11. Minyurova S. A. Global'naya kompetentnost' kak effekt realizatsii kul'turno-obrazovatel'nykh proektov // Modernizatsiya pedagogicheskogo obrazovaniya v kontekste global'noy obrazovatel'noy povestki : sbornik statey po materialam Vseros. nauch.-prakt. konf. po problemam razrabotki i aprobatsii novykh moduley programm bakalavriata po ukrupnennoy gruppe spetsial'nostey «Obrazovanie i pedagogika» (napravlenie podgotovki -«Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie»), predpolagayushchikh akademicheskuyu mobil'nost' studentov vuzov pedagogicheskogo profilya (nepedagogicheskikh napravleniy podgotovki) v usloviyakh setevogo vzaimodeystviya (10 noyab. 2015 g., g. Nizhniy Novgorod). N. Novgorod : Mininskiy un-t, 2015. S. 167-170.

12. Minyurova S. A. Pedagogicheskaya internatura v obrazovatel'nom klastere regiona // Obrazovanie i samorazvitie. 2015. № 2 (44). S. 51-55.

13. Simonova A. A., Rubina L. Ya., Minyurova S. A. Status Ural'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta v strukture regional'nogo obrazovatel'nogo klastera / / Obrazovanie: tseli i perspektivy. 2014. № 35.

s. 49-53.

14. Strategiya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sverdlovskoy oblasti na period do 2030 goda : proekt. URL: http: / / economy.midural.ru/ sites/default/files/files/strategy2030.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» : ot 29 dek. 2012 g. № 273-FZ. St. 15.

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Е. А. Казаева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.